Сколько подводных лодок в Черном море

13 мая в России отмечается День Черноморского флота — оперативно-стратегического объединения ВМФ, которое обеспечивает безопасность южных рубежей страны. В последние годы ЧФ активно развивается — усилия Минобороны РФ направлены на кардинальное обновление боевого состава и увеличение ударных возможностей. Как считают эксперты, этому способствовали возвращение Крыма в состав России, возросшая активность ВМС США в Средиземном и Чёрном море, а также провокации Украины. Корабли и подлодки Черноморского флота вооружены крылатыми ракетами «Калибр», которые позволяют наносить удары на «стратегическую глубину». Аналитики уверены, что модернизация ЧФ позволила взять под контроль перемещения эсминцев США и эффективно выполнять боевые задачи в Сирии.

13 мая моряки Черноморского флота (ЧФ) отмечают профессиональный праздник. В этот день 236 лет назад 11 кораблей Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту Крыма. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, а через два года императрица Екатерина II издала указ о создании ЧФ. С тех пор это оперативно-стратегическое объединение ВМФ выполняет функцию южного форпоста России.

Почему ни одна акула и не подумает заплывать в Чёрное море

От кризиса к восстановлению

Расцвет Черноморского флота пришёлся на советский период. Корабли ЧФ составляли основу легендарной 5-й Средиземноморской эскадры, в задачи которой входило сдерживание 6-го флота ВМС США.

Распад СССР подорвал боевой потенциал Черноморского флота. Кроме того, между Россией и Украиной разгорелись споры по поводу имущества советского ЧФ и будущего Севастопольской военно-морской базы (ВМБ). Киев активно пользовался тем, что Крым по результатам Беловежских соглашений от 8 декабря 1991 года вошёл в состав Украины.

Также по теме

Парад кораблей Черноморского флота

«Подобной гавани в Европе нет»: как создавался Черноморский флот России

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской дивизии вошли в Ахтиарскую бухту Крыма. Так началось строительство Черноморского флота, ставшего.

Договорённость о разделе ЧФ СССР была достигнута в июне 1995 года, а окончательное размежевание произошло только в 1997-м. Россия получила 81,7% техники (около 400 кораблей различного класса и 161 летательный аппарат), а также право сохранить базу и штаб в Севастополе.

Тем не менее Москве пришлось пойти на достаточно серьёзные уступки. Например, руководство РФ согласилось ограничить численность военнослужащих на территории Украины до 25 тыс. человек. За аренду военной инфраструктуры Крыма Москва обязалась платить $98 млн в год.

Присутствие российских кораблей не устраивало радикальные украинские политические силы. Ситуация вокруг Севастопольской ВМБ обострилась с приходом к власти на Украине Виктора Ющенко. В Москве началось обсуждение целесообразности перевода кораблей из Севастополя на Новороссийскую военно-морскую базу после её соответствующей модернизации.

Как немецкие подводные лодки оказались в Черном море, интересная операция Кригсмарине во время войны

«Стратегическое значение Крыма для России сложно переоценить. Киев это прекрасно понимал и постоянно провоцировал Москву в угоду Западу и собственному тщеславию. Последней каплей стал госпереворот в феврале 2014 года. Пришедшие к власти «революционеры» были готовы сделать из города-героя Севастополя стоянку для американских кораблей», — отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

Возвращение Крыма в состав РФ в 2014 году значительно усилило оперативные возможности Черноморского флота, подчеркнул эксперт. При этом Москва продолжила строительные работы в Цемесской бухте Новороссийска. В структуре ЧФ она выполняет роль базы-дублёра. Также на Новороссийской ВМБ дислоцирована 4-я Отдельная бригада подводных лодок.

Модернизация Цемесской бухты завершится в 2020 году. Обновлённая база сможет вмещать до 120 кораблей. Основная задача строителей — защита внутреннего рейда от штормов с волнами высотой до 5 м и землетрясений до 9 баллов. На сегодняшний день построен восточный мол длиной 1600 м. В скором времени будет сдан западный мол протяжённостью 850 м.

«Идёт интенсивное развитие инфраструктуры базы. За последние годы построен ряд уникальных объектов: причалы, здание штаба, учебно-тренировочный комплекс для водолазов, техническая зона для обеспечения базирования подводных лодок», — сообщил ранее журналистам начальник Новороссийской ВМБ контр-адмирал Олег Шастов.

За прикрытие военно-морских баз Черноморского флота отвечают расчёты береговых комплексов «Бастион», «Бал» и «Берег», а также подразделения ПВО, вооружённые системами С-400 и С-300, новейшими модификациями «Бука» и «Панциря». Сопровождение и перехват иностранных самолётов осуществляют истребители, дислоцированные в Бельбеке и Крымске.

Эффект от «калибровизации»

Опасность потери Севастопольской бухты не позволяла должным образом проводить обновление корабельного состава, отметил в беседе с RT военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. С возвращением полуострова ЧФ получил мощнейший стимул для развития.

«Крым — это наш непотопляемый сухопутный авианосец. Наличие полноценной вооружённой группировки на полуострове позволяет контролировать Черноморский регион вплоть до Босфора. Пребывание Крыма в составе Украины накладывало массу надуманных ограничений. Практически сразу после возвращения полуострова Черноморский флот вышел в лидеры по количеству новых поставляемых кораблей», — отметил Дрозденко.

Также по теме

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков» на Новороссийской военно-морской базе

Южный форпост ВМФ: какими возможностями обладает Новороссийская военно-морская база

Строительство Новороссийской военно-морской базы (НВМБ) будет завершено в 2020 году. Об этом сообщил журналистам её начальник —.

В состав ЧФ входят семь дизель-электрических подводных лодок (шесть субмарин проекта 636.3 «Варшавянка» и одна — проекта 877 «Палтус»), а также 48 надводных боевых кораблей.

Крупнейшие из них — ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» (флагман), три сторожевых корабля советской постройки («Сметливый», «Ладный», «Пытливый») и три современной: «Адмирал Григорович» (2016), «Адмирал Эссен» (2016) и «Адмирал Макаров» (2017). На службе морской пехоты ЧФ находятся семь больших десантных кораблей проектов 1171 и 775.

Кроме того, Черноморский флот располагает шестью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М, построенными в 1980-е годы. В 2018 году ЧФ получил новейший патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков». В 2019—2022 годах Андреевский флаг планируется поднять ещё над пятью аналогичными кораблями.

Обновляется ЧФ и за счёт малых ракетных кораблей (МРК). В частности, в последние годы в его состав вошли несколько МРК современного проекта 21631. В ближайшие годы оперативно-стратегическое объединение должно пополниться новыми кораблями данного класса, построенными по проекту 22800 «Каракурт».

В марте 2019 года командующий Черноморским флотом Александр Моисеев сообщил СМИ, что доля модернизированной техники в составе оперативно-стратегического объединения увеличится до 70%.

Дмитрий Дрозденко считает, что акцент при перевооружении ЧФ делается на усилении его ударных возможностей.

«Почти все новые корабли — носители «Калибров». Это подлодки 636.3, сторожевые корабли проекта 11356, «Каракурты». Современные патрульные корабли имеют модульную конструкцию — при необходимости их можно оснастить пусковыми установками для крылатых ракет», — рассказал эксперт.

В свою очередь, доктор военных наук капитан первого ранга в отставке Константин Сивков заявил в беседе с RT, что корабли, оснащённые комплексом «Калибр», могут наносить удары на «стратегическую глубину». Дальность ракеты при стрельбе по морским целям составляет порядка 300 км, по сухопутным — 1500 км.

Читайте также:  Легкая бескилевая парусная лодка или транцевая гребная швертбот

«Благодаря «Калибрам» наш флот «накрывает» всю акваторию Чёрного моря, не выходя из пунктов базирования. При этом носителями данных ракет являются корабли с небольшим водоизмещением. Однако на фоне «калибровизации» я бы не стал списывать со счетов флагман ЧФ крейсер «Москва», вооружённый ракетами типа «Вулкан» дальностью до 700 км», — отметил Сивков.

Черноморский флот принимает участие в сирийской военной операции. В режиме ротации на боевом дежурстве у берегов Сирии находятся корабли и подлодки. Удары по объектам террористов на территории САР наносили субмарины проекта «Варшавянка». Боевое крещение получили фрегат «Адмирал Григорович» и малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол».

Эффективное сдерживание

Как полагают эксперты, развитие Черноморского флота определяется характером текущих угроз. Ключевыми вызовами для ЧФ являются усиление присутствия военно-морских сил США в Чёрном море, а также провокационные действия Украины, которая стремится якобы обеспечить «свободный проход» судов в Азовское море через Керченский пролив.

В апреле 2019 года заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко в интервью ТАСС заявил, что модернизация ЧФ проводится с учётом приближения инфраструктуры НАТО к российским берегам. По его словам, «все эти наши усиления абсолютно адекватны и соразмерны реальным потребностям в плане укрепления безопасности».

Практически каждый месяц в Чёрное море заходят американские эсминцы типа Arleigh Burke, вооружённые крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk. Их сопровождают российские корабли, а перемещения контролируют береговые радиотехнические средства. Например, в апреле 2019 года за действиями эсминца USS Ross наблюдали патрульный корабль «Василий Быков» и разведывательный «Иван Хурс».

«Без «Калибра» эффективное сдерживание ВМС США было бы невозможно. Американцы привыкли отстаивать так называемую свободу навигации, то есть беспардонно нарушать морские рубежи и демонстрировать силу в экономической зоне. После боевого применения «Калибров» в Соединённых Штатах осознали, что в Чёрном море такие фокусы выкидывать не стоит. Американские корабли заходят в Чёрное море, но держатся подальше от наших берегов», — подытожил Дрозденко.

Источник: russian.rt.com

Черноморский флот России: состав и список кораблей

После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами – Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский флот России обрел вторую жизнь.

Балаклавская бухта. Немного истории

Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.

С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.

При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.

При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.

Но надо сказать, что субмарина «Запорожье» (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.

черноморский флот россии

И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.

После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими «владельцами» стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.

И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.

Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.

Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.

Как делили Черноморский флот

Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.

Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине – 12,3% всех судов.

Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.

Черноморский флот в цифрах

Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.

черноморский флот россии состав кораблей

Итак, сравним цифры.

1. Черноморский флот на 1991 год:

— Личный состав – 100 тыс. чел.

— Численность кораблей – 835 всех существующих классов:

  • подлодок – 28;
  • ракетных крейсеров – 6;
  • противолодочных крейсеров – 2;
  • БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга – 20;
  • СКР – 40 единиц;
  • малых ракетных катеров и кораблей – 30;
  • тральщиков – 70;
  • десантных кораблей – 50;
  • морской авиации – более четырехсот единиц.

2.Черноморский флот России на 1997 год:

  • Численность личного состава – 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
  • Численность кораблей и судов – 33.
  • Летательных аппаратов в составе флота – 106 (из которых 22 боевых).
  • Бронемашин – 132.
  • Командных пунктов – 16 (было 80).
  • Объектов связи – 11 (из 39).
  • Объектов радиотехнической службы – 11 (было 40).
  • Объектов тыла – 9 (из 50).
  • Судоремонтных объектов – 3 (из 7).
Читайте также:  Выпрямитель стабилизатор для лодочного мотора своими руками

По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:

  • Боевые корабли – 30.
  • Подводные лодки – 1.
  • Боевые самолеты – 90.
  • Корабли специального назначения – 6.
  • Суда обеспечения – 28 единиц.

Современное состояние ЧФ

Черноморский военный флот России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.

Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.

корабли черноморского флота россии

Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.

На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.

Повышение боевого уровня

Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.

Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов – Севастополь.

черноморский флот россии состав

Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота – самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.

Перечень судов ЧФ

В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.

Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:

  • Гвардейский ракетный крейсер «Москва».
  • «Керчь» – большой противолодочный корабль.
  • Сторожевой корабль «Сметливый».
  • Сторожевой корабль «Ладный».
  • Сторожевой корабль «Пытливый».

Состав десантных кораблей 197-й бригады:

Большие десантные корабли:

  • «Николай Фильченков».
  • «Орск».
  • «Саратов».
  • «Азов».
  • «Новочеркасск».
  • «Цезарь Куников».
  • «Ямал».

Состав 68-й бригады кораблей охраны:

Малые противолодочные корабли:

  • «Александровец».
  • «Муромец».
  • «Суздалец».
  • «Ковровец».
  • «Иван Голубец».
  • «Турбинист».
  • «Вице-адмирал Жуков».
  • «Ростов-на-Дону» — Б237.
  • «Новороссийск» — Б261.
  • (экс-«Запорожье») — Б435.
  • «Алроса» — Б871.

Ракетные катера 41-й бригады:

Состав 295-го Сулинского дивизиона:

  • «Р-60».
  • «Р-71».
  • «Р-109».
  • «Р-239».
  • «Ивановец».

Состав 184-й бригады (Новороссийск):

  • «Поворино».
  • «Ейск».
  • «Касимов».
  • «Железняков».
  • «Валентин Пикуль».
  • «Вице-адмирал Захарьин».
  • «Минеральные Воды».
  • «Лейтенант Ильин».
  • «РТ-46».
  • «РТ-278».
  • «Д-144».
  • «Д-199».
  • «Д-106».

Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).

Перспективы развития подводного флота

После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка – дизельная «Алроса».

На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.

черноморский военный флот россии

К этому времени ожидается пополнение шестью новыми дизельными подводными лодками. Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.

ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.

Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке «Новороссийск». После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.

Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 – «Старый Оскол» – была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний «Старый Оскол» займет свое место в составе ЧФ.

Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки «Краснодар» и достраивается спущенная на воду «Ростов-на-Дону».

Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота – «Колпино» и «Великий Новгород».

Все 6 подлодок программы «636 дизель» – электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.

Палубная авиация

Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.

Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.

Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.

Воссоздание системы базирования

Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.

Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.

Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.

базы черноморский флот россии

Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.

Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).

Также на заводе проходят работы по ремонту дизельной подводной лодки «Алроса». К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.

Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.

Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.

Суда оснащения для Черноморского флота

Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.

Читайте также:  Лодки ПВХ альтаир кто производитель

штаб черноморского флота россии севастополь

Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.

Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.

Источник: fb.ru

Что не так с Черноморским флотом России

Дизельная подводная лодка проекта Варшавянка

Российский подводный флот — возможно, наиболее мощная составляющая военно-морских сил. Однако с подводной составляющей Черноморского флота не все так просто. С какими проблемами сталкивается Кремль на Черном море?

Российский подводный флот — возможно, наиболее мощная составляющая военно-морских сил Москвы. Однако, что касается субмарин Черноморского флота, то у Кремля дела идут не так уж и хорошо.

Из-за положений Конвенции Монтре 1936 года, согласно которой контроль над проливами Босфор и Дарданеллы принадлежит Турции, Россия ограничена в возможности перемещения через эти водные пути своих военно-морских сил — в частности, это касается авианосцев и подводных лодок. И хотя убыток для Москвы — это прибыль для Вашингтона и НАТО, если Кремлю удастся затянуть Турцию на свою орбиту, столы окажутся перевернуты в пользу России.

Черноморский флот получил шесть недавно построенных дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка», которые в НАТО называют «Импрувд Кило». Четыре из этих них — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар» — прибыли в Севастополь в период с 2015 по 2017 год. В сентябре 2017 года в Восточное Средиземноморье были направлены еще две подлодки — «Великий Новгород» и «Колпино», но они никогда не проходили через Босфор, чтобы официально присоединиться к 4-й отдельной бригаде подводных лодок Черноморского флота.

Вместо этого, как отмечает в русскоязычном издании «Взгляд Онлайн» Александр Шишкин (инженер-кораблестроитель — прим. перев.), «Великий Новгород» и «Колпино» де-факто базируются на российской военно-морской базе Тартус в Сирии. Причина тому — налагаемые Конвенцией Монтре жесткие эксплуатационные ограничения в отношении подводных лодок Черноморского флота России.

Статья 12 Конвенции Монтре гласит:

Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке. Подводные лодки, принадлежащие названным державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции. И в том, и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и при этом на поверхности и проходить через Проливы в одиночку.

Как отмечает Шишкин, и «Великий Новгород», и «Колпино» имеют законное право войти в Черное море на ремонт. Однако Турция — в соответствии со Статьей 12 Конвенции Монтре — не обязана разрешать этим подводным лодкам возвращаться в Средиземное море. Согласно российской интерпретации текста Конвенции Монтре, подводные лодки могут проходить через проливы только для ремонта. Формулировки в документе по этому вопросу не совсем ясны, однако Советский Союз никогда не пытался отправлять субмарины этим маршрутом вплоть до своего распада в 1991 году. «Лодки могут выходить за пределы Черного моря — но тоже только для ремонта, а не в любой момент времени, — пишет Шишкин, — Российские подводные лодки становятся невыездными до тех пор, пока через 2,5 года не возникнет реальная необходимость в очередном доковом ремонте».

По мнению Шишкина, у России есть три варианта оперативного использования «Великого Новгорода» и «Колпина» в Средиземном море. Первый — возвращать обе подводные лодки на ремонт в Адмиралтейские верфи Санкт-Петербурга. Еще один способ — отправить в Тартус плавучий док. Третий вариант — выполнять работы по техническому обслуживанию в Египте или на Кипре. По мнению Шишкина, предпочтительным является ремонт субмарин либо в Египте, либо на Кипре.

Но ремонт подводных лодок в Средиземном море — это лишь временная мера. Шишкин утверждает, что для устойчивого и оперативно жизнеспособного присутствия дизель-электрических подводных лодок в Восточном Средиземноморье России необходимо будет построить больше субмарин проекта 636.3 или проекта 677 «Лада», что позволит устранить оперативный разрыв. Кроме того, Москве придется обновить инфраструктуру Тартуса для обслуживания этих кораблей.

«Программа-минимум — две подводные лодки для Тартуса, программа-максимум — четыре для Тартуса и две для Черного моря, — пишет Шишкин, — Для Средиземноморского соединения ВМФ России, обреченного рано или поздно снова стать эскадрой, бригада собственных (а не прикомандированных — прим. источника цитаты) подводных лодок будет как нельзя кстати. Достаточно сказать, что четыре подводные лодки проекта 636.3, помимо выполнения традиционных противокорабельных и противолодочных задач (72 торпеды — прим. источника цитаты), могут выставить до 96 морских мин или выпустить до 48 крылатых ракет 3М14 комплекса „Калибр» по береговым целям».

Такие силы России в Восточном Средиземноморье, безусловно, будут представлять угрозу не только для военно-морских сил НАТО, но и для целого ряда целей по всей Европе. Оснащенные «Калибрами» подводные лодки класса «Импрудв Кило», дейтвующие в Средиземном море, позволят России с высокой точностью поражать стратегические цели в любой точке Европы. Если бы развернутые на этих субмаринах ракеты «Калибр» были оснащены ядерными боеголовками, Россия потенциально могла бы угрожать ядерным оружием всему континенту, как когда-то Советский Союз, в распоряжении которого имелась баллистическая ракета средней дальности РСД-10 «Пионер» (по классификации НАТО SS-20 Saber — прим. автора), впоследствии запрещенная договором 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности.

Однако России, возможно, не придется возиться со строительством дополнительных дизель-электрических подводных лодок для своего Черноморского флота. Если президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжит дрейфовать от Запада в сторону орбиты Москвы, то не исключено, что в будущем ориентированная на Кремль Анкара может пересмотреть или переосмыслить Конвенцию Монтре. Турция ранее разрешила Советскому Союзу транзит авианосцев классов «Киев» (в отечественной классификации проект 1143 «Кречет» — прим. перев.) и «Адмирал Кузнецов» (в отечественной классификации является развитием проекта 1143 — прим. перев.), которым также запрещено проходить через Босфор, под предлогом того, что эти корабли относятся к «авианесущим крейсерам».

Дейв Маджумдар — автор «Нэшнл Интерест», пишущий по вопросам обороны.

Источник: inosmi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...