Типы катеров и лодок

Суда и корабли всегда классифицировали по разным признакам.

При этом можно отметить пересечение двух подходов — функционального (по назначению) и структурного (по архитектуре, конструкции, размерам). Например, галеры античного периода различались количеством рядов гребцов, причем увеличение числа последних с целью повышения мощности и скорости (функция) неизбежно вело к росту размерений (структура).

В век парусников определяющим признаком принадлежности к классу стал тип парусного вооружения. Помимо этого, применялось деление по характеристикам другого рода: грузовые суда различались грузоподъемностью (позднее – водоизмещением), военные — по числу пушек или функционально (линейные корабли, фрегаты, корветы и т.д.). Здесь классификация добилась больших успехов; важность решаемых задач и регламентированный подход позволили выстроить строгий ранжир типов боевых кораблей. Но специалисты знают о случающихся противоречиях и нестыковках классов даже в рамках ВМС одной страны, не говоря уж о разных.

Выбор лодки или катера

Сложнее обстоят дела с классификацией малых судов. Здесь надо говорить о классах водоизмещающих, переходных и глиссирующих судов. Вместе с тем целесообразно делить суда по назначению и архитектурному типу.

Бытуют формулировки, наподобие «класс 25-футовых спортивных катеров», и в обозначении большинства моделей употребляется цифровой индекс, указывающий на длину в футах или метрах. Конечно, длина не может быть главным критерием принадлежности к классу (сравните лодку для академической гребли и катамаран), и в одном диапазоне длин существуют разные типы лодок. Встречаются и так называемые «местечковые» классификации, введенные фирмами, использующие для обозначения типа название модели в сочетании с именем-брендом.

Стройную классификацию лодок, подобную существующим в зоологии (класс — отряд — семейство — род — вид) или химии (таблица Менделеева), создать сложно; она представляется в виде 3–5-мерной матрицы. Новые лодки появляются с завидной скоростью, и такая классификация должна быть весьма гибкой. В этой статье мы лишь попытаемся глубже понять существующее многообразие катеров, логику развития боутинга в его предметном проявлении, растолковать наиболее часто встречающиеся термины, соотнося их с теми или иными представителями обширного катерного семейства. Термины, относящиеся к аквабайкам, формульным и оффшорным болидам, а также к парусным и парусно-моторным судам не рассматриваются.
Терминология

Производители катеров и их дилеры для решения маркетинговых задач используют специальные термины, имеющие общий характер, т.е. не относящиеся к тому или иному типу катеров, и трактуют их довольно широко.

Motor boat, power boat

Под «motor boat» преимущественно понимают лодки с подвесными моторами, под «power boat» — малые суда с более мощными стационарными двигателями. У нас сложилась традиция разделять мотолодки и катера в зависимости от типа силовой установки. Если на судне подвесной двигатель — это моторная лодка, если двигатель стационарный — катер (подразумевается, что катер всегда крупнее моторной лодки). Такое разделение не всегда оправдано — по нашим рекам бегает немало лодок с маломощными стационарными моторами и катеров с парой подвесных двигателей на транце мощностью 250-300 л.с.

Linssen 33.9 Первоклассный Голландский Чух-Чух за разумные деньги.

Day cruiser

Он «дневной», поскольку рассчитан в основном на однодневные выходы. Крейсер (от голландского «kruiser») — слово, которое в русском языке закрепилось за боевыми кораблями. От него пошли английские, давно прижившиеся в русском языке слова «круиз» — морское путешествие и «круизер» — судно, совершающее круизы. Следовательно, дейкруизер — катер для непродолжительных морских прогулок, моциона, купания, катания на лыжах, пикника и пр.

Overnighter и weekender

Термины, имеющие столь же широкое значение и описывающие скорее функциональные, нежели служащие для определения типа качества лодки. Если дейкруизером может быть названа и легкая открытая лодка, и спортивно-прогулочный катер с рубкой-убежищем, то термины «overnighter» или «weekender» применимы к каютному катеру с камбузом и гальюном.
Спортивно-прогулочные катера (runabout)

В переводе с английского «runabout» означает «прогулочный». Самый популярный и многочисленный класс для наиболее распространенного вида боутинга — непродолжительных (в несколько часов) выходов на акваторию для купания, катания на всевозможных придуманных для этого средствах, поездок на пикник в живописные места и пр. В России лодки этого класса принято называть спортивно-прогулочными или просто прогулочными. По компоновке ранэбауты можно разделить на типы.

Нам этот тип прогулочных лодок, один из вариантов компоновки малых катеров, восходящий к 50-м гг. прошлого века, хорошо знаком: достаточно вспомнить любую из советских «дюралек». Созданная в тот период «Казанка», определила архетип советской рекреационной лодки. Как ясно из названия, это тип катера с запалубленной носовой частью, где обычно устраивается рундук-багажник.

Читайте также:  Самая большая подводная лодка в мире книга

Буквальный перевод дает немного: «bow» – нос лодки, «rider» — скакун. Боурайдер – это лодка с кокпитом в носовой части. Такая архитектура предпочтительна для акваторий с теплым климатом; до 80% американских спортивно-прогулочных лодок — именно боурайдеры.

Cuddy cabin

Лодка с небольшой каютой или, если угодно, рубкой-убежищем. «Cuddy» и означает «маленькая каюта». Другое значение этого слова — «чуланчик» (интересно, что в яхтенном арго ему близко по значению мрачноватое «гробик»). В России соотношение проданных ранэбаутов и лодок кадди кэбин обратно американскому. Логика такого предпочтения проста: климатические условия предопределяют наличие обогревателя, а не кондиционера.

Традиции северной Европы породили свой тип прогулочных лодок, имеющих небольшую, открытую с кормы рубку («hard top» означает «твердая крыша»). В носовой части располагается V-образная койка. Наличие камбуза (плита и мойка), которым часто оборудуются хардтопы, значительно увеличивает их автономность. Над кокпитом при необходимости воздвигается легкий тент.

Midcab (middle cabin)

Распространенный в Скандинавии тип лодки с небольшой рубкой-кабиной посередине и, соответственно, носовым и кормовым кокпитами.

Тип палубной лодки, идущий от открытых прогулочных лодок. По сути, это боурайдеры с расширенным носовым кокпитом; они вмещают больше пассажиров, к услугам которых пара столов, мойки, ящики со льдом и прочие необходимые для коктейля или даже барбекю приспособления.
Спортивные буксировщики (tow boats)

Активные виды развлечений часто становятся видами спорта. В боутинге так произошло с водными лыжами, а позднее — с вейкбордом. Став со временем профессиональным спортом, водные лыжи и вейкбординг потребовали от лодок специализации, и появились катера-буксировщики.

Главное их отличие от обычных прогулочных лодок — способность определенного волнообразования, обусловленная формой корпуса и центровкой. Катера, буксирующие лыжника, должны создавать низкие и плоские волны; для вейка нужны большие и крутые. Как правило, эти лодки имеют стационарные двигатели с прямым валом. Сюда же можно отнести еще один тип — буксировщики парашюта.
Скоростные представительские катера (high performance boats)

Источник: sudavmore.ru

Виды яхт: 6 основных классификаций яхт и катеров

Маломерные суда очень разнообразны и могут иметь существенные отличия по целому ряду признаков. Например, спортивный парусник лишь отдаленно схож с моторной многопалубной мегаяхтой. Тем более, прогресс не стоит на месте: образцы водного транспорта постоянно изменяются и совершенствуются. Поэтому систематизировать суда и привести их к единой классификации едва ли возможно. Таким образом, деление на виды яхт производится по базовым критериям, таким, как размер, назначение, форма и т.д.

скоростной катер

Семь основных классификаций яхт выглядят так:

  • По типу привода (выделяются 3 принципиально разных вида яхт: парусные, парусно-моторные, моторные)
  • По «среде обитания» (океанские, морские, речные и универсальные суда «река-море» имеют значительные отличия)
  • Целевое назначение судна (по этому принципу маломерные суда делятся на прогулочные, спортивные, рыболовные, туристические, круизные и т.д.)
  • По форме и конструкции корпуса (за основу здесь берется количество корпусов и многочисленные конструкторские особенности плавсредства).
  • По размерам (тут все прозрачно и понятно)
  • Классификация ГИМС (учитывают сразу несколько критериев).

Кроме того, суда подразделяются по типу двигателя (навесной, стационарный, водомет), материалу корпуса (пластик, стеклопластик, алюминий), водоизмещению судна, пассажировместимости и т.д. Но это не главные, а дополнительные признаки. Например, грузоподъемность и количество мест для гостей тесно связано с размерами и конструкцией яхты, а материал корпуса – с водной средой, в которой она должна эксплуатироваться. Впрочем, в классификациях, которые мы разбираем, так или иначе присутствует пересечение двух подходов — функционального (для чего и где будет применяться судно) и технического (размеры, конструкция, ходовые качества). Ниже рассмотрим каждую из 6 классификаций катеров и яхт подробнее.

Ветер в парусах или топливо в двигателе

По типу привода выделяют 3 вида яхт: парусные, моторные и парусно-моторные. В парусных судах для передвижения используется сила ветра, в моторных – двигателя, а в парусно-моторных – и то и другое. В настоящее время парусные суда без мотора используются в основном для спортивных целей, но не только.

Такие яхты делятся на крейсерские (для продолжительного морского плавания) и гоночные – для коротких скоростных заплывов. Разница – в размере, конструкции корпуса и парусов, а также материалах, из которых они изготовлены. Кроме того, в парусных и парусно-моторных яхтах важен такой критерий, как остойчивость, т.е. способность противостоять сильному крену и перевороту корпуса. Она достигается при помощи 3 основных форм днища: килевые (имеют киль), швертботы (с подводным крылом вместо киля) и компромиссы (гибрид двух первых форм). Также на остойчивость влияет тип корпуса (их мы разберем чуть позже).

Читайте также:  Какие лодочные моторы выпускают в России в настоящее время

Наличие помимо паруса еще и подвесного мотора делает судно пригодным для туризма, придавая больше маневренности и автономности (когда есть ветер экономится топливо, а в штиль – маломер продолжает движение за счет работы мотора). Парусно-моторные яхты условно делятся на категории в зависимости от того, насколько важна роль мотора.

Во-первых, это может быть вспомогательная функция (медленное движение при отсутствии ветра, заходе в порт и т.д.). Далее – двигатель может работать наравне с парусом. Третий вариант – мотор берет на себя основную нагрузку. Это самые резвые, но и самые прожорливые из парусно-моторных яхт.

Заключительный тип – моторные яхты. Здесь приведение в движение осуществляется с помощью стационарного или подвесного мотора, а паруса отсутствуют. Такие суда в свою очередь делятся еще на множество разновидностей. Кроме того, разработаны «мировые стандарты классификации яхт», в соответствии с которыми производится сертификация фирмы-производителя и ее продукции.

Виды яхт по среде обитания

В соответствии с европейскими стандартами (CE), моторные суда делятся на 4 класса: А, B, C и D.

Международный класс А, или океанские яхты – самые большие и выносливые. Они устоят при сильных порывах ветра (свыше 8 баллов из 12 по шкале Бофорта) и волнах высотой около 4 м. Лучший вариант для кругосветки.

Класс В – для морских круизов. Они не боятся умеренного шторма и могут осилить многодневное путешествие в открытом море.

Яхты класса С предназначены для курсирования в прибрежной морской зоне, широких реках и каналах. Осилят гребни волн до 2 м и 6-балльный ветер.

И, наконец, класс D – это вид катеров и небольших яхт для плавания в закрытых водоемах. Они имеют облегченный корпус (менее толстый, чем морские собратья). В модификациях река-море могут использоваться для краткосрочных заплывов возле морского берега (если погода хорошая и волны не выше полуметра).

Целевое назначение судна

Тут деление чисто практическое. Классификация включает в себя: круизные (для длительного плавания), прогулочные, или дейкруизеры (хороши для пикников и отдыха на воде), спортивно-прогулочные (для водных активностей), чисто спортивные (гонки и адреналин), рыболовные (помощники в улове), буксировщики (везут на тросе любителей кататься на водных лыжах, досках, бананах и т.д.), туристические яхты (укомплектованы большим количеством пассажирских сидений). Кроме того, яхта может служить залом переговоров и званых ужинов (представительская функция), местом уединения (небольшой катер с каютой) или полноценной квартирой на воде, где владелец ежедневно ночует.

По форме и конструкции корпуса

Это самый объемный критерий. Во-первых, суда можно делить по количеству корпусов и палуб. Так, существуют моно-корпусные (1), катамараны (2) и тримараны (3 корпуса). Наличие дополнительных корпусов придает устойчивость. Количество палуб – от 1 до 9 (столько их у Eclipse, одной из крупнейших яхт мира).

Кроме того, существует большое количество конструктивных решений, которые тесно связаны с предыдущей классификацией — по целям использования. Так, дейкруизеры имеют открытую палубу, рыболовный катер оснащен рубкой, а круизеры – большим кокпитом и полноценными каютами.

А большое семейство спортивно-прогулочных яхт и катеров — ранэбауты (runabout) по типу конструкции делятся на:

  • Closed bow (закрытая моторка). Такие катера имеют запалубленный нос с местами для хранения.
  • Bowrider (боурайдер) – тип катеров, в носовой части которых оборудован кокпит.
  • Cuddy cabin (маленькая каюта) и middle cabin (мидкаб) – отличаются компактной закрытой кабиной-рубкой, расположенной соответственно в носовой и средней части катера.
  • Hard top (хардтоп) – над кокпитом располагается раздвижная крыша.
  • Свои разновидности имеют и круизеры. Например, coupe, где в крыше надстройки вмонтированы сдвижные световые люки или flybridge (флайбридж) – с открытым капитанским мостиком на крыше рубки.

Размер имеет значение

По такой характеристике, как размер выделяют 5 типов яхт и моторок. Большинство маломерных судов вписываются в длину от 3 до 7,5 м (до 25 футов). Их принято называть катерами или мини-яхтами. Далее идут круизеры, или круизные катера. Их длина варьируется от 7,6 до 13,7 метров (25-45 футов).

Следующий размер – до 24 метров (79 футов) – позволяет назвать плавсредство яхтой. Если длина превышает 24 м – смело можно добавлять приставка «супер», а после отметки в 70 м уместно название «мегаяхта».

Классификация ГИМС

В ведомстве Государственной инспекции маломерных судов МЧС находятся катера и другие водные ТС до 20 метров, вмещающие не более 12 пассажиров. Разделение на виды яхт, катеров и лодок в ГИМС проводится по нескольким параметрам:

  • назначение судна (коммерческое, спортивное, прогулочное, спасательное и т.д.),
  • тип двигателя (стационарный и навесной) и тип движителя (гидравлический, воздушный, газоводометный);
  • мощность двигателя (Показатель напрямую влияет на транспортный налог. Например, за стационарный мотор до 8 кВт/12 л.с. платить не придется),
  • режим движения (водоизмещение, глиссирование, перемещение на подводных крыльях, или подушке);
  • район плавания (морские, прибрежные, речные, озерные) и др.
Читайте также:  Лодка верта 400 отзывы владельцев

Таким образом, чтобы провести систематизацию по видам яхт, нужно учитывать комплекс характеристик, базовые из которых мы описали выше.

Популярные катера и яхты

Получите индивидуальную консультацию по выбору катера и яхты

Радик Резванов менеджер по продажам
Решим все вопросы юридического оформления сделки, технического сюрвея и регистрации судна.

+7 (843) 216 16 05 доб 605

Получить консультацию

Получить подробную информацию

Спасибо!
Ваш запрос отправлен.
С вами свяжутся в ближайшее время.

Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

Источник: velvette-marine.com

Виды и типы катеров

В ходе эволюции человек использовал разные виды транспорта, в том числе и водные. С развитием технического прогресса водный транспорт достиг невиданных высот. Сегодня в мире существует огромное количество видов и типов судов, размер, назначение и возможности которых ограничены только фантазией производителя. Самым универсальным считается такой вид водного транспорта, как катер. Катер – это маломерное судно, оснащенное мотором или моторами.

Существует много видов и типов катеров. Они классифицируются по различным критериям.

Виды катеров по области применения и их назначения

По области применения катера можно разделить на несколько больших групп:

  1. Прогулочные или экскурсионные катера. Предназначены для недолгих комфортных водных прогулок. Это самые универсальные катера.
  2. Катера повышенной комфортности. Предназначены для многодневных путешествий. Они оснащены всем необходимым для продолжительного нахождения людей на воде. Это самые комфортные и приспособленные для отдыха катера.
  3. Рыболовные катера. Имеют специальное рыболовецкое оборудование и предназначены для любой рыбалки. Они быстроходны и отличаются большей проходимостью.
  4. Спортивные катера. Используются в водных видах спорта. Это самые быстроходные и маневренные катера.
  5. Пассажирские катера. Имеют большой размер и много посадочных мест. Используются для перевозок пассажиров.
  6. Грузовые катера. Предназначены для перевозок грузов. Они оснащены вместимыми палубами и трюмами для размещения грузов.
  7. Охранные или патрульные катера. Они имеют на своем борту специальное оборудование, позволяющее использовать их для охраны и патрулирования различных объектов на воде или берегу. Они также быстроходны и маневренны и состоят на службе у полиции, военных, береговой охраны и МЧС.

Виды катеров по материалу изготовления

По материалу изготовления катера делятся на 3 основные группы:

  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Комбинированные

Каждый из материалов имеет свои плюсы и минусы. Например, пластиковые катера привлекательнее и дешевле, но и более хрупки и требуют более тщательного обслуживания. Алюминиевые катера более дорогие, но с минимальным уходом служат своему владельцу много лет подряд. Комбинированные катера сочетают в себе плюсы и минусы обеих групп и чаще всего изготавливаются «под заказ», исходя из потребностей конкретного владельца.

Виды катеров по конструктивным особенностям

Классификация катеров не ограничивается только назначением и материалами, из которых изготовлены. Люди, разбирающиеся в маломерных судах, различают катера по их внешнему виду, то есть по их конструктивным особенностям. Здесь каждый катер имеет собственное название:

  • Дэйкруизер – катер для коротких прогулок;
  • Боурайдер – открытый прогулочный катер с надстройкой на носу;
  • Катер с хардтопом – катер с полузакрытой кабиной, универсальный для любой ситуации;
  • Кадди катер – катер с небольшой каютой в носовой части;
  • Глиссер – быстроходный катер с плоским дном, при движении которого со стороны возникает ощущение полета над водой;
  • Катамаран – двухпалубный катер широкого назначения;
  • Спортивный буксировщик – быстроходный и мощный катер, используемый в водных видах спорта: буксировка спортсменов;
  • Моторная яхта – катера из этой ниши относятся к катерам представительского класса. Они имеют несколько кают и предназначены для долгих морских круизов.

Производители катеров всегда тщательно продумывают и изготавливают свою продукцию в соответствии с самыми высокими требованиями технических характеристик, мореходных качеств, эстетики, комфорта и безопасности.

Источник: krasboat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...