Сплав катамаран или лодка

Специальная надувная лодка, предназначенная исключительно для сплава по горным рекам. Название «рафт» происходит от английского “raft” – плот. Управляется рафт гребцами с помощью однолопастных весел.

От обычной надувной лодки (или надувного плота) рафт отличает самосливное дно. Дно обязательно надувное и пришнуровывается к баллонам рафта выше ватерлинии для того, чтобы вода свободно скатывалась. Стандартный рафт состоит из надувного замкнутого баллона, разделенного на четыре автономных секции и надувных же подушек-распорок.

Подушки служат как для придания прочности конструкции, так и для сидения гребцов во время сплава. Вдоль всего периметра проходят канаты безопасности, за которые можно ухватиться в случае опасности. Благодаря всем этим особенностям рафт является практически непотопляемым судном, достаточно устойчивым и маневренным.

Служит для прохождения горных рек и стремнин любой категории сложности. В силу «мягкости» конструкции и прочности тканей не боится камней. В рафте практически нечему ломаться.

Катамаран для рыбалки, туризма, сплава.

Так выглядит типичный рафт

Рафтинг — это сплав по рекам на рафтеРафты бывают самых разных размеров, для экипажей от четырех до 18 человек с грузом.

В отличие от катамаранов и байдарок, история которых насчитывает тысячелетия, рафт – продукт современных технологий. Он смог появиться только тогда, когда появились очень прочные и надежные материалы для его изготовления, то есть всего несколько десятилетий назад.

Вот оно - счастье рафтера!

К недостаткам рафта можно отнести тот факт, что судно практически невозможно вернуть в нормальное положение в случает оверкиля — полного переворачивания. Потребуется обязательное причаливание к твердому месту.

Рафт – это заимствованное изобретение, пришло к нам из за рубежа, в то время как катамараны широко распространены именно в отечественном активном отдыхе.

Так выглядит типовой катамаранКатамаран – это судно, состоящее из двух «поплавков» скрепленных между собой жестким каркасом. Катамараны широко использовались с незапамятных времен даже для морских плаваний. Широкое расстояние между поплавками придает этому типу судов большую устойчивость. Само слов «катамаран» к нам пришло от английского «catamaran», куда в свою очередь оно попало из тамильских наречий юго-восточной Азии. Слово kattumaram означало буквально «связанные бревна».

Так выглядит типичный катамаран

Современный туристический катамаран представляет из себя две одинаковые надувные гондолы, скрепляемые разборной дюралевой рамой. Впрочем, раму можно сделать и на месте из подручных материалов.

Надувные гондолы-баллоны производятся двухслойными. Состоят из внутренних надувных камер и прочной ПХВ оболочки. Туристы сидят на баллонах «верхом», на специальных надувных «сидушках» и гребут однолопастными веслами. На спокойных реках, типа Чусовой, на раму складывают снаряжение. На бурных — рюкзаки кладут под себя, используя как седла.

Сплав по реке. Что выбрать? Катамаран или лодку? Обзор катамаран Зилим-4

Впрочем, конструкций туристических катамаранов на сегодня великое множество. Катамараны служат как для длительных путешествий, так и только для водного экстрима на бурных горных порогах.

На катамаране

Преодоление порогов на катамаранеКатамараны достаточно легки в сборке и удобны в переноске в разобранном виде. К недостаткам катамаранов можно отнести неудобную позу гребцов – сидеть несколько часов на корточках достаточно утомительное занятие. В этом плане байдарки заметно удобнее. Зато перевернувшийся катамаран (без груза) можно вернуть в исходное положение, не приставая к берегу. (С рафтом такого не получится.)

Катамаран рассчитан только на четное количество гребцов 2-4-6-8. Требуется достаточная слаженность в действиях команды. В отличие от рафта, туристический катамаран для сплава — чисто наше творение, разрабатывается и производится в основном нашими фирмами (и любителями), за пределами отечества используется мало.

Читайте также:  Сделать из конструктора лодку

Кратко для запоминания

специальное гребное надувное судно, предназначенное для сплава по бурным рекам. Рафт состоит из основного баллона по периметру, отдельного надувного дна и надувных подушек-поперечин, выполняющих роль сидений для гребцов и одновременно ребер жесткости.

судно, состоящее из двух «поплавков», скрепленных между собой жестким каркасом. Поплавки-баллоны надувные, покрыты снаружи пленкой из прочной ПХВ-ткани. Предназначен для туристического сплава по рекам.

PS. Называть сплав по бурным рекам рафтингом не совсем верно. Рафтинг — это сплав только на рафтах. Для всех остальных типов судов — катамаранов, байдарок, каяков и тп общим термином является слово «сплав».

Пусть узнают про это и ваши друзья:

  • Отличие грота от пещеры
  • Отличие Арктики от Антарктики
  • Отличие пихты от ёлки

Источник: otvet-plus.ru

Байдарка или Катамаран

Комфорт катамарана – в основном надуман, т.к. там возникают свои сложности. Надо все время думать – где встать, чтоб катамаран в случае шторма не разбило о камни, чтоб можно было отойти по прибою. А с байдаркой этих проблем вообще нет: встаешь на берегу там – где захочешь и так часто, как захочешь. На катамаране сильно боишься мелей, чтоб не повредить руль или шверт или мотор, а на байдарке это вообще безразлично. На катамаране проще замерзнуть во время перехода (если путешествуете по северу), ну и вообще, на катамаране куча неявных сложностей, которые не поймешь, пока не начнешь на нем путешествовать.

В общем, суть в том, что сравнивать эти средства передвижения можно. Но сравнивать должен каждый для себя — сам, исходя из своих возможностей и целей. Говорить, что кат – однозначно лучше, надежнее и комфортнее – ни в коем случае нельзя, в некоторых ситуациях он доставляет одни хлопоты и не приносит нужного кайфа. Ну а иногда без него просто не обойтись. В конечном итоге, все зависит от ваших потребностей.

Но что объединяет эти виды судов – это то, что по морю на них ходить однозначно можно. Т.е. байдарка — также подходит для морских переходов, как и катамаран. Причем, ходить и на том и на другом можно в основном только вдоль берега или между островов. Пересекать моря на таких судах будешь только ради того, чтоб попасть в книгу рекордов Гинесса. И это – редкость.

Обычно же, морские маршруты байдарочников и катамаранщиков более-менее пересекаются.

Считается, что байдарка менее безопасна. На самом деле это фигня. И там и сям безопасности недостаточно. И то и другое судно – разборное, что влечет ненадежность конструкции. Корпуса везде – из ПВХ.

Только в случае с байдаркой там один корпус, а с катамараном – два.

В плане надежности, катамаран ближе к байдарке, нежели к яхте. Происходит это из-за разборности конструкции и наличия ПВХ-шных корпусов. Через океаны на надувном катамаране, как уже было сказано, особо не пойдешь. Жить месяцами, не сходя на берег, на катамаране очень сложно. Комфорт в катамаране тоже относителен.

Да, спать на нем можно, но все равно это будет сыро и недостаточно тепло — на берегу в любом случае будет комфортнее.

Яхта – это плавучий надежный дом. Байдарка – очень удобная и мобильная лодка, которую можно унести на себе, которую дешево перевозить и которую можно легко оттащить от воды. А вот катамаран – что-то среднее — ни рыба, ни мясо. Хотя, иногда он, конечно, имеет смысл, спорить об этом – глупо

Читайте также:  Лодка аква 260 с транцем характеристика

Еще статьи про снаряжение для маломерных судов и судостроение:

  • Строительство разборной фанерной лодки
  • Восстановление старой стеклопластиковой лодки
  • Самостоятельное строительство катамарана
  • И разное по теме в разделе «снаряжение»

Источник: sevprostor.ru

Разбор технических проблем сплава на катамаране

В рассказе о своем первом сплаве по Дону на катамаране практически не были затронуты технические детали, касающиеся построенного судна, о некоторых из них было сказано лишь вскользь.

Однако, испытание конструкции было важной составляющей завершившегося похода, требует отдельного разбора и было призвано сформировать перечень доработок на предстоящее межсезонье.

1. Первая и главная проблема обозначилась сразу со старта — это, как и ожидалось, слишком низкая посадка кабины относительно воды.

В итоге сплав начался примерно с такой посадкой, как на фото ниже. Вода хлюпала по дну, заметно тормозила ход и, как следствие, движение требовало дополнительных затрат энергии.

Только причина была не в надежности крепления кабины к раме (задуманные крепления прочно держали кабину все четыре ходовых дня), а в том, что, во-первых, рама под полной нагрузкой продавила надувные поплавки в кормовой части, а, во-вторых, накануне не были проведены испытания полной нагрузкой и катамаран сел ниже ожидаемой отметки.

В походе проблему решил при помощи двух кормовых палубных элементов, которые были подложены под раму и с их помощью нагрузка была распределена на большую площадь.

На фото палубный элемент лежит над рамой, но после частичной расшнуровки, он был подложен под раму, что и добавило примерно 10 см высоты — этого хватило для завершения маршрута.

Решение найдено такое — непосредственно в кормовой части рамы требуется изготовить два элемента из, которые будут подложены под продольные трубы, а на остальной части рамы закрепить поперечины, такие как на фото ниже, только не над продольными трубами, а под ними.

В итоге это добавит сантиметров пятнадцать относительно ватерлинии и должно решить проблему.

2. Вторая важная проблема — недостаток мощности мотора.

Не знаю почему, но был убежден в том, что мощность моей Минн Коты Эндуры 30 составляет 500 Вт. Перелистывая после похода паспорт мотора обнаружил, что на самом деле она всего лишь 360 Вт.

Сплав проходил при сильном ветре, достигающем местами скорости более 15 м/с, двигаться приходилось и по довольно протяженным участкам с заметной волной и встречным ветром, но даже этот мотор в купе с течением, справился с задачей.

Установка второго, более мощного мотора, оборудование ката небольшим подводным парусом (или плавучим якорем, кому как больше нравится), плюс изготовление распашных весел на уключинах «а-ля» гребная лодка должны решить проблему движения сплавом и маневрирования в пределах русла практически в любых условиях.

3. Недостаток энергии в утренние и вечерние часы и при облачной погоде.

Это обстоятельство для меня сюрпризом не было, т.к., в первую очередь, решение кроется в наращивании буферной емкости АКБ, однако тема увеличения мощности мотора автоматически потребует наращивания площади солнечных панелей, либо установки ветрогенератора.

На данный момент склоняюсь больше к ветрогенератору, т.к. он помимо количества дает новое качество в виде возможности получать энергию не только днем, но и в сумерках — а отталкиваясь от своего опыта сплавов могу сказать, что ветра на воде хватает с избытком.

Читайте также:  Лучшие эхолоты лоуренс для рыбалки с лодки

4. Самая неприятная проблема — низкая средняя скорость.

В процессе испытаний ката на Медвежьих озерах, особенно в первый выход, мне не показалось, что скорость была меньше чем у байдарки. Однако, если сравнить видео из походов на байдарке и похода на кате невооруженным глазом видно, что скорость относительно воды существенно ниже.

Итогом такого положения дел стала дистанция, пройденная за три дня (четвертый день не в счет). На байдарке, даже без солнечных панелей, я смог бы пройти 85 км за один ходовой день, и это самый существенная проблема для осмысления.

Отчасти, она связана с малым временем хода, ведь средняя скорость хода не на много ниже — у байдарки 5,3 км/ч, а у катамарана 4,4 км/ч на сравнимых дистанциях. Тут важнее другое — затраты сил и времени на перемещение к месту сплава байдарки и катамарана, мягко говоря, разные и принятие дополнительной нагрузки должно быть четко объяснено самому себе.

Если катамаран не дает прибавки суммарной суточной дистанции, а всего лишь решает проблему поиска места для стоянки, то не лучше ли изначально планировать меньший километраж и просто становиться на ночлег раньше?

Чего точно не отнять у ката, так это возможности организации быта прямо в процессе движения, да и размещение на нем заметно удобнее, чем сидение в одной позе на байдарке.

Таким образом, сравнение переходит в категорию выбора предпочтений: в одном случае это сравнительно больший комфорт, меньшая зависимость от погоды, но сложности с заброской, а в другом — спартанские условия, но заметно большая подвижность как на воде, так и в случаях перемещения между водоемами.

И тут, на мой взгляд, не следует выбирать между байдаркой и катом вообще, тут нужно выбирать либо байдарку, либо кат в зависимости от условий предстоящего похода!

Таким образом, на следующий год планирую дойти до Калача-на-Дону на катамаране, т.к. он на длинной дистанции лучше реализует свои преимущества, а вот Цимлянское водохранилище, по совету знающего человека, преодолевать на байдарке. Она и быстрее, и мобильнее во всех отношениях, и мореходные качества на фоне большой парусности катамарана будут получше.

5. Прочие проблемы.

Было в походе и много других недочетов, часть из которых стала следствием не полной готовности ката, их несложно устранить к следующему сплаву. В качестве примера приведу следующие:

  • лопались пластиковые стяжки — нужно просто увеличить их количество;
  • ветром срывало недоделанное лобовое стекло;
  • через неплотности вода от волн попадала внутрь кабины — нужно пройтись по стыкам герметиком;
  • вода гулко била по дну, как по барабану — нужно наклеить на дно тонкий пеноплекс;
  • немного провисли ремни, крепящие кабину в кормовой части — лучше крепить при помощи веревки, как в носовой части;
  • расстояние между поперечными элементами рамы слишком большое — нужно изготовить дополнительное крепление в средней части;

Можно привести еще немало деталей, требующих доработки, есть и не проверенные решения, такие как пригодность кабины для ночевки — спали-то в палатке все ночи. Но все это задачи для решения на следующем сплаве.

Все разделы по постройке катамарана собираются по ссылке:

Источник: belogorec-sneg.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...