Всё о лодочных моторах – подвесных и стационарных, двухтактных и четырехтактных. Выбираем привод – вы узнаете много интересного о водомётах, колонках и валолиниях.
Занимаясь вопросом, как выбрать лодку потенциальный судовладелец акцентирует своё внимание на размерениях судна, комплектации и дизайне. Между тем, выбор силового агрегата – ответственное мероприятие. От того, насколько он будет подходить к условиям эксплуатации, зависит качество отдыха судовладельца.
- Сначала разберёмся с тактностью двигателя (2Т vs 4Т).
- Затем перейдём к расположению (стационар или подвесной).
- Потом оснастим мотор приводом – винтом или водомётом.
- В конце статьи определимся с маркой мотора.
1. Сколько тактов нужно для счастья
Основной вопрос, интересующий покупателей подвесных моторов – какой тип двигателя предпочесть – двухтактный или четырёхтактный. А может двухтактный с автомиксом? Или может осмелиться взять TLDI / E-Tec? На эту тему сломано множество копий в форумных баталиях. При этом каждый остался при своём мнении.
Лодочный мотор Ветерок-8 после всех переделок, сколько весит это счастье?
На самом деле, поиск идеала – бесполезное занятие. Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки.
Положительные моменты двухтактного мотора
- Невысокая цена.
- Меньшая масса в сравнении с 4Т.
- Хорошие стартовые характеристики, по разгону он выигрывает у четырехтактного агрегата аналогичной мощности.
- В случае утопления его быстро реанимировать – достаточно слить воду из цилиндров, картеров, карбюраторов и бензонасоса, после чего завести.
- Специфический шум и запах выхлопа двухтактного мотора напоминает о первых выездах под мотором и сопутствующей романтике.
Отрицательные стороны двухтактника
- На 30% больший путевой расход. Помимо экономической составляющей, это уменьшает район плавания при одинаковом объёме топливных баков.
- Необходимость покупать и мешать (в случае отсутствия автомикса) двухтактное масло
- Шумность на малых и средних оборотах.
- Любителям троллинга неприятен запах выхлопных газов и замасливание свечей на малом ходу.
- Ликвидность на вторичном рынке оставляет желать лучшего.
Таким образом, два такта смело можно предпочесть в следующих случаях:
- Ограничены финансы на покупку мотора;
- Район плавания не предполагает дальних поездок и доступна заправка на воде;
- Требуется максимальная отдача мотора на старте;
- Нужно руками переносить резервный мотор (например, перевешивать его с транца основной лодки на ПВХ) мощностью 8-30 л.с.;
- Нет необходимости часами использовать мотор на холостых оборотах.
Заметим, что автомикс сильно облегчил жизнь пользователям двухтактных моторов. Эта система надёжна, однако до сих пор встречаются любители, мучающие сервисменов вопросами «как заглушить микс». Видимо, это дальние родственники суровых мужиков, которые на всякий случай к первым инжекторным «Жигулям» и «Волгам» прилаживали старый добрый карбюратор.
Сколько весит лодочный мотор
Немного затронем тему инжекторных 2Т моторов с наддувом низкого давления Tohatsu TLDI и его собрата по экзотике – Evinrude E-tec. Это классные высокотехнологичные моторы, которые вобрали в себя черты 2Т и 4Т моторов. При «подрыве с места», как у двухтактника, они достаточно экономичны и легки.
Но стоят дороже четырехтактных моторов, а для общения с ними нужен дружественный сервис или диагностический ноутбук. Поэтому на водоёмах страны эти моторы практически не встречаются. Их мы оставим любителям последних технических достижений.
Четырехтактные моторы
Наиболее популярный класс двигателей маломерных судов. Характерные черты:
- Высокая экономичность (на 30% меньший расход, чем у 2Т);
- Высокий ресурс (свыше 5000 моточасов);
- Богатая комплектация (стабилизированное питание, гидроподъём и система компьютерной диагностики – скорее норма);
- Низкая шумность;
- Минимальная токсичность отработавших газов.
Стационарные моторы на 99% — четырехтактные. Оставшийся 1% принадлежит двухтактным гидроциклам.
Отрицательные черты 4Т моторов – это высокая цена и вес (особенно у дизелей). Хотя по весовым показателям разница невелика:
- Honda BF 20 DK2 SHU – 46кг, Tohatsu 18 – 41 кг, Tohatsu 25 – 51 кг.
- Yamaha 60 FETOL – 105 кг, Yamaha F60 FETL – 114 кг;
- Yamaha 250 GETOX – 240 кг, Yamaha F250 DETX – 260 кг;
Четырехтактный мотор следует предпочесть в случае, если вы
- Не слишком сильно ограничены в бюджете на покупку мотора;
- Предпочитаете дальние поездки;
- Любите наслаждаться тишиной и свежим воздухом на малом ходу;
- Не имеете под рукой заправки и топливо приходится носить в канистрах;
- Цените комфорт пользования;
- Проводите обслуживание мотора в конце сезона и не любите подливать масло.
Говоря о преимуществах 4Т мотора, стоит заметить, что в частных руках при умеренной эксплуатации он не окупится по отношению к двухтактному. Но мы же не по этим критериям выбираем технику. В противном случае вместо Тойоты можно было бы ездить на ВАЗе – а что, разница в цене тоже не окупится!
2. Вместо сердца – пламенный мотор
Конечно, чертовски приятно неспешно плыть по реке, наслаждаясь звуком плиц гребного колеса и подкидывая в топку парового котла поленья. Но современный мир далёк от такой романтики. Мы даже не поговорим о дизельных подвесных моторах конца прошлого века Yanmar 28 весом под 100 килограммов и роторных R220 / R450. Поэтому рассмотрим преимущества валового привода, подвесного мотора, водомёта и поворотно-откидной колонки.
Подвесной лодочный мотор (outboard)
Сокращённо – ПЛМ. Наиболее распространённый тип силового агрегата, сочетающий в себе двигатель (мотоголову) и движитель (дейдвуд с редуктором, или «ногу»). Преимущества этой компоновки очевидны.
- Компактность – вся силовая установка в одном кожухе, свободный кокпит в лодке;
- Возможность использования редуктора или водомётной насадки – «улитки»;
- Богатый выбор гребных винтов;
- Наличие основных запчастей в магазинах;
- Подводная часть полностью поднимается над водой;
- Возможность быстрой замены или ремонта силового агрегата;
- При поломке стационара иногда проще переделать корпус под ПЛМ, чем ремонтировать штатный двигатель;
- При необходимости быстрой продажи проще найти покупателей отдельно на мотор и корпус.
Недостатки являются продолжением основного достоинства. Риск хищения подвесного мотора в сотни раз выше, чем стационара. Тем более, что ПЛМ востребованы на вторичном рынке, а особенности регистрации и маркировки (в виде таблички-наклейки) не способствуют строгому учёту этих дорогостоящих изделий.
Стационарный двигатель (inboard)
На маленьких лодках не получил распространения ввиду того, что занимает пространство кокпита. Вотчина стационара – от 19 футов, к 25 футам переходящая практически в монополию. Рынок стационарных моторов делят между собой подразделения «Вольво» и «Меркури». Если на относительно небольших лодках в основном встречаются бензиновые MerCruiser, то на катерах покрупнее чаще используют дизельные Volvo-Penta.
Дизели MerCruiser QSD и бензиновые Volvo-Penta G хоть и встречаются на водоёмах страны, но в глазах судовладельцев бензиновые моторы ассоциируются с «МерКрузерами» (L), а дизельные – с легендарными Volvo Penta D.
Каждый из них агрегатируется со своей колонкой – у «МерКрузера» это «Альфа» для начальной серии и «Браво» различных модификаций для других моторов. «Вольво-Пента» не стала придумывать собственного имени для своих колонок – они обозначаются буквенно-цифровыми индексами.
Преимущества стационара – в меньшей шумности, большем объёме, лучшей развесовке, низком центре тяжести, меньшей привлекательности для воров.
Недостатки встроенного мотора – «съедает» место в кокпите, во время стоянки ПОК не поднимается полностью из воды, при неисправностях вентиляции моторного отсека или невнимательности – пожароопасен.
Агрегатируются двигатели с реверс-редуктором (на катерах с валовым приводом), поворотно-откидной колонкой (ПОК), или водомётом (ВД).
При выборе стационара следует обратить внимание на тип системы охлаждения. Открытые (одноконтурные) системы проще, однако в солёной воде стоит отдать предпочтение двухконтурной. В системе с двумя контурами двигатель охлаждает антифриз, который отдаёт тепло забортной воде через водо-водяной холодильник. В этом случае солёная вода не контактирует с рубашкой охлаждения двигателя и не разъедает её.
3. Какой движитель лучше
Говоря о преимуществах двигателей, нельзя не коснуться того, что приводит в движение судно и находится между водой и двигателем. Три основные типа движителей мы перечислили в конце предыдущей главы. Каждый из них обладает преимуществом для определённых акваторий. Нетрадиционные виды привода останутся за кадром – нельзя объять необъятное.
Реверс-редуктор – вал – гребной винт
Этот простой привод наиболее распространен на крупных судах. Являясь самым старым способом передачи вращения от двигателя к гребному винту, он обладает своими достоинствами:
- Простота в изготовлении и обслуживании. Единственное место, требующее внимания – подшипник Гудрича.
- Большой выбор гребных винтов и относительная простота их изготовления.
- Возможность использовать винты большого диаметра.
- Малая вероятность возникновения кавитации.
- Приемлемая эффективность.
Недостатки валового привода
- Требует много места в кокпите или под пайолами;
- Сложность замены винтов;
- Большая осадка судна, потребность в причальной стенке;
- При разгерметизации «Гудрича» возможно затопление катера;
- Уязвимость валолинии при встрече с подводными препятствиями;
- Вал не параллелен ватерлинии, при движении лодка «роет носом».
Практически всех недостатков лишены аэрируемые частично погруженные винты (ЧПВ), например, привод Арнесона. Но используются ЧПВ преимущественно на гоночных катерах ввиду сложности расчета и проблем с переменной ватерлинией при разной загрузке.
Кстати, частично погруженный гребной винт малого диаметра используется и в моторах-болотоходах «Go Devil» для небольших охотничьих и рыболовных лодок.
ПОК и ПЛМ
Самые популярные виды приводов. Массово применяются на частных моторных лодках и катерах. Преимущества расположения дейдвуда с редуктором за кормой очевидны:
- Мощность двигателя реализована максимально эффективно;
- На ходу возможно регулировать дифферент судна;
- Процесс замены гребного винта возможен с кормы;
- Богатый выбор гребных винтов различной конфигурации и материалов;
- Облегчает процесс снятия с мели в случае ошибок управления;
- Движение по мелководью ограничено только осадкой подводной части лодки;
- Во время стоянки можно полностью поднять редуктор ПЛМ из воды или осушить винт ПОК.
Отрицательных сторон немного.
При наматывании сетей повреждается сальник редуктора. Впрочем, производители частично решили эту проблему специальной формой дистанционной шайбы и установкой сдвоенного сальника.
При наезде на мель либо топляк страдает гребной винт или корпус редуктора, который стоит немалых денег.
Подвесные моторы и колонки используются повсеместно – в море, на озёрах, на реках при наличии соответствующей глубины. Если река с каменистым дном, изобилует перекатами, завалами и топляками, применяют другой движитель.
Водомёт (JET)
Его можно встретить на порожистых сибирских реках и нижневолжских раскатах, в Карелии и на пляже катающим лыжников и вейкбордистов. Больший расход топлива – плата за безопасность и проходимость.
Обладая меньшей эффективностью, чем гребной винт, водомёт позволяет с лёгкостью преодолевать мелководные и каменистые участки. Возможность движения ограничивается только прочностью днища лодки. К этому прибавим отсутствие выступающих вращающихся частей – во время буксировки риск травмирования людей сведён к минимуму.
Аналог винта – импеллер (шнек) – спрятан внутри корпуса водовода. Шаг импеллера требует тщательного согласования с мощностью мотора, зато не нуждается в корректировке в зависимости от загрузки катера.
Водомёт боится травы (забивается решетка водозаборника – интейк) и мелких камней, которые могут попасть между импеллером и обечайкой.
Помимо стационарных водомётов, популярны насадки к подвесным моторам – «улитки». Несмотря на внушительную цену, они дешевле стационарного комплекта.
4. Какие марки предпочесть
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на ближайший водоём. Обычно самую популярную марку видно сразу. В западной части России популярны Yamaha, Suzuki, Mercury, Honda. На Востоке пальму первенства делят «Ямаха» и «Сузуки».
Перед тем, как купить мотор, пройдитесь по магазинам и узнайте о наличии наиболее популярных запчастей. Вам могут впоследствии понадобиться:
- гайки и шайбы гребного вала;
- гребные винты различного шага и диаметра;
- крыльчатка охлаждения;
- расходные материалы (если вы предпочитаете оригинал).
Нелишне будет поинтересоваться, в течение какого времени доставят менее востребованные детали – гребной вал, прокладки головок блока цилиндров, термостат, бензонасос.
Если на Ваш мотор нет нужной запчасти – присмотритесь к конкурентам. Не так много компаний, производящих навесное оборудование к лодочным моторам. И не исключено, что многие детали можно применять в различных системах (например, поставить водо-масляный холодильник от Mercruiser на Volvo-Penta.
Стоит заметить, что многие лодочные моторы имеют своих «сухопутных» родственников. Например, Honda 50 похожа на мотор легковушки Fit, Suzuki 140-175 на моторы Vitara, стационарные дизели MerCruiser имеют корни Cummins, а «родственников» бензиновых моторов нужно искать среди моторов Oldsmobil, GM и «Форд».
Про лодочные моторы, их разновидности, а также варианты привода можно писать практически бесконечно. Но сегодняшний материал и так получился чересчур объёмным, поэтому не смеем больше задерживать ваше внимание. Спасибо за то, что остаётесь с нами. Удачи на воде, ни топляка, ни ГИМСа!
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Илья
Источник: proboating.ru
Лучший лодочный мотор на 9.9 сил 2022 года – Сузуки, Ямаха или Тохатсу?
Моторная лодка – это полноценное транспортное средство, и для управления ею необходимы соответствующие документы, выдаваемые Государственной Инспекцией по Маломерным Судам (ГИМС). Но есть определенная оговорка, согласно которой моторам мощностью до 10 лошадиных сил регистрация не требуется. Можно взять движок на 2,5 или 5 сил, но они слишком слабые.
Понимают это и производители, поэтому выпускают модели, мощность которых – 9.9 сил. То есть они – почти десятки, но все еще «маломощные» и не попадают под обязательную регистрацию. Именно этим обусловлена такая популярность подобных агрегатов.
Моторы на 9.9 сил выпускают практически все бренды, в том числе малоизвестные китайские, но в наше сравнение попали только топовые производители:
Mercury 9.9M – американский бренд, главным преимуществом которого являются демократичные цены. Если вы хотите сэкономить, но при этом не терять в качестве агрегата, присмотритесь к товарам Меркури. По надежности и долговечности моторы бренда не уступают японским, а в некоторых аспектах даже их превосходят.
Suzuki DF 9,9 BS – один из лидеров рынка лодочных моторов, отличающийся высоким качеством и надежностью. Моторы Сузуки не могут похвастаться демократичностью ценников, зато их обслуживание обходится гораздо дешевле, так как они редко ломаются. В далекой перспективе стоимость такого мотора легко сравняется с бюджетным китайским ноунеймом.
Yamaha F9.9 JMHS – сравнительно новый агрегат от топового японского производителя, отличающийся экономичностью и массой вспомогательной электроники. Ямаха постоянно внедряет что-то новое в свои модели. Это положительно сказывается на общем качестве и удобстве эксплуатации, но снижает ремонтопригодность.
Tohatsu MFS 9.9 E S – бренд, специализирующийся конкретно на лодочных моторах. В отличие от других фирм, он не распыляется на множество направлений, поэтому большинство новаторских идей первыми появляются именно у Тохатсу. Кроме того, данный двигатель можно переделать в более мощный и сэкономить на покупке 15- или 20-сильного агрегата.
Все эти моторы отличаются друг от друга по характеристикам и оснащению, но есть у них ряд общих факторов, позволяющих делать корректное сравнение:
- все моторы 4-тактные, то есть для их заправки не требуется самостоятельно готовить топливную смесь;
- мощность двигателя – 9.9 лошадиных сил, чтобы попадать под нормативы ГИМС;
- у всех моторов есть холостой ход и задняя передача;
- управление румпельное, но в некоторых случаях с возможностью переделки под рулевое;
- все движки двухцилиндровые;
- охлаждение водяное.
Такая компоновка является наиболее популярной среди покупателей. Она не топовая, зато существенно снижает стоимость продукта. К тому же, мотору на 9.9 сил редко требуется рулевое управление или дистанционный запуск. Чаще всего их ставят на ПВХ лодки, где все манипуляции можно совершать непосредственно на моторе.
Также необходимо объяснить, почему в сравнение не попали агрегаты от Хонда, ведь это очень известный и популярный бренд. Дело в том, что вот уже много лет, как эта компания отказалась идти на поводу у российского законодательства и не выпускает движки на 9.9 сил. В их каталоге есть десятки, но это уже совсем другая категория и не попадает под определение двигателя малой мощности, хотя и разница всего 0,1 сила.
Источник: markakachestva.ru
Моторы лодочные
Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.
По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.
Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.
Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах.
Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.
Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.
1 — ЗИФ-5; 2 — Москва; 3 — ЛВР-6
Подвесной лодочный мотор «ЗИФ-5»
Основные узлы и агрегаты подвесного лодочного мотора
1 — бак; 2 — двигатель; 3 — система подвески; 4 — дейдвудная труба; 5 — гребной винт
В характеристику лодочных моторов обычно не включают такой показатель, как скорость движения лодки, т. к. она, помимо мощности мотора, зависит от грузоподъёмности и конфигурации (обводов) лодки, а также скорости течения воды. При прочих равных условиях скорость движения лодки пропорциональна мощности мотора. Так, например, на четырёхместной лодке с пассажирами скорость лодки с мотором «Москва» достигает 12—13 км’час, а с тем же мотором на двухместной лодке — 18—21 км/час; скорость лодки с мотором ЗИФ-5, МЛ-1, Рига-125 в зависимости от вышеприведенных факторов колеблется от 6—8 до 12—14 км’час.
Основные технические данные подвесных лодочных моторов
Подвесной лодочный мотор «Москва» обладает высокими конструктивными и эксплуатационными качествами. Подвесная двухцилиндровая конструкция двигателя обеспечивает уравновешенность мотора, что снижает вибрацию корпуса лодки. Наличие холостого хода и переход с переднего хода на задний с помощью реверса создают удобства эксплуатации.
Мотор снабжён автоматической водооткачивающей системой, позволяющей содержать лодку сухой. Переносный топливный бак может быть размещён в любом месте лодки. Запас топлива обеспечивает движение лодки в течение 5 часов, без дополнительной заправки. Управление мотором и судном осуществляется о помощью румпеля.
Возможно также тросовое дистанционное управление, которым можно оборудовать судно. Мотор работает как в пресной, так и в морской воде. Устанавливается на лодках и лёгких судах как спортивного, так и хозяйственного назначения, с высотой транца от 365 до 405 мм. Для предохранения транца лодки и мотора от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрена возможность откидывания мотора назад.
Привод гребного винта и винт мотора «Москва»
Привод гребного винта и винт мотора «Москва»: 1 — ведущая шестерня заднего хода; 2 — перекидная муфта; 3 — ведущая шестерня переднего хода; 4 — тяга реверса; 5 — рессора привода винта; 6 — ведомая шестерня; г — отъёмная часть корпуса; 8 — штифт гребного винта; 9 — резиновая втулка
Общий вид мотора «Москва» и крепление его на транце лодки
Подвесной лодочный мотор ЗИФ-5 отличается простотой управления и надёжностью в работе. Имеет обтекаемую форму и закопотированный маховик. Запуск двигателя производится с помощью самоубирающегося троса. Конструкцией предусмотрено блокированное управление газом и опережение зажигания.
Благодаря жёсткой связи магнето с карбюратором корпус магнето поворачивается одновременно с открытием дросселя (поворотом одного рычага). Таким образом, при эксплуатации мотора не требуется навыка в установке опережения зажигания в зависимости от числа оборотов двигателя.
Мотор предназначается для спортивных судов, а также для судов, используемых в рыбном и охотничьем промыслах, службе связи, спасательной и т. д. Рассчитан для установки на лодках и шлюпках с высотой транца не более 380 мм. Может эксплуатироваться в любых водоёмах с пресной водой при глубине не менее 500 мм. Охлаждение мотора осуществляется путём подачи к цилиндру воды, нагнетаемой гребным винтом. С целью предохранения от поломки мотора и транца лодки конструкцией предусмотрено откидывание мотора назад.
Подвесной лодочный мотор Рига-125 предназначается главным образом для спортивных целей. Обладает хорошими ходовыми качествами, достаточной мощностью и экономичностью. Имеет обтекаемую форму. Отличительной особенностью конструкции является использование кривошипно-шатунного механизма от мотоциклетного двигателя М1-А. Применение мотоциклетных узлов и двигателей при изготовлении мотора Рига-125 упрощает обеспечение его запасными частями.
Подвесной лодочный мотор МЛ-20 является самым лёгким и экономичным по расходу топлива. Благодаря малым габаритам и небольшому весу удобен на озерах или водоёмах с небольшим течением, особенно при охоте и рыбной ловле. Несмотря на очень маленький рабочий объём цилиндра — всего 63 см³ — мощность, развиваемая мотором, составляет 1,8 л. с., что характеризует его высокие конструктивные качества. Для лучшего охлаждения головка цилиндра изготовляется из алюминия, а цилиндр имеет оребрение. К картеру и головке цилиндра прикреплён трубчатый штурвал вместо рукоятки румпеля, применяемой на других подвесных лодочных моторов.
Подвесной олдочный мотор ЛРМ-6 относится к тяжёлому типу подвесных моторов. Большие габариты и значительный вес мотора позволяют использовать его главным образом для хозяйственных целей. Обладает достаточной тягой на шварту, что позволяет перевозить значительные грузы при удовлетворительной скорости передвижения (скорость передвижения на тяжелой морской шлюпке типа ЯЛ-6 с нагрузкой до 1000 кг составляет 9,5—10,5 км/час). Имеет переход с переднего на задний ход посредством поворота в кронштейне на 180°. Для предохранения гребного винта от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрено свободное откидывание мотора назад.
Подвесной лодочный мотор МЛ-1 очень прост по конструкции и надежён в работе. Предназначается для работы в любых водоёмах с пресной водой. Используется главным образом для спорта, реже для хозяйственных целей.
1950-е годы
Стационарпый лодочный мотор СМ-255-Л, помимо лодок, может быть также использован для водяных насосов, генераторов и других механизмов. Состоит из двигателя и редуктора с муфтой свободного хода. Двигатель двухтактный, бензиновый, с кривошипно-камерной возвратной двухканальной продувкой.
Вращение от коленчатого вала двигателя передаётся через шлицевую муфту и промежуточный валик на ведущую шестерню редуктора. Редуктор — одноступенчатый, с парой цилиндрических косозубчатых шестерён и пружинной муфтой свободного хода. На выходном валу редуктора установлена эластичная соединительная муфта. Запуск мотора осуществляется стартерным механизмом мотоциклетного типа с ножной педалью.
Стационарный лодочный мотор СМ-255-Л
Охлаждение двигателя производится забортной водой с помощью самовсасывающего водяного насоса, установленного на корпусе редуктора и приводимого в действие от промежуточного вала ведущей шестерней редуктора. Малые габариты и небольшой вес мотора допускают установку его на самых лёгких судах.
Общий вид лодки с мотором СМ-255-Л
Конструкцией предусматривается установка мотора под наклоном (дифферентом) до 15%, что даёт возможность использовать его даже на лодках, имеющих плоское днище. Техническая характеристика мотора следующая: число цилиндров — 1, ход поршня — 70 мм, диаметр цилиндра — 67,5 мм, рабочий объём цилиндра — 250,5 см³, степень сжатия — 6,5; номинальная мощность на выходном валу при 3250 об/мин коленчатого вала — 6 л. с.; средний расход топлива — 2,5 л/час, топливо — бензин автомобильный в смеси с автолом 10 в соотношении 20 : 1; карбюратор — мотоциклетного типа; охлаждение двигателя — водяное; подача воды в систему — самовсасывающим водяным насосом; зажигание — от магнето М27-Б; передаточное отношение редуктора — 1,63; максимальный крутящий момент (со стороны входа), передаваемый редуктором, — 1,5 кг; наибольший упор гребного винта, допускаемый подшипником редуктора, — 80 кг; смазка подшипников и шестерён редуктора — разбрызгиванием; управление муфтой свободного хода — рычагом с правой стороны редуктора; управление карбюраторами — тросовое; выключение двигателя — кнопкой на магнето.
Габаритные размеры мотора (в мм): высота 430, ширина 330, длина 605. Вес мотора 33 кг. Гребной винт — четырёхлопастный, диаметр винта — 250 мм, шаг винта — 160 мм.
Требования к качеству лодочных моторов, условия приёмки, торговли, хранения и обеспечение запасными частями — см. Мотоциклы.
Советские лодочные моторы (1978 год)
1. Лодочный мотор «Ветерок-8» 154 рубля
2. Лодочный мотор «Ветерок-12» 200 рублей
3. Лодочный мотор «Вихрь-М» 400 рублей
5. Лодочный мотор «Москва-25АЭ» 490 рублей
6. Лодочный мотор «Москва-30АЭ» 520 рублей
7. Лодочный мотор «Москва-30» 430 рублей
8. Лодочный мотор «Спутник» 124 рубля
9. Лодочный мотор «Салют-М» 110 рублей
10. Лодочный мотор «Привет-22» 360 рублей
11. Лодочный мотор «Нептун-23» 360 рублей
Источник: www.mintorgmuseum.ru
Лодочный мотор. Виды и работа. Особенности и как выбрать
Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.
Типы моторов по разновидности силового агрегата
Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:
- Электрический.
- Бензиновый двухтактный.
- Бензиновый четырехтактный.
- Дизельный.
Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале.
Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.
Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс.
У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.
Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.
Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.
Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения
Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:
- С винтом.
- С турбиной.
Преимущества и недостатки винтов
Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки.
В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.
Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево.
Это предотвратит снос в сторону во время движения.
Турбинный лодочный мотор
Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей.
Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.
Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.
Почему требуется настройка погружения винта или водомета
Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.
Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.
У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.
Выбор мотора под габариты лодки
Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится.
При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.
Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор.
Для этого используются латинские буквы:
- S – 38-45 см.
- L – 50-57 см.
- X – 60-64 см.
- U – 65-68 см.
Способы запуска двигателя
Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:
- Ручной.
- Электрический.
- Комбинированный.
Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы.
Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.
Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства.
Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.
Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.
Генератор
Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов.
В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.
Похожие темы:
Источник: tehpribory.ru