Сколько якорей на подводной лодке

История

Просмотров 4.4к.

России принадлежит приоритет в создании первого в мире подводного минного заградителя (ПМЗ). Еще в русско-японскую вой­ну 1904-1905 годов Михаил Петрович Налётов (1869-1938) спроектиро­вал и построил ПМЗ, вооруженный четырьмя минами заграждения. Падение Порт-Артура, где создавался ПМЗ, не позволило завершить его испытания. Идея М.П. Налётова была воплощена в жизнь десять лет спустя, когда по его проекту на верфях г. Николаева был построен пер­вый в мире ПМЗ «Краб», который превосходил по основным тактико-техническим характеристикам появившиеся позже ПМЗ иностранной постройки.

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный мин­ный заградитель спроектирован Михаилом Петровичем Налётовым, по образованию техником путей сообщения, талан­тливым изобретателем, энергичным и инициативным конст­руктором.

Первый подводный минный заградитель М.П. Налётова

Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налётова в день гибели бро­неносца «Петропавловск», подор­вавшегося на японской мине 31 марта 1904 года. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налётов решил построить подводную лодку — минный за­градитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налётов строил на свои собственные сбережения: местное военно-морское началь­ство относилось к идее Налётова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и «свободными станками».

Постановка яхты на якорь. Сколько цепи нужно бросать на якорной стоянке?

Порт-Артур. Подводный минный заградитель М.П. Налётова

Водоизмещение строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпе­ды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса — «под себя».

Порт-Артур. Подводный минный заградитель М.П. Налётова

Порт-Артур. Вилькицкий и подводный минный заградитель М.П. Налётова

Заградитель был построен, были начаты его ходовые испытания, но в связи со сдачей Порт-Артура он достался японцам (по некоторым данным он был взорван). Командиром подводного минного заградителя, который по некоторым данным получил название «Портартурец» стал мичман Борис Андреевич Вилькицкий, вошедший в мировую историю как человек, совершивший последнее Великое Географическое Открытие — архипелага Северная Земля (Земля Императора Николая II).

Подводный минный заградитель М.П. Налётова, Порт-Артур

Подводный минный заградитель «Краб»

В 1906 году М.П. Налётов представил Морскому техниче­скому комитету проект подводного минного заградителя водо­измещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налётовым бы­ли разработаны второй вариант подводного заградителя водо­измещением 450 тонн и третий — водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разрабо­тан Налётовым в 1907 году. 2 октября 1907 года специфика­ция с чертежами и проект контракта были представлены Ни­колаевским заводом «Наваль» на утверждение Морского ми­нистерства. В 1908 году Морское министерство выдало заводу «На­валь» заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей ПЛ в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи под­водного минного заградителя, которые вместе со специфика­цией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налётов был назначен кон­сультантом при постройке корабля.

В проекте ПЛ обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цис­терны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя (ПМЗ) водоизмещением около 500 тонн при плавании в надводном положении.

Параллельно с постройкой подводного минного заградителя велось изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. На­лётовым, которые должны были обладать нулевой плавуче­стью. При этом возник спор между Налётовым и минным от­делом Морского технического комитета о приоритете в изо­бретении мин подобного типа.

Налетов при­шел к выводу, что находящиеся на подводном заградителе мины с яко­рями должны быть нулевой плавучести, что не требовало на корабле устройства цистерн и систем замещения отрицательной плавучести мин. Для этого М.П. Налетов предложил увеличить объем якоря мины, а пос­ле выхода мины с ПМЗ в нужный момент заполнить якорь водой с тем, чтобы создать у него силу, необходимую для удержания всплывающей мины на заданной глубине установки.

Читайте также:  Какой стороной класть слань в лодку шершавой или гладкой

Якорная мина

Якорные мины «ПЛ»

В 1913 году на заводе Лесснера в Петербурге для ПМЗ «Краб» были изготовлены мины заграждения «ПЛ» (ПЛ-100) образца 1914 года с яко­рем переменной плавучести системы М.П. Налетова. При этом якорь мины состоял из двух помещенных один в другой цилиндров. Диаметр наружного цилиндра был равен диаметру мины сферической формы и обеспечивал компактное расположение мин с якорями на ПМЗ и их пе­ремещение при минных постановках. За счет объема, заключенного между наружным и внутренним цилиндрами якоря, создавалась его плавучесть.

Верхнее дно наружного цилиндра было выполнено по форме мины, а нижнее — в виде плоского или выпуклого кольца. Во внутреннем цилиндре размещалась вьюшка с мин­репом и стопором. К нижнему дну на­ружного цилиндра крепилось чугунное кольцо, в котором было предусмотре­но отверстие для прохода к вьюшке сто­порного троса.

На ПМЗ мины распо­лагались в горизонтальном положении и стопорный трос с грузом находился в специальном углублении. Якорь мины «ПЛ» системы М.П. Налетова образца 1914 года имел следующие массогабаритные характеристики: длину — 1000 мм, ширину — 850 мм, высоту — 950 мм и массу около 100 кг. В целом длина мины с якорем составляла 1500 мм, диаметр — 1230 мм.

Якорь мины

Для размещения мин на ПМЗ в средней и кормовой частях над­стройки были предусмотрены две расположенные параллельно диаметральной плоскости корабля выгородки (коридоры, или каналы), оборудованные минными (рельсо­выми) путями. Мины грузились на ПМЗ с помощью штатного крана со стороны кормовых амбразур (минных клюзов) полностью приготовлен­ными для постановки, так как доступ к ним в море был исключен.

Подводный минный заградитель

Мины устанавливались на минные пути, и для их перемещения на якорях мин были предусмотрены вертикальные и боковые ролики.

Перемещение мин по минным путям к кормовой амбразуре каждо­го минного ряда осуществлялось с помощью минного элеватора. При этом в нижней части минного коридора проходила конвейерная цепь, приводимая в движение вращением ведущего колеса звездочки, расположенного в носовой части минного ряда. Якорь каждой мины имел в нижней части палец с роликом, входивший в паз цепи минного элеватора. Звездоч­ки посредством конических зубчатых передач соединялись с приводны­ми электродвигателями, расположенными в прочном корпусе.

При отработке минных элеваторов наряду с цепным приводом перемещения мин рассмат­ривался винтовой привод с червячным валом, в который входили веду­щие ролики якорей мин, катавшиеся между специальными направляю­щими погонами. Червячный вал вращался электромотором мощностью 6-8 л.с. при частоте вращения 1200 — 1500 об/мин. Электромотор рас­полагался в прочном корпусе и с помощью вертикального вала через коническую ше­стерню был связан с червячным валом правого борта, а с помощью пе­редаточного вала и конических шестерен — с червячным валом левого борта. В прочном корпусе были установлены указатели числа выставленных и остав­шихся на элеваторе мин. Мины ставились в шахматном порядке обычно на расстоянии 100 футов (30,5 м) в надводном положении при скорости хода ПМЗ от 3 до 10 уз за счет изменения скорости движения минных элеваторов.

Мины «ПЛ» имели ударно-инерционный взрыватель. На заданное углубление от поверхности они устанавливались с помощью гидроста­тического прибора, принцип действия которого предложил адмирал С.О. Макаров.

После сбрасывания с ПМЗ мина с якорем, падая в воду принимала сначала наклонное, а затем вертикальное положение, груз сто­порного троса выпадал из своего гнезда и оттягивал стопор вьюшки мин­репа, и мина отделялась от якоря. При выходе мины автоматически от­крывались два клапана, установленные во внутреннем цилиндре якоря. Через один из клапанов поступала вода в якорь мины, а через другой вы­ходил воздух из якоря.

Якорь мины был сконструирован таким образом, чтобы центр тяжести располагался в нижней его части. За счет этого якорь, падая на дно, сохранял вертикальное положение. Под действием получен­ной отрицательной плавучести якорь мины достигал дна, а мина под дей­ствием положительной плавучести всплывала. При этом с помощью гидро­стата на заранее установленной от поверхности глубине барабан вьюшки минрепа тормозился, и мина устанавливалась в боевое положение.

Читайте также:  Лодка астраханка 520 характеристики

Подводный минный заградитель Краб

Для проверки минных устройств в работе в 1909 году был изготовлен действующий макет, в котором минная труба с восьмью минами была установлена между корпусами двух понтонов. Испытания проводились в 1911 году и дали положительные результаты. При этом понтон буксиро­вался со скоростью 7,5 уз. С него было поставлено пять мин с заданны­ми минными интервалами.

8 августа 1912 года подводному минному заградителю было присвое­но наименование «Краб», а 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду.

Подводный минный заградитель

В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение.

Подводный минный заградитель

Основные ТТХ ПМЗ «Краб» (данные 1915 года по итогам ходовых испытаний)

Завод-строитель Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), г. Николаев
Число кораблей в серии, шт. 1
Вступление в строй, г 1915
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусный
Главные размерения, м:

Источник: rusdarpa.ru

Устройство корабля

Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие:
наибольшая длина 126,8 м,
ширина 16,7 м,
осадка 5,6 м.
Водоизмещение 5760 т.
Вооружение:
152-мм орудий системы Канэ — 14,
76-мм орудий системы Лендера — 2,
салютных пушек 21К калибра 45 мм — 2.

Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах. Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Своей архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса «Аврора» существенно не отличалась от бронепалубных крейсеров своего времени.

Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над ее скосами, идет платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях ее горизонтальные участки. Еще две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.

Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы.

Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.

Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм, во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм, палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм, а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм дубовые доски.

Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм стальных листов.

Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах.

Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов.

Читайте также:  Лодка альтаир 380 характеристики

Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм орудиям и беседки с патронами к 75-мм орудиям при помощи лебедок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнем изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».

Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и паровых катеров корабля.

Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз (35,6 км/ч). Движителями являлись три трехлопастные бронзовые винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.

Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии замененные на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трех котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м, рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м и высотой от уровня колосниковых решеток 27,4 м.

Корабельные цистерны вмещали 332 т пресной воды для котлов и 135 т для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т воды в сутки.

Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т, полный — 972 т, которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.

Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищенным поверх тонколистовой медью.

Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т, но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблем отечественного флота, оснащенным якорями этой системы.

В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-весельному баркасу, по одному 14- и 12-весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.

На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.

Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.

Источник: navalmuseum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...