Патроны 20 калибра навеска дроби какая бывает

Картечь 20 калибра

Двадцатый калибр, или двадцатка. Сколько споров, легенд вокруг ружей этого калибра! Хозяева 16-го и 12-го калибров приводят массу доводов в пользу своих мощных калибров. В то же время, владельцы двадцаток и слышать не хотят об увеличении калибра своего ружья, отстаивая достоинства своих любимцев.

Кто же из них прав? И те, и другие. С одной стороны, двадцатка слабовата на охоте по опасному и массивному зверю. Но зато она незаменима на ходовых охотах из-за малого веса.

Все дело в том, что останавливающее действие такого снаряда гораздо меньше, чем у названных калибров. Это обусловлено как массой, так и диаметром пуль. Кроме того, количество картечин или дробин в снаряде существенно меньше.

Следует учитывать, что свыше 7-ми миллиметров картечь 20 калибр не приемлет, так как величина внутреннего диаметра канала стволов равна 15,6 миллиметра.

Это значит, что при прохождении стволов снаряд самой крупной картечи будет подвержен сильной деформации, а стволы будут очень нагружены — она даже не проходит ствол, если ее не расположить столбиком по одной штуке в ряду.

20 калибр,сокол-1,5гр, №7-28 гр и сужения 1,0/0,75. 40 шагов!)))

И тогда высота такого столбика, естественно, возрастает. Из-за этого иногда приходится уменьшать толщину пыжей, чтобы завальцевать патрон. А это может привести к прорыву газов в снаряд и снижению кучности стрельб.

Часто бывает, что выгоднее взять картечь меньшего номера. Тогда количество шариков, которые попадут в цель, увеличивается.

Подходящего размера согласованную картечь 20 калибр уверенно укладывает в цель на расстоянии до 35-ти метров. Особенно высококачественную – плакированную.

При домашнем снаряжении таких патронов приходится заворачивать столбик картечин в бумагу, иногда с прокладкой из деревянных палочек, которые центрируют картечь в гильзе и стволе. Гораздо удобнее взять готовые патроны, в которых применяется полиэтиленовый стакан-концентратор. Он же выполняет функции пыжа.

Говоря о двадцатом калибре, стоит отметить, что стартовые скорости снарядов картечи, дроби или пуль в этих ружьях несколько выше. Это вносит положительную поправку в стрельбы патронами такого калибра.

При охоте по волкам, стрельбе по подсвинку или косуле это ружье вполне приемлемо – энергия снаряда и его пробивная способность достаточно велики.

Зарядив в патроны охотничьи картечь, следует помнить, что это все же не пуля, выпущенная из ружья того же калибра, и останавливающее действие ее меньше, когда речь идет о мощном секаче, медведе, лосе на приличном расстоянии.

Зато при стрельбе вблизи картечный патрон просто великолепен. Такой снаряд обладает огромным шокирующим действием и при попадании дает замечательный результат.

Но не стоит увлекаться стрельбой из двадцатого калибра по лосю, секачу или крупному медведю. Такая охота сопровождается серьезным риском из-за малой поперечной нагрузки снаряда, которая определяется отношением массы к площади его поперечного среза. Площадь поражения, глубина прохождения пуль или картечи, их масса – вот основные показатели, которые надо учитывать в первую очередь при выборе вида и размеров дичи.

Отстрел патронов 20 калибра с навесками дроби 16,18 и 22 грамма.

При стрельбах по зверю, такому как волк, сайга и тому подобным, следует заряжать в патроны охотничьи картечь, которая отлично справится с поставленной задачей – надежно положить зверя.

И здесь двадцатый калибр окажется эффективен, особенно при необходимости долго стоять в засаде, когда ружье постоянно в руках — малый вес сохранит готовность рук к быстрой вскидке и выстрелу.

Таким образом, подходя разумно к применению двадцатого калибра, можно получить отличные результаты.

Хочется добавить, что патроны 20-того калибра значительно экономнее, чем 12-того – гораздо меньше расход как пороха, так и дроби или картечи.

Источник: rio-patron.ru

Минимальная навеска для 20-го калибра

Соседи по даче не должны нервничать, что тут непонятного. Совершенно незачем колхозу знать, кто именно поссорился с председателем
Оружие действительно не совсем то, но 32 калибра уже не купишь.

Сообщение НовиЧОКс » 25 янв 2005, 01:37

тогда делать самодельный глушак на ствол, который применять исключительно в населенных пунктах.
Я тож иногда локти кусаю : из ружа в селе не шандарахнишь , а горлицы летают стадами и обсерают мне машину. причем эти питички за пределы села ни-ни, даже начуют там же. Использывание пневм.пистоля в открытую, как показали опыты малоэффективно. Ружбай пневма — в убитом состоянии и больше струлять нечем
правда в посл день сделал засаду в авто и сидел в нем( накрыл его тентом, но они заподозрили неладное и не хотели подходить к миске с зерном поближе.
итог: 1 воробушек снятый с 6-7метров, котор.с удовольствием был проглочен сторожевой собачкой.
про дачу:
массив около 800участков летом, по вечерам, бывает что бабахают — десяток выстрелов, не более(наверн в воздух по пьяни палят, зайцев года два как не встречал)
к чему клоню — заряжай по полной и струляй!( повышай авторитет, так сказать, средь местного населения )

Сообщение Traks » 25 янв 2005, 01:51

Павел Викторович, что Вы задумали делать с 1(одной) дробиной в стволе 20 калибра?
Не скромничайте.

Сообщение kad » 25 янв 2005, 03:25

НовиЧОКс писал(а): тогда делать самодельный глушак на ствол, который применять исключительно в населенных пунктах.
Я тож иногда локти кусаю : из ружа в селе не шандарахнишь , а горлицы летают стадами и обсерают мне машину. причем эти питички за пределы села ни-ни, даже начуют там же. Использывание пневм.пистоля в открытую, как показали опыты малоэффективно. Ружбай пневма — в убитом состоянии и больше струлять нечем
правда в посл день сделал засаду в авто и сидел в нем( накрыл его тентом, но они заподозрили неладное и не хотели подходить к миске с зерном поближе.
итог: 1 воробушек снятый с 6-7метров, котор.с удовольствием был проглочен сторожевой собачкой.
про дачу:
массив около 800участков летом, по вечерам, бывает что бабахают — десяток выстрелов, не более(наверн в воздух по пьяни палят, зайцев года два как не встречал)
к чему клоню — заряжай по полной и струляй!( повышай авторитет, так сказать, средь местного населения )

Вообще-то абсолютно незаконно стрелять в населенном пункте, тем более призывать к этому других.

Сообщение НовиЧОКс » 25 янв 2005, 04:41

А я и не агитирую, это я шучу.

Сообщение Сгиня » 25 янв 2005, 04:49

Пётр, а ты не хочешь приобрести ИЖ18 в 410 калибре и экспериментировать с ним? ИМХО более подходящий девайс для войны с дроздами.

Сообщение playgan » 25 янв 2005, 07:46

Вот вам пример — дроби 15г. Какую навеску для лета делать?

Сообщение НовиЧОКс » 25 янв 2005, 09:04

Сыпте грамм эдак 1,2 ( моё субъективное мнение) меньше, чем 1,4 я не делал (в одном случае 25г, в другом — 21г дроби ) разницы я не почуял особо, а если нет разницы, то зачем сыпать меньше)
Вешал и вешаю 1,6сокала и 27дроби
извините за бестолковый вопрос, а что делать такими слабыми зарядами?( чешу репу и ничего , кроме стрельбы по воробьям на ум не приходит, но это же негуманно и птычек жалько. )

Сообщение playgan » 25 янв 2005, 09:28

НовиЧОКс писал(а): извините за бестолковый вопрос, а что делать такими слабыми зарядами

Всё так просто
В контейнер для 20-го калибра влезает 22-ве дробины 000. Это составляет вместе с контейнером 15,3г. Так же если я беру картечь 6,2 получается 10-ть штук и 14,8г.

Сообщение spit » 25 янв 2005, 09:35

playgan:
не слушай сайгистов
Мои опыты с 10гр навеской для тозика неудачны — слишком тяжелые пыжи расталкивают дробь. Нужно либо брать дымарь, что неприемлемо по причине громкого выстрела, либо резать пыжи, приделывать к ним парашютики, в общем извращаться.
15 гр уже осыпь вполне нормальная, но получается что навеска пороха почти не уменьшается по сравнению со стандартной, разве что на 20%. Стандарт у меня 1.2 гр СунарМ, который 2.0х35гр в 12к.
Поэтому я снаряжаю 1.2х20 мелкой, 1.2х24 крупной и не заморачиваюсь, что зимой, что летом. Мечта о малошумном патроне для дрозда пока упирается в недостаточную резкость.

Сообщение kad » 25 янв 2005, 12:11

spit писал(а): playgan:
не слушай сайгистов
Мои опыты с 10гр навеской для тозика неудачны — слишком тяжелые пыжи расталкивают дробь. Нужно либо брать дымарь, что неприемлемо по причине громкого выстрела, либо резать пыжи, приделывать к ним парашютики, в общем извращаться.
15 гр уже осыпь вполне нормальная, но получается что навеска пороха почти не уменьшается по сравнению со стандартной, разве что на 20%. Стандарт у меня 1.2 гр СунарМ, который 2.0х35гр в 12к.
Поэтому я снаряжаю 1.2х20 мелкой, 1.2х24 крупной и не заморачиваюсь, что зимой, что летом. Мечта о малошумном патроне для дрозда пока упирается в недостаточную резкость.

Хотя я и не понимаю смысл слова КОНДУКАТОР, но смысл «малошумного» патрона да еще в оружии называемом «Смерть председателя» мне понятен еще меньше, что дрозду, что председатетелю после выстрела должно быть уже все-равно, но в последнем случае — о кончине председателя должен знать весь колхоз, поэтому малошумность, ИМХО, даже вредна.

Сообщение playgan » 25 янв 2005, 12:20

Господа подскажите. наверняка уже известны минимальные навески сокола в патронах 20-го калибра меньше которых резкость падает настолько, что выстрел не имеет смысла. Я имею ввиду, пропорциональное уменьшение веса снаряда и навески пороха. Возможновероятнонеисключено, что засыпать грамм сокола даже с одной дробиной маловато будет?

Читайте также:  Где живет бобер материк

Сообщение playgan » 26 янв 2005, 08:33

spit писал(а): 1. Картечь 6.2 по 4 в ряд, 4 ряда 23 грамма. Если в контейнер не лезет, запихать У меня слегка корявая гильза досылается без проблем.
2. про 22 дробины вообще не ясно это навалом? 0000 лезут по 7 в ряд, 4 ряда или 5 без верхней центральной, 000 в контейнер должны ложиться так же.
3. С ПК вообще полузаряды делать непросто, тем более с таким коротким стволом, нужен очень быстрогорящий порох с малой плотностью, я такого не знаю.

(1)картечь 6,2 по 3-р в ряд. 4-ре не лезет хоть обос. упарься . Внешний диаметр контейнера = 15,1 внутренний = 14,0 высота стенок = 16,1. Данная картечь для данного калибра не согласованная! Если снаряжать обычным способом т. е. верхний ряд в промежутках нижнего, то влезает как раз 9 штук + одна сверху, по центру.
(2)Дробь 000 так же не согласованная,(в отличие от 0000) входит в ряд 5,5 . И когда насыпаешь обычным способом 22-ве штуки, как раз контейнер и заполняется.
(3)Если порох в стволе не сгорает полностью, это не проблемма. Для меня такая ситуация уже вошла в привычку, ну остались порошинки в стволе, да и хрен с ними. С такой длинной ствола — это неизбежность ИМХО.

Сообщение spit » 26 янв 2005, 09:14

playgan писал(а): В контейнер для 20-го калибра влезает 22-ве дробины 000. Это составляет вместе с контейнером 15,3г. Так же если я беру картечь 6,2 получается 10-ть штук и 14,8г.

Что-то с арифметикой
Картечь 6.2 по 4 в ряд, 4 ряда 23 грамма. Если в контейнер не лезет, запихать У меня слегка корявая гильза досылается без проблем.
про 22 дробины вообще не ясно это навалом? 0000 лезут по 7 в ряд, 4 ряда или 5 без верхней центральной, 000 в контейнер должны ложиться так же.
С ПК вообще полузаряды делать непросто, тем более с таким коротким стволом, нужен очень быстрогорящий порох с малой плотностью, я такого не знаю.

Сообщение playgan » 26 янв 2005, 10:07

Изображение

Вот результат, к чему приводит увлечение черезмерно малыми навесками пороха:
Порох сокол 1г. Картечь 6,2 в контейнере около 15 гр. дальность 10м. Обратите внимание — две картечины по центру даже не пробили железо толщиной 1мм. Вот как упала резкость. Дробь 000 с того же расстояния, но при навеске сокола 1,4г обладает вдвое большей резкостью! В общем так. для себя решил — независимо от веса снаряда меньше 1,2 сокола не засыпать!

Вем спасибо.

Сообщение SVS1 » 26 янв 2005, 10:18

playgan писал(а): . Если порох в стволе не сгорает полностью, это не проблема.

Может и не проблема, но почти наверняка свидетельствует о том, что порох слишком медленно горящий.
Результат — высокое давление на дульном срезе и никудышная кучность.

Сообщение SVS1 » 27 янв 2005, 02:03

Postoronnim V писал(а): 2 . но вот с подсыпкой дымаря в Жевело — рвало гильзы через одну.

Спасибо за подсказку. Сей факт забыл отметить.
Дело в том, что мощная вспышка в начале процесса горения может приводить к значительному увеличению пика давления. Хотя при этом сгорает и незначительное количество пороха, однако горение идет в малом объеме, ограниченным еще почти неподвижным снарядом. Вклад в скорость (энергию) снаряда этот пик почти не вносит, однако, безусловно, представляет опасность.
Эффект описан, например, в http://www.e-guns.ru/oxota0435.htm

Сообщение spit » 27 янв 2005, 03:33

Гильзы рвет не давлением, а его отсутствием, эффект вакуумной бомбы. Проявиться этот эффект может, когда на кривой давления появится дополнительный пик, после страгивания снаряда, и это очень похоже на детонацию остатков заряда. Все сказанное сугубое ИМХО, как всегда
Подсыпку дымаря к любым порохам кроме Сокола считаю бесполезной, а к флегматизированным — опасной.
Усление вспышки ЦБ подсыпкой дымаря вообще считаю непроверенным мифом — что например усиливается, температура форса, давление, развиваемое капсюлем до воспламенения заряда, кривизна нарастания этого давления, или продукты сгорания химически более активны и ускоряют горение бездымного пороха? Кроме того дымарь это механическая смесь, и чтобы ее поджечь нужно постараться, а бездымный порох в основном химическое соединение и способен гореть самостоятельно.

Сообщение Postoronnim V » 27 янв 2005, 04:40

Сунара СФ уже года 2 в продаже не видел. Эх, всего полбанки осталось. А про упомянутый Сокол 24.26,28 только и инете и встречал упоминания.
Насчет подсыпания дымаря — то да, согласен с предыдущими высказываниями. На 12 к. эффекта не замечал даже с ЦБ, а в 20 к. еще и чревато боком.

Сообщение Postoronnim V » 27 янв 2005, 08:24

SVS1 писал(а): Может и не проблема, но почти наверняка свидетельствует о том, что порох слишком медленно горящий.
Результат — высокое давление на дульном срезе и никудышная кучность.

Не всегда. Иногда это говорит о иом, что вопсламенение пороха было неравномерное, не было достаточного давления форсирования или о том, что часть пороха имула иную степень влажности. Да еще кучу причин найти можно. Если говорить о том, что порох иедленногорящий, то несгоревший порох просто догорит после вылета снаряда.

Но если порох просто не сгорел частично — то, скорее всего, эти порошинки и не начинали гореть. Да и пороха несгоревшего бывает соразмерно ошибке при навеске. От того и качество выстрела остаётся в норме.

Сообщение SVS1 » 27 янв 2005, 08:48

Согласен, что не всегда. Поэтому и написал «почти».
Однако, если не рассматривать огрехи снаряжения, это «почти» превращается в «почти всегда», поскольку в продаже нет быстрогорящих порохов, необходимых для малых масс снарядов.
И дело не в том, что догорит или нет порох после вылета снаряда. Порох должен успеть сгореть в первой трети длины ствола, иначе не успевает упасть давление со всеми вытекающими последствиями.
Порох, который в продаже, в принципе не может успеть сгореть как надо, если масса снаряда меньше рекомендуемой производителем (т.е. определяемых параметрами горения).

Сообщение spit » 27 янв 2005, 09:27

Первая треть длины ствола у тоз106 это 3см за патронником
Сокол тут не подходит, либо нужно извращаться по рецепту Дяди Леши.
Если в контейнер картечь или дробь не впихнуть, то у контейнера нужно обрезать лепестки и полезно подложить толстую картонную прокладку. У тозика ствол почти не свинцуется. Картечины кладутся между рядами.
Нужно добиваться полного сгорания, а не сыпать больше пороха — дульное пламя и грохот хороши не всегда.
Наиболее быстрогорящий порох СунарМ, с ним проблем нет, правда в продаже его сейчас нет.

Тут поможет сунар-м быстрогорящий, он специально для малых навесок создан. А еще лучше- воздушка для дроздов само то.
Кстати- дрозды сьедобны очень даже, тем более ты ж не дрозда есть будешь- а реинкарнацию своих собственных ягод

Сообщение SVS1 » 27 янв 2005, 09:40

Где бы его достать «Сунар-М» или «Сунар-24,28,32. «. В Москве и окрестностях нет.

да это везде проблема. Ну есть еще мысль- сейчас сокол не просто сокол, а сокол-28, сокол-32, сокол- 36. цифры- это вес рекомендуемого снаряда для 12 кал.в граммах. Берем сокол-28 (26, 24. ) и в путь.

Сообщение Postoronnim V » 27 янв 2005, 09:53

2 SVS1: Да конечно всякое бывает. Тот же Сокол в магазинных патронах (Искра, например) в длинном стволе после выстрела дотлевал.
Я осенью пробовал снаряжать (правда для навески 25гр.) с Сунарм СФ и подсыпкой в капсюль дымаря. В коротком стволе Тоз 106 однозначно всё сгорало и пламени не было. По моему, даже шибко быстро сгорало, на грани детонации. Можно бы попробовать и для малой навески Сунара СФ, с подсыпкой дымаря, но вот лично мне малая навеска вреде ни к чему.
Из того, что еще на ум приходит — можно поробовать загнать на дно гильзы пластиковое (или из гермерика) колечно с внутренним диаметром равным диаметру внутреннего отверстия капсюли и скошенной внутренней стенкой. Возможно, что такая кустарная однобокая «эллиптичность» поможет лучшему и одновременному поджиганию пороховых зерен.

Сообщение SVS1 » 27 янв 2005, 11:38

Postoronnim V писал(а): . пробовал снаряжать . с Сунарм СФ и подсыпкой в капсюль дымаря. . всё сгорало . По моему, даже шибко быстро сгорало, на грани детонации.

Фокус с подсыпкой дымного пороха обусловлен только тем, что дымный порох при малом давлении имеет очень приличную скорость горения, значительно большую, чем бездымные пороха. Зато при повышении давления скорость горения бездымного быстро растет и становится больше, чем у дымного пороха.
Подсыпка дымного пороха под капсюль (наверное, ЦБ) дает только более мощную вспышку, благодоря которой быстрее достигается начальное давление (в малом объеме) и быстро начинает гореть основной заряд пороха. Т.е. достигается более полное сгорание основного порохового заряда. За исключением начала процесса, ход зависимость горения во времени не меняется.
Аналогичные процессы происходят и при смешивании небольшого количества дымного с бездымным порохом. Конечно, ни о каком существенном увеличении скорости горения в целом и тем более детонации не может быть и речи.
Наблюдаемый на практике положительный эффект в основном обусловлен увеличением эффекивного (сгорающего) объема основного порохового заряда.
Эффект (положительный) будет, если порох по каким либо причинам плохо воспламеняется или не сгорает полностью. Эффект может отсутствовать, если порох и так (без подсыпки) сгорает, и даже быть отрицательным, если доля дымного пороха существенна (за счет худшей энергетики и медленного горения дымного пороха при рабочем давлении).
Кстати, современные капсюли (КВ-21,22,209) это уже не ЦБ и без подсыпки дают мощную вспышку.
Короче, возвращаемся к исходной задаче — должен сгорать основной пороховой заряд.
P.S. А видел ли кто Сокол 24,26,28 в продаже в Моск.области? Пока видел только на картинке сайта завода. Да и «Сунар-СФ» куда-то исчез.

Читайте также:  Сколько спят лисы в сутки

Сообщение Postoronnim V » 27 янв 2005, 11:55

2 SVS1: По всем теориям порох естественно начинает гореть с поверхности зерна и горит равномерно. Сунар СФ и сам по себе сгорает побыстрее, чем Сокол, Сунар, Сунар М, но вот с подсыпкой дымаря в Жевело — рвало гильзы через одну. На банке Сунара СФ была указана навеска только для 12 к.

Источник: popgun.ru

ЮЖНЫЙ РЫБОЛОВНО-ОХОТНИЧИЙ КЛУБ

В вашем браузере включен плагин блокировки рекламы: Существование нашего сайт возможно благодаря показу рекламы. Пожалуйста поддержите нас, отключив блокировку рекламы на нашем сайте.

Снаряжение 20к в латунь

Самостоятельное снаряжение патронов. Технологии и приспособления самозаряда, обмен опытом и наблюдениями.

Снаряжение 20к в латунь

Сообщение Гена®Hunter » 13 дек 2007, 11:55

Купил я себе 20 калибр и с боеприпасами, вернее их отсутствием оказался в полной жопе. Решил хоть сам зарядить.
Сегодня пойду тариться пыжами порохом капсулями.
Скока сыпать пороха (какого) и дроби ?
Короче кто юзал 20у велком

Гена®Hunter

Сообщение Гена®Hunter » 13 дек 2007, 14:36

Я вообще то на фазана и утку собрался с ним, но не суть. Из подручных материалов гильзы латунь, пыжи войлок осаленные 16к, порох сокол ну и центробой. Порыл в нете в старых справочниках рекомендуют мах навеску 1,6 а в новых 1,9. при одном и том же весе снаряда.
Я б не парился — а сделал пробный отстрел, но времени совсем нет. В качестве подстраховки возьму свок карамультук 12 калибру

Гена®Hunter

Сообщение СЯВА » 13 дек 2007, 16:41

Хочешь не париться с зарядами, тогда купи порох Сунар 35, ДВП пыжи на 16 или 12 калибр, если у тебя применимы капсюля только центробой, то покупай каждый сезон новые в маленьких развесовках. А дальше всё просто — ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙ. javascript:emoticon(‘good.’)
p.s. Ты не сказал какой у тебя патронник: 20/70 или 20/76.

СЯВА

Сообщение Kript » 13 дек 2007, 17:58

Гена®Hunter писал(а): Купил я себе 20 калибр и с боеприпасами, вернее их отсутствием оказался в полной жопе.

а что именно купил?

Kript

Сообщение Гена®Hunter » 13 дек 2007, 19:13

Иж58 20Х70 60г выпуска. Искал , правда не спешно, года 4ре. Их вроде чуть больше 1000 выпустили — редкость однако. А то на охоте уже свое ружье хрен найдешь в общей пирамиде. У всех почти бенельки да МРки а такого ИЖа нету ни у кого кроме меня.

Гена®Hunter

Сообщение futt » 13 дек 2007, 21:52

Если ствол рассверлен под металлическую гильзу, пхать туда пластмассу бесполезно хоршего боя не получите.

futt

Сообщение Dron » 13 дек 2007, 22:38

Гена®Hunter писал(а): Иж58 20Х70 60г выпуска.
Гена, поздравляю с покупкой. Хорошая весчь good.

futt писал(а): Если ствол рассверлен под металлическую гильзу, пхать туда пластмассу бесполезно хоршего боя не получите.

Первый раз о таком слышу. При чем тут материал из которого изготовлена гильза. И о какой сверловке идёт речь??

Dron

Сообщение СЯВА » 14 дек 2007, 00:43

futt писал(а): Если ствол рассверлен под металлическую гильзу, пхать туда пластмассу бесполезно хоршего боя не получите.

Ты имели ввиду не ствол, а патронники.
А во вторых всё наоборот, если патронники расчитаны на применение бумажных и пластмасовых гильз, то латунки в них будут как «он в рукомойнике», соответственно будет прорыв пороховых газов . Но Вы не переживайте, уже на второй выстрел из этих гильз — будет всё хорошо, их раздует до величины вашего патронника. но в другое ружьё они уже не залезут.

Видимо это Ты и хотел донести до масс.

Источник: yurok-club.ru

Обзор разновидностей пороха «Ирбис» с таблицами по навескам

Порох – одно из самых древних изобретений человечества, открытое китайскими умельцами и активно применяемое современными охотниками. Именно благодаря ему патрон разгоняется и выталкивается из ствола. Наиболее древняя его версия – дымный порох наверняка памятна многим пожилым любителям охоты.

Сейчас дымный почти не используется, поскольку, как понятно из названия, любой выстрел патронами с таким снаряжением приводит к образованию дымовой завесы, мешающей охотнику разглядеть что-либо. Поэтому на данный момент активно используются бездымные варианты. К ним также будет относиться и марка пороха Сунар, которая используется для снаряжения боеприпасов различных калибров (от 12 до 20). Существует огромное количество его разновидностей – Сунар-35, Сунар-42, Сунар-410 и т.д.

Особенности пороха Сунар

Сунар — бездымный пироксилиновый односоставный порох. Что это означает?

  1. При выстреле не появляется «дымовая завеса».
  2. Пироксилиновый вид, изначально весьма нестабильный, стабилизируют с помощью дефиламина. А для того, чтобы избежать слипания или электризации, к нему добавляют графит.
  3. В России одноосновные пороха выпускаются в виде пластинок, цилиндра или цилиндра с каналом для использования в патронах для ружей от 12 до 20 калибра. Основная форма выпуска Сунара — цилиндр с каналом. Преимущество такого вида пороха заключается в том, что Сунар отличается от своих пластинчатых аналогов (например, «Сокола»), обладая примерно той же скоростью горения, намного лучше разгоняет заряд. Происходит это из-за того, что канальный вариант горит изнутри и снаружи. Однако, до прогрессивного горения не дотягивают, а значит, превосходит пластинчатые не слишком сильно (около 10%).

Существует три вида Сунар по скорости горения:

  • Горящие медленно (Сунар 410, Сунар «Магнум»). Обычно их используют в 16, 20, 410 калибре.
  • Обладающие средней скоростью сгорания (Сунар, Сунар Н, Сунар СФ). Применяются в 12 калибре (при массе заряда 32-36 грамм) и в калибрах 16, 20, 410.
  • Горящие быстро (Сунар СВ, Сунар СВС). 12 калибр. В Сунар СВС добавляется одна пятая часть нитроглицерина, поэтому такие патроны чаще всего берут для стендовой стрельбы. Боеприпасы, снаряженные такими видами порохов, для охоты фактически не берут из-за их характеристик, многими охотниками признанными неудовлетворительными.

Особенности эксплуатации порохов «Ирбис»

В отличие от «Сокола» или «Барса», порох «Ирбис» имеет огромное количество разновидностей, заточенных под самые разные цели. Для тренировочной и стендовой стрельбы — один продукт, для охоты на крупного зверя — другой. Так что использовать повышенную навеску (превышающую максимальную) будет бессмысленно. Во-первых, это может привести к разрыву патронника.

Во-вторых, зачем мучиться, высчитывая пропорции, если всегда можно приобрести другую марку с более мощными или слабыми характеристиками. Так что обязательно придерживайтесь тех параметров, которые указаны в наших таблицах.

Что касается пыж-контейнеров, то их выбор также зависит от тех целей, которые преследует охотник. Для более резкого боя лучше использовать прокладки из мягкого материала (войлок, пенопласт). Если же требуется смягчить отдачу, то неплохо себя покажут самодельные пыжи, изготовленные из пробок от шампанского или вина (толщина от 2,5 до 3 мм). Ну и, конечно же, многое зависит от плотности материала и снаряженного патрона. Ведь если вы будете использовать рекомендуемую навеску пороха «Ирбис Охота» для снаряжения патронов 20-го калибра, то в гильзе может попросту не остаться места для пыжа из пенопласта.

Порох «Ирбис» в основном используют профессиональные охотники и спортсмены, которые точно знают, чего они хотят добиться. Однако это не значит, что такая смесь не подойдет для начинающего стрелка. Да, «Ирбис» не столь «лоялен» к ошибкам, которые совершают новички при снаряжении патронов, но если следовать рекомендуемым параметрам, то добиться хороших характеристик не составит труда. Ну а в случае сомнений вы всегда можете задать свой вопрос в комментариях к этой статье (отзывы о порохе также приветствуются).

Навески пороха

Теперь рассмотрим, какие навески чаще всего используются для этой марки:

  1. Навеска пороха Сунар для боеприпасов 12 калибра:
      Сунар-32 – используется при навеске в 1,9 гр. на 32 гр. заряда;
  2. Сунар-35 — используется при навеске в 2,1 гр. на 35 гр. заряда;
  3. Сунар-42/1,2,3 – используется при навеске в 2,3; 2,45; 2,35; гр. на 40-42 гр. заряда;
  4. Сунар-магнум 42 используется при навеске в 2,2 при стрельбе «полумагнумом» на 40-42 гр.;
  5. используется при навеске на «магнум» 2,4 гр. на 46 гр. заряда;
  6. Навеска пороха Сунар для 16 калибра:
      Сунар-35 – используется при навеске в 1,7 гр. на 29-30 гр. заряда;
  7. Сунар-42/1 – используется при навеске в 1,2гр. на 40 – 43 гр. заряда;
  8. Сунар-42/2,3 – используется при навеске в 2,1 гр. на 30-32 гр. заряда;
  9. Навеска пороха Сунар для 20 калибра:
      Сунар-35 — используется при навеске в 1,5 гр. на 24-35 гр заряда;
  10. Сунар-42/1,2,3 – используется при навеске в 1,8; 1,9; 1,8; гр. на 25-28 гр. заряда.

Не забывайте о том, что необходимо четко соблюдать рекомендации, указанные производителем в инструкции навески порохов. Только при условии соблюдения вышеназванных пропорций достигаются лучшие баллистические результаты, и минимален риск повреждения канала ствола или плавления дроби. Кроме того, необходимо соблюдать пропорции в связи с тем, что неправильная навеска заметно сказывается на бое. К тому же порох требует более плотной засыпки.

О порохе «Салют»

фото: Антон Журавков

фото: Антон Журавков

Порох «Салют-4» я начал применять лет 10–12 назад. Купил пару банок по случаю. Заряжал, как обычно, с двумя картонными прокладками и войлочными пыжами. Заряжал и в гильзу с полиэтиленовым пыжом-контейнером, затем заделывал звездочкой. Эти патроны отстреливали из ружей ТОЗ-34; ТОЗ-87; ТОЗ-66; ИЖ-27; МЦ-21-12.

Читайте также:  Рыбалка как оснастить донную снасть

Особенно хорошие результаты по кучности и резкости были из двух ружей МЦ-21-12.

Суть метода такова. Беру гильзу, бывшую в употреблении. Запрессовываю капсюль «Жевело-Н» или КВ-209. В банке пороха «Салют-4» была инструкция 1,75г пороха при полиэтиленовом пыже. Я заряжал 1,9 г (при 15°; –20°C).

От нового пыжа-контейнера отрезал острым ножом обтюратор.

Затем юбочку на обтюраторе при помощи чайной ложки развальцовывал, чтобы отрезанный пыж заходил в гильзу с хорошим натягом. Эту операцию (развальцовку) надо делать обязательно! Навойником досылаю этот развальцованный пыж до пороха. Затем досылаю еще одну картонную прокладку толщиной 1,0 мм и диаметром 18,8 мм.

Далее досылаю древесно-волокнистый пыж 12 калибра. И наконец навойником все эти три «компрессионных элемента» с усилием сжимаю двумя руками, стоя. Затем беру контейнер, что остался отрезанным, от него отрезаю четыре ножки жесткости (контейнеры такие, что идут в патронах «Тайга», «Главпатрон» на 32 г). Контейнер уже без ножек вставляю в гильзу, засыпаю дробь № 0; № 00.

Дробь применяю твердую (продается сейчас расфасованная в баночках. Снова навойником дожимаю уже дробь в контейнере. Теперь прибором УПС-5 заделываю гильзу звездочкой. Гильзу беру б/у именно из-под звездочки. Гильза системы «Гордон», прозрачная.

По этой рецептуре заряжаю 20–25 шт. патронов. После звездочки я еще настольной закруткой прокручиваю готовые патроны. Поверьте, хуже не будет.

ЗАРЯДКА ДЛЯ МОРОЗА

Беру толстостенные гильзы, бывшие в употреблении. Расправляю их так. В кипящую воду на 3–5 секунд погружаю «носик» гильзы на 2–3 см. Затем гильзу вынимаю и в нее вставляю пустой баллончик из-под газа для сифона. 10 секунд – и гильза как из магазина.

Дальше – Жевело-Н» или КВ-209. Пороха «Салют-4» – 2 грамма, точно по весам. Затем три картонные прокладки по одной досылаю до пороха. Прокладки диаметром 18,8 мм. Толщиной 1,00 мм каждая. Затем вставляю войлочный неосаленный пыж 12 калибра – он должен идти с натягом.

На войлочный пыж ставлю древесно-волокнистый, тоже 12 калибра.

Теперь весь этот «пыжевой набор» сжимаю двумя руками, тоже стоя. Сжатие очень приличное. Обычно еще надо половинку древесно-волокнистого пыжа дослать в гильзу. Затем от пакета из-под молока отрезаю полосочку, равную по высоте столбику дроби, где-то 6х2 см. Вставляю в гильзу эту полоску и засыпаю дробь. Засыпаю по половине два раза.

Утрясаю, легко стуча краем гильзы об стол. Дроби беру 32–34 г. Дробь в гильзе размещается где-то на 2-3 мм ниже края гильзы. Навойником дожимаю дробь и вставляю две прокладки по 1 мм каждая диаметром 18,5 (12 калибра, магазинные). Затем ручной настольной закруткой закручиваю гильзу. Спичкой беру вазелин и матрицу закрутки смазываю изнутри.

При такой «смазке» пластмассовая матрица прекрасно завальцовывает толстостенную гильзу. Этот патрон хорош для боя от 20 до 40 метров.

Если нужно снарядить дальнобой, то вместо полоски бумаги от пакета вставляю обычный контейнер для дроби – например, б/у от патронов «Спорт-Актив» (Франция). Столбик пыжей придется тщательно подбирать. Дробь нужно будет пересыпать или крахмалом или графитом. Затем беру одну бумажную прокладку и завальцовываю гильзу. Дробь № 1; № 0 – твердая.

Такой патрон очень хорош при расстоянии до 50 метров. Еще раз повторю: ружья МЦ-21-12 (без насадок) бьют этими патронами далеко и крепко. Отдача при стрельбе нормальная.

Интересно бы узнать давление в стволе. Да возможности нет. Стрелял патронами из ТОЗ-87. Ствол изнутри чист. Механизм газоотвода, цевье внутри тоже чистые. До этого применял порох «Сокол», сорт высший. Пластинчатый.

А вот попробовал «Салют-4», и он понравился больше.

Олег Акулов, Сарый Оскол, Белгородская обл. 8 декабря 2011 в 00:00

Характеристики

Сунар — одноосновный, поэтому, занимаясь его взвешиванием, важно делать навеску с точностью до 0,05 грамм. Как уже говорилось выше, из-за структуры пороховых зерен характеристики Сунара превосходят порох Сокол примерно на десять процентов. Если вы будете стрелять этим порохом, то звук выстрела и пламя будут намного меньше, чем у того же «Сокола», а дульные скорости будут ниже на целую четверть! Сгорая в стволе, Сунар 42 или Сунар 410 создает давление в размере от 630 до 680 бар, а скорость заряда изначально будет составлять около 320 м/с.

При отсутствии каких-либо дополнительных обозначений на упаковке (буквенных), этот тип пороха подходит для того, чтобы снаряжать патроны 12, 16 и 20 калибра.

Сунар 20 и 24 выпускается в зернах, характеризующихся высокой пористостью. Обычно ими пользуются при стендовой или тренировочной стрельбе 12 калибром.

Нам более интересен Сунар-35 и Сунар-32. Обычно эти варианты используются в снаряжении боеприпасов от 12 до 20 калибра, с различными типами гильз (пластмассовые, металлические, бумажные). При температуре, превышающей порог в 40 градусов, эти виды характеризуются заметным ростом показателей давления.

Сунар Н аналогичен по своим характеристикам Сунар-35 и Сунар-32, но плотность его засыпки заметно больше. Он применяется для снаряжения боеприпасов с завальцовкой с использованием метода «звездочка» и длинные пыжи.

Для стрельбы патроном от 12 до 20 калибра, с повышенной массой дроби, используется Сунар 42. Гильзы к таким патронам должны быть только пластиковыми, с пыжом-контейнером из полиэтилена.

При использовании боеприпасов на зимних охотах или в крайне влажных средах (например, на болотах) давление пороха будет ниже, как и скорость, с какой пуля вылетает из ствола. Поэтому навеску следует корректировать в зависимости от условий охоты. Каков размер корректировки? Рекомендуется увеличить массу пороха на 0,1 грамм, более весомые колебания от рекомендуемой навески ни к чему хорошему не приведут.

Сунар 410 – самый «неторопливый» из всей линейки. Однако, если вы планируете пользоваться порохом Сунар-410, необходимо тщательно подходить к навеске, иначе заметно страдает качество патрона.

  • Сунар-24 -> Alliant Red Dot;
  • Сунар-28 -> Alliant Green Dot;
  • Сунар-35 -> Alliant Herco;
  • Сунар-42 -> Alliant Blue Dot;
  • Сунар-410 -> Vihtavuori N105; 2400; SR4759 и IMR4227

Характеристики пороха Ирбис

На сегодняшний день существует более 20 разновидностей пороха «Ирбис», каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Вот список лишь основных марок, которые пользуются наибольшей популярностью среди охотников и спортсменов:

  • «Ирбис 24»;
  • «Ирбис 24М»;
  • «Ирбис Спорт 32»;
  • «Ирбис Спорт 32М»;
  • «Ирбис Охота 35»;
  • «Ирбис Охота 35М»;
  • «Ирбис Магнум»;
  • «Ирбис Магнум М»
  • «Ирбис Люгер»;
  • «Ирбис Люгер М»;
  • «Ирбис 410»
  • «Ирбис ПС»;
  • «Ирбис Карбайн» и т. д.

Существует множество разновидностей пороха Ирбис

Несмотря на то, что каждая разновидность пороха «Ирбис» предназначена для использования в патронах с определенной навеской пороха, что приводит к появлению определенных баллистических характеристик, все модели отличаются некоторыми особенностями, характерными только для продукции Казанского государственного казенного порохового завода:

  • мягкая и плавная отдача;
  • «чистое» и полное сгорание;
  • сверхмягкий дульный выхлоп;
  • отличная кучность боя.

Стоит учитывать, что порох может вести себя по-разному, в зависимости от того, в каких климатических условиях он используется. Особенно много сложностей возникает во время зимней охоты. Вот список лишь основных проблем, которые могут появиться из-за понижения температуры воздуха и повышения его влажности:

  1. Падение резкости боя и уменьшение начальной скорости снаряда. Причина тому проста — из-за холода скорость сжигания топлива увеличивается, следовательно, порох не сможет произвести достаточно большое количество тепловой энергии, которая вытолкнет пулю.
  2. Снижение точности стрельбы даже на коротких дистанциях. Ни для кого не секрет, что чем большей начальной скоростью обладает пуля или дробь, тем лучшую кучность боя она показывает. Если этот показатель уменьшается, снаряд начинает отклоняться.
  3. Влияние порывов ветра на точность снаряда. Пуля, дробь или картечь, выпущенная с низкой начальной скоростью, может быть легко отклонена от заданного курса даже небольшим дуновением ветра. Однако летом такого не происходит даже при сильных порывах.

Тем не менее, если охотник знает о главном недостатке «Ирбиса» — плохой адаптации к суровым климатическим условиям, для получения максимальной пользы от продукта достаточно будет просто не использовать его для снаряжения «зимних» патронов. А вот для охоты летом, в начале осени или в конце весны продукт подходит почти идеально.

Снаряжение патрона

Многие охотники жалуются на неудовлетворительные характеристики самодельных патронов на основе Сунара. Причина этого в том, что Сунар 42 или Сунар 410 более требователен к обтюрации (обеспечению герметичности в канале ствола). Поэтому рекомендуется использовать высечки пыжей большего размера.

Гильзы, как говорилось выше, лучше использовать пластиковые или бумажные, с капсюлем Жевело (колпачок с воспламеняющимся от удара веществом), они воспламенят порох лучше других. Полуторамиллиметровые прокладки должны входить в патрон очень плотно («со скрипом»), выпуклостью к заряду. Можно также применять пластмассовые обтюраторы.

Однако, следует помнить, что фабричные обтюраторы могут быть меньше канала ствола и проваливаться внутрь. В этом случае придется заниматься изготовлением обтюраторов самостоятельно. Для этого придется изготовить самостоятельно матрицу и пуансон. Эта «доводка напильником» в основном актуальна для отечественных ружей, обладателям «иностранца» об этом беспокоиться не стоит.

Сам патрон снаряжается так:

На порох досылается самодельный или фабричный обтюратор, сверху на него необходимо установить картонные прокладки. Потом – два войлочных пыжа с натягом. Первый – осаленный, второй – нет (для амортизации). После того, как пыжи будут установлены, вставьте контейнер. При таком снаряжении характеристики вырастут в разы.

Помните о том, что при хранении значительного количества пороха без ружья можно получить реальный срок по статье 222 УК РФ. Если вы остались без ружья 12 или 20 калибра, а порох Сунар-35, например, остался – можно попасть и под статью.

Источник: atlantknife.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...