Сплав на лодке или байдарке

Ну, вот и настало лето. Это пора отпуска и каникул, которые мы ждали целый год. Ну вот и ремонт закончен, и на даче управились. Теперь хочется провести оставшиеся две недели где-нибудь на природе, и получить от отдых максимум впечатлений. А заодно и разобраться в себе, ведь как часто у нас все таки это не получается сделать в томных кабинетах и наших «скворечниках».

Многие люди ищут для себя нечто новое, то, что подарит им максимум эстетического и морального наслаждения. Один из интереснейших видов активного отдыха – путешествие на байдарке. Именно о нем ниже и пойдет речь.

Для начала предлагаю разобраться в том, что же такое байдарка, и откуда идут ее корни. Это маломерное судно удлиненной формы с острыми обводами. Свое начало байдарка берет из полярных районов нашей страны. Северные народы изготавливали небольшие вытянутые лодки, почти не отличающиеся по форме от современных байдарок. Судна представляли собой деревянный каркас, обтянутый кожей.

В нем помещалось от 2 до 3 человек. На таких лодках эскимосы и чукчи выходили в открытое море и охотились на китов. Байдарки для подобного промысла – просто идеальны. Хорошая маневренность позволяла быстро менять позиции и атаковать огромных млекопитающих полярных вод.

Семейный сплав по Пре. Прём по Пре на байдарке 2022. Лесанутая семейка)))

Поход на байдарках — это не только мирное созерцание природы, но и преодоление сложных участков реки. Вот эта группа ребят аккуратно маневрирует между густыми зарослями камыша.

Сегодня байдарка это в большей степени спортивное или туристическое судно для ходьбы по рекам и крупным озерам. Очень редко на них выходят в открытое море. В принципе, на байдарке можно пройти огромные расстояния в экстремальных условиях. Это видно на примере тех же эскимосов, либо на примере доктора Линдемана, который пересек на байдарке Атлантику. Это показывает то, что рассматриваемый нами тип суден чрезвычайно вынослив и универсален.

Надеюсь, что читатели не будут заниматься подобным экстримом, и предпочтут для путешествия одну из многих рек нашей страны. Но прежде чем выбрать маршрут, вы должны четко решить для себя, что вы хотите получить от плавания. Можно просто прогуливаться на тихой реке, получая удовольствие от созерцания постоянно меняющихся пейзажей.

Такие прогулки хорошо влияют на душевное и психологическое самочувствие человека. Вы просто плывете по течению, думая о своем прошлом настоящем и будущем, заглядываете в недра своего сердца и отчетливо слышите свое внутреннее «Я». Это своего рода медитация и релаксация. Подобный вид ходьбы на байдарке будет идеальным вариантом для тех, чья работа постоянно требует больших затрат сил и энергии, не позволяет проявлять творчество, насыщена общением с людьми, причем как с хорошими, так и не очень. Это возможность подумать о своей жизни, которую вы постоянно упускаете в водовороте событий.

«Я в пути и нет у меня

ЛЕГКО ЛИ ПЕРЕВЕРНУТЬ БАЙДАРКУ? / СПЛАВ Байдарка Вега 2, Варвар 380 от TimeTrial / Сплав на байдарке


Никаких тревог и забот,
Одинокая лодка моя,
Разрезая волну, плывет»
группа «Алиса»
песня «Лодка»

Существует еще один вид ходьбы на байдарке – это преодоление всевозможных препятствий на сложных участках реки. Это уже не спокойное наслаждение природой – это вызов, и в первую очередь себе. Преодолевая бурные потоки, перекаты и пороги, небольшие водопады и гряды, вы боретесь со стихией. В эту борьбу вы вкладываете максимум сил и воли.

Такие путешествия станут прекрасным отдыхом и моральной разгрузкой, для тех, у кого работа связанна с постоянным умственным напряжением, которое ко всему прочему не дает вам расслабиться и дома. Когда вы экстремально сплавляетесь по опасному участку реки, вашу голову не посещают новые идеи для инвестирования, сценарии фильмов, пьес, не прокручиваться темы новых статей. Единственное о чем вы думаете – как пройти следующий порог и не разбиться о выступающие камни.

Чтобы начать ходить на байдарке, одного желания мало. Нужна хорошая компания, потому что одинокое путешествие слишком опасно, даже на тихой воде. Ну и собственно судно. Сегодня байдарки выпускаются многими отечественными и зарубежными компаниями.

Если раньше на рынке можно было увидеть лишь каркасные модели, аналогичные историческим аналогам, то сейчас в продаже появились надувные модели. У тех и у других есть свои преимущества и недостатки. Давайте вместе попробуем выяснить, какому типу плавсредства отдать предпочтение.

Обычно любители сплава на байдарках собираются в большие, дружные компании. Так не только веселее, но и безопаснее. Ведь река — это стихия со своим характером, и она может давать испытания, которые не преодолеть в одиночку.

Каркасные байдарки имеют множество преимуществ, главное из которых то, что они превосходно держат курс. Эти судна имеют хорошую маневренность, они легки в управлении. Однако есть и недостатки. В первую очередь это малая прочность. Например, если вы будите преодолевать пороги быстрой горной реки, то нужно быть истинным профи своего дела.

В противном случае есть большой риск повредить каркас плавсердства, либо порвать обшивку. Каркасные байдарки лучше всего приобретать тем, кто планирует ходить по прогулочным маршрутам.

Если же вы пока еще не решили для себя, хотите ли вы спокойно идти по тихой реке, либо все же иногда будите бороться со стихией на сложных участках, то наиболее приемлемый вариант это каркасно–надувные байдарки. От рассмотренных выше они отличаются тем, что между обшивкой и каркасом есть баллоны с воздухом. Преимущество таких суден в том, что они более плавучие, держат курс. А главное – они более прочные, нежели каркасные модели. Воздушные баллоны служат своеобразным амортизаторам, поэтому каркасно-надувным байдаркам не страшны удары бортами о камни и бревна.

Ну а если вы любитель экстремальных сплавов по труднопроходимым местам, то следует обратить внимание на надувные байдарки. Этот тип плавсредств, о которых идет речь в этой статье, появился совсем недавно. Конструктивно надувная байдарка не имеет ничего общего с историческими аналогами, разве что сохранилась форма. Они изготавливаются из ПВХ.

Преимущества этого материала перед всеми остальными в том, что он легко ремонтируется в случае прокола, имеет малый вес, хорошую прочность и износоустойчивость. К тому же хорошо показывает себя в жару ( материал не размягчается, швы не расклеиваются). Каркас в них полностью отсутствует.

Надувные байдарки имеют ряд преимуществ перед каркасными и каркасно-надувными: имеют большую грузоподъемность, мелкую посадку, они не тонут, хорошо устойчивы. Все эти свойства дают возможность преодолевать на байдарках каменистые перекаты и пороги, не боясь повредить плавсредство, отмели, где каркасная байдарка стала бы на мель, «перескакивать» через лежащие поперек русла бревна.

Как видите, достоинств у рассматриваемого типа байдарок много, но есть и недостатки. И первый из них – это меньшая скорость движения, по сравнению с каркасными моделями. Обусловлено это большей парусностью и меньшей обтекаемость. Еще один минус – плохо держат курс. Кроме всего прочего, они имеют малую вместительность.

Поэтому не следует брать надувную байдарку, если вам хочется комфортно пройтись прогулочным маршрутом.

При выборе плавсредства, обратите внимание на грузоподъемность. Она должна быть такой, чтобы в судно можно было сесть нескольким взрослым людям (по количеству предусмотренных производителем мест), и положить продукты, посуду, палатки, спальники и т.д. Еще оно условие – вам должно быть удобно в байдарке. Нередко путешествия длиться несколько дней и даже недель.

В день байдарочники идут по реке приблизительно 8 – 10 часов. Если в лодке мало места, либо положение корпуса некомфортно, то уже через 3 — 4 часа плавания, гребец устает, да так, что больше нет никакого желания продолжать путешествие.

Утро. Кто-то все еще спит в палатке, кто-то пьет утренний чай. Через пару часиков уже не будет лагеря на этой полянке — байдарочники пойдут дальше покорять реку. Впереди ведь еще столько всего интересного.

Читайте также:  Как заменить лодку на машину

Когда у вас есть байдарка, весла, вы научились грести, можно отправляться в путешествие. Тут у многих возникает вопрос: что с собой взять? Да много чего. Если описывать все необходимые принадлежности и вещи, которые вам могут пригодиться в плавании, то получится небольшая брошюра. Поэтому давайте определимся с самым необходимым.

В первую очередь подумайте о своей безопасности на воде. Возможно вы отличный плавец, и не раз занимали призовые места в заплыве на 100 метров в бассейне. Но река это не бассейн. Тут течение, подводные камни, гряды, водовороты, заросли водорослей, рыболовные сети.

Сколько известно случаев, когда байдарка переворачивалась, и быстрое течение несло людей прямо на каменные глыбы, либо гребцы, оказавшиеся за бортом, попадали в рыболовные сети. Поэтому важно иметь 2 предмета экипировки – нож для дайвинга с серейторной заточкой и спасательный жилет.

Если вы хотите провести в плавании несколько суток, то стоит задуматься о ночлеге. Тут есть два варианта – использовать спальник и отдыхать под открытым небом, либо ночевать в палатке. Последний вариант как по мне более приемлемый, ведь мы не можем с точностью в 100% сказать, что все те дни, когда мы будем покорять речку, не будет дождя.

Так как палатка будет ставиться лишь на ночь, а утром снова собираться, нет смысла таскать с собой портативный дом, на сборку и разборку которого нужно потратить много времени. Сейчас многие фирмы выпускают небольшие платочки размером 2 на 2 метра. Каркас – пружинный материал. Такая палатка раскладывается за считанные секунды, легко переставляется в нужное место.

Известно, что многие байдарочники берут с собой в плавание цифровую технику, мобильные телефоны. Я думаю, что и вы захотите взять с собой цифровой фотоаппарат или камеру, а также мобильный телефон для связи с внешним миром. Думаю, что вы прекрасно понимаете, что произойдет со всей электроникой, если она случайным образом окажется в воде в случае аварии, так что позаботьтесь о герметичном месте для хранения всех приборов.

Вы все еще в раздумьях, приобретать байдарку, или нет? Тогда взгляните на эти фото, и сделайте правильный выбор.

  • Страйкбол. Война без жертв
  • Велотуризм для всей семьи
  • Палатка Twin Peaks Guide 6
  • Материалы и геометрия велосипедных рам
  • Велосипедные тормоза. Виды. Плюсы и минусы

Источник: www.active-price.ru

Сплав по реке Битюг или трое в лодке, считая собаку

Битюг… Многочисленные песчаные пляжи, просторные плёсы и обширные заводи, узкие и быстрые протоки – всё это обозревается при путешествии по воде, да и по берегу тоже. Поистине волшебная река этот Битюг. Давно мечталось, давно хотелось не просто искупаться в этой реке, не стоять лагерем или жить на базе отдыха, а именно осуществить сплав вниз по течению. До этого у нас был опыт путешествия на байдарках по Хопру в течении нескольких дней.

Но с появлением в нашей семье крупной собаки, этот вид водного транспорта сразу отпал. Джерри настолько активна и непоседлива, что перевернула бы нас в тесной байдарке еще в самом начале пути. И вот, как-то само собой вышло — купили надувную лодку, достаточно вместительную для того, чтобы уместить нас втроем с кучей вещей и провиантом. Решение найдено!

Нужно только выбрать место, откуда начать свой мини-круиз и, главное, где безопасно оставить машину. Ведь мы привыкли путешествовать одни и сами все организовать без помощи тур-агенств.

Поизучав информацию в сети, благо ее очень много, просмотрев фотографии этой живописнейшей речки, поспрашивав друзей-знакомых, решаем остановится на селе Шишовка Бобровского района (51.246851, 40.199066). Именно здесь, подробно изучая спутниковые карты, я нашла небольшой туристический кемпинг прямо на берегу реки. А значит, есть вероятность за адекватную плату договорится насчет машины? И мы отправились в путь, как только пришли выходные, не откладывая.

Через пару часов езды мы оказались у ворот кемпинга, позвонили по указанному номеру на табличке и к нам вышла женщина. Оказалось, это одно из популярных мест откуда начинаются многие маршруты по реке Битюг на байдарках. Мы приехали куда нужно. За сущие копейки 100 рублей оставляем Слоника в лагере и надуваем лодку.

Стараемся все делать оперативно, перетаскиваем и укладываем весь наш скарб, чтобы еще осталось место для нас с собакой и всем было удобно. Уложились за час в итоге. Пока ковырялись на пирсе, мимо нас проплыла большая компания на байдах, все приветливо здоровались и восхищались красавицей Джерри.

А мы уже предвкушали, для нас это было впервые — плыть в лодке несколько дней с собакой. Но все когда-то бывает в первый раз. Стартуем!

Почему именно Шишовка? Здесь много зелени и разнообразные ландшафты — с одной стороны бескрайние холмы, с другой лес. Ниже села река делает крутые виражи, берега лесистые, много песчаных пляжиков. Вишенкой на торте является Хреновской бор – самый южный естественный сосновый лес России. Здесь наиболее живописные места на Битюге, в бору мы встанем на ночевку.

Наша пушистая подружка сразу заняла свое место, не покидая пост на протяжении всего пути.

Отдых с собакой имеет свои плюсы и минусы. Поначалу Джерри очень эмоционально реагировала на само нахождение в лодке, она суетилась, перемещалась и вела себя достаточно беспокойно. В итоге она нашла удобное положение именно на носу нашего судна, свесив голову наблюдала за подводным миром, пыталась достать лапкой рыбок или растения. В какой-то момент она даже спрыгнула в реку на полном ходу. Надо ли говорить, что все ноги и пол в лодке были мокрыми, а кроссовки можно было выжимать.

Но со временем собака успокоилась, ее эмоции переросли в большой интерес и вот уже спустя несколько часов впереди нас плыл серьезный штурман, горделиво посматривая на проплывающих мимо байдарочников. Спокойствие и умиротворение вместо суеты и скакания воцарились на нашем кораблике. Да и было от чего словить весь этот дзен — вокруг пейзажи сменяли один другого краше, а восхитительная прозрачность воды в Битюге поражала воображение.

Но все нужно делать в меру, проплыв часок-другой, останавливаемся на привал размять лапки и дать все осознать собаке. Видели бы вы, что вытворяла эта четвероногая егоза — они тоже умеют радоваться, получать удовольствие и баловаться. Она носилась по поляне, нарезая круги, во весь рот улыбаясь и вывалив язык от усталости. А потом Джерри сама запрыгнула в лодку — давайте ребята, поплыли уже дальше!

И мы поплыли. А мимо нас обгоняли байдарочники, здоровались снова, много улыбались, глядя на Джерри, спрашивали как зовут собаку, просили погладить.

Сколько радости и удовольствия принес этот нестандартный сплав от общения со своей любимой собакой, от общения с приятными людьми-единомышленниками. Битюг понравился абсолютно всем, включая четвероногих.

Спустя еще какое-то время останавливаемся на обед. Пришвартовываем лодку к мосточку, выходим на поляну. Здесь есть столик и лавочки, мусорный бак — место явно сделано для стоянки культурных людей. Что же, быстренько раскладываем газовую плитку и отвариваем на ней сосиски, режем овощи, завариваем чай.

Джерри бегает вокруг, изучая территорию, ей тоже полагается обед, только в отличии от нас у нее колтычки и любимые говяжьи ушки. Середка полна, концы заиграли — двигаем дальше.

Вода в реке не перестает удивлять зеркальной прозрачностью. За каждым новым поворотом вид еще интереснее предыдущего. Хотя, может показаться, что все мои фотографии похожи — сняты с лодки 🙂 Но для меня это было в новинку.
www.instagram.com/p/CD9fhvEikhQ/

Читайте также:  Что лучше лодка с плоским дном или с килем

Преимущества сплава по реке на лодке — необычные ракурсы, которые не снимешь с берега. Проплываем под склонившимся над Битюгом деревом. Успеваю снять кадр как раз в этот момент. С берега такого бы не получилось 🙂

Интересно название реки Битюг. Это левый приток Дона в Тамбовской и Воронежской области России, обозначает «верблюд», вероятно, из-за своей необыкновенной извилистости. Битюг имеет целых 10 левых притоков и 7 правых. В связи с закрытием сахарных заводов в бассейне реки Битюг экология резко улучшилась. Край выглядит безлюдным и нетронутым цивилизацией.

Вечерело. Мы начинаем присматриваться к пляжикам, выбирая себе место под ночевку. Первый понравился своим золотым песочком, но не был достаточно уютным, на нем присутствовали следы человеческой жизнедеятельности, это оттолкнуло. Второй пляж был весь поросший кустарником и неудобным подъемом, хотя привлекал своими пейзажами.

Я предложила не спешить, до заката оставалось еще около часа, и попытать счастья в третий раз. И все получилось! Именно третья попытка подарила нам чудесный песчаный пляж, закрытый со всех сторон густым лесом, да еще и с дровами, заботливо сложенными под деревом. А какой отсюда открывался вид…

Мне очень нравится эта фотография, нравится пейзаж, цвет неба и Джерри, так удачно попавшая в кадр. Здесь разбиваем палатку, готовим на плите вкуснейшие макароны по-флотски с говяжьей тушенкой от «Армии России». Кстати, теперь покупаем только ее — мяса много, жира практически нет, вкус очень приятный.

Позаимствовав пару-тройку бревнышек, разводим костер, пьем винишко, наслаждаемся закатом и тишиной. Ни комаров, ни холода, ни каких-либо других беспокойств. Очень комфортное «правильное» место нашли.Так и уснули. Новый день заиграл новыми красками и начался очень рано, потому что кое-кто любит поиграть в 5 утра.
www.instagram.com/p/CD9eFNDD-mu/

Позавтракали яичницей с овощами, попили чайку с печенюшками, накупались и стали собирать лагерь. Нужно плыть дальше, интересно, что там за поворотом?
www.instagram.com/p/CEASSA8jZrz/

Кажется Джерри очень рада меня видеть, у нее всегда хорошее настроение, она готова целоваться. Девчонка очень темпераментная, от большой любви даже прикусила меня за нос 🙂

В первый день Битюг напоминал узкую тропическую речку, петляющую по бушующей зеленью местности. На второй день сплава река постепенно расширялась, водная гладь все так же отражала берега, но глубина явно выросла, дна уже не было видно. Течение замедлилось, появилось множество белоснежных лилий.

Еще прошлым вечером, прогуливаясь по окрестностям нашего пляжика, мы обратили внимание на мощеную из досок тропу, которая вела глубоко в лес. Теперь проплывая, мы продолжали видеть ее то и дело из-за деревьев. И это не случайно. Вокруг нас Хреновской Бор. Джерри, уморенная солнцем, сразу же оживилась от сменявших друг друга пейзажей.

Сосны, много сосен! Хреновской бор, который занимает левый берег реки Битюг. Он раскинулся на пойме, надпойменных террасах и в пристепной полосе. Растительность бора насчитывает более тысячи дикорастущих видов. Бор богат разнообразной флорой и фауной.

Виды вокруг стали вдруг масштабнее из-за высоченных и очень мощных деревьев. Здесь огромные витиеватые дубы смешались с пушистыми и раскидистыми соснами. На воде цвели лилии, вокруг которых летали изумрудные стрекозки. Брызги от весел переливались на солнце. Очень яркая и насыщенная картина окружала нас на реке Битюг.

Среди деревьев вдруг показались постройки. Это территория Вислинского затона. Площадь 15 га. Старица Битюга, которая сообщается с рекой в нижней части. Здесь на надпойменной террасе стоят двухсотлетние сосны, в воду ведет песчаный пляж, в воде, словно в прозрачном аквариуме бушует зелень.

Проплываем какую-то шикарную то ли базу отдыха, то ли частный комплекс. Постройки достаточно новые, белоснежные беседки, собственная часовенка, ухоженные террасы. Остановились на противоположном берегу, дабы получше рассмотреть красоту.

В тени могучих дубов приятная прохлада. Немного переводим дух, поднявшись по лесенке. А мимо проплывают люди в байдарках. Благодать.

И небо какое синее… На протяжении ста тридцати лет Хреновской бор служил предметом исследований лесоводов, ботаников, энтомологов, почвоведов. Его прошлое изучали виднейшие биологи и почвоведы. Во время Великой Отечественной войны бор не только укрывал наши войска от фашистских самолетов, но и давал народному хозяйству сотни тысяч кубометров древесины, много смолы и ягод.

Шел второй день сплава по реке Битюг. Второй день услады для глаз в виде изумительных пейзажей, песчаных пляжей, прозрачного подводного мира.

Ближе к двум часам дня останавливаемся на обед. На этот раз у нас вкуснейшая жареная картошечка с очередной порцией тушеного мяса. После чего сильно потянуло в сон. Джерри наконец-то успокоилась и свернулась калачиком в лодке.
www.instagram.com/p/CD9i275je4F/

Сверяясь с картой, мы уже подплывали к конечной точке маршрута — для нас это село Коршево (51.184076, 40.143524). По-моему получилось замечательное путешествие для первого раз с собакой. И кстати, именно в этот момент у меня перестала работать камера.

А это последний кадр на флешке фотоаппарата. Я специально не стала ретушировать капли. Что-то в этом есть… Уже дома фотик несколько дней не включался, уже думала отдавать его в сервис. Но, вероятно, тоже отдохнув от нашего мини-круиза и переварив все увиденное и им запечатленное, аппарат снова пришел в себя и заработал. Такая вот мистика Битюгская

Сплав втроем с собакой на резиновой лодке — это здорово и дарит незабываемые впечатления. Это особое чувство единения с природой, своим четвероногим другом. Меньше слов, больше мыслей. Чистая голова, как прозрачность в реке. Всего каких-то два дня перезагрузили мозги так, что показались неделей.

Это был хороший отдых от людей, от цивилизации и от самих себя тоже.

P.S. В комментариях часто спрашивают, как добирались обратно к машине. Отвечаю — зеленоглазое Бобровское такси 🙂 А если точнее: заранее вызнали, какие службы такси работают в ближайшем селе (Бобров) к месту окончания маршрута. Причалили к пристани, позвонили и вызвали такси, которое, к слову, приехало за 5-7 минут. Серёжа отправился на такси за нашей машиной в кемпинг и вернулся через полчаса за нами с собакой. Мы ждали его в лодке на берегу 🙂

Источник: www.drive2.ru

Как и где путешествовать на байдарке

Маломерные суда появились более 4 тысяч лет назад и во все времена использовались для рыбной ловли и морской охоты. Только в наши дни сплавы на байдарках, каяках, каноэ и т.д превратились в спорт, овладеть которым может любой.

Из истории водного туризма

Удивительный факт, но у различных народов в различное время появляются суда, крайне похожие по конструкции. Попробуйте сравнить чукотскую и эскимосскую байдарку, каноэ американских индейцев, австралийский челнок и коракл коренных жителей Уэльса и Ирландии. Везде присутствует жесткий деревянный каркас, обтянутый гибкой и прочной оболочкой ( кожами животных или корой деревьев).

Скрепляли конструкцию в зависимости от региона-производителя китовый ус, либо жилы животных, герметиком служила смола и китовый жир. Это практически все, что мы знаем о старинных маломерных судах. Из древности до наших дней дошли также понятия « юбка», в которую трансформировалась герметичная заглушка для люка и « эскимосский переворот» — элемент техники выживания при перевороте байдарки.

Одним из основоположников современного водного туризма на байдарках стал шотландец Джон МакГрегор. Он считается создателем дизайна современного каноэ. Длина его каноэ « Роб Рой» ( этим именем шотландского разбойника называли самого МакГрегора) была 4,5 метра, ширина 0,7 метра. Весило каноэ 36 килограммов.

В 1866 году Джон « Роб Рой» МакГрегор опубликовал книгу « Тысячу миль в каноэ „Роб Рой“, где пропагандировал байдарочный спорт. « Пешим ходом, — писал путешественник, — вы не сможете увидеть моря и реки, при ходьбе под парусами, вы вынуждены придерживаться фарватера, и вам будут недоступны мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ, вы можете пройти везде. По реке вы будете плыть на нем, по земле – тащить до соседнего водоема».

Читайте также:  Можно ли плавать в Черном море на ПВХ лодке

Концепцию « всепроходимости» каноэ МакГрегор доказывал всю свою жизнь. « Тысяча миль» — это очень скромная цифра для человека, который прошел многие реки и озера Центральной Европы, а также Балтийское море, Красное море и Суэцкий канал.

В России гребной спорт появился в конце XIX века. Наши лодки были лишь отчасти похожи на байдарки. « Байдарочным» в них было, пожалуй, только весло, которым гребли, сидя на возвышении.

Какие бывают лодки

В настоящее время, согласно сведениям из энциклопедии « Кругосвет» существует несколько типов судов для спортивного сплава.

Байдарка — судно с байдарочным типом гребли ( двухлопастным веслом, попеременно с двух сторон судна), представляет собой длинную узкую лодку ( размеры двухместной байдарки – примерно 4,5 м в длину и 0,8 м в ширину). Гребцы располагаются в байдарке, сидя один за другим, их ступни и колени фиксируются в упорах для обеспечения максимально эффективного управления судном. Байдарки для спортивного сплава полностью закрыты сверху, что позволяет избежать заливания лодки водой при прохождении мощных препятствий. Для обеспечения полной герметичности применяются так называемые « юбки» из неопрена ( пористой резины), плотно облегающие талию гребца, которые закрепляют на палубе судна поверх посадочного места. Большинство байдарок, используемых при сплаве, разборные, каркасно-надувные.

Каяк — одноместная байдарка. Каяки существенно меньше по размерам, длина каяков для занятий фристайлом может быть менее 2 м. В отличие от байдарок, большинство каяков для спортивного сплава полиэтиленовые, а в гребном слаломе каяки только из композитных материалов.

Современные каяки – компактные, прочные лодки обычно яркой расцветки ( в первую очередь из соображений быстрого обнаружения при возможных спасательных и поисковых работах). Как и в байдарках, герметичность внутреннего объема лодки ( кокпита) обеспечивается применением неопреновой юбки. Жесткая, фиксированная посадка гребца обеспечивает максимальную управляемость судном при сплаве. Поскольку этот тип сплавных судов обладает великолепными ходовыми качествами и неуязвимостью при контактах с препятствиями ( благодаря прочному полиэтиленовому корпусу), каяки используют для прохождения самых сложных и опасных препятствий.

Каноэ — судно с канойным типом гребли ( однолопастным веслом с одной стороны корпуса лодки). Во всех спортивных каноэ гребцы стоят на коленях, для обеспечения жесткости посадки и полной управляемости судна пристегиваются ремнями, идущими через среднюю часть бедра. Герметичность судна обеспечивается применением юбки. Современные сплавные и слаломные каноэ по своим обводам и размерам практически не отличаются от байдарок.

Катамаран — ( от тамильского « каттумарам», буквально – « связанные бревна»), судно с канойным типом гребли. Современное значение этого термина – любое двухкорпусное судно. Катамараны, применяемые в спортивном сплаве, представляют собой два объемных ( до 5 куб. м) надувных поплавка, скрепленных между собой деревянной или металлической рамой и оборудованных специальными посадочными местами, позволяющими гребцам жестко фиксироваться на судне. Длина современных сплавных катамаранов доходит до 6 м при 2,5–3 м в ширину.

Рафт — ( от англ., « плот»), судно с канойным типом гребли, надувная лодка значительных размеров (4 –7 м в длину). Гребцы в рафте располагаются, сидя на борту. Существуют рафты с распашным типом гребли, на них установлена жесткая рама с уключинами для весел, а также катамараны, оборудованные аналогичным образом, их называют катарафтами.

Отдельный вид маломерного судна для сплава — « Бублик», который представляет собой два огромных ( наружный диаметр до 3 м) поплавка с небольшим утолщением в нижней части, стоящих на ребре и расположенных на концах общей продольной рамы длиной 3–4 м. Внутри поплавков на утолщенных посадочных местах располагаются гребцы, по одному на поплавок. Такие суда используются для прохождения самых сложных и опасных участков мощных крутопадающих рек, Однако спортивность сплава на « бублике» представляется весьма спорной в силу относительно невысокой роли экипажа при прохождении препятствий, которая сводится практически только к зачаливанию судна на спокойном участке реки.

Сложность – для профессионалов

Еще десять-двадцать лет назад спортивные сплавы были уделом немногих занимающихся в клубах туристов. Сейчас понятие сплава стало более демократичным, появилось понятие туристического сплава. Любой, кто пожелает, сможет найти маршрут выходного дня, связанный с речным путешествием. Обычно туристам-новичкам предлагают маршруты по рекам 1-3 категории сложности. Всего же категорий сплавов, по общероссийской классификации, существует 6.

1 категория. Это сплав по спокойной реке с небольшими стремнинами и валами. Падение в воду оборачивается приятным купанием. Опасность для снаряжения может представлять не вовремя подвернувшаяся внезапная мель, коряга или камень. К рекам первой категории сложности можно отнести большинство участков всех равнинных рек – Волги, Оки, Чусовой и т.д).

Однако во время весеннего половодья некоторые участки равнинных рек из первой категории могут перейти во вторую.

2 категория. Это реки с прямолинейными порогами, широкими относительно безопасными проходами. При падении за борт можно потерять мелкие вещи, поцарапаться о камни. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины. К рекам второй категории относятся, например, такие, как: Мста, Западная Двина, Южный Буг, Вишера, Сосьва.

3 категория. Эти реки характеризуются нерегулярными валами и вспененной водой. Упасть за борт здесь легко, выплыть на берег довольно сложно. Лодка после такого похода может быть изрядно расцарапана, а снаряжение безвозвратно потеряно. Реки третьей категории: Охта, Чирка-Кемь, Большой Зеленчук, Кура, Лена.

4 категория. Это холодные горные реки с мощными, но предсказуемыми порогами, которые требуют точности маневрирования. Лодка здесь застревает в центре порога, многие вещи при падении уносит безвозвратно, а за спасконец не так-то просто ухватиться. Реки этой категории сложности: Катунь, Кокса, Чуя, Абакан, Алдан.

5 категория. Это неуправляемая неконтролируемая стихия. От сплавщика тут туже мало, что зависит, пороги здесь имеют протяженность километр и более. Если вы перевернетесь, то без травм и переломов не обойтись, а изодранную « в хлам» лодку придется чинить трое суток. К рекам пятой категории относятся такие, как: Курейка, Аян, Котуй, Зун-Мурин, Утулик.

6 категория. Это категория исключительно для мастеров сплавов. Без специальной многолетней подготовки по этим рекам ходить запрещено. При падении за борт можно погибнуть, разбившись о камни. Шестая категория рек: Андийское Койсу, Ингури, Карагем, Аргунь, Зеравшан.[i]

Сплавляемся с удовольствием

Итак, если вы не опытный турист-экстремал, и вашей целью не является героическая гибель в бурных водах, вам вполне подойдет сплав на байдарках по рекам 1 и 2 категории. В первую очередь это прогулки на байдарках по прекрасной равнинной реке Волге.

Волжская природа настолько прекрасна, что забываешь обо всем, размеренные взмахи веслами, мерное сильное и спокойное течение усиливает впечатление от сопричастности к русскому, широкому, родному. Здесь иногда встречаются небольшие стремнины и водовороты, но это нисколько не портит ощущение спокойствия. На Волге можно грести шесть-семь часов кряду и нисколько не устать. А, если все-таки устанете, то невысокие Волжские берега гостеприимно примут вас на стоянку.

Сплав по Волге, как правило, проходит в рамках маршрута выходного дня. Путешествовать новичкам предпочтительнее по Верхней Волге ( Тверь, Ярославль, Кострома). Река здесь уже и периодически встречаются небольшие препятствия, которые сделают прогулку чуть более захватывающей. Только на Верхней Волге можно познакомиться с настоящей, подлинной Россией.

Наша компания с удовольствием примет желающих совершить увлекательную прогулку по Верхней Волге в районе Ярославля. В пути вас ждет удивительные и потрясающие факты из истории древней земли, вы напитаетесь волжским солнцем и чистейшим воздухом этих мест и получите истинное удовольствие от путешествия.

Источник: papindom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...