К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира. Китай был ослаблен внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России.
Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне.
Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана. В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Г.П. Беляева.
Плещут холодные волны (Крейсер «Варяг»)
Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает,
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.
Слова этой знаменитой песни были написаны по горячим следам событий немецким поэтом Рудольфом Грейнцем (на русский язык их перевела поэтесса Елена Студенская) уже 25 февраля 1904 года. Это был живой отклик иностранца на событие, взволновавшее весь мир.
ХХ век — Япония и Россия, до тех пор не вступавшие в вооруженные конфликты между собой, начали с полномасштабной войны. 27 января (9 февраля) 1904 года без объявления войны японский флот атаковал русскую эскадру. Этим первым империалистическим вооруженным конфликтом в корейском порту Чемульпо было начато новое столетие.
В первый день русско-японской войны 1904-1905 гг. и разыгралось драматическое событие, ставшее вскоре известным всему миру. Запертые на рейде японскими кораблями, российский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», вступили в неравную схватку с японской эскадрой (14 кораблей), считая для себя невозможным сдаться неприятелю. Они должны были прорываться или погибнуть в случае неудачи.
Такое решение приняли офицеры во главе с командиром крейсера капитаном 1-го ранга В.Ф. Рудневым: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была, говорил капитан, обращаясь к своей команде перед боем,- Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности… Помолимся Богу перед походом и с твердой верой в милосердие Божие пойдем смело в бой за Веру, Царя и Отечество. Ура!»
27 января, в 11 часов 20 минут утра «Варяг» снялся с якоря, и, имея в кильваторе лодку «Кореец», пошел к выходу с рейда. На рейде Чемульпо оставались суда иностранных держав, в том числе Англии и Франции, провожавшие «Варяг» русским гимном. Впоследствии иностранцы говорили о величии этой минуты. По существу, они провожали людей, идущих на верную смерть.
Крейсер «Варяг» (1946) Полная версия
Эскадра противника прикрывала оба выхода в море. Японский адмирал Уриу предложил сигналом сдаться, но капитан «Варяга» не счел нужным отвечать, и тогда в 11 час. 45 мин. с японского крейсера «Азама» грянул первый выстрел. Ему ответили орудия «Варяга» и «Корейца».
При обнаружении русских кораблей на мачтах «Нанивы» были подняты сигнальные флаги с предложением сдаться без боя. Но Руднев решил на сигнал не отвечать и пошел на сближение с неприятельской эскадрой. «Кореец» шел несколько левее «Варяга».
На расстоянии 10 миль от Чемульпо у острова Йодолми произошел бой, продолжавшийся около 1 часа. Японские крейсера двигались сходящимся курсом, прижимая русские корабли к отмели. В 11 час. 44 мин. на мачтах флагманской «Нанивы» был поднят сигнал об открытии огня. Спустя минуту броненосный крейсер «Асама» начал пристрелку из орудий носовой башни.
Первый залп лег впереди «Варяга» с небольшим перелетом. К удивлению русских, японские снаряды взрывались даже при ударе о воду, поднимая громадные столбы воды и клубы черного дыма.
«Варяг» и «Кореец» открыли ответный огонь. Правда, первые же залпы с канонерской лодки дали большой недолет, и в дальнейшем артиллерийскую дуэль с неприятелем русский крейсер вел практически в одиночку. Тем временем плотность огня со стороны противника увеличилась: в бой вступили корабли второй группы.
Русский крейсер полностью скрывался за громадными водяными столбами, которые с грохотом то и дело взлетали до уровня боевых марсов. Надстройки и палубу обдавало градом осколков. Несмотря на людские потери, «Варяг» энергично отвечал врагу частым огнем. Главной целью его комендоров стала «Асама», которую вскоре удалось вывести его из строя. Тогда в атаку на крейсер пошел вражеский миноносец, но первый же залп с «Варяга» пустил его на дно.
Однако японские снаряды продолжали терзать русский корабль.
В 12 час. 12 мин. на уцелевших фалах фок-мачты крейсера был поднят сигнал «П» («Покой»), что означало «Поворачиваю вправо». Затем последовало несколько событий, ускоривших трагическую развязку боя. Сначала вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы.
В результате неуправляемый корабль двинулся на камни острова Йодольми.
Почти одновременно еще один снаряд взорвался между десантным орудием Барановского и фок-мачтой. При этом погиб весь расчет орудия № 35. Осколки влетели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста и барабанщика; командир крейсера отделался легким ранением и контузией. Дальнейшее управление кораблем пришлось перевести в кормовое рулевое отделение.
Внезапно раздался скрежет, и корабль, вздрогнув, остановился. В боевой рубке, мгновенно оценив положение, дали машине самый полный назад, но было поздно. Теперь «Варяг», развернувшийся к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японский командующий, заметив бедственное положение русских, поднял сигнал «Всем повернуть на сближение с противником». Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий.
Положение «Варяга» казалось безнадежным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. Снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме № 10, в 12.30 восьмидюймовый снаряд взорвался в угольной яме № 12.
Вода начала подступать к топкам, экипаж немедленно приступил к ее откачиванию всеми наличными средствами. Аварийные партии под огнем врага стали подводить пластыри под эти пробоины. И здесь произошло чудо: крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошел от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.
Ситуация по-прежнему оставалась очень тяжелой. Хотя воду откачивали всеми средствами, «Варяг» продолжал крениться на левый борт, а его осыпал град вражеских снарядов. Но, к удивлению японцев, «Варяг», увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда.
Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера «Асама» и «Чиода». «Вскоре японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Итальянскому крейсеру «Эльба» даже пришлось из-за этого перейти в глубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.
В ходе неравного морского сражения «Варяг» и «Кореец» вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо.
В ходе боя, который длился 50 минут, крейсер «Варяг» получил четыре подводных пробоины, из 12 орудий в строю осталось только два, на корабле были 33 убитых и 88 раненых.
Чтобы не дать противнику захватить поврежденный корабль, было решено затопить крейсер «Варяг», а канонерскую лодку «Кореец» взорвать. Экипажи перешли на иностранные корабли, которые соблюдали нейтралитет, и были затем доставлены в нейтральные порты Китая. Оттуда они возвратились в Россию, где их встречали как героев.
Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм. В сохранившемся вахтенном журнале «Варяга» отмечено, что его комендорам удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения 2 японским крейсерам. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте А-сан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери экипажа «Варяга» составили 130 человек — 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12 —14 крупных фугасных снарядов..
Все участники сражения были отмечены медалью на особой ленте цветов русского военно-морского “андреевского” флага “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 января 1904 г. — Чемульпо”.
Источник: vimpel-v.com
Сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской флотилией
Бой у Чемульпо — морское сражение в начале Русско-японской войны, состоявшееся 27 января (9 февраля) 1904 года вблизи города Чемульпо в Корее между русскими крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» под общим командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева и японской эскадрой контр-адмирала Сотокити Уриу.
Командующий японской эскадрой, включавшей в себя 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера, а также 8 миноносцев, успешно высадил десант и заблокировал русские корабли в порту, после чего вынудил их выйти на внешний рейд и принять бой в невыгодных для них условиях. В ходе боя «Варяг» получил ряд повреждений, вышел из боя и вместе с «Корейцем» вернулся в порт, где русские корабли впоследствии были уничтожены своими командами, перешедшими на нейтральные суда.
9 февраля 1904 года в районе Чемульпо стояла ясная погода, температура воздуха составляла 6 °С, волнение практически отсутствовало. К моменту начала боя начался отлив, который, складываясь с течением реки, создавал попутное для русских кораблей течение скоростью около 4 узлов.
В 11:20/11:55 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из бухты. Команды были выстроены на верхней палубе, при проходе мимо нейтральных кораблей оркестр играл национальные гимны их стран. На иностранных кораблях также играла музыка, их команды провожали русские корабли криками «ура». В 11:25/12:00 на «Варяге» пробили боевую тревогу и подняли боевой флаг.
Первым со стоянки вышел «Кореец», быстрее снявшийся с якоря, но в 11:40/12:15 канонерскую лодку обогнал «Варяг», после чего она двигалась за крейсером на расстоянии 1—2,5 кабельтова. Выход русских кораблей стал неожиданностью для японцев — Уриу пришёл к выводу, что «Варяг» и «Кореец» останутся в порту, и начал подготовку к атаке их миноносцами на якорной стоянке вечером 9 февраля, пригласив на флагманскую «Наниву» командиров «Чиоды» и «Хаябусы». В 11:30/12:05 выход русских кораблей был обнаружен крейсером «Чиода», а в 11:37/12:12 Уриу отдал приказ об экстренной съёмке с якоря. Японские корабли, не имея времени на подъём якорей, расклёпывали якорные цепи, а тактические группы формировались по ходу съёмки. В 11:40/12:15 Уриу приказал кораблям эскадры готовиться к бою и поднять боевые флаги.
Оценив ситуацию, Уриу приказал «Чиоде» поддерживать «Асаму», сформировав таким образом отдельную боевую группу. Согласно рапортам Руднева, Уриу поднял сигнал с предложением о сдаче, что опровергается японскими источниками, а также тем фактом, что флагманская «Нанива» в это время перекрывалась «Асамой». Бой начался в 11:45/12:20 пристрелочным выстрелом с «Асамы» на расстоянии 7000 м. Русские корабли шли со скоростью около 10 узлов (согласно рапорту командира «Корейца», лодка шла «средним ходом», дав полный ход уже после начала боя), не пытаясь использовать преимущество «Варяга» в скорости.
Русские корабли открыли огонь в 11:47/12:22. «Варяг» вёл бой бронебойными снарядами, «Кореец» и японские корабли — фугасными; при этом японские снаряды разрывались при ударе о воду. В 11:59/12:34 «Варяг» начал подворачивать влево, в 12:00/12:35 на «Асаме» отметили попадание 203-мм снаряда в район кормового мостика русского крейсера, вызвавшее пожар.
По наблюдениям японской стороны, с 12:35 до 12:38 «Варяг» развил сильный огонь, но не смог его поддерживать далее. В 12:03/12:38 152-мм снаряд с «Асамы» попал в правое крыло переднего мостика «Варяга», этим попаданием была уничтожена носовая дальномерная станция, убит мичман А. Нирод и выведены из строя дальномерщики, начался пожар в штурманской рубке. После этого русский крейсер неожиданно для японцев сбросил ход и начал циркуляцию вправо, поворачивая на обратный курс. Согласно рапорту Руднева, одним из японских снарядов перебило коммуникационную трубу с приводами к рулевой машине, однако обследование «Варяга» после подъёма следов попаданий в районе прохождения трубы и боевых повреждений рулевого управления не выявило. Поворот крейсера мотивировался его командиром желанием на время выйти из сферы огня противника, потушить пожары и исправить рулевое управление.
По японским данным, в короткий период с 12:05/12:40 по 12:06/12:41, когда «Варяг» совершал циркуляцию, и расстояние до него было минимальным (4800 м), он получил большое количество попаданий — одно 203-мм снарядом между носовым мостиком и трубой, и пять-шесть 152-мм снарядами в носовую и центральную часть корабля. Последнее попадание было зафиксировано в 12:10/12:45 — 203-мм снаряд разорвался в кормовой части русского крейсера. До 11:59/12:34 по «Варягу» вёл огонь только «Асама», затем до 12:13/12:48 — с разной интенсивностью все японские крейсера; после до конца боя стреляли «Асама» и «Ниитака». По рапорту Руднева, в период циркуляции «Варяг» испытывал трудности в управлении, в результате чего для предотвращения столкновения с островом Пхальмидо пришлось кратковременно давать задний ход.
В 12:13/12:48 «Варяг» завершил циркуляцию и вместе с «Корейцем» двинулся назад к якорной стоянке, преследуемый японскими крейсерами, в первую очередь — «Асамой» и «Ниитакой». В 12:40/13:15 в связи с подходом русских кораблей к якорной стоянке, что при продолжении боя создавало угрозу нейтральным кораблям, японские крейсера прекратили огонь и отошли. Через пять минут из-за увеличившегося расстояния до противника русские корабли также завершили стрельбу, а в 13:00/13:35 встали на якорь на своих стоянках.
Источник: www.denvistorii.ru
Вдвоём против девяти
Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой близ порта Чемульпо.
На переднем плане — четырёхтрубный «Варяг», в кильватере за ним идёт «Кореец».
На горизонте видны силуэты кораблей японской эскадры
9 февраля (27 января ст. ст.) 1904 года, ровно 115 лет тому назад, близ корейского порта Чемульпо произошло морское сражение, ставшее без преувеличения одним из национальных символов России. Бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», застигнутые в этом заграничном порту известием о начале Русско-Японской войны, дали бой превосходящим силам японского флота, продержались в этом бою час, после чего корабли, дабы не оставлять их врагу, были уничтожены собственными командами, а моряки перешли на суда нейтральных держав и возвратились в Россию. Все участники этого боя получили георгиевские кресты, а командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев — адмиральский чин.
«Варяг» вошёл в состав русской Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, в феврале 1902 года. За месяц до начала Русско-Японской войны крейсер «Варяг» был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны находившейся в Корее русской дипмиссии: в воздухе пахло порохом, стремительно модернизировавшаяся Японская империя заявила свои претензии на гегемонию в Юго-Восточной Азии и подстёгиваемая английскими купцами готовилась к войне с Россией.
Сайт «Флот.ком» так характеризует русский крейсер: » «Варяг», построенный на американском заводе фирмы «В. Крамп и К°» в Филадельфии, считался одним из лучших кораблей русского флота. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий.
Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для вооружения корабельного десанта. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.
Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, крейсер должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно нести бой. Однако «Варяг» имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств».
Крейсер «Варяг» на рейде Чемульпо.
Канонерская лодка «Кореец» была построена в Швеции и вступила в строй в 1887 году. Вот её технические характеристики: » Корабль имел водоизмещение 1334 т., и мог развивать скорость до 13,4 узлов (около 25 км/ч.). Вооружение состояло из двух 203 мм орудий на спонсонах в носовой части корабля, одного ретирадного 152 мм орудия, четырех 107 мм орудий, четырех 37 мм скорострельных пушек и одного торпедного аппарата». Командовал «Корейцем» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев.
26 января (8 февраля) 1904 года Руднев послал канлодку «Кореец» в Порт-Артур для связи с основными силами Тихоокеанской эскадры. Однако пробиться в Порт-Артур канлодка не смогла — подошедшая к Чемульпо японская эскадра в упор выпустила по канлодке несколько торпед (что стало первыми залпами Русско-Японской войны). «Кореец» в ответ дал несколько выстрелов из пушки, после чего повернул в Чемульпо.
Канонерская лодка «Кореец»
На следующий день командовавший японской эскадрой контр-адмирал Уриу Сотокити послал Рудневу ультиматум, требуя до полудня покинуть порт Чемульпо. В противном случае японцы грозились атаковать русские корабли прямо на рейде.
Это было вопиющим нарушением существовавших на тот момент норм международного морского права, но когда это враги России ограничивали себя подобными мелочами. Капитанам находившихся в порту Чемульпо кораблей нейтральных держав — Англии, Франции, США и Италии — японцы передали требования покинуть порт Чемульпо, дабы не подвергать свои корабли опасности во время японской атаки. Нейтральные капитаны, хоть и заявили японцам свой коллективный протест (доставленный на японский крейсер «Нанива» спустя 10 минут после начала боя!), в то же время сообщили Рудневу, что не останутся в порту. Таким образом, русские корабли фактически отдавались японцам на растерзание.
Адмирал Уриу имел в составе своей эскадры шесть крейсеров и три миноносца. Из шести японских крейсеров два были броненосными — «Асама» и «Чиода» (то есть, имели полностью бронированный корпус) и четыре — бронепалубными (более лёгкий класс военных кораблей, имевших лишь бронированную палубу для защиты механизмов и орудийных погребов). Напомню, что «Варяг» был бронепалубным крейсером. То есть, русские корабли заметно уступали противнику не только в численности, но и в защищённости.
Тем не менее, Руднев принял решение выйти из порта и дать бой японской эскадре. Расчёт его был в том, чтобы прорваться сквозь корабли противника и уйти в Порт-Артур: как опытный моряк, он не мог не понимать, что бой на рейде при таком соотношении сил превратится в избиение, равно как и того, что японский адмирал стремится навязать ему сражение в максимально невыгодных условиях.
Уклониться от боя шансов не было — была только вероятность прорваться и уйти, уведя свои корабли. Вероятность небольшая — но была, и ей надлежало воспользоваться, в противном случае ультрасовременный «Варяг» становился добычей противника (вопреки распространённому мнению об отсталости русского флота по сравнению с японским, «Варяг» действительно был современным кораблём — построен в 1901 году; у японцев только броненосная «Асама» могла считаться столь же современной).
Построив команду на верхней палубе, Руднев объявил: » «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю».
На «Корейце» перед боем срубили стеньги (верхние части мачт), чтобы сбить прицел японских артиллеристов. Японцы рассчитывали расстояние до цели, ориентируясь на табличную, а не на реальную высоту канлодки, благодаря чему их снаряды должны были ложиться с большими перелётами.
«Варяг» выходит в море.
Дальнейшие события расписаны историками по минутам. Читатель, который обратится к моему материалу шестилетней давности или к статье на «Флот.ком», найдёт там подробную хронологию Боя при Чемульпо, ставшего первым сражением Русско-Японской войны. Первый выстрел этого боя прозвучал в 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», японцам ответил «Кореец». «Варяг» молчал — он шёл на сближение.
Руднев планировал открыть огонь с предельно близкой дистанции, чтобы нанести противнику максимальный урон. Огонь «Варяг» открыл с 45 кабельтовых. Перестрелка была жестокой, в ходе её русский крейсер получил значительные повреждения — в штурманской рубке возник пожал, был разрушен передний мостик, вышло из строя шестидюймовое орудие. На шканцах возник пожар.
Спустя пятнадцать минут боя на «Варяге» была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы, крейсер начал терять управление. Героические усилия экипажа, тушившего пожары, наспех заделывавшего пробоины, позволяли, однако «Варягу» вести бой. «Кореец», благодаря уловке своего командира, получил только одно попадание.
В 12 часов 40 минут «Варяг» и «Кореец», отчаянно отстреливаясь, вернулись на рейд, куда за ними пытались проследовать два японских крейсера. Однако риск повредить нейтральные суда заставил японцев прекратить огонь и вытянуться с рейда. В 12 часов 45 минут, спустя час после начала сражения, бой с обеих сторон затих.
«Варяг» в бою у Чемульпо.
К этому времени на «Варяге» вышли из строя машины, не работало рулевое управление, большинство орудий было разбито. Понимая, что нейтральные суда не станут служить прикрытием для русских военных кораблей и перейдут в безопасное место, а Уриу вряд ли даст ему время на исправление повреждений, Руднев принял решение затопить «Варяг».
Это решение было поддержано общим собранием офицеров. Команда получила приказ открыть кингстоны и эвакуироваться. В 15 часов 55 минут Руднев последним покинул борт своего корабля, стремительно заваливавшегося на бок. Канлодка «Кореец» была взорвана командой.
Команды русских кораблей перешли на нейтральные суда и благополучно вернулись в Россию. В Одесском порту их встречали как героев, все моряки с «Варяга» и «Корейца» были удостоены георгиевских крестов, за бой при Чемульпо была отчеканена специальная медаль. Капитаны обоих кораблей получили ордена Святого Георгия 4-й степени.
Всеволод Фёдорович Руднев, командир «Варяга»
Григорий Павлович Беляев, командир «Корейца»
Спорным остаётся вопрос о потерях. Точнее, русские потери известны точно и задокументированы: два корабля (уничтоженные собственными командами), 23 человека убитых, ещё 10 скончались вскоре после боя от полученных ран и ожогов. Однако с японскими потерями не всё так просто.
Согласно судовому журналу «Варяга», были разрушены кормовой мостик и кормовая башня крейсера «Асама», получили повреждения и вышли из боя крейсера «Чиода» и «Такачихо». Причём последний, согласно русским данным, от полученных повреждений вскоре затонул.
Это сообщение, однако, не соответствует действительности: «затонувший» «Такачихо» не только продолжал участвовать в Русско-Японской войне, но благополучно дожил до Первой Мировой, когда и был действительно уничтожен. В то же время, вряд ли стоит доверять бравурным рапортам Уриу, сообщившего, что русским артиллеристам не удалось добиться ни одного попадания в японские корабли.
Я просто не вижу оснований, почему мы должны, отвергая хвастливые преувеличения своих соотечественников, в то же время некритично воспринимать аналогичные преувеличения противника. Если эскадра Уриу действительно завершила бой без потерь, совершенно непонятно, почему её самый современный и самый мощный корабль — броненосный крейсер «Асама» — не принимал участия в боях Русско-Японской войны вплоть до Цусимского сражения? Очевидно, какие-то повреждения «Асаме» всё же были нанесены, но какие? Этого мы, наверное, уже никогда не узнаем.
Низкая эффективность стрельбы русских артиллеристов объясняется, вероятнее всего, тем, что командование Тихоокеанской эскадры уделяло преступно мало внимания их подготовке. Последние учебные стрельбы проводились «Варягом» 16 декабря 1903 года, причём комендоры крейсера не добились ни одного попадания в неподвижную (. ) мишень.
Остаётся только руками развести, почему после столь плачевных результатов никакие учебные стрельбы более не проводились. А в нейтральном порту Чемульпо Руднев, предоставленный самому себе, просто не имел права проводить эти стрельбы. Так что основная вина за низкую эффективность «Варяга» в бою ложится на командующего Тихоокеанской эскадрой О.В. Старка и главнокомандующего русскими войсками в Порт-Артуре Е.И. Алексеева.
Уничтожение «Варяга» и «Корейца» собственными командами.
Если судить с тактической точки зрения, Бой у Чемульпо — поражение русского флота. Наши соотечественники с Рудневым во главе потеряли два боевых корабля и 33 человека, не сумев — это, во всяком случае, можно сказать уверенно — нанести противнику сколь-нибудь существенного урона.
Можно спорить о причинах этого поражения, можно искать виноватых, можно отмечать слабые стороны русских кораблей (но главная из них очевидна — громадный численный перевес японцев). Однако в мировой военной истории бывают поражения, которые стоят любой победы. Да, крошечный отряд Руднева действовал неэффективно. Но что было для него альтернативой?
Ждать японцев на рейде, где его корабли были бы гарантированно расстреляны превосходящими силами Уриу? Или сдать корабли на милость победителя, не пытаясь вступить в бой, чтобы сохранить жизни тех 33-х человек, могилой которым стали воды Тихого океана?
В первом случае японцы уверились бы в том, что русские — трусы и слабаки, и наверняка действовали бы куда нахрапистей, да и на мир пошли бы куда менее охотно. Не забудем: речь идёт о первом бое Русско-Японской войны, более того — о первом вообще бое между русскими и японскими вооружёнными силами. Противники только прощупывали друг друга.
Откажись Руднев выйти в море и принять бой в навязанных ему Уриу условиях, возможно, потери России по итогам войны не ограничились бы Порт-Артуром, Курильскими островами и южной частью Сахалина. А согласись Руднев без боя спустить флаг — это не только многократно подняло бы боевой дух японцев, но и поставило бы в ряды их флота вполне современный и боеспособный «Варяг», орудия которого после этого успешно громили бы русские корабли и прибрежные крепости. И кем был бы в таком случае Руднев? Здравомыслящим человеком, сохранившим жизни экипажей, или.
Иногда приходится принимать бой даже тогда, когда шансов на победу — ноль. И гибнуть — с чётким пониманием того, что в противном случае ущерб для твоей страны и для твоего народа может оказаться несоизмеримо выше. И позорная сдача — не только не «разумный выход из безнадёжной ситуации», но — вообще не выход. Руднев, взращённый православной традицией, воспитанный на примере древних христианских мучеников, это хорошо понимал. Тем более, что и врагами его у порта Чемульпо были не просто враги его Родины, но агрессивные язычники, уступить которым без попытки сопротивления он не мог ни как офицер, ни как христианин.
Столкнувшись с решительным сопротивлением «Варяга» и «Корейца», японцы поняли, что им противостоит отважный и решительный противник. Они наглядно убедились, что победить русских они, конечно, могут (как в итоге и получилось), но эта победа не будет ни быстрой, ни лёгкой. Эпопея «Порт-Артура» была ещё впереди.
Но контуры будущего подвига защитников Порт-Артура уже начинали проступать в подвиге «Варяга» и «Корейца». А ещё — японцы увидели в этом подвиге нечто, им самим понятное и близкое. Японская культура хорошо знает, что такое этика героического пессимизма, что такое воинская честь и почему лучше погибнуть, чем проявить малодушие. В русских при Чемульпо они разглядели знакомые черты воинов-самураев. И как знать — не потому ли они так и не решились высадить десант в материковую Россию или потребовать уступки всего Сахалина?
И когда сегодня кое-кому хочется лягнуть Руднева за не слишком удачные действия, не забудем: он принял бой в заведомо проигрышной ситуации, навязанной ему безо всякой его вины — в отличие от Уриу, он о начале войны с Японией не догадывался. «Варяг» и «Кореец» дрались до последней возможности, и лишь исчерпав все средства к сопротивлению, Руднев принял решение уничтожить корабли и спасти команды. Почему и вошёл в число наиболее выдающихся героев России всех времён. На фоне Руднева несправедливо забывают его подчинённого Беляева, командира «Корейца» — что ж, это повод напомнить и об этом герое русского флота и помянуть его заупокойной молитвой.
Чествование команд «Варяга» и «Корейца» после их прибытия в Россию.
Второй справа на переднем плане — В.Ф. Руднев. Ещё не адмирал.
__________________________________
См. также:
1) Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» (о подробностях боя при Чемульпо)
2) Некоторые подробности создания крейсера «Варяг» от священника Александра Цыганкова ( partizan_1812 )
3) О Рудневе (подробная биографическая статья);
4) О Беляеве (статья на «Википедии»);
5) О «Корейце».
Источник: mikhael-mark.livejournal.com