Лодка Гулянка понятие собирательное, появившись в низовьях Волги, первые самодельные конструкции изготавливались на базе весельных рыбацких суден. Однако в 70-х годах специалисты Саратовского завода решили на основе нижневолжских разработок запустить производство современных моторных катеров.
Имеющаяся каюта укрывает от непогоды, позволяет заночевать 2-3 пассажирам. Конструкция, разработанная для промысловой ловли рыбы в полноводных реках, не предназначена для глиссирования, т.к. рыболовецкие артели отдавали предпочтение грузоподъемности, вместительности и остойчивости.
Достоинства
- Высокая грузоподъемность более 2000 кг.
- Низкий расход топлива 0,6 1,3 л/ч.
- Сохраняет остойчивость в шторм
- Отличная проходимость на высокой волне
- Просторный кокпит
- Высокая пассажировместимость до 12 человек
Недостатки
- Поперечная валкость
- Назкая непотопляемость (отсутствие плавбаков)
- Нет возможности выхода на глисс
Саратовские модели несколько отличаются от своих предшественников. Это заметно по фотографиям. Промышленный образец легко узнаваем благодаря характерным обводам и надстройкам. Проекты самодельных водоизмещающих судов допускают отсутствие кают и свободную комплектацию плавсредства.
Самодельный Мега Катер в котором можно жить! Дагдизель 5д2. Остойчивость для катера своими руками.
Фото катера Гулянка:
История создания
Изначально на Волге рыбаки мастерили весельные корпуса для промысловой рыбалки. Артели нуждались в добротных судах, способных противостоять шторму, высокой волне. При этом каждый элемент был рассчитан на то, чтобы легко ставить и выбирать сети, сохранять и транспортировать улов.
В 70-х годах Саратовский завод начал обслуживать волжские рыбацкие артели, начав производство Гулянки по собственным чертежам, адаптированным к конвейерному изготовлению. Конструкторы собрали опыт народных умельцев, в результате чего появился рабочий проект, собранный по современным технологиям.
Вместе с тем люди продолжали строить деревянные и металлические суда, используя опыт старых мастеров. Завод до сих пор выпускает небольшие партии под заказ. Однако массового производства в настоящее время уже нет.
Видео катера Гулянка:
Таблица характеристик
Поскольку технические характеристики существенно отличаются в зависимости от того, кто и когда ее изготавливал, рассмотрим типичный пример модель Л9600, выпускаемая в Саратове.
Материал | Сталь |
Двигатель | Стационарный дизель, 16 л.с. |
Длина, м | 10 |
Ширина, м | 2,6 |
Вес, кг | 2500 |
Осадка максимальная, м | 0,5 |
Вместимость, чел. | 6 |
Спальных мест | 4 |
Кают | 2 |
Высота каюты, м | 1,9 |
Топливный бак, л | 60 |
Максимальная скорость, км/ч | 14 |
Запас хода, ка | 300 |
Управление | Рулевое |
Обводы | Яхтенные |
Толщина днища, мм | 3 |
Внешний вид и особенности конструкции
В настоящее время заводская интерпретация встречается наравне с народным творчеством. Что у них общего?
- Водоизмещающие обводы
- Наличие небольшой рубки
- Широкий кокпит
Закрытый моторный отсек расположен в средней части кокпита с небольшим смещением назад, отделяя каюту от кормы. В нем же хранится инструмент, топливные баки, запчасти, средства для обслуживания двигателя.
В носовой части расположена воздушная камера, которая служит условным гарантом плавучести. На самом деле ее объема явно недостаточно для поддержания конструкции на плаву при затоплении водой.
На Волге можно увидеть деревянные, металлические, алюминиевые и даже стеклопластиковые варианты. Классическая модель, вроде Дона,выпускаемого в Азове, изготавливалась из дерева. Дуб шел на форштевень, киль, шпангоуты, ахтерштевеннь. Сосна шла на обшивку (30-миллиметровая доска). Для крепежа использовались медные или стальные гвозди.
Металл использовался для усиления киля и его защиты от потертостей.
Металлический вариант собирался из холоднокатаных листов толщиной в 2-2,5 мм. Они достаточно прочны, чтобы выдержать удары об отмели и каменистый берег. Сборка металлических конструкций производилась при помощи сварки, в случае использования алюминия его клепали.
Герметизация деревянных корпусов обеспечивалась за счет штапиков, посаженных на густотертую масляную краску или олифу, а на металлических корпусах использовали сварку или клепку с тиоколовой лентой.
Корма транцевая или вельботовая. Чаще всего заужена, ниже ватерлинии сходит на нет. Рулевой кокпит маленький. Располагается обычно за мотором, однако встречаются варианты, когда руль находится непосредственно за рубкой. Для того, чтобы у водителя был хороший обзор, перед рулем имелось возвышение.
Двигатель, как уже было выше сказано, подбирался выносливый, надежный и простой: Л-6, Л-12, 2-Ч, 4-Ч, ВАЗовский, ГАЗовский (от самосвала) или тракторный. Система охлаждения работала на забортной воде, поступающей самотеком из ловушки или за счет помпы. Жидкость, обогащенная выхлопными газами, обратно сбрасывалась через трубу. Сейчас вместо прожорливых старых моторов устанавливаются экономичные импортные. Обычно хватает 15-40 л.с. в зависимости от габаритов, желаемой максимальной скорости. .
На минделе в открытом пассажирском кокпите параллельно бортам располагались две банки. В каюте обычно достаточно места для 3-5 спальников. Вместе с тем рубка не обязательна. Иногда встречаются бескаютные конструкции. В таком виде они используются в качестве прогулочных. Нос закрыт палубой, может быть практически любой формы от острой до округлой и трапециевидной.
К широкому носу для удобства приваривали лестницу с поручнями.
Воздушный бак плавучести, расположенный под палубой, не обеспечивал безопасность экипажа. Даже в заводской версии этот недостаток не был устранен. Вместо этого было введено обязательство при выходе на реку надевать спасжилеты и прочие средства индивидуальной защиты.
Сечение корпуса на миделе полукруглое. Носовая часть может отличаться. В одних случаях она остроскулая вплоть до моторного отсека, в других выполнена полукруглой. Низкий борт плавно поднимается к носу. Для безопасного передвижения по палубам предусмотрены поручни-рейлинги.
Поскольку для ловли рыбы требовались крепкие моторки, способные проходить по мелкой воде, среди Гулянок встречаются плоскодонки. Реже, чем килеватые модели, но все же они достаточно распространены.
Источник: poseidonboat.ru
Лодка «Гулянка»
Название возникло в советский период, в первой половине XX века, в Саратовской области, для обозначения типа самодельных лодок больших размеров (как правило, 6—12 метров в длину и 2—3 метра в ширину), изготавливавшихся из дерева в прибрежных деревнях.
В 70-х годах на Саратовском судоремонтном заводе был разработан отдельный проект подобного судна, и на протяжении нескольких лет гулянки выполнялись заводом на заказ из металла. Лодки, изготовленные на заводе, отличались красотой и удобством, большой и светлой каютой, просторной палубой, исключительной прочностью, но имели существенную недоработку: мидель (широчайшая часть судна) был смещён ближе к носу, потому при установке более тяжёлого и мощного двигателя корма проседала и тащила за собой воду, существенно ограничивая ход. Из-за этого приходилось уделять особое внимание распределению веса при загрузке судна. По своим ходовым качествам и «грации» на воде эти суда уступали некоторым деревянным, изготовленным высококвалифицированными мастерами из поволжских деревень.
В настоящее время гулянки почти не производятся.
Фотографии лодок «Гулянок»
Особенности конструкции лодки
Это на редкость удачный по конструкции тип маломерного водоизмещающего судна, обладающий отличными мореходными качествами, удобством, простотой и надёжностью в эксплуатации.
Гулянки изготовляются как из дерева, так и из металла. Классическая гулянка выполнялась из дерева. Киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты изготавливались из дуба, причём киль обивался снизу металлом толщиной 2-3 мм. Обшивка состояла из специально отобранных досок хвойных смолистых пород толщиной 30 мм и крепилась к остову медными или стальными гвоздями.
Металлические суда имели сварную конструкцию и весь корпус выполнялся из холоднокатаной стали, слабо подвергающейся коррозии. Очень редко применялись нержавеющие стали, так как у таких марок металлов велик удельный вес и высока стоимость. Толщина стальной обшивки в среднем 2,5 мм. Двигатель располагается в специальном закрывающемся отсеке (рундуке), в котором также находятся топливные баки, хранятся инструменты, запчасти и всё необходимое для технического обслуживания судна.
На гулянку обычно устанавливался простейший, надёжный и долговечный стационарный двигатель типа Л-6, Л12, используемый на генераторных установках, или автомобильный, встречались и дизельные типа 2-Ч, 4-Ч, или тракторный. Охлаждение осуществлялось забортной водой, поступающей в двигатель при помощи ловушки (самотёком), или при помощи помпы двигателя; вода выбрасывалась обратно в реку вместе с выхлопными газами через выхлопную трубу. Позади двигателя, на корме, располагается рулевой отсек, с возвышенности которого рулевой без труда мог обозревать акваторию при управлении судном. В середине (на миделе) находится открытый пассажирский отсек (кокпит) с боковыми деревянными лавками на 8—10 посадочных мест. Каждая лодка обязательно укомплектовывалась багром и длинными деревянными вёслами с противовесом.
Большинство гулянок имеют каюты в носовом отсеке на 3—5 спальных мест. Однако существует и бескаютный вариант, что значительно увеличивает количество посадочных мест в кокпите: такие лодки применяются для перевозки пассажиров.
Преимущества лодки
Гулянка способна принять на борт до нескольких тонн груза, является удобным типом судна для отдыха, рыбалки, охоты, путешествий, перевозки людей и грузов. Скорость такого судна составляет в среднем 15—22 км/ч.
При установке маломощного двигателя, например Л-6 (6 л.с.), средняя восьмиметровая гулянка с хорошими обводами и грамотно подобранным винтом передвигается по воде со скоростью 14-15 км/ч с расходом топлива 12-15 литров за летний световой день при почти постоянной работе двигателя. Невысокая конструкция судна избавляет его от излишней парусности и позволяет без труда двигаться на маломощном двигателе против сильного ветра в значительный шторм. К положительным качествам гулянки можно также отнести длинный по протяжённости свободный выбег (движение по инерции при выключенном двигателе), до нескольких сот метров на гладкой воде. Также, тяжёлое, объёмное судно уверенно справляется с большой встречной волной.
Следует особо отметить то, что некоторые удачно спроектированные средние суда такого типа способны преодолевать воду глубиной всего 15—20 см.
Аварии на подобных судах случаются крайне редко. Мощный форштевень и остов, обтянутый прочной обшивкой, позволяют многотонной лодке на полном ходу «втыкаться» в каменистый берег без всяких последствий.
Недостатки лодки
К отрицательным качествам можно отнести недостаточную остойчивость судна — «валкость» при перемещении экипажа по палубе и с борта на борт. Причиной тому являются овальные борта, резко расширяющиеся от ватерлинии к бархоуту (привальному брусу). Но такая конструкция и тяжёлый, толстый киль не позволяют судну перевернуться даже при значительной перегрузке. Существенным «врагом» для гулянки является боковая волна, которая изрядно раскачивает судно, доставляя неприятные ощущения пассажирам.
Ещё одним недостатком конструкции является то, что каютные металлические лодки из-за недостатка площади не снабжены плавбаками и в случае серьёзной аварии (большой пробоины) уходят на дно. Однако в целях безопасности судно снабжается спасательными средствами (спасательные пояса, нагрудники, круги). На металлических лодках открытого типа (без кают) плавбак занимает значительную часть носового отсека и одновременно является палубой. Деревянные лодки не тонут сами по себе, но тоже имеют закрытый носовой отсек с палубой на уровне борта, сооружённый для жёсткости корпуса и применяемый для хранения вещей и перевозки лёгкого малогабаритного груза.
Обслуживание лодки
Срок службы добротно выполненной лодки, как деревянной, так и металлической, в пресных водах при надлежащем уходе составляет 25-35 лет.
На протяжении сезона навигации гулянка не требует особого ухода и хранится на плаву, при глубине не менее одного-двух метров, на канатных растяжках или якорях. Осенью тяжёлое судно вытаскивают на берег на специальной тележке или волоком, при помощи трактора. В исключительных случаях особо прочные большие металлические лодки оставляют на воде в зиму, соорудив вокруг бревенчатый пояс, чтобы защитить их от раздавливания льдом. Весной, перед спуском на воду, необходимо провести профилактические работы (обдирку и покраску днища, ревизию механизмов и т. п.). Обычно, деревянные суда требуют более тщательной и долговременной подготовки к спуску на воду.
Лодки типа «Гулянка» на видео
Источник: motorka.org
Моторный водоизмещающий катер-гулянка «Л10.50»
Практичный, компактный , но очень вместительный катер для семейного отдыха и отдыха с компанией.
Яхтенные обводы обеспечивают наименьшее сопротивление движению в водоизмещающем режиме. Отделка внутренних помещений лодки выполнена из морской фанеры, кожи и натурального дерева.
Минимальный расход топлива.
Планировка катера — Кокпит, кают-компания, спальная каюта, камбуз, гальюн, кринолин.
Возможны различные варианты окраски борта, двигателей, внутренней отделки, плавательной платформы, рубки. Рулевое управление слева или справа — на выбор.
Материал — сталь, АМГ-5М, нержавеющая сталь — на Ваш выбор.
Толщина днища — 3-4мм. Возможен вариант катера шириной 2.80.
Комплектация по желанию заказчика: Подруливающее устройство, Навигационное оборудование, Эхолот, Якорная лебедка, Фара-искатель, Ревун, Стереосистема, Радиостанция, ТВ, Отопитель, Холодильник в камбузе, Бойлер для горячей воды, Душ на корме,, Зарядное устройство, Инвертор.
Заводская сборка. Отличное качество! Индивидуальный подход.
Срок производства катера — 6,5 — 12 месяцев.
Доставка катеров в любой регион РФ.
* Представлены фотографии аналогичных катеров, которые уже нашли своего хозяина.
* Производитель оставляет за собой право менять стоимость, стандартную и опциональную комплектацию до момента заказа
Источник: boatmarine.ru