Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Цель – повторить и систематизировать знания о сложных предложениях; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме.
Задачи:
- знать виды сложных предложений;
- уметь разграничивать части сложных предложений;
- закрепление навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Оборудование: АРМ учителя, проекционный аппарат
Петрова Ирина Николаевна
Содержимое разработки
План — конспект урока по русскому языку (11 класс)
Тема урока: «Знаки препинания в сложных предложениях»
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Цель – повторить и систематизировать знания о сложных предложениях; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме.
- знать виды сложных предложений;
- уметь разграничивать части сложных предложений;
- закрепление навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях.
- Организационный момент: (2 мин)
- Постановка темы и целей урока. (3 мин)
- ЕГЭ-разминка (5 мин)
- включИм
- звонИшь
- премировАть,
- чЕрпать
- 1) с пятидесятью рублями
- 2) петь ещё звонче
- 3) все инженеры
- 4) их забота
- Повторение теоретического материала (5 мин)
- Что такое СП? Какие виды предложений бывают?
- Какое предложение называется БСП?
- Чем отличается ССП от СПП?
- Какое предложение называется СПП?
- Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Задание № 18)
- Пока вы молоды(1) сильны(2) бодры(3) не уставайте делать добро. Ответ 1,2,3
- Худо тому (1) кто добра не делает(2) никому. Ответ 1
- Ты никому не можешь быть судьей(1) пока к добру не обращен(2) душой. Ответ 1.
- Вспомним правила, когда в ССП и СПП мы не ставим запятые?
- Физкультминутка — Исполнение песни под караоке.
- В СПП запятая не ставится:
- Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак. Ответ 1,2,3
- Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Ответ 1,2,3,4
- Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует. Ответ 1, 3,4
- Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. Ответ 1,2,3,4
- Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я. Ответ 1,2,3,5
- В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой. Ответ 1,4,5
- С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. Ответ 1,2,3,4
- Рефлексия ( 1 мин)
ПУНКТУАЦИЯ | 16-21 ЗАДАНИЯ | Практикум
Все тропы для ЕГЭ за 15 минут | 3 и 26 задания
-82%
Источник: videouroki.net
Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.
Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
Правильный ответ 1, 2, 3, 4.
В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».
Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.
Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова:Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).
Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?
Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.
Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.
J№ п/п | Вид придаточного | Вопрос | Средство связи | Значение придаточного | Пример |
1. | Определительное | КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? | Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда | Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части | «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям». (По Д.С. Лихачёву.) «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. ». (Д.С. Лихачёв.) |
2. | Изъяснительное | ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ | Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько. | Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение | «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляетсяпрежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными». (По Д.С.Лихачёву.) |
3. | Образа действия, степени | КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? | Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто. Союзные слова: как, сколько. | Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени | «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место». (По Д.С.Лихачёву.) |
4. | Места | ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? | Союзные слова: где, куда, откуда. | Уточнение места | «Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе». (По Д.С.Лихачёву.) |
55. | Времени | КОГДА? КАК ДОЛГО? С КА- КИХ ПОР? | Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. | Уточнение времени действия | По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня. (По Д.С.Лихачёву.) |
6. | Условия | ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? | Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка- бы, коль скоро. | Указание на усло- вие, при котором происходит дей- ствие, названное глаголом сказуемым | «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждо- му поводу, — он невоспитанный человек». (Д.С. Лихачёв.) |
7. | Причины | ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? | Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как. | Разъяснение причины | «. я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу. не только в дверях». (По Д.С. Лихачёву.) |
.8. | Цели | ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? | Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. | Назначение действия, названного глаголом- сказуемым | «. не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себясуп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С.Лихачёв.) |
9. | Сравнительное | КАК? | Союзы:как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели. | Сравнениедвух действий, состояний | «Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».(По Д.С.Лихачёву.) |
110. | Следствия | Союз: ТАК ЧТО | Следствие, вывод, заключение | «Именно в юности ум человеканаиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на«отдых»».(По Д.С.Лихачёву.) | |
111. | Присоединительное | Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), почему, за- чем, отчего | Дополнительная информация, за- мечания ко всему главному | «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость». (По Д.С. Лихачёву.) Мы уже в кридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась. |
Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений.
Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится кглавному (придаточное первой степени), второе — кэтому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:
«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С.Лихачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, — придаточное изъяснительное.
«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.
При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов.
Пунктуация на стыке союзов
Стык союзов — это пространство в предложении между двумя союзами:между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.
Запятая ставитсяна стыке двух союзов,если у второго союза нет продолжения в
виде слов ТО, НО и др.
Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение
в виде слов ТО, НО и др.
Сравните два предложения:
1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).
В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).
В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ. ТО), поэтому на стыке союзов(ЧТО ЕСЛИ)мы не ставим запятой.
При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:
1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)
Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных
отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.
2.«В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезени человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).
Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении
(объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.
Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.
3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: чтоговорим между собою ичтомы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).
4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое доброи почему добрый человек внутренне красив. » (Д.С. Лихачёв).
В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.
5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачёв).
В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.
Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой целинизкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву).
Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо-
щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточныхотносятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.
«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).
Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
В задании 19 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.
Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):
1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.
В первом предложении союзИсоединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзовИ+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
Во втором предложении союзИсоединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзовИ+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.
Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
· если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
· если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;
5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
· если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьтезапятые.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 817 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Презентация на тему ЕГЭ — 2015. Русский язык. Задание 19
Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые. 1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо
- Главная
- Разное
- ЕГЭ — 2015. Русский язык. Задание 19
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 ЕГЭ — 2015
Капканы егэ по русскому языку 2015
Слайд 2 Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру),
на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1. Солнце
уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и
(3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.
Слайд 3 2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом
лодка шла против течения без паруса и мотора (2)
но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели
тянущую лодку упряжку собак.
3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
Слайд 4 4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи
(1) и (2) если ты придешь (3) то я
охотно расскажу о том (4) что меня волнует.
5 Ромашов медленно
шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.
Слайд 5 7. Я не знал (1) о чем сейчас
думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4)
и он испытывал те же чувства (5) что и я.
8.
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.
9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
Слайд 6 10. В такую погоду (1) когда природа казалась
кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3)
были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о
том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.
11. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
12. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.
Слайд 7 13. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки
и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю
пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему
всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.
14. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.
15. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось.
Источник: mypreza.com