Подводные лодки типа XVII были небольшими немецкими прибрежными подводными лодками, использующими силовую установку Хельмута Вальтера на основе перекиси водорода . Он предлагал комбинацию воздушно-независимой силовой установки и высоких скоростей в подводном положении.
Индекс
- 1 предварительный
- 2 Строительство
- 3 варианта
- 4 готовые подводные лодки
- 5 Послевоенный
- 6 Список подводных лодок
- 7 Технические характеристики
- 8 См. также
- 9 ссылок
Предварительные
Хельмут Вальтер спроектировал небольшую, обтекаемую, высокоскоростную подводную лодку, работающую на перекиси водорода. Планами проекта на 1934 г. предусматривалось водоизмещение 300 т, скорость надводного хода 26 узлов и подводного хода 30, автономность: 2500 морских миль при 15 узлах, в том числе 500 миль под водой при той же скорости.
Эти параметры посчитали шуткой, и проект не вызвал особого интереса у ОКМ . Только после личной встречи с Дёницем в 1937 году ему удалось заинтересовать последнего. В 1939 г. началось строительство небольшой экспериментальной установки В-80 (водоизмещение 80 т) с турбиной Вальтера. В начале 1940-х годов были проведены испытания, в ходе которых она достигла сенсационной скорости в подводном положении — 28,1 узла (52,0 км/ч). В ноябре 1940 года адмиралы Эрих Редер и Вернер Фукс (глава Строительного управления Кригсмарине) стали свидетелями демонстрации V-80, Редер был впечатлен, но Фукс не спешил с одобрением дальнейших испытаний.
После успешных испытаний V-80 в январе 1942 года Вальтер связался с Карлом Дёницем , который с энтузиазмом воспринял эту идею и потребовал, чтобы эти подводные лодки были разработаны как можно быстрее. Первоначальный заказ был отдан летом 1942 года на разработку четырех подводных лодок типа XVII A.
Строительство
Сравнительный рисунок различных вариантов подводных лодок Тип XVII.
Type XVII A был разделен на две разные версии. U — 792 и U-793 , получившие обозначение Wa 201 (подводное водоизмещение 277 тонн, скорость: 25 узлов, 4 торпеды), были построены фирмой Blohm Voss в Гамбурге началось строительство действующих подводных лодок типа XVII — типа XVII B. Type XVII B, в отличие от XVII A, имел только одну турбину, поскольку в ходе испытаний было замечено, что расход топлива резко возрастает на очень высоких скоростях. На U-973 установлена одна турбина. Первоначальный заказ был на 12 подводных лодок, от U-1405 до U-1416 . [ 3 ] Однако у Blohm Voss из Гамбурга в период с 1943 по 1944 год: U-1405 была завершена в декабре 1944 года, U-1406 — в феврале 1945 года и U-1407 — в марте 1945 года .
Три других корабля ( от U-1408 до U-1410 ) все еще строились, когда война закончилась. Еще шесть Type XVII B ( от U-1411 до U-1416 ) были списаны во время войны в пользу Type XXI . [ 5 ]
Послевоенный
Три завершенных корабля типа XVIIb были убраны их экипажами в конце Второй мировой войны : U-1405 во Фленсбурге, U-1406 и U-1407 в Куксхафене , все в британской зоне оккупации . [ 4 ] U-1406 и U-1407 были потоплены 7 мая 1945 года оберлейтенантом Герхардом Грумпельтом, несмотря на то, что вышестоящий офицер капитан цур Зее Курт Тома запретил такие действия. Британский военный суд приговорил Грумпельта к 7 годам тюремного заключения. [ 6 ]
На Потсдамской конференции в июле 1945 года он направил U-1406 в США, а U-1407 в Великобританию, и вскоре обе были спасены. Незавершенные U-1408 и U-1410 были обнаружены британскими войсками на верфи Blohm Voss, Гамбург
- U-792 — потоплен экипажем Кильского канала.
- U-793 — потоплен экипажем Кильского канала.
Wk 202 — Germaniawerft, Киль
- U-794 — потоплена экипажем в Гельтингере.
- U-795 — потоплена экипажем в Киле.
Тип XVII B — Blohm Перископ Паблишинг» с. 471. ISBN 1-904381-05-7 .
Японская подводная лодка И 17 Второй мировой войны, которая водиночку атаковала побережье США в 1942
№ 17. История одного корабля. U52- далекая предвестница Курска.
Источник: ru.wiki34.com
Тип 17 подводная лодка
Следующим шагом к постройке подлодки Вальтера в 1932 г. стал исследование топлива, используемого в мощной газовой турбине при скоростном движении под водой. Уже в конце года удалось решить проблему с горючим – источником газа под водой стала перекись водорода: H2O2. Он провел исследование энергетических возможностей растворов H2O2 и выявил зависимость основных теплофизических характеристик от концентрации раствора. Растворы, с концентрацией 40-65% H2O2, разлагаясь, заметно нагреваются. При разложении еще более концентрированных растворов тепла выделяется намного больше: вся вода испаряется без остатка, а продукты разложения – смссь водяных паров и кислорода (так называемая парогазовая смесь), заметно перегреваются.
В марте 1933 г. Вальтер обратился с просьбой дать подробные данные и характеристики перекиси водорода к основателю Электро-химического завода в Мюнхене инженеру Альберту Пичу, который выпускал перекись водорода в первую очередь для гигиенических и косметических целей. Одновременно он докладывает в морскому ведомству о своей идее.
Старший советник Лаудана по строительству флота Брандес посчитал Гельмута Вальтера слишком молодым для реализации такой идеи и назначил ответственным доктора Вальтера Пфлаума. Одновременно от военных поступило немедленное распоряжение: засекретить все, что так или иначе связано с перекисью водорода. Отныне в технической документации и переписке фигурировали «аурол»(после добавления красящего вещества), «ауксилин», «Т-штоф» (сокращенный вариант немецкого слова топливо), «инголин» (производное от имени старшего сына Вальтера – Инго), но не общеизвестная перекись водорода. В 1933 г. Вальтер создает первые парогазовые турбины, работающие с дожиганием продуктов каталитического разложения топлива.
Чертёж проекты подлодки Гельмута Вальтера с турбинной силовой установкой, датированный 21 феврали 1934 г. В рейхсмарине он получил кодовое обозначение проект V.
V80 в элинге V фирмы «Германия-Верфт» незадолго перед спуском со стапели. Хвостовая часть лодки уже закончена.
В августе 1933 г. Вальтер предложил командованию ВМФ проект скоростной подлодки. Однако командование флота решило не рисковать с новым типом двигателя и приняло решение испытать только новое топливо, для чего Вальтеру было предложено переработать стандартный проект дизельной подводной лодки. Поскольку работа над газовой турбиной была далеко не закончена, проект предусматривал установку двух дизельных моторов, выхлопные газы которых приводили в действие кислородную установку по разложению перекиси водорода. Это должно было обеспечивать высокую мощность силовой установки под водой.
Подлодка этого проекта имела следующие показатели: подводное водоизмещение 300 м³ , обтекаемая рыбообразная форма корпуса подлодки, длина 32 м, выдвигаемая рубка для движения под водой (при этом вся верхняя палуба лодки оставалась под водой); максимальная скорость 24 узла при мощности силовой установки 4800 л.с. При движении под водой с полной нагрузкой дизелей, работающих по замкнутому циклу и притоке кислорода из установки Вальтера, моторы должны были развивать мощность 7500 л.с. и проектная скорость составляла 30 узлов. Особенностью подводного плавания было создание высокого внутреннего давления в отсеках. Дальность малой подлодки составляла 2500 морских миль при скорости 15 узлов, из них 20% маршрута предусматривалась под водой.
Гельмут Вальтер в кругу своих сотрудников после испытательного рейса на V 80.
После изучения проект а Вальтер получил в конце 1933 г. заказ на постройку одной скоростной подлодки водоизмещением 300-400 т, с подводной скоростью 24 узла, дальностью в надводном положении 2000 морских миль при маршевой скорости 15 узлов и дальности в подводном положении 400-500 миль.
При опытах по разложению перекиси водорода в лабораториях Мюнхена оказалось, что значительный нагрев приводит к образованию водяных паров и высокому давлению. И то, и другое было непригодно для дизельных моторов, но хорошо подходило для турбины. Поэтому в 1934 г. Вальтер предлагает проект подлодки с газотурбинным двигателем.
Предусматривалось, что в результате разложения перекиси водорода образуется кислород и перегретый (до 930°С) пар. Это давало возможность использовать полученную смесь для воспламенения нефтяного топлива в газовой турбине. В результате получалась двигательная установка, вес которой был несопоставимо меньше веса дизелей. Кроме того, ей не нужен был для работы приток кислорода. Согласно новому проекту подлодка имела следующие данные:
Источник: readli.net
Неатомные подводные лодки ВМС европейских государств ч1 (2016)
В боевом составе военно-морских сил крупных европейских государств имеются подводные лодки (ПЛ) с неатомными энергетическими установками (ЭУ) — дизель-электрические. Исключение составляют Великобритания и Франция, которые располагают только атомными ПЛ.
Строительство и эксплуатация новых лодок для большинства стран представляются весьма затратными, однако деятельность в этом направлении не прекращается. Разнятся лишь темпы реализации программ развития подводного кораблестроения.
Безусловным лидером в Европе в вопросах проектирования и строительства дизель-электрических ПЛ является Германия. В Дании же в 2004 году было принято решение о выводе из состава ВМС и списании имеющихся подводных лодок, которое было реализовано в январе 2006-го. Ряд государств объединяют усилия для обеспечения своих потребностей в ПЛ. Швеция, в свою очередь, воссоздает собственные производственные мощности. Вместе с тем находящиеся на вооружении подводные лодки в основном планируется заменить только в 2025-2030 годах.
НАЛЛ проектов 212А и 212В ВМС ФРГ |
Расположение и размеры (в мм) гидроакустических покрытий из стеклопластика |
В настоящее время на вооружении ВМС Германии состоят неатомные подводные лодки (НАПЛ) проектов 212А и 212В (четыре и две единицы соответственно). При их разработке особое внимание уделялось снижению уровня шумности. Для достижения максимального результата был предусмотрен ряд конструктивных решений.
Легкий корпус лодки имеет оптимальную с точки зрения гидродинамических характеристик форму. С целью улучшения обтекаемости и, соответственно, снижения уровня гидродинамических шумов отверстия легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств при движении в подводном положении
закрываются заслонками. Все механизмы установлены на двухкаскадных звукоизолирующих платформах, а наиболее шумные из них (дизель-генератор, компрессоры и другие) размещаются в звукоизоляционной выгородке.
Прочный корпус НАПЛ изготовлен из немагнитной стали марки 1.3964, а некоторые части легкого — из стеклопластика, благодаря чему она имеет низкий уровень магнитного поля. Средняя и носовая части лодки имеют однокорпусную архитектуру (диаметр прочного корпуса 6,8 м), а кормовая — двухкорпусную (5,75 м).
В качестве главного двигателя на подводных лодках проекта 212А используется синхронный гребной электродвигатель (ГЭД) с системой возбуждения на постоянных магнитах мощностью 3 875 л. с. производства корпорации «Сименс». Это электродвигатель постоянного тока нового типа с многофазной обмоткой статора, бесщеточный синхронный, охлаждаемый водой. Он отличается от традиционных ГЭД возможностью плавного регулирования частоты вращения и крутящего момента, пониженным уровнем шумности благодаря отсутствию щеточного и воздушного шумов, на 40% меньшей массой, а также на 60% меньшим объемом по сравнению с обычными двигателями равной мощности.
Таблица 1 Количественный состав НАПЛ ВМС европейских государств до 2030 года
В качестве движителя использован гребной винт большого диаметра с семью лопастями саблевидной формы.
Пониженная частота вращения линии вала значительно улучшает акустические характеристики винта и обеспечивает высокую эффективность его работы.
В состав ЭУ НАПЛ проекта 212А входят девять модулей топливных элементов (ТЭ) на протонных мембранах мощностью 34 кВт каждый, а лодки проектов 214 и 209, строящиеся германскими судостроительными компаниями на экспорт, имеют два модуля ТЭ по 120 кВт. Компонентами, обеспечивающими их работу, являются кислород и водород. Из-за собственных свойств эти газы требуют специальных условий хранения.
Кислород находится в специальных криогенных цистернах с вакуумной изоляцией в жидком состоянии при температуре -185 °С. Две такие емкости установлены вне прочного корпуса в кормовой части подводной лодки.
Для водорода предусмотрен вариант, предполагающий его хранение в специальных контейнерах в химически связанном состоянии (в виде гидридов железа и титана).
В Германии проводятся НИОКР с целью усовершенствования энергетической установки на базе топливных элементов. Перспективное направление — использование реформира для получения водорода из водородосодержащих топлив (дизельного, метанола). Внедрение этих технологий, с одной стороны, может привести к увеличению стоимости и усложнению конструкции, а с другой — позволит отказаться от контейнеров с гидридами металлов и увеличить автономность подводного плавания до 40 сут.
Сравнение выдвижного устройства (слева) непроникающего типа с традиционным перископом (справа) |
На современном этапе основным источником электроэнергии на ПЛ в подводном положении остаются аккумуляторные батареи (АБ). Свинцово-кислотные АБ, используемые в настоящее время, имеют существенные недостатки, такие как выделение водорода, сульфатация, недостаточная мощность и плотность энергии. В связи с этим предусмотрен переход на литий-ионные батареи, эффективность зарядки которых составляет 98 пррц., возможна также форсированная зарядка, а саморазряд элемента не превышает 2% в месяц.
При замещении в аккумуляторной яме ПЛ свинцово-кислотной АБ на литий-ионную в рамках того же объема получается почти в 4 раза больше запасенной энергии, доступной для обеспечения высокоскоростного режима движения, а в режиме экономического хода возможности повышаются в 1,5 раза.
Дополнительные преимущества обусловлены меньшим количеством вспомогательных систем. Так, нет необходимости в жидкостном охлаждении и добавлении дистиллята, в кислотной циркуляционной установке, в системе вентиляции аккумуляторной ямы и контроля водорода и его сжигания, а также в обслуживании АБ, в связи с тем что не требуются ручные измерения контрольных банок, а также вторая и третья ступени зарядки.
Вторая подсерия НАПЛ проекта 212В имеет ряд отличительных особенностей:
— удлиненная на 1,3 м надстройка (для размещения буя спутниковой связи и шлюзовой камеры на четыре боевых пловца);
— наличие модулей для выдвижных устройств (ВУ) непроникающего типа;
— измененная конструкция лопастей гребных винтов, изготовленных из композиционных материалов, позволяющая производить монтаж на металлической ступице при помощи разъемного соединения;
— новая планировка топливных и балластных систем, что обеспечило возможность увеличить емкость топливных цистерн на 50% и, соответственно, автономность подводных лодок.
Установленные в ограждении выдвижных устройств модули являются универсальными системами хранения, транспортировки и применения различных средств: мачт с необходимым оборудованием (оптоэлектронными средствами наблюдения, средствами радиоэлектронной разведки и перехвата сигналов), беспилотных летательных аппаратов и буев связи.
НАПЛ проектов 212А и 212В планируется использовать в составе ВМС Германии до 2030-х годов.
В составе подводных сил ВМС Италии имеется семь НАПЛ: четыре типа «Сальваторе Пелози» и три — типа «Сальваторе Тодаро» (германо-итальянский проект 212). Последние строятся сериями по две единицы. На сегодняшний день испытания проходит четвертый корпус, передача которого флоту запланирована на конец текущего года. В настоящее время рассматривается вопрос о закупке третьей подсерии ПЛ данного проекта, которая также будет состоять из двух единиц.
По своей конструкции НАПЛ типа «Сальваторе Тодаро» отличается от своего германского прототипа. В частности, диаметр прочного корпуса в носовой и средней частях лодки увеличен до 7 м. Он изготовлен из той же немагнитной стали, что и германские ПЛ, но рассчитан на большую глубину погружения — до 300 м. Кроме того, изменен состав вооружения и, соответственно, автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) MSI-90U Mk 2.
Из-за высокой стоимости руководство ВМС Италии отказалось от германских торпед DM2A4 и решило оснащать ПЛ торпедами собственного производства «Блэк Шарк». Изменения затронули также интегрированную гидроакустическую систему (ГАС) CSU 90-138 компании «Атлас электроник», оптоэлектронный перископ и систему РЭБ MRBR-800 фирмы «Индра». Что касается энергетической установки, то она существенно не отличается от германского варианта, хотя не исключается возможность замены отдельных систем итальянскими аналогами.
Вторая партия ПЛ заменит устаревшие «Сальваторе Пелози» и «Джулиано Прини», введенные в состав ВМС в 1988 и 1989 годах соответственно.
На вооружении ВМС Португалии с 2010 года находятся две НАПЛ типа «Трайденте» (германского проекта 209PN). Обе были построены и приобретены в ФРГ по контракту, подписанному МО Португалии и консорциумом ГСК (GSC — German Submarine Consortium) в апреле 2004 года.
Длина подводной лодки типа «Трайденте» 67,9 м, ширина 6,3 м, осадка 6,6 м, подводное водоизмещение 2 020 т, глубина погружения 400 м. Энергетическая установка включает один дизель MTU16V 396, два модуля топливных элементов по 120 кВт и АБ. Для движения используется электродвигатель «Пермасин» (PERMASYN -PERMAnent-field, inverter-fed polyphase-SYNchrono-us) корпорации «Сименс» и гребной винт.
Данная лодка имеет на вооружении восемь 533-мм торпедных аппаратов (ТА), ГАС с носовой цилиндрической и бортовыми антеннами, ГАС обнаружения гидроакустических сигналов, а также АСБУ ISUS-90/50.
ПЛ типа «Трайденте» будут находиться в составе ВМС Португалии до середины 2030-х годов.
В настоящее время на вооружении подводных сил ВМС Швеции имеются две НАПЛ типа «Сёдерманланд» проекта А-17 и три — «Готланд» проекта А-19, введенные в боевой состав в 1989-1990 и 1996-1997 годах соответственно. Длина подводной лодки типа «Готланд» 60,4 м, ширина 6,2 м, подводное водоизмещение 1 625 т, глубина погружения до 300 м. Прочный корпус изготовлен из стали марки ОХ 812.
ПЛ вооружена шестью торпедными аппаратами. Носовые горизонтальные рули смонтированы на ограждении выдвижных устройств, кормовые рули имеют Х-образное расположение, что обеспечивает большую маневренность. Конструкция лодки предусматривает две входные шлюзовые камеры.
Прочный корпус разделен на четыре отсека. В первом (стеллажном) установлены четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата (ТА), оборудованных устройством перезаряжания. Жилой отсек включает каюты для размещения экипажа (пять офицеров, 22 старшины и матросы), кают-компанию, камбуз, душевую, гальюн и умывальник. В третьем отсеке размещены боевые посты (БП) и командные пункты сбора и обработки информации, а также управления подводной лодкой. В четвертом сосредоточены БП управления движением, дизель-генератор, воздухонезависимая ЭУ (ВНЭУ), мастерская, баллоны с воздухом высокого давления и провизионные камеры.
Радиотехническое вооружение включает: ГАС CSU 90-2 с цилиндрической носовой, бортовой и буксируемой антеннами; станцию миноискания; РЛС SCANTER; эхолот; систему опознавания IFF; перископ СК 038 (оборудован фотоаппаратом и видеокамерой); станцию обнаружения радиолокационных сигналов, а также средства радиосвязи.
НАПЛ проекта А-19 может нести 12 торпед «тип 613», либо столько же «тип 62», либо торпеды других типов, выстреливаемых из 533-мм ТА. Через 400-мм ТА возможно использование противолодочных торпед «тип 432/451». Выставление мин производится из ТА, а также при размещении их за прочным корпусом в навесных контейнерах (всего до 48 единиц).
Главный командный пост разделен на две зоны: на правом борту расположены системы сбора и обработки надводной, подводной и воздушной обстановки, на левом — навигации. Зона управления рулями имеет одну приборную панель, позволяющую управлять подводной лодкой по курсу и глубине, передавать указания в машинное отделение по скорости, а также контролировать прием и продувание балласта. На ПЛ установлена АСБУ SESUB 960В корпорации «Сааб».
Данные НАПЛ оснащены ВНЭУ, включающей: два двигателя Стирлинга Мк 2 — V4-275R (204 л. с), которые обеспечивают нахождение ее под водой до трех недель; генератор «Джемонт-Шнейдер» (2 040 л. с); аккумуляторные батареи и ГЭД. Кроме того, установлены два дизеля MTU16V 396 SE84 (3 620 л. с.) для надводного хода и зарядки АБ. Движитель — пятилопастной винт. Энергетическая установка обеспечивает надводную скорость 10 уз и подводную 20 уз.
Основной особенностью НАПЛ типа «Сёдерманланд» проекта А-17 является наличие ГАС CSU 83, АСБУ SESUB 900, шести 533-мм и трех 400-мм ТА. Необходимо отметить, что номенклатура применяемого оружия на этих лодках меньше, чем у проекта А-19, поскольку она напрямую зависит от системы контроля и управления им. С 2004 по 2005 год обе лодки поочередно прошли модернизацию.
В 2009 году правительство Швеции подтвердило решение о строительстве НАПЛ проекта А-26 взамен имевшихся, приступив к подготовительному этапу. Контракт предусматривал двухлетний период разработки вариантов рабочего проекта и выбор наиболее оптимального из них в 2012-2013-м.
Проектные изображения перспективной НАПЛ ВМС Швеции (проект А-26) |
Расположение шлюзовой камеры в НАПЛ проекта А-26 |
Контракт на постройку А-26 намечалось подписать в 2014-м, но к началу года в отношениях между руководством германской компании ТКМС (TKMS -Thyssen Krupp Marine Systems) и правительством Швеции возникли серьезные разногласия в вопросе, касающемся производственных аспектов, что привело к срыву ранее достигнутых договоренностей. Кроме того, оборонное ведомство этой страны и ТКМС не смогли согласовать стоимость и условия проведения среднего ремонта двух НАПЛ проекта А-19.
В связи с этим шведское правительство начало работу по определению возможностей подводного кораблестроения без участия упомянутой компании. МО страны прекратило переговоры с ней в конце февраля 2014 года и заключило контракт с корпорацией «Сааб», исходя из интересов независимой политики в судостроительной области.
Одновременно между двумя компаниями было подписано соглашение о приобретении верфи ТКМС фирмой «Сааб», а также инфраструктуры германской компании в портах Мальмё и Мускё. Сделка, которая оценивается в 49,6 млн долларов, предполагает наличие собственной производственной базы. Процесс же разработки и строительства новых ПЛ находился в замороженном состоянии на протяжении почти 10 лет.
Контракт на проведение среднего ремонта НАПЛ проекта А-19 и строительство новых лодок был подписан в середине 2015 года, а резка корпусной стали намечена на 2017-й. Средний ремонт предполагает замену двигателей Стирлинга с Мк 2 на Мк 3, шлюзовых камер, АСБУ, навигации и обнаружения (предусмотрена замена перископа опто-электронным с мачтой непроникающего типа). Первая усовершенствованная НАПЛ вернется в состав национальных ВМС в 2018 году. Проведенный ремонт обеспечит продление срока службы этих подводных лодок до 2025 года.
Строительство НАПЛ проекта А-26 намечено вести подсериями. Первая будет включать два корпуса, вторая — два-три. Головная ПЛ предположительно войдет в состав флота в 2023 году, а вторая — в 2025-м. В указанный период две-три НАПЛ проекта А-19 планируется заменить кораблями второй серии.
Проект А-26 и подсистемы представляют собой конструкцию модульного типа, что позволит участвовать НАПЛ в международных операциях с максимальной степенью совместимости коммуникационных устройств, систем наблюдения и разведки, а также средств сил специальных операций. Технические характеристики разработанного проекта: надводное водоизмещение 1 900 т, подводное — 2 100 т, длина 65,5 м, ширина 6,75 м, осадка 6 м.
Основными преимуществами этой ПЛ являются: малая заметность; повышенное время нахождения в подводном положении благодаря наличию воздухо-независимой ЭУ, состоящей из трех двигателей Стирлинга Мк 3 мощностью по 65 кВт; высокая маневренность, обеспечиваемая Х-образной формой кормовых рулей; современный гидроакустический комплекс.
Конструктивная особенность проекта А-26 заключается в наличии шлюзовой камеры диаметром 1,6 м и длиной 6 м, размещенной в носовой оконечности, а также четырех 533-мм ТА. Конструкция шлюзовой камеры позволяет применять обитаемые и необитаемые подводные аппараты, осуществлять выход и возвращение боевых пловцов.
Смотри по теме:
- Подводные средства доставки Сил специальных операций ВМС зарубежных стран ч2 (2013)
- Воздухонезависимые энергетические установки современных дизельных подводных лодок (2004)
- Торпедное вооружение военно-морских сил ведущих зарубежных стран ч.2 (2020)
- Торпедное вооружение военно-морских сил ведущих зарубежных стран ч.3 (2020)
- Технологии повышения скрытности подводных лодок ВМС Германии (2022)
- Морской транспорт ФРГ и его использование в военных целях (1981)
- Разработка корабельного ракетного оружия в ведущих зарубежных странах (2012)
- Деятельность оперативной группы EAV 2012 ВМС Германии (2013)
- Строительство фрегатов по программе FREMM (2011)
- Состояние и перспективы развития ВМС Италии (2014)
Источник: factmil.com