Сколько утилизировано подводных лодках

Утилизация 2 самых больших атомных подлодок в мире — стратегических подводных лодок проекта 941 «Акула» — «Архангельск» и «Северсталь», выведенных из состава ВМФ, будет продолжаться до 2020 года.

Россия утилизирует крупнейшие в мире атомные подлодки к 2020 г

Утилизация 2 самых больших атомных подлодок в мире — стратегических подводных лодок проекта 941 «Акула» — «Архангельск» и «Северсталь», выведенных из состава ВМФ, будет продолжаться до 2020 года.

Утилизацией будут заниматься специализированные подразделение Росатома»

Об этом стало известно от неназванного источника 6 августа 2015 г

Он подчеркнул, что у Минобороны РФ нет планов их дальнейшего использования. При этом представитель отрасли отметил, что аналогичный ракетоносец «Дмитрий Донской» остается в боевом составе ВМФ. Этот корабль будет и в дальнейшем задействован для испытаний и сдачи строящихся на «Севмаше» атомоходов.

Стратегические ракетоносцы проекта 941 «Акула» имели боекомплект 20 ракет РСМ-52, где на каждой было по 10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения. Это — самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина — 23,3 м, осадка — 11,5 м., он занесен в книгу рекордов Гиннеса. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними — 3 прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. От такого «катамаранного» расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.

В 1976-1989 гг. на Севмашпредприятии построены шесть АПЛ проекта 941. Однако три тяжелых крейсера уже выведены из состава флота и утилизированы в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы». Все 78 ракет РСМ-52 с американской финансовой поддержкой уничтожены

Проект 941 разработан в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Источник: neftegaz.ru

Последняя бухта: как завершают свой путь советские атомные подлодки

Последняя бухта: как завершают свой путь советские атомные подлодки

Дальневосточному центру по обращению с радиоактивными отходами исполнилось 22 года. С основной задачей, приведением списанных атомных подлодок в безопасное состояние, «ДальРАО» практически справилось. Впереди — ​новые цели: впервые в мире подчистую утилизировать АПЛ и запустить центр кондиционирования и хранения РАО.

Субмарины из 1990‑х

«Я по образованию инженер-кораблестроитель, с 1974 года связан с атомным флотом. Работал на строительстве подлодок в Комсомольске-на-Амуре, потом занимался их ремонтом и модернизацией на заводе «Звезда» в городе Большой Камень, — ​рассказывает директор «ДальРАО» Валерий Панин. — ​К 1992 году на «Звезде» скопились 11 атомных подлодок, требующих ремонта. Из-за кризиса в экономике большинство так и осталось на стапелях. Такая ситуация была по всей стране: лодки перестали выходить в море, стояли на военно-морских базах. У всех на борту был один-два реактора с отработанным ядерным топливом».

Субмарины ветшали, гнили и постепенно уходили под воду. Возникла серьезная угроза затопления прямо возле пирсов.

Всего с 1991 по 2013 год в России были списаны 200 АПЛ: 70 лодок, в том числе три аварийные, размещались на Камчатке и в Приморье, остальные — ​на Северо-Западе. Для утилизации в 2000 году специальным распоряжением правительства были созданы два предприятия: «ДальРАО» и «СевРАО». К 2013 году были утилизированы 195 АПЛ, но остро встал вопрос, что делать с их ОЯТ, жидкими и твердыми отходами.

Трехотсечник на хранение

Утилизация на Дальнем Востоке проходила так: на заводах «Звезда», 30‑й СРЗ и СВРЦ лодки разделывали до трехотсечных блоков и передавали «ДальРАО», где их ставили на отстой. Трехотсечник — ​реакторный блок и два смежных, которые играют роль поплавков.

«Срок хранения трехотсечников на плаву, определенный учеными, — ​не больше 10 лет. Потом на переборках может возникать коррозия, трещины — ​и снова угроза затопления, — поясняет Валерий Панин. — ​Поэтому был создан пункт длительного хранения реакторных отсеков на суше в бухте Разбойник. Я как раз в то время перешел в «ДальРАО» на должность заместителя главного инженера, первую доковую операцию проводил в октябре 2012 года. Суть в том, чтобы разделать трехотсечник до одноотсечника, поставить на фундамент для устойчивости и отправить на место отстоя, где он будет храниться уже 70–100 лет».

На первом этапе утилизации из подлодок выгружали ядерное топливо при помощи специального военного судна ПМ‑74. ОЯТ в транспортных контейнерах доставляли на площадку «ДальРАО», оттуда железнодорожными эшелонами — ​на «Маяк». Всего на переработку были отправлены 44 эшелона ОЯТ, последний — ​в октябре 2014 года. Одновременно шла реабилитация загрязненной радионуклидами территории бывшей береговой технической базы ВМФ в бухте Сысоева. Базу площадью 38 тыс. м 2 превратили в ядерно безопасный объект.

Большую роль в ликвидации ядерного наследия сыграла Япония, которая в 2011–2012 годы передала России плавучий док «Сакура» для постановки на стапель хранящихся на плаву трехотсечных блоков, портальные краны для транспортировки отрезанных смежных отсеков на демонтажную верфь, а также буксировочное судно «Сумирэ» для контроля трехотсечников и их буксировки к плавучему доку.

Больше 23,8 тыс. топливных сборок в таких ТУКах отправили на переработку в Озерск

Вначале планировалось утилизировать на площадке пять блоков в год. Но благодаря ПСР, усовершенствованию производственных операций справлялись и с 13 блоками в год. «Самое трудоемкое — ​демонтаж с корпуса лодки резины, закрепленной эпоксидной смолой. Первое время мы ее отбивали кувалдами, ломами. Очень тяжелая работа, вручную полгода обдирали эту резину, так требовала технология, — ​вспоминает начальник производства «ДальРАО» Андрей Прибыткин. — ​Технологию пересмотрели, мы смогли применить экскаватор, оборудованный специальными ножами, и сняли резину за семь дней. Сразу на порядок сократили время формирования одноотсечника».

Сейчас на площадке хранятся 77 разделанных блоков АПЛ, четырех судов атомного технологического обслуживания и большого атомного разведывательного корабля «Урал». В апреле 2012 года был сдан в эксплуатацию комплекс «Укрытие», куда на длительное хранение отправились реакторные отсеки аварийных подлодок № 175 и 610. У этих субмарин повреждены реакторы и не выгружено ядерное топливо, поэтому они на особом учете. Отсеки находятся на пятиметровой глубине, вокруг свинцовые экраны, есть датчики радиационного контроля, датчики воды.

Читайте также:  Лодка сани фокса своими руками
Фильтры для отходов

В 2019 году ученые Дальневосточного отделения РАН разработали по заказу «ДальРАО» качественно новый сорбент для переработки жидких радиоактивных отходов сложного физико-химического состава. «Вода с подводных лодок [из первого контура] в основном содержит три изотопа: цезий‑137, стронций‑90 и кобальт‑60, — ​рассказывает начальник службы приема, хранения и выдачи ядерного топлива и радиоактивных отходов, заместитель главного инженера по производству «ДальРАО» Виктор Трофимов. — ​Сначала угольный сорбент собирает все механические элементы, потом цезиевый — ​цезий‑137, угольный фильтр с добавлением марганца — ​уже остатки. Жидкость проходит серию фильтров, на которых оседает стронций‑90. Уже переработано порядка 15 тыс. м 3 жидких РАО».

Перешвартовка трехотсечных блоков, находящихся на плаву

Очищенная вода применяется как техническая: ею моют машины, используют для пылеподавления в помещениях центра.

В центре внимания

На месте бывшей базы ВМФ в бухте Сысоева строится Приморский центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов. Стоимость проекта — ​около 4 млрд рублей. Сооружение началось в 2016 году, готовность здания — ​53 %. «К сожалению, возникли проблемы. Закончить стройку планировалось в 2020 году, новый срок — ​2023‑й, — ​говорит Валерий Панин. — ​Для нас это существенная задержка, так как в 2021 году планировались работы по утилизации РАО на 138 млн рублей, в 2022‑м — ​на 300 млн».

«Твердые РАО мы здесь будем дезактивировать, разделять на чистые и грязные. Грязные — ​отправлять в пункты захоронения. Загрязненные грунты — ​сепарировать, приводить к приемлемым критериям, высушивать и тоже разделять на чистые и грязные. Горючие РАО будем сжигать, собранные через систему фильтров отходы — ​захоранивать. Загрязненный строительный мусор планируем прессовать в 200‑литровые бочки и размещать в контейнерах для захоронения, — ​описывает технологию Виктор Трофимов. — ​В центре кондиционирования и хранения у нас будет отдельная линия под низкоактивные отходы, отдельная, роботизированная, — ​под среднеактивные».

Покрашенные одноотсечники на хранении в бухте Разбойник

В центре планируют переработать 40 тыс. м 3 РАО, которые сейчас содержат в заглубленных хранилищах там же, в бухте Сысоева. Преимущественно это отходы утилизации подлодок и судов. Кроме того, с площадки в Вилючинске на Камчатке вывезены 700 м 3 ТРО, вывезены и утилизированы 14 230 м 3 ЖРО. Разрабатывается проект по выводу из эксплуатации двух расположенных там хранилищ. Задача «ДальРАО» — ​к концу 2026 года привести площадку в Вилючинске в состояние зеленой лужайки.

Предложения на будущее

В планах «ДальРАО» — ​разработать технологию утилизации одноотсечников, которые сейчас хранятся на стапелях. «У АПЛ разный уровень загрязнения внутри отсека — ​зависит от того, сколько лодка эксплуатировалась. Есть такие, у которых не совсем удачная судьба, они мало были в море, но зато внутри радиоактивный фон не превышает допустимого значения. Естественно, их можно утилизировать дальше, — ​рассказывает Андрей Прибыткин. — ​Мы хотим сделать пилотную утилизацию чистого отсека. В этом году Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» разработало для нас технологию. Еще ни одна страна в мире не утилизировала атомную подводную лодку до конца — ​на 100 %, включая одноотсечник».

Источник: bezrao.ru

Американцы подняли фрагменты советской ракетной подводной лодки с глубины 5 600 м

Американцы подняли фрагменты советской ракетной подводной лодки с глубины 5 600 м

Для американцев погибшая лодка стала даром небес. Как только определились с точным местонахождением К-129, стали думать, как можно поднять лодку. Юридических проблем не было – руководство СССР официально отказалось от лодки. Важным аспектом было и то, что советский ВМФ не мог помешать работам по подъёму лодки – флот не знал место в океане, где затонула К-129. Вопрос стоял только один – глубина, на которой покоилась К-129.

Работа водолазов исключалась по определению, всё должна была сделать подводная автоматика, которой еще не существовало в природе, и которую надо было создать. В начале 1969 года в ЦРУ началась дискуссия о возможности подъёма ценного секретного оборудования с такой глубины. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы.

Особый интерес был к шифрам. Если бы удалось извлечь аппаратуру радиосвязи, можно было бы с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации и решить с помощью этого глобальную задачу — вскрыть всю систему развертывания и управления ВМФ СССР. Не меньший интерес представляло ядерное оружие — на борту лодки находились три ракеты Р-21 с мегатонной ядерной боеголовкой в каждой и две торпеды с ядерными боевыми частями. Учитывая огромную глубину, на которой лежала К-129, успех операции оценивался в 10% — нужно было поднять с глубины 5 км затонувший корабль весом в 1750 тонн.

В ноябре 1968 года заместитель министра обороны Дэвид Печард представил президенту США доклад, в котором аргументировал необходимость проведения операции по подъему К-129. Основными доводами в пользу этого приводился интерес специалистов к советским баллистическим ракетам, торпедам и ядерным зарядам, а также шифры и коды.

Проект подъема был одобрен лично президентом США Ричардом Никсоном в 1969 году. По мнению советника президента по национальной безопасности Генри Киссинджера, подъем был крайне желателен, чтобы узнать сильные и слабые стороны оружия СССР.

Курировали проект Джон Парангоски, один из руководителей отдела науки и технологии ЦРУ, а также Эрнест Зеллмер, ветеран Второй мировой войны и специалист по подводным лодкам Военно-морской академии США. Этот строго секретный отдел работал в павильоне под названием «Дженнифер». Поэтому многие статьи в 1970-х ошибочно назвали эту операцию проектом «Дженнифер». В СССР это название тайной операции также получило широкое распространение. В октябре 1970 года команда Парангоски пришла к выводу: единственная возможность поднять «К-129» – это создание специального корабля с уникальным механизмом высокопрочных лебедок.

Читайте также:  Лодка ПВХ штурман 380 характеристики

«Гломар Эксплорер»

ЦРУ начало большую работу по осуществлению проекта «Азориан». Все проблемы можно было разделить на две большие группы.

Во-первых, было необходимо спроектировать специальное судно, оснащенное специальными захватами и очень мощными лебедками для того, чтобы поднять груз весом около 2 000 тонн на высоту 5 500 метров.

Во-вторых, нужно было продумать легенду, для чего строится такое необычное судно, и что оно будет делать длительное время в одной и той же точке мирового океана.

ЦРУ предложило использовать для прикрытия очень неоднозначную личность в крупном американском бизнесе – американского миллиардера Говарда Хьюза.

В империи Хьюза были судостроительные верфи. И, наконец, по складу характера миллионер был авантюристом. Он ввязывался в различные проекты, абсурдные на первый взгляд, но приносившие немалые выгоды впоследствии. В американском фильме «Авиатор» его прекрасно сыграл актер Леонардо Ди Каприо.

ЦБ резко повысил ключевую ставку: она выросла с 8,5% до 12% годовых

15 августа Банк России принял решение о повышении ключевой ставки. За последний месяц она увеличилась уже во второй раз: сначала – с 7,5% годовых до 8,5%, а сейчас – до 12%.

Выбор партнера был не случаен. Владелец фирмы, мультимиллионер Говард Хьюз как нельзя более подходил для этой роли. Он был давним другом и партнером ЦРУ, и не раз оказывал разведывательному ведомству всевозможные услуги. Вся инфраструктура его компании была нацелена на сохранение секретности работ, что при проведении операции “Азориан” было одним из основных условий.

Кроме того, Хьюз владел многими компаниями, которые производили высокотехнологичное оборудование. Именно у него были созданы первые лазеры, изготовлялись системы наведения баллистических ракет, трехмерные радары, телекоммуникационные спутники.

Правительство США заключило контракт с компанией “Хьюз Тул” на постройку весьма необычного «геологоразведочного судна». Был выделен и первый транш – около 200 миллионов долларов. Всего на программу ЦРУ выделило 350 миллионов долларов. Сейчас, с учетом инфляции, она составляет 1,7 миллиарда долларов. Сумма для 70-х годов ХХ века огромная.

Изначально строящееся судно получило название MV «Hughes Glomar Explorer», в дальнейшем, первое слово убрали, и оно стало называться «Гломар Эксплорер» (MV «Glomar Explorer»). Это было уникальное судно водоизмещением 50 000 тонн. С помощью высокопрочных лебедок оно позволяло поднимать грузы весом до 4 250 тонн.

Посреди корпуса у него был сделан вырез длиною около трети корпуса (длина «Гломар Эксплорера» 190 метров), называвшийся «центральной прорезью». Над ней были установлены вышка и две подвижные колонны. Снизу “прорезь” закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение получило название “Лунный бассейн”.

Его размеры составляли 60,6 х 22,5 х 19,8 м. Он служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата и частей поднятой подлодки. Именно туда предполагалось поместить поднятую со дна К-129.

В комплект оборудования «Гломар Эксплорер» входил док-понтон HMB-1, оснащенный гигантскими захватами-щупальцами, изготовленными по форме обводов корпуса К-129 и глубоководный аппарат «Клементина». Если бы советскую подлодку удалось поднять целиком, ее бы спрятали в этом доке. Экипаж «Гломар Эксплорер» состоял из 170 человек и был укомплектован служащими-контрактниками ЦРУ. Всего же в операции «Дженнифер» в той или иной форме было задействовано свыше 4 тысяч человек.

«Гломар Эксплорер»

«Гломар Эксплорер»

Естественно, официально судно числилось собственностью Хьюза и предназначалось для исследования океанского дна с целью разведки полезных ископаемых. В ноябре 1972 года судно было спущено на воду, в следующем году его достройка была завершена.

После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный переход в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

Подъём К-129

В июле 1973 года судно было отправлено на ходовые испытания к берегам Никарагуа, якобы для глубоководной добычи марганца. Вся американская пресса с интересом рассказывала о новом начинании чудаковатого миллиардера. Успешно пройдя проверку, летом 1974 года «Гломар Эксплорер» направилось к Гавайям, в район гибели советской подводной лодки, прибыв на место 4 июля.

Корабль измерительного комплекса «Чажма» и военный спасательный буксир СБ-10 засекли странное судно в интересующем советскую военно-морскую разведку районе Тихого океана. Американцы всерьез опасались штурма «Гломар Эксплорер». Экипаж завалил ящиками вертолетную площадку, чтобы предотвратить вертолетный десант.

Однако после того, как советские корабли увидели проводимые на «Гломар Эксплорер» работы по состыковке труб и спуску их в воду, судно было классифицировано как гражданская плавучая платформа с оборудованием для бурения морских скважин. Усыпив, таким образом, бдительность советской стороны, корабль ЦРУ приступил к непосредственному выполнению операции по подъему подводной лодки. Справедливости ради надо сказать, что не все в разведке Тихоокеанского флота поверили в легенду, но факт остается фактом – «Гломар Эксплорер» остался без «пригляда» кораблей ОСНАЗ.

Для обучения экипажей кораблей и испытания нового оружия в СССР использовались специальные субмарины

Для обучения экипажей кораблей и испытания нового оружия в СССР использовались специальные субмарины

Нарастив до 5 километров длину труб, американцы опустили ко дну Тихого океана док-понтон со стальными щупальцами-захватами, которыми при помощи подводных телекамер управляли операторы ЦРУ. Металлические клешни сомкнулись на корпусе К-129 и начался её подъем.

Но случилось непредвиденное — когда док-понтон был уже почти на поверхности, К-129 внезапно разломилась на две части в месте пробоины. Кормовая часть подлодки с большей частью погибшего экипажа, баллистическими ракетами и рубкой шифровальщика опять рухнула на пятикилометровую глубину.

Читайте также:  Как тащили подводную лодку в музей

У ЦРУ остались первые два носовых отсека с торпедами, оснащенными ядерными боеголовками и тела шестерых погибших подводников. Предварительное изучение поднятых обломков было произведено непосредственно на борту судна. Затем «Гломар Эксплорер» вместе со своим драгоценным грузом отправилось в Гонолулу.

Во избежание возможных дипломатических осложнений поднятые тела погибших советских моряков были захоронены в океане, по принятому в СССР ритуалу. Один из сотрудников ЦРУ, знающий по долгу службы русский язык, зачитал по-русски специально составленный текст, и контейнер с телами подводников, покрытый советским военно-морским флагом, под звуки гимна СССР, был опущен в воды Тихого океана.

Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным — это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте. В планах ЦРУ было продолжение экспедиции в следующем году. Американцам были необходимы советские баллистические ракеты и военно-морские шифры. Но в эту история вмешался его величество случай.

Разоблачение

Подготовка к подъему

Подготовка к подъему

Весной 1975 года одна из бандитских группировок Лос-Анджелеса совершила налет на офис Говарда Хьюза, где хранилась документация по «проекту Дженнифер». Один из документов попал в руки «акул пера», и 19 апреля 1975 г. на страницы мировой печати выплеснулась сенсационная история о сверхсекретной операции ЦРУ по подъему советской субмарины с ядерным оружием.

В феврале 1975 года газета «Лос Анджелес Таймс» опубликовала статью о проекте «Дженнифер». Подлинное название операции стало известно только в 2010 году. Оправившись от первоначального шока, Москва заявила Вашингтону решительный протест, одновременно приготовившись, при необходимости, пресечь продолжение «проекта Дженифер» вооруженной силой.

В районе гибели К-129 целых полгода несли боевое дежурство корабли советского ВМФ, получившие приказ не допустить подъема со дна океана оставшейся половины подлодки любой ценой, вплоть до бомбежки всего района. Попытались помешать работам и в советском МИДе, но безуспешно.

Правовая позиция американцев была безупречна – о гибели К-129 нигде официально объявлено не было, следовательно, работы по подъему «неизвестной» субмарины законны. Другую претензию Москвы – о кощунственном нарушении вечного покоя советских моряков – американцы отклонили на том основании, что тела погибших были перезахоронены по всем советским ритуалам.

Скандал вышел очень громкий и неприятный для США. Белый дом был вынужден дать задний ход и отменить вторую часть подъёма. ЦРУ был вынужден подчиниться. Ракеты Р-21 и шифры остались на дне Тихого океана. В активе разведки были только две советские ядерные торпеды.

Адмирал Попов: подводная лодка «Курск» могла столкнуться с субмариной НАТО

По версии российского адмирала Вячеслава Попова, ранее командовавшего Северным флотом, при аварии подводной лодки «Курск» в августе 2000 года сигналы SOS подавала не она, а оказавшаяся рядом субмарина НАТО, также получившая повреждения.

Послесловие

Опосредованно эта история была показана и в кино. Есть версия, что сценаристы Бондианы, работая над сценарием фильма «Шпион, который меня любил», вышедшего в 1977 году, включили в фильм сюжет о гигантском танкере, заглатывающем ракетные субмарины после скандальной публикации о проекте «Дженнифер» и «Гломар Эксплорер».

Об аварии советской подлодки вновь заговорили в начале 1990-х годов, когда многие белые пятна нашей истории стали достоянием гласности. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Борису Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел шести советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В.

Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер, т.к. останки были радиоактивны.

Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести американцев, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.

Что же касается «Гломар Эксплорер», то по завершении операции этот шедевр американского судостроения, как это довольно часто случается с уникальным оборудованием, оказался никому не нужен. Все попытки сдать его в аренду коммерческим фирмам для каких-либо подводных работ не увенчались успехом.

В результате судно «Гломар Эксплорер» было передано в резерв ВМС США и поставлено на якорь в бухте Суисан, штат Калифорния. В 2010 года «Гломар Эксплорер» передали в аренду международному консорциуму по освоению океанского дна “Оуэшн Минералес”, и его переоборудовали в буровое судно. По своему новому назначению оно используется до сегодняшнего дня, но для историков навсегда останется “кораблем, поднявшим со дна океана подводную лодку К-129”. До марта 2012 года судно было зафрахтовано «Marathon Oil», и работало у берегов Индонезии.

«Гломар Эксплорер»

«Гломар Эксплорер»

До сих пор проект «Азориан» является секретным. По некоторым данным три президентские администрации потратили на проект около 800 миллионов долларов (в ценах 70-х годов ХХ века). Сегодня, с учетом инфляции, эта сумма составляет около 4-х миллиардов. Этих денег хватило бы на отправку еще одной экспедиции на Луну.

С другой стороны, ценность её, с точки зрения полученной информации, не так и велика. Шифры остались на дне Тихого океана. Через несколько лет после катастрофы советский ВМФ принял на вооружение новые баллистические ракеты для подводных лодок Р-29. А американцам достались только советские торпеды с ядерной боевой частью.

Но, бесспорно, проект «Азориан» стал одним из самых выдающихся достижений морской инженерии ХХ века.

Источник: versia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...