Сколько подводных лодок было у СССР во второй мировой войне 1941 1945

Флот — это болезнь души!
«Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное. »

  • Links
  • «КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»» — благотворительный фонд
  • NAVY.RU — интернет-сообщество
  • Военно-Морская Коллекция — cайт о боевых кораблях, военном флоте и сражениях на море
  • Российский Подводный Флот
  • Официальный сайт 121 бригады десантных кораблей (Северный флот)
  • Архив фотографий кораблей Военно-Морского Флота
  • «Не служил бы я на флоте. » — набор отдельных купюр из высказываний одного широко известного узким военно-морским кругам военноначальника

Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1. Краснознаменный Балтий

В этой серии три части. Сейчас выкладываю первую.

Хочу отметить что рассказ о действиях наших подводных лодок во время войны можно назвать наиболее художественными и яркими из всех мемуаров о войне. Особенно тех которые касаются действий флота. Ведь наши подводники, пожалуй, вели наиболее активную боевую деятельность среди всех моряков.

Экономика СССР И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА .Как они готовились к войне и как себя в ней проявили .

Аннотация:

«Летопись боевых походов» подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота — 1 из 4 выпусков, приуроченных к боевой работе подводных лодок ВМФ СССР во Второй мировой войне.

Источник: navy-rus.livejournal.com

Корабли Великой Отечественной Войны

За время войны линкор совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль, произвел 10 стрельб по немецким войскам под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитчики корабля отразили 21 атаку авиации противника, сбив 3 самолета

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 8 июля 1945 года был награждён орденом Красного Знамени.

За время войны линкор провел 126 стрельб главным калибром, израсходовав 1140 305-мм снарядов. Зенитчики отразили 24 налета авиации противника, в которых участвовали 597 самолетов, сбив 13 и повредив 3 из них

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 июля 1944 года был награждён орденом Красного Знамени.

За время войны выполнил 58 боевых заданий, провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям противника, отразил 205 атак вражеской авиации, сбив при этом 1 самолет, перевез свыше 20 тыс. военнослужащих, раненых и эвакуируемых граждан

Приказом Наркома ВМФ № 137 от 18 июня 1942 года экипаж крейсера «Красный Крым» удостоен гвардейского звания.

Во время войны был активным участником боевых действий в Балтийском море. Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 27 февраля 1943 года первым среди надводных кораблей Балтийского флота был награждён орденом Красного Знамени.

В 1941 — 1944 годах корабль выполнил 126 боевых стрельб, выпустил 2300 180-мм снарядов. Отражая налеты вражеской авиации, его зенитчики сбили 5 самолетов

Это Непонятное слово Ленд-лиз Мифы и реальность 1941-1945. Алексей Исаев. Вторая Мировая война.

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 марта 1944 года был награждён орденом Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боях в составе Балтийского флота

За заслуги в обороне Ленинграда экипаж корабля в 1943 году был награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Во время войны совершил 125 боевых выходов в море, прошел 44000 миль, отконвоировал без потерь 240 транспортов, отразил 76 атак авиации, сбил 3 самолета противника

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 24 июля 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.

За годы войны выполнил 90 заданий, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, повредил 2 подводные лодки

Приказом Наркома ВМФ № 80 от 1 марта 1943 года экипаж эсминца был удостоен гвардейского звания.

За кампанию 1941 г. «Стойкий» прошел 4055 миль, выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра

Приказом Наркома ВМФ № 72 от 3 апреля 1942 года экипаж эсминца был удостоен гвардейского звания.

Они предназначались для несения дозорной и разведывательной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, ведения борьбы с самолётами противника

Это первые боевые надводные корабли, спроектированные и построенные исключительно советскими судостроителями.

Во время войны несли конвойную и дозорную службу, осуществляли артиллерийскую поддержку десантов, постановку мин

Малые противолодочные корабли проекта 122-А типа «Кронштадт» — противолодочные корабли, являются модификацией проекта 122, который разрабатывался во время Великой Отечественной войны.

Во время войны было построено в рекордно сжатые сроки 66 бронированных морских охотников, все они несли службу на Балтийском флоте

Проект был разработан всего за 15 дней в июле
1942 г. в блокадном Ленинграде группой конструкторов Адмиралтейских верфей.

В условиях войны и блокады было построено и сдано флоту 20 бронированных катеров типа МБК. Все они несли службу на Балтийском флоте

МБК проекта 161 получил корпус простой формы из прямолинейных образующих элементов, так как в условиях блокады производить горячую гибку листов обшивки было просто негде.

Читайте также:  Со скольки лет можно кататься на моторной лодке детям

Это первые и самые массовые советские боевые корабли класса торпедный катер

Во время войны им пришлось ходить по штормовому морю, охранять конвои, высаживать и поддерживать огнем десант, ставить мины.

Бронекатер прямо из стапелей вышел на первое боевое задание

Катер был предназначен для высадки морского десанта и его огневой поддержки артиллерийским и пулеметным огнем, с него выполнялась установка дымовых завес и постановка минных заграждений.

Список подтверждённых побед подводных лодок типа К включает 25 потопленных и 6 повреждённых кораблей и судов противника

За боевые заслуги подводная лодка К-22 удостоена гвардейского звания, подлодки К-21 и К-52 награждены орденом Красного Знамени.

За годы войны подводные лодки типа Л минами и торпедами потопили 40 транспортных судов
(93 900 брт) и 18 боевых и вспомогательных судов

За боевые заслуги подводная лодка Л-3 удостоена гвардейского звания, подлодки Л-22 и Л-4 награждены орденом Красного Знамени.

На подлодки типа Щ приходится 35 % от совокупного тоннажа противника, потопленного и поврежденного советскими субмаринами во время войны

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа Щ стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

30 участвовавших в войне подводных лодок типа С потопили 21 торговое и рыболовное судно
(82 770 брт) и 7 боевых кораблей, в том числе одну подлодку

За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.

Подводные лодки типа М за годы войны потопили
61 транспортное и вспомогательное судно
(135 512 брт), уничтожили 10 боевых кораблей и повредили 8 судов (20 131 брт)

За боевые заслуги четырем подводным лодкам было присвоено гвардейское звание, две награждены орденом Красного Знамени, а М-172 стала гвардейской Краснознамённой.

Флот Победы

К началу войны в составе ВМФ Советского Союза насчитывалось около тысячи боевых кораблей различных классов. К тому же в течение четырех военных лет флот получил еще более тысячи единиц морской техники. Советские флотилии стали мощной ударной силой, оказавшей серьезнейшее влияние на ход боевых действий не только на море, но и в прибрежной полосе. Флот смог отразить нападение врага и с первых же дней войны начать решительные действия на Баренцевом, Балтийском и Черном морях. Его корабли обеспечивали эвакуацию мирных жителей, проводку караванов с необходимыми грузами, наносили удары по коммуникациям противника и обеспечивали высадку десантов.

В это же время корабелы – в условиях острой нехватки производственных мощностей, металла, электроэнергии, квалифицированных рабочих — продолжали создавать новые подводные лодки, эсминцы и катера, а также латать пробоины и восстанавливать повреждения – возвращать боевые машины в строй.

Послевоенный анализ потерь кораблей, транспортов и самолетов противоборствующих сторон показал: советский Военно-Морской Флот понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии. И это ответ не только на вопрос, кто лучше воевал, но и на вопрос – кто лучше строил свои корабли.

Верфи, которые сегодня составляют костяк ОСК, не только помогли флоту отразить нападение противника, не только дали фронту необходимую ему продукцию. Самоотверженность и изобретательность корабелов позволили организовать снабжение жизненно важными продуктами и военной техникой морским путем и спасли тысячи жизней в блокадном Ленинграде.

Источник: xn--80acamdb4alxekh1mf.xn--p1ai

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Военно-морской флот СССР в Великой Отечественной войне

Пинчук Е.С. 1
1 Российский университет транспорта (МИИТ)
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа, страны и, конечно, для Военно-морского флота. К этой войне тщательно готовились на протяжении многих лет. Вводились в строй современные корабли, усиливалась морская авиация, строились береговые батареи, улучшалось тыловое обеспечение. Была отработана система перевода флотов на повышенные степени боевой готовности.

Сейчас нередко можно слышать высказывания, что действия советского ВМФ в этой войне носили второстепенный, вспомогательный характер и не были отмечены крупными победами. Однако факты полностью опровергают эти утверждения. Активные действия наших флотов сорвали попытки фашистов блокировать наши коммуникации. Северные конвои, перевозки по Северному морскому пути, эвакуация гарнизонов Либавы, Таллина, Ханко, а также снабжение Одессы, Севастополя и Малой земли убедительно подтверждают это. Фашисты знали боеспособность нашего флота, и поэтому отказались от ударов со стороны моря.

Состояние ВМФ перед войной

К 22 июня 1941 года к началу Великой отечественной войны Военно-морской флот в своем составе имел Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую, Амурскую и Северо-тихоокеанскую военные флотилии.В составе ВМФ СССР находилось около тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок), свыше 2,5 тыс. самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны. В ходе военных действий были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ильменская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии. В целом флот был мощной ударной силой, способной существенно влиять на обстановку как в море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.

Читайте также:  Как подключить врнл 1 на лодочный мотор

Военно-воздушные силы флота составляли из бригад и отдельных полков. Они имели 2581 боевой самолет в основном устаревших типов – истребители И-15 и И-153, разведчики МРБ-2 и КОР-2. Самолеты новых конструкций начали поступать на флоты непосредственно перед войной.

Береговая оборона имела на вооружении более 1 тысячи орудий калибром от 45 до 406 мм.

В начальный период войны ВМФ активнейшим образом участвовал в обороне военно-морских баз и ряда приморских городов. Оборона Одессы – 73 дня, Ханко – 164 дня, 250 дней держался Севастополь и, наконец, 900 дней выстоял в блокаде Ленинград! Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась всего одну неделю.

Инициатива, активность и самоотверженность моряков не обходились без значительных жертв. За время войны безвозвратные потери флота составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Погибло 150 крупных и около 700 других кораблей, катеров и судов, около 5 тыс. самолетов.

Типы кораблей Военно-морского флота СССР периода Второй мировой войны

Линейные корабли

Линейный корабль (сокращённо — линко́р ) — класс бронированных артиллерийских военных кораблей , пришедший на смену броненосцам . Отличается применением максимального количества орудий крупного калибра и мощной броневой защитой. Линкоры были самыми мощными военными кораблями первой половины XX века и применялись в обеих мировых войнах. Со временем были вытеснены авианосцами и более дешёвыми кораблями, имеющими ракетное вооружение.

Лёгкие крейсера

Кре́йсер ( нидерл. kruiser , мн. ч. крейсера́ или кре́йсеры, от kruisen — крейсировать, плавать по определенному маршруту) — класс боевых надводных кораблей , способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых могут быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевыхкораблей и конвоев судов , огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Со второй половины XX века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация боевых кораблей для выполнения конкретных задач привела к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсера, из флотов многих стран. Только военно-морские силы США , России и Перу используют их в настоящее время.

Эскадренные миноносцы

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец ) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей , предназначенных для борьбы с подводными лодками , летательными аппаратами (в том числе ракетами ) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений .

Лидеры эскадренных миноносцев

Лидер эскадренных миноносцев — корабльподклассаэсминцев , но большего водо­измещения , с более высокой скоростью — до 43 узлов и с усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев. [1] . Появившись в конце Первой мировой войны , лидеры получили значительное развитие в составе многих флотов в межвоенный период. Эти корабли имеют лучшую, чем у эсминцев мореходность и скорость. Лидеры эсминцев активно использовались в Великой Отечественной Войне, однако в послевоенный период постройка новых лидеров не осуществлялась, их место заняли ракетно-артиллерийские эсминцы и фрегаты .

Подводные лодки

Подводная лодка (сокращённо — подлодка, субмарина, ПЛ ) — класскораблей способных к автономным действиям под водой и на поверхности. Могут как нести вооружение, так и выполнять специализированные операции (от научно-исследовательских, до ремонтных и развлекательных) под водой, в зависимости от конструкции. Также подлодками в некоторых источниках называют беспилотные роботизированные подводные аппараты на дистанционном управлении.

Сторожевые корабли

Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

Торпедные катера

Торпедный катер (ТКА) — класс быстроходных боевых кораблей, основным оружием которых являются торпеды . История малых торпедных кораблей — минных и торпедных катеров, а также миноносок — насчитывает около 100 лет. Она началась 150 лет назад во время Гражданской войны в США, и завершилась в 70-ые годы XX века, когда окончательно прекратилось строительство торпедных катеров [1] .

Тральщик — военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин тралами и имеющий для этого специальное оборудование.

Читайте также:  Лодка салют 510 характеристики

Существуют следующие типы тральщиков:

Быстроходные тральщики, предназначенные для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями и для траления в районах, удалённых от мест их базирования; иногда их называют эскадренными.

Базовые тральщики, предназначенные для траления в районе базы и не нуждающиеся в большой скорости хода.

Мелкосидящие тральщики, выполняющие работы по тралению мин, поставленных на небольшое углубление.

Анализ боевых потерь флота

По боевым потерям самым неблагоприятным для ВМФ был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Это прорыв подводными лодками блокады Финского залива (погибло 7 подводных лодок) и оборона Севастополя (погиб крейсер, четыре эсминца, две подводные лодки и четыре крупных транспорта). Много малых кораблей потеряла Азовская флотилия при эвакуации частей Крымского фронта. Большие потери этого периода объяснялись неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации.

В ходе наступательных операций боевые силы флотов наносили удары по коммуникациям противника, высаживали и обеспечивали десанты, перевозили войска и боевую технику. В результате этого наши потери в боевых кораблях только в 1943 году составили одну треть всех потерь за войну. Зато резко снизились потери в транспортах и вспомогательных судах. В 1944 и 1945 годах боевые потери противника в кораблях значительно превышали наши потери. В целом, можно сказать, что потери ВМФ при решении оборонительных задач были несравненно выше, чем при решении наступательных задач.

Сравнительный анализ потерь кораблей, транспортов и самолетов противоборствующих сторон показал: Советский Военно-Морской Флот понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии. Это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше.

Основные направления боевой деятельности флота

Высадка морских десантов была одним из основных и наиболее активных видов боевых действий ВМФ. Всего в составе 120 морских десантов было высажено свыше 250 тыс. человек. В обеспечении десантов участвовали до 2 тысяч боевых кораблей и несколько тысяч плавсредств. Несмотря на сложные условия, 80% десантов были высажены успешно. Но были и серьезные неудачи.

Трагична судьба многих десантов периода 1941-1942 годов. Это объяснялось слабым взаимодействием с сухопутными войсками, несоответствием выделенных сил задачам десанта, поспешность и низкое качество их подготовки.

В течение всей войны важной задачей для ВМФ была борьба на морских коммуникациях противника. Поставки никелевой руды из Норвегии, железной руды из Швеции и лесоматериалов из Финляндии имели для Германии стратегическое значение. Большие надежды гитлеровское командование возлагало и на переброску морем войск, военной техники и материально-технических средств.

Наши действия по срыву этих перевозок велись с колоссальным напряжением сил и носили характер упорной, длительной и тяжелой борьбы. Никакому другому флоту мира не приходилось решать эту задачу в столь сложной обстановке. Не менее остро стоял вопрос и о защите наших внутренних морских путей, прежде всего, свободы судоходства по Северному морскому пути.

Деятельность различных сил флота

Опыт Великой Отечественной войны показал, что флот воевал в основном с «берегом». Традиционно морскими операциями были лишь действия по защите или разгрому конвоев. Более 70% усилий ВМФ пришлось на перевозки войск, нанесение ударов по побережью, высадку десантов и минную войну в интересах обороны побережья. Авиация ВМФ вышла на первое место среди ударных сил флота.

На ее боевом счету 50% всех транспортных потерь противника. Однако более 70% самолетовылетов морской авиации было совершено против наземных целей, хотя господство в воздухе стало определять и господство на море.

Подводные лодки использовались в основном для борьбы на коммуникациях. При этом эффективность их действий против торговых судов оказалась значительно более высокой, чем против боевых кораблей. Кроме того, подводные лодки оказывали сковывающее воздействие на противника, который постоянно ощущал угрозу ударов из-под воды. Крейсера и эсминцы ВМФ сыграли важную роль в обороне приморских городов и баз в первые годы войны. Без них было бы невозможно обеспечивать стратегические перевозки на Севере.

Значительное развитие в ходе войны получила морская пехота. Ее численность в 1945 году достигла 40 тысяч человек по сравнению с несколькими тысячами в 1941 году. Во всех десантах морская пехота высаживалась в первых бросках и после тяжёлого перехода морем вступала в бой с превосходящими силами противника. Решительные действия морских пехотинцев в первом броске во многом определяли успех высадки и всего десанта.

Советский Военно-Морской Флот сокрушил морскую мощь врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, а также обеспечил поддержку наших войск на приморских направлениях. ВМФ внес достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Но это было достигнуто огромной ценой. Вечная память морякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...