Одновременно с установлением причин гибели подводной лодки происходило опознание тел погибших, которое было начато 29 июля и завершено только 3 октября. Всего из отсеков подводной лодки извлекли 68 тел. Из них: из рубки — 2, из первого отсека — 10, из второго — 19, из третьего — 10, из четвертого — 11, из пятого — 2, из шестого — никого, из седьмого — 14.
По документам было опознано 18 человек, сослуживцами 5 человек, опознано предположительно 4 человека. Среди опознанных 12 офицеров, это и понятно, так как сослуживцы матросов срочной службы давно уволились в запас и опознавать их было, по существу, некому. От асфиксии или утопления погибло 56 человек, от механических травм — 11 и от электротравмы — 1. Отравления окисью углерода не было ни у кого.
В боевой рубке найдены старший помощник командира лодки капитан 3-го ранга Осипов и командир БЧ-3 капитан-лейтенант Черничко. Оба лежали на приподнятой крышке нижнего рубочного люка. Старший помощник был опознан по документам, а командир БЧ-3 сослуживцами по часам на руке.
Как Погибла Подводная Лодка Курск | Вся Правда О Расследовании Гибели Курска | Кто Потопил Курск
В первом отсеке на четырех подводниках были маски ИДА-51, а еще на двоих маски от противогазов. Торпеды в отсеке находились на своих штатных местах, но весь воздух из них был стравлен…
Во втором отсеке обнаружен командир лодки капитан 3-го ранга Ситарчик, врио командира БЧ-5 капитан-лейтенант Жук, командир рулевой группы лейтенант Киряков, командир БЧ-1 старший лейтенант Евдокимов, начальник РТС лейтенант Князев, второй командир капитан 3-го ранга Николаев, второй командир электронавигационной группы старший лейтенант Порутчиков, начальник мед службы лейтенант Зубков. Старшина команды радиотелеграфистов мичман Боровой найден со следами поражения током кистей обеих рук. Капитан 3-го ранга Николаев был опознан по золотым часам «Победа», высокому росту и светло-русым волосам. Старший лейтенант Порутчиков — по металлической печати, ластику и ключам в кармане, старший лейтенант Евдокимов — по клетчатой рубашке и часам «Маяк», врач лодки лейтенант медицинской службы Зубков — по таблеткам в карманах.
В четвертом отсеке опознан командир моторной группы старший лейтенант Проллетин. Один труп извлечен из аккумуляторной ямы со следами электротравмы. На многих трупах, обнаруженных в третьем и четвертом отсеках, видны следы грубого механического воздействия: обширные травмы тела и головы. Несколько тел были найдены даже с оторванными руками и ногами, что скорее всего явилось результатом воздействия ворвавшегося в отсек потока воды.
В заключении судебно-медицинской комиссии сказано о том, что точную причину смерти подводников, находившихся в средних отсеках, из-за гнилостных изменений тканей и органов установить трудно. «Есть признаки асфиксии (пятна Рассказова — Лукомского под плеврой и мелкоотечные кровоизлияния под конъюктивами век у наиболее сохранившихся трупов). Обширные травмирования поврежденных тел, в большинстве своем сопровождавшиеся разрушением головы, обнаруженные на одиннадцати исследованных трупах, могли возникнуть в результате грубого механического воздействия».
В ходе расследования всех волновал вопрос: сколько жили моряки, остававшиеся в первом и седьмом отсеках? Проведенные расчеты показали, что в первом отсеке при полном покое люди могли оставаться в живых двадцать с половиной часов, в седьмом — около шести часов. Но учитывая большое психическое перенапряжение, когда дыхание учащается, в первом отсеке находившиеся там десять человек могли жить немногим более десяти часов, а в седьмом находившиеся там четырнадцать моряков — около трех часов. Если отсеки были частично затоплены еще при жизни людей, (а они находились там без гидрокомбинезонов), то переохлаждение также могло сократить их жизни почти на час.
Как стало известно при обследовании подводной лодки, в первом отсеке четверо подводников включились в ИДА-51 на дыхание чистым кислородом. Это могло помочь им продержаться еще час-полтора, после чего наступило неизбежное кислородное отравление. Один из находившихся в первом отсеке старшин, не выдержав мучений, покончил жизнь самоубийством. Его так и нашли лежавшим в койке и затянувшим себе шею ременной петлей… В седьмом отсеке никто ИДА не использовал. Почему ни в первом, ни в седьмом отсеках не использовали находившуюся там регенерацию, осталось неизвестным.
Для розыска и извлечения тел погибших были созданы группы из врачей подводных лодок, водолазов и матросов срочной службы. Из-за исключительно тяжелых физических и психологических нагрузок каждая смена работала не более сорока минут, причем врачи и водолазы успевали спуститься за это время в лодку по 2–3 раза.
Рядом с поднятой подводной лодкой встал десантный корабль, на который трупы переносили через опущенную аппарель. Офицеры-судмедэксперты производили обследование тел. Затем тела погибших помещали в специальные брезентовые мешки с бирками и лямками и переносили на самоходную баржу, где укладывали в трюме со льдом, для подготовки к захоронению. Все это было настолько тяжело для участников данной процедуры, что даже сейчас, по прошествии многих лет, все они вспоминают о тех страшных днях с содроганием.
Члены экипажа подводной лодки были захоронены со всеми воинскими почестями под залпы ружейного салюта в Оленьей губе. Ныне на их могиле стоит скромный памятник. Долгое время уходящие в море подводники обязательно приходили к этому памятнику, чтобы почтить память павших на боевом посту.
Саму подводную лодку специалисты признали не подлежащей ремонту и негодной ни к какому использованию. Из-за того, что находящиеся в торпедных аппаратах торпеды, пробыв долго под водой, были чрезвычайно опасны, было решено подводную лодку уничтожить. Эхо взрыва, вспугнувшее чаек, стало своеобразным прощальным салютом погибшим. Искореженные останки несчастливой субмарины позднее разделали на металл. «Дело» С-80 было засекречено и отправлено на хранение в архив.
Впоследствии опыт подъема С-80 использовали при подъеме затонувшей в октябре 1981 года тихоокеанской подводной лодки С-178, а еще через три года при подъеме с грунта у берегов Камчатки атомной подводной лодки К-429.
Трагическая судьба подводной лодки С-80 благодаря настойчивости спасателей стала известной командованию флота, родным и близким погибших спустя восемь лет после ее исчезновения. Судьба подводной лодки С-117 не известна никому и поныне. Как знать, может быть, минут годы и мы все же узнаем, что же на самом деле случилось ноябрьской ночью 1952 года в Татарском проливе, а может, океан так никогда и не отдаст людям затонувшую лодку и она навсегда останется одной из его тайн.
ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-117, ПОГИБШИЕ 15 ДЕКАБРЯ 1952 ГОДА
Капитан 2-го ранга Красников В. А.
Капитан 2-го ранга Вознюк С. Г.
Капитан 3-го ранга Нечитайло В. Ф.
Капитан 3-го ранга Лавриков А. М.
Капитан-лейтенант Карцемалов В. С.
Старший лейтенант Котов Н. С.
Старший лейтенант Янчев В. И.
Старший инженер-лейтенант Гутман Я. М.
Старший инженер-лейтенант Кардаполов А. М.
Старший лейтенант медицинской службы Коломиец А. Д.
Лейтенант Еременко А. И.
Лейтенант Винокуров И. Г.
Старшина 1-й статьи сверхсрочной службы Савенок Ф. М.
Старшина 2-й статьи Першаков Л. И.
Старшина 2-й статьи Бочков В. Н.
Старшина 2-й статьи Михайльцев С. В.
Старшина 2-й статьи Богуш В. А.
Старшина 2-й статьи Литовченко П. К.
Старший матрос Григоров М. И.
Старший матрос Неволив И. Н.
Старший матрос Ставер Н. К.
Старший матрос Савченко Д. Н.
Старший матрос Иванов Г. М.
Старший матрос Крохалев С. Н.
Старший матрос Зюбин А. Н.
Старший матрос Торгашин Н. Ф.
Матрос Терехов Ю. Д.
Матрос Елагин М. Н.
Матрос Огнетов А. П.
Матрос Бельков А. И.
Матрос Вандышев Н. И.
Матрос Мухин В. А.
Матрос Муравьев Е. А.
Матрос Кривцов И. И.
Матрос Татюник А. А.
Матрос Шихалев А. А.
Матрос Зоткин Т. И.
Матрос Ганжа Г. А.
Матрос Кузнецов В. А.
Матрос Рудковский И. Ф.
Матрос Королев В. Л.
Матрос Кальной И. П.
Матрос Зимнов И. П.
Матрос Кириллов В. С.
Матрос Варивода С. М.
Матрос Кацун Г. Я.
Матрос Сенин Г. А.
Матрос Кроваленко М. М.
Матрос Веселов Н. А.
Матрос Маркин Н. Д.
ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-80, ПОГИБШИЕ 27 ЯНВАРЯ 1961 ГОДА
Капитан 3-го ранга Ситарчик А. А.
Капитан 3-го ранга Николаев В. А.
Капитан 3-го ранга Осипов В. Е.
Капитан-лейтенант Песков А. В.
Капитан-лейтенант Гринчук А. М.
Капитан-лейтенант Черничко В. И.
Инженер капитан-лейтенант Жук Г. И.
Старший лейтенант Евдокимов А. Г.
Старший лейтенант Бонадыков Н. И.
Старший лейтенант Порутчиков Г. И.
Старший инженер-лейтенант Проллетин В. И.
Лейтенант Кирьяков И. В.
Лейтенант Ковтун Э. М.
Инженер-лейтенант Князев В. И.
Лейтенант медицинской службы Зубков В. И.
Мичман Боровой Г. М.
Главный старшина Тарасов В. Г.
Главный старшина Пургин А. Н.
Старшина 1-й статьи Серый В. Я.
Старшина 1-й статьи Герасименко В. Э.
Старшина 1-й статьи Алексеев Б. А.
Старшина 1-й статьи Шахин В. С.
Старшина 2-й статьи Ледник П. Ф.
Старшина 2-й статьи Зюзин Ф. Ф.
Старшина 2-й статьи Кочиев Ю. Н.
Старшина 2-й статьи Агибалов Ю. В.
Старшина 2-й статьи Хрипко Д. М.
Старшина 2-й статьи Григорчук В. А.
Старшина 2-й статьи Шеляко Ю. И.
Старшина 2-й статьи Гресев И. Г.
Старшина 2-й статьи Погорелый Н. Г.
Старший матрос Волков В. А.
Старший матрос Бардин К. Ф.
Старший матрос Кожин А. Л.
Старший матрос Воробьев В. Н.
Старший матрос Леонов В. С.
Старший матрос Казарян В. Г.
Старший матрос Савин Г. Н.
Старший матрос Крейдо В. Н.
Старший матрос Чапас Р. А.
Матрос Кошелев В. С.
Матрос Нидзельский Г. Н.
Матрос Никитин В. И.
Матрос Балборин В. Н.
Матрос Мязин М. Н.
Матрос Ульянов В. П.
Матрос Опарин А. Р.
Матрос Цыбин В. В.
Матрос Гулин В. Г.
Матрос Глазунов А. П.
Матрос Самохвалов А. Н.
Матрос Якунин Н. Д.
Матрос Мальков А. Н.
Матрос Исаков В. Г.
Матрос Чалыдов А. Д.
Матрос Пилипенко В. П.
Матрос Чатило В. Н.
Матрос Шалагинов Ю. А.
Матрос Панферов В. В.
Матрос Туман В. Г.
Матрос Крюков А. А.
Матрос Родин Г. И.
Матрос Мертиков В. Н.
Матрос Машанов П. М.
Матрос Смолин Б. И.
Матрос Силаев Ю. А.
Матрос Кропачев А. А.
Матрос Дорокупая И. А.
Источник: arsenal-info.ru
Потери субмарин разных стран
Мои постоянные читатели знают, что я три года по распределению родного Хабаровского медицинского института прослужил на подводной лодке в должности начальника медицинской службы. За плечами одна боевая служба, или «автономка». А так как бывших подводников не бывает, то я до сих пор интересуюсь всеми материалами о действиях подводных лодок и делюсь многими на своей странице в сборнике «О флоте». Это материал я тоже почерпнул в интернете на сайте одного исследователя этого вопроса, пишущего свои материалы не под ФИО, а под ником. Ниже я цитирую этого автора.
***
Возьмём хотя бы японский флот. Можете ли вы вспомнить хоть одного японского подводника, уничтожившего вражеского тоннажа в сравнимых количествах не то что с немецкими, но даже с итальянскими асами? Поискал. Сравнимым оказался разве что Кандзи Мацумура, потопивший 11 кораблей союзников общим водоизмещением 58 900 тонн. В последний свой поход он командовал лодкой, находясь в должности командира дивизии подводных лодок, последним его званием был вице- адмирал.
А причиной была изначально неверная концепция японских флотоводцев, что основное назначение подводных лодок есть борьба с военными кораблями противника на океанских просторах. Морской Генеральный штаб не исключал возможности действий своих подводных лодок против американского судоходства, при одном но: эти операции не должны мешать выполнению главной задачи – борьбе с линейным флотом.
А отсюда истекал подход к конструированию подводных лодок. Только японский флот имел подлодки, способные преодолеть 20 000 миль. Некоторые их типы обладали непревзойдённой никем скоростью подводного хода, а японские торпеды обладали большой дальностью хода и огромной убойной силой.
Стандартными на японских субмаринах являлись 5,5-дюймовые пушки. В то же время зенитное вооружение не шло ни в какое сравнение с немецким «зимним садом» (см. ссылку http://proza.ru/2022/11/23/482)
О радиолокационном оборудовании и говорить нечего, он начало появляться лишь к 1944 году и было довольно примитивным. Американцы полностью воспользовались своим преимуществом как в этой области, так и в гидроакустике. На завершающем этапе войны японские подлодки вообще были перенацелены на транспортное обслуживание разбросанных по океану островных гарнизонов, подвергаясь жестокому избиению противолодочными кораблями союзников.
Сразу оговорюсь — готовя статью, я просмотрел много источников и практически везде цифры потерь и успехов различаются. Но порядок в принципе сходится. Остановимся на следующем: из 192 японских лодок было потеряно 130. Это второе место после потерь немецкого подводного флота. Хотя греки, например, тоже не намного отстают — из шести греческих подводных лодок было потоплено четыре.
Всего японские подлодки потопили 184 судна и корабля, общим водоизмещением в 907,000 тонн. А из военных — два амеpиканских авианосца, крейcер, повредили два линкора — и не оказали практически никакого эффекта на общий ход военных действий.
Более интересен вопрос — а какой противник для японских подводников был наиболее опасен? Так вот, в отличие от немецкого подводного флота, самые большие потери японские подводные силы понесли от надводных кораблей — 55,7 %. Американские эсминцы и эскортные миноносцы имели совершенную акустическую аппаратуру и мощное противолодочное вооружение. Они без труда находили японские лодки и топили их при помощи глубинных бомб, практически не встречая противодействия. Иногда японские лодки всплывали и вступали в артиллерийский бой, исход которого был очевиден.
А вот от мин за всю войну погибло всего 6 японских подводных лодок. Если сравнить с потерями советских лодок — это земля и небо. Здесь всплывает ещё один фактор — театр боевых действий, поскольку мелководную Балтику с океанскими глубинами никак не сравнить.
Но к советским подводникам мы ещё вернёмся, а пока обратимся к анализу потерь чемпионов в плане потерь — подводников немецких.
Здесь статистика наиболее полная — немцы всё же, орднунг унд дисциплин!
Если обратиться ко временам Первой мировой войны, то итог такой:
Всего действующих лодок: 351. Общее количество потопленных в бою: 178 (41 — минами, 30 — глубинными бомбами и 13 — судами-ловушками). Небоевые потери — из-за навигационных ошибок, отказов техники и т.п. — 39. Странно, что в источнике, откуда я взял эти цифры, не упоминается гибель U-29 после тарана линкором «Дредноут». Поскольку деятельность лодок тогда в большей степени происходила в прибрежных районах, а авиация ещё не сказала своего слова, то расклад понятен.
Другое дело Вторая мировая война. Не будем упоминать количество лодок, затопленных после капитуляции или личным составом во время сдачи в плен.
Общие подсчеты за период всей войны показывают следующее:
1. В океанах погибло 365 подводных лодок, или 47,2%. При этом надводными кораблями потоплено 170 лодок, авиацией — 160, совместно авиацией и надводными кораблями — 20, подводными лодками — 4 и по другим причинам погибло 11 лодок.
2. В открытом море погибло 126 подводных лодок, что составляет 16,4%. При этом надводными кораблями потоплено 50 подводных лодок, авиацией — 35, подводными лодками — 12, взорвалось на минах 10, совместно надводными кораблями и авиацией потоплено 9 и по другим причинам погибло 7 лодок.
3. В прибрежных зонах погибло 218 подводных лодок, что составляет лишь 28,8%. При этом надводными кораблями потоплено 62 лодки, авиацией — 114, совместно авиацией и надводными кораблями — 10, подводными лодками — 8, взорвалось на минах 16 и по другим причинам погибло 6 лодок.
А всего авиацией, действовавшей с береговых аэродромов и авианосцев, потоплены 352 немецкие подводные лодки, что составляет почти 45,9% общего числа потерь.
Если обратиться к потерям русского и советского флота в первую половину ХХ века, то картина вырисовывается совсем другая
Было потеряно 172 русские и советские подводные лодки. Из них 46 (27%) погибли на минах. 8 (5%) — потоплены ПЛ противника, 17 (10%) — надводными кораблями. 8 (5%) — авиацией, 3 (2%) — совместно надводными кораблями и авиацией, 2 (1%)- береговой артиллерией, 11 (6%) — по точно не установленным причинам боевого характера.
Т.е. подавляющее число погибло от мин. Это говорит о значении театра военных действий.
Теперь об итальянцах. Основным районом их деятельности было Средиземное море, однако они выбирались и в Атлантику, Красное море и добирались даже до Малайзии, если кто не в курсе.
Технически итальянские лодки ничем особенным не блистали, да и подготовка личного состава не ровня немецкому.
По сведениям самих итальянцев, их лодки потопили 132 торговых судна противника, общим водоизмещением в 665000 тонн, и 18 военных кораблей, в сумме — 29000 тонн. Я ещё не помню случая, чтобы кто-либо преуменьшал свои успехи, скорее наоборот. Думаю, это и итальянцев касается.
Всего с июня 1940 по ноябрь 1944 годов итальянский флот потерял 112 из 145 имевшихся и вступивших в строй в ходе войны подлодок Из них 26 лодок было потоплено надводными кораблями, 20 – субмаринами, 15 – самолетами. Еще 2 лодки погибли на минах, а по разным другим причинам были потеряны 4 субмарины. Но больше всего лодок (45!) итальянцы затопили сами, либо их захватил противник.
Однако были и среди итальянских подводников достойные противники. На счету Карло Фечиа ди Коссато 16 уничтоженных транспортных судов противника (общей грузоподъемностью 85129 брт.)
Его ученик и соперник Джанфранко Приароджа потопил меньше целей (11 транспортов), но благодаря потоплению огромного лайнера противника он по уничтоженному грузовому тоннажу (90.637 брт) все же превзошел своего бывшего командира. Были и отчаянные артиллерийские дуэли итальянцев с надводными кораблями, когда подлодка «Торричелли» смогла потопить английский эсминец.
Если говорить о французах — то говорить вообще не о чем. Как в Первую, так и во Вторую мировую войну французский подводный флот не проявил себя практически никак. На то есть разные причины — от чисто технических, — французы с удивительным упорством создавали самые невообразимые подводные шушпанцеры.
Так и политических — в принципе, после поражения Франции в 1940 году, когда флот распался на несколько частей, находящихся в руках противников, ни о какой его сколько-нибудь управляемой деятельности речи уже не шло.
Теперь об англо-саксах. Сразу могу упомянуть, что потери личного состава американского подводного флота были самыми высокими среди всех видов американских вооружённых сил.
Вступив в войну со 111 субмаринами, впоследствии американский подплав существенно вырос — с 1941 по 1945 гг. в его составе насчитывалось 288 подводных лодок (по другим данным 311), из которых 51 были потеряны. Львиная доля потерь пришлась на Тихий океан, где в ходе боевых действий погибло 48 подлодок. Здесь учтены все причины, вплоть до гибели трёх лодок от собственных самонаводящихся торпед. Какого-либо преобладания одного вида противолодочного оружия противника не наблюдается, И про достаточное количество погибших лодок вообще ничего не известно — ушла и бесследно исчезла.
Как писал американский историк Клэй Блэйр, во время войны погибло 375 офицеров и 3131 нижний чин, что составило 22% личного состава экипажей подлодок. Конечно, с немецкими потерями не сравнить, ну так и количество лодок, и интенсивность боевых действий несопоставимы.
Хотелось бы добавить, что поначалу американцы тоже считали, что лодки должны в первую очередь бороться с военными кораблями противника. Но вскоре опомнились и перенацелили их также и на торговое и транспортное судоходство, особенно охотились за танкерами.
В конце концов, благодаря средствам обнаружения, перехвату и расшифровке радиосигналов Императорского флота Японии, и усовершенствованным торпедам, им удалось уничтожить один японский линкор, восемь авианосцев и одиннадцать крейсеров. Что еще более важно, подводные лодки ВМС США нанесли серьёзный ущерб торговому флоту Японии, потопив 5,3 миллиона тонн, или более половины его кораблей.
Ну, и англичане. С 1939 по 1945 гг. в боевых действиях приняли участие 206 британских субмарин, 74 из которых были потоплены и две не подлежали восстановлению после возвращения на базу. Согласно данным книги памяти, хранящейся в мемориальной часовне Форта Блокхауз (Fort Blockhouse) в Госпорте, потери личного состава британского подплава за время боевых действий составили 3083 офицера и матроса, погибших на подводных лодках. Это число включает в себя 349 офицеров и 2734 нижних чина, или 63 командира лодок, 286 офицеров, 783 старшины и 1951 матроса.
Всего англичане потопили 493 торговых кораблей общим водоизмещением в 1.5 миллиона тонн, 134 военных корабля, плюс 34 неприятельских подлодки — потеряв при этом 74.
В основном они действовали в прибрежных районах как Европы, так и Дальнего Востока и в Средиземном море. Главный их вклад в победу состоял в перехвате итальянских торговых судов, идущих в Северную Африку, и немецких каботажных судов — в Северном море и у побережья Норвегии.
Вычленить, какой род оружия привёл к наибольшей их гибели затруднительно, в любом случае, от действий немецкой авиации значительно меньше, чем немецких подлодок от авиации союзников в тех же районах. Вот кое-что о действиях британских подводников:
Чтобы было с чем сравнивать, обратимся для начала к немецким потерям. А потом к британским, и конкретно на Дальнем Востоке, где, как и для американцев, для англичан противником были японцы.
Так вот, в боевых действиях в Атлантике немцы потеряли 717 подлодок из вообще имевшихся у них за время войны 1153-х, причём самым опасным врагом для них была авиация. Если кораблями было потоплено 236 лодок, то самолётами 245. Только это досталось им непросто, лодки сумели сбить порядка сотни нападавших на них самолётов, а также один дирижабль. Ну, и остальные погибли от совместных действий кораблей и самолётов.
Тут ещё такая тонкость есть — скажем, команда лодки в результате воздействия авиации вынуждена покинуть лодку, предварительно приняв меры к её затоплению. Можно сказать, что это победа лётчиков или нет?
Что касается англичан, то из 206 лодок, воевавших под британским флагом, погибло 74 плюс две были повреждены так, что отремонтировать их не удалось. Так вот, на Дальнем Востоке против японцев действовали 57 британских подлодок, а погибло всего 166 подводников и 8 попало в плен. Отличный результат, не так ли?
Подводный флот США за годы войны округлённо насчитывал около 300 лодок, погибла 51 (по крайней мере я столько насчитал).
Но вот вклад японской авиации значительно меньше, чем флота и заметное число гибели лодок без воздействия противника. При этом, в отличие от европейского театра уточнить причины гибели не всегда возможно. Ушла лодка и исчезла. Участь некоторых удалось прояснить только после поражения Японии, но не всех.
***
Вот такая заметка, найденная в Интернете. Согласитесь, человек проделал колоссальную работу, пытаясь подсчитать все субмарины воюющих стран: их количество, сколько погибло и по каким причинам. Для меня, интересующего историей военно-морского флота и особенно подплава, выводя, сделанные исследователем, очень интересны.
Думаю, они будут интересны и некоторым моим читателям, интересующимся событиями на морях и океанах. Из этого материала видно, что военно-морских флоты всех воюющих во Второй мировой войне стран имели очень большие потери среди подводников, больше половины личного состава. Поэтому и такое уважение к моряками-подводникам.
Источник: proza.ru
U-Boote.ru
Во время Второй мировой войны боевые потери Кригсмарине составили 766 подводных лодок: в 1939 году — 9, в 1940 — 24, в 1941 — 35, в 1942 — 86, в 1943 — 242, в 1944 — 250 и в 1945 году — 120 единиц. Помимо этого, в начале мая 1945 года у побережья Германии немецкими подводниками была проведена операция «Регенбоген», в ходе которой экипажами было затоплено 223 подводные лодки, а после капитуляции Германии в конце 1945 — начале 1946 года у западного побережья Великобритании союзниками была проведена операция «Дэдлайт», во время которой было потоплено 115 захваченных боеспособных немецких подводных лодок.
1939 год
В 1939 году немецкие подводные лодки действовали главным образом на подходах к Британским островам, поэтому основными районами гибели немецких подводных лодок являлись северо-восточная часть Северной Атлантики и Северное море. В этих районах было потоплено 5 лодок; общее количество потерь составило 9 подводных лодок.
1940 год
В 1940 году основные районы действий остались те же, единственное, возросли потери в Норвежском море в связи с проведением операции «Везерюбунг». В этих районах было уничтожено порядка 15 лодок; всего же союзники потопили 24 подводные лодки.
1941 год
В течение 1941 года районы действий подводных лодок начали распространяться на запад от Великобритании и в Средиземное море. Наибольшее количество было потоплено в северо-восточной и юго-восточной частях Северной Атлантики и составило 24 лодки от общего количества потерянных 35 подводных лодок.
1942 год
В 1942 году начались действия немецких подводных лодок у американского побережья. Одновременно они продолжали действовать в Арктике, Северной Атлантике, Балтийском и Северном, а также Средиземном морях. Из общего числа потерь подводных лодок за этот период в северо-восточном районе Северной Атлантики и прилегающих к ней Баренцовом, Гренландском и Норвежском морях погибло 20 лодок; на подходах к американскому побережью — 22 лодки; в Средиземном море — 13 лодок; в юго-восточном районе Северной Атлантики с прилегающим к ней Бискайским заливом — 21 лодка и в Балтийском море немцы потеряли 4 лодки. Всего же в 1942 году было потеряно 86 подводных лодок.
1943 год
В 1943 году действия немецких подводных лодок распространились на всю Северную Атлантику и прилегающие непосредственно к ней моря, а также на Балтийское море и частично на Центральную Атлантику. Наибольшее количество погибших подводных лодок в этот период выпало на юго-восточный район Северной Атлантики с прилегающим к ней Бискайским заливом, где было потеряно около 57 лодок; северо-восточный район Северной Атлантики с прилегающими к ней полярными морями, где погибло 58 лодок; северо-западный район Северной Атлантики — 29 лодок, Средиземное море — 17 лодок, юго-западный район Северной Атлантики — 14 лодок и Балтийское море — 8 лодок. Общие потери в 1943 году составили 243 подводные лодки.
1944 год
В 1944 году количество погибших подводных лодок на прибрежных морских путях сообщения снова увеличилось. Так, в Баренцовом, Гренландском и Норвежском морях погибла 41 лодка; в Северной Атлантике — 74 лодки, в Северном море и на подходах к Британским островам, включая пролив Ла-Манш, потоплено 26 лодок, в Балтийском море — 22 лодки, Бискайском заливе — 24 лодки, Средиземном море — 12 лодок, Центральной Атлантике — 11 лодок и в базах погибло 13 лодок. Суммарные потери подводного флота Германии в 1944 году составили 249 подводных лодок.
1945 год
1945 год характеризовался деятельностью подводных лодок в основном на подходах к Британским островам, северным и южным морям, омывающим Европу. В итоге в Баренцовом и Норвежском морях погибло 11 лодок, в северо-восточной части Северной Атлантики — 22 лодки, в Северном море — 13 лодок, в Балтийском море и проливной зоне — 25 лодок, Ла-Манше и Па-де-Кале — 11 лодок; на подходах к Америке было потеряно несколько лодок. В 1945 г. возросло количество погибших в базах подводных лодок до 30 единиц. Всего же в 1945 году было потеряно 120 подводных лодок.
ОПЕРАЦИЯ «РЕГЕНБОГЕН»
В конце войны в Европе германские ВМС провели операцию «Регенбоген»: получив кодовый сигнал, командиры подводных лодок должны были уничтожить свои корабли, чтобы они не достались противнику. При проведении операции было затоплено 223 подводные лодки: 20 лодок II серии, 67 — VII серии, 6 — IX серии, 7 — XVII серии, 85 — XXI серии, 31 — XXIII серии и 7 — иностранных; еще три лодки VII серии (U-963, U-979 и U-1277) экипажи затопили после войны в море. Многие из этих лодок были достроены и переданы Кригсмарине, но еще не прошли ходовые испытания или использовались для тренировки экипажей.
ОПЕРАЦИЯ «ДЭДЛАЙТ»
К моменту капитуляции Германии в мае 1945 года оставалось еще примерно 150 боеспособных подводных лодок, в том числе и новейшие XXI и XXIII серий, которые союзники тщательно изучали. Однако большинству захваченных подводных лодок в дальнейшем применения не нашлось. Сначала сдавшиеся лодки собирали в Лисахалли (Северная Ирландия) и Лох-Райане (Шотландия), проводя через английские порты и демонстрируя их. Затем лодки стояли на швартовых, с них демонтировали ценное оборудование, после чего решили вывести на глубоководье и затопить.
Эта операция получила кодовое название «Дэдлайт». Часть лодок затопили, а остальные использовали в качестве учебных мишеней. Всего во время этой операции затопили 115 подводных лодок, из них 93 были обычными (3 — II серии, 75 — VII серии и 15 — IX серии), а 22 относились к числу так называемых электролодок (4 — XXI серии и 18 — XXIII серии). Последние подводные лодки были затоплены в рамках операции «Дэдлайт» 12 февраля 1946 года.
- Районы операций
- Сражения с конвоями
- Восточный фронт
- Тактические операции
- «Волчьи стаи»
- Районы гибели
Источник: www.u-boote.ru