Список погибших на комсомольце подводной лодке

7 апреля 1989 года ушла на дно Норвежского моря атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Официальные причины катастрофы, унесшей жизни 42 моряков, до сих пор не установлены. В минувший понедельник, в день 25 годовщины со дня аварии, родные и выжившие почтили память погибших подводников.

Понедельник, 7 апреля. За несколько часов до полудня у Николо-Богоявленского морского собора стали собираться господа офицеры, мичманы и матросы. Всем сильно за пятьдесят. Объятия: жив, курилка? Ну, здравствуй, браток… А ты помнишь, как я пузыри пускал тогда, а ты мою руку не отпускал. Эх, может быть, в последний раз видимся. У меня уже два инфаркта.

Скоро и в деревянный бушлат… Отставить панику на корабле!

Меня трогает за плечо незнакомый мне господин. Ему за 70, совсем седой, с аккуратными офицерскими усами, он тяжело опирается на палку.

– Смотрю, у вас на погоне георгиевская ленточка. Вы не с гвардейской ли лодки?

Гибель подлодки Комсомолец рассказ участника событий. Уникальные кадры со дна Норвежского моря

Он называет её тактический номер.

– Я «зеленый», сухопутчик. А ленточку ношу круглый год, а не под 9 мая. Оба деда пропали без вести. Мать с немцами воевала. В банно-прачечном батальоне.

Отец – с японцами. Четыре дня.

– Жаль, я думал – сослуживец.

Седьмого апреля в память о погибших моряках-подводниках, отдавших жизнь за Родину, на кораблях и судах всего ВМФ минуту стучит метроном.

А в 17 часов 08 минут все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг, на всех соединениях атомных подводных лодок 60 секунд тревожно ревут тифоны. Именно в это время АПЛ К-278 «Комсомолец» ушла на дно Норвежского моря.

Ровно в полдень, с выстрелом полуденной пушки, в соборе начинается панихида. Ярко горят свечи, сладко пахнет ладаном, и грозно, трубно звучит бас диакона.

Он перечисляет сорок два имени воинов, отдавших свои жизни за Отчизну… На глаза наворачиваются слёзы.

У меня за спиной поминальные доски. На них бесконечно долгие списки погибших. Вздрагиваю, когда глаза натыкаются на знакомые тактические номера.

К-429. 1983 год. Тихоокеанский флот. Позорные причины аварии были скрыты долгие десятилетия. Во всём обвинили командира К-429 Николая Суворова.

Дали 10 лет «строгача». К-431. 1985-й. Перегрузочная команда решила втихаря поднять крышку реактора. Нарушили закон: никому не доложили о ЧП – что забыли внутри электрод. Взрыв.

Жертвы. Переоблучение сотен, а может быть и тысяч матросов и офицеров. Обстоятельства аварии были засекречены, скрыты. Если бы проанализировали, приняли меры, Чернобыля могло бы не быть. И длинный список имён погибших 7 апреля 1989-го на «Комсомольце».

И снова – об истинных причинах катастрофы – ложь. Ищу глазами скорбный список «Курска»…

В автобусе, летящем по залитому апрельским солнцем городу, сижу рядом с тремя офицерами с «Комсомольца».

Читайте также:  Как заправить пружину стартера на лодочном моторе

– А где же его офицерская честь? – зло спрашивает один из них.

У ворот Серафимовского кладбища выходим. Идем по аллее, справа – памятник «афганцам». Сердце сжимается. Сую валидол под язык. А вот и флотские могилы. Где-то здесь мы похоронили капитана первого ранга Николая Суворова. Он после отсидки так и не смог добиться пересмотра своего дела. Устроиться на работу мог только сторожем.

Громкое дело — «Комсомолец» возвращение из бездны

Уж он-то знал, что такое честь. Сгорел от рака за месяц.

Начинается траурный митинг. Выступают флотские начальники. Бросается в глаза, что ни один из них – ни за что, ни при каких обстоятельствах, хоть Героя России посули – не смог бы сделать подъем переворотом. Представляю, как бы они протискивали брюха по тесному трапу АПЛ по сигналу аварийной тревоги.

И главная тема выступлений – экипаж К-278 совершил подвиг. Который никогда не будет забыт.

Выжившие дают интервью телевизионщикам. И снова звучит – подвиг, подвиг, подвиг…

Траурная церемония заканчивается. Могилы завалены венками и цветами. В могилах никто не лежит. Все они остались в Норвежском море.

Вспоминаю, как четыре дня тому назад, в три часа ночи, набирал для новой публикации текст своего старого очерка «Реквием по «Комсомольцу». Бумага в журнале «Посев» за пятнадцать лет пожелтела. И чем дальше я набирал текст, тем больше болело сердце. Потому что – ничего, ничего не изменилось. Опять ложь, опять ложь, опять ложь.

Те, кто скрывают правду о причинах аварий АПЛ, не хотят говорить ее. Не хотят!

В ту ночь ветер срывал с крыш листы жести. Грохотало обвально.

И вдруг я почувствовал, как в тесную комнатуху, где я ронял слёзы на клавиатуру, вошли парни, которые уже давно стали молекулами морской воды Норвежского моря. И дохнуло на меня холодом. И зазвучало – браток, отомсти за нас…

Моя жена часто говорит мне – а кому нужна твоя правда?

Вдруг в толпе медленно идущих к воротам кладбища людей вижу знакомое лицо. Это мичман Геращенко. Он – изгой среди выживших. Потому что говорит правду – лодку мы не знали. Нас никто не учил, как спасти ее.

И себя.

Все садятся в автобусы. Их повезут на поминальный обед в Военно-морскую академию.

– До встречи в следующем году. Если, брат, доживём… Мне внучку из садика надо забирать.

Понимаю, что Геращенко на поминальный обед не пригласили. Да он бы и сам не пошел. Помянет братков, конечно, обязательно. Тех, кто плавал рядом с полузатопленным плотом. И умирал на его глазах.

И снова автобусы мчат по нашему прекрасному, морскому городу. Останавливаются у ВМА. Тороплюсь в редакцию мимо академии.

Вдруг прямо по курсу на тротуар начинают падать огненные капли расплавленного металла. Успеваю отпрыгнуть в сторону. Задираю голову: под крышей в люльке висит сварщик. От электрода летит вниз фонтан брызг. Это мне раскаленный привет от цитадели военно-морской науки.

Читайте также:  Лодка ямаран толщина лодки

Ну, если на этом олимпе флотской науки так соблюдают ТБ, то чего удивляться, что наши АПЛ горят и тонут?

Опубликовано на сайте БЕЛЛОНА.РУ

Источник: proza.ru

Приложение № 5. Подводники, погибшие на атомной лодке «Ленинский комсомол» 8 сентября 1967 г.

Автомобили Советской Армии 1946-1991

Новая книга от автора бестселлеров «Автомобили Красной Армии» и «Военные автомобили Вермахта». Уникальная энциклопедия автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии в 1945–1991 гг. Полная информация о всех типах серийных армейских автомобилей, специальных кузовов, надстроек и вооружения, а также бронетранспортеров первого поколения, выпускавшихся на шасси армейских грузовиков.

Если в годы Второй Мировой войны СССР катастрофически отставал от Запада в качестве и количестве автотранспорта, что стало одной из главных причин поражений 1941–1942 гг., то после Победы наш военный автопром совершил колоссальный рывок, не только догнав, но кое в чем (например, в производстве подвижных колесных систем ракетного вооружения и переправочных средств) даже обогнав «вероятного противника». Лучшие советские армейские автомобили – легендарные ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал-375» – по праву занимали в мировых рейтингах высокие позиции, отличаясь простотой, надежностью и великолепной проходимостью. Эпоха 1950–1960-х гг. стала поистине «звездным часом» для всего отечественного ВПК, в том числе и для автомобильной отрасли, способной самостоятельно разрабатывать уникальную военную технику, не имевшую аналогов за рубежом, и выпускать лучшие за всю отечественную историю полноприводные армейские автомобили со специальным оборудованием и вооружением. Об этой ожесточенной «войне моторов», в которой был достигнут паритет с НАТО и обеспечена реальная безопасность страны, рассказывает новая книга ведущего специалиста по истории автомобилестроения, иллюстрированная сотнями редких фотографий.

Средний танк Т-55 (объект 155)

Средний танк Т-55 (объект 155)

Средний танк Т-55 (объект 155)

Работы по усовершенствованию танков Т-54 велись в ОКБ Уральского машиностроительного завода в Нижнем Тагиле, где, кстати, был спроектирован и сам Т-54. Наиболее удачным результатом этих доработок считается Т-54Б; он был оснащен стабилизатором пушки в двух плоскостях СТП-2 «Циклон».

Экипаж снабдили активными приборами ночного видения: командира — ТКНИ, механика-водителя — ТВН-2, наводчика — инфракрасным ночным прицелом ТПН-1-21-11, для обеспечения их работы установили ИК- прожекторы, а также заменили дневной прибор наблюдения командира ТПК-1 на более совершенный ТПКУБ. Кроме того, танку придали оборудование для подводного вождения ОПВТ.

Новая машина, созданная на базе Т-54Б, получила обозначение Т-55 («объект 155») и поступила в 1958 году, согласно приказу министра обороны от 24 мая того же года, на вооружение Советской Армии.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Танковая мощь СССР часть III Золотой век

Танковая мощь СССР часть III Золотой век

Танковая мощь СССР часть III Золотой век

Полная история создания, совершенствования и боевого применения советского танка – с 1919 года, когда было принято решение о производстве первого из них, и до смерти Сталина. Первое издание 3-томной «Истории советского танка» Михаила Свирина стало настоящим событием в военно-исторической литературе, одним из главных бестселлеров жанра. Для нового, расширенного и исправленного и окончательного издания, фактически закрывающего тему, автор радикально переработал и дополнил свой труд эксклюзивными материалами и фотографиями из только что рассекреченных архивов.

Читайте также:  Лодка находится в точке q озера отстоящей от ближайшей точки

Ки-43 «Hayabusa» Часть 1

Ки-43 «Hayabusa» Часть 1

Ки-43 «Hayabusa» Часть 1

Ранним утром 8 декабря 1941 года одного из высших руководителей Британской Малайзии разбудил телефонный звонок. Дежурный офицер доложил о высадке японского десанта в районе Кота-Бхару. Руководитель пробормотал: «Ну, так спихните их в море!» — и снова лег в постель. Спустя несколько месяцев пал Сингапур, в плен к японцам попало более ста тысяч английских солдат.

Японские истребители в ходе кампании завоевали безусловное господство в воздухе всего за несколько недель боев. События развивались вопреки мнению английского командования, считавшего японцев народом, физиологически неспособным управлять самолетами, к тому же созданными по образцу западных устаревших машин. За это заблуждение множество пилотов заплатили жизнью.

Их противниками были не тщедушные астеники, а отлично подготовленные летчики, действующие умело, решительно и с неизменной верой в успех. При этом японские самолеты в техническом плане далеко превосходили английские машины. Истребитель Ки-43 Хаябуса, который в начале войны имелся лишь в двух истребительных сенгаях, вскоре стал самым распространенным, заслужив уважение у противника и славу в Японии. Данная книга посвящена истории этого самолета.

Прим.: Полный комплект иллюстраций, расположенных как в печатном издании, подписи к иллюстрациям текстом.

Источник: arsenal-info.ru

Братские могилы моряков АПЛ «КОМСОМОЛЕЦ» (7 апреля 1989г.) Севастополь, Северная сторона

20 лет назад, 7 апреля 1989 г., субмарина «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. АПЛ погибла в результате пожара, с которым экипаж боролся несколько часов. Из 69 членов экипажа погибли 42, включая командира подлодки Евгения Ванина. Все моряки были награждены орденами Боевого Красного Знамени, в том числе и посмертно.

В настоящий момент лодка лежит на дне Норвежского моря в 180 км юго-западнее острова Медвежий (точные координаты: 73 град 43 мин 47 сек северной широты; 13 град 15 мин 84 сек восточной долготы) на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17.27.

В Севастополе на Северной рядом со Свято-Никольским храмом в двух братских могилах похоронены семеро моряков, погибших при исполнении воинского долга на АПЛ «Комсомолец»:

Испенков А.М. капитан III ранга

Ковалев Г.В. мичман

Валявин М.И. мичман

Краснобаев А.В. мичман

Манякин С.П. капитан III ранга

Волков Н.А. капитан-лейтенант

Источник: www.memento-sevastopol.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...