Подводные лодки, являющиеся составной частью ВМФ, выполняют ряд важнейших задач, связанных с безопасностью РФ в Мировом океане и внутренних водах. В настоящее время на вооружении в России состоит несколько разновидностей подобной военной техники.
Типы подводных лодок
Суверенитет государства на 2018 год охраняют субмарины:
- дизель-электрические;
- атомные.
Оснащаться лодки при этом могут ракетами:
- крылатыми;
- баллистическими.
Дизель-электрические модели могут относиться к технике многоцелевого или специального назначения. В середине прошлого века в СССР была построена и одна парогазотурбинная лодка. Однако после произошедшей на ее борту аварии она больше не восстанавливалась. В последующем такие лодки в стране не строились.
Атомная подводная техника, помимо всего прочего, может быть:
ТОП-7 подводных лодок которые стали гордостью ВМФ РФ
- торпедной;
- многоцелевой;
- специального назначения.
Поколения подводных лодок
Таким образом суда начали классифицировать после Wow на основании их боевых характеристик в условиях противолодочной обороны. Возникло понятие «поколение» при появлении атомных подводных субмарин. В то время, в условиях жесткой гонки вооружений, важно было проводить радикальную модернизацию АПЛ. В результате усилия инженеров привели к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.
В настоящее время в России разрабатывается пятое поколение атомных подводных лодок. Приступили к проектированию этих судов в марте 2014 года. Предположительно выпуск такой боевой техники проекта «Хаски» серийно начнется в период с 2020 по 2030 год.
Сколько подводных лодок в России на сегодняшний день
Располагает ВМФ РФ на 2018 год 72 единицами такой военной техники. Состоят на вооружении в стране 13 разных проектов лодок. При этом суверенитет России защищают:
- атомные лодки с баллистическими ракетами в количестве 13 шт.;
- атомные с крылатыми ракетами — 9 шт.;
- атомные многоцелевые — 18 шт.;
- атомные спецназначения — 8 шт.;
- дизельные специального назначения — 1 шт.;
- дизельные других типов — 23 шт.
Самая первая модель
Итак, сколько подводных лодок у России, мы выяснили. В настоящий момент их 72. Суверенитет страны в наши дни защищает мощная техника этой разновидности с отличными боевыми характеристиками. Российские подводные лодки оснащены новейшими навигационными комплексами, могут обнаруживать цели на самых дальних расстояниях, имеют быстродействующее вооружение.
Сама же военная техника этой разновидности у нас в стране существует более 100 лет. Первую подводную лодку в России, принятую на вооружение, построили в начале прошлого века. Примитивный прототип же подобной техники был сконструирован в государстве еще при Петре I. Автором этой, по сути, самой первой лодки был умелец из города Сестрорецка Ефим Никонов.
ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-129 ВМФ СССР | ПРОЕКТ АЗОРИАН 1974 ГОД
Испытывал свое изобретение мастер в присутствии самого царя. Представляла собой подводная лодка Никонова некое подобие огромной бочки. Помимо всего прочего, на ней был установлен прототип перископа. Передвигалась лодка посредством обычных весел. Поместиться в ней при необходимости могло до 8 человек.
Назвал свое детище Ефим Никонов «потаенным судном». Погружения лодки дважды проходили успешно. Однако испытания ее перед Петром I, к сожалению, окончились неудачей. Лодка ударилась о грунт, в результате чего ее дно было проломлено. Позднее мастер пытался отремонтировать свое детище, но в лодке снова обнаружилась течь.
Подводная техника царской России
Настоящие суда этого типа у нас в стране начали выпускаться еще в 1902 году. Тогда в обстановке строжайшей секретности царским правительством была построена небольшая субмарина «Петр Кошка». По сути, боевой лодкой это судно не являлось. Использовалось оно для диверсий в гаванях.
Полноценное же подводное судно в Российской империи построили в 1904 г. Эта лодка была бензин-электрической и называлась «Дельфин». Из ВМФ она была исключена в 1917 году.
Несмотря на то что первое судно этой разновидности было построено в стране в 1904-м, официально днем образования подводного флота в России принято считать 19 марта 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о выводе из состава миноносных сил первых 20 подводных судов.
С 1904 по 1908 г. в России были реализованы проекты «Касатка», «Карп», «Кета», «Сом», «Осетр». Позднее выпускались лодки «Кайма», «Акула», «Почтовый» и другие. Последней разработкой царского правительства перед революцией стали суда типа «Барс».
Подводные лодки СССР
Первым проектом в России после революции стал «Декабрист». Эти лодки, в отличие от «Барсов», были двухкорпусными. Каждое из шести построенных в молодой республике судов этой серии оснащалось восемью торпедными аппаратами и двумя орудиями. Экипаж лодок состоял из 47 человек.
К началу Wow подводных лодок у ВМФ России было уже 212 экземпляров. Помимо уничтожения вражеских кораблей, они в военные годы использовались для установки минных заграждений, разведки, перевозки людей и горючего. С 1941 по 1945 гг. орденом Красного знамени было награждено 23 лодки. 12 при этом стали гвардейскими, а 4 — еще и краснознаменными.
Самой результативной же подводной лодкой страны стала С-56, заложенная в 1936 г. Прославилась она, помимо всего прочего, тем, что стала первым советским судном, совершившим кругосветное путешествие. Длился поход субмарины 67 дней, и за это время она пережила 3 вражеских атаки.
Первая атомная подводная лодка
В годы Wow для выполнения боевых задач использовались дизель-электрические подводные суда. Первая же атомная лодка была построена в стране в 1959 г. Называлась она «Ленинский комсомол». Первой в мире эта субмарина не стала. До нее было построено еще две лодки. Свое название судно унаследовало от стоящей на вооружении ранее дизельной подводной лодки М-106.
Эта лодка погибла во время боевых действий в 1943 году.
В 1962-м это судно прошло под океанскими льдами и всплыло на Северном полюсе для водружения флага СССР. Поскольку эта лодка была принципиально новой и строилась в спешке, она, к сожалению, постоянно требовала ремонта. 8 сентября 1967 г. на судне произошел пожар, в результате которого погибло 39 человек. Но взрыва торпед, в том числе и с атомными боеголовками, экипажу удалось избежать. На базу лодка вернулась самостоятельно.
Выведена из эксплуатации первая советская атомная субмарина была в 1991 г. На настоящий момент лодка переделывается с целью организации на ее борту музея. Осматривать экспонаты посетители смогут на ее борту непосредственно под водой.
Положение дел сегодня
Новые подводные лодки России, проекты которых воплощаются в жизнь на настоящий момент, имеют неплохой потенциал. Но еще в 90-х прошлого века в связи с известными событиями российский ВМФ пребывал в плачевном состоянии. Существовала подобная ситуация в стране вплоть до 2000 года. Толчком к новому развитию подводного флота страны стала трагедия, случившаяся с судном «Курск». Именно после этого события общество нашей страны осознало, в каком плачевном состоянии находится ВМФ РФ.
В последующие годы правительство России осуществило ряд реформ флота. Касалось это как улучшения материального состояния, так и подготовки личного состава. Кризис, начавшийся в 90-х, удалось преодолеть. Однако еще и в настоящий момент боеспособность подводного флота у нас в стране ниже, чем во времена СССР. Даже судов в Советском Союзе было больше — 250.
Сегодня же ответом на вопрос о том, сколько у России подводных лодок, являются 72 единицы. То есть почти в 4 раза меньше. К тому же некоторые суда сегодня проходят реконструкцию и модернизацию на верфях.
Современные подводные лодки
Но как бы там ни было, некоторых улучшений во флоте РФ добиться все же удалось. Количество подводных лодок в России в последнее время увеличилось. Не так давно в стране начали реализовываться два проекта атомных субмарин:
- 955 «Борей», пришедшие на смену устаревшим 667 БДР «Кальмарам»;
- суда с крылатыми ракетами 885 «Ясень».
Современные подводные лодки России «Борей» являются составной частью правительственной программы стратегической обороны. Поэтому их строительство на данный момент носит приоритетный характер. Лодки «Ясень» имеют лучшие, чем «Борей», характеристики. Однако и стоят они при этом в два раза дороже. Каждое такое судно строится по индивидуальному заказу.
Подводные лодки США и России
США и РФ на настоящий момент являются двумя державами, имеющими самый развитый подводный флот. При этом специалисты считают, что американский, разработанный по большей мере во времена холодной войны, имеет большой атакующий потенциал. Флот РФ на настоящий день малочисленнее. Сколько у России подводных лодок, мы выяснили — 72 штуки.
Однако оборонный потенциал ВМФ в этой сфере в последнее время все же пополняют новые экземпляры. Для ВМС же США новых подводных лодок не разрабатывалось уже довольно давно.
Источник: fb.ru
Список подводных лодок вмс россии
9 лет назад
Про южнокорейский корвет «Чхонан», конечно, загнули. Международными экспертами, в составе которых были российские и китайские специалисты, было доказано, что корвет был потоплен немецкой торпедой, которых у Северной Кореи никогда не было.
9 лет назад
Валерий, Топ начинается с 14 подлодок, а Франции и Мелкобритании их меньше 14. В статье за основу подсчётов взято суммарное количество подводных лодок, а не их качество. По этому такой смехотворный Топ и получился! У Советского Союза было когда то только атомных подводных лодок более сотни, не говоря уже о дизельных!
9 лет назад
Во-первых, мне кажется, что у России подлодок несколько больше, чем 63. Хотя, не уверен, но больно уж цифра маленькая. Во-вторых, не надо все мешать в одну кучу. Атомная субмарина в сравнении с дизель-электрической как небоскреб рядом с одноэтажной хижиной (и по размерам, и по вооружению, и по комфорту для экипажа, и по цене).
В-третьих, мне кажется ошибочным ставить во главу угла количество лодок. Одна современная малошумная, имеющая мощную гидроакустику и хорошо вооруженная субмарина даст фору десятку «самодельных».
9 лет назад
Про южнокорейский корвет «Чхонан», конечно, загнули. Международными экспертами, в составе которых были российские и китайские специалисты, было доказано, что корвет был потоплен немецкой торпедой, которых у Северной Кореи никогда не было.
9 лет назад
А где британский подводный флот? очень даже не хилый.
9 лет назад
Дизельные,самодельные. Почему не отнести с подводному флоту водолазов и аквалангистов?
9 лет назад
Итак, КНДР впереди всех.
9 лет назад
Наверное, здесь уместно будет прокашлять, что самое-пресамое, самое сложное, что удается сделать человеку — это не самолеты и не космические устройства.
Самое сложное — это подводные лодки. В середине прошлого века немцы вырвались вперед.. И это заметно даже сегодня.
9 лет назад
. Кроме этого у Китая в качестве сил ядерного сдерживания имеется несколько ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами. Ну автор, ну мечуринец. Лодки как компьютеры, 2-Х, 3-х и 4-х ядерные? Это опечатка или прикол нашего городка.
9 лет назад
Да, что-то маловато у нас подводных лодок, не нравится мне это. Всегда с позиции силы переговоры бывают успешнее!
9 лет назад
Цитирую аффтара: Китай — 69 подводных лодок В настоящее время Китай располагает около 50 дизель-электрическими подводными лодками, которые составляют основу подводного флота.
У Китая на данный момент 4 подлодки с ЯЭУ, но не имеющих ядерного вооружения. Прибавляем их к «около 50 дизель-электрическим подводным лодкам» и. ну ни как не получаем число 69. У автора проблемы с арифметикой!
9 лет назад
Во-первых, мне кажется, что у России подлодок несколько больше, чем 63. Хотя, не уверен, но больно уж цифра маленькая. Во-вторых, не надо все мешать в одну кучу. Атомная субмарина в сравнении с дизель-электрической как небоскреб рядом с одноэтажной хижиной (и по размерам, и по вооружению, и по комфорту для экипажа, и по цене).
В-третьих, мне кажется ошибочным ставить во главу угла количество лодок. Одна современная малошумная, имеющая мощную гидроакустику и хорошо вооруженная субмарина даст фору десятку «самодельных».
9 лет назад
Правильно, не по количеству единиц подводных лодок судить о мощи подводного флота, а хотя бы по водоизмещению, мощности энергоустановок и мощности боеприпасов. имеющихся на подводном флоте. В поданном в статье виде, эта инфа только в заблуждение вводит читателя. уверяя его в знании мощи подводного флота упомянутых государств. Количество, конечно, важно, но качество не менее важно.
9 лет назад
владимир, да и французский забыт.
9 лет назад
Валерий, Топ начинается с 14 подлодок, а Франции и Мелкобритании их меньше 14. В статье за основу подсчётов взято суммарное количество подводных лодок, а не их качество. По этому такой смехотворный Топ и получился! У Советского Союза было когда то только атомных подводных лодок более сотни, не говоря уже о дизельных!
9 лет назад
Из всего самодельного на Земле остались только «депутаты», остальное всё рукотворно. ))
9 лет назад
Странно, что немцы всем странам в рейтинге наштамповали подлодок, а сами как сапожник без валенок.
9 лет назад
Полагаю,что опубликованная статистика более похожа на ирладское
рагу или пиццу,в которую сваливают всё .что осталось «после вчерашнего»
и запекают ,чем попало. «Сосчитаны» старые и новые ,атомные и дизельные,
возможно-списанные и подлежащие списанию суда разных технических
поколений. Да и при существующем уровне секретности и наличии очень
закрытых и очень подземных пирсов вся эта статистика весьма и весьма
сомнительна!Она пригодна только для потрепаться на модную тему.
9 лет назад
Это сколько же металлалома нафаршированного мясом в морях и океанах!?
9 лет назад
Данис, особенно африканским!
Уж сколько береговая полиция поотлавливала таких.
9 лет назад
насчтоящих подводных флота есть всего два! догодайтесь какие?остальное профанация
9 лет назад
Точное колличество не знает ни кто.Да и знать не полагается.Для этого и существует в законе гриф «Сверх секретно»Кому полагается тот должен знать.Да и этих лодок хватит,чтобы рай превратить в ад.
9 лет назад
ИНТЕРЕСНЕНЬКО. ОСОБЕННО КОММЕНТЫ.
9 лет назад
Данис, Наши решили строить больше дизель-электрических субмарин, т.к. они менее шумные, и более маневренные получились, а вооружение по сути одинаковое. да и собраются быстрей
9 лет назад
9 лет назад
Критик, Вы нечаянно попали в точку,причём буквально : подлодки гибнут
часто и безвестно,и только некоторые попадают в СМИ из тех, кого уго-
раздило затонуть чуть ли не у самой набережной нашего супостата (некоторые
говорят-хозяина (?)) Но ежели Вы хотите отнестись хотя бы чуть серьёзно
к предмету здешней трепотни-наберите в инете два запроса:» ВМФ РФ» и
«ВМФ США» и сравните эти арифметики. Но это не для слабонервных!Увы.
9 лет назад
9 лет назад
Дмитрий, извините, но это не совсем так. Лодки эти совсем разные! Экипаж атомной подлодки — более 100 человек (вспомним трагедию АПЛ «Курск» — сколько там погибло?). На дизель-электрических ПЛ экипаж 2-3 десятка моряков. Но суть не в этом. Ракеты с ядерными боеголовками располагаются в подлодке вертикально.
Высота ракеты — метров 10-15. В дизельную подлодку они просто не влезут. Кроме того, дизельной подлодке необходимо периодически всплывать хотя бы на перископную глубину (Дизельная лодка имеет (исходя из названия) дизельный двигатель, который крутит гребные винты и генератор, заряжающий аккумуляторы. Для работы дизельного двигателя нужен воздух.
На аккумуляторах лодка много не проплывет). Соответственно, при всплытии хотя бы на перископную глубину и при запуске дизеля лодка себя демаскирует. Всех этих недостатков лишена атомная подводная лодка, которая может неделями плыть на глубине в сотни метров. А не строят сейчас АПЛ потому что они слишком дороги. Дизельные в сотни раз дешевле.
9 лет назад
9 лет назад
Некорректное сравнение! Людка в строю может и быть, а на самом деле — в поход не выйдет. Техническое состояние не то, или не боеготова!
9 лет назад
Еще: сравнивать надо по сроку службы, наличию яэу, яо. А так, как в том анекдоте: Глашка дает всем, а Машка — никому, но в среднм — они те еще б. ди
9 лет назад
Данис, В 90-е, только на нашей Флотилии, было не менее 30 лодок, все атомные!
9 лет назад
Похоже что подлодки да ракеты уже не нужны: если ядерная держава взорвёт своё ядерное оружие на своей территории, то её граждане погибнут сразу, остальное человечество тоже погибнет,но медленно и в мучениях
9 лет назад
9 лет назад
владимир, всё зависит, от количества, мощности и места взорвавшихся ядерных зарядов. Как известно, количество переходит в качество.
9 лет назад
Олег, именно! Я бывший спец по системам управления РО АПЛ. И по состоянию на 01.01.1981 имел полную информацию о количестве и качестве АПЛ как по СФ, так и по ТФ. БФ и ЧФ во-внимание не беруться, там были дизелюхи и учебные классы в Лиепае и Палдиске. Дизельные подлодки были в очень меньшинстве, основной состав это атомный подводный флот.
9 лет назад
Данис, я хотя и старый уже, но о подводном флоте таки могу рассказать с начала 70-х. и по 01..01.1981 г. и по СФ, и по ТФ. Про БФ и ЧФ умолчу — там ни чего путнего не было, в прибалтике (Лиепае, Палдиске) учебные классы были. Был я спецом в то время по системам управления РО советских АПЛ и имел соответствующую информацию о количестве и качестве субмарин.
Помню и советские «Джоржии» и «Комсомольца», и «Золотые рыбки», Семихатовские системы помню, да многое ещё чего помню, а что уже и по-забывал, «Акулами» закончил. Дыгало с его: «Я не де Голь, я Дыгало», помню, Камчатку, Сахалин, Курилы, Находку, «Звездочку», Большой камень, Североморск, Северодвинск да мало ли что. Но с Вами вполне согласен.
Нельзя измерять мощь подводного флота по количеству и соотношением ДЭПЛ и АПЛ! У каждого государства свои доктрины по применению их и свои задачи. Наши АПЛ, например, ещё в 70-х ходил и в кругосветки без всплытия, и в автономки без всплытия, на ресурс, ходили и шлюзовались скрытно через Панаму, и в надвсплытии любовались, с рейда Гудзонова залива, ночным видом побережья США (за что потом командиры получали гос.награды и звания)! Кто ЭТО кроме нас делал? Вот Вам и «10 крупнейших подводных флотов».
9 лет назад
Кирилл, позвольте вмешаться, а что за флотилия? Я бывший спец по системам управления РО АПЛ (с 70-го до 81 года, 16 ракеткой с разделяющимся закончил)!
9 лет назад
Игорь, отвечаю: СФ — Современный Флот и ТФ — Теперешний Флот! ЧФ — чи флот, чи не флот; БФ — бывший флот; КФ — какая-то флотилия!
9 лет назад
Юрий, интересно, а Вам что-либо известно как в наше время (после Великой Отечественной) могут попадать в плен атомные подводные лодки?
9 лет назад
Валерий, насчёт ПЛЕНА мне ничего неизвестно., а вот о гибели
наших замечательных подводников- увы,увы,увы!Посетите в Питере
Серафимовское кладбище,припомните «Комсомольцев», один из
которых подняли американцы, а наши не смогли спасти с глубины
всего лишь 150 м при длине корабля тоже 150 м (!),а выход в море
неподготовленных плодок в подлые времена 80-х. и. и. Добавьте
к этому уничтожение довоенного ЭПРОНА (экспедиция подводных
работ особого назначения),отправку в металлолом двух спасательных
п.лодок БЕЗ ЗАМЕНЫ чуть ли не накануне гибели пл в Северном море!
А высказывание какого-то суперкомандующего флота о гибнущих моряках
«Они знали,на что шли!»Всё это-великий военно-морской кабак..До слёз
жалко моряков-подводников- элиты наших ВС.
9 лет назад
Валерий, 1ФЛ ПЛА СФ
9 лет назад
А давайте считать ПЛ базами? Гремиха, Гаджиево, Полярный, и т.д. По этому рейтингу Англия, Франция, Испания и др. морские державы типа КНДР нам в подметки не годятся. Кстати говоря многие недооценивают роль ДЭПЛ в современной военной доктрине.
9 лет назад
Владимир, это только СФ а есть ещё и ТФ!
9 лет назад
Валерий, начнём с того, что я не обозначил и половины КСФ. Про «Техас» я даже не стал упоминать, ввиду моей слабой осведомлённости о текущем положении вещей в БК.
9 лет назад
Владимир, но Вы, всё-таки более осведомлены — я уж очень давно отошел от дел. Но и того, что мне было известно и сейчас доходит иногда, вполне хватает на , чтобы считать наши ВМС более сильными, чем автор публикации.
9 лет назад
9 лет назад
Юрий, и на том спасибо!
Источник: interesnosti.com
Вице-адмирал Борисов: «Морские дроны заменят подводные лодки и надводные корабли»
Американская атомная подлодка USS Connecticut, поврежденная в Южно-Китайском море, не вернется на боевое дежурство до 2026 года, поскольку все ремонтные верфи забиты. Несмотря на сложную военно-политическую обстановку вокруг Тайваня, американцы задумались: а надо ли спешить?
Геннадий Чародеев
Сейчас, пишет Bloomberg, порядка 18 из 49 ударных подводных лодок ВМС США выведены из эксплуатации на техническое обслуживание, и их экипажам придется долго гулять на берегу, пока субмарины стоят в доках.
«Одними из основных причин задержек в обслуживании субмарин являются планирование, доступность материалов и сложность самих ремонтных работ, — заявили представители Пентагона. — Руководство ВМС реализует множество инициатив по устранению других факторов, вызывающих задержки технического обслуживания, но решить проблему пока не удается».
«Коннектикут» является одним из трех американских атомных кораблей класса Seawolf, крупнейших ударных подводных лодок США, которые были разработаны для борьбы с Советским Союзом. Эксперты описывают корабли этого класса как «исключительно тихие, быстрые, хорошо вооруженные и оснащенные сверхчувствительными датчиками». «Коннектикут» имеет восемь торпедных аппаратов и может вместить до 50 единиц оружия в своем торпедном отделении. По некоторым данным, на борту АПЛ могут быть межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками.
USS Connecticut врезалась в подводную гору еще в начале октября 2021 года. Специалисты говорят, что ремонт носовой части и нижнего руля обойдется Минобороны США в «скромную сумму» — $80 млн. Но ее простой и ремонт может стать Вашингтону куда дороже: Китай сегодня усиленно наращивает свой подводный флот и по количеству боевых кораблей уже перегнал США.
«У нас действительно ощущается нехватка ремонтных мощностей ВМС, — сказал Диана Маурер, директор отдела оценки оборонной готовности Счетной палаты правительства США. — Это, в свою очередь, поднимает вопросы о том, как военно-морской флот будет выполнять ремонт боевых повреждений в случае военного конфликта с КНР».
В докладе о возможностях США в войне против Китая, подготовленном Управлением по делам отчетности (GAO), отмечается, что в период с 2014 по 2020 годы подводные лодки ВМС простояли на 9 563 дня больше на ремонте, чем ожидалось ранее. А это выброшенные на ветер миллиарды из госбюджета.
В настоящее время «Коннектикут» находится у причала на военно-морской верфи в штате Вашингтон в ожидание техобслуживания, которое должно было начаться еще в феврале. Теперь обещают то ли в июле, то ли в сентябре.
Тем временем, главный республиканец в сенатском комитете по вооруженным силам Роджер Уикер заявил, что пятилетний график ремонта для «одной из самых грозных американских подлодок», является «напоминанием о тех грандиозных инвестициях, которые США должны сделать в морскую инфраструктуру».
В своем комментарии «НИ» вице-адмирал запаса Тенгиз Борисов сообщил, что нехватка ремонтных верфей — проблема для всех крупных флотов мира. Если ВМС какой-то страны содержит большое количество подводный крейсеров, то возникает проблема их осмотра или ремонта. Дело в том, что сухие и плавучие доки — это очень дорогие и технически сложные сооружения, требующие огромных капитальных затрат. Поэтому, в том числе в США, их не так много.
Но не все так просто, считает эксперт. Американцы, как говорят математики, пытаются расставить весовые коэффициенты: по значимости, по срочности. В первую очередь они стараются через ремонтные доки пропускать авианосцы, корабли сопровождения ударных групп, а уже потом — подлодки стратегического назначения. Поэтому даже для атомной Connecticut — это только третья очередь.
— Между тем, в США, как, впрочем, и в других морских державах начали всерьез задумываться над тем, что уже через несколько лет, подводный флот будет не нужен в его нынешнем виде. Может случиться так, что новейшие субмарины с ракетами на борту могут окончательно потерять свое основное преимущество — скрытность. Уже сейчас куда-то незаметно подобраться и с неожиданной стороны нанести удар по территории противника из-под воды практически невозможно.
Приверженцев такой пессимистической позиции много и на Западе, и в России. Это — военные аналитики, которые знают возможности современных систем обнаружения подводных лодок. Исходя из этого, они пришли к выводу, что при нынешнем развитии техники буквально в скором времени Мировой океан будет полностью «прозрачен». Эксперты считают, что уже сейчас современные технические средства, которые находятся в распоряжении военных, позволяют довольно точно определять местоположение любой подводной лодки и в случае необходимости ее уничтожить.
Как это работает? Представьте себе турникет в метрополитене. Если попытаться пройти между датчиком и источником света, то захлопнуться створки и вас не пропустят. Нечто подобное американцы решили сделать в масштабах мирового океана. Есть излучатель, есть приемник.
И если подлодка любой страны попытается «прошмыгнуть» между ними, то ее обнаружат, и за ней начнется охота.
Конечно, существуют и другие способы обнаружения подводных крейсеров. Достаточно хорошо показала себя система SOSUS, которую США разработали в начале 1970-х годов для борьбы с советскими субмаринами. С ее помощью с большого расстояния американцы фактически перегораживали все районы, где могли появиться подлодки, и при обнаружении уже ни на минуту не упускали их из поля зрения.
В России также создавали аналогичные системы, при этом шли своим путем — создавали, например, акустические буи, которые сбрасывались в предполагаемый район нахождения подводных лодок ВМС США.
— По берегам Черного и Балтийского морей сейчас такое количество береговых ракетных установок и авиации, способной нести противокорабельные ракеты, что надводные боевые корабли скоро не смогут решать те задачи, которые на них возлагаются. Моря насквозь простреливаются и перекрываются ракетными установками и авиацией. Таким образов, и надводные корабли, и подлодки становятся все более легкой мишенью для противника, — сказал вице-адмирал Борисов.
А что же придет на смену подлодкам? Те же эксперты уверяют, что США, Великобритания, Россия, Китай и другие морские державы вовсю разрабатывают беспилотные корабли. Будущее мирового флота, скорее всего, за морскими дронами.
Источник: newizv.ru