Список капитанов подводных лодок

В прошлом году пять человек в нашей стране стали Героями России, получив Золотые Звёзды. Один из них — командир атомной подводной лодки Северного флота капитан 1 ранга Дмитрий Маслов.

Не пригодился ни для эстонской, ни для российской армий

Будучи русским по происхождению (папа — с Белгородчины, мама из Ленинграда), Димка получился классическим «горячим эстонским парнем». По-другому просто не могло быть. В Таллине, где он родился и вырос, было не принято не то что сквернословить и хулиганить, даже громко разговаривать. И тем более — куда-то спешить. Поэтому не торопясь, он закончил восьмилетку (хоть и был троечником, но зато твёрдым), получил в ПТУ мудрёную специальность наладчика станков-манипуляторов с числовым программным управлением (токарь, умеющий программировать) и пошёл работать на один из местных заводов.

В 1991-м, когда Союз распался, Димка, как и большинство русских, проживавших в Эстонии и имевших российское гражданство, стал никем. Даже на срочную службу в армию его не призвали. Ни в эстонскую, как гражданина другой страны, ни в российскую, как зарегистрированного за границей.

КРУШЕНИЕ ЛАКОНИИ — Фильм (2010) основан на реальных событиях

Так, возможно, он и жил бы до сих пор в статусе непонятно кого, если бы старший приятель не посоветовал поступить в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники в Санкт-Петербурге. В итоге, хоть и с большим трудом (троечные школьные знания напомнили о себе), в 19 лет Дмитрий Маслов стал первокурсником. А спустя пять лет — в 1998 году — впервые спустился в прочный корпус атомной подводной лодки в офицерском звании.

Курсанты ВВМУРЭ им. Попова после тренировки по борьбе за живучесть ПЛ.

К «акулам» по собственному желанию

Распределившись в дивизию «стратегов» (ракетные подводные крейсера стратегического назначения) на Северный флот, амбициозный лейтенант впервые показал свой характер. И обратился с рапортом о переводе его в дивизию многоцелевых, более современных атомоходов, которую подводники меж собой называли «звериной». Не за суровый нрав. За название кораблей: «Тигр», «Вепрь», «Пантера», «Леопард», «Барс»… Первой лодкой начинающего инженера гидроакустической группы стал «Волк», первым командиром — Анатолий Минаков (ныне контр-адмирал запаса). Именно о нём Герой России капитан 1 ранга Дмитрий Маслов до сих пор отзывается с благодарностью за хорошую школу, которая помогла ему в дальнейшем.

Воинских званий досрочно Дмитрий не получал, по должностям не прыгал, каждую осваивал в полном объёме. По крупицам набирал багаж знаний и умений, без которого в море, и особенно в автономке, подводнику делать нечего. После окончания Военно-морской академии в Санкт-Петербурге в 2008 году капитан 2 ранга Маслов вернулся в родную дивизию на должность старшего помощника командира АПЛ «Гепард».

Справка

К-335 «Гепард» — российская многоцелевая большая атомная подводная лодка проекта 971У «Щука-Б» 3-го поколения. В странах НАТО лодки этого проекта получили кодовое имя «Акула». Предельная глубина погружения — 600 м, автономность плавания — 100 суток, экипаж — 73 человека. Имеет торпедно-минное вооружение и ракетный комплекс «Калибр».

Пазл 75 летней давности разгадан — 5 загадочных подводных лодок!

АПЛ «Гепард» у родного пирса после возращения с боевой службы.

Только вышестоящее командование знает, кто из подводников что и за что в море заслужил

Сегодня подавляющему большинству простых людей непонятно, за что в мирное время подводников награждают Золотыми Звёздами. В годы войны — другое дело. Дерзко прорвались через строй кораблей охранения, потопили несколько фашистских транспортов, ушли от погони и т.д. — звание Героя командиру и награды экипажу обеспечены.

С советско-российскими временами, когда подводный флот активно модернизировался и развивался, тоже более-менее ясно. Скрытно обогнули земной шар в подводном положении; всплыли на Северном полюсе, пройдя много суток под паковыми льдами, произвели ракетный залп из-под толщи воды или испытали какое-то другое новое оружие — бесспорно подвиг. Но сейчас, когда, казалось бы, все цели достигнуты — за что?

Сами подводники никогда много на этот счёт не распространяются. Вышли из базы, погрузились в районе Кольского полуострова, через 2-3 месяца здесь же всплыли. И всё. Единственное, что командир может добавить после возвращения: «Боевая служба прошла в штатном режиме, после пополнения запасов, экипаж готов к дальнейшему выполнению специальных задач». При этом «малозначительные» детали опускаются, потому как вышестоящему командованию о каждом шаге лодки в море и так всё известно.

Командир атомной подводной лодки Северного флота капитан 1 ранга Дмитрий Маслов.

Для простых людей многое же остаётся загадкой. Как, к примеру, кораблю, оставаясь незамеченным, удаётся преодолеть мощнейшие по своей чувствительности противолодочные рубежи в районе Норвегии и Исландии? Или, пройдя вдоль границ территориальных вод Великобритании и сделав отвлекающий манёвр в направлении Средиземного моря, взять курс в сторону американского континента. И опять же — никто об этом даже не догадывается.

Затем скрытно, почти на максимальных глубинах погружения, с такой скоростью хода, чтобы шум от работы движителей лодки не превышал естественные шумы океана, вдруг всплыть в Саргассовом море. Вдруг, потому что хвалёные американские патрульные противолодочные Боинги P-8 «Посейдоны», постоянно барражирующие в районе восточного побережья своей страны, где сосредоточено основное количество военно-морских баз США, обнаруживают российский подводный атомоход не с помощью бортовых радиогидроакустических буёв, а только визуально по выдвижным устройствам. Согласитесь, тут есть, отчего «постоять на ушах» командованию Пентагона.

Не совсем комфортно, правда, при этом ощущает себя экипаж внутри лодки, потому что по корпусу в режиме нон-стоп «тарабанят» сигналы гидролокатора какого-нибудь эсминца или фрегата ВМС США, плюс — кружат самолёты, обставляя предполагаемый участок обнаружения буями. Но российские подводники не паникуют. И ведут себя максимально корректно, никому не угрожая и не нарушая ни одной нормы международного морского публичного права. Единственное, что позволяют: уходят по-английски. Не попрощавшись и оставляя американских военных, и тех, кто в воздухе и на воде, в полном неведении — куда.

Все подводные высоты берутся только в составе экипажа.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не каждому офицеру-подводнику за время своей службы выпадают задачи подобной сложности и ответственности. Чаще во время автономного плавания приходится выполнять манёвры попроще, но иногда — и потруднее. В жизни офицера Маслова было пять автономок различной сложности.

По итогам одной из них он был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2020-м после 88-суточного подводного перехода, когда уже командовал «Гепардом», Дмитрий Николаевич стал Героем России. Тринадцать человек из его экипажа получили государственные награды. И только вышестоящему командованию в каждом конкретном случае дано право оценивать — кто из подводников и что в море наработал.

Справка

Общая наплаванность капитана 1 ранга Дмитрия Маслова по состоянию на начало марта 2021 года составила свыше 38 тысяч морских миль. Из них в надводном положении — 12.744, в подводном — 25.403 мили.

В море, как и прежде — дома, на берегу — в гостях

— Дмитрий Николаевич, в 45-летнем возрасте вы стали мастером спорта по зимнему офицерскому многоборью. Как такое возможно, ведь служба на подводной лодке, насколько я понимаю, не очень располагает к занятиям спортом.

— И поэтому для многих, извините что перебиваю, образ подводника ассоциируется с толстым и ленивым дяденькой. На самом деле это не так, хотя лодка, как вы правильно заметили, не очень располагает к активным движениям. В ней особо не разбежишься, но возможность потягать железо (гири, гантели) и в совершенстве овладеть техникой отжиманий в упоре лёжа есть у каждого члена экипажа.

Когда мы возвращаемся в базу, заниматься можно и лыжным бегом, и стрельбой, и чем угодно — главное, чтобы было желание. У меня такое желание возникло ещё во время учёбы в академии и после уже не пропадало. Всегда, когда появлялась возможность, я уделял время тренировкам, и в 2018-м на чемпионате ВМФ выполнил мастерский норматив (зимнее офицерское многоборье включает в себя три дисциплины: стрельба из пистолета Макарова, плавание 300 м и лыжная гонка на 10 км. — Авт.).

Читайте также:  Установка приборов на лодку

Министр обороны генерал армии С.К. Шойгу вручает Золотую Звезду Героя капитану 1 ранга В.Н. Маслову.

— Вы, что называется, с лейтенантских пелёнок, служите в одном соединении. Уже почти 23 года. Есть ли какая-то принципиальная разница в сравнении с теми временами: по вооружению, отношению к службе моряков, материально-финансовому обеспечению, состоянию боевой готовности?

— В конце октября нынешнего года исполнится 36 лет дивизии, и поскольку большая часть этого времени прошла через меня, я знаю все наши сильные и слабые стороны. И можете не сомневаться: каждый экипаж «звериной» лодки готов к выполнению задач по предназначению. Так было всегда, даже при чрезвычайных ситуациях, и так будет.

Что касается изменений, в первую очередь хотелось бы отметить настрой моряков на службу. В мои лейтенантские годы месячного жалованья едва хватало, чтобы купить утюг в магазине. Сегодняшний лейтенант со своей зарплаты может позволить себе приобрести подержанную иномарку, и по количеству автомобилей на душу населения наш гарнизон даст фору любому мегаполису России. А это значит, что в конце 90-х — начале 2000-х, когда офицеры подплава были готовы бежать вприпрыжку на гражданку, где в любом супермаркете зарплата охранника была выше, сегодня ситуация кардинально изменилась. У офицеров есть смысл не только служить, но и служить хорошо, чтобы расти в должности.

Заметно преобразился и гарнизон, где живут семьи подводников. Помимо того, что каждый вновь прибывший семейный офицер и контрактник обеспечиваются жильём, о чём мы в своё время могли только мечтать, в городке появился закрытый спортзал, чего вообще никогда не было.

Это достаточно важный момент, если учесть, что экипажи всех лодок сегодня стопроцентно укомплектованы контрактниками. Когда я пришёл служить, в составе каждого экипажа ещё несколько лет были матросы-срочники. Они, возможно, были бы и сейчас, но одного года недостаточно, чтобы овладеть военной специальностью и успеть показать в море, на что ты способен.

Когда усталая подлодка из глубины идёт домой.

Что касается вооружения и новых проектов лодок — два десятка лет не тот временной промежуток, когда можно говорить о принципиальных изменениях. Что изменилось точно — это критерии оценок действий экипажа в море. Дабы не очень вдаваться в подробности, поясню на примерах. То, за что в начале нулевых безоговорочно ставилось пять баллов, сегодня тянет лишь на твёрдую четвёрку.

То, что раньше казалось труднопреодолимым, сегодня включается в повседневные планы боевой подготовки. И так далее. И этот эволюционный процесс продолжается.

— Дмитрий Николаевич, сегодня вы — начальник штаба своей «звериной» дивизии. Не скучаете по морским глубинам после назначения на эту должность?

— У вас, по-видимому, не совсем правильное представление о штабной службе в плавающем соединении подводников, к каковым относится наше. Командный состав дивизии, включая командира и его заместителей, в обязательном порядке участвует во всех выходах в море. Не все сразу, разумеется, но старший на борту, помимо командира, есть всегда.

Мы — основные учителя для командиров лодок и выходим не только в автономки, но и на отработку задач по планам БП, в том числе с применением оружия. Помимо учёбы, одновременно оцениваются и действия экипажа. Одно дело — доклад о выполненных мероприятиях, и совершенно другое, когда ты лично присутствуешь при этом. Так было и в мои лейтенантские годы.

Только не подумайте, что командиру лодки нет доверия. Даже если у него хороший опыт плавания, отправлять корабль в автономку без старшего на борту нецелесообразно из соображений безопасности. Когда над тобой несколько сот метров толщи воды, а под килем несколько тысяч, цена правильности принятого решения очень высока. И две головы в таком случае всегда лучше, чем одна. К тому же у командира есть больше возможностей для отдыха, потому что старший на борту всегда пополам с ним несёт командирскую вахту.

— Можно сказать, что сегодня для вас не осталось подводных высот, кроме адмиральских звёзд на погонах, которые вы ещё не взяли? Поделитесь планами на будущее.

— Не поделюсь. Но не потому, что не хочу. Подводники — народ суеверный и очень не любят загадывать, что будет завтра. Это, во-первых. Во-вторых, ни одна высота в подплаве не берётся в одиночку, только — в составе экипажа, соединения, флотилии и т.д.

Поэтому очень многое в моих планах на будущее зависит от того, какие специальные задачи перед нами будут поставлены и с каким качеством мы их выполним.

Источник: zvezdaweekly.ru

Слава подводных сил военно-морского флота России

Музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско

Шилдер К.А.

[columns] [span3]

Генерал-майор К. А. Шилдер придворный чин генерал-адъютант

Выдающийся инженер русской армии. В 1834 г. спроектировал и построил первое отечественное подводное судно с цельнометаллическим
корпусом и перископом. Вооружение состояло из мины и 6 ракет. Дви жение обеспечивалось мускульной силой экипажа.

Беклемишев

[/span3][span3]

Капитан 1 ранга М. Н. Беклемишев, командир первой отечественной боевой подводной лодки «Дельфин»

Один из создателей и командир полуподводного миноносца – первой отечественной боевой подводной лодки «Дельфин», предназначенной решать задачи прибрежной обороны. Корабль зачислен в состав флота 14 сентября 1902 г. С 1904 г. Использовался в качестве первого учебного корабля для подготовки подводников.

Меркушев

[/span3][span3]

Лейтенант В. А. Меркушев,командир подводной лодки «Окунь»

Командир подводной лодки «Окунь»,атаковавшей отряд броненосных
крейсеров Германии, заставивший своими действиями немецкую эскадру отказаться от выполнения стоявшей перед ней задачи. Первый офицер Балтийского флота, удостоенный за проявленное мужество ордена Св. Георгия IV степени во время Первой мировой войны.

Трипольский

[/span3][span3]

Командир подводной лодки А. В. Трипольский

Командир Краснознаменной подводной лодки «С-1» на Балтийске. Командир дивизиона подводных лодок, бригады ПЛ КБФ. Участник перехода в 1942-1943 гг. на Северный флот подводных лодок Тихоокеанского флота для усиления подводных сил Северного флота. Герой Советского Союза. Награжден Орденом Ленина,четырьмя Орденами Красного Знамени, Орденом Нахимова II степени, Орденом Отечественной войны II степени, медалями.

Египко

[/span3][/columns] [columns] [span3]

Командир подводной лодки Е. П. Египко.

Командир подводной «Щ-117» на Тихоокеанском флоте. Участник Гражданской войны в Испании, командир испанской ПЛ «С-2». Командир бригады подводных лодок Балтийского флота, участник Советско-финской войны. Принимал участие в боевых операциях по проведению конвоев из портов Англии в северные порты СССР. За участие в Гражданской войне в Испании удостоен звания Героя Советского Союза

Маринеско

[/span3][span3]

Командир подводной лодки А. И. Маринеско

Командир подводной лодки на Балтике. Накануне Великой Отечественной войны вступил в командование ПЛ •М-96». В апреле 1943 г. назначен командиром на ПЛ «С-13». С января по февраль 1945 г. в боевом походе потопил 2 крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен» общим водоизмещением 40 144 тонн. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалям. 5 мая 1990 г. удостоен звания Героя Советского Союза (по-смертно).

Иосселиани

[/span3][span3]

Командир подводной лодки Я. К. Иосселиани

Командир подводной лодки «М-III» на Черноморском флоте. В 1944 г. капитан III ранга Я. К. Иосселиани вместе со своим экипажем в Шотландии принял английскую подводную лодку, которая после перехода из Лервика в Кольский залив вошла в состав соединения подводных лодок Северного флота. Совершил 15 боевых походов. Герой Советского Союза, награжден орденом Ленина, четырьмя Орденами Красного Знамени, Орденом Нахимова II степени, рденом Отечественной войны I степени. Орденом Красной Звезды, медалями.

Гаджиев

[/span3][span3]

Командир подводной лодки М. И. Гаджиев

С августа 1933 г. по август 1937 г. служил на Тихоокеанском флоте. Командир подводных лодок «М-9» и «Щ-117». В октябре 1940 г. Назначен командиром 1-го дивизиона 1-й бригады ИЛ Северного флота, в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. У частник 12 боевых походов, потопил более 20 кораблей и судов противника. Награжден двумя Орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями, именным оружием. Погиб 12 мая 1942 г. на ПЛ «К-23». 23 октября 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Читайте также:  Клей мастер лодок инструкция по применению

Голосов

[/span3][/columns] [columns] [span3]

Голосов Рудольф Александрович
Герой Советского Союза, вице-адмирал, кандидат военных наук, профессор, подводник.

С 22 августа по 6 сентября 1978 г. под его командованием совершен переход группы подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот. За успешное выполнение ответственного задания и проявленные при этом отвагу и мужество контр-адмиралу Р.А. Голосову 4 ноября 1978 г. присвоено звание Герой Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, “За службу Родине в ВС СССР” 3-й степени, медалями. С ноября 1990 г. в запасе.

Буриличев

[/span3] [span3]

Буриличев Алексей Витальевич
Герой Российской Федерации, контр-адмирал, подводник.

Герой Российской Федерации, контр-адмирал, подводник.
В 1994 г. выполнил дальний боевой поход в южные широты. Экипаж подводной лодки под командованием А. В. Буриличева в 1996 г. во время похода выполнял ответственные и сложные задачи в удаленных районах Атлантики. В зоне господства противолодочных сил США подводная лодка обнаружила новейшую американскую подводную лодку с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» и длительное время скрытно следила за ней на маршруте перехода в боевое патрулирование. В настоящее время контр-адмирал Алексей Витальевич Буриличев возглавляет одно из управлений Генерального штаба ВС Российской Федерации. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Хмыров

[/span3] [span3]

Хмыров Всеволод Леонидович
Герой Российской Федерации, контр-адмирал, кандидат технических наук, член-корреспондент Международной академии информатизации, подводник.

В ноябре 1995 года командир 10-го отряда гидронавтов контр-адмирал В. Л. Хмыров был председателем государственной комиссии по приёмке атомной глубоководной станции АС-35, а в июле 1996 года участвовал в её испытаниях. Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 года «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой военно-морской техники в условиях, сопряжённых с риском для жизни», контр-адмиралу Хмырову Всеволоду Леонидовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Дронов

[/span3] [span3]

Дронов Владимир Николаевич
Герой Российской Федерации, контр-адмирал, подводник.

Участник многих боевых служб и свыше 10 дальних походов, в том числе в Арктику. Успешно выполнил стрельбу баллистическими ракетами с Северного полюса. Внёс большой вклад в освоение новой боевой техники, в разработку новых форм и способов боевого применения атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Возглавлял Госкомиссию, руководившую испытаниями и принятием на вооружение новейших кораблей российского флота. Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники», контр-адмиралу Дронову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации Награжден орденами Мужества, «За личное мужество», «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.

Источник: xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai

Командиры АПЛ стремительно молодеют

Он стал самым молодым Героем России среди командиров-подводников современного Северного флота. Капитану I ранга Алексею Дмитрову сейчас 39, но командиром АПЛ он стал в 32 года. Сначала его довольно большой командирский стаж в таком возрасте удивлял. Но, оказывается, командиров «слегка за тридцать» в современном подводном флоте России хватает.

В советские времена такое вряд ли могло случиться: к командирскому креслу в центральном посту атомной подлодки люди продвигались долгие годы. Должность эта на флоте даже не просто почетная, а по-настоящему элитная. Это, без всяких преувеличений, особая каста.

Несмотря на молодость, командир экипажа крейсерской атомной подводной лодки Северного флота капитан I ранга Алексей Дмитров служит на флоте 18-й год (считается вместе с училищем). За это время он совершил восемь дальних походов и принял участие в многочисленных учениях флота с применением различных образцов оружия. Уникальные задачи, которая выполнила его лодка, не рассекречиваются, но понятно, что «за просто так» Героя России не дадут, да еще в таком возрасте.

Алексей Дмитров -потомственный военный, в пятом поколении. Как пишет «Красная звезда», его дедушка по линии мамы служил в царской армии в запасном Сибирском полку. Родители Алексея учились в одной школе. Отец окончил Ленинградское высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, всю жизнь служил на Северном флоте.

Это же училище годы спустя окончили двое их сыновей: старший Герман и младший Алексей.

Только в отличие от отца и брата, которые освоили специальность «Радиотехническое вооружение подводных лодок», Алексей получил диплом третьего факультета — «Боевые информационно-управляющие системы подводных лодок». Этот факультет, кстати, считается в числе прочего некой кузницей командирских кадров.

Рождение Алексея пришлось на 1973 год, когда его отец учился в Ленинграде на Высших офицерских командных классах. И первый гарнизон, который помнит из своего детства Алексей, продуваемая всеми ветрами база атомных подводных лодок Гремиха. Помнится, этот гарнизон на самом краю Кольского полуострова называли еще «землей летающих собак» — просто в метели собак ветром сносило, и они подолгу летали, воя, пока их метель не «закатает» в какой-нибудь сугроб.

Автор этих строк, немало лет прослуживший на атомном флоте, прекрасно помнит, что между некоторыми жилыми домами в Гремихе была протянута специальная толстая проволока прямо до пирсов, где стояли лодки, чтобы не унесло ветром и человека… И все равно — многие мальчишки, выросшие в Гремихе, продолжили дело отцов и стали подводниками.

По признанию Алексея, именно непередаваемая атмосфера военных гарнизонов Гремиха, Гаджиево, Видяево, Полярный во многом определила выбор профессии. В то время отец Алексея командовал известной всему миру атомной подводной лодкой «К-19», пережившей две тяжелых аварии, о которых уже подробно писала «Правда.Ру».

Уже после аварии реактора в 1961 году первый российский ракетоносец «К-19» флотская молва окрестила «Хиросимой». Тогда экипаж, по сути, спас человечество от ядерной катастрофы. Вторая трагедия произошла в 1972 году. Когда лодка после боевой службы уже держала курс в базу, в девятом отсеке произошёл пожар — погибли 28 человек.

После этих двух трагедий лодку считали самой невезучей на флоте и старались избегать на нее назначения. Вячеслава Александровича Дмитрова судьба дважды свела с «К-19». За год до пожара он выходил на боевую службу в составе экипажа, потом был переведен на другую лодку. Многих из погибших знал лично, поэтому очень тяжело пережил ту трагедию. В 1979 году его назначили командовать как раз «К-19».

Алексей выбрал флотскую службу. Когда он оканчивал в 1990 году школу, военная служба привлекала немногих — армия и флот разваливались вместе с Советским Союзом. Поэтому из его класса в военно-морском гарнизоне Полярный только трое решили стать военными. В итоге два человека окончили военно-морские училища, один — общевойсковое, а служит сегодня только один Алексей Дмитров, очень рано ставший элитой флота — командиром АПЛ.

Еще адмирал Макаров говорил: если хочешь узнать об офицере, узнай, у кого он служил, кто был его командиром… Алексею Дмитрову с командирами всегда везло. Вообще жизнь показала, что если офицер сразу после окончания училища попадет в дружный коллектив профессионалов, то из него будет толк.

Капитану 1 ранга Алексею Дмитрову довелось служить на многих кораблях соединения многоцелевых подводных лодок — «Тигр», «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард», «Пантера»… Дивизия, получившая в обиходе название «звериная», во многом способствовала командирскому становлению будущего Героя России.

Читайте также:  Самая маленькая лодка под мотор

Из восьми дальних походов Героя России Дмитрова самый продолжительный состоялся в 2009 году и проходил в дальней морской зоне Мирового океана. Дважды — в 2006 и 2009 годах — подводные лодки под командованием капитана 1 ранга Дмитрова признавались лучшими в Военно-морском флоте России.

Командиром лодки Алексей стал в 32 года, 2005 году, после окончания Высших специальных офицерских классов. Вот его слова из интервью «Красной звезде»: «Меня очень задевает информация о том, что я якобы один из немногих подводников, кому удалось в 32 года стать командиром экипажа. Практически все нынешние командиры подводного флота возглавили экипажи тоже в 32-33 года! Вообще же на сегодняшний день на подводных кораблях служат в основном молодые офицеры, средний возраст — до 30 лет! Такого во времена СССР не было, офицеры были гораздо старше, особенно командиры».

А вот слова командующего подводными силами Северного флота контр-адмирала Андрея Воложинского, которые приводит Центральный военно-морской портал: «На наших подводных крейсерах сейчас средний возраст командиров менее сорока лет. Я сам стал командиром в 35. Хотя нередки случаи, когда особо талантливые офицеры становятся во главе экипажа подводной лодки уже в 32-33 года.

И прекрасно справляются со своими обязанностями! Один из самых молодых командиров — капитан 1 ранга Алексей Дмитров. В 2009 году во время выполнения задач основного мероприятия он, уверенно командуя лодкой в Атлантике, напомнил нашим зарубежным, так сказать, «партнерам», что российский флот не покинул океан. За что и получил Звезду Героя России».

Почему же так молодеют командиры в российском подводном флоте? Идет ли это на пользу боеготовности наши субмарин, в том числе стратегических? Ситуацию комментирует «Правде.Ру» военный психолог, ныне полковник запаса, кандидат военных наук Виктор Семенович Деревянко:

«Да, такая тенденция наблюдается, пожалуй, с начала нынешнего века, с 2000 годов: командирский состав российского ВМФ молодеет, причем весьма заметно. Причин тут лично я вижу несколько. Первая: в 90-е годы, в период безвременья, с флота ушли многие перспективные опытные офицеры, которые, в принципе, могли бы стать хорошими командирами. Во-вторых, с возрождением флота с начала века начала меняться в лучшую, точнее, в более эффективную сторону вся система боевой подготовки офицеров флота. Командирам подразделений любой подлодки стало предоставляться больше самостоятельности.

Есть еще один нюанс: сейчас экипаж, кроме учебных центров, до винтика изучает боевую технику прямо во время постройки своей АПЛ еще на верфях. Особенно это заметно в Северодвинске, на верфях «Севмаш» и «Звездочка», где строится и модернизируется основная часть нашего атомного подводного флота. Такое практиковалось и во времена СССР, но гораздо реже. А ведь такое сотрудничество военных экипажей и корабелов крайне полезно.

Далее: вспомним, скажем, 70-е или середину 80-х годов прошлого века. Тогда на флоте усиленно практиковалось во время плавания лодок, даже в автономках, на боевых службах, присутствие так называемых старших на борту — командиров дивизий, комбригов, старших флагманских специалистов. Считалось, что они в случае чего смогут прийти на помощь командиру. На самом деле это иногда оборачивалось нервотрепкой на борту, экипаж боялся не столько не выполнить свои обязанности, сколько «не понравиться» старшему. Вот красноречивый пример.

В свое время мне довелось быть в составе группы специалистов, выяснявших причины неудачи так называемой операции «Бегемот» в 1989 году. Напомню, что знаменитый «Бегемот» — советские военные учения в Баренцевом море, целью которых был залповый последовательный пуск 16 межконтинентальных баллистических ракет (то есть всего боезапаса) с минимальными интервалами между ракетами (не более 20 секунд) с подводной лодки в подводном положении.

Причинами для проведения столь масштабных запусков послужили подписание между СССР и США договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений, необходимость подтверждения эффективности морской составляющей ядерной триады, а также необходимость практической проверки возможности запуска всех ракет в течение короткого интервала времени. То есть задача была не в последнюю очередь и политической.

Эта операция довольно позорно сорвалась. Пуск должен был состояться с борта стратегической лодки «К-84» «Екатеринбург» проекта 667БДРМ. Но за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты», что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание (к счастью, взрыва не было).

Техники выясняли свои причины неудачи, а мы, военные психологи, разбирались в ее морально-психологических причинах. Конечно, некоторые технические неисправности были. Но, как я считаю, не в меньшей мере «сыграл» и тот фактор, что на борту «Екатеринбурга» тогда было немыслимое количество проверяющих, «старших на борту», адмиралов и еще Бог знает кого с большими погонами.

Экипаж вынужден был питаться в четыре смены, спать в немыслимых местах, порой даже прямо на боевых постах, поскольку штатные каюты были заняты «проверяющими» и «обеспечивающими». Понятно, зачем такая куча начальственного народа набилась в лодку на выполнение столь ответственной задачи: ведь если бы «Бегемот» прошел успешно, всех бы их ждали высокие государственные награды. И вот — неудача.

«Проверяющие» при подходе к пирсу по-тихому, как-то, по-моему, даже стыдливо «просочились» с корабля первыми, оставив командиру «почетное право» одному докладывать о неудаче командующему флотом… Но попытку пришлось повторить, другого выхода не было.

«Бегемот-2» был проведен в 21 час 9 минут 6 августа 1991 года и полностью удался: с борта «К-407» «Новомосковск» того же проекта 667БДРМ были запущены 16 ракет (2 боевых Р-29РМ и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов), то есть весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. Командиром лодки был тогда очень молодой командир капитан второго ранга Сергей Егоров.

Это был первый в мире залп 16 межконтинентальных баллистических ракет в истории подводных ракетоносцев. При этом на борту был самый минимум «проверяющих» и «обеспечивающих». Мой товарищ, участвовавший в операции «Бегемот-2», рассказывал потом: не было на лодке никакой нервотрепки, все решали задачу не понравиться «проверяющим», а выполнить свою работу четко и без сбоев.

И успех «Бегемота-2» был великолепен! Говорят, лично главный конструктор кораблей этого проекта, Сергей Никитич Ковалев, жестко потребовал от Главкома ВФМ резко ограничить на корабле число людей в «больших погонах». Вот все и удалось.

Кстати, именно с тех пор количество «старших на борту» во время выхода российских лодок в море стало неуклонно сокращаться. Такая же тенденция сохраняется и сейчас. Командирам стали больше доверять. Правда, и спрос с них стал более строгий, чем даже во времена СССР, когда к подготовке командиров и экипажей подходили тоже очень жестко.

Сейчас командир при сдаче зачетов на самостоятельное управление кораблем обязан досконально лично знать устройство всех без исключения систем и механизмов огромного корабля, принципы их работы, знать лично всех без исключения членов экипажа, вплоть до их имени-отчества, места и года рождения, особенностей семейного положения и так далее. Морально-психологическая подготовка командиров сейчас тоже проходит на самом высочайшем уровне с применением самых новейших научных разработок.

А ведь молодым гораздо легче, хотя бы в силу возраста, выполнить все эти непростые требования, вот и молодеет элита российского флота. Со мной, конечно, некоторые могут не согласиться в каких-то частностях… Но факт остается фактом — российское подводное командирство явно молодеет!»

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе

Источник: www.pravda.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...