Как знают мои постоянные читатели, я три года служил начальником медицинской службы дизельной подводной лодки 611 проекта. Моя служба проходила в 19-й бригаде 6-й эскадры подводных лодок КТОФ, которая базировалась в бухте Малый Улисс во Владивостоке.
Состав бригады был довольно пестрый, в нем были лодки как 611 проекта, построенные в первые годы после войны по образцу 21-серии немецких субмарин, так и более свежие лодки 641 проекта, которые очень мало отличались от 611 проекта. Мне доводилось выходить на этих лодках, которые в 60-70-годы были основными торпедными субмаринами. Именно такие лодки шли в сторону Кубы во время «Карибского кризиса». Уже тогда эти лодки получили названия «Варшавянок».
Сейчас, когда вначале случилось участие России в войне в Сирии, где впервые были в реальных боевых действиях применены крылатые ракеты «Калибр», мир узнал о модернизированных «Варшавянках», которые запускали эти ракеты. Тогда некоторые впервые узнали, что эти лодки на Западе называли «черными дырами в океане» за их бесшумность.
Вооруженные ракетами «Калибр-ПЛ» подводные лодки «Варшавянка» считаются одними из самых тихих в мире
А сейчас, когда проводится спецоперация российских вооруженных сил, эти «Калибры» наносят высокоточные удары по военной инфраструктуре Украины. И огромную роль в этих боевых действиях играют российские субмарины. Так что же они из себя представляют.
История проекта начинается в 70-х годах прошлого века. Возможности средств гидроакустического обнаружения подводных лодок по их акустическому полю к тому моменту достигли такого уровня, что модернизировать старые лодки проекта 641Б, просто не имело смысла, нужен был совершенно новый проект.
В формулировке требований к новому проекту дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) третьего поколения, особо отмечалось необходимость в максимальном снижении шумности. Средства обнаружения должны были гарантировать лодке, что она обнаружит противника до того как он сможет обнаружить ее.
В функции лодки входила охрана морских баз, уничтожение судов, кораблей и подводных лодок противника, охрана коммуникаций в ближней морской зоне. По своим задачам лодка родственна семейству «Малютка» времен второй мировой. С самого начала планировалось, что данные лодки поступят на вооружения флотов стран участниц Варшавского договора, конкретно планировалась одна лодка для ВМС Румынии и одна для ВМС Польши. Именно из-за этого проект получил еще одно наименование «Варшавянка», которое затем перешло на все последующие проекты созданные на его базе, исключая «Ладу».
В самом начале проектирования «Варшавянки» было решено отказаться от традиционных форм корпуса, применяемых для (ДЭПЛ) ранее, ее решили делать на подобии корпусов атомных подводных лодок, в форме веретена, ну или дирижабля, с округлым носом. Соотношение длины к ширине выбрали 7 к 3. Проект получил шифр 877 «Палтус» и в 1979 году на верфи в Комсомольске-на-Амуре был заложен первый корабль серии, который вступил в строй в сентябре 1982 года. Впрочем, по другим данным первая лодка Б-401 была заложена 06.10.1982, а в строй вступила 30.09.1984.
Рэк — «отсек подводной лодки типа Варшавянка»
Прежде чем описывать модернизации проекта, которые начались почти сразу и никак не прекращаются ныне, опишем изначальный вариант.
Лодка относится к двухкорпусным, прочный корпус разделен на шесть отсеков. Отсчет отсеков от носа к корме, в первом отсеке три палубы, на первой расположены шесть торпедных аппаратов и система их дистанционно управляемой зарядки. Вторая палуба жилая, третья занята аккумуляторными батареями.
Второй отсек также с тремя палубами, на которых расположены центральный пост, рубки радиста и штурмана, в нем же расположены все выдвижные устройства. Отсек три также с тремя палубами вмещает камбуз, место для отдыха экипажа, а в низу кормовую группу батарей.
Отсек четыре дизель-генераторный, пятый электромоторный, ну и в шестом расположен двигатель экономического хода, приводы рулевых устройств. Энергетическая установка одновальная, как для подводного, так и для надводного хода используются электродвигатели. Ходовой винт малошумный с шестью лопастями. Длина наибольшая 72,6 метра, ширина 9,9.
Водоизмещение надводное 2300 тонн, подводное 3040. Скорость надводная 10 узлов, подводная 17, экономический ход 3 узла. Глубина погружения рабочая 240 метров, предельная 300 метров. Вооружение изначально состояло из 18 торпед, или 24 мин, или их комбинации. Экипаж 57 человек, автономность 45 суток, для ближней морской зоны более чем.
Свои лодки оснащались переносными зенитными ракетными комплексами, для которых в ограждении рубки были устроены кранцы для хранения. Лодки, поставляемые за рубеж, зенитным комплексами не оснащались. Лодки проекта за свою малую шумность получили за рубежом прозвище «черная дыра в океане», или просто «черная дыра», для охотника за кораблями противника более чем лестная характеристика.
Не успело начаться серийное производство, как пошли модернизации, первой стала замена на Б-800 серийного винта на экспериментальный с семью лопастями, модификацию обозначили как 877ЛПМБ. Но самое первое разделение проекта пошло, когда его еще толком не закончили, лодки для стран Варшавского договора получили обозначение 877Э, то есть экспортная, эти две основные ветви и пошли далее, одна для своего флота, вторая для иностранных заказчиков.
Последние восемь «Палтусов» строили по измененному проекту 877М, в котором увеличили длину, установив новые дизель-генераторы, мощнее предыдущих в полтора раза, появилось дополнительное акустическое оборудование, из-за чего пришлось ухудшить обитаемость, уплотнив экипаж. В итоге длина увеличилась до 73,8 метров.
Третья экспериментальная модификация для себя, получила обозначение 877В, лодку Б-871 оснастили водометным движителем. В ветке экспортных модификаций разрабатывались проекты 877ЭК (экспортный капиталистический) и 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный), в которых основной упор был сделан на адаптацию оборудования для работы в тропических условиях, первый из этих проектов отклонили, а по второму с 1983 по 2000 построили 18 кораблей. Специально для ВМС Индии был построен вариант 08773, на котором лодка получила на вооружение ракетный комплекс Club-S, адаптированный к запуску ракет из торпедных аппаратов, это серьезно повышало боевые способности лодки. Как раз на базе 877ЭКМ, для ВМС Китая разработали проект 636, а затем 636М, с них и проекта 08773, начался новый этап в жизни «Варшавянок», когда исходный проект 877 отпустили на покой.
Возможность применения противокорабельных и поражающих наземные цели ракет семейства Club-S, к которым относится и «Калибр», перевело семейство «Варшавянка» на новый уровень, новый проект для собственного флота получил обозначение 636.3. В конце 90-х и начале нулевых ВМС РФ, как и вся страна, переживал не самые лучшие времена и новая реинкарнация «Варшавянок» стала возможностью хоть как-то возместить пробелы в редеющем корабельном составе флота. Правда, еще в 80-х годах прошлого века на базе проекта 877, была задумана его более совершенная версия, с изначально заложенной возможностью использования ракет, запускаемых из торпедных аппаратов, а именно проект 677 «Лада». Проект считали развитием исходного, относя лодку к четвертому поколению. Правда, развитие было весьма странным, и в первую очередь выразилось в сокращение длины, что было вызвано удалением двигателя экономического хода и резервных, их отсутствие должна была компенсировать новая всережимная силовая установка, вот именно она и стала самым проблемным местом.
С самого начала с «Ладой» все не заладилось, первые испытания провалились и еще в декабре 1990 от продолжения финансирования работ по проекту ВМФ РФ отказался, однако этот многострадальный проект, уже в доработанном виде всплывает с удивительным постоянством. В 2012 году, тогдашний главком ВМФ РФ Высоцкий, снова заявляет об отказе от проекта «Лада», дословно сказав следующее:
заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же.
Правда потом, он же оговаривается, что находящиеся в достройке лодки этого проекта будут завершены и приняты в состав флота. Не совсем понятно, почему эти лодки именовали большими дизельными, ведь они короче изначального «Палтуса» на 5,6 метра и уже на 2,8. Основной бедой «Лады» по началу было то, что она утратила бесшумность своей предшественницы, это разработчикам удалось исправить, но вот характеристики силовой установки так и не удалось довести до ума, как и новый вариант аккумуляторных батарей, а в таком виде она хуже «Варшавянки» версии 636.3. А самое главное, проект 677 должен был получить анаэробную, или безвоздушную силовую установку, позволяющую заряжать батареи без всплытия, но с ней все пока очень грустно, а без нее 677 проект теряет все прелести.
На настоящий момент дела с постройкой новых подводных кораблей для ВМФ РФ, так же печальны, как и дела с кораблями надводными. Известие о закладке двух новых лодок, устаревшего уже сейчас проекта 636.3, особо не радуют. Ведь сроки сдачи кораблей, находящихся в постройке, упорно переносятся, по тем ил иным причинам. Замечательные некогда подводные корабли, на данный момент уже не могут отвечать всем современным требованиям.
Между тем в тех же Германии и Швеции лодки с анаэробной установкой уже выпускаются, преимущественно на экспорт. Правда, на них крылатых ракет типа «Калибра» не устанавливаются, а все остальные вооружения есть, они традиционны для всех дизельных подводных лодок. На заставке фотография бухты Малый Улисс, в которой стоят современные «Варшавянки», но их намного меньше, чем в советское время, поэтому в бухте базируются ракетные катера и еще какие-то военные корабли.
Источник: proza.ru
06363 (636; 636.3) Варшавянка
Большие подводные лодки проекта 636 Варшавянка поступили на вооружение в 1997 году, являются действующими и сегодня.
Фотогалерея
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved Kilo) — тип многоцелевых дизель-электрических подводных лодок. Является модернизированным вариантом экспортной подводной лодки проекта 877ЭКМ «Палтус». Изначально разработанные как экспортный вариант находятся на вооружении Китая (проект 636, 636М), Алжира, Вьетнама (проект 636.1) и России (проект 636.3).
Разработчик : ЦКБ Рубин
Производитель : Адмиралтейские верфи
Год принятия на вооружение : 1997
Характеристики
Водоизмещение подводное, т | 3950 |
Экипаж, чел | 52 человека (в т. ч.12 офицеров) |
Осадка по КВЛ, м | 6,2 |
Дальность плавания под водой, миль | 400 (3 уз) |
Мощность, л.с | 1х5800 |
Скорость полного подводного хода, узлов | 19,8 |
Автономность плавания, суток | 45 |
Длина, м | 74,5 |
Глубина погружения рабочая, м | 240 |
Водоизмещение надводное, т | 2350 |
Источник: xn--b1agacl3aeas4a.xn--p1ai