В лукошке у лесника Березинского заповедника я увидел волчат, только что (вчера) пойманных в логове. Разглядывая округлых, темного цвета щенят, подумал, что хорошо бы снять их у логова или хотя бы посмотреть, как будут они вести себя в «доме», из которого их изъяли. Лесник к логову согласился сходить. Мы ехали километров десять на мотоцикле и потом, спрятав его у дороги, углубились в осушенное болото.
В лукошке у лесника Березинского заповедника я увидел волчат, только что (вчера) пойманных в логове. Разглядывая округлых, темного цвета щенят, подумал, что хорошо бы снять их у логова или хотя бы посмотреть, как будут они вести себя в «доме», из которого их изъяли. Лесник к логову согласился сходить.
Мы ехали километров десять на мотоцикле и потом, спрятав его у дороги, углубились в осушенное болото. Не помню, сколько, обливаясь потом, мы шли, пока не заметили нечто вроде тропинки по мхам, ведущей к волчьему тайнику. Логово было пусто, но сохраняло характерный запах гниющих остатков мяса, валялись рядом чьи-то некрупные кости и перья тетерки.
Приняв предосторожность, чтобы волчата не разбежались, мы выпустили их. Почуяв запахи «дома», они забились в ответвленье осушительного канала с нависшими над проемом дерниной и кореньями молодых елок. Снять волчат не удалось. Они не пытались бежать, но сбились в темном углу убежища и представляли собой бесформенный темный ком.
Отдохнув у логова, мы посадили щенят в лукошко и огляделись. Место было почти непролазным. Волки-родители, судя по тропке, подходили к логову из-под елок, пересекая неглубокий ручей. Возможно, волчица, не обнаруживая себя, наблюдала за нами, сидевшими в святая святых волчьей семьи — месте, где родились волчата. Но ни звука, ни шороха мы не услышали.
В ближайшей деревне, куда заглянули утолить жажду, узнав о волчатах, собралась толпа любопытных: «Покажите!» Четыре лобастых, серых щенка глядели из корзинки без страха и с любопытством. Семейная жизнь волков, если кто-нибудь из супругов не угодил в капкан и не попался на мушку, длится больше десяти лет.
В отличие от собак, известных неразборчивостью в допущении к себе ухажеров, волки однолюбы. Семейная пара, однажды созданная, сохраняется. Свадьбы волков приходятся на февраль — март и часто сопровождаются смертельной грызней соперников, выясняющих, кто сильней, здоровее, выносливей.
Последнее слово в выборе партнера остается за волчицей, которая, как считают, иногда помогает избраннику прикончить его соперника. Выбор места для жизни — тоже дело волчицы. Волк последует, куда его поведут. А живет избранница его в месте, где все ей известно — ходы, убежища, водопои, места удачных охот и зоны опасности. В апреле волчица ищет место для родов.
И выбирает этот тайный для остального мира куток в самых разных местах, но так, чтобы близко была вода и чтобы к логову трудно было добраться. «Коренная охотничья территория» в семейной жизни волков немаленькая, условно — окружность диаметром километров в тридцать. И в самом укромном месте этих владений волчица рожает, готовая немедленно ночью и днем перенести волчат в запасное убежище.
И не только яму, нору, местечко под корнями упавшего дерева, а довольно большое пространство с запасными убежищами охотники называют «логовом». Волчица, если логово не обнаружено, всегда предпочтет родить там, где она уже рожала или сама родилась, — «от добра добра не ищут». Приносит волчица обычно от трех до девяти щенят (бывает и больше!).
Волчата слепы, беспомощны, и пару недель волчица находится в логове неотлучно. Еду носит ей волк, подсосая матка требует ее властно — по законам супружеской жизни. Через двенадцать — четырнадцать дней малыши прозревают, начинают показывать нос из логова. Молочная пища постепенно чередуется теперь с мясом, которое волк им отрыгивает.
Взрослея, волчата становятся все более прожорливыми, и отец уже не всегда готов кормить их отрыжкой. Волчица рычанием побуждает супруга все же делиться отрыгнутой пищей. Теперь она и сама иногда отлучается на охоту, оставляя волчат на попеченье отца. А позже они и оба уходят охотиться, оставляя щенят одних. К этому времени в них уже пробуждается жажда исследований.
Мало-помалу, покидая убежище, они обживают окрестности, при опасности затаиваясь в зарослях, а не сбегаясь в логово, где врагам их легко было бы изловить. В это же время в них пробуждается инстинкт охотников — гоняются за жуками, бабочками, ловят мышей. Родители, поощряя охоту, приносят к логову еще живую добычу, волчата треплют ее и учатся умерщвлять.
Добыча может быть самой различной — лишенная возможности улететь, но еще живая тетерка, детеныш косули, ягненок. Рассказы о том, что в логове иногда находят живых собачьих щенят (читайте Чехова — «Белолобый»), вовсе не выдумки. У меня есть фотографическое подтвержденье подобного случая. Принимают щенят волчата иначе, чем другую добычу.
Собачка охотно играет и пахнет так же, как и волчата. День-другой — и собачий детеныш становится членом волчьей семьи по крайней мере на время. Волки — родители строгие, но любящие. Нарушителям правил жизни они могут устроить выволочку, но и бдительно их берегут.
Знаменитый волчатник минувшего века Н. А. Зворыкин пишет: во время лесного пожара весной 1935 года лесники Ильменского заповедника видели, как волчица одного за другим выносила из пожара волчат. Но интересно при этом отметить: увидев, что малышей из логова похищают, волчица не бросится их защищать — будет со стороны наблюдать за трагедией и даже не подаст голоса — очень человека боится.
Хозяева «коренной территории» (старики, переярки и прибылые) осенью все чаще встречаются, перекликаются. Волчий вой — особая песня в природе. «Волкам даны одни звуки для выраженья и страсти, и радости». (Зворыкин.) Сами волки их хорошо понимают. Но умеют правильно их толковать и охотники.
Подражая волкам, они по ответному вою определяют место нахожденья зверей, расстоянье до них и даже могут на выстрел их подозвать. Жизнь зимою у волка скудна. Пробегая большие расстояния в поисках пищи (часто это всего лишь падаль), изредка они наведываются в тайную «резиденцию», где родились, — восстановить в памяти все важное, что должен знать о своей территории волк.
На этом снимке вы видите волчицу с волчонком у логова. В дикой природе не то что снять, даже мельком увидеть волков у логова невозможно. Сцены воспитанья волчат, какие мы видим в кино и на снимках, сняты в особых условиях — в неволе, обустроенной так, что волки выглядят как бы свободными.
Любопытно, что и волки ведут себя на огороженной территории, как будто они на свободе, хотя и видят: человек рядом. История этого снимка такая. Я был гостем замечательного литовского натуралиста, кинооператора Пятраса Абукявичуса. Его фильмы мы показывали на телевидении «В мире животных», и однажды Пятрас пригласил меня посмотреть, как он снимает.
Волки жили на большой, площадью со стадион, лесной территории. По углам ее были вышки с установленными на них кинокамерами. Дежурные операторы снимали все интересное в жизни волков. Естественность обстановки позволяла видеть все так, как будто происходило в дикой природе. На территории было несколько ключевых мест, где постоянно случалось что-нибудь примечательное.
И, конечно, объектом наиболее интересным было логово, построенное так, чтобы волков хорошо было видно на светлой, утоптанной глине возле норы. Рядом синел небольшой пруд, в котором можно было напиться и искупаться. А вышка от логова — шагах в двадцати. — Неужели они не боятся? — спросил я у Пятраса. — Увидишь сам. Я забрался на вышку, разложил на полочках фотокамеры и стал ждать.
Уже минут через пять замечаю шевеление трав. И вот прямо на меня, осторожно ступая, идет волчица. Перед тем как выйти на открытое место, она останавливается и прислушивается — вижу, как шевелятся торчком стоящие уши. В последнюю очередь волчица смотрит на вышку. Мы встречаемся взглядами, но волчица не испугалась.
Привыкшая к неизбежному присутствию тут человека, она решительно, но по-прежнему неторопливо направляется к логову. Появление матери давно ожидалось теми, кто пребывал в подземелье. На площадку, сбивая друг друга, выскочили три волчонка — и сразу к матери. Волчица неподвижно застыла, и щенки повисли у нее на сосках.
Пока под брюхом у матери шла возня, сама она стояла спокойно-усталая, наклонив голову. Язык от жары высунулся, глаза в дремоте полузакрыты. Шерсть на волчице линяла, и этот, обычно аккуратный, подтянутый, зверь выглядел неряшливо, неопрятно. После кормежки волчата, путаясь у матери под ногами, стали вместе с ней обследовать окрестности логова.
Волчица принесла из травы припасенное ранее мясо, разорвала его на куски и унесла в несколько мест, давая волчатам поиграть с пищей в прятки. Пока невидимый для меня молодняк возился в траве, волчица легла подремать, но скоро без причины как будто вдруг встрепенулась и кинулась в чащу. Волчата при этом горохом скатились в яму.
В одну из отлучек волчицы в пруд, через который тек ручеек, я кинул кусок конины, полагая, что волчица не сразу его обнаружит. К моему удивлению, появившись минут через десять, она направилась прямо к воде и нырнула в нее. Отряхиваясь, волчица вышла к площадке с мясом в зубах. Всеобщее любопытство!
Дав щенятам как следует наглядеться на мясо, волчица отнесла его в сторону и стала прятать. Где-то на третьем часу наблюдения я обнаружил и папу-волка. Он лежал от логова в стороне и выдал себя только шевеленьем ушей. Он уходил. Но, вернувшись, опять занимал позицию наблюденья: лежка — плотно на брюхе, морда на лапах, уши торчком, глаза внимательные.
К логову ни разу не приблизился. Фотокамера моя была наготове, но бездействовала. Малыши на открытой площадке суетились немало, а момента, когда они еще раз оказались бы вместе с матерью, не было — она все время увлекала их в сторону. Но терпенье фотографа оправдалось.
В отсутствие волчицы, когда щенята обязательно прятались в яму или стихали в траве, один шалопай беспечно бродил по площадке. В этот момент мать его и застала. Я услышал приглушенное, горловое рычание, означавшее: «Я кому говорила, не шляйся, разве не понимаешь — опасно!» Волчонок все понял, пятясь задом, он юркнул в яму, но я успел его снять вместе с матерью.
Солнце уже садилось за елки, когда я покинул вышку. Волчица в это время легла отдохнуть и уснула. Я пытался ее разбудить писком мыши, скрипом половицы на вышке — не проснулась или презрительно сделала вид, что спит. Так ли ведут себя волки в дикой природе? Неволя, даже такая, с видимостью свободы, поведенье животных, разумеется, искажает.
И все же лес и логово в нем во многом дают проявиться волчьей натуре.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
Сколько волчица рожает волчат
Обычно в семье волков 5-6 щенков. Отмечены случаи, когда их рождается очень много — 10-13 и даже до 17. Но такие случаи редки и половина выводка в многочисленных семьях не выживает. Волчата рождаются слепыми, беспомощными. Специалисты выделяют 5 этапов в развитии щенков:
1.неонатальный период — от рождения до открывания глаз;
2.переходный период от открывания глаз до первых реакций на звук;
3.период социализации — выход щенков из гнезда и переход на мясную пищу;
4.период юности — первые дальние экскурсии подросших щенков, начало освоения ими территории;
5.период половой зрелости.
Глаза у волчат открываются на 9-12-й день. В конце второй недели они обычно начинают реагировать на звуки, а через три недели впервые появляются из гнезда и примерно в это же время начинают пробовать мясо. В неонатальный период волчата совсем беспомощны. Мать помогает им совершать туалет, вылизывая под хвостом. Щенки не способны подняться в это время на ноги и перемещаться ползая.
Постоянно находятся в телесном контакте с матерью или друг с другом. Большую часть времени щенки спят.
Резкие изменения в их поведении наступают в начале третьей недели. К этому времени они уже видят и слышат, становятся на ноги и начинают ходить, пытаясь даже играть друг с другом, ударяя один другого лапами и прикусывая. К активным играм волчата переходят в возрасте чуть меньше месяца, когда они прыгают вперед и назад, припадают на передние лапы и прикусывают друг друга за морду.
Волчица хотя и заботливая мать, но не проявляет агрессивности по отношению к людям, близко находящимся около ее детей. Известны случаи, когда охотники забирали из логова весь выводок, складывали беспомощных щенков в мешок и уносили, а волчица в это время беспокойно наблюдала поодаль и затем несколько километров сопровождала охотников до деревни, не делая попыток напасть.
В первые дни волчица постоянно находится со щенками. Ее кормит волк. Он в желудке приносит пищу и отрыгивает ее самке. Постепенно волчица оставляет щенков одних, часто и надолго отлучаясь в поисках корма.
По наблюдениям Я. К. Бадридзе, самка оставляет волчат на 6,5 — 68 часов, то есть она может отсутствовать почти трое суток. Длительность отсутствия самки сильно зависит от обилия кормы в окрестностях логова. Чем он доступней, тем на меньшее время волчица оставляет щенков. Обычно когда самка покидает логово, волчата остаются одни, собираясь в кучу, чтобы согреться.
Волк редко находится с ними в логове. Но если щенки подползают к отцу, он не отгоняет их, согревая теплом своего тела. Логова волки устраивают в укрытых, хорошо защищенных местах. Ими могут быть навесы в скалах, глубокие трещины, ниши, промоины в оврагах, валежины. Часто под логова волки используют норы других животных: лисиц, песцов, барсуков, сурков.
Чужие норы волки расширяют и очень редко роют собственные, выбирая для этого мягкий, обычно песчаный грунт Логова, а также семейные дневки, на которых волчата проводят первые месяцы жизни, отвечают двум требованиям: наличие укрытий из плотной растительности или микрорельефа и одновременно хороший обзор местности, позволяющий обнаружить опасность. К логову волков трудно подойти незамеченным. Как правило, животные обнаруживают человека и успевают укрыться раньше, чем человек обнаруживает их. Подрастающие волчата могут резвиться на абсолютно открытом, хорошо просматриваемом месте, но к такой игровой площадке обязательно примыкают или густые заросли, или нагромождение камней и лабиринты ходов в скалах, оврагах. В этих укрытиях волчата, да и взрослые волки мгновенно «растворяются», ничем не выдавая своего присутствия.
Источник: gwolf.info
Из волков получаются прекрасные приемные родители
Животное заселено во всех видах биотопов: не только от русских степных просторов, но и до арктической тундры, лесных массивов и высоких гор. Раньше звери населяли практически все северное полушарие, сегодня их можно повстречать только на ограниченных территориях. Охота на хищника продолжается и сейчас, а добывать пищу становится сложнее с каждым новым годом.
Живут волки семейными лишь группами. Пары создают на всю свою жизнь. Основа стаи – сеголетки с отцом и матерью, к их группе могут вступать одинокие самцы. Хищники не уходят далеко от своего логова. Каждой семье принадлежит только личная территория.
Границы своих охотничьих угодий они метят испражнениями или мочой.
Корни вывернутых деревьев, буреломы и расщелины скал служат местами для логова волка. На ловлю крупного зверя выходит только вся стая, причем обязанности каждой особи индивидуальны. Некоторые преследуют добычу по пятам, другие же бегут наперерез или держатся поодаль. Как только группа главных преследователей устает, они меняются с теми, которые держались поодаль.
Волк проявляет активность и в ночное время. Часто его присутствие сопровождается лишь воем, звук которого далеко слышен. Общаются члены стаи между собой разного рода завываниями.
Волчата
Как и щенки собаки, волчата прозревают на 12-й день. До четырех-пятинедельного возраста волчица кормит их молоком. Забота по воспитанию молодого разбойничьего поколения ложится на обоих родителей — на волчицу и волка. С пятинедельного возраста волчица и отец волк кормят волчат наполовину переваренной пищей, которую они, придя с похода на логово, свободно отрыгивают. В этот период во время выкармливания молодняка — в окрестностях, где находится волчий выводок, трудно приходится дичи и молодняку диких копытных животных.
Рыская по угодьям, прожорливые облезшие — линяющие хищники не щадят ни яиц дикой птицы, ни их птенцов, а сколько зайчат, телят косуль, маралов и лосят порежут за лето серые разбойники! С двухмесячного возраста подросшие волчата с остервенением начинают рвать и догрызать приносимых их родителями живых зайцев, тетеревов, уток и другую живность. И этот период заметного ущерба сельскому животноводству волки не наносят, довольствуясь главным образом дикими животными.
Размножение волков в дикой природе
Только с наступлением второй зимы волчицы достигают возраста, в котором готовы к спариванию, у самцов этот возраст наступает только спустя три года от рождения. Брачные игры берут начало в зимний период и заканчиваются в марте месяце, но это зависит от населяемого ими региона.
Достигнув половой зрелости, волк образует пары, оставаясь неразлучными до конца жизни. Только благодаря этому гон у взрослых особей, сохранивших свою пару, проходит без драк и потасовок. Возле молодых и одиноких пожилых волчиц собирается до 5-ти самцов, между которыми случаются драки. Вынашивание продолжается до 75 дней. Количество волчат в приплоде разное от 4-х до 7-ми.
Малыши рождаются лишь с наступлением первых весенних дней слепыми, с прикрытыми ушными отверстиями и бурой редкой шерстью. В середине второй недели от роду щенки прозревают.
Существуют ли «дети-волки»?
С тобою младенцы, два брата, К сосцам стремятся припасть. Они не люди, волчата, У них звериная масть.
…И город цезарей дивных, Святых и великих пап, Он крепок следом призывных, Косматых звериных лап».
Сюжет о ребятишках, взращенных в волчьем семействе, увековечен в двух литературных памятниках — легенде об основателях Рима и сказках Р. Киплинга о Маугли.
Римская легенда повествует, как царь Амулий, опасаясь соперничества, приказал утопить детей своей сестры — Ромула и Рема — в Тибре. Однако слуги сжалились и просто бросили малышей на берегу. Их нашла волчица и выкормила своим молоком. Затем Ромул и Рем попали к пастуху и впоследствии основали Рим, символом которого долгое время была знаменитая статуя «капитолийской волчицы». Наверное, «волчье воспитание» сказалось на характере братьев, так как вскоре Ромул убил Рема, а Римская империя стала одной из самых воинственных держав мира.
Не только римские цари вели свой род от волка. Подобным родством хвалились правители многих народов. Есть древнеиранская легенда о волчице, вскормившей царя Кира, немецкое предание о герое Дитрихе и славянское — о богатыре Валигоре. В китайской хронике VII в. волки вообще выведены как предки тюрок.
Волчица спасла от гибели десятилетнего мальчика — последнего из рода гуннов, истребленного врагами. Она стала ему не только кормилицей, но и женой, родившей 10 сыновей, каждый из которых стал основателем рода. Чингисхан, как и остальные монголы, очень гордился тем, что он потомок серо-голубого волка, рожденного Небом. От волков вели свою родословную узбеки, своим тотемом его считали многие северные народы Евразии, многие индейские племена и 11 родов туркменов.
Подобные легенды, как и сказка про Маугли, родились, видимо, не на пустом месте. В частности, в Индии нередки были рассказы о потерявшихся или похищенных детях, принятых в волчью семью.
Р. Киплинг «Маугли»:
«- Это и есть человечий детеныш? — спросила Мать Волчица. — Я их никогда не видала. Принеси его сюда. …- Я слыхал, что это бывало и раньше, но только не в нашей Стае и не в мое время, — сказал Отец Волк. — Он совсем безволосый, и я мог бы убить его одним шлепком. Погляди, он смотрит и не боится»
.
Самой известной из историй «волчьих усыновлений» является история Камалы и Амалы. В 1920 году пастор Синг услышал в одной индийской деревне о двух «лесных духах» в человечьем обличье, но бегающих на четырех ногах.
Не долго думая, Синг с помощью нескольких охотников (те долго не соглашались искать «духов») нашел логово волчицы, в котором обнаружил вместе с двумя волчатами двух человечьих детенышей. Волчица защищала их не менее яростно, чем в сказке Киплинга, и была убита. Детеныши оказались одичавшими девочками. Старшую (ей было лет 7−8) назвали Камалой, а двухлетнюю маленькую — Амалой.
Обе они прожили недолго — Амала умерла очень быстро, а Камала прожила до 17 лет. Все это время Синг наблюдал за ее привычками и пытался вернуть ей человеческий облик. Давалось это с большим трудом. Передвигалась девочка на четвереньках, питалась сырым мясом, разрывая его зубами, вела ночной образ жизни и с завидной периодичностью выла.
Она срывала с себя любую одежду, а мытья вообще панически боялась. Все усилия пастора привели лишь к тому, что через семь лет Камалу научили пить из стакана, есть руками, спать по ночам, ходить прямо (хотя, когда она хотела двигаться быстрее, все равно опускалась на четвереньки). К пятнадцати годам она понимала лишь 45 слов, а к семнадцати едва достигла уровня четырехлетнего ребенка.
Но насколько вообще реальна сама возможность выживания ребенка в волчьей стае? Стоит сказать, что во всех попавших в СМИ историях о «детях-волках» (варианты — «медведях», «леопардах») ощущается привкус «газетных уток», составленных на потребу публики. В той же истории о Камале и Амале есть ряд несоответствий. Например, пассаж о волчице, защищающей своих детенышей, носит чисто литературный характер, так как любому охотнику известно, что своих детенышей волчица защищает не в пример хуже, чем те же зайцы — своих.
Одной из излюбленных и жестоких уловок некоторых «охотников» являются походы в волчье логово. «Смельчаки» перекручивают волчатам лапки стальной проволокой и таким образом калечат их. Ведь знатокам прекрасно известно, что волчица (и это еще одна загадка) никогда не бежит на помощь детенышам, а, наоборот, прячется. Однако, когда люди уходят, мать возвращается и продолжает выкармливать калек. Со временем они вырастут, и тогда охотники без лишней головной боли могут убить несчастных и получить за их головы деньги как за взрослых «матерых» волков.
Второе сомнение вызвано тем, что жизненный цикл волка не совпадает с жизненным циклом человека. Волчата растут быстрее, они становятся взрослыми и способны самостоятельно питаться в том возрасте, когда человек является еще грудным ребенком. Даже при желании волчица не могла бы выкормить девочку, в связи с биологическим прекращением лактации.
В-третьих, удивляет разница в возрасте девочек. Ведь потомство у волков сменяется каждые год-два, т. е., в соответствии с жизненным циклом волка Камала могла бы быть «бабушкой» или «прабабушкой» Амалы. И даже если допустить, что волчица была ненормальной и специально обзаводилась человеческими детьми, все равно она бы не воспринимала Камалу к тому времени как свою дочь. Да и долго ли выдержит желудок ребенка питание сырым мясом?
К тому же, даже в самом благоприятном случае из «ребенка-волчонка» никогда бы не получился ни основатель Рима, ни «уважаемый гражданин джунглей» Маугли, ни даже «полноценный» волк…
Скепсис насчет «детей-волков» характерен для многих ученых. Так, о найденном в конце 1950-х годов одичавшем мальчике Раме французский профессор Валуа писал: «В Индии и Африке мне часто встречались такие маленькие существа с отклонениями, они не умели ни ходить, ни говорить и влачили жалкое существование, приспосабливаясь, как могли… Так что Рама — вовсе не „ребенок-волк“, несмотря на утверждения индийских врачей, но несчастный малыш, брошенный родителями, умственно неразвитый и низведенный почти до животного состояния».
Теги: мифология, символы, традиции, волк, символика, животные, мифы
Историческая справка
Теория о возможном спаривании волка с собакой была выдвинута археологами. Ведь при раскопках часто обнаруживались останки волкособа. Исследования предполагали, что этим захоронениям больше десяти тысяч лет.
То, что в древности была произведена намеренная гибридизация, ученые исключают. Вероятнее всего, волкособы появились в результате природной вязки волка с собакой.
А вот в 1766 году английские селекционеры решили скрестить волка с одомашненной овчаркой. Родившихся полудиких щенков (их было девять) назвали Поморскими собачками. Некоторых из них раскупили аристократы, остальных поместили в зверинцы, а эксперименты британцев на этом закончились.
Немецкие экспериментаторы изъявили желание создать помесь волка и собаки в XIV веке. В результате скрещивания на свет появилось 200 животных-гибридов. Однако, они не поддавались воспитанию, боялись людей и были агрессивными. Следовательно, этот эксперимент биологов Германии продолжения не имел. Не дала положительного результата также их попытка скрестить волка с пуделем.
Ландер Сарлос, ученый из Голландии, вывел волкособа в 1925 году.
Для этого селекционер скрестил волчицу с кобелем немецкой овчарки. Этот гибрид имел официальное признание, в 1962 году порода была «обновлена», а через 19 лет волкособы из Голландии были занесены в «чёрный список» из-за плохой социализации.
Первый «нормальный» волкособ – это Чешский волчак, появившийся в результате исследований Карела Хартла, чешского ученого. Для вязки селекционер взял волчицу, выращенную в домашних условиях, и самца немецкой овчарки.
В России успешная селекция была произведена в Пермском институте внутренних войск.
Однако, спаривание одомашненной волчицы Найды с кобелем произошло не в лабораторных условиях, а естественным путем. Первые их малыши считаются Русскими волкособами. Они успешно социализировались и успешно несут службу в силовых ведомствах РФ.
Источник: lorises.ru
Волчьи дни – народные верования о волках.
Согласно народным верованиям, волк – это не Божье создание, а сотворил его дьявол, чтобы подражать Господу, но сколь бы он ни мучился, не мог вдохнуть в него душу, да оживить его. Бог пошел в гости к дьяволу, чтобы проверить, какими нечестивыми делами он занялся, а дьявол, так как хотел похвастаться, что и он может создавать жизнь, велел волку: “Встань и укуси Бога за ногу!”, но тот и не пошевельнулся.
Бог посмотрел на него и сказал: “Встань и укуси врага моего за ногу!”. Вскочил волк и укусил дьявола, с тех пор тот и хромает. Ушел Господь, а вместе с ним и волк, все ходил рядом с ним, да спрашивал: как теперь ему жить, чем питаться?
Бог ведь заботится обо всех, решил и о волке позаботится, и велел, чтобы пастухи его кормили – чтоб каждый ему по одному ягненку из стада выделял, и действительно, так волк и питался долгое время. Однажды Бог пошел сторожить одно стадо, так как отправил пастуха за водой.
Пришел волк, и Бог указал ему на больного барашка, но «серому» тот не понравился и начал он ловить себе ягненка помоложе. Разгневался Господь, снял свои перчатки и бросил их в волка, – те превратились в собак, которые погнались за ним.
С тех пор для волка наступили тяжелые времена: сам уже должен был он находить себе еду, а когда не мог – терпел пост в 40 дней, обманывая желудок травкой-муравкой. Как создание дьявола, волк воспринимается болгарами как символ зимы и смерти, мрака и дикой природы. Считается, что он лакомый и может целое стадо поглотить разом.
Однако и об этом Господь позаботился, велев, чтобы пасть его не всегда была открыта, а чтоб в некоторые дни и часы челюсть его была плотно закрыта, и тогда волк может только бродить вокруг стада, при этом оставаясь голодным. Волк не может видеть вдаль, не может и поворачивать голову, чтобы увидеть, что происходит сзади.
Он может унюхать овец только по ветру, поэтому в ветреную погоду пастухи ведут свои стада против ветра. Согласно народным верованиям, волчица рожает лишь раз в жизни – столько волчат, сколько недель от Рождества до Недели Мясопустной, когда разрешено есть мясо.
Пастухи радуются, когда посты начинаются, и особенно обеспокоены в те годы, когда Пасха приходится на конец весны, потому как волков в этот год будет много. Волчица, однако, не может зачать, пока не съест собачьего мяса, поэтому, когда наступает период спаривания, волчицы собираются в стаи и крутятся вокруг овчарни, чтобы поймать и растерзать какую-нибудь собаку.
Волчица – особенно хитрая и осторожная мать, она рожает рядом с каким-нибудь селом или овчарней, но когда родит волчонка, уходит на охоту как можно дальше, чтобы не вызывать подозрений. А когда волчица приносит своему волчонку добычу, тщательно заметает за собой следы. Для болгар зима – волчье время, когда празднуются несколько Волчьих праздников.
Календарно, они чаще всего связаны с переходом от осени к зиме, вокруг дня Архангела Михаила. Существует поверье, что именно тогда размножаются волки. В южных районах Болгарии Волчьи праздники отмечаются в т.н. “грязные дни” (период родовых мук святой Богородицы, начавшийся в Игнаждень – 20 декабря).
Другой период, когда почитают волков, это т.н. “Трифунци” – три дня с 1 по 3 февраля, когда считается, что рождаются маленькие волчата. В эти три дня запрещается работать, а самое важное не раскрывать ножниц, дабы были закрытыми и волчьи пасти в этом году.
Ножницы привязываются красными нитями высоко к потолку – на полке, рядом с иконой или на балке, – чтобы их случайно не нашел какой-нибудь ребенок и не развязал их. Особенно не стоит зашивать или заштопывать мужскую одежду, потому что мужчины чаще ходят в лес, а если у них будет при себе что-то, что было сделано в эти дни, то это привлечет волков.
Рассказывается, что одна женщина зашила своему мужу дырку на плече куртки. Когда муж одел ее и пошел за дровами в лес, то волк нашел его, укусил за плечо и сорвал зашитое. Если “Трифунци” празднуются три дня, то “Мартенци” – целые десять, с 11 по 21 ноября – три раза по три дня, плюс 1, посвященный вожаку волчьей стаи “Куцалану” – Хромому волку, самому свирепому среди волков.
Его день – 21 ноября, называется еще Волчья Богородица. Куцалан и самый старый волк, он – предводитель волков и ему приписываются человеческие черты. О нем существует поверье, что он не совсем волк, а оборотень. В отличие от остальных волков, он не ест животных – ни овец, ни телят, а питается только людьми.
В Западной Болгарии даже есть поверье, что солнечное затмение вызывается Куцаланом, потому что он может поглотить все солнце полностью. С давних времен, однако, смех является лучшим лекарством против страха.
В народных сказках о животных рассказывается, как лиса обманула волка, чтобы он ловил рыбу под мельницей, окунув свой хвост в воду с привязанным к нему большим глиняным кувшином. Когда кувшин наполнился водой и стал тяжелым, лисица побежала к мельнику и закричала “Волк! Волк!”.
Пока мельник бил лопатой застрявшего волка, лисица съела приготовленную для него кашу с хлебом, намазала немного себе на голову, притворившись перед волком, что и ее избили, причем так, что мозг у нее вытекает. Заставила волка нести ее домой на спине, да припевала: “Больной здорового несет!”. В другой сказке бабушка пошла в лес собирать дрова, а навстречу ей – волк. Прыгнул волк, разинув пасть, но бабушка взмолилась: “Не ешь меня, волчок, я старая, да жилистая, но есть у меня три дочери – Здравушка, Мякушка и Сладушка, приходи сегодня вечером, – дам тебе какую захочешь”. Глупый волк отпустил ее восвояси, а вечером постучался в ворота: “Бабушка, дай мне Здравушку!”. “Здорово я дверку подперла!”, – засмеялась из дома бабушка. “Дай мне тогда Мякушку!”, – потребовал волк. “Мягко я себе кроватку постелила”, – ответила бабушка. “Сладушку тогда, бабуля, Сладушку!”, – не отказывался волк-дурак. А бабушка ему и говорит: “Сладко бабушка уснула! ”.
Другие публикации в разделе
Животные
-й в рейтинге
народных корреспондентов
107-й в рейтинге
народных корреспондентов
107-й в рейтинге
народных корреспондентов
107-й в рейтинге
народных корреспондентов
-й в рейтинге
народных корреспондентов
Источник: moe-lipetsk.ru