Победоносное окончание Сталинградской битвы и разгром немецких войск на Северном Кавказе создали благоприятную обстановку для развертывания наступления всех фронтов в юго-западном направлении. Эти операции позволили решить целый ряд важных стратегических задач. Правда, в ходе ожесточенных сражений в начале 1943 года противник попытался перехватить инициативу. При отходе ему часто удавалось за счет сокращения линии фронта создавать сильные группировки. Но даже нанесенные им контрудары по советским войскам в Донбассе и Харькове не смогли переломить ситуацию на Восточном фронте в его пользу.
В 3 часа ночи 5 июля одновременный залп «катюш» и тяжелой артиллерии разорвал предрассветную тишину в районе сосредоточения ударных немецких частей на Курской дуге. В результате этой контрподготовки гитлеровцы понесли серьезные потери и начали наступление с опозданием на три часа. Оно потерпело полный провал.
Отныне стратегическая инициатива навсегда закрепилась за Красной Армией. К концу года было разгромлено свыше 200 немецких дивизий. За это время было освобождено почти две трети советской земли, временно оккупированной врагом. Вермахт потерял более 20 000 самолетов, 25 000 танков и бронемашин и почти 40 000 орудий.
Сравнение флотов Второй мировой войны — состав, численность и соотношение кораблей | WoWs
Бойцы Красной Армии добились таких грандиозных успехов в условиях, когда США и Великобритания, располагавшие мощными вооруженными силами и солидной военно-экономической базой, по-прежнему затягивали открытие второго фронта и даже попытались представить высадку своих войск в Марокко и Алжире, предпринятую исключительно для обеспечения собственных интересов, как выполнение союзнического долга. В мае 1943 года германо-итальянские войска в Тунисе капитулировали. Через два месяца 8-я английская и 7-я американская армии высадились на Сицилии. Деморализованные поражениями в Советском Союзе и Северной Африке итальянские солдаты фактически не оказали им никакого сопротивления. Насчитывавшая приблизительно 70 000 человек, объединенных в четыре дивизии, группировка вермахта была в середине августа эвакуирована на материк.
В превращенной нацистами в источник снабжения Германии продовольствием, сырьем и рабочей силой Италии стремительно назревал политический кризис. 25 июля Муссолини был смещен с поста премьер-министра и арестован. Возглавивший новое правительство маршал Бадольо вступил в тайные переговоры с союзниками и в начале сентября объявил о капитуляции.
Важную роль в осуществлении планов по предотвращению открытия второго фронта, по замыслу берлинских стратегов, должен был также сыграть подводный флот. Но в 1943 году стратегическая обстановка на театре военных действий в Атлантике кардинально изменилась. «Серые волки» превратились в легкую добычу для кораблей и самолетов союзников.
В перспективе немецких подводников ожидала участь погубленных ими экипажей судов, принадлежавших союзным или нейтральным державам. Согласно оценкам страховых компаний нейтральных стран, средняя продолжительность жизни рядового немецкого подводника в условиях боевых действий — 50 дней. Подводные лодки превратились в плавучие гробы. Тем не менее Гитлер по-прежнему посылает служить на них немецких юношей. «Знайте, что вы умрете гораздо быстрее и гораздо более страшной смертью, чем представители других родов войск вермахта», — говорилось в листовках, которые английские самолеты разбрасывали над базами подводных лодок.
Как немецкая подводная лодка U 118 Первой мировой войны оказалась на пляже в Англии
Из 2468 кораблей, в составе 64 конвоев пересекших Атлантику в сентябре — октябре, было потоплено только 9.
Между тем за эти два месяца германский подводный флот потерял 30 субмарин.
Власти постарались скрыть от населения этот прискорбный для них факт. Сотрудники министерства пропаганды занялись распространением ложных сведений о потопленных союзных кораблях. В сентябре 1943 года были даже выпущены почтовые бланки и открытки с изображением тонущего английского транспорта с подписью: «Недосчитались уже 32 000 тонн». Цифра потерь была завышена примерно в два с половиной раза.
Разумеется, Дениц как главнокомандующий ВМС знал истинное положение дел. Ему как, впрочем, и всем офицерам высшего командного звена подводного флота было известно, что, несмотря на потери, общая грузоподъемность торговых судов Англии и США увеличилась почти на 11 миллионов брутто-регистровых тонн.
Но они продолжали тешить себя иллюзиями в надежде, что форсированное строительство субмарин более совершенной конструкции изменит ход событий. Во второй половине 1943 года предполагалось ежемесячно спускать со стапелей на 27 лодок больше, чем прежде. Для осуществления такой программы требовалось каждый месяц расходовать более 4500 тонн стали. Еще 1500 тонн необходимо было затратить на производство торпед. Но германская промышленность не располагала таким количеством стали, и программа была выполнена только на 80 процентов.
Еще более сложной оказалась проблема комплектования экипажей. Ряды подводников пополнялись теперь за счет ускоренного выпуска курсантов военно-морских инженерных и штурманских училищ. Никого уже не интересовало, есть ли у них желание служить на подводном флоте.
В кают-компании плавбазы слоями расплывался табачный дым. Собравшиеся здесь накануне первого боевого похода молодые командиры подлодок нарочито громко смеялись, со звоном сдвигали бокалы и вообще всячески демонстрировали свою решимость и неукротимую энергию.
— Господа! — капитан-лейтенант Шрётер сорвал с бутылки шампанского серебристую оплетку и, хлопнув пробкой, разлил по бокалам золотистую, пузырчатую жидкость. — Помню, праздновали мы окончание училища и старший преподаватель по традиции приказал нам прямо в парадной форме прыгнуть через ванты. Ох и весело же было, а потом разом откупорили «Хенкель сухой» и такой салют шампанским устроили…
— Дорогой Шрётер, — перебил его молодой командир с раскрасневшимся от возбуждения лицом. — На этот раз мы тоже устроим салют. Только за борт попрыгают «томми». Ох и повеселимся же мы. Ну а им, конечно, будет не до смеха.
Через несколько дней «У-752» под командованием Шрётера вошла в свою операционную зону, расположенную между Фарерскими островами и Исландией. Весенняя непогода с каждой минутой разыгрывалась все сильнее. Чуть ли не каждую минуту налетал сильный, забивающий дыхание ветер. Иногда субмарина взлетала на гребень большой волны или так заваливалась набок, что казалось, она сейчас вот-вот перевернется.
Шрётер стоял на мостике, до боли в глазах вглядываясь в промозглый предутренний туман. Лишь несколько членов экипажа участвовали ранее в боевых операциях. Даже командир только один раз год назад побывал в боевом походе в качестве конфирманда.
Шрётер зябко повел плечами. От пронизывающего ветра не спасали ни реглан, ни свитер. Он сердито наморщил лоб, спустился в центральный пост, прошел по длинному палубному коридору в командирскую каюту, присел на узкую койку и незаметно для себя задремал под доносившиеся из-за переборки рокот моторов, лязг металла и бульканье воды. Разбудил его громкий стук в дверь.
— Войдите, — хриплым со сна голосом пробормотал Шрётер и взял у появившегося на пороге радиста расшифрованный текст радиограммы. По мере чтения на его побелевшем лбу выступила испарина. В послании из штаба Деница говорилось: «В квадрате 1328 обнаружен конвой, следует курсом 80 градусов, скорость 10 узлов. Приказываю атаковать».
У капитан-лейтенанта от волнения в горле засел тугой ком. Он несколько раз судорожно дернул кадыком, поспешил обратно в центральный пост и вместе со штурманом склонился над генеральной картой. Через полчаса на чистом белом поле пролегла прочерченная карандашом по линейке четкая курсовая линия. Она вела к изрезанным древними ледниками берегам Исландии.
Когда лодка дойдет до условной точки на этой линии, штурман проложит новую, прямиком до конвоя. На мостике Шрётер торопливо вдохнул холодный воздух. Налетевшие снежные заряды сделали видимость почти нулевой, но Шрётер не унывал. Он твердо верил, что добьется успеха. В мечтах он уже видел себя с Рыцарским крестом на шее. Ведь теперь им награждали даже тех, у кого грузоподъемность потопленных кораблей достигала всего лишь 50 000 тонн…
К утру буря затихла, на востоке свинцово-серый облачный покров окрасился в ярко-красный цвет. В это время гидроакустик уловил в своих наушниках механические шумы. По мере их усиления он понял, что прямо на подводную лодку идет целый отряд кораблей. Он немедленно доложил о надвигающейся опасности в центральный пост.
Шрётер скомандовал срочное погружение и уже в окуляры перископа наблюдал за проходившим примерно в тридцати кабельтовых от них кильватерной колонной соединением военных судов. Их трубы дымили так, что свинцово-серая вода покрылась темной завесой. Когда она рассеялась, Шрётер, включив систему громкоговорящей связи, приказал:
— Лодке приготовиться к всплытию!
Закрутились винты, выталкивая сигарообразную громадину сквозь черную толщу вод. На мостике Шрётер помотал головой, прогоняя усталость, растер ладонями опухшее, иссеченное ветром и тяжелыми ледяными брызгами лицо и поднес к глазам бинокль.
— Справа по борту верхушки мачт! — рявкнул стоявший рядом сигнальщик.
Шрётер дернулся, собираясь повернуться, но тут другой сигнальщик истерически выкрикнул:
— Слева по борту самолет! Он снижается!
Шрётер последним спрыгнул в шахту. Рукоятка запорного устройства выскальзывала из потных, дрожащих от волнения пальцев. Зашипел стравливаемый в балластных цистернах воздух. Его место заняла вода, придавая лодке отрицательную плавучесть. Неожиданно инженер-механик дрогнувшим от страха голосом пробормотал:
— Ничего не понимаю. Почему рубка все еще на поверхности.
Оглушительный треск оборвал фразу. По лодке словно ударили гигантским молотом. Во всех отсеках разом погас свет. Людей расшвыряло в разные стороны. Плеск и бульканье воды, с сильным напором вливавшейся внутрь из большой пробоины в корпусе, заглушили душераздирающие крики.
Лодка стремительно опускалась все ниже и ниже.
Оснащенный радаром бомбардировщик описал круг над местом гибели субмарины. Пилот отчетливо разглядел жирное пятно соляровых масел.
Самолет скользнул над самой водой, развернулся и взял курс на переоборудованный во вспомогательное авианесущее судно торговый корабль.
Источник: arsenal-info.ru
Несколько фактов о подлодках Кригсмарине
В данной статье представлены некоторые факты и статистические числа о подлодках Кригсмарине.
Факты:
Карл Дениц считал, что большой флот средних по размеру подлодок с хорошей маневренностью (серия VII), с общей численностью в 300 единиц будет наиболее эффективным. Принимая те условия, в которых находилась тогда Германия — это было достижимо. Но военно-морской штаб не разделял мнения Деница, отдавая предпочтение более крупным лодкам. В 1938 году Гитлер намеренно, не советуясь с Деницом, одобрил план «Z»(долгосрочная кораблестроительная программа, по которой планировалась постройка только 129 подлодок к 1946 году). Хотя летом 1939 года выполнение плана «Z» и было приостановлено, флот Германии вступил в войну всего с 57 подлодками, из которых только 26 были из серий VII и IX.
С началом войны усилия подводных лодок Кригсмарине были направлены на уничтожение торговых судов. В чем они и преуспели. Основными противниками немецких подлодок были авиация и надводные боевые корабли. Так если лодка была подбита, то экипаж старался затопить её во избежания абордажа и захвата подлодки противником.
Прежде всего уничтожали шифровальную машину «Энигма» и выбрасывали за борт кодовые диски, приказы и карты. Первой потопленной немецкой субмариной была U-45. Числа: 1153 немецких подводных лодок участвовало во Второй мировой войне Больше всего было построено лодок среднего класса VIIC — 568 Всего служило на подлодках около 36000 моряков, из них осталось в живых приблизительно 7000 4409 атак записано в бортовых журналах субмарин Кригсмарине Всего было затоплено кораблей немецкими подлодками — 2779, общим тоннажем около 14100000 брутто-регистровых тонн. Среди них 123 военных корабля, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 4 эскортных авианосца, 8 крейсеров и 33 эсминца. Самое длительное плавание 225 суток с 13 марта по 23 октября 1943 года, U-196 — капитан Эйтель-Фридрих Кентрат.
Самые результативные подлодки:
U-48 | 51(306 875 брт) | 3(20 480 брт) |
U-103 | 45(237 596 брт) | 3(28 158 брт) |
U-123 | 42(219 924 брт) | 6(53 568 брт) |
U-124 | 46(219 862 брт) | 4(30 067 брт) |
U-107 | 37(207 375 брт) | 4(25 638 брт) |
Потери немецких подлодок во Второй мировой войне:
Авианосцами | 0 | 2 | 3 | 36 | 140 | 68 | 40 | 289 |
Надводными кораблями | 5 | 11 | 24 | 32 | 59 | 68 | 17 | 216 |
Бомбами | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 24 | 36 | 62 |
Минами | 3 | 2 | 0 | 3 | 1 | 9 | 7 | 25 |
Субмаринами | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 5 | 3 | 18 |
Другое | 0 | 4 | 5 | 6 | 17 | 43 | 17 | 92 |
Всего | 9 | 23 | 35 | 86 | 236 | 235 | 122 | 746 |
В этой таблице произведён анализ эффективности атак немцев по оружию (первоисточник):
Торпеды | 3521 | 2408 | 24 | 312 |
Торпеды Таран | 4 | 3 | 0 | 0 |
Мины | 94 | 66 | 0 | 27 |
Таран | 5 | 3 | 0 | 0 |
Напоследок видео, иллюстрирующее артиллерийскую атаку немецких субмарин.
В статье использовались различные источники как русскоязычные, так и иностранные.
Источник: mil-history.livejournal.com
ABC (Испания): почему подводные лодки нацистов наводили ужас на союзников во времена Второй мировой войны?
С 1939 до 1940 год немецкие подводные лодки осуществляли блокаду Великобритании. Поскольку они не могли долго находиться под водой из-за трудностей, связанных с двигателем, они нападали ночью на конвои союзников на поверхности. Тысячи кораблей были отправлены на дно моря.
Мануэль Вильяторо (Manuel P. Villatoro)
Сентябрь 1939 года. Холодная ночь. Членам экипажа британского грузового судна почти ничего не видно. Огни корабля выключены, и он передвигается зигзагами, чтобы избежать возможного нападения врага.
Вдруг прямой огненный след рассекает море, все начинают кричать, капитан приказывает взять вправо. «Торпеда!» Но уже поздно: тяжелое судно не успевает повернуться, и снаряд попадает ему в корму. Он стал еще одной жертвой подводных лодок Гитлера, которые во время Второй мировой войны пытались помешать поставкам продовольствия в Великобританию, отправив на дно моря сотни торговых судов и погубив 28 тысяч моряков.
Европа тогда переживала тревожный период, ведь механизированные подразделения Адольфа Гитлера только пересекли польскую границу, тем самым начав Вторую мировую войну. Всё больше и больше солдат поднимали флаг фюрера в центральной Европе, а под водой на всех парах подводные лодки со свастикой на корпусах направлялись в Северное море (между Данией и Великобританией). Именно действия немецких подводных лодок послужили началом Битвы за Атлантику, продолжавшейся до 1945 года.
Беспокойное начало
Чтобы разобраться в Битве за Атлантику, необходимо вернуться в 1919 год, когда Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, была вынуждена унижаться перед победившими государствами и подписать Версальский договор, в соответствии с которым она являлась главным виновником того, что началась война. Однако над Германией нависла не только нравственная ответственность, ей также пришлось открыть кошелек и заплатить союзникам так называемые военные репарации, значительную сумму в качестве компенсации за нанесенный ущерб.
В договоре было больше 400 статей, многие из которых касались немецкого флота, одного из самых больших во время Первой мировой войны. Сокращение его численности могло предотвратить будущие поражения союзников в случае начала нового конфликта. «В соответствии с Версальским договором у Германии мог быть настолько маленький флот, что в принципе он становился бесполезным.
Ей было позволено иметь всего лишь 15 тысяч моряков. А весь флот мог состоять только из шести старых и маленьких броненосцев, такого же количества крейсеров, двенадцати эсминцев и нескольких вспомогательных судов. И ни одной подводной лодки!» — объясняет в книге «Морская война в Атлантическом океане» испанский историк Луис де Сьерра (Luis de Sierra). Ведь с 1915 года немецкие подлодки уничтожили семь тысяч кораблей, тем самым заработав себе неплохую репутацию.
Германия выполнила все предписания Версальского договора, а затем взяла правосудие в свои руки. В 1922 году она начала проводить секретную программу по разработке новых подводных лодок, а вскоре создала «Школу противолодочной обороны», целью которой было тайно обучать немецких моряков, чтобы в случае любого конфликта господствовать на морях и океанах. Приход к власти Гитлера имел решающее значение для создания флота с большим количеством подводных лодок. В результате англо-германского соглашения ему удалось получить одобрение международного сообщества на развитие Кригсмарине (Kriegsmarine), германских военно-морских сил.
Великобритания, сама того не зная, совершила грубейшую ошибку: она дала нацистам возможность создавать подводные лодки, машины, которые не в столь далеком будущем станут причиной ее головной боли. Получив зеленый свет, Гитлер приступил к строительству подлодок, поскольку он знал, что в случае войны необходимо будет ударить по экономике потенциальных врагов, например, Великобритании, с моря. В довершение всего, во главе подводного флота поставили Карла Дёница (Karl Dönitz), бывшего капитана подводной лодки, который в Первую мировую войну не раз наносил поражение флоту союзников.
Задушить до смерти
1 сентября 1939 года, когда более тридцати подводных лодок еще не были введены в строй, Гитлер приказал напасть на Польшу. Началась Вторая мировая война. Почти одновременно (всего через три дня), Соединенное королевство объявило Германии войну. Для немецких военно-морских сил это была плохая новость, поскольку, как сообщал, например, Дёниц, нужно было больше времени, чтобы построить большее количество подводных лодок. Но битва была не за горами, и нацистскому флоту предстояло столкнуться с самой настоящей армадой: Королевским военно-морским флотом Великобритании.
«В начале войны у Дёница было всего 57 подводных лодок, но лишь 27 могли вести боевые действия в океане. Изначально Дёниц намеревался построить 300 судов, он считал, что именно столько подлодок было необходимо, чтобы «задушить» Великобританию. В действительности лишь треть имеющихся судов могла одновременно вести оперативную деятельность, другая треть направлялась бы в места сражений или возвращалась с них, и еще одна треть проходила бы подготовку либо находилась на ремонте. Поэтому в начале войны в строю было всего семь или восемь подводных лодок», — объясняет Хуан Васкес Гарсия (Juan Vázquez García), автор книги «Подводные лодки: Легенда о «серых волках»».
Понимая превосходство британского флота, высшее командование военно-морских сил Германии нашло всего один выход: не бороться с вражескими кораблями, а нападать только на британские торговые суда, шедшие в Америку за продовольствием и другими запасами. «Поскольку не оставалось других вариантов, Германия решила сосредоточиться на грузовых кораблях, таким образом перенеся войну в Атлантику и пытаясь пресечь коммуникации Великобритании с Америкой, без которых Соединенное Королевство вскоре исчерпало бы весь свой потенциал. Ему не хватало бы не только жидкого топлива для торговых судов и самолетов, ведь на Британских островах не добывают нефть, но и продовольствия, поскольку по тем временам в стране производилось всего 20% продуктов, необходимых населению», — отмечает Сьерра.
Поэтому регулярно несколько немецких подводных лодок нападали на британские торговые суда, направлявшиеся в Америку. Однако, как объяснил Хуан Васкес, в первые годы оперативные возможности немецкого флота были ограничены: «Сначала блокада была номинальной, поскольку подводных лодок было недостаточно, чтобы ее осуществить». В результате в первые годы войны нацистские подлодки нападали только тогда, когда были уверены, что легко смогут отправить свою жертву на дно ледяных морских вод.
На охоте
Начало войны стало проверкой для капитанов подводных лодок, которые первыми осознали трудности ведения боевых действий на подлодке во время Второй мировой войны и попытались их решить. Одними из самых очевидных ограничений были технические, поскольку немецким офицерам приходилось практически постоянно держать подлодку на поверхности, хотя в голливудских фильмах часто можно увидеть, что всё было совсем наоборот.
«Действительно в те времена подводные лодки почти всегда были на поверхности, и подлодками их назвали, потому что они могли погрузиться под воду очень быстро. Во-первых, под водой они могли находиться в течение недолгого времени, поскольку запасы воздуха были ограничены. Во-вторых, когда они не были на поверхности, врагов они могли обнаружить только при помощи пассивного гидролокатора или гидрофона, поэтому подводные лодки были практически слепы. В современных лодках всё совершенно по-другому», — объясняет Васкес.
Кроме того, они не могли долго находиться под водой из-за трудностей, связанных с двигателем. «У них было два двигателя, дизельный для передвижения по поверхности и электрический, работающий от аккумуляторов во время погружения. Аккумуляторы заряжались, когда лодка была на поверхности, что ограничивало ее автономность. Помимо всего прочего, под водой лодки могли передвигаться на скорости в 8 — 9 узлов максимум, что соответствовало 3 — 4 узлам средней скорости на поверхности. Другими словами, перемещались они очень медленно», — подытоживает испанский эксперт.
Поэтому немецкие подводные лодки преследовали своих жертв днем и нападали на них ночью. Они старались вести наблюдение и в некоторых случаях даже погружались, чтобы их не обнаружили. Затем они поднимались на поверхность и выпускали торпеды по врагу. «Они нападали ночью, находясь на поверхности, поскольку представляли собой небольшие суда, которые могли передвигаться на средней скорости в 17 — 18 узлов, чем были похожи на конвойные корабли», — добавляет Хуан Васкес.
Вопреки тому, что показывают в некоторых американских фильмах, немецким подлодкам было весьма трудно обнаруживать цели, даже когда они находились на поверхности. Чтобы найти британские корабли им была нужна помощь военно-воздушных сил (люфтваффе), занимавшихся разведкой. Рейхсминистру авиации Германии Герману Герингу (Hermann Göring) такое положение вещей совсем не нравилось.
«У немецких подводных лодок было много недостатков. Им были необходимы данные авиаразведки, чтобы знать, на какие корабли они могут напасть. Очень часто они не успевали застать врага, поскольку, например, находились в 200 милях. Когда они прибывали на место через 12 часов, кораблей противника там уже не было.
Кроме того, когда они не находились под водой, им также было трудно обнаруживать цели. Если море было спокойным, они могли заметить корабль в 10 милях максимум, но если море волновалось, видимость сокращалась до трех миль. Если же погода была совсем плохой, то они становились практически слепыми и не могли ничего различить дальше 500 метров. В таких случаях нередко немецкие суда могли находиться рядом и при этом не замечать друг друга», — рассказывает испанский эксперт.
Тем не менее правда в том, что немецкие подводные лодки, потопив к концу 1939 года 500 вражеских торговых судов, что в общей сложности составляет два миллиона тонн веса, стали наводить на всех ужас. Со своей стороны, Великобритания, которой было весьма трудно защитить торговые корабли от бесшумных убийц Гитлера, стала создавать так называемую систему конвоя. Различные военные корабли сопровождали суда, на борту которых не было вооружения.
Счастливые времена
С течением времени для командира подводного флота Карла Дёница наступила хорошая пора, ведь в первые месяцы 1940 года численность подводных лодок увеличилась. Кроме того, благодаря взятию Норвегии и Франции, самым близким к Великобритании регионам, удалось повысить возможности ведения подводной войны. В захваченных странах были построены укрепленные базы, чтобы подлодки могли действовать более независимо. Тогда ситуация для нацистской Германии складывалась весьма хорошо.
Пополнение подводного флота позволило Дёницу улучшить стратегию нападения на британские торговые суда, создав так называемые волчьи стаи.
«Безусловный успех, достигнутый немецкими подлодками, нападавшими ночью на конвои союзников на поверхности, был обеспечен тем, что в марте 1940 года контр-адмирал Дёниц начал использовать тактику нападения в группе, вскоре ставшую известной под названием тактики «волчьих стай». Она состояла в следующем: все разведданные, связанные с конвоями союзников в Северной Атлантике, собирались в одном месте. Затем после изучения информации командующему флотилией подводных лодок, находящихся ближе всего к определенному конвою, по радио давали приказ о нападении. Командующий передавал приказ на все подводные лодки, которые затем, сосредоточившись поблизости конвоя, нападали на него ночью, поднявшись на поверхность», — отмечает Сьерра.
При помощи этой тактики нацистам удалось одержать много побед. «Несмотря на небольшое количество подводных лодок, такая стратегия была весьма успешной. Например, с 17 по 19 октября 1940 года в ночное время шесть немецких подводных лодок напали на британский конвой SC 7 и потопили его (17 кораблей), не понеся ни одной потери.
Два дня спустя в результате нападения немецких подлодок конвой НХ-79 потерял 14 кораблей», — подытоживает испанский эксперт. Ситуация складывалась так хорошо, что первый этап войны нацисты часто называли «счастливыми временами». К концу 1940 года немецким подводным лодкам удалось потопить столько вражеских кораблей, что их общий тоннаж составил почти четыре миллиона тонн. Всё изменилось через год со вступлением в войну США, но, как говорится, это уже совсем другая история.
Источник: inosmi.ru