Катер «Крым», выпускаемый с 1970 года, предназначен для туризма и курсирует по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м.
Катер «Крым» производился на «Пермском судостроительном заводе «Кама», а через несколько лет производство было налажено и на «Хабаровском судостроительном заводе».
В 1980 году появился модернизированный вариант — «Крым-М», отличающийся от исходного проекта повышенной прочностью корпуса и некоторыми дополнительными удобствами для экипажа, на Пермском ССЗ «Кама» новый катер заменил первый «Крым», производство продолжалась «Крым» до середины 1990-х годов на Хабаровском судостроительном заводе».
Корпус «Крым» и «Крым-М» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, детали соединены контактной и аргонно-дуговой сваркой. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему катер может эксплуатироваться в морской воде. Толщина покрытия днища — 2 мм, бортов и деки — 1,5 мм. Штамповка листовых деталей широко используется в дизайне. Набор корпуса «Крым» выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; у модели «Крым-М» днище усилено исключительно штампованными П-образными шпангоутами.
Надежная и дешевая советская лодка — Воронеж
Выпуклые охлаждаемые обводы на дне крыма с умеренной тягой и трюмной брызгозащитой обеспечивают высокое гидродинамическое качество.
«Крым»
«Крым-М»
Теоретический корпус
В кабине размером 2,05х1,3 м установлены мягкие сиденья. Носовые сиденья имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки можно сложить, например, для гребли. Спинка кормового дивана цельная; если он откидывается назад, то открывается доступ к корме. Все сиденья легко снимаются. Положив их на половицы, можно быстро устроить мягкую кровать из дерева.
На транце установлена водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, закрывающийся сверху крышкой. Переборка предотвращает попадание воды, загрязненной топливом, в кокпит катера. Транец и переборка оборудованы быстрооткрывающимися дренажными устройствами, а пружинная пробка в транце может быть открыта во время движения лодки. В моторном отсеке Крыма можно хранить двигатель и бак поперек лодки, а крышку можно запирать. На ходу чехол помещается под переднее сиденье.
Носовая палуба оборудована багажным отделением для походного снаряжения, а над ним небольшой шкафчик с крышкой.
Непотопляемость катера обеспечивается блоками плавучести из пенопласта, закрепленными под кормовым сиденьем и в носовой части у форштевня. Даже полностью залитый водой Крым остается на плаву в положении ровного киля.
Смотрите также Мотолодка «Южанка-2»: надежное, дешевое и неприхотливое судно
В комплект поставки катера входил пульт управления поворотом, задним ходом и подвесным газом. Слева от рулевой колонки есть кнопка остановки. Съемный тент из тентовой ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть для защиты от солнца. В непогоду к верхней части крепятся глухие боковые стенки, оборудованные прозрачными плёночными окнами. Плоское лобовое стекло имеет боковые щитки, защищающие кабину от брызг.
Обзор мотолодки Неман
Лодка «Крым» оснащалась парой складных весел с уключиным замком, ковшом и дополнительным донным блоком плавучести.
Отличия моторных лодок «Крым» и «Крым-М»
Производство моторной лодки «Крым» параллельно с «Крым-М» продолжалось до середины 90-х годов. «Крым» выпускался на «Хабаровском судостроительном заводе», а «Крым-М» — на «Пермском судостроительном заводе «Кама» (после модернизации лодки). Лодки имеют полностью идентичные обводы, но имеют и отличия:
Палуба на лодке «Крым»
Палуба на лодке «Крым-М»
Комплект днища катера «Крым» (стрингеры и шпангоуты).
Узкая приборная панель, без бардачка
Нижний комплект «Крым-М» (прочные и широкие П-образные рамы).
Шире, чем у «Крыма», приборная панель, достаточно вместительный бардачок
Конструкция транца и машинного отделения катера «Крым»
Конструкция транца и моторного отсека катера «Крым-М»
В начале 1990-х годов, после очередной модернизации, Крым находился в состоянии самоиссякающего спада. На картине «Крым» (не «Крым-М»), выпущенной «Хабаровским судостроительным заводом» в 1992 году.
Фотографии мотолодки «Крым»
Смотрите также Мотолодка «Обь-М»: фотографии
Транец «Крым»
«Крым» в стандартной комплектации имеет крышку для закрытия моторного отсека
Самоотливная ниша на лодке «Крым» начала 90-х. Хозяин лодки поднял транец для установки двигателя с «длинной ногой»
Дно катера «Крым»
Заводская табличка. «Хабаровский судостроительный завод»
Фотографии моторной лодки «Крым-М»
Стандартные лодочные сиденья «Крым-М». Доска сдвинулась вправо
Ранняя версия транца Крыма-М. Последняя оснащена самодренирующейся нишей
Ранняя версия транца Крыма-М. Последняя оснащена самодренирующейся нишей
Шире приборной панели первого «Крыма», есть бардачок
Табличка (шильдик) от катера «Крым-М». «Пермский судостроительный завод «Кама»
Страница паспорта катера «Крым-М» с указанием возможности установки двигателя мощностью 40 л.с.
Тюнинговый катер «Крым-М». Самодренирующаяся ниша
Тюнинговый катер «Крым-М». Самоотливная ниша. По бокам двигателя есть шкафы
Тюнинговый катер «Крым-М»
Тюнинговый катер «Крым-М». Сиденья со шкафчиками
Источник: www.dream-yachts.ru
Крым (до 1990 г.в.)
Общие сведения
Судостроительный завод «Кама» приступил к выпуску модели моторной лодки «Крым» в 1970 году, которая была спроектирована ЦКБ «Нептун», чей коллектив разработал в свое время немало отличных моделей мотолодок, однако стоит отметить, что «Крым» исключением не стал.
Моторная лодка «Крым» значительно отличается своей конструкцией от других лодок, разработанных в то время. Судно имеет характерное прямое остекление с боковинами треугольной формы, а в качестве материала для изготовления корпуса используется не дюралюминий, а алюминиево-магниевый сплав (Амг5м). Следует отметить, что его производство осуществляется без применения технологии клепания, как это принято, а полностью сваривается при помощи аргонно-дугового способа сварки. Моторные лодки «Крым» абсолютно не подвержены такому свойству, как коррозия, что делает ее единственной из всей линейки отечественных мотолодок, использование которой допускает эксплуатацию даже в соленой морской воде. Благодаря этим особенностям, в народе «Крым» прозвали «вечной» лодкой.
Модель обладает прекрасными выпукло-килеватыми обводами, которые дают возможность лодке иметь отличную всхожесть на волну, а также прекрасную курсовую устойчивость при движении к волне под углом.
Кокпит
Мотолодка «Крым» имеет автомобильную компоновку кокпита, размером 205 см на 130 см, с установленным кормовым рундуком-диваном с мягкими накладками, а также передним полудиваном с сиденьями во всю ширину и откидывающимися спинками. Но для комфорта передние сиденья лодки тоже комплектуются мягкими накладками. Конструкция ветрового стекла и его боковых секций обеспечивает находящимся в кокпите членам экипажа защиту, как от встречного ветра, так и брызг. Модель судна имеет запалубленную носовую часть, где располагается багажное отделение, доступ к нему осуществляется через специальную дверцу. Борта оснащены багажными полочками.
Мореходные качества
Малая килеватость днища лодки дает возможность сравнительно легко входить в состояние глиссирования даже при значительной загруженности. Конечно, при этом несколько ухудшается общая маневренность и всхожесть на встречную волну. Моторная лодка «Крым» обладает широким транцем, позволяющим осуществить установку двух подвесных моторов. Под ПЛМ мощностью 30 л.с., судно способно разогнать скорость до 40 км/ч.
Вид сбоку
Вид спереди
Источник: lodka44.ru
Характеристики катеров
Характеристики катеров – не просто строки в рекламных буклетах, а важный инструмент, с помощью которого конструкторы и инженеры расставляют приоритеты при проектировании и изготовлении новых моделей, маркетологи обеспечивают рост продаж, а покупатели – делают осознанный выбор.
Современные катера можно характеризовать и классифицировать по очень широкому перечню признаков.
● По назначению
Самая большая по размерам на сегодняшний день флотилия катеров – это прогулочные катера, без которых уже трудно представить полноценный отдых на воде. Значительная часть из них – катера для рыбалки.
К категории производственных (коммерческих) относятся катера, используемые для перевозки людей и грузов.
Специальные (служебные) катера применяются для выполнения надзорных функций, проведения исследовательских, спасательных, водолазных работ.
Отдельный сегмент – катера для водно-моторного спорта, в конструкции которых почти все, кроме безопасности, принесено в жертву скорости.
И все же, несмотря на многообразие областей применения, современные катера все чаще проектируются и строятся, как суда многоцелевого назначения.
Характеристики катера в целом во многом определяются формой, размерами и материалом его корпуса.
● По материалу корпуса
Катера делятся на:
- деревянные,
- металлические (реже – стальные, чаще – из алюминиевых сплавов),
- пластмассовые (обычно, стеклопластиковые),
- резиновые,
- поливинилхлоридные,
- железобетонные.
Современный тренд – использование сразу нескольких материалов. Соединив в одном корпусе, например, алюминий и стеклопластик, удается суммировать преимущества и свести к минимуму не самые сильные стороны каждого из них.
● По форме (обводам) корпуса
Корпуса катеров могут быть кругло- и остроскулыми (скулой называется линия, соединяющая точки излома шпангоутов).
Если часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая, – корпус называется смешанным.
Остроскулые корпуса с уступом (ступенькой или реданом), расположенным поперек днища, называются реданными, а с ровным плавным по длине днищем – безреданными.
Остроскулые корпуса, днищевые ветви шпангоутов которых образованы прямыми линиями, называют плоскокилеватыми, а плавно изогнутой S-образной линией – изогнутокилеватыми.
● По конструкции набора корпуса
Выделяют корпуса с поперечным, продольным, смешанным набором и безнаборные.
● По архитектурно-конструктивному типу
Катера можно разделить на:
- беспалубные,
- с носовой палубой и открытым кокпитом,
- со средней рубкой,
- с полуутопленной рубкой,
- с развитой надстройкой.
В «классическом» толковании (например, ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные») катер – это моторное судно, приводимое в движение стационарным двигателем. В отличие от моторной лодки, перемещение которой происходит, благодаря действию подвесного лодочного мотора. Впрочем, время не стоит на месте, и сегодня такая бескомпромиссность едва ли уместна. Называть лодкой, «летящее» над водой судно с подвесными моторами, мощностью в несколько сотен лошадиных сил, не у каждого язык повернется.
Говоря о моторных маломерных судах (и катерах, и моторных лодках), нельзя не отметить стремительный рост их энерговооруженности.
● По двигателю
Помимо того, что он может быть подвесным или стационарным, в зависимости от используемого двигателя, говорят о бензиновых, дизельных и даже электрических катерах.
Трансформированную двигателем в механическую работу внутреннюю энергию топлива необходимо конвертировать в движение катера. Эту функцию выполняет движитель. Поэтому катера классифицируются:
● По движителю
Самый распространенный вариант – катера с гребным винтом. Высокой проходимостью на мелководье отличаются водометные катера. Есть катера, приводимые в движение воздушным винтом и даже газовым реактивным движителем.
● По режиму движения
Катера можно разделить на следующие типы:
- водоизмещающие (режим плавания);
- глиссирующие (режим глиссирования);
- с переходным режимом с плавания на глиссирование;
- на подводных крыльях;
- на воздушной подушке.
Мореходные качества
Приложение законов механики к судостроению привело к появлению теории корабля – науки, изучающей мореходные качества – совокупность характеристик, определяющих поведение судна в условиях плавания.
На мореходные качества катеров оказывает влияние множество факторов. К числу наиболее значимых относятся размеры катеров, форма обводов, распределение масс.
Одно из важнейших мореходных качеств катера – плавучесть – сохранение определенной осадки при заданном количестве груза.
Не менее важна остойчивость – способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент, каждый раз после прекращения их действия возвращаясь в положение равновесия.
Способность оставаться на плаву, сохраняя остойчивость и некоторый запас плавучести, при затоплении одного или нескольких отсеков называется непотопляемостью. Технически она обеспечивается: делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием катера водоотливными средствами.
Мореходные качества, характеризующие возможность судна перемещаться и маневрировать называют ходовыми качествами.
К ходовым качествам относятся:
- ходкость,
- управляемость,
- инерция,
- устойчивость на курсе,
- потеря скорости на волнении,
- время погашения инерции,
- расстояние, проходимое судном после реверса главных механизмов.
Способность катера развивать заданную скорость при определенной затрате мощности главного судового двигателя называется ходкостью. Ходкость зависит от главных размерений, обводов корпуса и режима работы движителя. Управляемость – свойство катера выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования. Характеризуется устойчивостью на курсе (способностью сохранять прямолинейное движение в заданном направлении, не отклоняясь в сторону) и поворотливостью (свойством изменять направление движения под действием руля).
Устойчивость на курсе зависит от характеристик подводной части судна. Ее антагонист – рыскливость – «готовность» катера самопроизвольно отклоняться от курса под влиянием внешних сил.
Поворотливость в первую очередь определяется правильным соотношением длины и ширины корпуса, формы обводов, а также площади пера руля.
Инерция – свойство катера сохранять поступательное движение после прекращения работы движителя.
Эксплуатационные качества
Эксплуатационные качества катера – грузоподъемность, грузо- и пассажировместимость, скорость, маневренность, дальность и автономность плавания определяют его транспортные возможности и экономические показатели.
Грузоподъемность – вес груза, который может перевезти катер при условии сохранения проектной осадки. Различают чистую грузоподъемность – полный вес перевозимого судном полезного груза при загрузке по расчетную осадку, и полную грузоподъемность (дедвейт) – общий вес перевозимого груза плюс вес запасов топлива, масла, экипажа с багажом, воды и балласта.
Пассажировместимость – количество людей, разрешенное к размещению на катере в данных условиях плавания. Зависит от грузоподъемности. При ее расчете вес пассажира без багажа принимается равным 75 кг, а с багажом – 100 кг.
Важнейшей характеристикой любого судна является водоизмещение – объем воды, вытесняемый его корпусом при погружении по КВЛ. Водоизмещение позволяет судить о величине, вместимости и мореходных качествах катера. Различают массовое (весовое) водоизмещение и объемное водоизмещение, исчисляемое в м³.
Валовая вместимость – это полный объем всех помещений судна, за исключением рулевой рубки, камбуза и туалета. Может измеряться в м³. Для получения валовой вместимости в регистровых тоннах необходимо величину в м³ разделить на 2,83.
Еще одна важная эксплуатационная характеристика катера – скорость. Кроме наибольшей (максимальной) скорости, которую катер развивает при максимальной мощности двигателя, важно знать наименьшую, при которой он «слушается» руля, и наиболее экономичную.
Производители постоянно совершенствуют конструкцию и устройство катеров, стремясь соответствовать растущим запросам потребителей. Каждый тест-драйв катеров становится проверкой их характеристик.
Большинство характеристик тесно связано между собой, и «усиление» одних, может «ослабить» другие. Поэтому наряду с постоянным внедрением инноваций инженерам приходится искать разумный компромисс, чтобы отдельные улучшения оказались не локальной «вылазкой», а частью общего движения вперед.
Источник: silverboats.ru