В водах Балтики находятся 38 из 65 субмарин, бывших в годы Великой Отечественной войны в составе советского Военно-морского флота. Почти 70 лет многие родственники стаются в неведении насчёт подробностей и точного места нахождения подлодок, на которых служили их отцы и деды.
Координаты некоторых подводных лодок становятся известными только в последнее время. В этой статье я расскажу о судьбе 3 субмарин и её членов экипажа.
1. Подводная лодка «С-7»
Советская подводная лодка «С-7»
В 1998 году группа шведских дайверов обнаружила на дне Балтийского моря, недалеко от пролива Южный Кваркен, советскую подводную лодку «С-7», потопленную в 1942 году.
Согласно официальным данным, 17 октября 1942 года «С-7» вышла в боевой поход с задачей поиска и уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, осуществляющих перевозку сырья из Швеции в Германию.
21 октября командир донёс радиограммой об успешном форсировании противолодочных рубежей в Финском заливе и выходе в Аландское море. При этом опасность подстерегала подводный корабль на каждом метре пути.
Затонувшие субмарины. Трагедии на море
Достаточно сказать, что лодка пересекла 42 линии противолодочных мин, причём дважды касаясь бортами минрепов. Однако высокое мастерство экипажа позволило пройти путь от Лавенсаари до устья Финского залива, т.е. до Аландского моря, длиною около 466 км за 2 суток, что являлось для того времени наивысшим показателем.
Радиограмма от 21 октября оказалась последней. Далее связь с кораблем прервалась. Непрерывные вызовы на связь оставались без ответа. В январе 1943 года, когда Финский залив сковало льдом, надежд на возвращение пропавшей лодки уже не оставалось. Приказом командующего Балтийским флотом «С-7» была исключена из состава действующих кораблей.
Подводная лодка «С-7» на дне
Впоследствии выяснилось, что 21 октября в 19:00, с наступлением темноты командир принял решение всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. Зарядку начали, двигаясь курсом на север. В таком положении подводная лодка в то время была весьма уязвима. Шум от работающих дизелей разносился далеко над водной поверхностью, что не только демаскировало лодку, но и не давало возможности определить шумы кораблей противника.
На мостике находились командир корабля С.П. Лисин, штурман М.Т. Хрусталёв, рулевой-сигнальщик А.К. Оленин, комендор B.C. Субботин, выставленный для усиления наблюдения за морем, и трюмный В.И.
Куница, вышедший наверх с разрешения командира.
Вдруг внезапный взрыв потряс подводную лодку. Всех, кто был на мостике, взрывной волной сбросило в воду, а корабль практически мгновенно затонул.
Оказавшиеся в ледяной воде подводники с трудом отыскали друг друга. Штурман М.Т. Хрусталёв не сумел освободиться от кожаного реглана и утонул под его тяжестью. Остальные, одетые в спасательные бушлаты, поддерживая друг друга, решили вплавь выбираться на берег.
Неожиданно перед ними возник корпус подводной лодки. Но это была чужая подводная лодка, утопившая их родной корабль. Все четверо (Лисин, Оленин, Субботин и Куница) были подняты на ее борт и впоследствии помещены в лагерь для военнопленных.
Потерянные субмарины. Катастрофы на морях
2. Подводная лодка «Щ-305»
Советская подводная лодка «Щ-305»
Летом 2007 года шведские дайверы с помощью подводной камеры с дистанционным управлением обнаружили у Андаманских островов советскую подводную лодку «Щ-305».
Эта субмарина была заложена в ноябре 1932 года в Ленинграде под именем «Воинствующий безбожник». Она строилась на средства от добровольных взносов членов этого общества. 3 декабря 1934 года подводную лодку переименовали в «Линь», и она вступила в строй.
В свой первый боевой поход «Щ-305» отправилась уже на третий день после начала Великой Отечественной войны. Тогда подлодка встретилась с финской субмариной, ходившей в водах Аланских островов под названием «Водяной». Сначала советская «Щ-305» пыталась тоопедами потопить финскую подлодку, затем стреляли финны.
Завершилось без потерь для обеих сторон. После первого боя они продолжили выслеживать друг друга и атаковывать, но обе лодки продолжали оставаться на плаву.
Только спустя год, в ноябре 1942 года одна победилв другую. Экипаж финской подлодки, неуспешно обстреляв торпедами «Щ-305», в отчаянии, что русские неуязвимы, пошел на таран. Такого в истории Второй мировой войны, еще не случалось. Это была действительно высшая степень отчаяния и нервозности воевавшего на стороне фашистской Германии экипажа финской подводной лодки. Связь с «Щ-305» пропала 5 ноября.
Источник: submarinersclub.ru
Список затонувших атомных подводных лодок
В этом списке перечислены все затонувшие по тем или иным причинам атомные подводные лодки. Всего с 1955 [П 1] по 2019 год затонуло 9 атомных субмарин: 5 советских, 2 российских, 2 американских.
Все затопления произошли в результате различных аварий: четыре — из-за технических неисправностей, две — в результате пожаров, две — из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна. Проблемы с ядерной энергетической установкой наблюдались только в одном случае — на К-27, они не привели к гибели корабля, но в итоге стали причиной затопления с целью утилизации. К-141 «Курск» в 2001 году была поднята без остатков разрушенного первого отсека, К-429 поднята через год после затопления, остальные 7 кораблей находятся на дне в разной степени сохранности. В список не входит погибшая дизель-электрическая подводная лодка К-129, имевшая на борту ядерное оружие. Также, в список не включены случаи аварийных покладок атомных подводных лодок на дно в портах или после которых они самостоятельно всплывали.
Принятая цветовая маркировка списка:
Причина гибели — авария в системах вооружения. |
Причина гибели — техническая неисправность. |
Причина гибели — пожар. |
Список
По умолчанию список отсортирован по дате гибели. В поле «Характеристики» силуэты кораблей приведены в одном масштабе, указаны класс, название типа/проекта, подводное водоизмещение и штатная численность экипажа, сортировка осуществляется по водоизмещению. Сортировка положения производится по долготе. В качестве причины гибели указано событие, развитие или последствия которого привело к затоплению. В случаях наличия нескольких мнений о произошедшем указаны официальные версии.
Источник: xn--h1ajim.xn--p1ai
Аварии на подводных лодках СССР
Аварии на подводных лодках СССР происходили гораздо реже, чем аварии надводных кораблей — требования к проектированию и постройке субмарин на порядок строже. Но последствия этих катастроф были намного трагичнее и разрушительнее. Шансов спастись с тонущей субмарины намного меньше, и, как правило, повреждённые подлодки падали на дно вместе со всем экипажем. Если проанализировать все известные кораблекрушения, то для каждого временного промежутка можно установить самую распространённую причину катастроф подлодок.
О советских подводных лодках довоенного времени известно очень мало. Основной причиной аварий того периода является попадание воды через открытые отверстия (люки, клапаны и пр.). Это происходило из-за ошибок при сооружении субмарины и «человеческого фактора». Во время Великой Отечественной войны число потерь подводных лодок увеличилось — из 211 боевых единиц уцелели 21.
Дело в том, что все подводные суда времён Второй Мировой войны работали либо на дизельном, либо на электродвигателе. Дизельный двигатель не мог работать, когда лодка погружалась под воду: объёма воздуха внутри субмарины было недостаточно для продувания балластных цистерн. Электродвигатель требовал регулярной зарядки аккумуляторов, и для этого приходилось всплывать на поверхность, где лодка была заметна с неба. Из-за небольшой скорости подлодки в бою было очень сложно маневрировать.
Но потери связаны не только с непосредственным уничтожением подлодок в бою. В условиях военного времени задача ведения судна усложнилась. Необходимо было ничем не выдавать присутствие судна, то есть приходилось плавать без огней и других способов уточнить своё местоположение.
Стали частыми так называемые навигационные аварии — столкновения, посадки на мель и т. д. Условия эксплуатации судов ухудшились, что сказалось на состоянии их технических средств. Частые отказы техники также послужили причинами катастроф. Острая необходимость в увеличении числа подводников привело к понижению качества их подготовки. Несоответствие квалификации людей и возлагаемых на них требований приводили к авариям.
В послевоенное время аварии на подлодках происходили реже – в основном, из-за несовершенств судов. В 1952 году при загадочных обстоятельствах в Японском море потерпела крушение С-117. Установить причину аварии и точное место захоронения судна вместе со всем экипажем до сих пор не удалось. В 50-е годы две подлодки из-за возникшего пожара срочно вернулись на базу.
Ещё две субмарины были повреждены в результате столкновения с другим судном. В двух лодках произошёл взрыв дизельного двигателя. У одного судна из-за допущенной ошибки в дизельный отсек попало 40 тонн воды. Под этой тяжестью судно опустилось на дно, но весь экипаж вскоре был спасён. Ещё одна подлодка пострадала от стихийного бедствия и столкновения с подводными камнями.
Вскоре после Второй Мировой войны началась «гонка вооружений» между СССР и США. Соперничество продлилось много лет. За это время в Советском Союзе появилась новая мощная военная техника, началось освоение космоса, и развитие ядерной физике. Огромную силу ядерных реакций решили использовать – как в военных, так и в мирных целях.
Одним из устройств, работающим на радиоактивном топливе стала атомная подводная лодка. Новые субмарины по своим характеристикам были гораздо лучше своих предшественников. Атомные подводные лодки отличались высокой скоростью, могли опускаться на любую глубину. Для нормальной работы двигателя необязательно было всплывать на поверхность.
В настоящее время атомные подводные лодки составляют большую часть подводных судов ВМФ России. Против стольких достоинств атомная субмарина имела один весомый недостаток. При любой малейшей ошибке сила, скрывающаяся в реакторе, вырывалась наружу.
Одна из аварий на атомной подлодке произошла в мае 1968 года в водах Баренцева моря. Она представляла собой экспериментальное судно, теплоносителем которого служил жидкий металл. Во время плавания экипаж судна должен был провести испытания работы реактора и отработать ряд задач по боевой подготовке. Перед выходом в море судно проверяли на предмет неисправностей.
Командир, ответственный за энергетическую установку, сообщил о неготовности лодки к испытаниям, но субмарину всё равно отправили выполнять задание. Утром 24 мая реакторный отсек наполнили радиоактивные газы. Пришлось срочно всплывать, проводить вентиляцию помещений и на одном работающем двигателе возвращаться на берег. По прибытии все члены экипажа были отправлены на лечение.
Результатом аварии стало облучение всего экипажа. Восемь подводников скончались, остальные страдали от острой формы лучевой болезни. С самой подлодкой необходимо было что-то делать. Но полигона для захоронения реакторного отсека не имелось, а для очистки судна концентрация радиоактивных веществ, вышедших из реактора была слишком высока.
Больше десяти лет судно стояло у причала. В 1981 году подлодка К-27 была захоронена в Карском море, заполненная битумом. Это не единственный случай выхода реактора из-под контроля. В 60-е годы около восьми субмарин пострадали от различных неполадок в реакторе.
Из всех происшествий 60-х годов самой смертоносной стала катастрофа 1962 года, по числу жертв ставшая второй в истории после американской подлодки «Трешер». Дизельное судно Б-37 находилось возле берега неподалёку от посёлка Полярный. Рядом находилась подлодка С-350. На Б-37 взорвались сразу все боеприпасы, начался пожар.
Взрыв повредил броню С-350, в образовавшуюся брешь попала вода, и лодка затонула. В результате аварии погибло 122 человека.
Подводные суда совершенствовались, повышалась техника безопасности, и со временем число аварий уменьшилось. Все аварии на подводных лодках СССР были засекречены, и сведения о них были представлены широкой общественности относительно недавно. В настоящее время стоит помнить о случаях прошлых лет, чтобы не допустить новых катастроф.
Источник: zagony.ru