Сколько весит торпеда подводной лодки

В 1912 г. Фиумский завод закончил разработку новой торпеды калибра 450 мм. В апреле 1912 г. Морским министерством был заключен контракт на поставку в Россию 250 торпед с правом их изготовления в России. , которым был присвоен шифр 45-12. В сентябре того же года в Фиум выехала русская комиссия, в состав которой вошли видные торпедисты Е. А. Пастухов, Б. Л. Пшенецкий, А. В. Трофимов и П. Н. Тахибиев.

После испытаний, результаты которых убедили членов комиссии в соответствии торпед техническим условиям договора, завод приступил к изготовлению заказанной партии. Торпеда, получившая наименование 45-12, явилась последней и наиболее совершенной, созданной Фиумским заводом до начала первой мировой войны.

Ее главная особенность заключалась в «подогревательном аппарате с впрыскиванием и испарением воды». По сравнению со всеми предыдущими образцами благодаря подогревательному аппарату торпеда 45-12 обладала значительным преимуществом в дальности и скорости хода. Однако из 250 заказанных торпед Россия успела получить лишь 24.

Атомный подводный дрон «Посейдон»

Началась война, и какие-либо связи с Фиумским заводом прервались. Дальнейшее производство торпед 45-12 осуществлялось лишь на отечественных заводах. Поскольку в процессе изготовления и пристрелки первых их образцов обнаружилось немало недостатков, торпеда подверглась значительной модернизации. Многие изменения и улучшения в ее конструкцию были внесены представителями Минного отдела Главного управления кораблестроения и конструкторами заводов Г.А.Лесснера и Обуховского.

Разработчики

Инженеры Фиумского з-да

Модернизация

Офицеры флота Е.А. Пастухов и А.В. Трофимов

Изготовитель

АО «Машиностроительные заводы Г.А. Лесснера»,

Годы:

-принятия на вооружение

ТТХ:

-длина торпеды, мм

Давление в ВР, атм

В торпедах образца 1912 года нашла завершение идея экономичного расходования ограниченного количества энергоресурсов — в машину подавались продукты сгорания жидкого горючего, смешанные с парами воды. Воздух расходовался весьма экономично, а следовательно, заметно повысились дальность и скорость хода торпеды. При сравнительно небольших размерах двигатель торпеды позволял достигнуть скорости хода 28—30 узлов. Дальнейшее повышение мощности двигателя требовало увеличения его размеров, а следовательно, увеличения калибра торпеды.

Основным заводом, где изготавливались торпеды образца 1912 года, был завод Лесснера. В этой торпеде устанавливались были применены гироскопический прибор с дополнительным дутьем и сетепрорезатель.

Торпеда состояла из трех основных частей: 1) боевого зарядного отделения (БЗО); 2) резервуарного отделения; 3) кормовой части:

4512 CM 800

Торпеда 45-12. ЦВММ, СПб. Фото DK, ALLMINES.NET, 2016

Зарядное отделение торпеды 45-12 в оригинальном исполнении изготавливалось из бронзы и крепилось 22 болтами к воздушному резервуару торпеды. Позже БЗО стали изготавливать из стали. В средней части зарядного отделения размещался ударник с запальным стаканом, в носовой части зарядного отделения находился прорезатель сетей. Шток ножа при ударе о сеть должен был углубиться в свое гнездо и наколоть капсюли, которые должны были вызвать взрыв порохового заряда, расположенного в гнезде. Этим взрывом нож с силой ударял по сети и прорезал ее.

ПОСЕЙДОН — ОРУЖИЕ СУДНОГО ДНЯ , ПОСЕЙДОН ОРУЖИЕ РОССИИ , СТАТУС 6

BZO4512 800AMN

БЗО торпеды 45-12. ЦВММ, СПб. Фото DK, ALLMINES.NET, 2014

Воздушный резервуар торпеды выполнялся стальным, к нему 37 болтами крепилась хвостовая часть. В центре воздушного резервуара размещался клапан для трубопровода подачи воздуха. В кормовой части размещался подогревательный аппарат.

Сжатый воздух проходил в верхнюю часть подогревательного аппарата из машинного регулятора низкого давления и через две диафрагмы поступал в среднюю часть камеры сгорания. Вода, вытесняемая сжатым воздухом из водяного отсека, проходила через водяной фильтр и водяной кран в пространство между внутренней стенкой камеры и испарителем и по трубкам шла в камеру. Керосин, вытесняемый из керосинового резервуара водой, поступал к керосиновому фильтру, керосиновому крану и к форсунке, распыляющей керосин внутри камеры горения. Зажигательное приспособление воспламеняло распыленный керосин. Нагретый воздух, пары воды и продукты горения керосина (т.е. парогазовая смесь) подавались к золотникам главной машины.

4512 GM3 800AMN

Машинное отделение торпеды 45-12. ЦВММ, СПб. Фото DK, ALLMINES.NET, 2014

Главная машина торпеды — это двухцилиндровый горизонтальный поршневой двигатель. Как и все поршневые машины, она состояла из цилиндров с поршнями; золотников, распределяющих парогазовую смесь в переднюю и заднюю полости цилиндров, а также и передаточного (шатунно-кривошипного) механизма, преобразующего поступательное движение поршней во вращательное движение гребных валов и винтов.

Валы — две латунные трубы, вложенные одна в другую. Они проходили через всю кормовую часть торпеды и выходили наружу в хвостовой ее части. На более короткий наружный вал был насажан передний винт, а на более длинный, внутренний — задний. Через внутренний вал выходили в воду отработанные газы из машины.

Торпеда в различных условиях боевой обстановки могла использоваться на одном из трех режимов:

2000 метров со скоростью 43 узла;
3000 метров со скоростью 39 узлов;
6000 метров со скоростью 29 узлов.

Установка режима производилась регулировкой пружины машинного регулятора низкого давления (РНД). РНД регулировал поступление в подогревательный аппарат поступал воздуха и керосина. Стреляя на дальнюю дистанцию, необходимо было уменьшить скорость торпеды, чтобы машина работала экономнее и торпеда могла пройти большой путь. Для этого ослабляли пружину регулятора низкого давления и сокращали подачу воды и керосина в подогревательный аппарат.

4512 G 400AMN

Кормовая часть торпеды 45-12. Музей ЦНИИ «Гидроприбор», СПб. Фото DK, ALLMINES.NET, 2014

В 1911 году в гироскопический прибор русской торпеды впервые в мире было внесено существенное изменение — дополнительное дутье на волчок, — что привело к заметному увеличению времени работы гироскопа.

Гироскопический прибор торпеды типа 45-12 состоял из трех главных частей: 1) свободного гироскопа (уравновешенного волчка в кардановом подвесе); 2) турбинки, дающей волчку первоначальное вращение; 3) рулевой машинки. За полсекунды, пока торпеда движется в трубе аппарата, воздушная турбинка, вращающая волчок, должна сообщить ему частоту вращения 20000 об/мин и разобщиться от оси волчка.

В момент выстрела к турбинке подавался воздух высокого давления. Через полсекунды, когда торпеда выходит из торпедного аппарата, специальный механизм закрывал путь воздуха к турбинке и разобщал ее ось от оси волчка. Для того чтобы волчок точно сохранял первоначальное направление, скорость его не должна затухать.

Для этого маховику волчка было придано свойство турбинного колеса. По всей его окружности были сделаны наклонные углубления, подобные лопаткам турбины, на которые подавался сжатый воздух. Вертикальное кольцо было соединено с золотником рулевой машинки при помощи эксцентрика. Благодаря такому соединению при повороте кольца золотник перемещался и пропускал сжатый воздух в цилиндр, а поршень передвигал рулевые тяги и перекладывал вертикальные рули.

Наряду с усовершенствованием конструкции гироскопа в 1908 году к нему было добавлено устройство для угловой стрельбы.

Горизонтальными рулями торпеды 45-12 управлял специальный автоматический прибор — гидростатический аппарат. Главная его часть — небольшой бронзовый подвижной диск, помещенный в торпеде так, что он связан с забортной водой. Изнутри торпеды в диск упирается стержень, на который давит тугая пружина. Снаружи на диск давит забортная вода.

Если торпеда идет на глубине большей, чем ей назначено, давление забортной воды преодолевает сопротивление пружины и вдавливает диск внутрь. Если же торпеда всплывает на глубину, меньшую, чем ей положено, пружина пересиливает давление воды и выталкивает диск наружу. Движение диска передается золотничку, управляющему рулевой машинкой, и ее поршень перекладывает горизонтальные рули вверх или вниз на заданный угол.

Читайте также:  Сколько стоят лодки в Италии

Для выравнивания хода торпеды по глубине в гидростатический аппарат ввели дополнительное устройство — тяжелый свинцовый маятник. Маятник подвешен на оси и соединен со стержнем, передающим усилие пружины подвижному диску. Когда торпеда идет горизонтально (без дифферента), маятник не влияет на ее движение.

Когда же торпеда начинает всплывать или погружаться, появляется дифферент и маятник отклоняется назад или вперед. В обоих случаях он будет выравнивать торпеду, то усиливая, то ослабляя действие пружины. В результате маятник сглаживает траекторию торпеды и ее отклонения от заданной глубины не превышали 0,5 м вверх или вниз.

4512 X 800

Хвостовая часть торпеды 45-12. ЦВММ, СПб. Фото DK, ALLMINES.NET, 2014

После выстрела встречная струя воды вращает вертушку инерционного ударника, (лопасти вертушки выступают над оболочкой зарядного отделения), и приводит ударник в боевое положение — шток ввертывается в боек, опускается его верхний конец и освобождает маятник, а нижний выталкивает из бойка планку с иглами. Кроме того, при этом сжимается боевая пружина. Ударник приходит в боевое положение (когда торпеда пройдет 100-150 м). Две буферные пружины удерживают маятник в вертикальном положении при тряске и толчках на ходу торпеды.

В момент столкновения с кораблем маятник по инерции качался вперед, преодолевая сопротивление буферных пружин, рычаги поворачиваются, освобождая боек, и сжатая боевая пружина посылает боек с иглами вниз. Иглы накалывают капсюли-воспламенители, взрывая первичные и вторичный детонаторы, а также заряд.

Торпеда 42-12 была основной торпедой русского флота в Первой мировой и Гражданской войнах. Первые советские авиационные торпеды были созданы на базе торпеды 45-12. Торпеда состояла на вооружении отечественного флота вплоть до середины 40-х годов.

В работах по постановке производства, пристрелке и техническому усовершенствованию торпед образца 1912 года принимали непосредственное участие офицеры флота Е.А. Пастухов и А.В. Трофимов.

Литература и источники:

1. Коршунов Ю.Л., Успенский Г.В. Торпеды российского флота. СПб.: Ленко издательство «Гангут», МП «Нептун», 1993.
2. Литвиненко Е.Я. Торпедное оружие Российского Императорского флота в период 1866-1917 гг. Диссертация кандидата технических наук. М.: РГБ, 2003.
3. Экспозиция Центрального военно-морского музея, С.-Петербург.
4. Экспозиция музея морского подводного оружия ЦНИИ «Гидроприбор»

Источник: allmines.net

Торпеда – смертоносная стальная «сигара»

Боевые парогазовые торпеды

Парогазовые торпеды, впервые изготовленные во второй половине XIX столетия, стали активно использоваться с появлением подводных лодок. Особенно преуспели в этом германские подводники, потопившие только за 1915 год 317 торговых и военных судов с общим тоннажем 772 тыс. тонн. В межвоенные годы появились усовершенствованные варианты, которые могли применяться самолетами. В годы Второй мировой войны торпедоносцы сыграли огромную роль в противоборстве флотов воюющих сторон.

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и могут оснащаться боеголовками с различным зарядом, вплоть до атомного. На них продолжают использоваться парогазовые двигатели, созданные с учетом последних достижений техники.

История создания

Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».

Модификации парогазовой торпеды

В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.

Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.

Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.

В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.

В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.

Торпеда в разрезе для обучения

Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).

При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.

Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.

Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.

Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.

Устройство боевой парогазовой торпеды

При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.

В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Принцип действия торпеды

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.

Учебная парогазовая торпеда

При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Читайте также:  Сколько может служить лодка ПВХ

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

ПараметрG7a53-39Mk.15mod 0Тип 93
Производитель Германия СССР США Япония
Диаметр корпуса, мм 533 533 533 610
Вес заряда, кг 280 317 224 610
Тип ВВ Тротил ТГА Тротил
Предельная дальность хода, м до 12500 до 10000 до 13700 до 40000
Рабочая глубина, м до 15 до 14
Скорость хода, уз до 44 до 51 до 45 до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.

Гребные винты торпеды

Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Боевая часть

Боевой заряд, расположенный в головной части корпуса состоит из заряда взрывчатого вещества и взрывателей. На ранних моделях торпед, применявших в Первую мировую войну, использовалось однокомпонентное взрывчатое вещество (например, пироксилин).

Для подрыва применялся примитивный детонатор, установленный в носовой части. Срабатывание ударника обеспечивалось только в узком диапазоне углов, близком к перпендикулярному попаданию торпеды в цель. Позднее стали применятся усы, связанные с бойком, которые расширили диапазон этих углов.

Запуск парогазовой боевой торпеды

Дополнительно стали устанавливаться инерционные взрыватели, срабатывавшие в момент резкого замедления движения торпеды. Использование таких детонаторов потребовало введения предохранителя, которым стала крыльчатка, раскручиваемая потоком воды. При использовании электрических взрывателей крыльчатка соединяется с миниатюрным генератором, заряжающим конденсаторную батарею.

Взрыв торпеды возможен только при определенном уровне заряда батареи. Подобное решение обеспечило дополнительную защиту атакующего корабля от самоподрыва. К моменту начала Второй мировой стали применяться многокомпонентные смеси, обладающие повышенной разрушающей способностью.

Так, в торпеде 53-39 используется смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Применение систем защиты от подводного взрыва привело к появлению взрывателей, обеспечивавших подрыв торпеды вне зоны защиты. После войны появились модели, оснащенные ядерными боеголовками. Первая советская торпеда с ядерной боеголовкой модели 53-58 была испытана осенью 1957 года. В 1973 году ее сменила модель 65-73 калибра 650 мм, способная нести ядерный заряд мощностью 20 кт.

Боевое применение

Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.

Боевое применении парогазовой торпеды

В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.

Любопытные факты

Были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок.

Примером такого вооружения может служить советская торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм.

Оружие предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.

Источник: warbook.club

U-Boote.ru

Подготовка торпеды к погрузке в носовой отсек подводной лодки U-94

Номенклатура немецких торпед на первый взгляд может показаться чрезвычайно запутанной, однако на подводных лодках существовало всего два основных типа торпед, отличавшихся различными вариантами взрывателей и систем управления по курсу. Фактически эти два типа G7а и G7е были модификациями 500-мм торпеды G7, применявшейся еще во время Первой мировой войны. К началу Второй мировой войны калибр торпед был стандартизирован и принят равным 21 дюйму (533 мм). Стандартная длина торпеды была равна 7,18 м, масса взрывчатого вещества боевой части составляла 280 кг. Из-за аккумуляторной батареи массой 665 кг торпеда G7e была тяжелее G7a на 75 кг (1603 и 1528 кг соответственно).

Взрыватели, используемые для подрыва торпед, были источником больших забот подводников, и в начале войны было зафиксировано много случаев отказов. К началу Второй мировой войны на вооружении находились торпеды G7а и G7е с контактно-неконтактным взрывателем Pi1, срабатывающим в результате удара торпеды в корпус корабля, либо воздействия магнитного поля, создаваемого корпусом корабля (модификации TI и TII соответственно).

Очень скоро выяснилось, что торпеды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают раньше времени или не взрываются вообще при прохождении под целью. Уже в конце 1939 года в конструкцию взрывателя были внесены изменения, позволявшие отключать неконтактную схему замыкателя. Однако это не явилось решением проблемы: теперь при попадании в борт корабля торпеды не взрывались вовсе. После выявления причин и устранения дефектов с мая 1940 года торпедное оружие немецких подводных лодок достигло удовлетворительного уровня, если не считать того, что работоспособный контактно-неконтактный взрыватель Pi2, да и то только для торпед G7e модификации TIII, поступил на вооружение к концу 1942 года (разработанный для торпед G7a взрыватель Pi3 применялся в ограниченных количествах в период с августа 1943 года по август 1944 года и считался недостаточно надежным).

Торпедные аппараты на подводных лодках, как правило, располагались внутри прочного корпуса в носу и корме. Исключение составляли подводные лодки типа VIIA, на которых был установлен один торпедный аппарат в кормовой надстройке. Соотношение количества торпедных аппаратов и водоизмещения подводной лодки, и соотношения числа носовых и кормовых торпедных труб оставалось стандартным. На новых подводных лодках XXI и XXIII серий кормовые торпедные аппараты конструктивно отсутствовали, что в итоге привело к некоторому улучшению скоростных качеств при движении под водой.

Торпедные аппараты немецких подводных лодок имели ряд интересных конструктивных особенностей. Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа торпед могло осуществляться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП). В качестве другой особенности следует отметить возможность хранения и постановки из торпедного аппарата неконтактных мин TMB и TMC.

ТИПЫ ТОРПЕД

TI(G7a)

Эта торпеда представляла собой относительно простое оружие, которое приводилось в движение паром, образующимся при сгорании спирта в потоке воздуха, поступающего из небольшого баллона. У торпеды TI(G7a) было два винта, вращавшихся в противофазе. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12500 м соответственно (позднее по мере совершенствования торпеды дальности хода возросли до 6000, 8000 и 12500 м). Главным недостатком торпеды был пузырьковый след, и поэтому ее целесообразнее было использовать в ночное время.

Читайте также:  Можно ли застраховать моторную лодку

TII(G7e)

Модель TII(G7e) имела много общего с TI(G7a), однако приводилась в движение небольшим электромотором мощностью 100 л.с., вращавшим два гребных винта. Торпеда TII(G7e) не создавала заметного кильватерного следа, развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 3000 м. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось проще и дешевле по сравнению с парогазовым аналогом. В результате этого обычный боекомплект подлодки VII серии в начале войны состоял из 10-12 торпед G7e и всего 2-4 торпед G7a.

TIII(G7e)

Торпеда TIII(G7e) развивала скорость 30 узлов и имела радиус действия до 5000 м. Принятый на вооружение в 1943 году усовершенствованный вариант торпеды TIII(G7e) получил обозначение TIIIa(G7e); эта модификация имела аккумуляторную батарею улучшенной конструкции и систему подогрева торпеды в торпедном аппарате, что позволило увеличить эффективный радиус действия до 7500 м. На торпедах этой модификации установливалась система наведения FaT.

TIV(G7es) «Falke» («Ястреб»)

В начале 1942 года немецким конструкторам удалось разработать первую самонаводящуюся акустическую торпеду на основе G7e. Эта торпеда получила обозначение TIV(G7es) «Falke» («Ястреб») и была принята на вооружение в июле 1943 года, но в боевых действиях почти не применялась (было изготовлено около 100 штук). Торпеда имела неконтактный взрыватель, масса взрывчатого вещества ее боевой части составляла 274 кг, однако при достаточно большой дальности действия — до 7500 м — она имела пониженную скорость — всего 20 узлов. Особенности распространения шума винтов под водой требовали стрельбы с кормовых курсовых углов цели, однако вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невысока. В результате TIV(G7es) признали пригодной лишь для стрельбы по крупным транспортам, движущимся со скоростью не более 13 узлов.

TV(G7es) «Zaunkonig» («Крапивник»)

Дальнейшим развитием TIV(G7es) «Falke» («Ястреб») явилась разработка самонаводящейся акустической торпеды TV(G7еs) «Zaunkonig» («Крапивник»), поступившей на вооружение в сентябре 1943 года. Эта торпеда предназначалась в первую очередь для борьбы с эскортными кораблями конвоев союзников, хотя могла небезуспешно использоваться и против транспортных судов. За ее основу была принята электрическая торпеда G7e, однако ее максимальная скорость была снижена до 24,5 узла для уменьшения собственного шума торпеды. Это дало положительный эффект — дальность хода увеличилась до 5750 м.

У торпеды TV(G7es) «Zaunkonig» («Крапивник») имелся следующий существенный недостаток — она могла принять за цель и саму лодку. Хотя прибор самонаведения включался после прохождения 400 м, стандартной практикой после пуска торпеды являлось немедленное погружение подводной лодки на глубину не менее 60 м.

TXI(G7es) «Zaunkonig-II» («Крапивник-II»)

Для борьбы с акустическими торпедами союзники начали применять простое устройство «Фоксер», буксируемое кораблем охранения и создающее шум, после чего в апреле 1944 года на вооружение подводных лодок была принята самонаводящаяся акустическая торпеда TXI(G7es) «Zaunkonig-II» («Крапивник-II»). Она явилась модификацией торпеды TV(G7еs) «Zaunkonig» («Крапивник») и была оснащена помехозащищенным прибором самонаведения, настроенного на характерные частоты гребных винтов корабля. Однако ожидаемых результатов самонаводящиеся акустические торпеды не принесли: из 640 выпущенных по кораблям торпед TV(G7es) и TXI(G7es) было отмечено по разным данным 58 или 72 попадания.

КУРСОВЫЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ

FaT — Flachenabsuchender Torpedo

В связи с усложнением условий боевой деятельности в Атлантике во второй половине войны «волчьим стаям» становилось все труднее прорывать охранение конвоев, в результате чего с осени 1942 года системы наведения торпед подверглись очередной модернизации. Хотя немецкие конструкторы заранее позаботились о вводе систем FaT и LuT, предусмотрев в подводных лодках для них место, оборудование FaT и LuT в полном объеме получило небольшое количество подводных лодок.

Первый образец системы наведения Flachenabsuchender Torpedo (горизонтально маневрирующая торпеда) был установлен на торпеде TI(G7a). Была реализована следующая концепция управления — торпеда на первом участке траектории двигалась прямолинейно на расстояние от 500 до 12500 м и поворачивала в любую сторону на угол до 135 градусов поперек движения конвоя, а в зоне поражения судов противника дальнейшее движение осуществляла по S-образной траектории («змейкой») со скоростью 5-7 узлов, при этом длина прямого участка составляла от 800 до 1600 м и диаметр циркуляции 300 м. В результате траектория поиска напоминала ступени лестницы. В идеале торпеда должна была вести поиск цели с постоянной скоростью поперек направления движения конвоя. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя со «змейкой» поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой.

С мая 1943 году следующую модификацию системы наведения FaTII (длина участка «змейки» 800 м) стали устанавливать на торпедах TII(G7e). Из-за малой дальности хода электроторпеды эта модификация рассматривалась в первую очередь как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

LuT — Lagenuabhangiger Torpedo

Система наведения Lagenuabhangiger Torpedo (торпеда с автономным управлением) была разработана для преодоления ограничений системы FaT и принята на вооружение весной 1944 года. По сравнению с предыдущей системой торпеды были оборудованы вторым гироскопом, в результате чего появилась возможность двухкратной установки поворотов до начала движения «змейкой». Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции — сначала торпеда обгоняла конвой, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение «змейкой» поперек курса движения конвоя. Длина участка «змейки» могла изменяться в любых диапазонах до 1600 м, при этом скорость торпеды была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м.

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счетно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ

«Zaunkonig» («Крапивник»)

Данное устройство, устанавливаемое на торпедах G7e, имело акустические датчики цели, что обеспечивало самонаведение торпед по кавитационному шуму гребных винтов. Однако устройство имело недостаток, заключавшийся в том, что при прохождении через турбулентный кильватерный поток оно могло сработать преждевременно. Кроме того, устройство было способно фиксировать кавитационные шумы только при скорости цели от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м.

«Zaunkonig-II» («Крапивник-II»)

Это устройство имело акустические датчики цели, настроенные на характерные частоты гребных винтов корабля, чтобы исключить возможность преждевременного срабатывания. Торпеды, оснащенные этим устройством, с некоторым успехом использовались как средство борьбы с кораблями охранения конвоев; пуск торпеды производился из кормового аппарата в сторону преследующего противника.

  • Торпеды
  • Мины
  • Палубная артиллерия
  • Зенитная артиллерия
  • Оборудование

Источник: www.u-boote.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...