Т-34-85 – это советский средний танк времен Великой Отечественной войны, завершающая модификация Т-34.
История Т-34-85
Ко второй половине 1943 года самый главный советский танк Т-34 стал значительно уступать танкам противников. Хотя Красной Армии и удалось победить в Курской битве, но это было сделано в большинстве своем из-за численного превосходства и личного мужества, но не благодаря техническому преимуществу. Победа обошлась советским войскам очень дорого, и было очевидно – нужен новый танк, более бронированный и с более мощным орудием.
К тому времени уже был создан танк Т-43, по ряду параметров превосходивший Т-34. Однако оказалось, что установить на него более мощную 85-мм пушку, которая идеально бы подходила для пробития немецких танков, невозможно – танк бы стал слишком тяжелым. Так что работы над Т-43 прекратили, вместо этого снабдив новой пушкой Т-34 и создав завершающую модификацию — Т-34-85.
Invalid Displayed Gallery
Т-34-85 отличался не только более мощной пушкой, но и усиленным бронированием, а также дополнительными топливными баками. Из-за всего этого танк стал весить 32 тонны, однако его скорость и маневренность не изменились.
Танк Т-34-85. Заглянем в настоящий танк! Часть 1. В командирской рубке [World of Tanks]
В декабре 1943 года Т-34-85 поступил в серийное производство, и уже в конце января 1944 года его стали использовать в сражениях. Танк выпускался вплоть до 1958 года, в том числе на экспорт. Всего было выпущено более 35 тысяч единиц Т-34-85.
ТТХ Т-34-85
Общая информация
- Классификация — средний танк;
- Боевая масса — 32,2 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы производства – 1943-1958;
- Годы эксплуатации – 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
- Количество выпущенных — более 35 000 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6100 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 8100 мм;
- Ширина корпуса – 3000 мм;
- Высота – 2700 мм;
- Клиренс – 400 м.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса (верх и низ) — 45 / 60° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 45 / 40° мм/град;
- Борт корпуса (низ) — 45 / 0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 45 / 48° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 45 / 45° мм/град;
- Днище – 20 мм;
- Крыша корпуса – 20 мм;
- Лоб башни – 90 мм;
- Маска орудия – 40 мм;
- Борт башни — 75 / 20° мм/град;
- Корма башни — 52 / 10° мм/град;
- Крыша башни – 15-20 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 85-мм ЗИС-С-53;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола — 54,6 калибров;
- Боекомплект пушки — 56-60;
- Углы ВН- 5…+22 град;
- Углы ГН – 360 град. (ручной механизм поворота или электромеханический привод);
- Прицелы — телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
- Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ-29.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
- Мощность двигателя – 500 л.с.;
- Скорость по шоссе – 55 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 250 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 220 км;
- Удельная мощность — 15,6 л.с./т;
- Тип подвески — подвеска Кристи;
- Удельное давление на грунт — 0,83 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём — 30°;
- Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
- Преодолеваемый ров — 3,4 м;
- Преодолеваемый брод — 1,3 м.
Модификации
- Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
- Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
- ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
- Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
- Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
- ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.
Применение
Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.
Сколько Т-34 можно было выпустить за цену одного «Тигра»?!
Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.
Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.
К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.
Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!
Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.
Память о танке
Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.
Танк в культуре
Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.
Фильмы
Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:
- Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
- Падение Берлина;
- На войне как на войне;
- Киноэпопея «Освобождение»;
- Горячий снег;
- Вечный зов;
- Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
- Белый тигр;
- Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».
Игры
Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».
Другое
Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.
Купить модель танка Т-34-85
- M4 Sherman
- M142 HIMARS (Химарс) РСЗО США
Источник: tanki-tut.ru
Т-34-85 – танк Победы
В 1943 году танковые подразделения вермахта обладали машинами, которые в отличие от 1941 года, не уступали танкам Красной Армии, а по некоторым ТТХ превосходили их. Появление новых Panzer kampfwagen VI Tiger и Panzer kampfwagen Panther окончательно утвердили преимущество панцерваффе. Для того, чтобы исправить ситуацию и вернуть паритет, необходимо было кардинально изменить, находящейся на вооружении с 1940 года, средний танк Т-34. Таким танком, способным практически на равных дать бой любому танку вермахта, стал Т-34-85.
Появление Т-34-85
К разработке более мощной арт. системы приступили в январе 1943 г. Через пять месяцев чертежи новой пушки были готовы, а в июне орудия Д-5Т калибром 85 мм были выпущены в металле. Одновременно в других КБ велись разработки новых артиллерийских систем: С-53, С-50, ЛБ-85.
Для того, чтобы установить новое орудие в Т-34, необходимо было изготовить новую башню. Проектированием башни с установкой 85 мм арт. системы занялось КБ завода «Красное Сормово», а также конструктора завода №183. В результате было выпущено два проекта литой башни.
Данному заводу и был дан заказ на изготовление «тридцатьчетверок» с 85-мм артиллерийской системой.
В декабре 1943 года на вооружение РККА был принят танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под индексом Т-34-85. Основным изменением модифицированной машины явилась установка башни новой формы, с расширением погона башни.
Конструкция танка
На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц.
Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).
Силовой установкой машины являлся 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, выдающий максимальную мощность в 500 л.с.
Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.
Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.
Трансмиссия включала в себя главный и бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизма поворота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.
Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.
В башне была размещена новая командирская башенка с двумя открывающимися створками люка и оборудованная прибором кругового обзора перископического вида МК-4.
Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60°, нижних 53°), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48°, низ 45°), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40°, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.
В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.
Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.
Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.
Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53
В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает на вооружение Т-34 с артиллерийской системой ЗИС-С-53 калибром 85 мм. Причиной отказа от орудия Д-5Т явились конструктивные недостатки, например, часто выходил из строя подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 вышли из цехов в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.
Башенка перенесена и установлена в районе кормы башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция демонтирована с корпуса и установлена на башне, а ПТК-5 демонтирована.
Также произведена замена на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не претерпела изменений. В 1945 году двустворчатый люк башенки заменен на люк, обладающий одной открывающейся створкой.
Количество выпущенных Т-34-85 в годы Великой Отечественной войны
Т-34-85 | 10499 | 12110 | 22609 |
Т-34-85 ком. | 134 | 140 | 274 |
Т-34-85 ОТ | 30 | 301 | 331 |
Итого, кол-во ед. | 10663 | 12551 | 23214 |
Боевое применение
Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.
В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.
В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.
Новые машины в первую очередь поставлялись в лучшие боевые соединения РККА.
В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.
В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.
Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.
Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.
Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.
Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).
В боях за Берлин Т-34-85 столкнулась с очень большой проблемой, а именно повсеместное использование противником фаустпатронов.
Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.
Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.
В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.
Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.
Т-34-85 в послевоенное время
Производство последней серийной «тридцатьчетверки» завершилось в 1946 году, на смену ей пришел средний танк с индексом Т-44. В послевоенное время Т-34-85 все же являлся основным танком, в таком статусе он находился до 1950-х г. Поставки Т-44 в войска шли в малых количествах, а выпуск Т-54 происходил очень медленными темпами.
По мере того, как бронетанковый парк СССР обновлялся, Т-34-85 переходили в статус учебных и постепенно снимались с вооружения, а например, находящиеся в учебных частях Забайкальского и Дальневосточного округов машины, использовались вплоть до начала 1970 годов.
После окончания войны Т-34-85 принимал участие практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, Кубе, Афганистане и других. Участвовали «тридцатьчетверки» и в военных конфликтах в Европе: венгерское восстание 1956 года, военных столкновениях турок и киприотов на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-х.
Т-34-85 находился на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении в государствах Юго-Восточной Азии. На сегодня «тридцатьчетверки» продолжают нести военную службу в нескольких государствах (Вьетнам, Гвинея, Йемен, КНДР, Лаос, Куба и др.).
ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин
Аналогами «тридцатьчетверок» с 85 мм арт. системой являлись немецкие «четверки» поздних модификации (Pz Kpfw IVH, J) и американский Шерман. В то же время, мощное орудие позволяло Т-34-85 бороться с более тяжелой бронетехникой вермахта, чем его конкуренты.
Т-34-85 практически по всем характеристикам был лучше аналогичных машин как Германии, так и стран союзников. Несмотря на большую массу, благодаря более мощному двигателю, «тридцатьчетверка» была заметно быстрее и маневреннее американского и немецкого танка. Уступал советский танк лишь в бронезащите лба корпуса.
Советский средний танк Т-34-85 во многом превзошел своего предшественника – Т-34-76. Простота изготовления и ремонтопригодность, удобство эксплуатации и маневренность – все это, вкупе с хорошим вооружением, привело к успеху на поле боя и позволила стать самым популярным и одним из лучших танков Второй Мировой войны.
Кроме того, высокие тактико-технические характеристики Т-34-85 способствовали применению танка во многих мировых военных конфликтах, в которых он принимал участие вплоть до 90-х годов XX века.
Источник: warbook.club
Производство Т-34 и Т-34-85 в СССР
О производстве средних танков Т-34 и Т-34-85 следует рассказать особо. Слишком много разноречивых сведений публиковалось до сих пор, слишком много несоответствий встречается в цифрах. В годы войны велась, в полном смысле этого слова, двойная бухгалтерия — заводы сдавали танки «по сборке», армия принимала — «по бою».
Машины, изготовленные, например, в конце 1942-го, могли быть приняты военной приемкой в начале 1943 года и попасть в два разных годовых отчета. Известно, что в 1940-м выпустили 115 танков Т-34, а армия приняла только 97! И так до бесконечности. Однако обратимся к цифрам и попробуем их проанализировать. Сначала разберемся с танком Т-34, выпускавшимся с 1940 по 1944 год.
Достаточно сравнить данные таблиц, чтобы понять, что они содержат явные расхождения как по годовому выпуску танков, так и по общей численности. Причем, за исключением 1940 года, все числа в таблице 2 больше, чем в таблице 1. В чем же дело? По всей видимости — в составителях этой отчетности.
Таблица 1 составлена на основе «Справки о выпуске танков заводами промышленности с 1.01.41 по 1.01.44 год» (ЦАМО, ф.38, д.663) и книги «Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», то есть на основе подсчетов военных. В таблице 2 использованы «Справочные данные Наркомата танковой промышленности СССР за 1941—1945 годы по выпуску бронетанковой техники» и данные заводов. При этом видно, что в таблицу 2 явно «прокрались» отдельные результаты подсчетов военпредов, например, число танков, выпущенных ЧКЗ в 1943 году. Кстати, если вместо 3594 для ЧКЗ поставить 3606, а для завода № 174 принять 1198, то получится 15 696 танков, что совпадает с данными таблицы 1!
Общий выпуск танков Т-34-85
В этой таблице приведены данные только по 1944 и 1945 годам. Танки Т-34-85 командирский и ОТ-34-85 в 1946 году не выпускались.
Выпуск танков Т-34-85 заводами НКТП
При сравнении данных двух таблиц видно расхождение в количестве танков, выпущенных в 1944 году. И это несмотря на то, что таблицы составлены по наиболее часто встречающимся и наиболее достоверным данным. В ряде источников можно встретить другие цифры за 1945 год: 6208, 2655 и 1540 танков соответственно. Однако эти числа отражают выпуск танков за 1-, 2- и 3-й кварталы 1945 года, то есть примерно до конца Второй мировой войны.
Расхождения в цифрах не дают возможности абсолютно точно указать количество танков Т-34 и Т-34-85, выпущенных с 1940 по 1946 год. Это число колеблется от 61 293 до 61 382 единиц.
Говоря о производстве танков, нельзя было оставить без внимания и наиболее важные и сложные их составляющие — пушку и двигатель. При этом следует учитывать, что упомянутые в таблице 5 пушки, а в таблице 6 дизеля устанавливались не только на Т-34 и Т-34-85, но и на другие танки.
Производство пушек для танков Т-34 и Т-34-85
Производство дизелей В-2
Похожие книги из библиотеки
Легкий танк «Ха-го»
Легкий танк «Ха-го»
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Бронетранспортеры вермахта
Бронетранспортеры вермахта
«Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника»—это положение, выдвинутое германским танковым теоретиком генералом Г.Гудерианом еще в 1936 году, показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)
Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)
Приложение к журналу „МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР“
В начале Второй мировой войны был создан и получил широкое распространение новый вид боевой техники — бронетранспортер. Его появление отразило радикальные изменения в тактике ведения боевых действий сухопутными войсками. Без участия бронетранспортеров не проводилась ни одна наступательная операция.
О роли и значении этого вида боевой техники во Второй мировой войне можно судить по объемам производства: в Германии было выпущено 22 578 единиц, в США — 67 706, в Великобритании и странах Содружества — около 76 000. Советский Союз во время войны БТРы не выпускал, но получил по ленд-лизу 8522 единицы, которые неплохо зарекомендовали себя в Красной Армии. Два из них — колесный полноприводной «Скаут» МЗА1 и полугусеничный М2 — послужили прототипами для первых отечественных бронетранспортеров послевоенного периода — БТР-40 и БТР-152. Эти машины стали первыми массовыми БТРами Советской Армии и способствовали созданию мотострелковых войск, пришедших на смену стрелковым.
Разработка новых советских многоколесных БТРов началась в 1957 — 1958 годах и велась фактически на конкурсной основе. К началу 60-х были построены опытные образцы шестиколесного ЗИЛ-153, восьмиколесного ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного «объекта 19», мытищинского «560» и кутаисских «1015Б» и «1020Б». Принятый на вооружение БТР-60П (ГАЗ-49) стал родоначальником целого семейства боевых бронированных машин, представители которого — БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80 — состоят сегодня на вооружении Российской Армии, пограничных и внутренних войск, а также морской пехоты.
Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)
Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)
Во 2-ю часть вошли главы, посвященные бронетранспортерам и самоходно-артиллерийским установкам. (Последние формально не относятся к бронетанковой технике, так как находятся в ведении ГРАУ, а не ГБТУ.) Как бронетранспортеры, так и самоходные установки расположены по хронологии принятия их на вооружение. Исключение сделано только для МТ- ЛБ. Поскольку эту машину можно считать бронетранспортером условно, то информация о ней помещена в конце соответствующей главы.
Источник: arsenal-info.ru
Т-34-85: победоносная версия легендарного танка Великой Отечественной войны
Советская «тридцатьчетвёрка», признанная в числе лучших боевых машин Второй мировой войны, по праву считается классикой мирового танкостроения. При этом танк, встретивший войну в 1941 году, к моменту её победного завершения выглядел заметно иначе. Сохранив все свои основные внешние черты, он существенно прибавил в боевых качествах. По итогам работы советских разработчиков, проделанной ими в ходе тяжелейшей войны, в созданной ими модификации танка Т-34-85 все заложенные ранее конструктивные решения были, без преувеличения, доведены до совершенства.
Причины модернизации Т-34
С первых же дней нападения на СССР немецкие войска, столкнувшись с новейшими советскими танками Т-34 и КВ, признали в них крайне опасного для себя противника. Причём противопоставить что-либо сравнимое в ответ Германия, при всей своей индустриальной мощи и опоре на ресурсы покорённой ею Европы, оказалась неспособна достаточно долгое время. Первая попытка такого рода в виде модернизации своего наиболее мощного танка Pz-IV в 1942 году оказалась малоэффективной, при том что эти танки стали весить намного больше и их проходимость резко снизилась.
Тем не менее, за счёт разработки новых моделей танков, прежде всего Pz-V «Пантера», Третий рейх смог к середине 1943 года рассчитывать на весомые успехи в танковом противоборстве с Советской Армией. С появлением «Пантер» сложившаяся к тому времени немецкая тактика применения своих танковых сил с преимущественно «противотанковыми» задачами (танковые засады, локальные контрудары) получила возможность для более активных действий наступательного плана.
Такой попыткой с немецкой стороны стала грандиозная Курская битва, после поражения в которой Германия окончательно лишилась шансов выиграть войну. В то же время и советской стороне победа под Курском далась дорогой ценой. Новые немецкие танки показали в этом сражении свою способность почти гарантированно поражать броню Т-34 с расстояния 1,5 километра. При этом 76-миллиметровая пушка Т-34, столь эффективная ранее, могла пробить лобовую броню «Пантеры» с дистанции не более 100 метров.
Разумеется, новейшие немецкие танки Pz-V и Pz-VI были на порядок массивнее и явно «старше по классу» танков Т-34. Но создать возможность для успешного противоборства с таким противником на дистанциях реального танкового боя стала одной из важнейших задач, поставленных высшим советским руководством перед конструкторами отечественных танков. Это было ключевым условием в ходе сложившегося коренного перелома в войне для того, чтобы добиться её победного завершения скорее и с меньшими потерями.
Основные цели и задания
После смерти главного создателя «тридцатьчетвёрки» Михаила Кошкина конструкторское бюро, возглавленное Александром Морозовым, с первых лет войны продолжало работу по совершенствованию Т-34. На базе этого танка с лета 1942 года началась разработка новой модели, в которую предполагалось внести ряд существенных конструктивных изменений. Прежде всего это касалось замены типа подвески на торсионную и усиления броневой защиты. Новую версию советского среднего танка изначально намечалось назвать Т-43.
Несмотря на весьма привлекательную перспективность новой машины, окончательная доработка её конструкции без потерь для ТТХ требовала времени, которое, как стало очевидным уже с начала Курской битвы, серьёзно умножало потери советских танков в противоборстве с немецкими «тиграми» и «пантерами». Кроме того, запуск в серию Т-43 неизбежно привёл бы к сбою едва наладившееся массовое производство Т-34, и такое решение было оценено как неприемлемое.
Более рациональным руководству СССР представлялась глубокая модернизация Т-34, в ходе которой в его конструкцию предполагалось как можно более органично внедрить новшества, предназначенные для Т-43. В конечном итоге такой подход воплотился в танке, получившем название Т-34-85, который и стал прославленной и победоносной версией самого массового танка Второй мировой войны.
Жёсткий и решительный выбор в пользу обновлённого Т-34 вместо Т-43 был сделан по личному требованию И.В. Сталина. Согласно воспоминаниям главного конструктора танка А.А. Морозова, советский вождь по этому поводу привёл следующее сравнение: «Во время пожара не конструируют насосы, а носят воду во всём, что можно для этого использовать».
Конструкция
Модернизация танка Т-34 на основании личных сталинских указаний ограничивалась усилением артиллерийского вооружения и улучшением обзорности, то есть устранением основных недостатков первоначальной версии. Общая компоновка среднего танка никаким существенным изменениям не подверглась. Основным приоритетом для разработчиков служила простота и технологичность, способствующая снижению трудозатрат для танкостроительного производства.
Главным новшеством конструкции Т-34-85 стала трёхместная башня, которую удалось быстро доработать на основе имеющегося задела по перспективному танку Т-43. Под эту башню были внесены изменения в конструкцию корпуса: увеличен диаметр башенного погона с 1420 до 1600 мм. Сама башня получила в оснащение эффективную командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность, а также более удобные люки для эвакуации экипажа. При этом вес танка возрос совсем незначительно.
В целом конструкция Т-34-85 настолько эффективно вписалась в налаженное серийное производство, что переход на их выпуск с модели Т-34-76 почти не отразился на объёмах производства. Более того, качество узлов и агрегатов советских средних танков с 1944 года серьёзно улучшилось, повысив тем самым их надёжность в боевых условиях.
Технические характеристики
Т-34-85 отличался высочайшей манёвренностью и весьма эффективными для среднего танка того времени характеристиками проходимости. Он мог преодолевать подъёмы и спуски с уклонами до 40 градусов, водные преграды глубиной до 1,3 метра и рвы глубиной до 2,5 метров.
В составе оборудования танка к тому времени присутствовали все достаточно современные для этого периода устройства, включая систему вентиляции пороховых газов, радиостанцию, внутреннее переговорное устройство.
Габариты и вес
Параметры | Значения |
Длина корпуса, мм | 6100 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8100 мм |
Ширина, мм | 3000 мм |
Высота, мм | 2700 мм |
Клиренс, мм | 400 мм |
Масса снаряженного танка | 32,2 тонны |
Вооружение
Изначально в танк Т-34-85 предполагалось ставить 85-миллиметровую пушку Д-5, уже успешно использовавшуюся на относительно малосерийных танках КВ-85, ИС-85 (он же ИС-1) и СУ-85. Но довольно скоро в Центральном артиллерийском КБ родилась более простая и дешёвая в производстве конструкция танковой пушки ЗИС-С-53, в основе которой лежала достаточно эффективная зенитная пушка того же калибра 85 мм, разработанная ещё в 1939 году. Итоговая себестоимость такой артсистемы оказалась намного ниже, чем даже у 76-миллиметровой пушки Ф-34.
Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Вспомогательное вооружение Т-34 включало в себя два пулемёта ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них действовал в спарке с пушкой, второй размещался в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса
Броня
Сохранение основы конструкции корпуса у Т-34-85 не позволило улучшить его бронирование, параметры которого остались на уровне прежней модели танка.
Расположение брони | Толщина (мм) | Угол наклона (градусы) |
Лобовая часть | 45 | 60 |
Борт | 45 | 40 |
Корма | 45 | 45 |
Крыша | 20 | – |
Днище | 20 | – |
Усиление броневой защиты Т-34-85 обеспечивалось за счёт новой конструкции башни. Её лобовое бронирование выросло вдвое, с 45 до 90 мм. Боковые стороны башни имели толщину брони 75 мм, а также были наклонены под углом 20 градусов.
Двигатель и трансмиссия
Силовой агрегат танка Т-34-85 представлял собой дизельный двигатель модели В-2 объёмом 38,88 литра, собранный в основном из облегчённых материалов на основе алюминия, что было более характерно для авиации. Агрегат был способен развивать номинальную мощность в 450 лошадиных сил. В массовых серийных танках этот показатель достигался далеко не в полной мере, но производительности мотора с запасом хватало не только на приведение техники в движение, но и на стремительные прорывы и маневрирование. Экономичная силовая установка давала танку запас хода в среднем на 400 километров.
Трансмиссия танка, как и свойственно гусеничным машинам, основывалась на фрикционах. Механическая коробка передач Т-34-85 имела пять ступеней. Она передавала крутящий момент через редукторы к бортовым фрикционам. Ведущие звёздочки гусениц располагались на задних колёсах.
Ходовая часть
Ходовая часть танка Т-34 имела в своей основе большие сдвоенные опорные катки, которых насчитывалось по пять с каждой стороны. Ведущие колёса располагались сзади, направляющие колёса (так называемые ленивцы) — спереди. Катки с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской, элементы которой на передних катках защищались стальными кожухами.
Ещё для прежней версии танка к лету 1942 года был разработан новый литой рифлёный гусеничный трак шириной 50 см. Он оказался легче и прочнее предыдущего гладкого 55-сантиметрового трака и служил основой гусениц советских «тридцатьчетвёрок» вплоть до конца войны.
Скорость движения
Максимальная скорость, развиваемая танком, равнялась 55 км/ч. Показатель средней скорости движения по пересечённой местности составляла 25 км/ч.
Экипаж
Экипаж стандартного танка Т-34-85 состоял из пяти человек:
- командир танка;
- механик-водитель;
- стрелок-радист;
- наводчик;
- заряжающий.
В боевом отделении спереди размещались механик-водитель (слева) и стрелок-радист, управляющий курсовым пулемётом. Остальные три члена экипажа действовали в башне танка. В отличие от версии Т-34-76 более просторная башня позволяла командиру танка сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа, что в целом значительно усилило боевую эффективность танка.
Общее количество выпущенных танков
Обновлённый Т-34 появился в декабре 1943 года, и в кратчайшее время был запущен в массовое производство. Первым серийные танки начал выпускать Сормовский завод в Горьком (во времена СССР так назывался Нижний Новгород), двумя месяцами спустя Т-34-85 стал производить основной завод по его сборке в Нижнем Тагиле, а в июне с модели Т-34-76 на новую перешёл завод в Омске.
В целом до конца войны было произведено около 23 тысяч обновлённых танков Т-34. В зависимости от методики подсчёта и охваченных сроков выпуска данные в разных источниках отличаются, но не особо значительно. Википедия оценивает количество выпущенных танков в модификации Т-34-85 за военные годы в 22,9 тысячи, а их производство в послевоенный период составило около 3,7 тысячи. Кроме того, по советской лицензии в 1950-х годах 3185 танков этого типа было изготовлено в Чехословакии и 1980 — в Польше.
Сколько танков Т-34 после их снятия с вооружения в СССР было отправлено в другие страны, чаще всего в виде безвозмездной «военной помощи», точно не известно.
Достоинства и недостатки
К достоинствам Т-34-85 относятся все те качества, которые в совокупности охватывают полный перечень преимуществ среднего танка. В их числе:
- высочайшая манёвренность;
- большой запас хода;
- экономичный двигатель;
- достойная броневая защита;
- мощная пушка.
В полной мере отражая эти качества, обновлённый танк Т-34 показал значительно более высокую надёжность по сравнению с начальной моделью. С учётом его простоты в изготовлении и отличной ремонтопригодностью он вправе считаться одной из наиболее совершенных конструкций среднего танка в мире.
Отдельные недостатки, во многом обусловленные напряжённостью военного периода, в целом не особо повлияли на высокий общий уровень боевых возможностей Т-34-85. В их числе специалисты отмечают слабую подвеску и недостаточно улучшенную обзорность, а также отсутствие вращающегося места опоры заряжающего, что затрудняло его действия в бою.
Боевое применение
Первые танки Т-34-85 появились на фронте весной 1944 года, что пришлось на завершающий период Великой Отечественной войны, в котором СССР обладал заметным превосходством над Германией и её союзниками. Советские танки стали основной ударной силой в проведении всех крупных наступательных операций 1944-1945 годов.
Обладая 85-миллиметровыми пушками, Т-34 имели полное преимущество в противостоянии с равными по классу противниками и могли оказать достойное сопротивление любой новейшей немецкой бронетехнике, особенно при эффективной поддержке САУ и собственных тяжёлых танков.
На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов обороны противника именно эти танки сокрушали его тылы и коммуникации. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны.
Танки Т-34-85 успешно применялись и в сражениях против мощной японской группировки, оккупировавшей северо-восток Китая и Корею. Наиболее впечатляющим примером действий танкистов стал 5-суточный рейд 6-й гвардейской танковой армии, которая продвинулась на 450 километров, с ходу преодолев хребет Большого Хингана, и вышли в глубокий тыл Квантунской армии.
После Второй мировой войны танк Т-34-85 отметился в нескольких крупных локальных конфликтах, в числе которых были войны Демократической Республики Вьетнам против Франции (1946-1954 гг.) и США (1965-1974 гг.), Корейская война 1950-1953 годов, арабо-израильская «Шестидневная война» 1967 года. В этих сражениях танк советского производства весьма успешно противостоял лучшим западным средним танкам того времени: американским «Шерманам», французским AMX-13 и британским «Центурионам».
Танки Т-34-85 многократно применялись в вооружённых конфликтах 1990-х годов на территории бывшей Югославии, причём почти всеми воюющими сторонами. Кроме того, снятые с вооружения «тридцатьчетвёрки» поставлялись Советским Союзом в более чем 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых становились ареной ожесточённых внутренних конфликтов. Факты участия в них танков Т-34-85 фиксируются вплоть до настоящего времени: последний подобный случай отмечен в 2020 году в йеменском конфликте.
Источник: militaryarms.ru