История
Просмотров 4.4к.
России принадлежит приоритет в создании первого в мире подводного минного заградителя (ПМЗ). Еще в русско-японскую войну 1904-1905 годов Михаил Петрович Налётов (1869-1938) спроектировал и построил ПМЗ, вооруженный четырьмя минами заграждения. Падение Порт-Артура, где создавался ПМЗ, не позволило завершить его испытания. Идея М.П. Налётова была воплощена в жизнь десять лет спустя, когда по его проекту на верфях г. Николаева был построен первый в мире ПМЗ «Краб», который превосходил по основным тактико-техническим характеристикам появившиеся позже ПМЗ иностранной постройки.
Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель спроектирован Михаилом Петровичем Налётовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором.
Первый подводный минный заградитель М.П. Налётова
Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налётова в день гибели броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на японской мине 31 марта 1904 года. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налётов решил построить подводную лодку — минный заградитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налётов строил на свои собственные сбережения: местное военно-морское начальство относилось к идее Налётова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и «свободными станками».
Постановка яхты на якорь. Сколько цепи нужно бросать на якорной стоянке?
Водоизмещение строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпеды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса — «под себя».
Заградитель был построен, были начаты его ходовые испытания, но в связи со сдачей Порт-Артура он достался японцам (по некоторым данным он был взорван). Командиром подводного минного заградителя, который по некоторым данным получил название «Портартурец» стал мичман Борис Андреевич Вилькицкий, вошедший в мировую историю как человек, совершивший последнее Великое Географическое Открытие — архипелага Северная Земля (Земля Императора Николая II).
Подводный минный заградитель «Краб»
В 1906 году М.П. Налётов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налётовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий — водоизмещением 470 тонн.
Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налётовым в 1907 году. 2 октября 1907 года спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом «Наваль» на утверждение Морского министерства. В 1908 году Морское министерство выдало заводу «Наваль» заказ на строительство подводного минного заградителя.
Летом 1909 года, после испытания моделей ПЛ в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налётов был назначен консультантом при постройке корабля.
В проекте ПЛ обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя (ПМЗ) водоизмещением около 500 тонн при плавании в надводном положении.
Параллельно с постройкой подводного минного заградителя велось изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налётовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью. При этом возник спор между Налётовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа.
Налетов пришел к выводу, что находящиеся на подводном заградителе мины с якорями должны быть нулевой плавучести, что не требовало на корабле устройства цистерн и систем замещения отрицательной плавучести мин. Для этого М.П. Налетов предложил увеличить объем якоря мины, а после выхода мины с ПМЗ в нужный момент заполнить якорь водой с тем, чтобы создать у него силу, необходимую для удержания всплывающей мины на заданной глубине установки.
Якорные мины «ПЛ»
В 1913 году на заводе Лесснера в Петербурге для ПМЗ «Краб» были изготовлены мины заграждения «ПЛ» (ПЛ-100) образца 1914 года с якорем переменной плавучести системы М.П. Налетова. При этом якорь мины состоял из двух помещенных один в другой цилиндров. Диаметр наружного цилиндра был равен диаметру мины сферической формы и обеспечивал компактное расположение мин с якорями на ПМЗ и их перемещение при минных постановках. За счет объема, заключенного между наружным и внутренним цилиндрами якоря, создавалась его плавучесть.
Верхнее дно наружного цилиндра было выполнено по форме мины, а нижнее — в виде плоского или выпуклого кольца. Во внутреннем цилиндре размещалась вьюшка с минрепом и стопором. К нижнему дну наружного цилиндра крепилось чугунное кольцо, в котором было предусмотрено отверстие для прохода к вьюшке стопорного троса.
На ПМЗ мины располагались в горизонтальном положении и стопорный трос с грузом находился в специальном углублении. Якорь мины «ПЛ» системы М.П. Налетова образца 1914 года имел следующие массогабаритные характеристики: длину — 1000 мм, ширину — 850 мм, высоту — 950 мм и массу около 100 кг. В целом длина мины с якорем составляла 1500 мм, диаметр — 1230 мм.
Для размещения мин на ПМЗ в средней и кормовой частях надстройки были предусмотрены две расположенные параллельно диаметральной плоскости корабля выгородки (коридоры, или каналы), оборудованные минными (рельсовыми) путями. Мины грузились на ПМЗ с помощью штатного крана со стороны кормовых амбразур (минных клюзов) полностью приготовленными для постановки, так как доступ к ним в море был исключен.
Мины устанавливались на минные пути, и для их перемещения на якорях мин были предусмотрены вертикальные и боковые ролики.
Перемещение мин по минным путям к кормовой амбразуре каждого минного ряда осуществлялось с помощью минного элеватора. При этом в нижней части минного коридора проходила конвейерная цепь, приводимая в движение вращением ведущего колеса звездочки, расположенного в носовой части минного ряда. Якорь каждой мины имел в нижней части палец с роликом, входивший в паз цепи минного элеватора. Звездочки посредством конических зубчатых передач соединялись с приводными электродвигателями, расположенными в прочном корпусе.
При отработке минных элеваторов наряду с цепным приводом перемещения мин рассматривался винтовой привод с червячным валом, в который входили ведущие ролики якорей мин, катавшиеся между специальными направляющими погонами. Червячный вал вращался электромотором мощностью 6-8 л.с. при частоте вращения 1200 — 1500 об/мин. Электромотор располагался в прочном корпусе и с помощью вертикального вала через коническую шестерню был связан с червячным валом правого борта, а с помощью передаточного вала и конических шестерен — с червячным валом левого борта. В прочном корпусе были установлены указатели числа выставленных и оставшихся на элеваторе мин. Мины ставились в шахматном порядке обычно на расстоянии 100 футов (30,5 м) в надводном положении при скорости хода ПМЗ от 3 до 10 уз за счет изменения скорости движения минных элеваторов.
Мины «ПЛ» имели ударно-инерционный взрыватель. На заданное углубление от поверхности они устанавливались с помощью гидростатического прибора, принцип действия которого предложил адмирал С.О. Макаров.
После сбрасывания с ПМЗ мина с якорем, падая в воду принимала сначала наклонное, а затем вертикальное положение, груз стопорного троса выпадал из своего гнезда и оттягивал стопор вьюшки минрепа, и мина отделялась от якоря. При выходе мины автоматически открывались два клапана, установленные во внутреннем цилиндре якоря. Через один из клапанов поступала вода в якорь мины, а через другой выходил воздух из якоря.
Якорь мины был сконструирован таким образом, чтобы центр тяжести располагался в нижней его части. За счет этого якорь, падая на дно, сохранял вертикальное положение. Под действием полученной отрицательной плавучести якорь мины достигал дна, а мина под действием положительной плавучести всплывала. При этом с помощью гидростата на заранее установленной от поверхности глубине барабан вьюшки минрепа тормозился, и мина устанавливалась в боевое положение.
Для проверки минных устройств в работе в 1909 году был изготовлен действующий макет, в котором минная труба с восьмью минами была установлена между корпусами двух понтонов. Испытания проводились в 1911 году и дали положительные результаты. При этом понтон буксировался со скоростью 7,5 уз. С него было поставлено пять мин с заданными минными интервалами.
8 августа 1912 года подводному минному заградителю было присвоено наименование «Краб», а 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду.
В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение.
Основные ТТХ ПМЗ «Краб» (данные 1915 года по итогам ходовых испытаний)
Завод-строитель | Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), г. Николаев |
Число кораблей в серии, шт. | 1 |
Вступление в строй, г | 1915 |
Архитектурно-конструктивный тип | однокорпусный |
Главные размерения, м: |
Источник: rusdarpa.ru
Устройство корабля
Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие:
наибольшая длина 126,8 м,
ширина 16,7 м,
осадка 5,6 м.
Водоизмещение 5760 т.
Вооружение:
152-мм орудий системы Канэ — 14,
76-мм орудий системы Лендера — 2,
салютных пушек 21К калибра 45 мм — 2.
Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах. Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Своей архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса «Аврора» существенно не отличалась от бронепалубных крейсеров своего времени.
Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над ее скосами, идет платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях ее горизонтальные участки. Еще две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.
Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы.
Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.
Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм, во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм, палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм, а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм дубовые доски.
Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм стальных листов.
Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах.
Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов.
Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм орудиям и беседки с патронами к 75-мм орудиям при помощи лебедок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнем изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».
Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и паровых катеров корабля.
Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз (35,6 км/ч). Движителями являлись три трехлопастные бронзовые винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.
Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии замененные на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трех котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м, рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м и высотой от уровня колосниковых решеток 27,4 м.
Корабельные цистерны вмещали 332 т пресной воды для котлов и 135 т для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т воды в сутки.
Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т, полный — 972 т, которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.
Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищенным поверх тонколистовой медью.
Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т, но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблем отечественного флота, оснащенным якорями этой системы.
В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-весельному баркасу, по одному 14- и 12-весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.
На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.
Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.
Источник: navalmuseum.ru