Теплоход при столкновении с лодкой может

«Мясорубка страшная» 40 лет назад теплоход врезался в мост через Волгу. Что привело к крупнейшей речной катастрофе СССР?

Вводная картинка

Ровно 40 лет назад, 5 июня 1983 года, на Волге в районе Ульяновска произошла крупнейшая в СССР катастрофа на речном транспорте. Двигавшийся из Ростова-на-Дону в сторону Москвы круизный лайнер «Александр Суворов» по неизвестным причинам сбился с курса и на полном ходу врезался в низкий пролет моста через Волгу, который нельзя было использовать для прохода судов.

Многие пассажиры в этот момент находились на верхней палубе, где были кинопоказ и танцы. Шансов в этой мясорубке у них практически не было. Авария произошла именно в тот момент, когда по двухкилометровому мосту проходил товарный поезд с лесом, зерном и углем.

От сильного удара вагоны сошли с рельсов, а груз посыпался на головы уцелевших туристов, угольная пыль попадала в открытые раны. По официальным данным, катастрофа погубила 173 человека, по слухам — более 300. Как обычно, силовые структуры пытались не допустить утечки информации, а причины роковой ошибки команды так и остались загадкой. Что тогда произошло — разбиралась «Лента.ру».

Действия судоводителя при столкновении с препятствием на воде

5 июня 1983 года комфортабельный теплоход «Александр Суворов» чехословацкого производства совершал туристический рейс из Ростова-на-Дону в Москву. В пути он был уже несколько дней. Большинство отдыхающих на борту — работники угольной промышленности. Много жителей Донбасса, но были и львовяне, и выходцы из Закавказья, и даже сибиряки. Им выдали путевки в речной круиз по профсоюзной линии.

Вечерело. Народ наслаждался уходящими в сумерки волжскими пейзажами. Особенно красив был высокий берег, вдоль которого шел лайнер. Не смущал ни продувающий верхнюю палубу ветерок, ни даже коварные комары, незаметно приземлявшиеся на незакрытые лодыжки и запястья. Многие поднялись наверх для просмотра фильма в импровизированном кинотеатре.

Две пожилые дамы были заняты своим делом — вязали внукам носки. Вдали уже показались огни Ульяновска, родного города Владимира Ленина. Одна из старушек помахала еще невидимому городу, другая, задумавшись, произнесла: «Смотри-ка, а ведь мы не пройдем под этим мостом! Слишком уж низко он нависает». «Да быть такого не может, у них мост разводной», — ответила ей приятельница.

Чувствовался холодок, и старушки поспешили смотать свою пряжу. Едва они спустились в каюту, раздался страшный удар. «Александр Суворов» все-таки не прошел под мостом: верхнюю палубу срезало, как от удара мачете, находившиеся там люди получили страшные увечья, не успев осознать весь ужас происходящего.

В момент крушения по мосту проходил грузовой состав. Удар теплохода привел к повреждению металлической опоры и смещению железнодорожного полотна. Товарный поезд разорвало на части — тепловоз с несколькими вагонами унесло вперед, другие вагоны сошли с рельсов и завалились один на другой. Из раскуроченных вагонов на теплоход посыпались бревна и зерно, каким-то чудом не взорвалась цистерна с бензином. Эта катастрофа стала крупнейшей на речном транспорте по числу жертв в истории Советского Союза

спасение при столкновении теплохода с маломерным судном в рамках учений ГО Тюмень

«Тела собирали буквально по кускам»

Водные пути СССР пережили после войны капитальную реконструкцию. Стремительно развивался речной транспорт, строились и закупались за границей современные суда. К 1970-м годам круизный туризм переживал свой пик: спрос на речные туры превышал предложение во много раз. А одним из самых популярных маршрутов, понятное дело, была матушка-Волга. Обычно круиз длился около двух-трех недель, во время путешествия туристы высаживались в крупных городах и посещали исторические места, ходили на экскурсии и отдыхали на природе.

Читайте также:  Лодочный мотор suzuki 175 расход топлива

Туристические путевки были дешевыми: в среднем порядка 120 рублей, причем две трети стоимости оплачивали профсоюзные организации. При этом каждый мог приобрести путевку без очереди в турбюро, но за полную цену. В те годы у причалов речного порта Ульяновска в летнее время стояло по несколько теплоходов. Однако маршрут «Суворова» остановки в этом городе не предусматривал.

Может, и зря, ведь к тому времени город значительно преобразился — не так уж давно там масштабно отпраздновали 100-летие Ленина. Ульяновск оброс новыми многоэтажками, а старые исторические здания, бывшие купеческие дома — отремонтировали.

Воспоминания о трагедии в 2011 году оставила Лидия Хлопина. 40 лет назад она служила инструктором Ульяновского обкома КПСС, курировала вопросы здравоохранения и принимала участие в спасательной операции. Сегодня рукопись хранится в Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО), директором которого Хлопина работала с 1985-го по 1995 год.

«[Из-за особенностей рельефа] мост имеет наклон с правого берега к левому, — отмечала Хлопина. — Все суда проходили под мостом под правым [со стороны Москвы] пролетом, так как здесь мост находится наиболее высоко над водой. Теплоход на полной скорости пошел под шестой пролет, габариты не смогли пройти. За несколько секунд была снесена верхняя палуба с отдыхающими, управлением теплохода».

Было много раненых и тех, кого удар сбросил в воду. Известие о трагедии поступило в речной порт, службу скорой помощи, дежурные службы города и области.

«Императорский мост стоит с 1916 года (во время Гражданской войны один из пролетов взорвали отступавшие белогвардейцы), но автомобильная часть появилась только в 1958-м, — рассказал в разговоре с «Лентой.ру» доктор исторических наук, коренной ульяновец Евгений Бурдин. — То есть его перестраивали, опоры наращивали на восемь метров, поскольку уровень воды в Волге поднимался, и появилась проблема с проходом судов. Режимный объект, на моей памяти охрана там была всегда».

Тот самый мост через Волгу, современный вид

Капитан теплохода Владимир Клейменов после сдачи дежурства отдыхал в своей каюте на верхней палубе. На капитанском мостике в момент удара находились старший помощник капитана и штурман Евгений Митенков, радистка и не слишком опытный рулевой Андрей Уваров, вернувшийся на вахту за три минуты до столкновения. Позднее его нашли, стоящим у штурвала и придавленным стенкой рубки. В те времена судовые команды нередко нарушали дисциплину — и потому компетентные органы первым делом предположили, что рулевой и штурман уснули или были пьяны. В пользу этой версии свидетельствовало то, что на борту в тот вечер действительно происходило застолье, отмечали 19-летие повара Надежды Чалой.

Впрочем, экспертиза показала, что Уваров был трезв, а Митенков и вовсе не употреблял алкоголь из-за язвы желудка. Почему тогда «Суворов» вместо сбавления хода, наоборот, разогнался и шел к мосту на максимальной скорости — на этот вопрос ответа не было.

Читайте также:  Ладожские шхеры где арендовать лодку

Как установила впоследствии экспертиза, даже неопытному моряку промахнуться мимо нужного пролета было попросту невозможно: прямо по ходу лайнера на сваях висел большой желтовато-красный щит с надписью «Вход», заметный и в темноте, а береговые службы передавали радиосигналы и даже пустили предупредительные ракеты. По мнению одного их экспертов, чтобы не попасть в этот пролет, «нужно закрыть глаза и заткнуть уши, быть вообще без памяти»

Высказывались предположения, что рулевого могло сбить с толку освещение будки часового на мосту, который причислен к спецобъектам и тщательно охраняется.

«На шестом пролете находилась будка железнодорожного обходчика с маленькой лампочкой, и, видимо, когда рулевой засомневался в правильном курсе теплохода, он увидел огонек железнодорожной будки и двинулся туда, считая, что идет в третий пролет», — говорил в 2009 году специалист в области речного транспорта, в 1983-м — министр речного флота РСФСР и член правительственной комиссии Леонид Багров.

Мэр Ульяновска в 1991-1996 и 2004-2010 годах Сергей Ермаков 40 лет назад работал в управлении Куйбышевских железных дорог, куда входило и ульяновское направление. Сейчас бывшему градоначальнику 85, он возглавляет областной Совет ветеранов войны и труда и по-прежнему помнит все обстоятельства катастрофы.

«Было очень больно, ведь это были рабочие мужики, шахтеры, — говорит Ермаков «Ленте.ру». — Тем, кто пошел смотреть кино, срезало головы. Людей просто перемололо об этот мост. Было не разобрать, чья голова, а чьи ноги. Тела собирали буквально по кускам. Другие падали в Волгу, а вода холодная.

С моста валились уголь, бревна, все остановилось. Ужас!»

Доплыть до берега было архисложной задачей — в холодной воде, в темноте, к тому же глубина в районе моста составляет около 23 метров, не считая донного ила. Такое по силам лишь подготовленным спортсменам.

Бывший мэр Ульяновска Сергей Ермаков

Бывший мэр рассказывает, что их задачей было устранить последствия и обеспечить возможность для прибытия рефрижераторов, которых в Ульяновске не имелось. Согнали их с соседних регионов, очень помог Куйбышев, то есть Самара.

Мать рулевого Уварова утверждала, что на вытащенном из рубки теле ее сына виднелись серьезные раны, как будто перед аварией его сильно избили. Это дало основания для версии о том, что перед ударом о мост на теплоходе произошла какая-то потасовка, в ходе которой Уварова порезали ножом. При этом по состоянию на 21 час 22 минуты, то есть за 18 минут и за девять километров до точки крушения, штурман и рулевой, скорее всего, находились в здравом уме — такие выводы напрашиваются из последней записи в бортовом журнале.

Начальник Заволжского РОВД (район находится на противоположном берегу Волги) Вячеслав Евсюк был среди тех, кто осматривал теплоход утром 6 июня. 15 лет спустя он рассказал, что в ресторане стояли накрытые столы и даже фужеры с вином не опрокинулись — видимо, удар почти не ощущался в этой части теплохода, поэтому из персонала никто не пострадал. Как выяснилось, члены экипажа в застолье не участвовали.

«Кагэбэшники нас допрашивали и смотрели на нас, как на преступников, — делилась по прошествии лет Людмила Дементьева, работавшая в камбузе. — Перепилась, мол, команда, из-за этого беда и случилась. Люди действительно выпили, но только потом, из-за пережитого ужаса и горя. Никаких пьянок среди персонала на теплоходе не допускалось. Нарушителей списывали на берег».

Читайте также:  Лодка с острым носом и кормой

Повар Чалая, из которой наиболее ретивые силовики по горячим следам пытались сделать главную виновницу происшествия, переживала так сильно, что через месяц у нее отнялись ноги.

«Выдержать такую картину было невозможно»

«Мы приехали на теплоход первыми, — вспоминал бывший сотрудник транспортной прокуратуры Владимир Пирожков. — Все палубы были забиты телами, ступить некуда. Раздавались крики, стоны — просто страшное зрелище. Освещения нет, мы ходили с фонарями в руках, натыкаясь то на оторванную голову, то на ноги, руки. »

Оставшихся в живых обратно в каюты уже не пускали. В задачу силовиков, помимо переправки на берег погибших и пострадавших, входило сохранение в целости багажа пассажиров — драгоценных вещей и документов.

«Мясорубка, конечно, была страшная, — делился в 1998 году с «Молодежной газетой» Георгий Демидов, в 1983-м — следователь Управления КГБ по Ульяновской области. — Людей просто перемалывало, отрывались руки, ноги, головы… Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса».

По его словам, тела вылавливали потом в течение месяца, даже под Куйбышевом. Главврачу областной клинической больницы Петру Ракову тоже запали в память расплющенные и раздавленные тела и обрубки конечностей на теплоходе.

Раненых доставляли на сушу на лодках и катерах. По свидетельству Ракова, с лайнера сняли 64 пострадавших с переломами, повреждениями внутренних органов и скальпированными травмами черепа. А хирургу Любови Падишиной запомнилась симпатичная девушка с переломом бедра и оторванной рукой. На ней были модные джинсы, которые не получилось снять и пришлось разрезать.

По-видимому, на спасение пассажиров теплохода были мобилизованы все медики Ульяновска и близлежащих населенных пунктов. Как уточнял прибывший на «Суворов» в составе дежурной бригады врач-реаниматолог Ростислав Васицкий, на судне стояла кромешная тьма, и милиционеры пользовались фонариками.

Источник: lenta.ru

В Усть-Куте на рейде груженная углем баржа получила пробоину при столкновении с теплоходом

В Усть-Куте на рейде груженная углем баржа получила пробоину при столкновении с теплоходом. Следователи проводят доследственную проверку, сообщает пресс-служба Восточного межрегионального СУТ СК России.

По предварительной информации, днем 20 августа теплоход в составе груженной углем баржи при выполнении маневра допустил столкновение с теплоходом «СК 2057», который стоял у причала ОД «Осетрово». В результате происшествия на барже обнаружена пробоина левой скулы выше ватерлинии. «СК 2057» получил повреждения повреждения приваренного бруса.

— Пострадавших нет, разлива топлива не произошло, — уточнили в пресс-службе Восточного межрегионального СУТ СК России.

Доследственная проверка по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта» начата Братским следственным отделом на транспорте Восточного МСУТ СК России.

— В настоящее время проводится комплекс проверочных мероприятий и следственных действий, — рассказали в ведомстве. — Следователям предстоит установить все обстоятельства произошедшего, по результатам будет принято процессуальное решение.

Источник: sever138.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...