Сколько в мире затонувших атомных подводных лодок

Девять атомных подводных лодок затонули случайно или затопление. ВМФ потерял пять (один из которых затонул дважды), ВМФ — два и ВМС США (USN) — два.

Трое были потеряны со всеми руками: двое из ВМС США (погибло 129 и 99 человек) и один из ВМФ России (потеряно 118 жизней), и это также три самых больших числа погибших в подводная лодка. Все затонули в результате аварии, за исключением К-27, затопленного в Карском море, когда надлежащий вывод из эксплуатации считался слишком дорогостоящим. Советская подводная лодка К-129 несла ядерные баллистические ракеты, когда она была потеряна со всеми руками, но поскольку это была дизель-электрическая подводная лодка, она не включена в список.

Две подводные лодки USN принадлежали Submarine Force Atlantic в США. Атлантический флот. Все пять советских / российских атомных подводных лодок, которые остались затонувшими, принадлежали Северному флоту, а снятая с мели К-429 входила в Тихоокеанский флот.

Thresher Скорпион К-8 К-219 К-278 «Комсомолец» Местоположение затонувших атомных подводных лодок в Атлантике

Затонувшие атомные подводные лодки

Из девяти потоплений две были вызваны пожарами, две — оружием взрывы, два из-за наводнения, один из-за плохой погоды и один в результате затопления из-за повреждения ядерного реактора. Только USS Scorpion затонул, неизвестна. Восемь подводных лодок затонувшие корабли в Северном полушарии, пять — в Атлантическом океане и три — в Северном Ледовитом океане. Девятая подводная лодка, К-429, была поднята и вернулась в строй после обоих ее затоплений.

Советский Союз

К-27 К-141 Курск К-159 Местоположение затонувших атомных подводных лодок в Арктика

  • К-27 : Единственная подводная лодка проекта 645 (вариант ПЛ проекта 627 ноябрь, с реакторами с ЖМТ), К-27 был выведен из эксплуатации в 1979 году после многих лет проблем с реактором. 6 сентября 1982 года ВМФ СССР затопил его на мелководье (108 футов (33 м)) в Карском море после герметизации реакторного отсека. Это затопление на мелководье противоречило рекомендации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
  • К-8 : 11 апреля 1970 года была потеряна подводная лодка проекта 627 типа «ноябрь». при буксировке в бурном море после пожара на борту. Экипаж подводной лодки первоначально был эвакуирован на надводное судно, но 52 человека повторно поднялись на борт надводной лодки для выполнения буксировки. Все 52 моряка погибли, когда подлодка затопила и затонула, что привело к общим потерям 60 членов экипажа, если считать восемь человек, погибших 8 апреля в первоначальном пожаре. Местоположение: Бискайский залив, 490 километров (260 морских миль) к северо-западу от Испании в северной части Атлантического океана.
  • K-219 : Подлодка проекта 667A Yankee I. был поврежден в результате пожара в ракетной трубе и взрыва 3 октября 1986 года. Затем он внезапно затонул во время буксировки после того, как все выжившие члены экипажа ушли. Шесть членов экипажа погибли. Местоположение: 950 километров (510 морских миль) к востоку от Бермуд в северной части Атлантического океана.
  • K-278 «Комсомолец» : единственная построенная подводная лодка класса «Майк» затонула из-за бушующего пожара 7 апреля. 1989. Все, кроме пяти членов экипажа, были эвакуированы до того, как он затонул. В общей сложности 42 члена экипажа погибли, многие из них от вдыхания дыма и воздействия холодных вод Баренцева моря, в то время как 27 членов экипажа выжили.
  • К-429 : Проект 670А Подлодка класса Charlie I затонула дважды: один раз в море из-за затопления во время пробного погружения (23 июня 1983 г.), затем через два года (13 сентября 1985 г.) из-за затопления у ее причалов. Шестнадцать членов экипажа погибли в первом инциденте. К-429 был поднят после обоих затоплений и был списан через два года после второго.

Россия

  • К-141 Курск : Подводная лодка класса «Оскар II» затонула на корабле Баренцево море 12 августа 2000 г. после взрыва в торпедном отсеке. См. Катастрофа подводной лодки «Курск». Все 118 человек на борту погибли. Все, кроме носовой части, было спасено.
  • К-159 : Эта советская подводная лодка класса «ноябрь», оставшаяся на 14 лет после вывода из эксплуатации, затонула в Баренцевом море 28 августа 2003 г. во время шторма. сорвал понтоны, необходимые для удержания его на плаву при буксировке. Девять из 10 спасателей на борту погибли.

См. Также

  • Аварии с атомными подводными лодками
  • Список затонувших авианосцев
  • Список затонувших линейных крейсеров
  • Список затонувших линкоров
  • Список военных ядерные аварии
  • Списки ядерных катастроф и радиоактивных инцидентов

Список литературы

Общие положения

  • C. Тингл, «Несчастные случаи на подводных лодках: статистическая оценка за 60 лет», Журнал профессиональной безопасности, Американское общество инженеров по технике безопасности, сентябрь 2009 г., страницы 31–39. Заказ статьи полностью: https://www.asse.org/professionalsafety/indexes/2009.php ; или Воспроизведение без графики / таблиц: http://www.allbusiness.com/government/government-bodies-offices-government/12939133-1.html.

Внешние ссылки

Источник: alphapedia.ru

Сокрытое в волнах Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане

Создав ядерное оружие и ядерную технику, сверхдержавы неоднократно переживали связанные с ними инциденты. За годы холодной войны в Мировой океан попадали (и оставались там) реакторы, авиабомбы и торпеды с ядерными боезарядами. «Лента.ру» попробовала составить перечень потерянного.

Американцы оставили в Мировом океане две атомные подводные лодки. 10 апреля 1963 года во время глубоководных испытаний в Атлантике, в 200 милях восточнее Кейп-Кода затонула субмарина «Трешер» (один ядерный реактор). Лодка лежит на глубине 2560 метров.

22 мая 1968 года на патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» (на борту реактор и две ядерные торпеды). Лодку потом нашли на глубине более 3000 метров, на грунте, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины гибели лодки, кстати, не выяснены до сих пор.

Но основные «ядерные подвиги» американских военных в морях, конечно, связаны с авиацией.

14 февраля 1950 года бомбардировщик B-36, взлетевший с аляскинской базы Эйлсон, участвовал в полномасштабной имитации ядерного удара по территории СССР. В роли «цели» использовался Сан-Франциско. На борту бомбардировщика была штатная ядерная бомба Mk.IV. Из нее был извлечен плутониевый боезаряд, однако в бомбе оставалась оболочка из металлического урана и 5000 фунтов взрывчатого вещества.

Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж, видя такое дело, сбросил бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падавшую в воду.

Читайте также:  Лодка оникс 240 характеристики

Кормовая часть лодки «Скорпион», лежащей на дне Атлантики.

10 марта 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47, вылетевший из Флориды. На борту самолета находились две ядерные бомбы. Никаких следов самолета и ядерного оружия не найдено до сих пор, официальная версия выглядит как «потерян в море у побережья Алжира».

28 июля 1957 года транспортный самолет C-124 вез из штата Делавэр в Европу три снаряженные ядерные бомбы и плутониевый заряд для еще одной. Над Атлантикой у побережья Нью-Джерси самолет начал терять мощность, два двигателя из четырех заглохли. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в сотне миль от Атлантик-Сити.

5 февраля 1958 года возле Саванны (побережье штата Джорджия) истребитель F-86 столкнулся со стратегическим бомбардировщиком B-47. Истребитель рухнул, а поврежденный B-47 удержался в воздухе и вернулся на базу. Правда, для этого пришлось сбросить в Атлантику термоядерную бомбу Mk.15 (выход мощности при подрыве около 1,7 мегатонны). Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, — поиски ни к чему не привели.

5 декабря 1965 года неподалеку от Окинавы с авианосца «Тикондерога» из-за сильной качки скатился в воду незакрепленный штурмовик A-4 Skyhawk с тактической ядерной бомбой и затонул на глубине около 4900 метров. Пентагон не признавал этого эпизода до 1989 года.

В 1960 году США в условиях «дальнейшего обострения международной обстановки» начали операцию «Хромированный купол» (Chrome Dome), предполагавшую создание системы непрерывного дежурства в воздухе стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Самолеты находились в постоянной готовности нанести удары по намеченным целям в глубине территории СССР (служба такого бомбардировщика показана, например, в фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав»). Не все такие полеты кончались добром.

17 января 1966 года у испанского Паломареса дежуривший в воздухе бомбардировщик B-52G столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135. В результате «в окружающую среду» попали четыре термоядерные бомбы типа Mk.28 (B28RI) мощностью до 1,45 мегатонны каждая. Три из них упали на сушу (причем две разрушились и загрязнили плутонием 2,6 квадратного километра территории), а одна утонула в море. Ее нашли и подняли через 81 день после катастрофы.

Сборка из четырех ядерных бомб, аналогичная потерянным под Паломаресом и Туле.

Несмотря на жесткую критику практики регулярного дежурства бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, начавшуюся по итогам инцидента в Паломаресе, операцию «Хромированный купол» свернули только после происшествия 21 января 1968 года в районе гренландской авиабазы Туле, вызвавшего международный скандал. Там рухнул дежурный B-52 с четырьмя ядерными бомбами на борту. Самолет пробил лед и ушел на дно Баффинова залива. Американские военные устроили целую операцию по подъему деталей потерянного оружия, после чего бодро рапортовали о том, что все четыре бомбы извлечены. Годы спустя, однако, публикация результатов экспертизы показала, что найдены были компоненты только трех боеприпасов, четвертая так и лежит где-то в гренландских водах.

Информация о возможных потерях советских и российских ядерных боеприпасов до сих пор строго засекречена. Тем не менее регулярно появляются сообщения (впрочем, непроверенные) об инцидентах с ядерным оружием, находившимся на борту самолетов.

Одно время благодаря бывшему заместителю начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмиралу Анатолию Штырову широко разошлись сообщения о гибели весной 1976 года бомбардировщика Ту-95 советской Дальней авиации, упавшего в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). На борту самолета якобы находились два ядерных боеприпаса, впоследствии поднятые с грунта американской субмариной спецназначения «Грейбек» (по другой версии, «Грейбек» забрал только оборудование связи, а бомбы так и лежат на дне).

С базы Туле вывозят зараженный радиоактивными материалами лед, 1968 год.

Однако Минобороны не подтверждает проведение полетов стратегической авиации в этом районе в 1976 году, «Росатом» (наследник советского Минсредмаша) инциденты с ядерными объектами в этом районе опровергает, а сообщение о катастрофе «не бьется» с известными реестрами аварий и катастроф самолетов Дальней авиации. Информация о дежурстве отечественной авиации с ядерным оружием по-прежнему закрыта, поэтому дальнейшее расследование этой истории затруднено.

Объемы патрулирования советской авиации были скромнее американских, соответственно, чисто статистически число инцидентов, как бы они ни засекречивались, все равно было меньшим, чем у США. Зато известны наперечет (шила в мешке не утаишь) результаты катастроф атомных лодок и захоронения реакторов.

В 1965 году у побережья Новой Земли был затоплен реакторный отсек субмарины К-19 (проект 658), потерпевшей в 1961 году в районе острова Ян-Майен тяжелую радиационную аварию. В 1966-м по соседству затопили реакторный отсек с субмарины К-11 (проект 627А «Кит»), на которой в феврале 1965 года в ремонте произошла авария с выбросом радиоактивности из-за нарушений при перезарядке реактора. Осенью 1967 года в заливе Цивольки (северо-восточное побережье Новой Земли) затопили экранную сборку реактора первого в мире атомного ледокола «Ленин», пострадавшего от повреждения активной зоны.

В марте 1968 года к северу от атолла Мидуэй в Тихом океане затонула на глубине около 5000 метров дизель-электрическая субмарина Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). Причины гибели достоверно не известны до сих пор. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны, а также две ядерные торпеды. Одна или две торпеды были подняты американцами в 1974 году, однако поднять ракеты не удалось.

8 апреля 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за живучесть, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались два реактора и, по разным данным, четыре или шесть торпед с ядерными боезарядами.

В 1972 году (по другим данным — в 1974-м) в Новоземельской впадине Карского моря затоплен реактор, извлеченный после ядерной аварии 1968 года с атомохода К-140 (проект 667А «Навага»).

10 сентября 1981 года в Карском море затопили атомную лодку К-27 проекта 645. Экспериментальный корабль с двумя реакторами РМ-1 с жидкометаллическим (сплав свинца и висмута) теплоносителем в мае 1968 года потерпел на боевом выходе тяжелую радиационную аварию, после которой эксплуатация стала невозможной. После длительного периода отстоя лодку с реакторным отсеком, залитым 270 тоннами битума, затопили на глубине 75 метров. В данный момент есть планы по ее подъему и утилизации.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но после длительной борьбы за живучесть затонула в ночь на 6 октября на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались два реактора, две ядерные торпеды и (по разным сведениям) 15 или 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн.

Читайте также:  Лодочный мотор запускается и сразу глохнет

Аварийный атомоход К-219 в Атлантике, хорошо видна поврежденная ракетная шахта.

7 апреля 1989 года в Норвежском море после сильного пожара на глубине 1858 метров затонула лодка К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник», многоцелевая атомная субмарина с глубиной погружения до 1000 метров). На дне оказались два ядерных реактора и две ракето-торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями.

Затонувшая в августе 2000 года в Баренцевом море атомная субмарина К-141 «Курск» была поднята, как и К-429, тонувшая в бухте Саранная (на Тихом океане) еще в июле 1983-го. Зато 30 августа 2003 года возле острова Кильдин (в районе Мурманска) затонула на глубине 170 метров атомная лодка К-159 проекта 627А, которую буксировали на утилизацию в Северодвинск. На дне оказались еще два ядерных реактора.

Есть еще один «замечательный» источник — радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Это нечто подобное «атомной батарейке»: использует энергию естественного распада радиоактивных материалов для выработки электроэнергии. Широко применялись в качестве автономного источника питания. Несколько таких объектов были утоплены в море по разным причинам, при этом как минимум один (потерянный в 1987 году у сахалинского мыса Низкий) не найден до сих пор.

Источник: lenta.ru

Подводные Чернобыли: Затонувшие атомные субмарины, которые и в наши дни несут угрозу мировому океану

До середины XX века во всех подводных лодках применялись 2 типа силовых установок. Для движения в надводном положении подводные лодки использовали мощные дизельные двигателя, а для подводного хода – электрическую тягу от аккумуляторных батарей. Таким образом запас автономности субмарин был сильно ограничен. Все изменилось в 1954 году.

Именно в этот год США построили первую в мире атомную подводную лодку Nautilus. Совсем скоро – всего через 3 года, подлодка «на атомной тяге» появилась и у Советского Союза.

До развала СССР в 1991 году из-за всевозможных неисправностей и аварийных ситуаций 4 советские атомные подлодки затонули. Они до сих пор покоятся на морском дне и представляют реальную угрозу всему мировому океану.

Атомная подлодка К-27

В СССР все атомные субмарины классифицировались по проектам. В начале апреля 1962 года на воду была спущена единственная подлодка «проекта 645» К-27, которой NATO сразу же присвоило кодовое обозначение November. Уникальность этой субмарины состояла в том, что в ее 2 ядерных реакторах теплоносителем выступал жидкий металл. Однако уже с начала своей эксплуатации атомная силовая установка показала свое несовершенство.

Подводная лодка К-27 в последнем боевом походе / Фото: extremetech.com

Подводная лодка К-27 в последнем боевом походе / Фото: extremetech.com

Аварийные ситуации на борту К-27 возникали так часто, что на флоте субмарине присвоили язвительное прозвище – «Нагасаки». Некоторое время экипажу удавалось справляться с внештатными ситуациями. Пока конструкционные недостатки и просчеты в реакторах РМ-1 не стали причиной настоящей трагедии. Случилась она в 1968 году, 24 мая, во время штатных испытаний силовой установки.

Подлодка находилась в Баренцевом море, когда вследствие тестовых проверок режимов работы реакторов произошел сбой в теплообмене активной зоны ядерной установки. В результате часть тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) под действием высоких температур попросту расплавилась. На лодке произошел сильный выброс радиоактивных элементов, из-за чего весь экипаж субмарины – 105 человек, получил разные дозы облучения.

Подлодка проекта 645 / Фото: themoscowtimes.com

Подлодка проекта 645 / Фото: themoscowtimes.com

Больше всего радиации приняли на себя те члены экипажа, которые находились в непосредственной близости от аварийного реактора. Двадцать человек получили дозы в пределах 600-1000 рентген, что в тысячи раз больше максимально допустимых. В результате таких радиационных нагрузок 9 членов экипажа погибли прямо на месте. Корпус и внутренности субмарины также были сильно загрязнены радиацией.

Несмотря на это подлодка К-27 еще 11 лет эксплуатировалась и была исключена из состава ВМФ Советского Союза лишь 1 февраля 1979 года. Радиационное загрязнение субмарины после аварии 1968 года было настолько сильным, что ее решили законсервировать и после этого принудительно затопить. «Моторный» отсек, где располагались реакторы, был залит почти 300 тоннами битума и в сентябре 1981 года субмарину затопили на глубине 75 метров в Карском море.

Затопленная в Карском море подлодка К-27 / Фото: researchgate.net

Затопленная в Карском море подлодка К-27 / Фото: researchgate.net

Еще в 2012 году после исследований состояния подводной лодки и всевозможных анализов, К-27 было решено поднять на поверхность для дальнейшей ее полной утилизации. Эти работы запланированы на следующий, 2022 год.

Подводная лодка К-8

Как и подлодка К-27, субмарина К-8 была такой же неблагополучной с точки зрения надежности атомной силовой установки. На борту лодки, которая была частью проекта 627А «Кит», за 10 лет эксплуатации с момента ее спуска на воду в 1960 году, случился ряд аварийных ситуаций. В результате их члены экипажа получали существенные дозы радиационного облучения. Однако в роковой для себя день 12 апреля 1970 года причиной гибели субмарины стал как раз и не ядерный реактор.

Атомная подводная лодка К-8 / Фото: theleansubmariner.com

Атомная подводная лодка К-8 / Фото: theleansubmariner.com

Весной 1970 года СССР проводил одни из самых крупных тактических военных учений для своего флота «Океан-70». Участвовала в них и подлодка К-8. Во время планового подъема с глубины 150 метров в отсеке гидроакустиков вспыхнул пожар, причиной которого стало короткое замыкание в электрических цепях оборудования.

Огонь начал быстро распространяться по лодке, дойдя, в том числе и до реакторного отсека. Чтобы предотвратить ядерную катастрофу, персонал силовой установки, рискуя жизнями, потушил огонь. Субмарина благополучно всплыла и началась эвакуация экипажа.

Однако на поверхности Бискайского залива в те дни бушевал шторм, сила которого доходила до 8 баллов. Из-за неспокойного моря, а также повреждений, нанесенных субмарине огнем, она потеряла свою остойчивость. Несмотря на все попытки моряков исполнить приказ военного командования СССР и любой ценой спасти подводную лодку, через 4 дня после пожара К-8 вместе с капитаном В. Бессоновым и 52 членами экипажа (из 104) пошла ко дну.

Советская субмарина проекта 627А «Кит» / Фото: spb.org.ru

Советская субмарина проекта 627А «Кит» / Фото: spb.org.ru

В настоящее время субмарина вместе с 2 ядерными реакторами, а также 4 торпедами с атомными боезарядами, находится на дне Атлантики в 500 километрах от берегов Испании на глубине 4 тысячи 680 метров. Пока у человечества нет никаких технических возможностей, чтобы безопасно поднять со дна Бискайского залива опасные ядерные останки подводной лодки К-8.

Читайте также:  На каких лодках плавают в Венеции

Атомная подлодка К-219

В начале февраля 1972 года в состав ВМФ СССР вошел атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» – субмарина К-219.И уже чуть больше, чем через 1 год, на подлодке произошла первая авария, в результате которой погиб 1 член экипажа: в результате разгерметизации пусковой ракетной шахты №15 вода, смешавшись с компонентами топлива ракет – димера диоксида азота, образовала азотную кислоту. В результате в шахте произошел взрыв и она была затоплена.

Советский атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» / Фото: rebellionresearch.com

Советский атомный ракетный крейсер проекта 667А «Навага» / Фото: rebellionresearch.com

После инцидента аварийную шахту заглушили, а субмарину продолжили эксплуатировать в штатном режиме. В 1975 году К-219 была модернизирована уже по проекту 667АУ «Налим», а в 1980 году подверглась полному капитальному ремонту. До начала осени 1986 года субмарина, вооруженная 15 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и 20 торпедами (2 из которых также имели ядерный заряд) регулярно несла боевые дежурства.

Советская субмарина на боевом дежурстве / Фото: inf.news

Советская субмарина на боевом дежурстве / Фото: inf.news

Во время тактического маневра проверки наличия слежения, при котором субмарина делает резкие изменения курса вплоть до поворота на 180 градусов (американцы называют такой маневр русских Crazy Ivan – «Сумасшедший Иван»), на борту К-219 произошла разгерметизация ракетно-пусковой шахты №6. Из-за резкого подтопления подлодка «провалилась» на глубину в 300 метров. Вода продолжала пребывать и было предложено экстренно всплыть для того, чтобы заполнить шахту водой и вытолкнуть поврежденную ракету за борт.

Однако взрыв произошел раньше. Вследствие его был поврежден не только корпус, но и оболочки боеголовок ракет с плутонием. Через несколько часов после взрыва правый реактор начал сильно перегреваться, что могло привести к его детонации. Ценой своей жизни 20-летний Сергей Преминин – матрос, трюмный машинист дивизиона движения электромеханической боевой части субмарины, вручную опустил компенсирующие решетки в реакторном отделении. Предотвратив тем самым ядерную катастрофу в Гольфстриме.

Терпящая бедствие субмарина К-219. На фото видно поврежденную взрывом пусковую шахту / Фото: livescience.com

Терпящая бедствие субмарина К-219. На фото видно поврежденную взрывом пусковую шахту / Фото: livescience.com

Подоспевшие на помощь терпящей бедствие подлодке советские гражданские корабли, смогли эвакуировать большую часть подводников. На субмарине остались только капитан и члены так называемой «аварийной партии» экипажа. Что касается погибших, то непосредственно на борту их было 4. Еще столько же членов экипажа умерли немного позже. Подлодку было решено отбуксировать в мурманский порт.

На этапе буксирования трос не выдержал и оборвался. Вода постоянно пребывала внутрь отсеков субмарины. Днем, 6 октября 1986 года, К-219 на ровном киле пошла на дно Антарктики. Сегодня останки ракетного подводного крейсера стратегического назначения покоятся на глубине 5 с половиной километров.

Подлодка К-278 «Комсомолец»

В День победы, 9 мая 1983 года, в СССР на воду была спущена единственная субмарина проекта 685 «Плавник» – К-278 «Комсомолец». В классификации NATO эта советская атомная подлодка значилась под кодовым «именем» Mike. При постройке «Комсомольца» советские инженеры использовали уникальные титановые сплавы, из-за чего корпус субмарины получился особенно устойчивым к высокому давлению океанских глубин.

Подлодка К-278 «Комсомолец» уходит на свое последнее боевое дежурство / Фото: en.topcor.ru

Подлодка К-278 «Комсомолец» уходит на свое последнее боевое дежурство / Фото: en.topcor.ru

Именно К-278 принадлежит рекорд погружения для боевых подводных лодок, который не побит и до сих пор. В августе 1985 года «Комсомолец» смог уйти на глубину в 1 километр и 27 метров и благополучно всплыть на поверхность. Однако уже меньше чем через 4 года субмарина-рекордсмен выйдет в свой последний боевой поход – 7 апреля 1989 года К-278 затонет в Норвежском море.

На борту «Комсомольца», который в то время нес боевое дежурство и двигался со скоростью 8 узлов на глубине в 380 метров, начался пожар. До настоящего времени причины его возникновения так и не установлены. Все попытки экипажа ликвидировать огонь не увенчались успехом, однако лодке удалось благополучно всплыть на поверхность. Все это время пожар усиливался, превращаясь из локального в объемный.

Пожар на атомной подлодке К-278 «Комсомолец» / Фото: freetime.co.uk

Пожар на атомной подлодке К-278 «Комсомолец» / Фото: freetime.co.uk

Корпус атомной субмарины начал давать крен на левый борт и корму, после чего командир «Комсомольца», капитан 1 ранга Е. Ванин, отдал приказ об эвакуации экипажа. Буквально через несколько минут после этого подводная лодка, полностью утратив остойчивость, начала стремительно погружаться в холодные воды Норвежского моря. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В том числе и капитан субмарины.

В настоящее время «Комсомолец» покоится на глубине примерно 1,7 километра. Место нахождения затонувшей подлодки известно ученым и исследователям. Как норвежские, так и российские специалисты ведут постоянный мониторинг загрязнения радиоактивными изотопами на всей прилегающей акватории Норвежского моря.

Забор проб воды из вентиляционной шахты затонувшей подводной лодки «Комсомолец», 7 июля 2019 года / Фото: dsa.no

Забор проб воды из вентиляционной шахты затонувшей подводной лодки «Комсомолец», 7 июля 2019 года / Фото: dsa.no

Последние исследования 2019 года показали, что хотя видимой угрозы Норвегии или континентальной части РФ пока нет – радиационный фон на дне возле «Комсомольца» уже превышает допустимый в 100 тысяч раз.

Американские «субмарины-Чернобыли»

Кроме четырех советских атомных подлодок на дне мирового океана находятся и две американские военные субмарины. Весной 1963 года в водах северной Атлантики в период испытательных маневров затонула подлодка USS Thresher. В результате катастрофы погибло 129 человек. Среди них находились не только члены экипажа (112 моряков-подводников), но и 17 инженеров (гражданских лиц).

Вид на рубку подводной лодки USS Thresher, 24 июля 1961 год / Фото: history.navy.mil

Вид на рубку подводной лодки USS Thresher, 24 июля 1961 год / Фото: history.navy.mil

Останки подлодки покоятся на дне глубиной более 2,5 километров, хотя реактор субмарины при погружениях к ней исследовательских аппаратов так и не был обнаружен.

Еще одна американская атомная подлодка USS Scorpion затонула вместе с экипажем из 99 человек 22 мая 1968 года в том же Атлантическом океане во время возвращения в Норфолк из Средиземного моря. Причиной затопления является внезапное разрушение корпуса лодки под действием сильного гидростатического давления.

Американская субмарина USS Scorpion, 1963 год / Фото: hisutton.com

Американская субмарина USS Scorpion, 1963 год / Фото: hisutton.com

Скорее всего, на борту субмарины взорвалась одна из торпед. Точное место нахождения останков «Скорпиона» (кроме глубины, которая составляет более 3 тысяч метров) американские власти до сих пор держат в секрете. Как и состояние реактора и атомного боевого арсенала подлодки.

Кормовая часть «Скорпиона», август 1986 года / Фото: history.navy.mil

Кормовая часть «Скорпиона», август 1986 года / Фото: history.navy.mil

Опасность, которую несут собой затонувшие атомные субмарины, вполне реальна. Ведь каждая из них может стать полноценным новым Чернобылем в мировом океане. А это настоящая угроза для будущего всей биологической жизни на планете Земля.

Источник: submarinersclub.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...