Дно морей и океанов всегда привлекало ученых, историков и просто искателей приключений. Исследования связаны с большим риском, но желающих не становится меньше по вполне объяснимым причинам. Океаническое дно не изучено в полной мере, оно хранит много тайн. Ученых привлекает возможность исторических исследований, ведь береговая линия менялась на протяжении тысячелетий.
Но большинство привлекают затонувшие корабли. Морские суда тонули с момента первых выходов человека в море, и сейчас, по подсчетам специалистов ООН, их более трех миллионов.
Все попытки проникнуть в тайны затонувших кораблей связаны с различными целями. Ученых и историков привлекает археологическое наследие и расследование причины катастрофы, ведь суда тонули по самым разным причинам. Многие попытки найти корабли на дне моря связаны с банальным поиском ценностей, которые на них перевозились. Особенно интересуют таких искателей времена пиратских нападений и различных военных действий. Именно тогда на морское и океанское дно попадали золото, серебро, керамика и другие ценности.
Привлекательность поиска
Свойство человеческой природы таково, что мечты занимают много времени. Кто-то даже пытается воплотить их в жизнь. И очень многие хотят не заработать, а отыскать клад с сокровищами. Это не могло не найти отражение в искусстве и культуре. Затонувшие корабли фигурируют в приключенческих романах и повестях, научно-популярных статьях и интернет-блогах, познавательных телепрограммах и даже в играх для компьютеров или других цифровых устройств.
Особенно современных пользователей привлекает возможность ощутить себя искателем сокровищ, сидя дома перед монитором. Актуальнее всего искать затонувшие корабли в ArcheAge тем, у кого просыпаются такие качества, как амбиции и целеустремленность, после просмотра фильмов о потерянных сокровищах испанских эскадр. Игра предоставляет для этого все возможности.
Морское дно Карибского бассейна
Если говорить об американском побережье, то история о затонувших кораблях начнется с 1492 года. Это было первое плавание Колумба, в котором затонул флагман «Санта-Мария». Корабль так и не был найден, хотя приблизительное место его крушения известно. Через несколько лет тот же мореплаватель потерял в Карибском бассейне еще два своих корабля.
После открытия Америки началась эпоха вывоза золота в Старый Свет, и затонувшие корабли начали все чаще покрывать дно океана.
Испанские галеоны, сопровождаемые военными эскортами, не всегда могли спастись от пиратов или кораблей врагов Испании. Основными противниками были Англия, Франция, Португалия и Голландия. Испанцы в долгу не оставались: они старались потопить или захватить как можно больше единиц флота противника. Многие сокровища затонувших кораблей той эпохи до сих пор не найдены, а поэтому обросли легендами, которые только подогревают интерес кладоискателей.
Реальные версии гибели АПЛ ВМС США USS Scorpion SSN-589
Кладбище кораблей – Балтийское море
Дно Балтийского моря иногда называют кладбищем кораблей – там затонуло множество судов различной эпохи постройки. Около двадцати из них смогли найти обыкновенные дайверы – настолько неглубоко покоятся затонувшие корабли. Многие из них хорошо сохранились, по утверждению ученых, из-за низкой температуры и пониженной солености воды. Самый древний затонувший корабль был построен в Средневековье.
Оказалось, интерес к останкам судов, покоящимся на дне, настолько велик, что АО «Морские технологии» было начато составление своеобразного атласа и каталога затонувших кораблей. В эти списки попали и такие виды техники, как самолеты, вертолеты и др. Хотя исследования ведутся по всей территории Балтийского моря, наибольшее внимание уделяется водам, которые относятся к территории Российской Федерации.
Проект «Тайны затонувших кораблей»
Проект был начат в 2002 году. Он является частью другой широкомасштабной задумки – «Морское наследие России». Исполнительным продюсером «Тайн затонувших кораблей» стал Илья Кочоров, а научным руководителем – Андрей Лукошков. Основными объектами исследований являются Балтийское море, Финский залив, Ладожское, Чудское и Онежское озера.
Участники находят суда различного назначения – это и торговые, и военные корабли. Стоит вопрос об идентификации найденных остовов, их государственной принадлежности, исторической и археологической ценности, а также о выяснении личностей людей, которые нашли свою смерть во время крушения.
Экспедициями, организованными проектом, были найдены такие корабли, как морские бронекатера времен Финской войны, десантные катера, малые бронированные охотничьи суда.
Море не любит чужаков
Естественно, для исследования глубин и ведения военных действий или разведывательных операций использовались не только надводные суда – были построены подлодки самых разных назначений. Но моря и океаны стойко охраняют свои тайны, поэтому встречаются и подводные затонувшие корабли. Только за период с 1955-го по 2014-й год известно о восьми затопленных атомных подлодках, две из которых принадлежали России. Количество дизельных приближается к сотне.
Самые известные затонувшие суда и их тайны
Самым известным кораблем (и, пожалуй, самым большим) является «Титаник». И хотя официальная версия сводится к тому, что судно столкнулось с айсбергом и затонуло, не все верят ей. Прежде всего, потому, что слишком много неясностей осталось после расследования кораблекрушения. Сыграло свою роль своеобразное предсказание его гибели автором романа «Титан».
Если же говорить о самых крупных затонувших кладах, то можно назвать корабль Nuestra Señora de Atocha, затонувший в 17 веке. Судно перевозило богатства, добытые в Новом Свете. На момент кораблекрушения в трюмах находились тонны изумрудов, золота и серебра. Эти сокровища необходимы были испанскому монарху не только для пополнения казны, но и для женитьбы (его избранница поставила условие – собрать самые красивые сокровища, которые только существуют в мире). И хотя место крушения было известно – рифы возле берегов Флориды, найти его смогли только в 20 веке.
Затонувшие корабли, которые еще не найдены, служат своеобразной приманкой не только для ученых, но и для любителей быстрого обогащения. Поэтому, возможно, и к лучшему, что море надежно хранит свои тайны.
Источник: fb.ru
«Катастрофический взрыв судна»: пропавший батискаф «Титан» искали четыре дня, а он утонул почти сразу
В понедельник, 19 июня, в Атлантическом океане пропал батискаф «Титан», который отправился исследовать обломки «Титаника». Подводный аппарат компании OceanGate перестал выходить на связь примерно через после погружения. На борту были пять человек — два члена экипажа и три пассажира. Судно искали около четырех суток, пока в четверг, , не были обнаружены обломки батискафа.
Позднее компания OceanGate признала экипаж батискафа погибшим, а в Береговой охране США заявили, что судно взорвалось от сильного сжатия давлением. В этом материале мы собрали всё, что известно о случившемся с «Титаном».
Что случилось с батискафом
22 июня Береговая охрана США подтвердила, что обломки батискафа действительно были найдены. Контр-адмирал береговой охраны Джон Могер заявил, что в ходе операции обнаружено пять крупных обломков батискафа. Их характер указывает на то, что на судне произошел взрыв, — предположительно, именно он стал причиной гибели находившихся на борту людей.
Могер отметил, что поисковые отряды продолжат обыскивать местность. В частности, они попытаются найти тела погибших. По данным американской береговой охраны, батискаф, предположительно, взорвался примерно в 500 метрах от затонувшего «Титаника».
На следующий день стало известно, что секретная акустическая система обнаружения ВМС США, предназначенная для обнаружения подводных противников, действительно зафиксировала взрыв субмарины через несколько часов после того, как батискаф начал погружаться. Об этом сообщил Wall Street Journal со ссылкой на официальные источники.
— ВМС США провели анализ акустических данных и обнаружили аномалию, связанную с имплозией, или взрывом, в непосредственной близости от того места, где работал подводный аппарат «Титан» в момент потери связи, — сообщил WSJ представитель ВМС США.
По словам источника в Минобороны США, Военно-морской флот начал прослушивать район аварии почти сразу после того, как «Титан» потерял связь с кораблем-базой. Вскоре акустическая система зафиксировала звук предполагаемого взрыва рядом с местом, где позже обнаружили обломки батискафа.
Кто находился на борту
На сайте OceanGate сообщается, что опыт погружений для путешествия к «Титанику» не нужен. Чтобы стать членом миссии, кандидатам должно быть не менее на момент начала поездки и они должны заплатить долларов, пишет CNN.
При этом кандидаты должны «быть в состоянии прожить на борту экспедиционного судна в течение недели» и «продемонстрировать базовую силу, равновесие и гибкость», говорится на сайте. На борту судна было пять человек. Среди них два члена экипажа — французский исследователь и пилот Поль-Анри Наржоле и генеральный директор OceanGate Стоктон Раш. Остальные пассажиры — британский бизнесмен и исследователь Хэмиш Хардинг, который летал в космос и погружался на дно Марианской впадины, и бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулеман — члены одной из самых богатых семей Пакистана.
Позднее New York Times обнаружил связь между владельцем компании OceanGate, запустившей батискаф «Титан», — Стоктоном Рашем и погибшими на «Титанике» в 1912 году пассажирами. Жена Стоктона — Венди Раш — является праправнучкой магната розничной торговли Исидора Штрауса, совладельца универмага Macy’s, и его жены Иды. Они прожили вместе около .
OceanGate Expeditions, компания-оператор пропавшего батискафа «Титан», признала его экипаж погибшим. В заявлении компании сказано, что «эти люди были настоящими исследователями, которые разделяли особый дух приключений и глубокую страсть к исследованию и защите Мирового океана».
— Наши сердца — с этими пятью душами и каждым членом их семей в это трагическое время. Мы скорбим о гибели людей. Это чрезвычайно печальное время для наших сотрудников, преданных своему делу, которые измучены и глубоко скорбят об этой потере, — поделились в компании.
OceanGate отдельно поблагодарили спасателей, которые искали батискаф. Они попросили уважать частную жизнь семей погибших в это «максимально болезненное время». Также гибель экипажа подтвердила Береговая охрана США.
Хроника событий
Журналисты CNN нашли архивную версию маршрута, которая больше не доступна на сайте OceanGate Expeditions, чтобы воссоздать маршрут «Титана».
День 1-й: дайверы прибыли в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, встретились с командой экспедиции и сели на корабль «Полярный принц», который доставил их к месту крушения «Титаника».
День 2-й: корабль продолжил путь к месту погружения в северной части Атлантического океана. Руководитель экспедиции рассказал о безопасности и логистике погружений.
День 3-й: начался первый спуск, который занимает около двух часов. Судя по маршрутной карте «Титана», члены экипажа должны были помогать капитану «со связью и отслеживанием, делать заметки для научной группы о том, что происходит за пределами иллюминатора. Наконец, члены экипажа должны были собственными глазами увидеть «Титаник» и вернуться на поверхность.
Спустя 1 час 45 минут после погружения батискаф перестал выходить на связь. На месте происшествия развернули поисково-спасательную операцию, в которой участвовали около 10 надводных судов, глубоководных аппаратов и самолетов из США, Канады, Великобритании и Франции. По данным NBC, запасы воздуха на пропавшем батискафе должны были закончиться в четверг, , в 14:08 мск. Кислород на борту был рассчитан на .
Летом 2022 года основатель и генеральный директор Стоктон Раш, демонстрируя почти готовую подлодку, заявлял, что это «единственная субмарина с пятью пассажирами, способная погрузиться на глубину, которая составляет половину глубины океана». Также он отмечал, что уникальная конструкция «Титана» с гладкими стенками делает ее особенно подходящей для перевозки людей.
— Нет никаких переключателей и предметов, на которые можно наткнуться, у нас есть одна кнопка, чтобы включить это. Всё остальное делается с помощью сенсорных экранов и компьютеров, — рассказывал Раш.
При этом при строительстве «Титана» использовали большое количество готовых деталей, среди которых есть и откровенно экономичные — например, контроллер Logitech Bluetooth за . Однако на системах жизнеобеспечения экономить не стали — их сделали при консультациях с инженерами NASA.
Отдельное внимание уделили удобствам — на борту «Титана» есть туалет за шторкой.
— «Титан» — единственная субмарина для глубоководных погружений, в которой есть туалет, что обычно является большой проблемой для многих людей, когда они собираются провести в подводной лодке с четырьмя людьми, которых они едва знают, — отмечал Раш в 2022 году.
Несмотря на наличие туалета, сама подлодка была размером с минивэн — на видео ниже можно понять, в каких условиях находились пассажиры.
По информации CNN, на Стоктона Раша подавали иск из-за мошенничества — пара из Флориды забронировала путешествие к «Титанику», но оно в итоге не состоялось. Они потребовали возместить стоимость поездки.
Режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон в интервью телекомпании ABC также поделился своими эмоциями по поводу состояния батискафа. По словам Кэмерона, многие эксперты, знающие, как работают глубоководные аппараты, обращались с замечаниями в компанию-оператор батискафа. Они писали в OceanGate Expeditions письма, говорили, что их батискафу нужна сертификация, и называли его слишком экспериментальным, чтобы проводить погружения с людьми.
— Это игрушка для взрослых. Многие эксперты заранее были крайне обеспокоены, а некоторые самые крутые инженеры, специализирующиеся на глубоководных погружениях, прямо обращались в эту компанию, — рассказал режиссер. — Так что я поражен схожестью с катастрофой самого «Титаника», где капитана несколько раз предупреждали о наличии льдов прямо по курсу корабля, а он, несмотря на это, шел вперед на полном ходу в безлунную ночь. В результате погибло множество человек.
Источник: 74.ru