Что мы знаем о новом Абрамсе уже сейчас? Что у него общего с Т-14 Армата, а что кардинально отличается? И почему новая версия сорокалетнего танка — это революция в отрасли.
Ну вот и свершилось — американцы наконец полностью представили новый станок смерти в лице танка AbramsX. Мы давно потирали руки ради обзора, хотя сейчас ещё недостаточно информации, чтобы подробно разобрать новшества. И всё же её уже достаточно для того, чтобы разобраться, что это за машина.
На Ferre посвящали статью корейскому танку К2, который многими признан лучшей современной боевой платформой-альтернативой советской и натовской школам. Но, положа руку на сердце, понимали — это не может длиться долго, если американцы анонсировали новый танк.
Мы периодически касались темы Абрамсов SEP v3 и SEP v4, и многие в определённый момент были уверены, что General Dynamic Land System (военное подразделение «генеральных динамиков» — роддом Абрамсов и много какого ещё оружия) просто пудрит мозги, наводя шороху перед выпуском именно SEP 4. Но в действительности все последние «обновления» Абрамсов касались марафета — обновляли датчики, матрицы тепловизоров, бортовую электронику, возились с подвеской и силовой. В корне же это по-прежнему старый Абрамс, танк из 80-х. Но вот сейчас американцы чётко решили переходить на танк 4-го поколения, а вся платформа танков М1 должна уйти в прошлое. Короче, королева умерла — да здравствует король!
М1 Абрамс — основной боевой танк армии США
Стильно, модно, молодёжно
Что такое танк 4-го поколения, вы можете почитать в статье о К2, а сейчас сделаем первый, пока беглый обзор того, что нам показали в нашумевшем видео.
Тот, да не тот
В общем, визуально это пока Абрамс, только в стиле, как если бы Xzibit занялся старым танком в «Тачка на прокачку» — получилось очень ладно и футуристично. Опережая дедов-пердунов, не видевших ничего лучше Т-62, напомним — хорошая техника всегда получается красивой. Первое, на что стоит обратить внимание — этот танк на 10 тонн легче последних модификаций, которые плавно приближались к 70 тоннам (пора бы было уже завязывать с этим перетяжелением), а значит его масса варьируется в пределах 55-58 тонн. И вот именно в этом «облегчении» и кроятся все главные фишки нового танка — их больше, и они радикальнее, чем вы можете представить.
Абрамс М1А2D (SEP v4) — наряду с М1А2С это будут основные модификации «первой линии» на ближайшие 10 лет. Это капитальный ремонт + модернизация прежнего М1А2, танк всё больше превращается в гараж, напичканый хайтеком, решить проблемы без радикальных технических решений уже нельзя
Почему это не М1А2 SEP v4, как многие ожидали? Да потому, что американцы наконец собрали волю в кулак, чтобы исправить ошибки и избавить армию от основных проблем, которыми страдали поздние «абрамы».
- Масса. Уже сказали, но повторим. В общем, перетяжеление — это глобальная проблема натовских машин последней пары десятков лет. Ответить современным средствам поражения чем-либо, кроме наращивания брони, долго не получалось. А ведь этой бронёй надо окружать боевое отделение — просторное (надо заряжающему где-то развернуться) и напичканное кучей электроники.
- За тоннами веса идёт проблема нагрузки на подвеску. Ей тяжело выполнять свои функции в машине, которая аки качок (я не жирный, я на массе) всё тяжелее и тяжелее. Надёжность и зависимость от ремонтных баз всё выше, из-за чего отпускать танки далеко от мастерских всё опаснее. Да и повышенный износ элементов требует нагружать логистику запчастями.
- Логистика не заканчивается на запчастях, есть ещё топливо, его Абрамсы жрут как не в себя, окончательно выбешивая генералов — это не оружие, это избалованная фифа, никаких углеводородов не напасёшься. Один танковый батальон требует такой свиты заправщиков, каких не каждый аэродром видывал, и всё это добро вынуждено следовать за танками на марше.
Хорошая бронезащита вредит всем остальным характеристикам современных танков
M1 Абрамс vs Т-90. Битва отечественной и западной школы танкостроения.
- Лобовая проекция и особенно башни нуждаются в уверенной защите от ПТРК Корнет и БОПС российского образца (бронебойные подкалиберные оперённые снаряды), что уже в SEP v3 привело к несовершенному распределению нагрузки на многострадальную подвеску и даже сказывалось на стрельбе (хотя у этого нет авторитетных подтверждений)
- Наконец, пресловутый заряжающий, споры вокруг которого стоили стёртых в прах клавиатур не одной сотне диванных экспертов. С одной стороны, заряжающий, а конкретно солдат, который вручную заряжает пушку и требует много пространства в башне, не так уж и плох — много чем он лучше автоматических систем заряжания (которые используются на всех российских танках сегодня, кроме Т-62, а также на Леклерках и корейских К2)
Он может работать сноровистее автомата заряжания даже на ходу. Но всё же, пространство танка — это важный актив. Чем больше людей занимают пространства, тем больше нужно бронирования и габаритов.
В общем, эти и многие другие проблемы ставили вопрос целесообразности содержать танки М1А2 в дальнейшем, но альтернатив-то нет.
Какие проблемы решили в X
Во-первых, да — на AbramsX нет заряжающего, там реализован автомат заряжающего. Как именно, мы пока толком не знаем — вполне вероятно, что это ленточная система типа французских Леклерков. Это пока не точно, но вполне логично, так как машина очень свежа и многое секретно: не факт, что мы скоро узнаем, как там всё.
В отличие от наших «барабанных» систем, «лента» намного повышает шансы экипажа выжить. При поражении боекомплекта в российских танках срывает башню в буквальном смысле слова, обрекая экипаж на гарантированную смерть — куда там бренной плоти среди околосолнечных температур и рвущейся на куски стали.
Но башня в новом американском танке… барабанная дробь… необитаема! Ага, как на Армате (Т-14 — если вы не салага и называете танки правильно). Фанаты танковых биатлонов как только ни изгалялись над российской новинкой — мол это не у танка башня необитаема, а у его конструкторов. Но решение и вправду единственно верное.
Схема бронекапсулы Т-14 — на новом Абрамсе что-то подобное
Электронные компоненты вполне позволяют сгруппировать экипаж в отдельный отсек, где и им, и органам управления проще обеспечить достаточную защиту, не превращая танк в дредноут на гусеницах. Всё по-модному, на дисплеях (от них никуда не деться — даже в классической компоновке всё равно всё на дисплеях сейчас).
А башня — это самый уязвимый элемент танка сегодня. Она возвышается и в окопе, и в естественном укрытии, в общем в бою всё летит в основном в неё. Поэтому необитаемая башня — это современное, разумное и здравое решение, клеветники «армат» посрамлены. Экипаж укрыт лучше, шансы выжить при фатальном поражении машины намного выше, при этом масса танка станет даже меньше. Вряд ли в подвеске есть какие-то революционные инновации, но решив проблему массы, можно быть уверенным, что её надёжность увеличится — это уже не такая геморройная машина как прежние образцы, боевые возможности которой можно множить на ноль без ремонтной базы поблизости и караванов запчастей.
Внутри «арматы»
Но вот главная революция в танкостроении — это движок. Он в новом Абрамсе гибридный, как на Приусах, но почти. В основе силовой установки — новый дизель от Cummins, но дополненный электрическими батареями.
Танк имеет возможность «бесшумного дежурства», батареи позволяют управлять всеми средствами в стационарном режиме, но главное — есть возможность бесшумного маневрирования. Силовая установка позволяет регулировать расход энергии, повышая и понижая его, в зависимости от потребностей: на марше это одно потребление, при интенсивном маневрировании — другое. В итоге объем потребляемого горючего снижается на 50%, а это очень серьёзно. Танковые подразделения могут намного сократить число топливозаправщиков (а их караваны очень заметны и уязвимы), при этом сам танк может гораздо дольше действовать автономно. Ну и, наконец, танк меньше греется, становясь менее заметным в тепловизор, а значит его сложнее захватить системами наведения вражеских танков и ПТРК 3-го поколения.
Что ещё нового?
На этом прокачка не остановилась. Всё-таки пишем об оружии — чем новый танк будет карать врагов демократии? Для начала пушкой: она новая, но в том же калибре 120 мм, XМ360 на базе всё того же Рейнметалл, и является развитием американской системы XM1202. Тут пришлось перелопатить многое — необитаемая башня требует автоматики для очистки и выброса гильз.
Новая пушка создана из композитных материалов, что сделало её почти на тонну легче предыдущей М256, а в сравнении с ХМ1202 решены проблемы колебания и стабилизации при стрельбе. Пушка может использовать всю номенклатуру прежних боеприпасов, но имеет и свои, более продвинутые с программируемым подрывом, а главное — с корректировкой на дистанциях за пределами видимости.
Что касается ракетного вооружения (все современные танки могут пускать через ствол ещё и ракеты), вокруг него велись споры — диаметр ракеты ограничен калибром, и в сравнении с боевыми частями для Джавелинов, TOW, Spike или Hellfire такие ракеты не способны пробить броню танков, разработанных позже середины 80-х. А современные танки эти ракеты даже не в лоб, а в менее защищённый борт пробивают далеко не всегда.
Испытание необитаемой башни AbramsX, новая пушка немного длиннее и имеет перфорированный дульный тормоз
Пентагон проявлял интерес к управляемым боеприпасам для танков, способных атаковать вражеский танк в верхнюю проекцию — как это делает, например, Джавелин. Бронезащита у танков в этих местах тоньше всего, даже с усилением динамическими вставками её недостаточно для защиты от «верхних» атак.
В принципе, создать танковую ракету с режимом верхней атаки не так сложно, ходят слухи и об управляемых снарядах с такой возможностью. Но это пока слухи, как и технические решения для этого. На башне нового Абрамса видно два панорамных прицела с обзором на 360˚ — лазерные, тепловые и мультисенсорные датчики там есть, остальное пока тайна.
Такой прицел одинаково эффективен при любых погодных условиях и времени суток. Главный цифровой компонент — открытая электронная архитектура KATALYST, превращающая все танки подразделения в сеть, объединяя данные с беспилотниками подразделения. Осведомлённость о поле боя зависит не только от собственных средств, но и от данных БПЛА, которые рассеивают туман войны на десятки километров, давая командирам информацию о противнике до того, как тот будет способен атаковать.
Схема сетецентрических возможностей танка
Неожиданностей в боевой обстановке будет намного меньше, ведь информационная сеть едина. Вероятно, она будет дополнена барражирующими снарядами (тоже дронами), способными уничтожать угрозы ещё до вхождения танков в поле их досягаемости. Подробнее о таких системах (ТИУС и БИУС) мы рассказывали в той же статье про корейский танк К2.
Но это всё предсказуемо, а вот главной изюминкой стал модуль с 30 мм автопушкой XM914 на месте, где раньше стоял пулемёт 12.7 мм. Задачи пушки — решать огневые задачи, неприоритетные для основного орудия. Это живая сила, лёгкая бронетехника и слабоукрытый противник. Модуль, по сути, это башня на башне — его сектор обстрела никак не зависит от положения башни и отрабатывает цели, не завися от неё.
Хоть там и всего 30 мм, в номенклатуре боеприпасов есть программируемые Airbust, задача которых вести огонь по дронам (ну и + боевые вертолёты, но их век явно на исходе). Как происходит разведка неба, поиск и захват целей, мы пока не знаем.
Испытания модуля XM914 для легкого броневика
В целом этот комплекс скорее решает задачи защиты самой машины в момент, когда основное орудие решает поставленные «танковые» задачи. Это заковыристо, но куда практичнее разработки непонятной мути вроде БМПТ Терминатор, обзор которых мы делали, и, наверное, были даже излишне оптимистичны к ним — сколько миллиардов родных рублей потрачено на сомнительную технику, которая в бою не смогла себя нормально проявить… большой вопрос.
А нужен ли, и что почём
Производство предсерийных образцов, вероятно, уже началось — США планирует ставить в строй новые танки уже в 2023. Первый батальон сформируют к 2025 году, а первый контракт (96 машин) стоит $1 млрд 140 млн. Из этого мы можем рассчитать стоимость одного танка в 12 млн долларов, что для полноценного танка 4-го поколения не так уж много.
Тем более, в контракт должна входить и обслуживающая инфраструктура для новых танков, а пуск в большую серию удешевит AbramsX ориентировочно на 15-20%. Как видите, даже США сложно разработать и пустить в серию танк 4го поколения быстро — что уж говорить об РФ, у которой такие же проблемы с производством Т-14 Армата (в настоящее время их, скорей всего, временно перестали производить).
Собсна, теперь смотрим на всё в комплекте
Но больше всего критики в сторону вообще необходимости такого танка для армии США. Боевые действия на территории Украины поначалу вообще поставили танки в ранг «устаревшего оружия» но позднее аналитики реабилитировали их — танки нужны, только при этом нужно серьёзно пересмотреть их роль и техническое оснащение.
Основной потенциальный и самый мощный противник США — это Китай, а в войне с ним роль танков будет не так высока (особенно если не планируется вторжение на континентальный Китай). В этом свете трата целого миллиарда с пупочкой на «почти два батальона» новых танков выглядит сомнительно. Однако сами General Dynamics рассматривают AbramsX как переходную машину к танкам на более совершенных технических принципах, а главное — скорее всего, беспилотных. Под это пока создана теоретическая база, а практические разработки и испытания только ведутся и вероятно займут не один десяток лет.
Ну а пока, очевидно, AbramsX серьёзно претендует на пальму лучшего в мире танка через пару-тройку лет, когда появится их заметное количество в войсках. Серьёзными конкурентами тут станут новые немецкие Пантеры и перспективный франко-германский танк, но об этом потом… дожить бы.
Источник: www.ferra.ru
Американский танк «Абрамс» – 38 лет бессменного боевого дежурства
Имя американского генерала, командовавшего во время Второй Мировой 37-м танковым батальоном, служившего в Корее начальником штаба армейского корпуса, а в конце жизни возглавлявшего штаб сухопутных войск, известно по всему миру. Правда, многим неизвестно, кому оно принадлежит, потому что его знают, как название основного боевого танка М1.
Уже почти 40 лет танки “Абрамс” стоят на вооружении США и некоторых других стран, а их замена пока не предвидится. За эти десятилетия «Абрамс» стал символом не только танковых войск США, но едва ли не всей военной машины стран Запада.
Предпосылки к созданию
В 1960-е годы основой бронетанковых сил США стал танк М60, задуманный, как переходная модель. Он должен был закрывать линейку танков, ведущих родословную от машин времён Второй Мировой и предшествовать совершенно новым, современным машинам. Но в результате “переходный период” затянулся на долгие 20 лет.
В августе 1963 года министры обороны США и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке основного боевого танка, который должен был быть готов к 1970 году. Соответственно, программа получила обозначение MBT70. И уже стадия выбора концепции проекта затянулась на два года вместо ожидаемых шести месяцев. Мешали как организационные трудности при обеспечении взаимодействия конструкторских коллективов, так и противоречащие друг другу требования.
В качестве примера: американцы хотели танк, пригодный для использования на всех возможных театрах – немцев устраивал танк, подходящий для Центральной Европы.
Первые ходовые макеты MBT70, американский и немецкий, были продемонстрированы в июле 1967 года. Танк имел немного нестандартную компоновку — в лобовой части корпуса разместили топливный бак, а за бронированной переборкой размещалось боевое отделение. В нём размещался весь экипаж, включая водителя.
Танк был вооружён 152 мм орудием-пусковой установкой, дистанционно управляемой 20 мм автоматической пушкой и пулемётом М73 калибра 7.62 мм. Бронирование танка предполагалось выполнить разнесённым, но, по имеющимся данным, на построенных образцах такую защиту не устанавливали и не испытывали.
После развала совместной программы американцы попытались довести MBT70 самостоятельно. Упрощённый и удешевлённый проект получил наименование XM803.Не вдаваясь в подробности упрощений, можно только заметить, что удешевить систему не очень удалось. А отрицательный опыт эксплуатации 152 мм орудия-ПУ на танках М60А2 и М551 вывел его из рядов перспективного вооружения. Официально программу закрыли в июне 1972 года.
Но даже до официального закрытия фирмам “Дженерал Моторс” и “Крайслер” выдали задания на разработку нового основного боевого танка (ОБТ) (предварительно определив, какой танк всё-таки нужен). “Крайслер” должен был подготовить проект эволюционного развития платформы М60. Задание “Джи-Эм” состояло в создании танка на основе наработок проекта XM803.
Новый проект первоначально назывался XM815, но после пересмотра номенклатуры стал обозначаться XM1.
В качестве вооружения была определена имеющаяся 105 мм пушка. Германское 12 0мм орудие рассматривалось в качестве перспективного, но на тот момент даже не производилось. Вариант силовой установки с газотурбинным двигателем AGT-1500 первоначально отклонили, но инженеры “Крайслера” вопреки решению выбрали именно его.
Предоставленный на испытания в 1976 году прототип уже имел почти все черты будущего “Абрамса”. К этому времени немецкая 120 мм пушка уже была готова, и от разработчиков потребовали доработать прототипы так, чтобы их можно было легко перевооружить новым орудием. Танк обретал окончательный облик. В конце года стало ясно, что крайслеровский проект выиграл.
Уступая М60 по высоте, танк имел солидные габариты: длина корпуса — 7.9 метров, ширина — 3.66 метра, масса танка превысила 54 тонны. В мае 1979 года на заводе в Лиме началось серийное производство танка. Его назвали в честь генерала Крейтона Абрамса.
Распространение
Насчёт того, что М1 — лучший танк в мире, можно спорить. Он оснащён прожорливым и довольно капризным двигателем (как следствие, имеет небольшой запас хода). Во время «Бури в пустыне» отсутствие в боекомплекте танков осколочно-фугасных снарядов не давало полноценно оказывать поддержку пехоте. Советские и российские танки он превосходит по габаритам и массе.
Германский «Леопард» имеет меньшую стоимость. И то, что «Абрамс» не самый распространённый в мире — это точно.
В Америке танками “Абрамс” вооружены армия и корпус морской пехоты, причем машины морпехов имеют некоторые отличия в комплектации.
Так, бронекороб вспомогательной силовой установки размещался на корме корпуса, а не на башне.
Крупным покупателем “Абрамсов” стал Египет, для которого произвели более тысячи танков. Поставлялись танки дружественным США арабским странам – Кувейту, Саудовской Аравии. После падения режима Хуссейна “Абрамсами” вооружили реорганизованную армию Ирака.
В 2007 году танки М1А1 (без урановой брони) получила Австралия. С 2016 года “Абрамсы” получает Марокко.
Силовая установка и ходовые качества
На танке установлен многотопливный газотурбинный двигатель. AGT-1500 с воздушным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия выполнена с двигателем в едином блоке для упрощения ремонта и замены узла. Достоинства и недостатки – общие для всех машин с ГТД.
Такой двигатель может использовать в качестве горючего буквально “всё, что горит”, легко заводится в мороз, менее шумный. Но при этом имеет огромный расход топлива и, в условиях пустыни, чувствителен к пыли. А пехота жаловалась на высокотемпературный выхлоп, мешающий следовать за танком в бою.
Изначально “Абрамсы” не имели вспомогательной силовой установки, но в 90-е годы стали оснащаться вспомогательным дизелем, смонтированным в бронекоробе на башне.
Когда уязвимость такой установки привела к потерям танков, ВСУ демонтировали и заменили дополнительными аккумуляторами.
“Абрамс” обладает неплохой подвижностью для тяжёлого танка. Максимальная скорость по дороге у М1 составляла 72 кмч, на последующих модификациях её ограничили до 66 кмч. Танк М1А1 способен преодолеть подъём в 31 градус, стенку высотой 1.24 метра и ров шириной 2.7 метра.
Без предварительной подготовки “Абрамс” форсирует брод глубиной 1.2 метра, а с установленным оборудованием – до 2.3 метра.
Конструкция корпуса и система бронирования
Поскольку “Абрамс” всё ещё стоит на вооружении, и списывать его не собираются, имеющиеся сведения о бронировании касаются в основном ранних версий. Корпус и башня танка сварные, из катаной гомогенной брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, а также лоб и борта башни защищены комбинированной бронёй.
Верхняя лобовая деталь имеет небольшую толщину – 38 мм, но расположена под углом, обеспечивающим крайне высокую вероятность рикошета и сложность прицеливания в эту деталь.
Борта корпуса толщиной 30 мм в районе боевого отделения дополнительно усилены листам в 32 мм. В районе МТО борт тоньше – 27 мм. Борта и детали ходовой части дополнительно закрыты 70 мм композитными экранами и 6мм стальными (в хвостовой части).
Топливные баки в носу корпуса отделены от боевого отделения бронироваными переборками толщиной 19 мм и работают, как элемент защиты – кумулятивная струя, даже пробив борт, проходя сквозь бак, рассеется.
На переходной модели M1 IP установили новую башню с усиленной бронёй (эквивалент толщины возрос с ~650 до ~880 мм ). Такая башня перешла и на М1А1. А у варианта M1A1 HA (HeavyArmor) в броню добавили элементы из обеднённого урана.
Эквивалентная толщина брони лба башни танка M1A2 SEP оценивается, как 960 мм (1620 мм для кумулятивных снарядов). Динамическая защита в стандартную комплектацию не входит, но может устанавливаться, например, в составе пакета TUSK (TankUrbanSurvivalKit).
По результатам иракской кампании 2003 года была собрана информация об эффективности брони.
Комбинированная броня башни и корпуса выдерживала попадания из РПГ. Стальные бортовые экраны из ручных гранатомётов пробивались, при том, что попаданий в композитные экраны зафиксировано не было.
В ходе одного из инцидентов с “дружественным огнём” танк вывели из строя попаданиями 25 мм бронебойных снарядов в корму. В одном случае огонь из крупнокалиберного пулемёта поразил внешнюю вспомогательную силовую установку, и возникший пожар уничтожил танк.
Средства поражения
Первые “Абрамсы” вооружались 105 мм нарезным орудием М68, аналогичным установленному на М60 (и М48А5). Это – выпускавшаяся по лицензии версия британского орудия L7. Орудие было хорошим, популярным, но к началу 80-х годов её возможности по борьбе с лучшими советскими танками уже считались недостаточными.
Так М1 получил “классический” комплекс вспомогательного вооружения – спаренный с пушкой пулемёт нормального калибра, и крупнокалиберный на башне.
Пулемёт М240 калибра 7.62 мм – лицензионная копия бельгийского FN MAG. Ещё один М240 устанавливается на турели у люка заряжающего и служит для борьбы с пехотой в слепых зонах. Что касается зенитно-пулемётной установки в командирской башенке – первые прототипы имели, как и предыдущие танки, пулемёт М85, но в итоге было решено вернуться к старому, но надёжному “Браунингу” М2.
Боекомплект М1 составлял 55 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм, 10000 патронов к спаренному пулемёту и 1400 для пулемёта заряжающего.
Начиная с модели М1А1 “Абрамс” получил немецкое 120 мм гладкоствольное орудие с длиной ствола 44 калибра. В США оно получило индекс М256. Боекомплект изначально составляли урановый БОПС М829 и кумулятивно-осколочный снаряд М830.
Ко времени появления модификации М1А2 стали доступны усовершенствованные снаряды М829А2, а М830 предполагалось заменить “многоцелевым” М830А1 с функцией подрыва в воздухе. Позже были разработаны бетонобойный снаряд М908 “для разрушения препятствий” и дешёвый противопехотный “картечный” М1028.
На М1А2 ЗПУ с дистанционным управлением упразднили, заменив на простую пулемётную турель.
Это может показаться шагом назад, но мотивация для решения была следующей: управляя пулемётом вручную, командир может лучше воспринимать окружающую обстановку. В последние годы делались попытки установить более сложную и совершенную дистанционную установку.
Размещение экипажа и боекомплекта
Экипаж танка состоит из четырёх танкистов: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. Мехвод сидит полулёжа – такая поза обусловлена сильным наклоном верхнего бронелиста. Боевые посты наводчика и командира размещены друг за другом в правой части башни. Рабочее место заряжающего — слева. Танк оснащен автоматической системой пожаротушения.
Для повышения живучести танка и выживаемости экипажа боеукладка на “Абрамсе” размещена в отсеке в корме башни. Боекомплект отделён от экипажа бронированной переборкой толщиной до 38 мм, а в крыше отсека находятся вышибные панели.
В случае детонации боезапаса, они позволяют направить силу взрыва так, чтобы свести урон для танка к минимуму (Уничтоженный боекомплект и выбитые панели – лучше сгоревшего танка). Для размещения боеукладки первой очереди предусмотрен бронекороб на полу башни.
Электронное оборудование танка
“Абрамс” обладает весьма совершенной системой управления огнём. Основной прицел наводчика, стабилизированный в вертикальной плоскости, оснащён лазерным дальномером и встроенной тепловизионной камерой.
Имеется вспомогательный телескопический прицел.
В баллистический вычислитель, автоматически рассчитывающий поправки, вручную надо вводить только данные о типе снаряда, износе канала ствола, а так же давлении и температуре воздуха. Дальность, скорость цели и скорость ветра вводятся автоматически.
На М1А2 прицел получил двухплоскостную стабилизацию, новый лазерный дальномер, позднее – тепловизоры следующего поколения. Также на М1А2 появились тепловизор у механика-водителя и панорамный тепловизионный прицел у командира.
Кроме того, на модификации А2 SEP танк оснастили “системой управления войсками” FBCB2-EPLRS, обеспечивающей выход в тактическую информационную сеть.
ТТХ в сравнении с аналогами
Если искать прямые аналоги, то у оригинального М1 им окажется Т-72. Он тоже был создан, как упрощённый вариант высокотехнологичного ОБТ (у СССР таким стал Т-64).
Год принятия на вооружение | 1980 | 2000 | 1974 | 2005 |
Боевая масса, т | 54,4 | 62,5 | 41,0 | 68,5 |
Экипаж | 4 | 3 | 3 | 3 |
Калибр пушки, мм | 105 | 120 | 125 | 125 |
Панорамный прицел | нет | есть | нет | нет |
Управляемое вооружение | нет | нет | “Свирь” (не на всех) | “Рефлекс-М” |
Боекомплект, выстрелов | 55 | 40 | 39 | 43 |
Скорострельность, выстр/мин | — | — | 7 | 7 |
Динамическая защита | нет | TUSK | нет | “Контакт-5” |
Активная защита | нет | AN/VLQ-6 MCD | нет | Штора-5 |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 | 1500 | 780 | 1000 |
Удельная мощность, л. с./т | 27,6 | 23,8 | 19 | 21,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 72 | 67 | 50 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 440-465 | 440-465 | 500-700 | 550 |
Следует заметить, что в советских танках, начиная с Т-64, экипаж размещён непосредственно над автоматом заряжания с боеукладкой. При этом не весь боезапас помещается в автомат заряжания (так, у Т-72 в АЗ 22 выстрела из 39).
Боевое применение
В бой “Абрамсы” вступили в 1991 году, во время операции “Буря в пустыне”. Лучшие американские и европейские войска, долгие годы ожидавшие войны с Советским Союзом в Европе, наконец получили возможность вступить в настоящий бой. И он стал их триумфом. Причины этого видят, в том числе, в технологическом превосходстве сил коалиции.
Так, в условиях песчаной бури иракские танкисты не могли ни точно определить положение цели, ни правильно определить её дальность. Американцы же прекрасно наблюдали мишени в тепловизоры, безошибочно определяли дистанцию лазерными дальномерами, и без промаха стреляли.
Количество “Абрамсов”, потерянных от вражеского огня, измерялось единицами.
Самым страшным врагом “Абрамса” оказался он сам. Большую часть потерянных войне с Ираком танков уничтожил “дружественный огонь”. При этом оказалось, что лобовая броня танков может выдержать попадание собственного подкалиберного снаряда.
В 2003 году американские танки вернулись в Ирак. На этот раз за стремительным вторжением последовала затяжная оккупация. “Абрамсы” поддерживали огнём пехоту, попадали в засады и страдали от импровизированных взрывных устройств.
После вывода американских войск новая иракская армия применяла “Абрамсы” в боях с “Исламским государством”. В результате слабая выучка танкистов и плохая организация взаимодействия с пехотой большого успеха достигнуто не было. Примерно треть имеющихся танков были потеряны или захвачены врагом. А в 2017 году два “Абрамса” уничтожили из ПТРК “Милан” курдские повстанцы.
С 2015 года аравийские “Абрамсы” воюют в Йемене, но информация о их участии и потерях скудна. Только из того, что в очередном заказе 20 танков обозначаются, как “восполнение потерь“, можно сделать примерные выводы о количестве выведенных из строя машин.
Заключение
“Абрамс” кое в чём повторил судьбу предшественника. Если “переходный” М60 остался основным танком армии на 20 лет, то М1, первый из американских ОБТ нового поколения, остаётся в этой роли уже вдвое дольше.
Танк ни в коем случае нельзя назвать неудачным, а история его боевого применения говорит только о том, что любой танк эффективен настолько, насколько хорош его экипаж.
Поэтому американские “Абрамсы” успешно громили иракские танки и приемлемо справлялись в контрпартизанской войне. И поэтому успехи саудовских и нынешних иракских танкистов гораздо скромнее (если вообще есть). Проблема в возрасте платформы.
Генералы, решавшие в 70-х годах, какой танк им нужен, не могли знать, какой танк будет необходим их преемникам. Но, несмотря на это, «Абрамс» остаётся грозной боевой машиной, способной успешно решать боевые задачи и противостоять любым противникам.
Источник: warbook.club
M1A2 Abrams
M1A2 Abrams (англ. Тank, Combat, Full Tracked, 120-mm Gun M1A2) — современный основной боевой танк США. Является одной из последних и наиболее совершенных модификаций ОБТ серии Abrams. Не смотря на внешнюю схожесть со своим предшественником M1A1 Abrams, танк получил следующие основные модернизации: усиление бронирования, появление новой системы управления огнем и установку панорамного прицела командира танка, расширение номенклатуры боеприпасов к основному орудию и иные менее значительные улучшения. Танк применялся во многих военных конфликтах, таких как Иракская война (2003-2011), Война в Афганистане (2001-2014), Вооруженный конфликт на Севере Ирака (2014), Вторжение в Йемен (2015).
В War Thunder M1A2 Abrams добавлен в рамках обновления 1.93 «Чёрная акула» и располагается на VII ранге в ветке исследования бронетехники США.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Комбинированная броня
Сбалансированная защита от всех типов боеприпасов.
Дымовые гранаты
Постановка дымовой завесы перед машиной.
Постановка дымовой завесы по ходу движения.
Бронезащита лоб / борт / корма
Корпуса 133 / 62 / 31
Башни 133 / 133 / 12
Количество экипажа 4 человек
Заметность 82 %
Схема бронирования танка
Расположение модулей и экипажа танка
Изменение бронезащиты М1А2 в сравнении с M1A1 Abrams связано с усилением лобовой защиты башни танка. Машина получила комбинированную броню второго поколения, в состав которой входит обеднённый уран, что значительно повышает стойкость и устойчивость танка к пробитию башни любыми типами снарядов. Сопротивляемость от кумулятивных боеприпасов возросла до эквивалента брони толщиной 900 мм, от кинетических боеприпасов до 600 мм соответственно. Теперь «щеки» башни практически неуязвимы для самых пробивных ОПБС противника в игре. Это является отличным бонусом в боях на высоких дистанциях.
Уязвимыми местами танка по прежнему остаются: корпус танка во всех проекциях, доставшийся в наследство от М1А1, маска орудия (пробивший ее снаряд чаще всего попадает в боеукладку, уничтожая ее, Однако за счет вышибных панелей в корме башни танк может остаться боеспособным). И, конечно же, башенный погон, расстояние между корпусом и башней, которое является настоящим «магнитом для снарядов».
Не смотря на наличие множества уязвимых мест, выживаемость танка остается на высочайшем уровне. М1А2 зачастую переживает 2-5 и более попаданий до уничтожения машины. У танка самое большое заброневое пространство среди всех высокоранговых ОБТ игры. Экипаж по-прежнему располагается довольно свободно, а размещение боекомплекта, отделенного от экипажа броневой перегородкой, позволяет избегать уничтожения танка при подрыве боеукладки.
Подвижность
Скорость вперёд / назад
АБ 76 / 43 км/ч
РБ и СБ 69 / 39 км/ч
Количество передач 8 вперёд
Масса 61,7 тонн
Максимальная мощность двигателя
АБ 2 898 л.с.
РБ и СБ 1 519 л.с.
Максимальная удельная мощность
АБ 47,0 л.с./т
РБ и СБ 24,6 л.с./т
При все той же мощности двигателя в 1500 лошадиных сил, танк значительно потяжелел из-за усиления бронирования: М1А2 весит 61,7 тонны, против 52,7 тонны у M1A1 Abrams. Также танк немного потерял в динамике и общей мобильности, имея удельную мощность 26,5 л/с на тонну. Максимальная скорость танка осталась на уровне М1А1 — 68 км/ч, и задний ход сохранился на уровне 41 км/ч, что не раз выручит в возникающих боевых ситуациях. Такие выдающиеся динамические характеристики способствуют максимальной мобильности и активному геймплею. Благодаря широким гусеничным лентам, машина способна стабильно поддерживать скорость, быстро преодолевать подъёмы и водные преграды, а кроме того, перемещаться максимально эффективно на любых грунтах.
Модификации и экономика
Стоимость ремонта начальная → эталоная
АБ 5 390 → 8 510
РБ 4 860 → 7 673
СБ 5 930 → 9 363
Общая стоимость модификаций 289 800
472 000
Стоимость талисмана 3 000
Обучение экипажа 310 000
Эксперты 1 080 000
АСы 2 200
Исследование АСов 1 210 000
Награда за бой АБ / РБ / СБ
130 / 170 / 190 %
244 / 244 / 244 %
Модификации
Исследование:
12 000
18 000
Исследование:
14 000
22 000
Тормозная система
Исследование:
14 000
22 000
Исследование:
19 000
29 000
Трансмиссия
Исследование:
17 000
26 000
Исследование:
17 000
26 000
Исследование:
3 600
18 000
Исследование:
4 200
22 000
Пополнение экипажа
Исследование:
19 000
29 000
Исследование:
17 000
26 000
Горизонтальный привод
Исследование:
12 000
18 000
120mm_DM_HEAT_FS_ammo_pack
Исследование:
12 000
18 000
120mm_NATO_APDS_FS_ammo_pack
Исследование:
12 000
18 000
Пристрелка орудия
Исследование:
14 000
22 000
Дымовая граната
Исследование:
14 000
22 000
Подъёмный механизм
Исследование:
19 000
29 000
Лазерный дальномер
Исследование:
19 000
29 000
Артиллерийская поддержка
Исследование:
17 000
26 000
120mm_M829A_APDS_FS_ammo_pack
Исследование:
17 000
26 000
Исследование:
17 000
26 000
Вооружение
Лазерный дальномер
Снижает погрешность и увеличивает максимально определяемое наводчиком расстояние.
Улучшает видимость за счёт усиления естественного освещения или активной подсветки.
Основное орудие
120-мм пушка M256
Двухплоскостной стабилизатор
Уменьшает раскачку орудия во время движения в двух плоскостях.
Боезапас 42 снарядов
Боеукладка первой очереди 18 снарядов
Скорость перезарядки базовый экипаж → асы
7,8 → 6,0 сек.
УВН -10° / 20°
120-мм пушка M256
Основное вооружение машины не претерпело никаких изменений — это 120-мм пушка M256 от М1А1 (американская модификация немецкого орудия Rheinmetall L44) с боекомплектом в 42 снаряда, являющееся отличным орудием с прекрасной баллистикой. Данную пушку можно справедливо считать одной из лучших в игре. Скорость перезарядки составляет 6,4 секунды на экспертом экипаже и 6 секунд на «Асах».
Башня M1A2 поворачивается со скоростью до 37° в секунду, а углы вертикальной наводки составляют от -10° до +20°, что позволяет использовать подобные характеристики орудия как преимущество при ведении боя на холмистой местности.
В состав боекомплекта орудия М256 входят следующие типы боеприпасов:
- M830 — кумулятивный невращающийся снаряд с бронепробитием до 480 мм и скоростью полёта до 1140 м/с. Слабоэффективен ввиду наличия у вражеских танков отличной защиты от кумулятивных снарядов на высоких рангах.
- M830А1 — уникальный тип боеприпаса, доступный в игре только для этого танка. Этот универсальный подкалиберный снаряд для борьбы с низколетящими целями (вертолетами, самолетами). Имеет радиоврыватель и скорость полета в 1410 м/с, вмещает 1,5 кг взрывчатки, и взводится на дистанции от 400 м. Обращайте на это внимание. Кроме того, он отлично подходит для уничтожения легкобронированных целей. Рекомендуется как дополнительный снаряд для использования.
- M829 — ОБПС с бронепробитием до почти 500 мм и скоростью полёта до 1670 м/с. Снаряд имеет отличное бронепробитие и хорошее заброневое действие.
- M829A2 — ОБПС с бронепробитием 629 мм и скоростью полёта до 1680 м/с. С его помощью можно уничтожать практически все танки в силуэт. Снаряд имеет еще более хорошее бронепробитие и отличное заброневое действие. Рекомендуется как основной снаряд для использования.
Пулемётное вооружение
Боезапас 1 000 снарядов
Размер обоймы 200 снарядов
Скорость перезарядки базовый экипаж → асы
10,4 → 8,0 сек.
Скорострельность 577 выстрелов/мин.
Боезапас 1 400 снарядов
Размер обоймы 200 снарядов
Скорость перезарядки базовый экипаж → асы
10,4 → 8,0 сек.
Скорострельность 941 выстрелов/мин.
Боезапас 10 000 снарядов
Размер обоймы 200 снарядов
Скорость перезарядки базовый экипаж → асы
10,4 → 8,0 сек.
Скорострельность 941 выстрелов/мин.
12,7-мм пулемёт M2HB
М1А2 «Абрамс» оснащён тремя пулемётами, один из которых (М2HB) является крупнокалиберным и зенитным. Также он подойдет для борьбы с некоторыми типами легкобронированной техники. Пулеметы эффективны в борьбе с низколетящей авиацией противника, вертолетами и могут быть использованы для отметки противника на поле боя или для сбития ПТУР.
Применение в бою
Для М1А2 подойдет как максимально активный гемплей, так и позиционный сдерживающий. Для нас доступно всё: обходы с флангов, неожиданные перемещения по карте, захват точек и маневренный ближний бой. Старайтесь прятать свой корпус, играть от холмов и других неровностей окружающей среды за счет хороших УВНов. Смотрите по сторонам при помощи тепловизора.
Панорамный прицел — вторые глаза, теперь танку не обязательно «высовываться» из укрытия, можно осматривать поле боя в бинокль. В стоковом состоянии играть будет довольно сложно, без полноценного ОПБС мы стреляем порезанными в пробитии кумулятивами (380 мм), что заметно снижает нашу боевую эффективность.
Благодаря высокой скорости и проходимости есть возможность первым занимать ключевые позиции, а открытый «топовый» ОПБС позволит уничтожить большинство противников с 1-2 выстрелов практически в силуэт. Исключения: Т-72Б3, Leclerc, Leopard 2A6. Помните, что любой танк можно обезоружить выстрелом в маску орудия.
Кроме того, из-за особенности конструкции моторно-трансмиссионного отделения М1А2 не может вести огонь в задней полусфере, следовательно, любой танк зашедший в корму, находится в полной безопасности.
Достоинства и недостатки
М1А2 является самым универсальным и одним из лучших (если не лучшим) ОБТ в игре. Обладая высокой живучестью, прекрасной динамикой и пробивным снарядом он является самым мощным ОБТ США.
Достоинства:
- Все еще высокая подвижность;
- Исключительная живучесть;
- Прекрасная защита от кумулятивных снарядов;
- Новая номенклатура боеприпасов и остальные характеристики орудия (перезарядка, баллистика, боекомплект);
- Тепловизор у командира танка.
- Танк практически не защищен от кинетических боеприпасов;
- Невозможно вести огонь в задней полусфере;
- Слабая защита корпуса;
- Крупные габариты.
Историческая справка
«Абрамсы» во время боёв в Ираке. 2003 год
М1А2 — это обновленная и принципиально новая модицикация машин семейства М1, работы над которой стартовали в начале 90-х годов. За десять лет, прошедших после появления M1 «Абрамс», многие технологии продвинулись далеко вперед. В первую очередь это касалось электроники и компьютерных технологий.
Толчком к созданию модификации М1А2 Abrams стало появление нового немецкого танка «Леопард-2» с совершенной системой управления огнем (СУО). Американцы занялись разработкой аналогичной системы для своего танка. Именно новая СУО является основным отличием М1А2 Abrams от предыдущих моделей.
СУО построена на основе новой шины, в состав СУО танка М1А2 Abrams входят: стабилизированные прицел наводчика и тепловизионный прибор командира, более совершенный лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя. Разработчики серьезно изменили и остальную бортовую аппаратуру танка: машина получила новый навигационный комплекс, работающий на основе спутниковой навигации и систему связи нового поколения. Также была увеличена броневая защита башни, боекомплект М1А2 составил 42 снаряда. Улучшения, которые были внесены в М1А2, увеличили его эффективность в обороне в 2 раза и в 1,5 раза – в наступлении.
M1A2 Abrams SEP V3 — последняя на данный момент модификация «Абрамса»
Первый танк модификации М1А2 появился в конце 1990 года, у армии США были серьезные планы на эту машину. Однако через год СССР — основной противник, с которым должны были сражаться М1А2, канул в Лету, поэтому планы производства М1А2 Abrams были пересмотрены. Изначально планировалось заказать 3 тысячи машин модификации М1А2, но вскоре эта цифра была уменьшена до 998 штук. Модификация М1А2 пережила несколько программ модернизации (SEP, SEP-2, SEP-3), и современные танки весьма сильно отличаются от машин начала 90-х. Основные изменения коснулись электронной начинки боевой машины. Танк М1А2 сухопутных войск США являлся базовым для экспортных вариантов М1А2, за исключением комплекта брони и средств связи
Медиа
-
Современные фотографии
Источник: wiki.warthunder.ru
M1 Abrams
М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счёту программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались чрезмерно дорогими и сложными. Также не оправдала себя концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, планируемой для установки на танках MBT-70/XM803.
Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, началась сразу же после закрытия программы ХМ803 в конце 1971 года. Для снижения технологического риска новый танк решено было делать по классической схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве основного вооружения. На роль последней рассматривались нарезная 105-мм пушка Описание конструкции
Танк выполнен по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Броневой корпус и башня
Корпус и башня — сварные. В их передних частях применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированой брони, созданой на базе английской брони «чобхэм», используемой на танках серии «Челленджер» (Великобритания). Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82°) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа. В 1989 году проводился обстрел модификации M1A1HA (heavy armour) с урановой броней. Выдержки из приложений Е и С описаний результатов испытаний
Однако выводов о защите на основании этого теста сделать невозможно: обстрел был довольно продолжительным и броня была пробита после нескольких предварительных попаданий, не преодолевших, но ослабивших её. Целью обстрела являлось выяснение распространения урановых фрагментов, но не стойкости брони.
Вооружение
Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В боекомплект входят 55 унитарных снарядов с металлической гильзой 5 видов: бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном СУО и приборы наблюдения
На «Абрамс» установлена одна из самых современных систем управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионная камера; поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в вертикальной плоскости. Дневной канал имеет две кратности увеличения — 3 и 9,5; тепловизионный — 3 и 9,8.
Пределы измерения дальности лазерным дальномером — от 200 до 7990 метров. На случай выхода из строя основного прицела предусмотрен резервный телескопический шарнирный прицел Kollmorgen Мodel 939 с 8-кратным увеличением и полем зрения 8°; головная часть прицела закреплена в маске орудия, а окулярная часть прикреплена к крыше башни. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика (при этом не имея возможности самостоятельно менять увеличение и переключаться между дневным оптическим и тепловизионными каналами).
Командирская башенка танков М1, IPM1 и М1А1 представляет собой зенитно-пулемётную установку (ЗПУ) закрытого типа. Конструкция люльки ЗПУ обеспечивает установку 12,7-мм пулемёта М2HB (основной вариант) либо 7,62-мм пулемёта Двигатель
Газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч.
Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также, ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Основными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем).
AGT-1500 является трёхвальным двигателем с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине — 1193 °C. Редуктор, размещённый внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Двигатель обеспечивает высокую приёмистость — до скорости 30 км/ч танк разгоняется за 6 с
С середины 1990-х годов началось массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ), обеспечивающими электропитание бортовых систем танка без включения основной силовой установки или расхода заряда аккумуляторов на протяжении 7,5-8 часов. ВСУ имеет мощность 2 кВт и размещается в бронированном ящике в корзине башни.
Трансмиссия
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison X-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.
Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.
Ходовая часть
Ходовая часть танка включает по семь опорных катков с внешней амортизацией и два поддерживающих ролика на каждую сторону, торсионную подвеску и гусеницы с резинометаллическим шарниром и резиновыми башмаками. Ширина гусениц — 635 мм, длина опорной поверхности — 4575 мм. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Диаметр катков — 635 мм. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы.
Пробег оригинальных гусениц Т156 с интегрированными (несъёмными) резиновыми башмаками составлял 1100 — 1300 км, что было намного меньше первоначальных требований в 3200 км. Гусеницы Т156 аналогичны по конструкции гусеницам Т97 танков М60. Новые гусеницы Т158 со съёмными резиновыми башмаками и обрезиненной беговой дорожкой, разработанные Food Machinery Corp Steel Products Division, имеют гарантированный пробег в 3360 км, хотя и тяжелее на 1360 кг.
Варианты и модификации
- XM1-FSED (1977-78 гг.) — пилотная модель, выпущенная для проведения тестовых испытаний. В период 1977-78 гг. было произведено 11 экземпляров.
- M1 (1980 год) — базовая модель: 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 выстрелов.
- M1IP (1984 год) — усилено лобовое бронирование башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введён электроспуск ЗПУ.
- M1A1HA (1988 год) — усилено бронирование башни, танк оснащён урановой бронёй 1-го поколения.
- M1A1HC (1990 год) — танк оснащён урановой бронёй 2-го поколения, улучшено цифровое управление двигателя и ряд других мелких доработок в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.
- М1А1НА+ (1991 год) — усилено бронирование лба башни, танк оснащён урановой бронёй 2-ого поколения.
- М1А1D (2000 год) — улучшение цифровых компонентов для танка M1A1HC до уровня M1A2SEP, дигитальные распределительные щитки шасси и боевого отделения. Был произведён только для двух танковых батальонов.
- M1A1AIM — капитальный ремонт и модернизация ранее построенных танков до уровня машин выпуска 1992—1993 годов. Бронирование сохраняется на прежнем уровне.
- M1A1AIM Block I — капитальный ремонт и модернизация ранее построенных машин. Внедряются тепловизионная камера второго поколения для основного прицела наводчика, тепловизионный прицел ЗПУ, терминал FBCB2-BFT, интегрированная система для самодиагностики бортовых систем и т.п. Бронирование сохраняется на прежнем уровне. На 2015 год является основным вариантом модернизации построенных ранее танков М1А1(НА/НС/НА+) для армии США и КМП.
- M1A1AIM Block II/M1A1SA — танки оснащаются урановой бронёй 3-го поколения.
- M1A1FEP — схожие к M1A1AIM Block II улучшения для танков КМП США.
- M1A1KVT — версия M1A1 с комплексом для симуляции танков советского производства для использования в NTC.
- M1A1M — экспортный вариант для Вооружённых сил Ирака.
- M1A1SA — экспортный вариант для Сухопутных войск Марокко.
- M1A1 Block III (1983) — экспериментальная версия: новая компоновка внутренних объёмов корпуса, необитаемое боевое отделение с автоматической системой вооружения, а также разработка нового силового агрегата и радиоэлектронного оборудования.
- M1 SRV — экспериментальный прототип на шасси танка М1 для исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса: с весовым имитатором башни лафетной компоновки.
- M1 TTB — экспериментальный прототип на шасси танка М1, доработанном с учётом опыта испытаний машины M1 SRV: необитаемая башня, бронекапсула для трёх членов экипажа в передней части танка, гладкоствольная пушка M256 калибра 120 мм, боекомплект из 44 унитарных снарядов, размещённый в двухрядном карусельном магазине с вертикальным расположением ячеек с автоматом заряжания.
- M1 CATTB (1990) — экспериментальная программа создания нового танка: усовершенствованный объединённый силовой блок на базе дизельного двигателя (AIPS), система гидропневматической подвески в балансире, 140-мм гладкоствольная танковая пушки (АТАС) с автоматом заряжания и многодатчиковой системы обнаружения цели (МТАS).
- M1A2 SEP (1999 год) — в прицелы командира и наводчика введены тепловизионные камеры 2-го поколения (технология SADA II), установлена система управления войсками FBCB2. Наполнитель лобовых деталей башни заменён на урановую броню 3-го поколения, что позволило увеличить стойкость против кумулятивных средств поражения. Введено устройство вентиляции воздуха. Появились цветные дисплеи. По состоянию на 2015 финансовый год армией США была заказана модернизация 530 M1A2 до уровня M1A2 SEP по средней стоимости 4,8 млн $ за единицу и 1611 M1/M1A1 до M1A2 SEP и M1A2 SEP V2 по средней стоимости 5,6 млн $ за единицу. Стоимость включает затраты на развёртывание, техническое обслуживание и обучение. Поставки модернизированных M1A2 должны были завершиться в начале 2010 финансового года и 1590 модернизированных M1/M1A1 получено армией до конца 2015 года.
- M1A2 SEP V2 (2008 год) — усовершенствованные цветные дисплеи для отображения тактической обстановки, прицелы с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанная силовая установка и новые средства связи, совместимые с информационно-боевыми сетями пехотных частей и соединений. Модернизация также включает внедрение других технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems).
- M1A2 SEP V3 (2015 год):
- унификация боекомплекта танка на основе двух выстрелов — нового многоцелевого ХМ1147 АMP с программируемым взрывателем и нового бронебойного подкалиберного M829E4 АКЕ;
- модернизация системы управления огнём танка с установкой аппаратуры ADL, позволяющей вести огонь выстрелами АМР с программируемым взрывателем;
- установка новых тепловизионных приборов IFLIR в прицеле наводчика и независимом панорамном прицеле командира, с выдачей изображения на дисплеи высокой чёткости;
Машины на базе
- M1 Grizzly Combat Mobility Vehicle (1995 год) — инженерный танк. Экипаж 2 человека, 12,7-мм пулемёт, 4,5-метровый бульдозерный отвал, 6,3-тонный стрелочный экскаватор длиной до 10 м.
- M1 Panther II — дистанционно-управляемая и управляемая бронированная машина разминирования.
- M104 Wolverine (1996 год) — танковый мостоукладчик, прототип в 1996 году, серийное производство с 2003 года.
- M1 Assault Breacher Vehicle (2010 год) — штурмовая БМР для КМП США.
- M1 Heavy Armored Recovery Vehicle — прототип БРЭМ.
Источник: warriors.fandom.com