Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 261 с. 121
261. Сжатое изложение. Прочитайте продолжение текста упр. 24.
С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно нах о дило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос.
Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Самые опасные медведи
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
Примерное изложение текста.
ТАЛАНТ АРКАШИ ПЛАСТОВА
Аркаша Пластов уже с детства понимал язык родной земли. Во всём остальном он был обычным мальчишкой. В поле он разговаривал с ветром, а другие слышали только свист жаворонков. Сестрёнка приносила ему обед, когда он пас скотину. Она видела, как Аркаша садился на корточки и разговаривал с муравьями.
Муравьи рассказали мальчику, что медведь раздавил их дом. Теперь они восстанавливают муравейник.
Родители сердились на Аркашу, а он удивлялся тому, что другие не слышат природу.
Редко рождаются люди, которые понимают язык родной земли!
Источник: razviwaika.ru
Сжатое изложение про медвядя на севере?
Медведь на сервере очень белый они питаются рыбами и плавают в воде мишки очень часто спят и едят.
Aseka0101as 6 февр. 2018 г., 10:44:45 | 5 — 9 классы
Сжатое изложение изложение упр 261 аркаша пластов?
Сжатое изложение изложение упр 261 аркаша пластов.
Apeledina 27 апр. 2018 г., 23:31:51 | 5 — 9 классы
Как сжать это изложение?
Как сжать это изложение?
Дони12 31 окт. 2018 г., 23:31:36 | 10 — 11 классы
Что такое сжатое изложение?
Что такое сжатое изложение?
Чем опасны черные медведи (Ursus americanus) при нападении
ФАК45 10 июн. 2018 г., 12:52:11 | 10 — 11 классы
Сжатое изложение тихое утро?
Сжатое изложение тихое утро.
15v 1 мар. 2018 г., 14:36:56 | 5 — 9 классы
Сжатое изложение Символ россии?
Сжатое изложение Символ россии.
Coolice1 22 окт. 2018 г., 12:44:42 | 10 — 11 классы
Напишите пожалуйста сжатое изложение?
Напишите пожалуйста сжатое изложение.
Hiters77 12 июн. 2018 г., 05:49:36 | 5 — 9 классы
Сжатое изложение по футболу?
Сжатое изложение по футболу.
ЕкатеринаКремль 7 апр. 2018 г., 10:17:16 | 5 — 9 классы
Сжатое изложение про ломаносова?
Сжатое изложение про ломаносова.
Aleksandr300498 26 июл. 2018 г., 20:37:23 | 5 — 9 классы
119 сжатое изложение?
119 сжатое изложение.
Ольга28081981 7 июн. 2018 г., 03:33:15 | 5 — 9 классы
Сжатое изложение про Хомку?
Сжатое изложение про Хомку.
Вы зашли на страницу вопроса Сжатое изложение про медвядя на севере?, который относится к категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.
Последние ответы
NinjamXN 28 июн. 2022 г., 23:55:01
Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.
ВосьмиклассницаHD 28 июн. 2022 г., 22:15:35
А) парочку Б) дразнится В) стишок.
Vtorcevkirill 28 июн. 2022 г., 18:54:44
1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное.
3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное.
5схема. Крпсивый лебедь п..
Milasendega 28 июн. 2022 г., 16:23:17
Жила — была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка — злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..
Yanaovchar 28 июн. 2022 г., 15:54:38
1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.
Slova37 28 июн. 2022 г., 12:48:33
Розы — существительное , укрывают — глагол , на — предлог, зиму — существительное , потому — наречие , что — наречие , побеги — существительное , непокрытая — прилагательное , снегом — существительное , обмерзают — глагол , при — предлог , низких — п..
Санек26052003 28 июн. 2022 г., 10:56:20
Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) — 1) дни, 2) цвет, 3) — , 4) — . Определение(в данном случае это прилагательные) — 1)..
IYINIKAIYI 28 июн. 2022 г., 10:37:26
ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.
Isaevsh76 28 июн. 2022 г., 10:37:22
Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.
Gordon06 28 июн. 2022 г., 05:22:05
Раз — вед — чи — ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк.
Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..
Источник: russkij-azyk.my-dict.ru
Урок развития речи, 3-й класс по теме «Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану»
Оборудование.
Индивидуальные карточки с текстом изложения “В берлоге” (По И.Соколову — Микитову), иллюстрация с изображением медведя, СD диск с записью классической музыки, карточки для словарно — орфографической работы “Вставь букву”, карточки-помощницы для слабых учеников, карточка-памятка “Самопроверка”.
Ход урока.
I .Организационный момент.
1).Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность их к уроку.
2). Уч. Отгадайте загадку.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
Дети. Это медведь. (Показ фотографии)
Уч. Что вы знаете о медведе?
Почему его так назвали?
Живёт ли он в нашем камчатском крае? Чем питается?
В каких сказках встречается это животное?
Как народ называет медведя?
(Дети составляют небольшой рассказ об этом животном.)
Учитель, показывая фотографию медведя, рассказывает о медведе.
Уч. Медведь-представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. У нас на Камчатке обитает бурый медведь.
Длина тела до 3 м, высота до135 см, масса до700 кг. Шерсть окрашена в чёрный, бурый цвет в зависимости от вида. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Впадает в спячку. Прежде чем залечь, путает зверь следы. Как заяц петляет по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, тем самым согревает от холода, причмокивает губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном.
Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя в лес.
II. Сообщение темы урока.
Уч. Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста “ В берлоге”. Из него вы узнаете ещё много интересного из жизни этого удивительного зверя- медведя.
III. Знакомство с текстом.
(Индивидуальные карточки с текстом лежат у каждого учащегося на парте.)
Чтение текста учителем.
Уч. В берлоге.
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.
Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога — медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз — уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
IY. Беседа по содержанию.
Дети. О подготовке медведя к зимней спячке.
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Чем занимался медведь осенью?”
“Как называется медвежье жильё?”
(Дети читают 1,2,3 предложения).
Дети.
Медвежье жильё называется берлога.
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Как медведь готовил берлогу?”
(Дети читают из второго абзаца 2,3.4 предложения)
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?”
(Дети читают из 3 абзаца 1,3 предложения).
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Когда ему лучше спится?”
(Дети читают из 3 абзаца 4 предложение).
Y. Коллективное составление плана.
Уч. Сколько автор выделил частей в тексте?
Дети. Автор выделил в тексте три части.
Уч. Прочитайте 1 часть.
(Один ученик читает первую часть)
Уч. О чём главном рассказывает автор в этой части?
Озаглавьте её ( Дети озаглавливают её).
План.
1. Медведь нагуливает жир.
(Запись на доске)
Уч. Прочитайте 2 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает вторую часть, дети озаглавливают её.)
(При затруднении озаглавливания части, учитель подводит учащихся к главной мысли 2 части вопросом: “О чём главном рассказывает автор в этой части?)
2.Подготовка берлоги.
(Запись на доске)
Уч. Прочитайте 3 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает третью часть, дети озаглавливают её.)
(Запись на доске)
YI. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка.
1). Уч. Обратите внимание на написание следующих слов.
Прочтите их.(Слова написаны на доске).
2). Уч. Какая орфограмма в слове “растений”?
Дети. Непроверяемый безударный звук “а” в корне “раст” и звук “и”.
Уч.
Что означают слова “жир нагуливал”?
Дети. Ел много, наедался.
Уч. Какое значение у слова “хвоя”?
Дети. Хвоя — видоизменённые листочки — иголки. Бывают у хвойных растений: ели, сосны,
кедра.
Уч. Объясните правописание слова “ранней”.
Дети. Написание удвоенной согласной буквы “н”, буквы “е” в окончании “ей”
Уч. Что означает слово “медвежий”?
Дети. Принадлежащий медведю.
Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медведь”.
Дети. Зверь, он.
Уч. В тексте “ В берлоге” встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их. (Дети называют слова, подбирая к ним проверочные).
3).
Уч. Некоторые из этих слов, выписаны на индивидуальную карточку, лежащую у вас на парте. Прочтите эти слова. Значение, какого слова вам непонятно?
Дети. Непонятно значение слова “бродил”.
Уч. Бродил, значит, долго ходил.
Вставьте пропущенные буквы в словах на карточке и объясните устно правописание каждого слова:
м . две . ь мя . кой
ос . нь нат . скал
бр . дил вхо .
сла . кие медвеж . е
х . л . днее зал . гает
б . льшую с . льнее
выст . лил моро . .
(Учащиеся по одному объясняют орфограммы в словах на карточке, называют
вставленную букву).
4). Уч.
Прочитайте предложения, в которых есть тире и запятые.
(Дети находят нужные предложения, прочитывают их.)
YII. Физминутка.
(Дети выполняют движения в такт стихотворения)
Медвежата в чаще жили
(ходьба на месте).
Головой своей крутили-
Вот так, вот так
(повороты головы вправо-влево).
Головой своей крутили.
(повороты головы вправо-влево).
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали-
Вот так, вот так
(подъём, опускание рук),
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
(ходьба на месте с покачиванием туловища).
И из речки воду пили-
Вот так, вот так
(наклоны туловища вперёд-назад)
И из речки воду пили.
YIII. Подготовка к записи текста.
Уч. Прочитайте текст внимательно.
(Повторное чтение текста вслух одним из учеников).
Уч. Перескажите прочитанное.
( Ученик пересказывает текст полностью,учитель корректирует услышанное).
Уч. Как на письме нужно определять границы
Дети. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.
IX. Написание текста.
Звучит классическая музыка.
Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях,
слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу,
лежащую на партах.
1.Где бродил медведь осенью? по лесу
2.Что он ел? сладкие корни, ягоды, жир нагуливал
3.Что он нашёл в лесной глуши? большую ель и вырыл яму
4.Чем зверь застелил яму? мягкой душистой хвоей, сухим мохом
5.Чем медведь закрыл вход? натаскал веток
6.Что у него получилось? берлога — медвежье жильё
7.Когда медведь залегает в берлогу? ранней зимой,
8.Как у него в берлоге? тепло и уютно
9.Когда ему крепче спится? чем сильнее мороз
Учащиеся проверяют написанное изложение по индивидуальной карточке
“Самопроверка”, лежащей на парте.
Памятка
“Самопроверка”
1.Читай медленно по одному предложению.
(Вникай в смысл каждого слова.)
2.Проверь, правильно ли определены границы предложений.
(Начало предложения пиши с заглавной буквы,
в конце предложения ставь точку).
3.Найди слова, написание которых нужно проверить.
(Подбирай проверочные слова).
4.Найди слова, которые записаны на доске.
(Сравни написания слов).
XI.Самостоятельное чтение 2-3 работ вслух, обсуждение услышанного
XII .Итог урока.
Уч. Чему учил нас урок?
Дети.
Урок учил письменно пересказывать текст, озаглавливать части текста …и т.д.
Уч. Что узнали нового?
Дети. Узнали о жизни медведя, о том, как медведи готовят берлогу к спячке…и т.д.
Уч.
У кого хорошее настроение?
Желаю удачи.
Источник: urok.1sept.ru
Урок «Сжатое изложение по рассказу Г. Снегирева «Лось»» в 5 классе
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 60.5 Кбайт
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Сжатое изложение по рассказу
Г. Снегирева «Лось» в 5 классе
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
обучать видам сжатия текста.
Задачи урока:
формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;
развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, осознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;
воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.
Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения)
1. Словарный диктант. Прочитайте внимательно. Над какими орфограммами вы работали? Устно приведите свои примеры.
Запишите под диктовку соседа по парте (работа в парах).
Павлины, бегемот, верблюд в зоопарке; черные деревья, далеко от решетки, с желтым горлышком, клочок мха, с серебряным брюшком, на длинных ногах, странный, медленно опустился, поднялся наверх, где-нибудь близко, копошится какой-то паучок, жук-водомерка, паук-серебрянка.
2. Грамматические задания.
Запишите поморфемно слова : сторожиха, выпрашивал, захотелось, стрелочник, разглядеть, освещало, колокольчик, паучата, отдирает.
Выполните синтаксический разбор предложений .
1) И только я внимательно поглядел на паучка, как вдруг жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде.
2) Колокольчик качнулся, но паутина его удержала, и я увидел в нём воздушный шарик.
Укажите «четвертое лишнее»
1) Желтогорлая, водомерка, паровоз, медведь
2) Реш…тка, ч…рный, пауч…к, ещ…
3) Дли(н,нн)ый, стра(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, со(н,нн)ый
4) О…вещало, ра…пустились, в…помнил, ра…лилась
1. Целеполагание
Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?
Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.
Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?
Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.
Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Геннадий Снегирев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?
2. Выразительное чтение текста учителем
Весной я был в зоопарке. Кричали павлины. Бегемота сторожиха метлой загоняла в его домик. Медведь на задних лапах выпрашивал кусочки. Слон топал ногой.
Верблюд линял и, говорят, даже плюнул в одну девочку, только я не видел. Я уже собрался уходить, когда заметил лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Деревья были чёрные, мокрые. Листья на этих деревьях ещё не распустились. Лось среди чёрных деревьев, на длинных ногах был такой странный и красивый.
И мне захотелось увидеть лося на воле.
Я знал, что лося можно встретить только в лесу. На другой день я поехал за город.
Поезд остановился на маленькой станции. За будкой стрелочника была тропинка. Она вела прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. На бугорках росла травка. Я шёл по тропинке очень тихо.
Мне казалось, что лось где-нибудь близко, и я боялся.
И вдруг в тишине я услышал: тень-тень-тень, пинь-пинь-тень. Да это же совсем не капли; на берёзке сидела маленькая птичка и пела так же звонко, как вода падает на льдинку. Птичка увидела меня и улетела, я даже не успел её разглядеть. Я очень жалел, что спугнул её, но она снова где-то далеко в лесу запела-затенькала.
Я сел на пенёк и стал её слушать. Около пенька разлилась лесная лужа. Солнце освещало её, и видно было, как на дне копошится какой-то паучок с серебряным брюшком. И только я внимательно поглядел на паучка, как вдруг жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде. Он догнал другую водомерку, и они вместе от меня ускакали.
А паучок поднялся наверх, набрал на мохнатое брюшко воздуха и медленно опустился на дно. Там у него к травинке был привязан паутиной колокольчик. Паучок лапками сгрёб с брюшка воздух под колокольчик. Колокольчик качнулся, но паутина его удержала, и я увидел в нём воздушный шарик. Это у паука-серебрянки такой домик под водой, и там паучата живут, вот он и носит им воздух.
Ни одна птица до них не доберётся.
И тут я услышал, как за пеньком, на котором я сижу, кто-то неторопливо возится, шуршит. Я тихонько одним глазом посмотрел в ту сторону. Вижу, сидит сонная мышка с жёлтым горлышком и отдирает сухой мох от пенька. Схватила клочок мха и убежала. Мох она мышатам в нору постелет.
Земля-то ещё сырая.
За лесом паровоз загудел, пора домой. Да и устал я сидеть тихо, не шевелиться.
Когда подходил к станции, вдруг вспомнил: ведь лося я так и не увидел! Ну и пускай, зато я паучка-серебрянку видел, и желтогорлую мышь, и водомерку и слышал, как теньковка поёт. Разве они не такие же интересные, как лось?
3. Беседа по содержанию
Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.
Учащиеся. Этот текст о путешествии рассказчика по лесу в поисках лося. Это тема текста. В природе много интересного, удивительного, необыкновенного, нужно только уметь видеть –такова идея текста.
Учитель. Что, на ваш взгляд, главное, а что второстепенное в данном тексте?
Учащиеся. Главное то, что автор услышал и увидел в лесу, испытал удивление, получил новые впечатления, почувствовал свою близость к природе, свое родство с ней. Второстепенное, наверно, то, что с лесными впечатлениями не связано: зоопарк, поезд, станция.
Учитель. Каким вы представляете себе рассказчика?
Учащиеся. Это человек средних лет, но очень мудрый, внимательный, спокойный, вдумчивый, а самое главное -он умеет видеть и слышать природу. Чувствуется, что этот человек -большой знаток и любитель всего живого. А еще он мастер слова, потому что так вдохновенно рассказать о птичках, мышках и жителях лужи может только человек, владеющий писательским талантом.
Учитель. Какие средства выразительности, использованные в тексте, подчеркивают романтическую натуру рассказчика, его поэтический дар?
Учащиеся. Птичка пела «так же звонко, как вода падает на льдинку» (сравнение). «Копошится какой-то паучок с серебряным брюшком» (эпитет). «Жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде» (сравнение).
Учитель. Пожалел ли рассказчик о том, что не увидел лося? Ответ аргументируйте.
Учащиеся. Нет, рассказчик нисколько не пожалел о том, что не встретил лося. Он увидел в этот день много интересного в лесу: паучка с серебряным брюшком, жука-водомерку, мышку с желтым горлышком, услышал пение теньковки. Все это также очень интересно.
Учитель. Какую фигуру использует автор, чтобы убедить в этом читателя?
Учащиеся. Риторический вопрос в финале текста убеждает читателя в том, что рассказчик очень рад своему путешествию, возвращается домой отдохнувшим, счастливым, полным новых знаний о природе.
Учитель. Ребята, не возникло ли и у вас желания сходить в лес, повнимательнее рассмотреть лесную лужу, кору деревьев, распускающиеся листочки?
4. Составление плана и определение ключевых слов
Учитель. Определите тип текста. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование).
Попробуйте обозначить части текста на черновике в виде цитатного плана.
1. «Мне захотелось увидеть лося на воле».
2. «Я шёл по тропинке очень тихо».
3. «На берёзке сидела маленькая птичка и пела».
4. «Около пенька разлилась лесная лужа».
5. «Кто-то неторопливо возится, шуршит».
6. «Лося я так и не увидел!»
Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании.
«Мне захотелось увидеть лося на воле».
На длинных ногах был такой странный и красивый.
«Я шёл по тропинке очень тихо».
Лось где-нибудь близко, и я боялся.
«На берёзке сидела маленькая птичка и пела».
Тень-тень-тень, пинь-пинь-тень. ; жалел, что спугнул ее; снова где-то далеко в лесу запела-затенькала.
«Около пенька разлилась лесная лужа».
Копошится какой-то паучок с серебряным брюшком; жук-водомерка на тонких лапках; у паука-серебрянки домик под водой.
«Кто-то неторопливо возится, шуршит».
Сонная мышка с желтым горлышком; отдирает сухой мох.
«Лося я так и не увидел!»
Они такие же интересные, как лось.
5. Сжатие текста (работа в группах)
Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Откройте Памятку 1. Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на три группы и выполняет сжатие каждой из двух микротем по порядку.
(Примечание: с Памяткой 1 ребята знакомятся на предыдущих уроках, осваивают терминологию, учатся компрессии на небольших текстах из учебника, поэтапно отрабатывая каждый из способов сжатия. Памятка адаптирована для учащихся 5 класса. В 6 классе она дополняется и расширяется с учетом новых знаний шестиклассников. С таким большим по объему текстом ребята работают впервые в 5 классе, поэтому учитель помогает каждой из групп, направляет ребят, корректирует их работу, чтобы на этапе обсуждения создать ситуацию успеха).
Памятка 1. Три основных способа сжатия текста
Выделяют три основных способа сжатия текста:
исключение повторов, подробностей, деталей;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение одного или нескольких предложений.
замена однородных членов обобщающим словом;
замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложного предложения простым;
замена части предложения синонимичным выражением.
6. Обсуждение полученных результатов
7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения
Весной я был в зоопарке и увидел там лося. Он стоял неподвижно на холме, далеко от решётки. Среди чёрных деревьев, на длинных ногах лось был такой странный и красивый. И мне захотелось увидеть этого красавца на воле.
На другой день я поехал за город. Вышел на маленькой станции и по тропинке я пошел прямо в лес. В лесу было мокро, но листья на деревьях уже распустились. Я шёл очень тихо, думал, что лось где-нибудь близко, и я боялся.
И вдруг я услышал необыкновенное пение. Это на берёзке сидела маленькая птичка и пела так же звонко, как вода падает на льдинку. Увидев меня, птичка улетела. Я очень жалел, что спугнул её, но она снова где-то далеко запела-затенькала.
Я сел на пенёк и стал её слушать. Около пенька разлилась лесная лужа. Я заметил, как на дне копошится какой-то паучок с серебряным брюшком. А вот жук-водомерка на своих тонких лапках, как на коньках, быстро скользнул по воде. В это время паучок поднялся наверх, набрал на мохнатое брюшко воздуха и медленно опустился на дно.
Там у него к травинке был привязан паутиной домик, в котором живут паучата. Вот он и носит им воздух.
И тут я услышал, как за пеньком кто-то неторопливо возится, шуршит. Вижу, сидит сонная мышка с жёлтым горлышком и отдирает сухой мох от пенька. Мох она мышатам в нору постелет.
Уже направляясь домой, я вдруг вспомнил, что лося я так и не увидел! Зато я паучка-серебрянку видел, и желтогорлую мышь, и водомерку, слышал, как теньковка поёт. Разве они не такие же интересные, как лось?
8. Рефлексия
Учитель. Продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я понял…
Использованная литература
1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.
2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai