«До́ра» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Предназначалось для разрушения укреплений линии Мажино и фортификаций на границе Германии и Бельгии. Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году и, предположительно, при подавлении Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года.
- 1 История
- 2 Характеристики
- 3 Транспортировка и обслуживание
- 4 Интересный факт
- 5 В компьютерных играх
История
В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Так же было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав». В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Характеристики
ПУШКА ДОРА ПРОТИВ АРТ.БАТАРЕЙ СЕВАСТОПОЛЯ
Калибр | 807 мм | Изначально был 807 мм, но увеличился после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения по одним данным до 810 мм, по другим данным — до 813 мм |
Вес снаряда | 7100 кг | |
Длина ствола | 32 м | Ствол составной |
Минимальная дальность стрельбы | 25 км | |
Максимальная дальность стрельбы | 40 км | |
Полная длина орудия | 50 м | Без железнодорожной платформы |
Общий вес | 1350 тонн | |
Живучесть ствола | 300 выстрелов | |
Скорострельность | 2 выстрела в час | |
Скорость полета снаряда | от 1500 м/с до 960 м/с | Допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали) |
Пробивная способность | стальная броня 1 м, бетонная перегородка — 7 м | Указана толщина защитного покрытия |
Транспортировка и обслуживание
Транспортировка орудия осуществлялась при помощи нескольких железнодорожных составов, в частности под Севастополь оно было доставлено при помощи двух дизельных локомотивов мощностью в 1050 л.с. каждый. Оборудование «Доры» было доставлено в 106 вагонах пятью поездами. Обслуживающий персонал перевозили в 43 вагонах первого поезда, там же располагались кухня и средства маскировки.
Монтажный кран и вспомогательное оборудование перевозили в 16 вагонах второго поезда. Части самой пушки и мастерскую транспортировали в 17 вагонах третьего состава. В 20 вагонах четвёртого поезда перевозили 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. Последний пятый состав в количестве 10 вагонов перевозил снаряды и пороховые заряды, в его вагонах поддерживался искусственный климат с постоянной температурой в 15 градусов по Цельсию.
Почему Суперпушка Гитлера Дора Оказалась Бесполезной?!
Интересный факт
По свидетельствам очевидцев стрельбы «Доры» под Севастополем — сначала защитники города слышали взрыв снаряда, через несколько мгновений после этого становился слышен свист летящего снаряда и только потом приходил звук далёкого выстрела.
В компьютерных играх
Встречается в некоторых играх, например, в:
- Battlestrike: Партизаны Второй Мировой
Источник: warriors.fandom.com
«Дора». Гора родила мышь
«Дора» (орудие было названо в честь жены главного конструктора фирмы «Крупп») имела калибр 807 миллиметров, а ее бетонобойный снаряд весил 7 тонн (то есть, примерно как легкий танк). К пушке было приписано 250 человек расчета, 2,5 тысячи человек дополнительного персонала и 2 батальона ПВО. Третьему рейху это чудо инженерной мысли обошлось в 7 миллионов рейхсмарок (для сравнения: в 1941 году основной танк Вермахта Pz. III стоил около 120 тысяч рейхсмарок). Что же получила Германия, вложив столько сил и средств в это сверхмощное оружие?
«Дора» не успела сделать ни одного выстрела по линии Мажино, и Гитлер нашел ей другое применение – укрепленная военно-морская база британского флота в Гибралтаре. Однако генерал Франко хотел соблюсти нейтралитет и отказался пропустить немецкие части через свою территорию, да и испанские мосты не выдержали бы веса пушки.
В 1942 году немцы подошли к Севастополю, но с первой попытки взять его не смогли. Командующий 11-й армией Эрих фон Манштейн сетовал на укрепления Севастопольского оборонительного района (СОР имел не только пулеметные, но и десятки артиллерийских ДОТов), и прежде всего на бронебашенные батареи (ББ-30 и ББ-35 состояли из двухорудийных башенных установок калибром 305 мм), которые не могла поразить даже крупнокалиберная осадная артиллерия 11-й армии. С разрешения фюрера под Севастополь начали перевозить «Дору».
Под Бахчисараем для орудия сделали углубление в скале, к которому проложили железнодорожную ветку. В течение четырех недель 2,5 тысячи рабочих готовили позиции для «Доры», были подготовлены ложные огневые точки и построена станция для приема орудия. Манштейн писал: «Прибыла знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Это было чудо артиллерийской техники.
Ствол имел длину порядка 30 метров, а лафет достигал высоты трехэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию».
В начале июля 1942 года для корректировки стрельбы «Доры» в воздух подняли аэростат, и несколько локомотивов выкатили орудие на боевую позицию. Ударная волна при выстреле была такой силы, что укрытие для расчета пришлось устроить за несколько сотен метров от орудия. По свидетельству очевидцев, после залпа «Доры» железнодорожное полотно уходило в землю на 5 сантиметров, а за три километра от орудия на столе подпрыгивала посуда.
В своих мемуарах Манштейн упоминает о восьмидесяти выстрелах «Доры» по укреплениям Севастополя, однако отмечает следующее: «В целом расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее, это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 метров». Фюрер был крайне недоволен применением и результатами стрельбы «Доры», ведь он требовал уничтожить ДОТы Севастополя, а не стрелять по складам.
Тяжелый снаряд «Доры» зарывался в грунт на глубину около 12 метров, детонировал, и земля поглощала силу взрыва. Только в результате прямого попадания орудие могло разрушить железобетонное укрепление. «Дора» не обладала высокой точностью, и уничтожение склада боеприпасов оказалось единственным успехом орудия под Севастополем. «Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 метров, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 километров оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика», – писал Манштейн. После восьмидесяти выстрелов ствол пушки признали сильно изношенным и отправили на ремонт.
Возможно, впоследствии «Дора» участвовала в подавлении Варшавского восстания 1944 года, но упоминания об этом эпизоде противоречивы и их крайне мало, что говорит, как минимум, о невысокой эффективности орудия. В апреле 1945 года, севернее баварского города Ауэрбах, наступающие американские войска обнаружили рядом с лесной тупиковой железнодорожной веткой остатки огромных металлических конструкций.
Восторженные описания размеров пушки и взорванный склад боеприпасов под Севастополем – вот и все результаты, которые получила Германия от грандиозного во всех отношениях проекта. «Дора» была величайшим техническим творением, однако в военном отношении абсолютно бесполезным», – разочарованно писал Манштейн.
Источник: Эрих фон Манштейн, «Утерянные победы».
Источник: warspot.ru
Пушка «Дора» железнодорожное орудие Третьего Рейха
В 1930-х годах Франция построила линию Мажино, которая представляла собой ряд укреплений для защиты страны от вторжения Германии с востока. Линия Мажино должна была служить непробиваемой стеной обороны, она представляла собой 400 км. укрепление, оснащенное пулеметными дотами, бункерами, артиллерийскими установками, наблюдательными пунктами и блиндажами. Естественно, когда одна страна разрабатывает новую оборонительную технологию, другие страны стремятся найти способ превзойти и взломать эту технологию.
После изучения линии Мажино немецким планировщикам вермахта (объединенных вооруженных сил) стало ясно, что у них нет оружия, способного пробить эти укрепления. В 1935 году вермахт запросил у завода Krupp подготовить баллистические отчеты для стрельбы из 27,6, 31,5, 33,5 и 39,4-дюймовых (70, 80, 85 и 100 см) снарядов. Была нужна пушка, которая сможет стрелять из-за пределов зоны досягаемости артиллерии противника и при этом пробить 7 м. железобетона или 1 м. стальной брони. На заводе провели расчеты и предоставили запрошенную информацию, этим и ограничились.
В марте 1936 года Адольф Гитлер посетил завод и спросил его директора Густава Круппа, какое оружие сможет прорвать линию Мажино. Опираясь на данные недавнего отчета, Крупп ответил, что для этого необходима артиллерийская пушка 80-го калибра. Был отдан соответствующий приказ немедленно приступить к разработке такого оружия.
В начале 1937 года Крупп встретился с Гитлером и представил ему проект 33,5-дюймового орудия (80 см.), артиллерийской пушки основанной на железнодорожной базе. Гитлер одобрил проект, а верховное командование немецкой армии поручило Круппу построить три таких орудия. Пушку быстро прозвали Schwerer Gustav (Тяжелый Густав) в честь Густава Круппа. Гитлер хотел, чтобы первая пушка была готова к марту 1940 года.
Гигантская пушка Дора инженерное изыскание в эпоху войны
У Густава был огромный, нарезной ствол, который состоял из двух половин, задняя половина была закрыта кожухом. Полная длина ствола составляла 32,4 м., а его нарезка имела глубину 10 мм. К задней части ствола были прикреплены люлька и затвор. К люльке крепились четыре гидравлических амортизатора отдачи. Цапфы держали орудие в двух огромных держателях и позволяли поднимать ствол от 0 до 65 градусов.
Каждый держатель поддерживали четыре железнодорожных грузовика: два спереди и два сзади. Каждый из восьми грузовиков состоял из пяти осей, что дало Швереру Густаву в общей сложности 80 колес, которые передвигались по двум параллельным участкам железнодорожных путей. Орудие использовало дизельный генератор для обеспечения работы своих систем. Шверер Густав был 47,3 м в длину, 7,1 м в ширину и 11,6 м в высоту. Вес ствола, казенника и обоймы составлял 400 000 кг, а вся конструкция весила 1 350 000 кг.
Кроме параллельных путей, орудию был нужен путь, изогнутый на 15 градусов. У оружия не было встроенной способности к горизонтальному наведению, поэтому ему требовалось перемещение всего механизма вдоль изогнутой траектории. Были добавлены дополнительные крепления, чтобы предотвратить повреждение рельс из-за отдачи оружия. Чтобы перевезти и настроить Шверер Густав для стрельбы, требовались огромные усилия.
Оружие разобрали и доставили на 25 грузовых вагонах без учета экипажа и припасов. Рядом с местом, где должно было быть развернуто оружие, от главной железнодорожной линии проложили прямую ветку и три параллельных пути, где собирался Шверер Густав. Пушка располагалась на двух путях, а третий позволял ввозить детали и оборудование. По обе стороны трех параллельных путей был проложен монорельсовый путь, предназначенный для двух кранов, собирающих детали и перемещающих их в нужное положение для сборки.
Два параллельных пути простирались от точки сборки до огневой позиции. Высокие земляные заграждения по обе стороны от двойного пути были призваны защитить пушку от атаки и замаскировать ее. Шверер Густав собирали около 250 человек в течение 54 часов, а от 2000 до 4500 человек неделями прокладывали необходимые пути и подготавливали огневую позицию орудия. Кроме того, два батальона зенитных пушек Flak защищали оружие от нападения с воздуха.
Krupp построил специальные дизель-электрические локомотивы, чтобы перевести Шверер Густав в боевое положение и транспортировать боеприпасы. Четыре локомотива под названием D 311 были соединены по два и действовали как единое целое. Каждый локомотив был оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем MAN мощностью 940 л.с. (700 кВт). Боеприпасы доставлялись по двойным рельсам.
Подъемный механизм на задней части пушки поднимал боеприпасы на огневую палубу. Снаряд поднимался с одной стороны от пушки, а мешки с порохом и латунные гильзы – с другой стороны. Гидравлический толкатель загружал снаряд в ствол, затем следовали мешки с пороховым зарядом и гильза, после чего заряженную пушку поднимали в боевое положение. Требовалось от 20 до 45 минут, чтобы зарядить оружие и подготовить его к стрельбе. В день можно было сделать только 14-16 выстрелов.
Вес снарядов пушки Дора
Шверер Густав использовал два типа снарядов: бронебойные (AP) и взрывчатые (HE). Боеприпасы AP были длиной 3,6 м. и требовали 2100 кг. порохового заряда. Снаряд AP был изготовлен из хромоникелевой стали. Он весил 7 100 кг. и нес 250 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 720 м/с, максимальная дальность — 38 км.
На максимальной дальности снаряд AP достигал высоты около 12 км. и находился в воздухе в течение двух минут. Боеприпасы HE имели длину около 4,2 м. и требовали 2240 кг. боевого заряда. Они весили 4 800 кг. и переносили 700 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 820 м/с, максимальная дальность — 47 км.
При ударе снаряд HE создавал воронку шириной и глубиной 10 м. Начальная скорость снарядов AP и HE была более чем в два раза выше скорости звука, и оба были оснащены баллистической носовой частью из алюминиевого сплава. Для наведения выстрелов и оценки результатов использовались самолеты-корректировщики.
Такое мощное оружие как Шверер Густав требовало огромного количества ресурсов для создания и развертывания. Его размеры и сложность строго ограничивали время и условия использования, а также делали его уязвимым к воздушным атакам.
Строительство Шверер Густав началось весной 1937 года, но изготовление огромного и сложного ствола вызвало серьезные задержки. К 1939 году руководство компанией взял на себя Альфред Крупп из-за ухудшения здоровья отца. В конце 1939 года начались испытания образцов компонентов, и снаряд АР смог успешно пробить 7 м. бетона и 1 м. стали. Стало очевидно, что Шверер Густав в полной готовности не будет готов к марту 1940 года, как требовал Гитлер.
В мае 1940 года Германия вторглась в Бельгию и Францию. Поскольку линия Мажино заканчивалась в Бельгии, а не простиралась до Ла-Манша, Германия смогла просто обойти укрепления. 25 июня 1940 года Франция сдалась Германии.
После падения Франции Шверер Густав оказался больше не нужен, но последовали дискуссии относительно других укреплений, против которых можно было использовать оружие. Многие в вермахте понимали, что оружие не практично и не стоит затрачиваемых ресурсов, не говоря уже о необходимом персонале.
Однако Шверер Густав был одним из личных проектов Гитлера, поэтому его развитие продолжалось. Гитлер присутствовал на пробных стрельбах во время приемных испытаний оружия в начале 1941 года в Рюгенвальде, Германия (ныне Дарлово, Польша). Дальнейшие испытания и разработки продолжались до 1941 года. Некоторые источники указывают, что во время испытаний было произведено 250 выстрелов.
Немецкая пушка Дора монстр Второй мировой войны
8 января 1942 года была создана Тяжелая артиллерийская дивизия E672 в составе 1420 человек. Подразделение было сформировано для развертывания Шверер Густав. Когда артиллеристы работали над оружием, они прозвали его «Дора», и это прозвище закрепилось. С тех пор пушку обычно называли Дора, а не Шверер Густав. Различные названия создавали путаницу.
Немецкие источники обычно указывают, что прозвище Дора было дано только одной пушке. Тем не менее, многие английские источники утверждают, что Густав и Дора были названиями первой и второй пушки, и что пушка Дора была названа в честь жены Эриха Мюллера главного конструктора.
В феврале 1942 года дивизию отправили в Бахчисарай на Крымском полуострове, тогда входившем в состав Советского Союза. Орудие хотели использовать в портовом городе Севастополе, в 30 км к юго-западу от Бахчисарая, который осаждали с ноября 1941 года. Пять отдельных поездов доставили оружие, военных и боеприпасы к месту дислокации. Шверер Густав прибыл в начале марта.
В мае немецкие войска и гражданские рабочие проложили путь длиной 2 км. к огневой позиции, а также параллельные пути длиной 1,2 км. для сборки и развертывания оружия. Как только дорога была готова, началась сборка пушки.
5 июня 1942 года Шверер Густав выстрелил свой первый снаряд в Севастополь, и в этот день последовало еще 13 выстрелов. 6 июня Шверер Густав достиг вершины своей карьеры, когда взорвал погреб боеприпасов прямым выстрелом. Погреб находился на глубине 30 м. под Северной бухтой и имел 10 м. бетонной защиты. Снаряд АР прошел через воду, землю и бетон. Взрывные волны повредили и потопили как минимум один корабль.
Оружие использовали три дня, пока не закончились боеприпасы. Шверер Густав выпустила 48 снарядов, и его ствол износился. Некоторые источники утверждают, что ствол был рассчитан на 300 выстрелов, 250 из которых сделали на испытаниях. Другие источники утверждают, что ствол был новым и должен был сделать 100 выстрелов, но признаки износа были замечены уже после 15 выстрелов.
Ствол заменили запасным, а оригинальный ствол увезли обратно в Германию для ремонта. Из 48 выстрелов только 10 упали в радиусе 60 м. от цели, при этом большая часть выстрелов приземлилась за пределами цели на расстоянии 740 м. от предполагаемой точки удара. Тем не менее, каждый выстрел наносил значительный ущерб.
Через несколько недель после падения Севастополя, 4 июля 1942 года Густав Крупп подарил Гитлеру первого Шверера Густава в знак своей поддержки и верности Третьему рейху. Орудие переместили и передислоцировали для запланированного наступления на Ленинград, который также был в осаде. Пушку собрали и поместили на огневую позицию, но его запланированное использование было отменено. Шверер Густав разобрали и доставили обратно в Рюгенвальде.
Там провели капитальный ремонт и установили улучшенный ствол. В испытательной стрельбе 19 марта 1943 года в Рюгенвальде приняли участие Гитлер, Альберт Шпеер, Альфред Крупп и ряд других должностных лиц. Было сделано два выстрела, при этом второй снаряд улетел на 47 км. В сентябре 1943 года Шверер Густав разобрали и поместили на хранение около Хемница, Германия.
Пушка оставалась там до 14 апреля 1945 года и была уничтожена немецкими войсками за день до того, как солдаты США захватили этот район. Части Шверера Густава были восстановлены советскими войсками и предположительно вывезены в Россию. Второй Шверер Густав, как сообщается, был завершен, но не развернут. В марте 1945 года его перевезли из Рюгенвальде в Графенвер, Германия, где он был уничтожен 19 апреля 1945 года.
Примерно в ноябре 1943 года пушку планировали использовать для обстрела Британии через Ла-Манш. Для этой цели начали строить третью 80-сантиметровую пушку Krupp. Чтобы выстрелить на расстояние 160–200 км., из ствола длиной 48 м. должен был быть выпущен снаряд диаметром 52 см и весом 680 кг. Эта пушка называлась Ленгер Густав (Длинный Густав).
Оружие было повреждено во время бомбардировки, пока оно еще находилось в процессе строительства. Компоненты для Ленгер Густав были обнаружены на заводе Krupp в Эссене союзными войсками в 1945 году.
В декабре 1942 года Крупп предложил самоходную 80-сантиметровую пушку, известную как Landkreuzer P. 1500 Monster. В модели P. 1500 использовалось то же основное оружие калибра 80 см, что и у Шверер Густав. У P. 1500 было четыре девятицилиндровых дизельных двигателей MAN M9V 40/46 мощностью 2150 л.с. (1618 кВт). Орудие было 42 м. в длину, 18 м. в ширину и 7 м. в высоту. Верный своему названию, Monster весил 1 500 000 кг.
Машине требовался экипаж более 100 человек, максимальная скорость составляла 15 км/ч. Проект P. 1500 был отменен в 1943 году министром по вооружениям Альбертом Шпеером еще до того, как началась серьезная работа над ним.
После войны Альфред Крупп и Эрих Мюллер, создатель оружия, были приговорены к 12 годам тюремного заключения за преступления против человечества. Круппа помиловали через три года, а Мюллера освободили через четыре года.
Несмотря на то, что Шверер Густав был хорошо спроектированным оружием, его требования к использованию сделали его очень непрактичным и почти бесполезным. Линию Мажино легко обошли, а не прорвали, что поставило под сомнение необходимость в таком оружие. Тем не менее, Гитлеру понравилась пушка, он называл её «стальной кулак». Такое грандиозного оружие Гитлер считал технологическим превосходством Третьего Рейха.
Больших частей орудия Шверер Густав не сохранилось. Тем не менее, ряд инертных снарядов и гильз хранится в различных музеях. После войны локомотивы D 331 переименовали в V 188 и использовали для перевозки грузов по Западногерманской железной дороге.
30.01.2019 16:39
Источник: densegodnya.ru
Чудовищная пушка «Дора»: оружие Третьего Рейха с семитонными снарядами
В фантастических супергеройских фильмах про альтернативную реальность фашистская Германия представляется в роли высокотехнологичной державы с разными видами футуристического супероружия. Подобный образ не особенно-то и далек от правды. Так, например, в годы Второй мировой войны у немцев имелась железнодорожная пушка невиданной силы. Она участвовало в боевых действиях и в прямом смысле наделала очень много шума, но оказалось бесполезной.
… Звук выстрела напоминал сильнейший раскат грома с той лишь разницей, что от атмосферного явления в домах не вылетают стекла. Грохот слышали за тридцать километров. Земля тряслась. Таков был эффект от выталкивания снаряда массой в четыре легковых автомобиля из гигантского ствола с предварительным подрывом почти тонны пороха…
В 1936 году Адольф Гитлер посетил завод промышленного концерна Krupp и здорово озадачил его руководство. Лидер государства поручил разработать сверхтяжелое суперорудие, которое смогло бы разрушить растянувшуюся на сотни километров фортификационную линию Мажино между Францией и Германией. А заодно укрепления на границе с Бельгией. Согласно техническому заданию, пушка должна была иметь дальнобойность чуть менее полусотни километров, достаточную мощь чтобы пробивать метровую броню, семиметровую толщу бетона и тридцать метров грунта. Идея подобного вундерваффе казалась чистой фантастикой, но профессор Эрих Мюллер и его коллеги-инженеры сделали проект реальностью.
Создание монстра закончили в 1937 году. Первый экземпляр по имени Dora в честь супруги главного конструктора построили к 1941-му. Следом появился Gustav, увековечивший директора концерна Krupp Густава Крупп фон Болен унд Гальбаха. Передвигавшаяся по рельсам «Дора» массой 1350 тонн выглядела так, словно сошла со страниц научно-фантастического романа.
Длина корпуса — 47,3 метров, ширина — 7,1 метров, высота — 11,6 метров. Из гигантского ствола длиной более 32 метров (калибр 807 мм) вылетал 7,1-тонный прошибающий бетон снаряд. Был и «скромный» фугасный вариант массой 4,8 тонн. Их начальная скорость — 720 м/с и 820 м/с соответственно. Dora не отличалась скорострельностью, поскольку перезарядка требовала уйму времени.
Стрелять получалось каждые 30-45 минут. Ежедневная «производительность» — до четырнадцати снарядов. Немного, но каждый из них теоретически мог нанести сопернику огромный урон.
Суперпушки готовились для взятия Франции, однако на момент начала боевых действий их еще не успели построить. А даже если бы и успели, то вряд ли «Доре» и «Густаву» пришлось делать залпы. Фортификационные укрепления не стали помехой для быстрого захвата немецкими войсками Франции и Бельгии. Тем не менее, фашисты применили орудие при осаде Севастополя.
Подготовка позиции для пушки в 25 километрах от атакуемых объектов заслуживает отдельного внимания. Их оборудовали в обстановке строжайшей секретности. Район охраняла военная полиция и три сотни солдат. Прикрытие с воздуха обеспечивали истребители и состоящий из четырехсот человек дивизион противовоздушной обороны.
Наконец, еще полтысячи бойцов химического подразделения занимались постановкой дымовой завесы. Общее число занятых обслуживанием Dora превысило четыре тысячи человек. Зачем система устанавливалась на железнодорожные рельсы? По ряду причин. В частности, для применения монтажных кранов и параллельного размещения вагонов со снарядами.
Для проведения всех мероприятий немцам пришлось построить сортировочную станцию и кухню, подогнать два тысячесильных подъемных крана, развернуть полевой хлебозавод. Происходящее напоминало стройку. Постепенно «фундамент» обрастал механизмами. Затем на него водрузили 400-тонный ствол. «Дора» была готова атаковать.
Ранним утром 5 июля 1942 года окрестности Севастополя потряс грохот: сдетонировали сотни килограмм пороха, выталкивающие из ствола снаряд. Через 45 секунд он достиг склада боеприпасов 95-й дивизии. По имеющимся данным, вундерваффе в общей сложности произвело 48 выстрелов, однако из-за большого расстояния далеко не все из них попали в цель.
Немецкое командование ожидало совершенно противоположный эффект. Пушки Dora и Gustav ожидаемо оказались очень дорогими. Страна выложила за них десять миллионов рейхсмарок, хотя могла потратить эту сумму на выпуск порядка 250 экземпляров 150-миллиметровых гаубиц. Результат стрельб совершенно не оправдывал затраты.
К тому же, на оборудование позиций тратились совершенно колоссальные ресурсы и время. Фельдмаршал Манштейн признал, что, хотя орудие и уничтожило скрытый в скалах склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, «расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту».
Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер назвал вундерваффе настоящим произведением искусства, но при этом совершенно бесполезным. Как бы то ни было, немцы позаботились о том, чтобы орудия не достались Советскому Союзу. Их вывезли в Баварию и взорвали. Отечественные специалисты изучали останки колоссов, а затем отправили их на переплавку.
Источник: quto.ru
Пушка «Дора» как самое мощное и бесполезное орудие второй мировой.
Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305—381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.
Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.
Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.
Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности — 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.
В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы — 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.
По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.
Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и — ошибочно — «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).
Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.
Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда — 180 килограммов, дальность боя — 130 километров, максимальная высота траектории — 40 километров. Орудийный расчет — 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).
До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметров http://vasi.net/community/kartinki/2009/05/26/superoruzhie_v_istorii_chelovechestva_instrumenty_apokalipsisa.html
Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.
Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики, самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.
Единственным достоинством данного орудия, была его огромная дальность стрельбы, свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».
Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2251/
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/RW/03.htm
Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора, это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.
За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.
Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.
Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).
Параметры «Доры» впечатляют:
Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час
Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.
Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек.
Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.
Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.
В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей № 30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.
Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.
Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде.
Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые — для горизонтальной наводки — параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.
Сама позиция орудия занимала участок длиной 4 120—4 370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.
http://vasi.net/community/kartinki/2009/05/26/superoruzhie_v_istorii_chelovechestva_instrumenty_apokalipsisa.html
Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.
Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1 420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.
В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.
От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.
Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.
По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями. http://www.webpark.ru/comment/35512
Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1 050 л. с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».
Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.
Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.
В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта, так было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.
В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.
Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что как и в случае с «парижской пушкой» , «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:
«Эрих фон МАНШТЕЙН. 5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.»
На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города. «
В дальнейшем, что после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.
Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской
Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».
В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.
С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.
В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» — в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха. http://www.webpark.ru/comment/35512
К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.
Вероятно свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.
И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.
Источник: mil-history.livejournal.com