Субмарина – это отдельный класс кораблей, которые способны погружаться на большие глубины и долгое время находиться под водой. Сегодня подлодки являются основным тактическим оружием морского флота любого государства. Главное их преимущество – скрытность. Это делает подводные лодки незаменимыми при военном положении.
История создания: начало
Впервые на вопрос о том, что такое субмарина, дал практический ответ Леонардо да Винчи. Он описал ее военно-тактические преимущества и долгое время работал над макетом аппарата, однако в итоге сжег все свои макеты, опасаясь за необратимые последствия.
В 1578 году английский ученый У. Боурн в своем докладе обозначил некий подводный корабль, который был замечен им в пучине Черного моря. Описанная субмарина – это не что иное, как первая подлодка, сделанная в Гренландии из кожи и тюленьих шкур. Судно обладало балластными цистернами, а в качестве навигатора выступала вытяжная труба. Такая подлодка не могла длительное время находиться под водой, однако уже тогда показывала удивительные результаты.
Официальный проект по созданию субмарин получил огласку только в 1620 году. Одобрение на строительство дал английский король Яков I. Конструировать подводное судно взялся голландский инженер К. Дреббель. Вскоре лодка была успешно испытана в Лондоне. Двигатели первого подводного корабля Великобритании работали на весельной тяге.
В России идею создания скрытого флота инициировал Петр I. Однако с его смертью проект погиб в зародыше. В 1834 году появилась первая цельнометаллическая подводная субмарина. Ее изобретателем был русский инженер К. Шильдер. Движителем были гребные устройства. Испытания прошли успешно, а в конце года был осуществлен первый в мире запуск подводной ракеты.
Американский флот не мог стоять в стороне. В 1850-х стартовал проект под руководством Л. Ханли. Лодка управлялась из отдельного отсека. В качестве двигателя использовался большой винт, который раскручивался семью матросами. Наблюдение шло через небольшие выступы в корпусе.
В 1864 году первое детище Ханли потопило корабль противника. Впоследствии подобными успехами могли похвастать Россия и Франция.
Во время Первой мировой субмарины оснащались дизельными и электрическими двигателями. В конструировании подлодок нового поколения главную роль сыграли русские инженеры. Во время войны в боевых действиях участвовало 600 глубоководных суден, которые в итоге потопили порядка 200 кораблей и эсминцев.
История создания: новая эра
К моменту начала Второй мировой больше всего подводных лодок было на балансе СССР (211 единиц). На втором месте стояла флотилия Италии – 115 субмарин. Далее располагались США, Франция, Британия, Япония и только затем Германия с 57 глубоководными суднами. Стоит отметить, что главной боевой единицей флота во время войны считалась именно субмарина.
Чья подводная лодка ПРОИГРАЕТ в прямом бою?
Это доказывает и тот факт, что СССР главенствовала на морской глади и под ней до конца Второй мировой. Виной всему были субмарины, которые потопили в общей сложности более 400 вражеских кораблей.
В то время подлодки могли погружаться до 150 метров, находясь под водой несколько часов. Средняя скорость составляла около 6 узлов. Революцию в подводной инженерии произвел известный ученый Вальтер. Он спроектировал обтекаемый корпус и двигатель, работающий на перекиси водорода. Это позволило подлодкам преодолеть скоростной барьер в 25 узлов.
Подводные лодки сегодня
Современная субмарина – это глубоководное судно, использующее атомные установки для получения необходимой энергии. Также источниками питания подлодок выступают аккумуляторы, дизельные моторы, двигатели Стирлинга и прочие топливные элементы. На данный момент такими боевыми единицами богаты флотилии 33 стран.
Еще в 1990-х на вооружении НАТО состояло 217 суден, включая ПЛАРБ и ПЛА. На тот период у России на балансе было чуть менее 100 единиц. В 2004 году РФ заказало в Италии создание малой подлодки неатомного типа. Проект получил название S1000. Тем не менее в 2014 году он был заморожен по обоюдному согласию.
Сегодня одними из самых быстрых и универсальных субмарин считаются водородные. Это глубоководные судна класса U-212, которые сравнительно недавно начали производиться в Германии. Такие лодки работают на основе водорода, за счет чего достигается максимальная бесшумность движения.
Классификация субмарин
Подлодки принято делить на группы относительно категорий:
1. По типу источника энергии: атомные, дизельные, парогазовые, топливные, водородные.
2. По предназначению: многоцелевые, стратегические, специализированные.
3. По габаритам: крейсерские, средние, малые.
4. По типу вооружения: торпедные, баллистические, ракетные, смешанные.
Самой распространенной глубоководной единицей является атомная субмарина. У этого типа подлодок есть своя классификация:
1. ПЛАРБ — атомные субмарины с баллистическим вооружением.
2. ПЛАРК — атомные подлодки с крылатыми ракетами.
3. МПЛАТРК — многоцелевые ракетно-торпедные субмарины, главным источником энергии на которых является атомный реактор.
4. ДПЛРК — дизельные подлодки с ракетным и торпедным вооружением.
Из экспериментальных видов можно выделить: летающую, крылатую и речную необитаемую субмарину.
Основы конструкции
Подводные лодки состоят из 2-х корпусов: легкого и прочного. Первый предназначен для придания кораблю улучшенных гидродинамических свойств, а второй – для защиты от большого давления воды. Прочный корпус монтируется из легированной стали, однако нередко встречаются и титановые сплавы.
На субмарине имеются специальные цистерны для управления дифферентом и балластом. Погружение осуществляется при помощи гидропланов. Всплытие определяется вытеснением воды сжатым воздухом из балластных цистерн. В движение судно приводят дизельные или атомные установки. Малые подлодки работают на аккумуляторах и электричестве.
Для подзарядки используются специальные дизельные генераторы. В качестве двигателя используются гребные винты.
Виды вооружения
Целью подводных лодок является выполнение определенных задач:
— уничтожение боевых кораблей,
— ликвидация многоцелевых судов,
— разрушение стратегических объектов противника.
В зависимости от целей на субмаринах устанавливаются соответствующие виды вооружения: мины, торпеды, ракеты, артиллерийские установки, радиоэлектроника. Для обороны многие глубоководные корабли используют переносные зенитные комплексы.
Российские подлодки
Одними из последних на вооружение во флот РФ поступили подводные корабли «Палтус». Строительство 24 единиц длилось около 20 лет, с 1982 года. Сегодня в распоряжении России находится 18 субмарин «Палтус». Лодки были построены в рамках проекта 877. Эти глубоководные корабли стали прототипами так называемых «Варшавянок».
В 2004 году на свет появилась подлодка нового поколения «Лада», работающая на электродизельной установке. Судно предназначено для уничтожения любых вражеских объектов. Эти субмарины России получили распространение благодаря минимальному уровню шумности. Из-за высокой стоимости проект быстро был свернут.
Главной ударной силой российской флотилии является атомная субмарина «Щука-Б». Проект продолжался более 20 лет вплоть до 2004 года. Сегодня подлодок такого типа на вооружении РФ находится 11 единиц. «Щука-Б» способна достигать скорости 33 узлов, погружаться на 600 м и находиться в автономном плавании до 100 суток. Вместимость – 73 человека. Строительство одной единицы обходилось казне около 785 млн. долларов.
Также в арсенале флота находятся такие атомные субмарины России, как «Акула», «Дельфин», «Барракуда», «Кальмар», «Антей» и другие.
Новейшие подлодки
В ближайшее время ВМФ России пополнится новыми единицами серии «Варшавянка». Это будут новейшие субмарины «Краснодар» и «Старый Оскол». Лодки поступят на вооружение во второй половине 2015 года. В доках находятся глубоководные корабли «Колпино» и «Великий Новгород», но их строительство закончится только к концу 2016 г. В результате на балансе Черноморского флота будет 6 единиц проекта «Варшавянка».
Представители этой серии предназначены для противодействия вражеским атакам, то есть для защиты морских баз, коммуникаций, побережья. Субмарины «Варшавянки» относят к типу бесшумных. Работают на электродизельном двигателе.
Длина такой подлодки составляет 74 м, а ширина – 10 м. Под водой корабль может достигать скорости в 20 узлов. Порог погружения – 300 м. Срок плавания – до 45 суток.
Пропавшие и затонувшие субмарины
До 1940-х годов подводные лодки то и дело терялись в пучине морей и океанов. Причинами этому были и недостатки конструкции, и оплошности командующего состава, и секретные военные действия противников.
После Второй мировой пропавшие субмарины исчисляются единицами. За последние 50 лет инженерия дошла до своего пика. С начала 1950-х подлодки уже не считались опасными для жизни экипажа, да и любой контакт с врагом сразу же фиксируется военной базой. Именно поэтому в последние десятилетия так мало потерявшихся подводных лодок.
Самыми известными пропавшими суднами считаются «Скорпион» (США), «Даккар» (Израиль) и «Минерва» (Франция). Примечательно, что все 3 затонувшие субмарины потерпели крушение при странных обстоятельствах в течение 2-х недель 1968 года. В отчетах обо всех 3 катастрофах упоминался неопознанный объект, после контакта с которым связь с экипажем была утеряна навсегда.
Всего же за последние 60 лет было официально зафиксировано 8 затонувших атомных подлодок, среди которых 6 российских и 2 американских. Первым было судно «Трешер» (США), на борту которого насчитывалось 129 человек. Катастрофа произошла в результате вражеской атаки в 1963 году. Весь экипаж погиб.
Самой нашумевшей и трагичной является судьба субмарины «Курск». Летом 2000 года из-за взрыва торпеды в первом отсеке судно опустилось на дно Баренцева море. В результате погибло 118 человек.
Источник: fb.ru
Субмарина — это. Описание, особенности и интересные факты
Субмарины – это особый класс судов, способных совершать плавание в подводном положении и атаковать противника с больших глубин, оставаясь незамеченными. Некоторые серии подводных лодок несут на борту тактические и стратегические ядерные ракеты. Благодаря скрытности и возможности подолгу находиться под водой, подлодки являются важной составляющей флотов многих стран.
Подводный мир
Человечество тянуло не только в небо, но и в морскую пучину. Люди издревле задумывались о возможности совершать погружения под воду с целью добычи даров моря, поднятия с глубин затонувших ценностей, для ремонта днища кораблей.
Первые погружные аппараты представляли собой своеобразный колокол, в котором находились 1-2 человека. В хрониках упоминается, что подобные конструкции применялись для разведывательных целей в армии Александра Македонского, а это IV век до нашей эры! Конечно, субмариной это назвать было сложно, скорее устройство напоминало акваланг.
Внутри колокола образовывался воздушный пузырь, удерживаемый давлением воды, которым некоторое время могли дышать первые водолазы. Однако стоило колоколу чуть повернуться набок при погружении, поднятии или волнении на море, как скопившийся воздух пузырями вырывался наружу, и находившиеся внутри люди часто погибали.
Кто первый?
Учитывая сообразительность человека, можно предположить, что подводные аппараты существовали еще в древности. Однако твердых доказательств их применения ученые не имеют. Доподлинно известно, что идею самодвижущегося под водой судна предлагал еще в конце XV века Леонардо да Винчи, который не только сделал чертежи, но и создал макет подводного корабля.
Про субмарину он написал в своем дневнике, однако подробностей не представил. Несмотря на перспективность идеи, техническое развитие не позволяло реализовать ее на практике. Кроме того, итальянский гений опасался за последствия: он понимал, что алчные правители наверняка превратят его изобретение в смертоносное оружие.
Первые субмарины, согласно косвенным свидетельствам, создали на Дальнем Востоке. Есть записи о том, что просмоленные «бочки» на весельной тяге использовали корейцы в XVI веке для тарана кораблей во время войн с японскими завоевателями. Возможно, они подсмотрели идею у изобретательных китайцев.
Старушка Европа
Начиная с XVI века и в Европе активно развивалась тема создания субмарин. Это было обусловлено техническим прогрессом, развитием наук и частыми войнами, требовавшими более совершенных видов вооружения. Около испанской столицы Толедо на реке Тежу в XVI веке было испытано некое подводное судно в присутствии Карла V – тогдашнего Императора Священной Римской империи.
В 1578 году достаточно подробный чертеж подводной лодки представил публике британец Уильям Борн. Впрочем, его конструкция призвана была продемонстрировать саму возможность нахождения под водой и практического значения не имела. На судне не было даже места для экипажа.
Далее последовала череда конструкций, предлагаемых в основном инженерами и учеными Туманного Альбиона. Аппараты, способные двигаться под толщей воды, стали называть на английский манер – субмаринами. Буквальное значение слова «субмарина» – «под морем». В России прижилось другое название – «подводная лодка».
Практическое воплощение
Теоретическое накопление материала в конечном итоге привело к практической реализации революционной задумки. В 1620 году по настоянию британского монарха Якова I голландским инженером-механиком Корнелиусом Дреббелем была изготовлена первая субмарина, чье существование зафиксировано в документах. Она имела весельную тягу и приводилась в движение 12 гребцами. По другой информации, она была слишком неповоротлива и фактически буксировалась кораблем.
Помимо самой конструкции, голландец разработал некую жидкость, поглощавшую углекислый газ, выдыхаемый экипажем. Тем самым, автономность плавания значительно повышалась. К сожалению, ее состав не сохранился.
Было создано несколько улучшенных модификаций подлодки. Хотя исследования носили сугубо научный характер, военные сразу смекнули, какой невероятный потенциал у данного изобретения.
Конкуренция
Голландцы недаром слыли великолепными корабелами. После изобретения соотечественника Корнелиуса Дреббеля, состоявшего на службе у британских монархов, собственную подлодку построили в Нидерландах. Судно длиной 72 фута было испытано в Роттердаме в 1653 году.
Следом за англичанами и голландцами за разработку подлодок взялись французы. В 1690 году Дени Папен, физик и изобретатель, сконструировал первый французский подводный аппарат. Его особенностью был насос, создававший избыточное давление внутри корпуса, в результате вода не проникала внутрь. Водяной насос регулировал плавучесть судна.
Первой подлодкой, которая самостоятельно ныряла и совершала перемещения в толще воды, стала Sub Marine Explorer, созданная инженером Юлием Кройлем. Ржавый корпус немецкой субмарины до сих пор находится у одного из Багамских островов, являясь свидетельством эпохи невероятных технических изобретений и научных открытий.
Россия
До Петра I российских правителей не волновали неведомые аппараты для подводного плавания. Но молодой царь, живо интересовавшийся техническими новинками, вынашивал идею создания целого подводного флота. К сожалению, его ранняя смерть помешала амбициозным планам.
10 лет (начиная с 1718 года) по приказу Петра I разработкой «потаенного судна» занимался самоучка Ефим Никонов. Первые испытания модели прошли в 1721 году и были вполне успешными. В 1724 году под пристальным взором царя прошло погружение полноразмерного судна, рассчитанного на 4 человек (по другим данным, на восьмерых). Субмарина представляла собой огромную бочку с окошком, башенкой и парой весел. При погружении тяжелая конструкция стукнулась о дно, корпус треснул.
В 1835 году генерал Карл Шильдер построил на верфях петербургского завода «Берда» подлодку, вооруженную мортирой. Она имела паровой двигатель. Чертежи ее конструкции не сохранились.
Начиная с 1850-х годов в Морское ведомство начали массово поступать проекты подводных судов, однако они были конструктивно несовершенны. После завершения Крымской войны интерес к этой теме возрос. Собственную субмарину построил генерал Герн, которая, впрочем, долгое время без дела простаивала в Кронштадте.
Наиболее удачной оказалась конструкция владельца фотомастерской Ивана Александровского. В 1865 изобретатель предложил идею торпедных аппаратов, а годом позже построил подлодку. Его субмарина – это образец надежности, экономичности и эффективности. Работая на сжатом воздухе, подводная лодка запросто проходила 42 мили.
В 1878 году в Одессе инженер Степан Джевецкий построил действующую подлодку для установки мин. Корпус был металлическим, длиной 19 футов. Для гребного винта использовался велосипедный привод, приводимый в действие четырьмя членами экипажа. В 1884 году изобретатель усовершенствовал конструкцию, заменив ножной привод электрическим. Было построено 15 судов.
Преимущества перед надводными кораблями
Среди преимуществ субмарины:
- Возможность совершать тайные путешествия, незаметно высаживать разведчиков и диверсантов на неприятельский берег.
- Безопасное перемещение по морю: подводному судну не страшны приливы и шторма, ведь волнение воды на глубине более 5-10 метров фактически не ощущается.
- Возможность наносить удар по корпусу вражеского корабля под ватерлинией, что приведет к его быстрому затоплению.
- Преодоление морской блокады осажденных городов, крепостей, гарнизонов: доставка пропитания, боеприпасов, почты, секретной информации.
- Исследование подводного мира, проведение научно-исследовательской работы.
Послесловие
Сегодня даже дети знают, что такое субмарина. Современные «подводные крейсеры» в технологическом плане сильно отличаются от неповоротливых и тихоходных подлодок прошедших столетий. Оснащенные электрическими, дизельными и даже атомными движительными установками, они позволяют месяцами плавать в толще воды, преодолевая никем не замеченными тысячи миль.
Подводные суда применяются не только в военных целях. Глубоководные аппараты незаменимы при исследовании морских глубин, поиске затонувших кораблей. Мини-подлодки со стеклянным дном используются в туристическом бизнесе. Одно время существовали скоростные почтовые подводные лодки.
Источник: www.syl.ru