Для спасения экипажа и пассажиров основным активным спасательным средством являются шлюпки. Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж, с каждого борта (100 % + 100 % = 200 %). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50 % + 50 % = = 100 %).
Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны удовлетворять основным требованиям:
иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт;
быть окрашены в оранжевый цвет;
Мировой рекорд: спасательная лодка сброшена с высоты 40 метров
иметь надписи в носовой части с обоих бортов латинскими буквами с указанием названия судна, порта приписки, размеров шлюпки и ее вместимости; иметь высокую маневренность.
По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала. Снабжение шлюпок должно соответствовать требованиям Международной конвенции СОЛАС-86.
Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию. Они оборудованы системами: орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горющую нефть в течение 8 мин; сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность; рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла.
Шлюпки грузового судна должны обеспечивать посадку всех людей по норме вместимости за время не более 3 мин с момента подачи команды на посадку.
Размещение шлюпок на судне должно гарантировать спуск на воду при крене 20″ и дифференте 10° на скорости судна до 5 уз.
Должно быть предусмотрено надежное управление спуском из спасательной шлюпки.
Снабжение шлюпок. В соответствии с требованиями международных конвенций и Морского регистра России снабжение должно обеспечивать эксплуатацию шлюпок в дневное и ночное время, подачу сигналов бедствия и жизнедеятельность людей.
Весла изготовляют их сухой нетонущей древесины с комплектацией из расчета: по одному на штатного гребца и два запасных. Уключины надежно крепят к корпусу шлюпки, они должны соответствовать типу весел; шлюпочный багор должен быть непотопляемым. Пробки (2 шт.) и крепящие их цепи должны быть из антикоррозионного материала.
На шлюпках некоторых конструкций вместо пробок устанавливают невозвратные осушительные клапаны. Два черпака для вычерпывания воды крепят к шлюпке фалинем. Лампа должна иметь запас горючего на 12 ч. Парусное вооружение шлюпки состоит из одной или двух мачт с такелажем и оранжевого паруса, хранящегося в парусиновом чехле. Компас шлюпки должен иметь подсветку и располагаться вблизи рулевого. Шлюпочный якорь может быть плавучего типа, должен крепиться к буксировочному канату длиной не менее 3-4 длины шлюпки, с разрывным усилием 50 кН.
В спасательной шлюпке
В конструкции емкости с маслом (не менее 4,5 л) должна быть предусмотрена возможность распределения его тонким слоем по поверхности воды для гашения волн. Ручная осушительная помпа надежной конструкции должна жестко крепиться к набору шлюпки и иметь отливной шланг. Запас топлива топливной цистерны должен обеспечивать работу двигателя в течение 24 ч. Огнетушитель должен быть порошкового или углекислотного типа. Два спасательных нетонущих линя с петлей на конце должны быть в постоянной готовности для спасания человека, упавшего за борт.
В комплект сигнального оборудования входят: 4 парашютные ракеты, 2 дымовые шашки, 5 флюоресцирующих туб и упаковка спичек, зажигающихся при сильном ветре; туманный горн, свисток, сигнально-зеркальное устройство; прожектор водонепроницаемой конструкции и электрический фонарь с комплектом запасных элементов питания и лампочек; набор флагов для подачи сигнала бедствия. Радиосвязь должна обеспечиваться аварийным радиопередатчиком шлюпочного типа.
Примерный рацион пищевых продуктов из расчета на одного человека: 1,5 кг хлебных изделий, 500 г сгущенного молока, 450 г глюкозы, 3 л питьевой воды (должна храниться в специальной деревянной бочке или металлической разовой упаковке).
Дополнительное снабжение: набор рыболовных приспособлений, алюминиевые кружки, нитки, шпагат, универсальный нож, полотнище плотной парусины для сбора дождевой воды, аптечки для оказания первой помощи, одеяла, теплозащитная одежда, трап.
Все шлюпочное снабжение должно иметь соответствующие сертификаты.
Необходимо своевременно контролировать состояние шлюпочного снабжения, а в случае его порчи или истечения сроков годности — заменять.
Запас топлива и смазочных материалов должен постоянно находиться на шлюпке, а двигатель должен быть в полной готовности к пуску.
Источник: vuzlit.com
ТЕМА 1.6. ШЛЮПОЧНОЕ УСТРОЙСТВО И СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Спасательное оборудование- это комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или в случае их падения за борт. Оно включает в себя спасательные средства и приспособления для их установки, крепления на судне и спуска на воду. Оно бывает коллективного (шлюпки, плоты, спасательные столы) и индивидуального (спасательные круги, нагрудники, жилеты) пользования.
Шлюпба́лка- это устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъёма её на борт. Каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки. Совокупность шлюпки, кильблока, а также палубных подъёмных механизмов подъема и спуска шлюпки на воду составляет шлюпочное устройство.
Каждая шлюпбалка состоит из стрелы, опорной конструкции, шлюпочной тали (шлюптали) и механизма, обеспечивающего перемещение, например лебедки.
Шлюпбалки могут быть: горизонтальные, заваливающиеся и поворотные.
Шлюпбалки делятся на 3 вида: горизонтальные, заваливающееся и поворотные.
Горизонтальные (склоняющиеся, гравитационные, скатывающиеся или шарнирные) шлюпбалки вываливаются под действием массы, собственной и шлюпки, после отдачи найтовых, походного стопора и ленточного тормоза лебёдки. Преимуществом такой конструкции является то, что шлюпки могут хранится на высоко расположенных палубах и далеко от борта; недостатком — зимой, вследствие обмерзания направляющих станин перед спуском шлюпки на воду возможно потребуется скалывание с них льда.
Конструкция заваливающейся (откидной) шлюпбалки обеспечивает вываливание и заваливание специальными винтовыми и зубчатыми устройствами. Зачастую шлюпбалки такой конструкция применяется на малых кораблях и судах. Недостаток всех, кроме серповидной, заваливающихся шлюпбалок состоит в том, что расстояние между их парой должно превышать длину обслуживаемой ими шлюпки, что неизбежно влечёт нерациональное использование площадей шлюпочной палубы.
Коллективные судовые спасательные средства (ССС) — это средства, которые могут использоваться группой людей.
Коллективные ССС и их спусковые устройства должны обеспечить надежную и безопасную работу с тем, чтобы они могли быть спущены на воду при наименьшей осадке судна при крене 20° на любой борт и дифференте 10°.
Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:• 10 мин — для грузовых судов;• 30 мин — для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.
Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ.
Спасательная шлюпка — это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.
По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.
Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).
Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны:• иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;• обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;• иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт;• быть окрашены в оранжевый цвет.
По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.
Рис.73. Спасательная шлюпка закрытого типа.
Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системами: орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 мин; сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность; рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла.
Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:• двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;
• скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз;• запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.
Рис.74. Спасательная шлюпка открытого типа.
Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, органы управления должны иметь соответствующую маркировку.
Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.
Топрик — трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.
Спасательный шкентель — растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.
Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.
Рис.75. Маркировка спасательной шлюпки.
Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.
Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном. Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.
При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.
Шлюпки, спускаемые на талях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:• обычный — разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает;• под нагрузкой — когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.
На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.
Рис.76. Разобщающие устройства.
Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60°С. Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода. Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды.
Снабжение шлюпок.
Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:• на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных — четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками);• два отпорных крюка;• плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;• два фалиня длиной не менее 15 метров;• два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;• пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;• рыболовные принадлежности;• сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало — гелиограф — с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;
Рис.77. Парашютная ракета.
• прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;• аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;• складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;• ручной осушительный насос, два ведра и черпак;• огнетушитель для тушения горящей нефти;• комплект запасных частей и инструментов для двигателя (на моторных шлюпках);• радиолокационный отражатель;• нактоуз с компасом;• индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).
Один раз в месяц шлюпочное снабжение должно проверяться, проветриваться и просушиваться.
Рис.78. Снабжение шлюпки.
Спуск шлюпки.
Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалки — это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.
Спуск шлюпки осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.
Лопари — стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки.
Спуск шлюпки происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии.
Управление спуском шлюпки, спускаемой на талях, может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.
Особенностью наиболее распространенных гравитационных шлюпбалок является вываливание шлюпки под действием силы тяжести после отдачи стопоров. Их отличает быстрота вываливания — не более 2 минут, надежная работа при крене до 20°.
Рис.79. Крепление спасательной шлюпки на борту судна.
Гравитационные шлюпбалки подразделяют на скатывающиеся (скользящие), у которых стрела с подвешенной к ней шлюпкой перемещается по направляющим станины на роликах, вываливая при этом шлюпку, и шарнирные, вываливающие шлюпку за счет поворота вокруг шарнира, расположенного у нижнего конца шлюпбалки.
Каждую пару шлюпбалок обслуживает одна шлюпочная лебедка с ручным или механическим приводом.
Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины — из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм.
Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном месте (под шлюпкой), а сам штормтрап находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.
Рис.80. Шлюпочная лебедка.
Рис.81. Штормтрап.
Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:
1) Доставка в шлюпку оборудования и снабжения, необходимого для выживания после оставления судна:
• переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (SART);
Рис.82. Радиолокационный маяк ответчик (SART) и переносные УКВ радиостанции.
• теплые вещи (одеяла);
• дополнительный запас пищи и воды;
• дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации.
2) Перед спуском на воду необходимо закрыть пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).
3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.• Шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.Если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.
При спуске шлюпки фалини потравливаются в тугую через утки или другие подходящие элементы конструкции. Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу.
4) Убирание леерного ограждения посадочной палубы.
5) Подготовка штормтрапа.
6) Отдача найтовов.
7) Отдача стопора шлюпбалок.
Рис.83. Посадка экипажа и спуск шлюпки.
Посадка людей в шлюпку, спускаемую на талях, может производиться:• на пассажирских судах — или на месте ее установки, или с посадочной палубы;• на грузовых судах — на месте установки.
Дальнейшее управление спуском производится при помощи ручного тормоза лебедки спускового механизма. Тормоз освобождается, и шлюпка под действием собственной силы тяжести начинает вываливать за борт шлюпбалки и опускаться. При посадке пассажиров с посадочной палубы спуск затормаживают, выведя вход шлюпки на уровень посадочной палубы.
После посадки людей в шлюпку освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду.
Разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.
Фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка находилась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они могут понадобиться для буксировки, для объединения с другими спасательными средствами, для вытягивания шлюпки на берег и т.п.
Рис.84. Отдача шлюпталей.
В последние годы стали применять спасательные шлюпки свободного падения. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.
Рис.85. Шлюпка свободного падения.
Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга все находящиеся в шлюпке люди должны надежно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках – во время учебных шлюпочных тревог.
Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды 20 м.
Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.
Источник: megaobuchalka.ru
Спасательные шлюпки
В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом 1978 г. и Правилами Регистра СССР все суда снабжаются спасательными средствами, предназначенными для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море.
Спасательные средства подразделяются на средства коллективного и индивидуального пользования. К первым относятся спасательные шлюпки, мягкие надувные и жесткие плоты, плавучие средства; ко вторым — спасательные жилеты, костюмы-комбинезоны и спасательные круги. Для спуска на воду, подъема и крепления на палубе спасательных шлюпок служат спасательные устройства и механизмы — шлюпбалки, шлюпочные лебедки, тали, найтовы и другие приспособления.
Нормы снабжения судов спасательными средствами устанавливаются в зависимости от назначения судна, района плавания, количества экипажа и пассажировместимости судна.
Основным спасательным средством на судах является спасательная шлюпка. Она должна обладать хорошими мореходными качествами, иметь большой запас плавучести и быть достаточно прочной. Ее форма и пропорции должны обеспечивать необходимую остойчивость при полной загрузке.
Плавучесть должна быть достаточной для поддержания на плаву шлюпки с полным ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю. Прочность шлюпки должна позволять безопасно спускать ее на воду с людьми и снабжением. Шлюпка не должна иметь остаточной деформации после испытания нагрузкой, превышающей полную на 25%.
Плавучесть шлюпки обеспечивается вкладными или встроенными воздушными ящиками, размеры которых определяются Правилами Регистра СССР ; их объем должен составлять не менее 10% общего объема шлюпки, а длина встроенного ящика не должна быть более 1,2 м. Внутренний объем ящиков делится переборками на несколько отсеков. Для размещения людей шлюпка оборудуется продольными бортовыми и поперечными банками.
Для того чтобы находящиеся в воде люди могли держаться за шлюпку при ее нормальном и перевернутом положениях, вдоль наружных бортов закреплены в надводной части спасательные леера с поплавками, а в подводной — скуловые кили-поручни. Этой же цели служат подкильные концы с мусингами. Спасательные шлюпки спускаются на воду и поднимаются на шлюп-талях. Для закрепления шлюп-талей в носу и корме шлюпки имеются подъемные гаки. Для удаления воды из шлюпки в ее днище имеются отверстия, закрываемые пробками на резьбе или автоматическими клапанами.
На сухогрузных судах спасательные шлюпки бывают открытые и закрытые. На танкерах устанавливаются только закрытые шлюпки, обеспечивающие защиту людей от воздействия огня, дыма и высокой температуры.
По роду привода спасательные шлюпки бывают гребные, с механическим приводом и моторные. Вместимость гребных шлюпок не должна превышать 60 чел. Спасательные шлюпки вместимостью от 60 до 100 чел. могут быть либо моторными, либо с ручным механическим приводом, а шлюпки вместимостью более 100 чел. должны быть обязательно моторными. На грузовых судах валовой вместимостью 1600 per. т и более по меньшей мере одна из спасательных шлюпок должна быть моторной, а на танкерах такой же вместимости и на пассажирских судах с количеством людей на борту более 30 чел. необходимо иметь не менее чем по одной моторной шлюпке на каждом борту.
Размеры спасательных шлюпок должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. Длина шлюпки должна быть не менее 7,3 м, и только в порядке исключения разрешается использование спасательных шлюпок меньшей длины, но не менее 4,9 м.
Пассажировместимость спасательной шлюпки должна быть равна целому числу, полученному от деления объема шлюпки, выраженного в кубических метрах, на 0,283 при длине шлюпки 7,3 м или более и на 0,396 — при длине шлюпки 4,9 м. При длине шлюпки от 4,9 до 7,3 м объем шлюпки делится на число, полученное интерполяцией между числами 0,396 и 0,283. Объем спасательных шлюпок вычисляется по формулам. Максимальная пассажировместимость шлюпки должна быть не более 150 чел., а ее масса с полным числом людей и снабжением не должна превышать 20,3 т. Грузоподъемность шлюпки определяется обычно по ее пассажировместимости, при этом масса каждого человека принимается равной 75 кг.
Спасательные шлюпки изготавливаются из дерева, стали, легких сплавов и других материалов, одобренных Регистом СССР . Наиболее широкое распространение получили шлюпки, изготовленные из легких сплавов и пластмассы. Пластмассовые шлюпки стойки ко всем видам износа и не требуют такого ухода, как металлические и деревянные.
Поверхность планширя и полосу на наружной бортовой обшивке шириной не менее 150 мм, считая от верхней кромки планширя, окрашивают оранжевой краской. Остальную поверхность корпуса обычно окрашивают в белый цвет.
В носовой части шлюпки снаружи на обоих бортах делают-надписи с указанием главных размеров шлюпки, допускаемого к размещению количества людей, названия судна и порта приписки. Арабскими цифрами наносится судовой номер шлюпки. Нумерацию ведут с носа в корму, при этом шлюпкам правого борта присваивают нечетные номера, а шлюпкам левого борта — четные. На спасательных шлюпках судов неограниченного района плавания в кормовой части с обоих бортов наносят название судна латинскими буквами.
Сухогрузные и нефтеналивные суда оборудуются спасательными шлюпками с таким расчетом, чтобы весь экипаж- мог разместиться в шлюпках, расположенных по одному борту. На пассажирских, а также на промысловых и рыболовных судах шлюпки одного борта должны принять 50% общего, количества людей на судне. На пассажирских судах количество мест в спасательных шлюпках каждого борта может быть уменьшено до 37,5% при условии снабжения судна установленным количеством спасательных плотов. Спасательные шлюпки размещаются на шлюпочных палубах в районе расположения жилых помещений.
Снабжение шлюпки должно соответствовать Правилам по конвенционному оборудованию морских судов Регистра СССР .
Каждая спасательная шлюпка для судов неограниченного района плавания должна иметь:
— комплект плавучих весел, два запасных весла и одно плавучее рулевое весло, полтора комплекта уключин, прикрепленных к шлюпке штертами или цепочками, отпорный крюк;
— две резьбовые донные пробки для каждого спускного отверстия, прикрепленные к шлюпкам штертами или цепочками (если закрытие отверстий обеспечивается пробками), два ведра и один черпак;
— руль, прикрепленный к шлюпке, и румпель; два топора, по одному в носу и в корме;
— шлюпочный фонарь с масляной горючей смесью на 12 ч горения и две коробки зажигающихся на ветру спичек в водонепроницаемой упаковке;
— мачту с оцинкованным стальным стоячим такелажем и парусами оранжевого цвета. Шлюпки моторные и с механическими приводами могут не иметь мачты и парусов, но должны иметь не менее четырех весел с шестью уключинами и два отпорных крюка;
— компас в нактоузе светящийся или снабженный средствами освещения;
— плавучий якорь с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки, и ниралом;
— два прочных фалиня, длина каждого из них должна быть равна тройной высоте от ватерлинии при наименьшей осадке до шлюпочной палубы. Один фалинь должен быть прикреплен к носовой оконечности шлюпки таким образом, чтобы он мог быть легко отдан, другой же фалинь необходимо надежно прикрепить — крепко закреплен к форштевню шлюпки;
— сосуд с 4,5 л растительного масла или животного жира и специальный мешок для масла с приспособлением для крепления к плавучему якорю, обеспечивающий равномерное распределение масла (жира) по поверхности воды;
— одобренную провизию в воздухо- и водонепроницаемой упаковке из расчета не менее 5 ккал на человека;
— водонепроницаемые сосуды, содержащие по 3 л пресной воды на каждого человека, градуированный сосуд и кружку;
— четыре парашютные ракеты и шесть фальшфейеров, дающих ярко-красный свет;
— две плавучие дымовые шашки, выделяющие клубы дыма оранжевого цвета;
— два подкильных конца с мусингами, закрепленных у планширей, дающих возможность людям держаться за перевернутую шлюпку, и средство для безопасного поднятия в шлюпку людей из воды;
— аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке; водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;
— сигнальное зеркало (гелиограф) для дневной сигнализации; большой складной карманный нож с консервооткрывателем и свайкой, прикрепленный штертом или цепочкой к шлюпке;
— два легких плавучих бросательных конца длиной не менее 25 м каждый;
— сигнальный свисток или иное равноценное звукосигнальное устройство;
— ручной осушительный насос; один комплект рыболовных принадлежностей;
— одно закрытие оранжевого цвета для защиты людей от воздействия внешней среды;
— иллюстрированную таблицу спасательных сигналов, изготовленную из водонепроницаемого материала;
— инструкцию по сохранению жизни на спасательной шлюпке и инструкцию по обслуживанию шлюпки;
— комплект шлюпочных карт, палетку, карандаш, резинку;
— опись снабжения и схему его размещения в шлюпке.
Моторная шлюпка должна иметь прожектор, необходимые инструменты и пенный огнетушитель. Все суда, за исключением имеющих на каждом борту спасательную шлюпку со стационарной радиостанцией, должны иметь переносную рацию. Танкеры, имеющие средние надстройки, имеют две переносные рации.
Все предметы снабжения размещают в шлюпке и крепят так, чтобы они не мешали работе у подъемных гаков, посадке в шлюпки и работе веслами, на ручном механическом приводе или по обслуживанию двигателя.
Источник: sea-technics.ru