Суда и корабли всегда классифицировали по разным признакам.
При этом можно отметить пересечение двух подходов — функционального (по назначению) и структурного (по архитектуре, конструкции, размерам). Например, галеры античного периода различались количеством рядов гребцов, причем увеличение числа последних с целью повышения мощности и скорости (функция) неизбежно вело к росту размерений (структура).
В век парусников определяющим признаком принадлежности к классу стал тип парусного вооружения. Помимо этого, применялось деление по характеристикам другого рода: грузовые суда различались грузоподъемностью (позднее – водоизмещением), военные — по числу пушек или функционально (линейные корабли, фрегаты, корветы и т.д.). Здесь классификация добилась больших успехов; важность решаемых задач и регламентированный подход позволили выстроить строгий ранжир типов боевых кораблей. Но специалисты знают о случающихся противоречиях и нестыковках классов даже в рамках ВМС одной страны, не говоря уж о разных.
Выбор лодки или катера
Сложнее обстоят дела с классификацией малых судов. Здесь надо говорить о классах водоизмещающих, переходных и глиссирующих судов. Вместе с тем целесообразно делить суда по назначению и архитектурному типу.
Бытуют формулировки, наподобие «класс 25-футовых спортивных катеров», и в обозначении большинства моделей употребляется цифровой индекс, указывающий на длину в футах или метрах. Конечно, длина не может быть главным критерием принадлежности к классу (сравните лодку для академической гребли и катамаран), и в одном диапазоне длин существуют разные типы лодок. Встречаются и так называемые «местечковые» классификации, введенные фирмами, использующие для обозначения типа название модели в сочетании с именем-брендом.
Стройную классификацию лодок, подобную существующим в зоологии (класс — отряд — семейство — род — вид) или химии (таблица Менделеева), создать сложно; она представляется в виде 3–5-мерной матрицы. Новые лодки появляются с завидной скоростью, и такая классификация должна быть весьма гибкой. В этой статье мы лишь попытаемся глубже понять существующее многообразие катеров, логику развития боутинга в его предметном проявлении, растолковать наиболее часто встречающиеся термины, соотнося их с теми или иными представителями обширного катерного семейства. Термины, относящиеся к аквабайкам, формульным и оффшорным болидам, а также к парусным и парусно-моторным судам не рассматриваются.
Терминология
Производители катеров и их дилеры для решения маркетинговых задач используют специальные термины, имеющие общий характер, т.е. не относящиеся к тому или иному типу катеров, и трактуют их довольно широко.
Motor boat, power boat
Под «motor boat» преимущественно понимают лодки с подвесными моторами, под «power boat» — малые суда с более мощными стационарными двигателями. У нас сложилась традиция разделять мотолодки и катера в зависимости от типа силовой установки. Если на судне подвесной двигатель — это моторная лодка, если двигатель стационарный — катер (подразумевается, что катер всегда крупнее моторной лодки). Такое разделение не всегда оправдано — по нашим рекам бегает немало лодок с маломощными стационарными моторами и катеров с парой подвесных двигателей на транце мощностью 250-300 л.с.
Linssen 33.9 Первоклассный Голландский Чух-Чух за разумные деньги.
Day cruiser
Он «дневной», поскольку рассчитан в основном на однодневные выходы. Крейсер (от голландского «kruiser») — слово, которое в русском языке закрепилось за боевыми кораблями. От него пошли английские, давно прижившиеся в русском языке слова «круиз» — морское путешествие и «круизер» — судно, совершающее круизы. Следовательно, дейкруизер — катер для непродолжительных морских прогулок, моциона, купания, катания на лыжах, пикника и пр.
Overnighter и weekender
Термины, имеющие столь же широкое значение и описывающие скорее функциональные, нежели служащие для определения типа качества лодки. Если дейкруизером может быть названа и легкая открытая лодка, и спортивно-прогулочный катер с рубкой-убежищем, то термины «overnighter» или «weekender» применимы к каютному катеру с камбузом и гальюном.
Спортивно-прогулочные катера (runabout)
В переводе с английского «runabout» означает «прогулочный». Самый популярный и многочисленный класс для наиболее распространенного вида боутинга — непродолжительных (в несколько часов) выходов на акваторию для купания, катания на всевозможных придуманных для этого средствах, поездок на пикник в живописные места и пр. В России лодки этого класса принято называть спортивно-прогулочными или просто прогулочными. По компоновке ранэбауты можно разделить на типы.
Нам этот тип прогулочных лодок, один из вариантов компоновки малых катеров, восходящий к 50-м гг. прошлого века, хорошо знаком: достаточно вспомнить любую из советских «дюралек». Созданная в тот период «Казанка», определила архетип советской рекреационной лодки. Как ясно из названия, это тип катера с запалубленной носовой частью, где обычно устраивается рундук-багажник.
Буквальный перевод дает немного: «bow» – нос лодки, «rider» — скакун. Боурайдер – это лодка с кокпитом в носовой части. Такая архитектура предпочтительна для акваторий с теплым климатом; до 80% американских спортивно-прогулочных лодок — именно боурайдеры.
Cuddy cabin
Лодка с небольшой каютой или, если угодно, рубкой-убежищем. «Cuddy» и означает «маленькая каюта». Другое значение этого слова — «чуланчик» (интересно, что в яхтенном арго ему близко по значению мрачноватое «гробик»). В России соотношение проданных ранэбаутов и лодок кадди кэбин обратно американскому. Логика такого предпочтения проста: климатические условия предопределяют наличие обогревателя, а не кондиционера.
Традиции северной Европы породили свой тип прогулочных лодок, имеющих небольшую, открытую с кормы рубку («hard top» означает «твердая крыша»). В носовой части располагается V-образная койка. Наличие камбуза (плита и мойка), которым часто оборудуются хардтопы, значительно увеличивает их автономность. Над кокпитом при необходимости воздвигается легкий тент.
Midcab (middle cabin)
Распространенный в Скандинавии тип лодки с небольшой рубкой-кабиной посередине и, соответственно, носовым и кормовым кокпитами.
Тип палубной лодки, идущий от открытых прогулочных лодок. По сути, это боурайдеры с расширенным носовым кокпитом; они вмещают больше пассажиров, к услугам которых пара столов, мойки, ящики со льдом и прочие необходимые для коктейля или даже барбекю приспособления.
Спортивные буксировщики (tow boats)
Активные виды развлечений часто становятся видами спорта. В боутинге так произошло с водными лыжами, а позднее — с вейкбордом. Став со временем профессиональным спортом, водные лыжи и вейкбординг потребовали от лодок специализации, и появились катера-буксировщики.
Главное их отличие от обычных прогулочных лодок — способность определенного волнообразования, обусловленная формой корпуса и центровкой. Катера, буксирующие лыжника, должны создавать низкие и плоские волны; для вейка нужны большие и крутые. Как правило, эти лодки имеют стационарные двигатели с прямым валом. Сюда же можно отнести еще один тип — буксировщики парашюта.
Скоростные представительские катера (high performance boats)
Источник: sudavmore.ru
Виды яхт: 6 основных классификаций яхт и катеров
Маломерные суда очень разнообразны и могут иметь существенные отличия по целому ряду признаков. Например, спортивный парусник лишь отдаленно схож с моторной многопалубной мегаяхтой. Тем более, прогресс не стоит на месте: образцы водного транспорта постоянно изменяются и совершенствуются. Поэтому систематизировать суда и привести их к единой классификации едва ли возможно. Таким образом, деление на виды яхт производится по базовым критериям, таким, как размер, назначение, форма и т.д.
Семь основных классификаций яхт выглядят так:
- По типу привода (выделяются 3 принципиально разных вида яхт: парусные, парусно-моторные, моторные)
- По «среде обитания» (океанские, морские, речные и универсальные суда «река-море» имеют значительные отличия)
- Целевое назначение судна (по этому принципу маломерные суда делятся на прогулочные, спортивные, рыболовные, туристические, круизные и т.д.)
- По форме и конструкции корпуса (за основу здесь берется количество корпусов и многочисленные конструкторские особенности плавсредства).
- По размерам (тут все прозрачно и понятно)
- Классификация ГИМС (учитывают сразу несколько критериев).
Кроме того, суда подразделяются по типу двигателя (навесной, стационарный, водомет), материалу корпуса (пластик, стеклопластик, алюминий), водоизмещению судна, пассажировместимости и т.д. Но это не главные, а дополнительные признаки. Например, грузоподъемность и количество мест для гостей тесно связано с размерами и конструкцией яхты, а материал корпуса – с водной средой, в которой она должна эксплуатироваться. Впрочем, в классификациях, которые мы разбираем, так или иначе присутствует пересечение двух подходов — функционального (для чего и где будет применяться судно) и технического (размеры, конструкция, ходовые качества). Ниже рассмотрим каждую из 6 классификаций катеров и яхт подробнее.
Ветер в парусах или топливо в двигателе
По типу привода выделяют 3 вида яхт: парусные, моторные и парусно-моторные. В парусных судах для передвижения используется сила ветра, в моторных – двигателя, а в парусно-моторных – и то и другое. В настоящее время парусные суда без мотора используются в основном для спортивных целей, но не только.
Такие яхты делятся на крейсерские (для продолжительного морского плавания) и гоночные – для коротких скоростных заплывов. Разница – в размере, конструкции корпуса и парусов, а также материалах, из которых они изготовлены. Кроме того, в парусных и парусно-моторных яхтах важен такой критерий, как остойчивость, т.е. способность противостоять сильному крену и перевороту корпуса. Она достигается при помощи 3 основных форм днища: килевые (имеют киль), швертботы (с подводным крылом вместо киля) и компромиссы (гибрид двух первых форм). Также на остойчивость влияет тип корпуса (их мы разберем чуть позже).
Наличие помимо паруса еще и подвесного мотора делает судно пригодным для туризма, придавая больше маневренности и автономности (когда есть ветер экономится топливо, а в штиль – маломер продолжает движение за счет работы мотора). Парусно-моторные яхты условно делятся на категории в зависимости от того, насколько важна роль мотора.
Во-первых, это может быть вспомогательная функция (медленное движение при отсутствии ветра, заходе в порт и т.д.). Далее – двигатель может работать наравне с парусом. Третий вариант – мотор берет на себя основную нагрузку. Это самые резвые, но и самые прожорливые из парусно-моторных яхт.
Заключительный тип – моторные яхты. Здесь приведение в движение осуществляется с помощью стационарного или подвесного мотора, а паруса отсутствуют. Такие суда в свою очередь делятся еще на множество разновидностей. Кроме того, разработаны «мировые стандарты классификации яхт», в соответствии с которыми производится сертификация фирмы-производителя и ее продукции.
Виды яхт по среде обитания
В соответствии с европейскими стандартами (CE), моторные суда делятся на 4 класса: А, B, C и D.
Международный класс А, или океанские яхты – самые большие и выносливые. Они устоят при сильных порывах ветра (свыше 8 баллов из 12 по шкале Бофорта) и волнах высотой около 4 м. Лучший вариант для кругосветки.
Класс В – для морских круизов. Они не боятся умеренного шторма и могут осилить многодневное путешествие в открытом море.
Яхты класса С предназначены для курсирования в прибрежной морской зоне, широких реках и каналах. Осилят гребни волн до 2 м и 6-балльный ветер.
И, наконец, класс D – это вид катеров и небольших яхт для плавания в закрытых водоемах. Они имеют облегченный корпус (менее толстый, чем морские собратья). В модификациях река-море могут использоваться для краткосрочных заплывов возле морского берега (если погода хорошая и волны не выше полуметра).
Целевое назначение судна
Тут деление чисто практическое. Классификация включает в себя: круизные (для длительного плавания), прогулочные, или дейкруизеры (хороши для пикников и отдыха на воде), спортивно-прогулочные (для водных активностей), чисто спортивные (гонки и адреналин), рыболовные (помощники в улове), буксировщики (везут на тросе любителей кататься на водных лыжах, досках, бананах и т.д.), туристические яхты (укомплектованы большим количеством пассажирских сидений). Кроме того, яхта может служить залом переговоров и званых ужинов (представительская функция), местом уединения (небольшой катер с каютой) или полноценной квартирой на воде, где владелец ежедневно ночует.
По форме и конструкции корпуса
Это самый объемный критерий. Во-первых, суда можно делить по количеству корпусов и палуб. Так, существуют моно-корпусные (1), катамараны (2) и тримараны (3 корпуса). Наличие дополнительных корпусов придает устойчивость. Количество палуб – от 1 до 9 (столько их у Eclipse, одной из крупнейших яхт мира).
Кроме того, существует большое количество конструктивных решений, которые тесно связаны с предыдущей классификацией — по целям использования. Так, дейкруизеры имеют открытую палубу, рыболовный катер оснащен рубкой, а круизеры – большим кокпитом и полноценными каютами.
А большое семейство спортивно-прогулочных яхт и катеров — ранэбауты (runabout) по типу конструкции делятся на:
- Closed bow (закрытая моторка). Такие катера имеют запалубленный нос с местами для хранения.
- Bowrider (боурайдер) – тип катеров, в носовой части которых оборудован кокпит.
- Cuddy cabin (маленькая каюта) и middle cabin (мидкаб) – отличаются компактной закрытой кабиной-рубкой, расположенной соответственно в носовой и средней части катера.
- Hard top (хардтоп) – над кокпитом располагается раздвижная крыша.
- Свои разновидности имеют и круизеры. Например, coupe, где в крыше надстройки вмонтированы сдвижные световые люки или flybridge (флайбридж) – с открытым капитанским мостиком на крыше рубки.
Размер имеет значение
По такой характеристике, как размер выделяют 5 типов яхт и моторок. Большинство маломерных судов вписываются в длину от 3 до 7,5 м (до 25 футов). Их принято называть катерами или мини-яхтами. Далее идут круизеры, или круизные катера. Их длина варьируется от 7,6 до 13,7 метров (25-45 футов).
Следующий размер – до 24 метров (79 футов) – позволяет назвать плавсредство яхтой. Если длина превышает 24 м – смело можно добавлять приставка «супер», а после отметки в 70 м уместно название «мегаяхта».
Классификация ГИМС
В ведомстве Государственной инспекции маломерных судов МЧС находятся катера и другие водные ТС до 20 метров, вмещающие не более 12 пассажиров. Разделение на виды яхт, катеров и лодок в ГИМС проводится по нескольким параметрам:
- назначение судна (коммерческое, спортивное, прогулочное, спасательное и т.д.),
- тип двигателя (стационарный и навесной) и тип движителя (гидравлический, воздушный, газоводометный);
- мощность двигателя (Показатель напрямую влияет на транспортный налог. Например, за стационарный мотор до 8 кВт/12 л.с. платить не придется),
- режим движения (водоизмещение, глиссирование, перемещение на подводных крыльях, или подушке);
- район плавания (морские, прибрежные, речные, озерные) и др.
Таким образом, чтобы провести систематизацию по видам яхт, нужно учитывать комплекс характеристик, базовые из которых мы описали выше.
Популярные катера и яхты
Получите индивидуальную консультацию по выбору катера и яхты
Радик Резванов менеджер по продажам
Решим все вопросы юридического оформления сделки, технического сюрвея и регистрации судна.
+7 (843) 216 16 05 доб 605
Получить консультацию
Получить подробную информацию
Спасибо!
Ваш запрос отправлен.
С вами свяжутся в ближайшее время.
Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.
Источник: velvette-marine.com
Виды и типы катеров
В ходе эволюции человек использовал разные виды транспорта, в том числе и водные. С развитием технического прогресса водный транспорт достиг невиданных высот. Сегодня в мире существует огромное количество видов и типов судов, размер, назначение и возможности которых ограничены только фантазией производителя. Самым универсальным считается такой вид водного транспорта, как катер. Катер – это маломерное судно, оснащенное мотором или моторами.
Существует много видов и типов катеров. Они классифицируются по различным критериям.
Виды катеров по области применения и их назначения
По области применения катера можно разделить на несколько больших групп:
- Прогулочные или экскурсионные катера. Предназначены для недолгих комфортных водных прогулок. Это самые универсальные катера.
- Катера повышенной комфортности. Предназначены для многодневных путешествий. Они оснащены всем необходимым для продолжительного нахождения людей на воде. Это самые комфортные и приспособленные для отдыха катера.
- Рыболовные катера. Имеют специальное рыболовецкое оборудование и предназначены для любой рыбалки. Они быстроходны и отличаются большей проходимостью.
- Спортивные катера. Используются в водных видах спорта. Это самые быстроходные и маневренные катера.
- Пассажирские катера. Имеют большой размер и много посадочных мест. Используются для перевозок пассажиров.
- Грузовые катера. Предназначены для перевозок грузов. Они оснащены вместимыми палубами и трюмами для размещения грузов.
- Охранные или патрульные катера. Они имеют на своем борту специальное оборудование, позволяющее использовать их для охраны и патрулирования различных объектов на воде или берегу. Они также быстроходны и маневренны и состоят на службе у полиции, военных, береговой охраны и МЧС.
Виды катеров по материалу изготовления
По материалу изготовления катера делятся на 3 основные группы:
- Алюминиевые
- Пластиковые
- Комбинированные
Каждый из материалов имеет свои плюсы и минусы. Например, пластиковые катера привлекательнее и дешевле, но и более хрупки и требуют более тщательного обслуживания. Алюминиевые катера более дорогие, но с минимальным уходом служат своему владельцу много лет подряд. Комбинированные катера сочетают в себе плюсы и минусы обеих групп и чаще всего изготавливаются «под заказ», исходя из потребностей конкретного владельца.
Виды катеров по конструктивным особенностям
Классификация катеров не ограничивается только назначением и материалами, из которых изготовлены. Люди, разбирающиеся в маломерных судах, различают катера по их внешнему виду, то есть по их конструктивным особенностям. Здесь каждый катер имеет собственное название:
- Дэйкруизер – катер для коротких прогулок;
- Боурайдер – открытый прогулочный катер с надстройкой на носу;
- Катер с хардтопом – катер с полузакрытой кабиной, универсальный для любой ситуации;
- Кадди катер – катер с небольшой каютой в носовой части;
- Глиссер – быстроходный катер с плоским дном, при движении которого со стороны возникает ощущение полета над водой;
- Катамаран – двухпалубный катер широкого назначения;
- Спортивный буксировщик – быстроходный и мощный катер, используемый в водных видах спорта: буксировка спортсменов;
- Моторная яхта – катера из этой ниши относятся к катерам представительского класса. Они имеют несколько кают и предназначены для долгих морских круизов.
Производители катеров всегда тщательно продумывают и изготавливают свою продукцию в соответствии с самыми высокими требованиями технических характеристик, мореходных качеств, эстетики, комфорта и безопасности.
Источник: krasboat.ru