Поскольку в вопросе использовано слово «погибло», то можно предполагать все виды потерь (боевые, небоевые, затопление).
Итак, самый большой подводный флот (1153 лодки германской постройки и 15 трофейных) был у Германии, у неё также оказались и наибольшие потери. Цифры несколько разнятся, поэтому возможны расхождения: 766 лодок было потеряно в море в ходе боевых действий (из них противниками Германии уничтожены 699), 224 затоплены своими экипажами. Итого Германия потеряла 990 лодок из 1168, 156 были захвачены союзниками, 22 исключены из списков флота в ходе войны и сданы на слом. Немецкий подводный флот стоит на первом месте и по результативности — более 14 млн. т потопленных кораблей и судов. О судьбе каждой немецкой лодки можно прочитать здесь.
На втором месте Япония: из 192 лодок было потеряно 130.
На третьем месте СССР. Накануне войны Советский Союз имел самый большой подводный флот в мире: на 22 июня 1941 г. в списках флота числилось 218 ПЛ. С потерями сложнее. В литературе обычно фигурирует цифра 81. Но это ПЛ, уничтоженные Германией и её союзниками в 1941-45 гг. на Европейском театре военных действий.
Нацистская подлодка не сдалась и после войны пиратствовала до 1949 года?
Но 1 лодка была потеряна в Советско-финской войне, которая тоже входит в понятие «Вторая Мировая», 1 потоплена японцами в августе 1945 г., т.е. боевые потери 83 лодки, 8 уничтожены своими экипажами, в основном в 1941 г. Вместе с потерянными по техническим причинам получается общая цифра от 106 до 126. Дело в том, что 3 из затонувших лодки были подняты, 2 погибли в период с 1 сентября 1939 по 22 июня 1941 г. в условиях, не связанных с боевыми операциями, но формально в годы Второй Мировой, 1 лодка закуплена в Англии, но погибла при переходе в Мурманск, наконец, 14 лодок были потеряны в разной степени готовности, еще не войдя в списки флота (1941-42) — в Николаеве, Ленинграде, портах Прибалтики. Итого минимальная цифра 106, максимальная — 126 из 276. О каждой погибшей советской лодке можно почитать здесь.
На четвертом месте Италия. В войну она вступила, имея 110 подводных лодок (иногда к ним добавляют 6 сверхмалых лодок, получается 116). До капитуляции в сентябре 1943 г. итальянцы успели построить ещё почти 50 ПЛ. В годы войны потеряно 84 лодки, 20 затоплены экипажами. Итого: 104 подводных лодки из 159.
На пятом месте Британия. Всего в годы войны Британия имела 234 ПЛ, из которых по боевым причинам погибла 59, а общие потери составили 76.
На шестом месте Франция. К началу Второй Мировой французы имели 77 ПЛ, по понятным причинам в годы войны пополнения подводного флота не было, к маю 1945 г. уцелело 12 французских ПЛ. По боевым причинам было потеряно 37 лодок (в основном уничтожены союзниками — 29 единиц), 19 были затоплены экипажами, т.о. общие потери составили 65 ПЛ.
На седьмом месте США. За годы войны Америка имела второй по численности подводный флот после Германии — 315 лодок. Из них по боевым причинам утрачены 39, всего 52 (в основном за счет катастроф со старыми лодками времен Первой мировой серии S). Список погибших американских ПЛ можно посмотреть здесь.
Советские подводные лодки против Германских Кригсмарине Гитлера .Подробная история подводной войны
Теперь малые страны.
Голландия: из 19 ПЛ 5 были захвачены немцами в метрополии, 14 действовали на Тихом океане, из них 6 уничтожены противником, одна затонула из-за аварии. Итого погибло 7 ПЛ.
Греция: из 6 ПЛ боевые потери составили 4.
Польша: из 5 ПЛ на начало Второй Мировой 4 интернированы, 1 погибла.
Остальные государства, участвовавшие во Второй Мировой войне, либо не имели подводного флота, либо не понесли потерь.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Поединки советских и немецких подводных лодок
В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…
Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц).
Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях.
Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.
Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде.
В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.
В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками.
В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».
«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.
Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.
В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список.
10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена.
Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова.
Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.
Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды.
Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича.
М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.
Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке).
Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой.
U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер).
Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.
Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток.
Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно.
В этой атаке погибло 47 немецких подводников.
Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.
Источник: warspot.ru
Сколько немецких подводных лодок потопил ссср
Информация о материале Сергей Фомин Создано: 30 января 2014 Обновлено: 30 января 2014 Просмотров: 25096
На сайте http://topwar.ru/ опубликована статья под названием «Анализ эффективности советских подводных лодок в Великой Отечественной войне»
Автор Платонов А.В., Лурье В.М.
В начале статьи после небольшого вступления помещена таблица (привожу ее полностью)
и далее следует – «…можно сделать некоторые общие выводы (исходя из приведенной таблицы прим).
«Усталая подлодка» — возвращение из боевого похода
Во-вторых , процент потерянных подводных лодок от числа участвовавших в боевых действиях у Советского Союза практически в два раза выше, чем у других стран-победительниц.
В-третьих (!) (действительно что уж ее считать-то, ей «бедной» и так досталось прим).
Ну, что здесь скажешь – ничего не скажешь, цифры вещь упрямая. Если бы рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии Й. Геббельс каким-то образом дожил до наших дней он несомненно с самой положительной стороны оценил бы статью гг. Платонов А.В., Лурье В.М, ну как не оценить хорошо сфабрикованную дезинформацию против советского флота и народа. В-третьих (!) (действительно что уж ее считать-то, ей «бедной» и так досталось прим).
Возможно уважаемые читатели сейчас с укоризной мне скажут «Чего ты несешь, какая дёза вот же цифры, они все доказывают?».
Уважаемые возмущенные читатели представьте, вы являетесь чемпионами по заплывам на байдарках и каноэ, тут к вам приходят гг. Платонов А.В., Лурье В.М, и говорят, а давайте-касравним сколько вы прошли миль на веслах и сколько прошла на парусах например океанская яхта «Полярная зведра». Ага у вас всего на байдарке десяток миль, а у яхты тысяча! И тут же гг Платонов А.В., Лурье В.М делают следующий вывод: и гребете вы плохо, и спортсмены вы хреновые, и лодки у вам недоделанные…, и все это несмотря на то, что вы в своем классе чемпионы.
Ну, как? Тут тоже приведены цифры и все «верно» вы прошли на веслах 10 миль яхта на парусах 1000. Значит правы в отношении вас гг. Платонов А.В., Лурье В.М.?. Вряд ли вы согласитесь с такой оценкой, и в свою очередь зададите гг. Платонов А.В., Лурье В.М вероятно такой вопрос: «Вы чё к..лы охренели!
Кто же сравнивает байдарку с океанской яхтой?».
К чему я все это сказал? Да к тому, что нельзя сравнивать действия десятков немецких подлодок в Атлантике где постоянно идут в разных направлениях одиночные, крупнотоннажные лайнеры или слабо охраняемые конвои с действиями наших подводных лодок например в Балтийском море с его особенной спецификой и т.д.
Для того чтобы дать объективный анализ деятельности советских и немецких ПЛ необходимо не сваливать все в кучу, а отдельно анализировать каждый театр военных действий.
Для сравнения эффективности действий советских и немецких ПЛ я взял самый сложный театр вд – Балтийское море.
За весь период военных действий на Балтике мы потеряли по разным причинам 47 подводных лодок:
вз либава, «Калев» (бывшая эстонская);
За период военных действий наши подводники потопили свыше 70 кораблей и транспортов противника (данные о потопленных судах за 1941 (20), 1944, 1945 гг.(15) даны по подтвержденным немецкой стороной сведениям, при этом автор не учитывал суда по которым имелись вопросы, данные по немецким потерям за 1942 г (35) даны по советским источникам прим.).
Всего по советским данным подводники КБФ отправили на дно 124 судна противника общим тоннажем 347 575 брт, 18 боевых кораблей и катеров, каботажное судно и буксир. Были повреждены 5 судов (21 583 брт) и эскадренный миноносец. Нет оснований не доверять этим данным даже если они не подтверждаются немецкой стороной. Дело в том, что не все суда входили в состав немецкого ВМФ, часть судов находилась в ведении ВВС, часть в распоряжении сухопутных сил, были также частные судовладельцы, суда оккупированных Германией государств. Хотя все эти названные категории так или иначе участвовали в войне с Советским Союзом их потери, в составе потерь германского ВМФ не учитывались.
Гибель немецкой подводной лодки U-2
Немецкие потери по различным причинам составили: 37 подводных лодок:
U-144, U-580, U-583, U-222, U-272, U-5, U-34, U-670, U-983, U-346, U-718, U-768, U-345, U-854, U-7, U-1013, U-2, U-108, U-738, U-803, U-1234, U-1015, U-250, U-2331, U-547, U-80, U-479, U-416, U-2342, U-1000, U-679, U-763, U-745, U-676, U-367, U-78, U-679. (возможно имеющиеся у автора данной статьи данные по немецким потерям не полные, в книге адмирала В.Ф.Трибуца «Балтийцы сражаются» — гл. «В водах Ботники», приводится цифра потерянных на Балтике по разным причинам немецких подводных лодок – 65).
Спасение экипажа поврежденной артиллерийским огнем и тонущей немецкой субмарины
За период военных действий немецкие и финские подводные лодки потопили 14 кораблей и судов:
1941г.
«ВЫБОРГ» груз. т/х, 3183 брт, ПЛ М-78, ПЛ М-99, ПЛ М-94;
1944 г.
Т-387, Т-33 «Коралл», Т-45 (б. буксир «Антикайнен»), МО-594, СК-62, М-107, поврежден (оторван нос), МО-105, МО-101, № 804 (катер тральщик типа Р), № 807 (катер тральщик типа Р).
Произведем несложные расчеты эффективности действий:
Советские подводники- делим количество потопленных судом на количество погибших ПЛ: 70_47=1,5
Немецкие подводники- 14_37= 0,38
Таким образом делаем на основании сделанных расчетов делаем следующий вывод: по боевой эффективности на Балтийском море наши подводники в 4 (!) превзошли немецких, это по количеству, а если взять по тоннажу то тут немецкий результат будет вообще микроскопический.
Примерно такая же картина будет на Черноморском и Северном морях.
Вернемся к статье гг. Платонов А.В., Лурье В.М.
они не останавливаются на «достигнутом» и продолжают лить свои потоки грязи: Подводя итог небольшому экспресс-анализу нужно признать, что, во-первых, эффективность действий советских подводных лодок в годы Второй мировой войны была одна из самых низких среди воюющих государств, и уж тем более таких, как Великобритания, США, Германия. Во-вторых, советские подводные лодки явно не оправдали возлагавшихся на них надежд и вложенных в них средств.
В качестве примера можно рассмотреть вклад подводных лодок в срыв эвакуации немецко-фашистских войск из Крыма 9.04 — 12.05.44 г. Всего за этот период 11 подводных лодок в 20 боевых походах повредили 1 транспорт. По докладам командиров якобы были потоплены несколько целей, но подтверждения этому нет. Да это и не очень важно, пусть было потоплено 5, 10 целей.
Но за апрель и двадцать дней мая противник провел 251 конвой! Даже если в каждом конвое было по одному транспорту, это уже более 250 целей! Аналогичная картина сложилась на Балтике в последние месяцы войны при массовой эвакуации войск и мирного населения с Курляндского полуострова и района Данцигской бухты. При наличии десятков целей, в том числе крупнотоннажных, зачастую с совершенно условным противолодочным охранением в апреле-мае 1945 г. 11 подводных лодок в 11 боевых походах потопили всего транспорт, плавбазу и плавбатарею.
Ну что касается эффективности этот вопрос мы рассмотрели выше. Теперь, что касается приведенных гг Платонов А.В., Лурье В.М. примеров «не оправданных надежд», из 200 судов и кораблей противника участвовавших в эвакуации и снабжении немецких войск в Крыму 102 было потоплено и свыше 60 повреждено.
По советским данным за время Крымской операции подводные лодки уничтожали 8 транспортных судов и 5 кораблей охранения, повредили 2 транспорта и боевой корабль. Действительно не много, и здесь в пору наконец-то согласиться с выше названными гг., однако давайте сначала рассмотрим причины о которых гг. Платонов А.В., Лурье В.М. не сказали не слова.
Все немецкие конвои выходили в море ночью и за темное время суток успевали миновать позиции наших подводных лодок, в конвоях в основном использовались быстроходные десантные баржи за которыми подводные лодки просто не успевали, и которые благодаря высокой скорости и небольшим размерам легко уклонялись от выпущенных торпед, если же в состав конвоя входил большой транспорт то такой конвой как правило имел сильное охранение, к тому же конвои старались прижиматься как можно ближе к берегу т.е. шли по мелководью. Таким образом низкие результаты объясняются объективными причинами. И не коим образом не свидетельствуют о плохой подготовке экипажей наших подводных лодок. На что нам не двусмысленно намекают.
Теперь, что касается действий ПЛ Балтийского флота в 1945 г. гг. . написали с укоризной «».
Много это или мало? Как говорится все познается в сравнении. Для примера эффективности действий ПЛ Балтийского флота возьмем действия, если верить выше названным гг., более совершенных и вообще более лучших во всех отношениях немецких ПЛ, применявших к тому же новейшие бесследные (электрические торпеды) против внутренних советских конвоев на Северном театре действий (т.к. На Балтике крупных советских конвое в этот период не было прим.), для большей достоверности за 1944 и 1945 гг.
За этот период по внутренним северным коммуникациям прошли сотни конвоев и одиночных судов. Какие были нанесены потери?
5 транспортных судов («Марина Раскова» «Революция» «Пролетарий» «Тбилиси» «Онега»), гидрографическое судно «Норд», эсминец «Деятельный», 5 тральщиков («Т-118» и «Т-114», Т-120 (б. АМ-147 «Ассейл»), Т-107 (б. FV301), Т-883 (6/№ 37, б. РТ-45 «Двина»), 3 БО (БО-224, БО-229, БО-230). Итого: 15 судов.
Теперь посмотрим какие потери понесли немецы (только по подтвержденным немецкой стороной данным) на Балтике за 1944 и 1945 гг.
12 транспортных судов, две плавбазы ПЛ, танкер, два миноносца, ПЛ U-367 (54°25′ с.ш. 19°49′ в.д., мина ПЛ Л-21). Итого: 18 судов.
Вот и здесь хорошо «скроенная» ложь о «..недостатки технических характеристик..» советских подводных лодок и плохой подготовки экипажей — «..кроется главная определяющая результативности отечественного подводного флота – Человек…» гг . исчезла как налет грязи под напором чистой воды.
И еще хочется заметить, что если верить этим и им подобным господам то получается, что воевали у нас одни необученные бездари, вооруженные мотыгами и топорами в лучшем случае кремневыми ружьями. А немцы те крутые ребята у тех и техника первоклассная и сами они умница на умнице. Только одна «небольшая» деталька не укладывается и портит всю их поганую брехню. Победили то МЫ и наша победа была бы невозможна без хорошо подготовленных специалистов, командиров, современной боевой техники. МЫ их превзошли во всем, и МЫ их разбили!
Брошенные немецкие подводные лодки
Источник: liewar.ru