Сколько подводных лодок затонуло в России

Подводная лодка как объект вооружения является «штучным изделием», судьба которого фиксируется в официальных документах и в силу этого может быть исторически отслежена. Данный постулат «работает» до тех пор, пока подводная лодка (ПЛ) находится в составе военно-морских сил и «заканчивает свое действие» с момента исключения ее из состава флота. Последнее происходит в случаях гибели ПЛ в результате боевых действий или аварийного происшествия. «Массово распространенная» причина исключения – это списание ПЛ «по старости», из-за технической непригодности и по иным причинам.

«Обычная» судьба списанных кораблей – эта передача их в Отдел фондового имущества (ОФИ), с целью хранения на плаву для последующей разделки на лом. Однако должного надзора за списанными кораблями не было, до разделки «руки не доходили» и корабли постепенно тонули в месте своего последнего пристанища. Примером такого «сохранения» старых кораблей является бухта Труда на о-ве Русский (Владивосток), в пространстве которой осталось еще несколько «корпусов» советских кораблей и подводных лодок 1950-1960 гг. постройки.

Две подводные лодки пр. 629 упокоившиеся в бухте Труда (о. Русский). Первые советские ракетоносцы 1960-х гг. постройки.

Несомненно, по формальным признакам, данные корабли, не могут быть отнесены к объектам подводного культурного наследия, хотя бы и потому, что с момента их затопления не прошло 100 лет. Однако они остаются техническими артефактами, образцами, воплотившими в себе достижения науки и техники второй половины ХХ века.

Зачастую, после исключения из состава флота, списанная подводная лодка не всегда отправляется на лом. «Жизнь» ПЛ, как технического объекта, продолжалась в совершено ином качестве, числясь «по другому ведомству». И сейчас, их конструкции сохранились, но не «опознаются» нашими современниками как подводные лодки.

Так, в 1930-е гг. Морские силы Дальнего Востока пополнились большим количеством подводных лодок, основную массу которых формировали «щуки» – ПЛ типа «Щ». Активно прослужив, в начале 1950-х гг. лодки выводились из состава Тихоокеанского флота и передавались в ОФИ. Часть из них поступала на базы «Вторчермета» – для последующей разделки, часть нашла применение в народном хозяйстве.

Оригинальным использованием подводной лодки в народном хозяйстве стал опыт владивостокского «Дальзавода». В послевоенные годы при расширении производственных мощностей, корпус одной из списанных «щук», с демонтированными внутренними устройствами и механизмами, был приспособлен как цистерна для хранения мазута и закопан (в прямом смысле слова) возле заводской ТЭЦ. В 2015 году при реконструкции территории, корпус, сохранившей конструктивные очертания «щуки», был «раскопан» и разделан на металл.

Останки прочного корпуса «щуки»

Модель подводной лодки второй конструкции С.К. Джевецкого. Экспозиция Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

В среде владивостокских дайверов бытует легенда и о подводной лодке – «щуке», затонувшей на рейде судоразделочной базы в Амурском заливе. Полагаем, что это гипотетически допустимо, тем рассуждением, что «судораздельщики» отчитывались о результатах проделанной работы «тоннами вторчермета», а не фактом разделки конкретного корабля или судна. Затонувшая лодка «покрывалась отчетностью по тоннам», поступавшим от других объектов разделки, а со временем и сама потерялась «в отчетности». Отметим, что в 1980-х гг., в отчетах Поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота автору встречались упоминания о подводных лодках типа «Щ», затопленные в протоке Амура (возможно Шарахунда, имя приводим на память – Ю.В.), на берегах которой располагался сталелитейный завод.

Интересна «пост-историческая» судьба подводных лодок конструкции С.К. Джевецкого. Небольшие по водоизмещению – всего 3,3 т, и размеру – 6 м длины, малые подводные лодки были построены большой серией – 50 ед., и в течение 1880-х гг. входили в состав оружия приморских крепостей на Балтике и Черном море.

Бакен, плавучую основу которого составляют две корпуса подводной лодки конструкции С.К. Джевецкого.

В первой половине 1890-х гг., по факту морального старения, лодки были списаны и несколько «корпусов» были приспособлены как основания для бакена, плавучей конструкции для размещения гидрографических огней. Прослужив несколько десятков лет, бакены были списаны и дальнейшая судьба их «корпусов» осталась не известной.

С началом Русско-японской войны две подводных лодки третьей конструкции С.К. Джевецкого, были переоборудованы по проектам лейт. С.А. Яновича и А.С. Боткина, стали известные как «Кета» и «Чилим», и перевезены на Дальний Восток.

Базируясь на Николаевск на Амуре, «Кета» отличилась в обороне Амурского лимана, выполнив вторую, в истории российского подплава, атаку кораблей неприятеля. С окончанием войны обе лодки были списаны и переданы в распоряжение порта. Дальнейшая судьба «Кеты» остается не известной до сих пор. Последнее историческое свидетельство существования «Чилима» относится к 1920 году и представлено фотоснимками американских интервентов, позировавших на фоне лодки.

Подводная лодка «Кета».

Подводная лодка конструкции лейт. А.С. Боткина, январь 1920 года

В те же годы Русско-японской войны, во Владивосток и Порт-Артур было перевезено несколько подводных лодок конструкции С.К. Джевецкого, с перспективами их боевого использования. Документальные подтверждения реализации этих замыслов не опубликованы, однако «факт присутствия» подводной лодки С.К. Джевецкого сохранился на любительских фотографиях, сделанных во Владивостоке в 1920 году.

Подводные лодки конструкции лейт. А.С. Боткина (слева) и С.К. Джевецкого, на территории Военного порта Владивостока, январь 1920 года

С именем Владивостока связана судьба многих подводных лодок отечественного флота. Так, в 1905 году 13 подводных лодок были перевезены из Петербурга во Владивосток, где вошли в состав первого боевого соединения – «Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров».

Читайте также:  Лодочный мотор Сузуки 6 лошадей характеристики

Однако, не имея достаточного боевого и технического потенциала, семь подводных лодок были списаны к 1914 году и оставлены на территории Военного порта. Последние известные нам свидетельства существования одной из этих лодок – «Форели», представлены фотографиями белочехов, снявшихся в 1918 году рядом с ней

Подводная лодка «Форель» во Владивостоке, 1918 год

Дальнейшая их судьба неизвестна, лодки «потерялись в истории».

Одной из распространенных версий, не получившей документального подтверждения – это продажа подводных лодок в Китай, на лом.

Однако по нашему мнению, данная хозяйственная операция не имела экономического смысла. Лодки обладали небольшим водоизмещением и, соответственно, малым «выходом металла», и формами корпуса, не способствующими ни размещению на борту грузового судна, ни буксировке.

Так, водоизмещение «Форели» составляло 17 т., что обеспечивает «выход металла» порядка 12-13 т., водоизмещение «Чилима» составляло всего 10-11 тонн. Пять списанных подводных лодок типа «Осетр» имели большее водоизмещение – 136 т, но были совершенно не пригодны для дальних морских переходов, даже на буксире. В любом случае, затраты на транспортировку подводных лодок до Китая, существенно, если не полностью, «съедают» все экономические выгоды от их разделки. Да и в те годы массового разграбления интервентами Дальнего Востока России, вывозили куда более ценные товары, нежели металлом.

Возможно, лодки были разделаны на лом позже, в 1920-1930 гг. Документального подтверждения этого так же нет.

Возможно, подводные лодки были выведены в «дальние углы» Владивостока и брошены. Такой ход событий рождает гипотезу: упокоившиеся первые подводные лодки Русского ВМФ, сохранились до современности и ожидают часа своего открытия…

Источник: xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai

Подводные лодки России: факты и статистика

В 1864 году появилась первая российская субмарина. С тех пор строительство и усовершенствование подводных лодок в России не прекращалось. Несмотря на неудачные эксперименты и затонувшие суда, в стране более 70 субмарин для различных целей. С подводной мощью России соперничают Германия, США, Нидерланды, Франция и Китай. Последняя страна присоединилась к списку лидеров в 2019-м.

О том, сколько подводных лодок в России, и интересных фактах — в материале редакции 24СМИ.

Дизель-электрические судна

В период Первой мировой войны появилась субмарина «Петр Кошка». Ее строили в строжайшей секретности. Она была еще не самостоятельным кораблем, а его мини-версией небольшого размера. Дизель-электрические суда необходимы для прибрежных и мелководных районов, где большая атомная лодка не сможет двигаться. Построены разные виды таких субмарин: многоцелевые, с крылатыми или баллистическими ракетами.

Подводные лодки России – факты и статистика

Для надводного хода дизельные лодки оснащены двигателем, а для движения под водой — электромотором. Эта идея устранила предшественников — бензин и керосин. В годы Первой мировой войны лодки на дизеле плавали автономно уже 1000 миль. Но у такого транспорта были недостатки: 2 двигательные системы. Дизельные двигатели и электромоторы делали субмарину проблемной.

Нужен большой экипаж для обслуживания, из-за этого условия жизни на подводной лодке становились еще хуже.

В 2018 году в Санкт-Петербурге на воду спустили новую субмарину на дизельном обеспечении. Ее построили по проекту 677 «Кронштадт».

Парогазотурбинные

Единственной лодке в дополнение к дизелю и электромотору добавили парогазотурбинную установку. В советские времена такой являлась субмарина под кодовым названием С-99. Ее строительство началось в СССР в 1951 году. Через 5 лет она вошла в состав советского флота.

Чтобы минимизировать сопротивление при движении под водой, на субмарине не стали устанавливать артиллерийское вооружение. Нос был оборудован торпедными аппаратами. Поскольку в России эта лодка в единственном экземпляре, сравнить ее не с чем, но конструкторы выделили достоинства. Субмарина плывет с высокой скоростью и на длинные расстояния полным ходом.

Недостаток: при быстром движении на судне становится слишком шумно, и это мешает функционированию штатных гидроакустических средств. Скорость С-99 достигает 20 узлов, что сделало ее самой быстроходной в СССР.

Подводные лодки России – факты и статистика

Субмарина почти 100 раз выходила в море. При запуске парогазотурбинной установки на лодке произошел взрыв. В корпусе появилась пробоина в 80 см, но крейсер добрался до базы. Причиной стал взрыв пероксида водорода. Чтобы восстановить судно, требовалось финансирование. «Воскрешение» признали нецелесообразным и разобрали субмарину на металл.

Атомные

Почти 50 атомных подводных лодок входят в состав Военно-морских сил России. Они делятся на 3 типа: с баллистическими ракетами, ракетно-торпедным вооружением и специального назначения. В 1949 году академик Игорь Курчатов предложил построить АПЛ (атомную подводную лодку). Через 3 года физик А.П. Александров написал ему письмо, в котором рассказал об идее создания.

В 1958-м на воду спущена К-3 — первая атомная подлодка в СССР.

В 2020 году судно не в строю, оно ожидает финансирования для переоборудования в музей. Его вывели из Северного флота еще в 1991-м, но дальнейшие действия с ним были «заморожены» из-за нехватки денег. 83 члена экипажа получили награды во время плавания и работы на К-3. Построенное судно было быстрее американского «Наутилуса». На испытаниях скорость советской лодки достигла 28 узлов.

Читайте также:  Самая мощная атомная лодка

Подводные лодки России – факты и статистика

Последней построенной в России субмариной стал «Новомосковск». Его спустили на воду в 1990 году, построен по проекту «Дельфин». В 2016-м появились фотографии крейсера на пирсе в Мурманской области. После ремонта в 2012-м его вернули в работу еще на 10 лет. Для АПЛ выбирают звучные названия, которые со временем начинают наводить страх на противников: «Акула», «Пума», «Навага», «Мурена».

Затонувшие

4 субмарины затонули в СССР и 2 в России. Это все потери за время существования АПЛ с момента их изобретения. Первый крейсер затонул в 1970 году в Бискайском заливе. Из-за короткого замыкания погибло 52 человека. Из современных субмарин в 2000 году на дно ушел «Курск».

Таких потерь в истории ВМФ не было, ведь погибло 118 человек, никто не выжил. Произошел взрыв в отсеке, и лодка ушла под воду на глубину 108 метров. Случилось это в Баренцевом море. Там же через 3 года затонула еще одна подлодка — К-159. На судне было 104 человека, 9 из них не вернулись.

Подводные лодки России – факты и статистика

В отличие от других стран, у России статистика аварийности неутешительная. Только одна страна несла подобные потери — США, но последняя трагедия произошла в 1968 году.

Интересные факты

1. Леонардо да Винчи вел записи, которые после его смерти попали в руки ученых. На страницах, датированных 1502-м, обнаружили рисунок подводной лодки. У нее был заостренный конец и рубка с люком для входа. На тот момент исследователи не поняли, что это за «механизм».

2. На глубине не получится открыть люк выхода из-за высокого давления.

3. Всего за 12 лет в СССР построили 122 атомные подлодки. Это период с 1967 по 1979 год.

4. Первые созданные крейсеры использовали как почтальонов. На них перевозили письма и посылки.

5. Подводные судна работают с раздельным или единым двигателем. Но всем им для движения необходима энергия. В старину ее источником был человек, который силой приводил в работу лодку не только на воде, но и под ней. Позже появился электромотор.

6. В СССР судна выходили в море на месяцы. Капитаны рассказывали, как были ограничены продовольственные запасы, а единственным видом поощрения для команды был вид на воду в перископ.

7. Чтобы субмарина погрузилась на глубину, на ее борту стоят цистерны с водой. Без «балласта» она останется на поверхности, ведь закон Архимеда не сработает. По правилам, вес погружаемого тела должен быть равен весу вытесняемой воды. Чтобы подняться на поверхность, от «балласта» избавляются с помощью сжатого воздуха.

Источник: 24smi.org

Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке

Рассказываем все, что известно о пожаре на подводной лодке в России, в результате которого погибли 14 российских моряков.

Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке

2 июля российский СМИ распространили сообщение Минобороны РФ о том, что 1 июля в результате пожара «на научно-исследовательском глубоководном аппарате» 14 моряков-подводников погибли из-за отравления продуктами горения, передают РБК.

1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения, — заявили в Минобороны.

Из сообщения следует, что очаг возгорания был ликвидирован действиями команды. В Минобороны России не указали ни названия судна, ни точного места, где произошел пожар, отметив лишь, что это произошло в «российских территориальных водах» и что на данный момент подлодка находится на военно-морской базе в Североморске.

Как сообщают в силовых структурах, ЧП произошло 1 июля около 20:30 на спускаемом аппарате атомной глубоководной станции проекта 10831 (также известного как «Лошарик»). Погиб штатный экипаж спускаемого аппарата. Также было отмечено, что главнокомандующий ВМФ Николай Евменов находится на базе в Североморске с утра 2 июля.

«Лошарик» — это российская атомная глубоководная подводная лодка, глубина погружения может достигать 6 тыс. м, пишет портал «Военное обозрение». На ее борту нет никакого вооружения. Аппарат был создан в 1980-х годах конструкторами КБ «Малахит», входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

Глубоководный спускаемый аппарат крепится к носителю снизу. Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Из-за чего мог начаться пожар на аппарате

Читайте также:  Лодочный мотор тохатсу 6 характеристики

Расследованием причин пожара на «Лошарике» руководит главком ВМФ Николай Евменов. Путин попросил Шойгу вылететь в Северодвинск и «нацелить [занимающуюся расследованием ЧП] комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии».

Директор Норвежского агентства по радиационной и ядерной безопасности Пер Странд заявил, что, со слов российских чиновников, на борту глубоководного аппарата в районе Баренцева моря произошел взрыв газа, сообщает Reuters. Аномально высокого уровня радиации после ЧП с российским аппаратом норвежцы не зафиксировали.

Самые вероятные и часто встречающиеся причины возгорания на подлодках — возгорание проводки и другие технические неисправности, говорит Майкл Кофман.

Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло.

Что такое автономная глубоководная станция «Лошарик»

Глубоководный аппарат с атомным реактором может вести различные работы на глубине километр и более. Он имеет не очень большую автономность и, как правило, доставляется на переоборудованных подлодках. Аппарат пристыковывается к носителю, и подлодка перебрасывает его в точку, в которой он должен работать.

«Лошарик» — это российская атомная глубоководная подводная лодка, которая не несет на своем борту вооружения, глубина ее погружения может достигать 6 тыс. м, сообщает портал «Военное обозрение». «Лошарик» был создан в 1980-х годах конструкторами КБ «Малахит». Субмарина входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, которое более известно как «подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны, сообщает портал.

Глубоководный спускаемый аппарат крепится к подлодке-носителю снизу. Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Крупные аварии на советских и российских подводных лодках: Фотогалерея

8 ноября 2008 года. АПЛ «Нерпа»

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», аналогичная АПЛ «Нерпа»
(Фото: Владимир Саяпин / ТАСС)

Авария на атомной подводной лодке «Нерпа» произошла во время испытаний в Японском море. После того как сработали системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в отсеки субмарины стал поступать фреон, что привело к гибели 20 человек. Еще 21 человек пострадал. Всего на борту АПЛ находились 208 человек.

14 ноября 2004 год. К-223 «Подольск»

РПКСН «Подольск» у берегов Камчатки. 28 марта 2015 года
(Фото: Alex omen / Wikipedia)

В ноябре на К-223 «Подольск» произошел взрыв, причиной которого стала неисправность неразборного редукционного клапана, отвечающего за регулировку давления в емкости с пресной водой. В результате аварии погиб один матрос. Виновным в халатности, приведшей к взрыву, был признан командир минно-торпедной боевой части.

30 августа 2003 года. К‑159

Фото: The Bellona Foundation / Wikipedia

АПЛ К-159 затонула при буксировке в город Полярный, где должна была быть утилизирована. Девять из десяти находившихся на борту моряков погибли. Причиной аварии стал шторм, который привел к отрыву понтонов, с помощью которых проводилась буксировка

12 августа 2000 года. К-141 «Курск»

Фото: Семен Майстерман / ТАСС

Атомный подводный ракетный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море в 175 км от Североморска во время учений. Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых. Тяжелые погодные условия и недостаточная оснащенность необходимыми спасательными средствами привели к тому, что один из отсеков лодки был открыт только 21 августа. Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед.

7 апреля 1989 года. К‑278 «Комсомолец»

АПЛ К‑278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после возникшего на борту пожара. Погибли 42 человека, 27 были спасены.

Это крупнейшее по числу жертв происшествие на подводных аппаратах Минобороны России с ноября 2008 года. Тогда авария на построенной, но еще не принятой в состав ВМФ атомной подводной лодке «Нерпа» унесла жизни 20 человек, еще 21 человек пострадал. ЧП произошло во время заводских ходовых испытаний подлодки в Японском море. Из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон.

Реакция

  • Президент России Владимир Путин отменил запланированный визит в Тверскую область на форум «Реки России». Вместо этого он встретился с министром обороны Сергеем Шойгу. Путин назвал случившееся «большой потерей для флота, да и вообще для армии». Глава государства выразил соболезнование семьям погибших и поручил главе Минобороны оказать им всю необходимую помощь и поддержку. Президент также поручил Шойгу вылететь в Североморск и на месте обеспечить тщательное расследование причин пожара.
  • Губернатор Мурманской области Андрей Чибис написал на своей странице в Facebook, что гибель подводников — страшная трагедия. Регион готов оказать Северному флоту необходимую помощь.

Источник: repost.uz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...