Тех характеристики моторных лодок

Катер «Крым», выпускаемый с 1970 года, предназначен для туризма и курсирует по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м.

Катер «Крым» производился на «Пермском судостроительном заводе «Кама», а через несколько лет производство было налажено и на «Хабаровском судостроительном заводе».

В 1980 году появился модернизированный вариант — «Крым-М», отличающийся от исходного проекта повышенной прочностью корпуса и некоторыми дополнительными удобствами для экипажа, на Пермском ССЗ «Кама» новый катер заменил первый «Крым», производство продолжалась «Крым» до середины 1990-х годов на Хабаровском судостроительном заводе».

Корпус «Крым» и «Крым-М» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, детали соединены контактной и аргонно-дуговой сваркой. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему катер может эксплуатироваться в морской воде. Толщина покрытия днища — 2 мм, бортов и деки — 1,5 мм. Штамповка листовых деталей широко используется в дизайне. Набор корпуса «Крым» выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; у модели «Крым-М» днище усилено исключительно штампованными П-образными шпангоутами.

Надежная и дешевая советская лодка — Воронеж

Выпуклые охлаждаемые обводы на дне крыма с умеренной тягой и трюмной брызгозащитой обеспечивают высокое гидродинамическое качество.

«Крым»

«Крым-М»

Теоретический корпус

В кабине размером 2,05х1,3 м установлены мягкие сиденья. Носовые сиденья имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки можно сложить, например, для гребли. Спинка кормового дивана цельная; если он откидывается назад, то открывается доступ к корме. Все сиденья легко снимаются. Положив их на половицы, можно быстро устроить мягкую кровать из дерева.

На транце установлена ​​водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, закрывающийся сверху крышкой. Переборка предотвращает попадание воды, загрязненной топливом, в кокпит катера. Транец и переборка оборудованы быстрооткрывающимися дренажными устройствами, а пружинная пробка в транце может быть открыта во время движения лодки. В моторном отсеке Крыма можно хранить двигатель и бак поперек лодки, а крышку можно запирать. На ходу чехол помещается под переднее сиденье.

Носовая палуба оборудована багажным отделением для походного снаряжения, а над ним небольшой шкафчик с крышкой.

Непотопляемость катера обеспечивается блоками плавучести из пенопласта, закрепленными под кормовым сиденьем и в носовой части у форштевня. Даже полностью залитый водой Крым остается на плаву в положении ровного киля.

Смотрите также Мотолодка «Южанка-2»: надежное, дешевое и неприхотливое судно

В комплект поставки катера входил пульт управления поворотом, задним ходом и подвесным газом. Слева от рулевой колонки есть кнопка остановки. Съемный тент из тентовой ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть для защиты от солнца. В непогоду к верхней части крепятся глухие боковые стенки, оборудованные прозрачными плёночными окнами. Плоское лобовое стекло имеет боковые щитки, защищающие кабину от брызг.

Обзор мотолодки Неман

Лодка «Крым» оснащалась парой складных весел с уключиным замком, ковшом и дополнительным донным блоком плавучести.

Отличия моторных лодок «Крым» и «Крым-М»

Производство моторной лодки «Крым» параллельно с «Крым-М» продолжалось до середины 90-х годов. «Крым» выпускался на «Хабаровском судостроительном заводе», а «Крым-М» — на «Пермском судостроительном заводе «Кама» (после модернизации лодки). Лодки имеют полностью идентичные обводы, но имеют и отличия:

Палуба на лодке «Крым»

Палуба на лодке «Крым-М»

Комплект днища катера «Крым» (стрингеры и шпангоуты).
Узкая приборная панель, без бардачка

Нижний комплект «Крым-М» (прочные и широкие П-образные рамы).
Шире, чем у «Крыма», приборная панель, достаточно вместительный бардачок

Читайте также:  Двигатель мотоблок для лодочного мотора

Конструкция транца и машинного отделения катера «Крым»

Конструкция транца и моторного отсека катера «Крым-М»

В начале 1990-х годов, после очередной модернизации, Крым находился в состоянии самоиссякающего спада. На картине «Крым» (не «Крым-М»), выпущенной «Хабаровским судостроительным заводом» в 1992 году.

Фотографии мотолодки «Крым»

Смотрите также Мотолодка «Обь-М»: фотографии

Транец «Крым»

«Крым» в стандартной комплектации имеет крышку для закрытия моторного отсека

Самоотливная ниша на лодке «Крым» начала 90-х. Хозяин лодки поднял транец для установки двигателя с «длинной ногой»

Дно катера «Крым»

Заводская табличка. «Хабаровский судостроительный завод»

Фотографии моторной лодки «Крым-М»

Стандартные лодочные сиденья «Крым-М». Доска сдвинулась вправо

Ранняя версия транца Крыма-М. Последняя оснащена самодренирующейся нишей

Ранняя версия транца Крыма-М. Последняя оснащена самодренирующейся нишей

Шире приборной панели первого «Крыма», есть бардачок

Табличка (шильдик) от катера «Крым-М». «Пермский судостроительный завод «Кама»

Страница паспорта катера «Крым-М» с указанием возможности установки двигателя мощностью 40 л.с.

Тюнинговый катер «Крым-М». Самодренирующаяся ниша

Тюнинговый катер «Крым-М». Самоотливная ниша. По бокам двигателя есть шкафы

Тюнинговый катер «Крым-М»

Тюнинговый катер «Крым-М». Сиденья со шкафчиками

Dream-yachts

Источник: www.dream-yachts.ru

Крым (до 1990 г.в.)

Крым (до 1990 г.в.)

Общие сведения
Судостроительный завод «Кама» приступил к выпуску модели моторной лодки «Крым» в 1970 году, которая была спроектирована ЦКБ «Нептун», чей коллектив разработал в свое время немало отличных моделей мотолодок, однако стоит отметить, что «Крым» исключением не стал.
Моторная лодка «Крым» значительно отличается своей конструкцией от других лодок, разработанных в то время. Судно имеет характерное прямое остекление с боковинами треугольной формы, а в качестве материала для изготовления корпуса используется не дюралюминий, а алюминиево-магниевый сплав (Амг5м). Следует отметить, что его производство осуществляется без применения технологии клепания, как это принято, а полностью сваривается при помощи аргонно-дугового способа сварки. Моторные лодки «Крым» абсолютно не подвержены такому свойству, как коррозия, что делает ее единственной из всей линейки отечественных мотолодок, использование которой допускает эксплуатацию даже в соленой морской воде. Благодаря этим особенностям, в народе «Крым» прозвали «вечной» лодкой.
Модель обладает прекрасными выпукло-килеватыми обводами, которые дают возможность лодке иметь отличную всхожесть на волну, а также прекрасную курсовую устойчивость при движении к волне под углом.

Кокпит
Мотолодка «Крым» имеет автомобильную компоновку кокпита, размером 205 см на 130 см, с установленным кормовым рундуком-диваном с мягкими накладками, а также передним полудиваном с сиденьями во всю ширину и откидывающимися спинками. Но для комфорта передние сиденья лодки тоже комплектуются мягкими накладками. Конструкция ветрового стекла и его боковых секций обеспечивает находящимся в кокпите членам экипажа защиту, как от встречного ветра, так и брызг. Модель судна имеет запалубленную носовую часть, где располагается багажное отделение, доступ к нему осуществляется через специальную дверцу. Борта оснащены багажными полочками.

Мореходные качества
Малая килеватость днища лодки дает возможность сравнительно легко входить в состояние глиссирования даже при значительной загруженности. Конечно, при этом несколько ухудшается общая маневренность и всхожесть на встречную волну. Моторная лодка «Крым» обладает широким транцем, позволяющим осуществить установку двух подвесных моторов. Под ПЛМ мощностью 30 л.с., судно способно разогнать скорость до 40 км/ч.

Вид сбоку Крым (до 1990 г.в.)

Вид сбоку

Вид спереди Крым (до 1990 г.в.)

Вид спереди

Источник: lodka44.ru

Характеристики катеров

Характеристики катеров – не просто строки в рекламных буклетах, а важный инструмент, с помощью которого конструкторы и инженеры расставляют приоритеты при проектировании и изготовлении новых моделей, маркетологи обеспечивают рост продаж, а покупатели – делают осознанный выбор.

Читайте также:  Что такое облучение на подводной лодке

Современные катера можно характеризовать и классифицировать по очень широкому перечню признаков.

● По назначению

Самая большая по размерам на сегодняшний день флотилия катеров – это прогулочные катера, без которых уже трудно представить полноценный отдых на воде. Значительная часть из них – катера для рыбалки.

К категории производственных (коммерческих) относятся катера, используемые для перевозки людей и грузов.
Специальные (служебные) катера применяются для выполнения надзорных функций, проведения исследовательских, спасательных, водолазных работ.

Отдельный сегмент – катера для водно-моторного спорта, в конструкции которых почти все, кроме безопасности, принесено в жертву скорости.

И все же, несмотря на многообразие областей применения, современные катера все чаще проектируются и строятся, как суда многоцелевого назначения.

Характеристики катера в целом во многом определяются формой, размерами и материалом его корпуса.

● По материалу корпуса

Катера делятся на:

  • деревянные,
  • металлические (реже – стальные, чаще – из алюминиевых сплавов),
  • пластмассовые (обычно, стеклопластиковые),
  • резиновые,
  • поливинилхлоридные,
  • железобетонные.

Современный тренд – использование сразу нескольких материалов. Соединив в одном корпусе, например, алюминий и стеклопластик, удается суммировать преимущества и свести к минимуму не самые сильные стороны каждого из них.

● По форме (обводам) корпуса

Корпуса катеров могут быть кругло- и остроскулыми (скулой называется линия, соединяющая точки излома шпангоутов).
Если часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая, – корпус называется смешанным.

Остроскулые корпуса с уступом (ступенькой или реданом), расположенным поперек днища, называются реданными, а с ровным плавным по длине днищем – безреданными.

Остроскулые корпуса, днищевые ветви шпангоутов которых образованы прямыми линиями, называют плоскокилеватыми, а плавно изогнутой S-образной линией – изогнутокилеватыми.

● По конструкции набора корпуса

Выделяют корпуса с поперечным, продольным, смешанным набором и безнаборные.

● По архитектурно-конструктивному типу

Катера можно разделить на:

  • беспалубные,
  • с носовой палубой и открытым кокпитом,
  • со средней рубкой,
  • с полуутопленной рубкой,
  • с развитой надстройкой.

В «классическом» толковании (например, ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные») катер – это моторное судно, приводимое в движение стационарным двигателем. В отличие от моторной лодки, перемещение которой происходит, благодаря действию подвесного лодочного мотора. Впрочем, время не стоит на месте, и сегодня такая бескомпромиссность едва ли уместна. Называть лодкой, «летящее» над водой судно с подвесными моторами, мощностью в несколько сотен лошадиных сил, не у каждого язык повернется.

Говоря о моторных маломерных судах (и катерах, и моторных лодках), нельзя не отметить стремительный рост их энерговооруженности.

● По двигателю

Помимо того, что он может быть подвесным или стационарным, в зависимости от используемого двигателя, говорят о бензиновых, дизельных и даже электрических катерах.

Трансформированную двигателем в механическую работу внутреннюю энергию топлива необходимо конвертировать в движение катера. Эту функцию выполняет движитель. Поэтому катера классифицируются:

● По движителю

Самый распространенный вариант – катера с гребным винтом. Высокой проходимостью на мелководье отличаются водометные катера. Есть катера, приводимые в движение воздушным винтом и даже газовым реактивным движителем.

● По режиму движения

Катера можно разделить на следующие типы:

  • водоизмещающие (режим плавания);
  • глиссирующие (режим глиссирования);
  • с переходным режимом с плавания на глиссирование;
  • на подводных крыльях;
  • на воздушной подушке.

Мореходные качества

Приложение законов механики к судостроению привело к появлению теории корабля – науки, изучающей мореходные качества – совокупность характеристик, определяющих поведение судна в условиях плавания.

Читайте также:  Глубина там с лодки четыре маховых то есть шесть метров

На мореходные качества катеров оказывает влияние множество факторов. К числу наиболее значимых относятся размеры катеров, форма обводов, распределение масс.

Одно из важнейших мореходных качеств катера – плавучесть – сохранение определенной осадки при заданном количестве груза.

Не менее важна остойчивость – способность противостоять внешним силам, вызывающим крен или дифферент, каждый раз после прекращения их действия возвращаясь в положение равновесия.

Способность оставаться на плаву, сохраняя остойчивость и некоторый запас плавучести, при затоплении одного или нескольких отсеков называется непотопляемостью. Технически она обеспечивается: делением корпуса на водонепроницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием катера водоотливными средствами.
Мореходные качества, характеризующие возможность судна перемещаться и маневрировать называют ходовыми качествами.

К ходовым качествам относятся:

  • ходкость,
  • управляемость,
  • инерция,
  • устойчивость на курсе,
  • потеря скорости на волнении,
  • время погашения инерции,
  • расстояние, проходимое судном после реверса главных механизмов.

Способность катера развивать заданную скорость при определенной затрате мощности главного судового двигателя называется ходкостью. Ходкость зависит от главных размерений, обводов корпуса и режима работы движителя. Управляемость – свойство катера выдерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования. Характеризуется устойчивостью на курсе (способностью сохранять прямолинейное движение в заданном направлении, не отклоняясь в сторону) и поворотливостью (свойством изменять направление движения под действием руля).

Устойчивость на курсе зависит от характеристик подводной части судна. Ее антагонист – рыскливость – «готовность» катера самопроизвольно отклоняться от курса под влиянием внешних сил.

Поворотливость в первую очередь определяется правильным соотношением длины и ширины корпуса, формы обводов, а также площади пера руля.

Инерция – свойство катера сохранять поступательное движение после прекращения работы движителя.

Эксплуатационные качества

Эксплуатационные качества катера – грузоподъемность, грузо- и пассажировместимость, скорость, маневренность, дальность и автономность плавания определяют его транспортные возможности и экономические показатели.

Грузоподъемность – вес груза, который может перевезти катер при условии сохранения проектной осадки. Различают чистую грузоподъемность – полный вес перевозимого судном полезного груза при загрузке по расчетную осадку, и полную грузоподъемность (дедвейт) – общий вес перевозимого груза плюс вес запасов топлива, масла, экипажа с багажом, воды и балласта.

Пассажировместимость – количество людей, разрешенное к размещению на катере в данных условиях плавания. Зависит от грузоподъемности. При ее расчете вес пассажира без багажа принимается равным 75 кг, а с багажом – 100 кг.

Важнейшей характеристикой любого судна является водоизмещение – объем воды, вытесняемый его корпусом при погружении по КВЛ. Водоизмещение позволяет судить о величине, вместимости и мореходных качествах катера. Различают массовое (весовое) водоизмещение и объемное водоизмещение, исчисляемое в м³.

Валовая вместимость – это полный объем всех помещений судна, за исключением рулевой рубки, камбуза и туалета. Может измеряться в м³. Для получения валовой вместимости в регистровых тоннах необходимо величину в м³ разделить на 2,83.

Еще одна важная эксплуатационная характеристика катера – скорость. Кроме наибольшей (максимальной) скорости, которую катер развивает при максимальной мощности двигателя, важно знать наименьшую, при которой он «слушается» руля, и наиболее экономичную.

Производители постоянно совершенствуют конструкцию и устройство катеров, стремясь соответствовать растущим запросам потребителей. Каждый тест-драйв катеров становится проверкой их характеристик.

Большинство характеристик тесно связано между собой, и «усиление» одних, может «ослабить» другие. Поэтому наряду с постоянным внедрением инноваций инженерам приходится искать разумный компромисс, чтобы отдельные улучшения оказались не локальной «вылазкой», а частью общего движения вперед.

Источник: silverboats.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...