Просто короткая сводка по потерям американской авиации в ходе вьетнамской войны.
Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 года по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день!
Примерно 3/4 этого числа — боевые потери, остальное — ЛП. Большая часть уничтожена ЗА, чуть больше 200 — ЗРК (в основном С-75, с 1972 появились С-125 и ПЗРК «Стрела»), еще около 100 — истребительной авиацией + нек-рые уничтожены на земле.
Американцы «радуются», что относительные потери небольшие — примерно 0,5 ЛА на 1.000 вылетов, но забывают, что при налетах на ДРВ (Северный Вьетнам), где ПВО была неизмеримо более сильной (вопроса об эффективности ПВО коснулся ниже), чем у партизан на юге, уровень потерь оказался на порядок выше.
Отмечу потери нек-рых типов:
— 31 Б-52 (у нас считают 34)
— 765 Ф-4 «Фантом»
— 243 Ф-100 «Супер Сейбр»
— 382 Ф-105 «Тандерчиф» (около половины всех выпущенных самолетов этого типа)
Крылья России. Танец со смертью. ЗРК С-75 во Вьетнаме 1/5
— 373 А-4 «Скайхок»
— 106 А-7 «Корсар»
— 140 Ф-8 «Крусейдер»
— 256 А-1 «Скайрейдер»
— 84 OV-10 «Бронко»
— 3.197 UH-1 «Хьюи»
— 277 АН-1 «Кобра»
— 842 ОН-6 «Кейюс»
— 132 СН-47 «Чинук»
Кроме того надо учитывать потери союзников США (они за пределами американского континента НИКОГДА в одиночку не воюют!) и потери южновьетнамской авиации — в 1973 году она была, по численности, 4-й в мире (! — после США, СССР и Китая) и насчитывала 2.000 ЛА — это на пике, а поставки шли и до и после, восполняя потери. И почти все они были потеряны (за исключением успевших перелететь в Таиланд перед падением). Поэтому общая цифра потерь авиации варварского Запада во Вьетнаме в 1964-75 гг — ок. 13.000 самолетов и вертолетов.
Т.о. подавляющее большинство самолетов и вертолетов противника были сбиты зенитной артиллерией, практически при полном отсутствии современных средств СУО и вообще развитых группировок ПВО, в основном в ходе непосредственной авиационной поддержки и аэромобильных операций.
В то же время, при проведении стратегических авиационных наступательных операций против ДРВ (Северный Вьетнам) НИ ОДНУ из них не удалось сорвать силами ПВО или нанести противнику неприемлемый ущерб в ходе их проведения, как раз наоборот — потери ВС ДРВ (включая и войска ПВО), мирных жителей и материальный ущерб были очень высоки. Особенно это касалось операций с привлечением стратегических бомбардировщиков В-52 (понятен наш интерес и аналогии с возможной эффективностью Войск ПВО страны при массированных налетах). Конечно реальные цифры далеки от декламируемых американцами — 42 ЗУР ЗРК С-75 на одну сбитую цель, но и реальные недопустимо высоки (ясно с чем связаны недостатки американского «учета» — работа станций наведения без реального пуска).
В дальнейшем Запад (и, особенно, Израиль) совершенствовали тактику и технику подавления наземных ПВО на ТВД и, надо сказать, достигли в этом большого успеха — соотношение сил в этом противоборстве сейчас на стороне авиации.
Война во Вьетнаме за 10 минут. Краткая история позора США.
И тут главное, помимо воздушного компонента ПВО (причем не обязательно в привычном для всех виде!) — возможность нанесения ответного удара по агрессору и его территории!
Но сейчас нам, вообще-то, интересен, конечно же, недавний опыт Запада в нанесении МРАУ по противнику без сильной ПВО — хотя ситуация в Сирии/Ираке вполне ведь может и измениться — не в нашу пользу и надо быть к этому готовыми — не так как в 2008 году.
Хотя цели в Сирии не только мы бомбим — как видим иногда ситуация разворачивается и в другую сторону
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку «Новая запись». И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку «Отправить в . «.
Источник: cycyron.livejournal.com
Сколько же все-таки самолетов американцы потеряли во Вьетнаме.
По требованию PELEGRIM собрал информацию о потерях русских и американских самолетов во время войны во Вьетнаме. Ручаться за стопроцентную достоверность всех данных я не могу, но многие из их логика стопроцентно оправдывает. Нужную информацию отыскал исключительно в Википедии, которая в свою очередь ссылается на южноамериканский альманах Vietnam War Almanac. Могу сказать только одно — как бы не лгут. Но, если я ошибаюсь, то вы сможете указывать на несоответствия в каких-либо определенных цифрах.
А для начала желаю привести отрывок из журнальчика «Война в воздухе», в каком южноамериканский летчик-командир Чарльз Таннер, оккупированный тогда в плен, обрисовывает ситуацию с боем против МиГ-21, который одеожал свою первую победу во Вьетнаме.
«Я взлетел на F-4B с авианосца «Корал Си», моим оператором БРЭО был лейтенант Росс Терри. Я шел ведущим четверки «Фантомов», мы совпровождали группу груженых бомбами «Скайхоков». Пред нами стояло две задачки: во-1-х, отбомбиться 500-фунтовыми бомбами по позициям зенитной артиллерии, во-2-х, прикрывать штурмовики от вероятных атак МиГов…
Мы достигнули объекта удара — жд станции Фалай. Я шел во главе всей группы, нам предстояло разбомбить позиции зениток, прикрывавших станцию. Ведомый держался сзади ниже. В течение 30 секунд я менял высоту и курс, до того как установил зрительный контакт с целью…
От разрыва зенитного снарядла под мои Фантомом вышло из строя все электрическое оборудование и одна гидросистема самолета. Тяга движков, но, не свалилась, самолет заваливался в правый вираж. Из-за отказа гадравлики я не имел способности управлять тягой движков. Самолет наклоном в 135 градусов шел под углом 60 градусов к земле. Скорость составляа 1,3 М — я принял решение катапультроваться…
Мы катапультировались успешно, но после приземления попали в плен. В плену Росс Терри и я провели 6 с половиной лет. Нас подвергали физической и психической обработке с целью выловить информацию военного нрава и вынудить признать как будто нас сбил МиГ-21. После непрерывного восьмичасового допроса Росс был обязан пойти на уступку и объявить на публике о том, что наш «Фантом» был сбит вьетнамским истребителем».
Написано прекрасно. Можно и взаправду поверить. Но вот только как быть с тем фактом, что в тот денек по сути произошел бой меж «Фантомами» и МиГами, в итоге которого были сбиты два американских истребителя. Либо они оба разом вышли из строя от разрыва зенитного снаряда? В общем, я привел этот отрывок просто как пример того, как америкосы лгут.
А сейчас конкретно по цифрам. Сходу скажу, что имеющиеся числа, к огорчению, не могут приоткрыть тайну завесы о количестве сбитых наших и американских самолетов конкретно в воздушном бою, так как, непременно, большой процент наших и северовьетнамских побед записан на счет артиллерии.
A-1 Skyraider — во Вьетнаме употреблялся в качестве штурмовика, также в основном, поисково-спасательного самолета, так как для основного ударного самолета был уже староват (1-ый полет сделал в 1945 году). Потеряно 260 самолетов. В Википедии на британском пишут, что 191.
A-3 Skywarrior — палубный бомбовоз. Был одним из главных бомбардировщиков американских ВМС. Потеряно 11 самолетов. В американской Википедии — 7 самолетов.
A-4 Skyhawk — палубный штурмовик. Потеряно 373 самолета. В американской Википедии — 282.
A-6 Intruder — палубный штурмовик. Был одним из главных самолетов ВВС США, бомбивших во Вьетнаме главные стратегические объекты. Потеряно 87 самолетов. В американской Википедии — 62 самолета.
A-7 Corsair II — штурмовик. Потеряно 106 самолетов. В южноамериканском Википедии — 100 самолетов.
A-26 Invader — средний бомбовоз. В период вьетнамской войны был уже очень устаревшим самолетом (1-ый полет сделал в 1942 году). Потеряно 22 самолета. В американской Википедии — также 22 самолета.
A-37 Dragonfly — легкий штурмовик. Потеряно 22 самолета. В американской Википедии — 22 самолета.
AC-130 Spectre — самолет огневой поддержки. На вьетнамскую войну пришелся пик «карьеры». Потеряно 6 самолетов. В американской Википедии — 6 самолетов.
B-52 Stratofortress — стратегический бомбовоз. Во Вьетнаме употреблялся, а именно, для бомбардировок Ханоя и Хайфона. Потеряно 30 самолетов. В американской Википедии — 31 самолет.
B-57 Canberra — бомбардировщик-разведчик. Участвовал в налетах на «тропу Хо Ши Мина». Потеряно 56 самолетов. В американской Википедии — 56 самолетов.
B-66 Destroyer — бомбардировщик-разведчик, самолет радиоэлектронной борьбы. Потеряно 14 самолетов. В американской Википедии — 14 самолетов.
C-47 Skytrain — военно-транспортный самолет. Потеряно 24 самолета. В американской Википедии — 21 самолет.
C-123 Provider — военно-транспортный самолет. Потеряно 53 самолета. В американской Википедии — 53 самолета.
C-130 Hercules — военно -транспортный самолет. Потеряно 59 самолетов. В американской Википедии — 55 самолетов.
C-141 Starlifter — военно-транспортный самолет. Потеряно 2 самолета. В американской Википедии — 2 самолета.
F-4 Phantom II — истребитель-перехватчик. Потеряно 895 самолетов. В американской Википедии — 445 самолетов.
F-100 Super Sabre — истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик, истребитель-разведчик. Во Вьетнаме использовались в главном в качестве истребителей-бомбардировщиков. Потеряно 243 самолета. В американской Википедии — 243 самолета.
F-105 Thunderchief — истребитель-бомбардировщик. Был основным самолетом при выполнении операции » Раскаты грома». Потеряно 382 самолета. В американской Википедии — 335 самолетов.
Источник: survincity.ru
Потери США во Вьетнаме: по годам
Потери США во Вьетнаме были больше, чем во Второй мировой войне. Эта кампания оказалось самой кровавой для американцев. Ни до, ни после нее США столько не теряли людей и техники. Вспомним причины этого конфликта, а также ход боевых действий. Озвучим не только потери США во Вьетнаме, но и утраты другой стороны, а также местных жителей, которые оказались жертвами этого конфликта.
Причины войны
Война была связана с разделением мира после Второй мировой войны на две системы: капиталистическую и социалистическую. Закончилась война в Корее, разделившая некогда единую страну на два лагеря. Наступила очередь и Вьетнама. К 1954 году он уже был разделен по 17-й параллели на Северный (социалистический) и Южный (капиталистический под управлением Франции).
Север активно наступал при поддержке КНР и СССР, пытаясь создать единое государство под своим флагом. Вопрос объединения было лишь делом времени. Юг, конечно, не хотел мириться с таким положением дел, а капиталистические государства во главе с США не собирались отдавать еще один плацдарм под знамена социалистического лагеря.
Повод
Американское общество болезненно реагирует на потерю своих солдат в любых войнах. Поэтому перед началом какого-либо конфликта ведется серьезная информационная пропаганда. Для начала операций нужен вооруженный инцидент, который можно было бы использовать в качестве оправдания для развязывания боевых действий. Им стало событие в Токийском заливе 2 августа 1964 года.
Эсминец ВМС США «Мэддокс» подошел к границам Северного Вьетнама и был атакован. А уже 5 августа 1964 года американцы начинают бомбардировки. Это событие до сих пор порождает массу вопросов:
- Зачем эсминцу подходить к берегу враждебного государства? До этого события американцы высадили десант инструкторов на Юге. Север уже рассматривался как враг.
- Окончательно не выяснены обстоятельства гибели корабля. Есть версия, что вьетконговцы физически не могли уничтожить этот корабль.
- Быстрое принятие решения. Между уничтожением эсминца и началом атаки прошло всего три дня. Следовательно, военные уже были в курсе, чем закончится провокация.
Начало
Все силы Севера были объединены в организацию «Вьетконг». Отсюда название «вьетконговцы», которое было синонимом слова «коммунисты» для западных стран.
В 1961 году США направляет в регион своих инструкторов и военных. Появились первые потери США во Вьетнаме. Однако полномасштабных боевых действий Америка не вела. Ее участие заключалось в тренировке южан. Однако руководство Штатов понимало, что силы Вьетконга при поддержке соцлагеря несопоставимы.
В 1963 году Север в битве при Апбаке уничтожили почти всю армию юга. Партизан-вьетконговцев уже насчитывалось около 8 тыс. человек на территории врага. К 1964 году США перебрасывает сюда большой контингент в 25 тыс. человек. До этого здесь было всего 800 специалистов и бойцов. Военный конфликт был неизбежен.
«Пылающее копье»
В 1965 году были атакованы позиции американской армии. Появились потери США во Вьетнаме в людях и технике. Президент Джонсон объявил о начале операции «Пылающее копье». Ее смысл заключался в нанесении авиаударов по позициям вьетконговцев. Однако это не возымело особого результата.
Полномасштабное вмешательство, операция «Раскаты грома». Обычные авиаудары не возымели эффекта. В условиях густых джунглей найти объекты для уничтожения очень сложно. Тогда США разрабатывает операцию «Раскаты грома». Ее суть – ковровые бомбардировки огромных территорий с применением сухопутных войск.
Численность личного состава довели до 180 тыс. человек. В следующие три года группировка американцев увеличилась до полумиллиона.
Ковровые бомбардировки приводят к большим потерям среди мирного населения. Хочется отметить, что доктрина бомбометания, принятая на вооружение Англией еще в 1920 году, и была перенята США. Активно ее использовали в Дрездене во время Второй мировой войны. Ее цель – навести ужас на все населения. При этом убийство мирных жителей считается частью общего плана.
Наступление Северного Вьетнама
Сразу хочется развеять миф о том, что вьетконговцы вели оборонительную войну, а американы — наступательную. На самом деле это не так. Все основные действия вначале велись партизанскими отрядами именно на территории Южного Вьетнама. Фактическим агрессором выступали вьетконговцы.
В «день Тета», 30 января, Север начал крупномасштабное наступление в 1968 году. Это было неожиданно, так как по договору в эти дни не должны вестись никакие боевые действия. Потери США во Вьетнаме в эти дни серьезно возросли.
Все атаки были успешно отбиты, однако город Хюэ был потерян для американцев. Только в марте наступление окончательно захлебнулось. После этого южане и американцы переходят в контрнаступление с целью вернуть Хюэ. Развернулась самая кровопролитная битва в истории всей войны.
Город имел стратегическое значение. Это один из трех крупных центров Южного Вьетнама наряду с Сайгоном и Данангом. Через него проходило главное шоссе, соединяющее северные территории со столицей. Армия севернее Хюэ была сухопутно отрезана от снабжения. В XIX веке этот город являлся столицей единого государства.
Поэтому имел и символическое значение.
Потери американцев в битве за Хюэ насчитывают около 200 человек убитыми. Южан – около 400. Однако потери вьетконговцев были намного серьезнее – около 5 тыс. человек. Считается, что именно это поражение окончательно подорвало их военный потенциал.
Битва при Хюэ — воинская слава США
Победа при Хюэ считается одной из памятных битв в истории США наряду с битвами на Гуадалканале (Соломоновы острова), Вторая мировая война, при Чосине (Корея). Военное руководство получило огромный опыт ведения боевых действий в городе. Раньше морская пехота не вела их в крупных населенных пунктах. Считается, что американцы именно здесь разработали тактику ведения боя в городских условиях , которую затем успешно применили при штурме Фаллуджи в 2004 году (Ирак). В боях при Хюэ приняли участие 3 батальона морской пехоты и 11 батальонов южновьетнамских сил.
Потери США во Вьетнаме: авиация
Помощь СССР и Китая была неоценима для Северного Вьетнама. Только от Союза ДРВ получила 340 миллионов рублей, что по тем временам — очень существенная сумма. Советские инструкторы помогали осваивать сложную технику. Поставляли союзники и вооружение, включая новейшие средства ПВО. Технические потери США во Вьетнаме (самолетов, не считая другой техники) — более 4 тыс. единиц.
Американцы рапортовали, что это примерно 0,5 на 1000 вылетов. В условиях войны эта цифра невелика. Однако при пересечении границы Северного Вьетнама потери возрастали сразу. Советские ситемы ПВО надежным щитом охраняли небо. Не стоит забывать про потери самолетов Южного Вьетнама. До войны их авиация по численности занимала четвертое место в мире после США, СССР и Китая.
И здесь потери огромны – около 10 тыс. летательных аппаратов.
Потери США во Вьетнаме: вертолеты
Что касается вертолетов, то здесь американцы потеряли более 5 тыс. единиц. То есть 3 машины в день.
Вертолет – главная техника морской пехоты во время вьетнамской войны. В условиях труднопроходимых джунглей и бездорожья это единственный транспорт, который к тому же способен прикрыть огнем пехоту.
Однако вертолет – легкая мишень по сравнению с самолетами. Не обязательно иметь ПВО, чтобы его сбить. С 1972 года у вьетконговцев на вооружении появились советские ПЗРК «Стрела». Овладеть ими мог любой крестьянин. Именно в 1972 году США поняли, что эту войну им не выиграть.
«Рождественские бомбардировки» и окончание войны
В 1972 году Север предпринял еще одну попытку крупного наступления, используя танковые силы. Однако при помощи американской авиации южане отбили эту атаку.
После этого США осуществили серьезные ковровые бомбардировки по крупным городам Севера: Ханою и Хайфону. Операция получила название «Рождественские бомбардировки». Северному Вьетнаму пришлось сесть за стол переговоров, после которых американцы быстро вывели свои войска. Потери США во Вьетнаме по годам посчитать сложно.
Эта война является рекордной по количеству убитых американских солдат. Дезертирство в армии процветало, все города были напуганы проезжающими военными, которые раздавали флаги. Это означало смерть в бою близкого родственника. Потери США во Вьетнаме (фото военных корреспондентов приводятся в статье) колеблются в пределах 40-60 тыс. человек.
Это не считая пуэрториканцев, которые нанимались в армию для получения гражданства, а также раненых и изувеченных. Они не вошли в эту цифру, но для общества они также были потеряны.
Знаменитый боксер Мухаммед Али именно тогда стал мусульманином и принял новое имя, так как это давало бронь от призыва. Многие эмигрировали из страны. Вьетнамцев же на этой войне погибло более 1 млн. человек, включая женщин и детей.
Источник: fb.ru
Как наши ЗРК С-75 во Вьетнаме били американцев
Появление у врага нового вида оружия заставило ВВС США покинуть небо ДРВ
24 июля 1965 года советские ЗРК С-75 сбили во Вьетнаме сразу три американских истребителя-бомб ардировщика F-4 Phantom II. По указу Хо Ши Мина этот день стали отмечать как День зенитно-ракетных войск Вьетнамской народной армии. После 24 июля потери американской авиации резко возросли, в связи с чем командованию ВВС США пришлось коренным образом менять тактику воздушных налетов.
Сокрушенная мощь
США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. В Таиланде и Южном Вьетнаме заранее были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. К началу 1965 года на них было размещено более 500 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомб ардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre.
Было также несколько новейших «Фантомов» — F-4C Phantom II. Впоследствии появились сверхсовременные F-111. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.
Однако это не все. В Тонкинском заливе сосредоточились две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station — у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.
Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52.
Всего же во вьетнамской мясорубке за 10 лет приняли участие около 5 тыс. самолетов. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.
Такого американские пилоты еще не видели
Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим . Армия Вьетконга располагала лишь 60 самолетами, в основном — аналогами советских машин китайского производства — околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщик ами Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.
Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков появлялись в районе бомбометания на высотах 3000−4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Устаревшая вьетнамская зенитная артиллерия большого вреда им не причиняла, а малочисленные и медленные МиГ-17 были не в силах помешать этим в высшей степени наглым налетам.
Все начало круто меняться в июле 1965 года. В Северном Вьетнаме начали разворачиваться два дивизиона ПВО, оснащенных нашими мобильными зенитно-ракетным и комплексами (ЗРК) С-75 «Двина». Боевые расчеты тоже состояли из советских солдат и офицеров. 24 июля состоялось их боевое крещение.
В 14.00 на экранах радаров были обнаружены две крупных цели. Это оказались четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 старший лейтенант Константинов нажал кнопку «Пуск». Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающего. Второй дивизион сбил еще два «Фантома».
Лишь одному американцу удалось спастись.
Вскоре управление ЗРК было передано вьетнамцам, которых советские военспецы обучали в полковых учебных центрах и на боевых позициях по принципу «делай как я», а также преподавали во вьетнамских высших военных учебных заведениях. После непродолжительно го периода обучения вьетнамские военнослужащие овладели достаточными навыками, и роль советских специалистов стала заключаться в консультировании на месте боевых действий и обучению новинкам в технике, которые появлялись после непрерывных доработок, производившихся в СССР в институтах и КБ. Причем эти доработки выполнялись по материалам представителей КБ, которые изучали во Вьетнаме специфику применения ЗРК.
Война стратегий и тактик
Потери американцев резко возросли. Если за первую половину 1965 года было сбито 400 самолетов, то лишь в первый месяц применения С-75 потери приблизились к двум сотням. ЗРК работали с феноменальной производительнос тью — на один сбитый самолет затрачивались в среднем 1,5 ракеты.
В связи с чем американцами была пересмотрена тактика. Бомбардировки начали выполнять на малых высотах. На первых порах это дало неплохие результаты, поскольку нижняя граница поражения ракетами ЗРК «Двина» была порядка 3 километров. Также американская авиация начала использовать при налетах радиопомехи, устанавливавшиес я самолетами сопровождения.
Громадные усилия начали затрачиваться на охоту на ЗРК силами бомбардировочной и штурмовой авиации. Ситуация для американцев с точки зрения уменьшения потерь от ракет ЗРК несколько улучшилась. Однако теперь они начали затрачивать от 30 до 40 процентов авиационных ресурсов на «разборки» с ракетчиками.
В этот период резко снизилась эффективность стрельбы С-75. На один сбитый самолет начали тратить 9−10 ракет.
Однако в результате целого ряда последовательных модернизаций комплексов были повышены их боевые возможности. Была и увеличена помехозащищеннос ть, и снижена до 500 метров нижняя граница зоны поражения. Также скорректировали тактику применения. В частности начали пользоваться «ложными пусками» ракет.
Пилот, обнаружив «атаку», которой в действительности не было, был вынужден совершать маневр по уходу от «ракеты», что ухудшало его позицию в бою. Все эти мероприятия способствовали тому, что на каждый сбитый самолет стали расходовать 4−5 ракет.
Дивизионы ЗРК работали в тесном контакте с зенитной артиллерией (ЗА), которая пользовалась данными РЛС ПВО. ЗРК и ЗА совместно перекрывали весь диапазон по высотам и дальности. ЗА была оснащена пушками 30-, 37-, 57-, 86- и 100-мм калибров.
Зенитная артиллерия по причине своей «большей массовости» уничтожила больше самолетов, чем ЗРК. Однако имелось несколько типов самолетов, с которыми могли справиться только ракеты. Так, например, С-75 нанесли громадный урон американской стратегической авиации, уничтожив по различным оценкам от 32 до 54 супертяжеловесов В-52.
Американские пилоты, впервые столкнувшись во Вьетнаме с советскими ЗРК, на первых порах панически их боялись. Известно значительное количество случаев, когда летчики, визуально обнаружив пуск ракет, покидали исправные самолеты.
Посчитали — прослезились
Столкнувшись с мощными средствами ПВО противника, опирающимся на ЗРК, а также с появлением в небе Вьетнама новейших МиГ-21, американцы к концу 60-х годов, по сути, свернули воздушные налеты. Поскольку потери ВВС США стали абсолютно катастрофическим и. Всего за годы Вьетнамской войны ВВС и ВМС США потеряли 3374 самолета. Также было уничтожено более 300 самолетов, находившихся на вооружении ВВС Южного Вьетнама.
Авиация Северного Вьетнама потеряла около 150 самолетов МиГ — как советского, так и китайского производства. Но эта цифра не учитывает небоевые потери из-за аварий по различным причинам.
Примерная статистика по вкладу ПВО и истребительной авиации в разгром американской воздушной армады такова:
— истребительная авиация сбила 305 американских самолетов (9%);
— зенитная артиллерия — 2024 (60%).
За время войны Советский Союз поставил во Вьетнам 95 ЗРК С-75 различных модификаций и 7658 ракет к ним. К концу войны были израсходованы, а также потеряны в боях или оказались неисправными 6806 ракет.
Таким образом, на каждый сбитый самолет пришлось 6,5 ракет. Учитывая, что боевых пусков было 3228, то этот показатель еще выше — 3,1 ракеты на сбитый самолет.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Источник: svpressa.ru