Сколько длится поход подводной лодки

21 апреля 1964 года начался первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении атомной подводной лодки К-27 — проект 645 (командир—капитан 1 ранга Иван Гуляев). Задача похода — испытание субмарины на предельных режимах для выявления ее возможностей, проверка систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. А еще необходимо было определить оптимальные режимы действия энергетической установки. Поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.

Советское руководство в условиях «Холодной войны» придавало этому походу не только военное, но и политическое значение. Руководителем похода был назначен прославленный флотоводец времен Великой Отечественной войны, председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Георгий Холостяков.

«Курск»- первый день после поднятия в доке

В ходе этого беспримерного в истории отечественного подводного флота похода были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана. За 1240 ходовых часов лодка прошла 12 425 миль. Благодаря слаженной работе всего экипажа, поход завершился успешно 11 июля 1964 г. Тем самым советский подводный флот продемонстрировал, что может выполнять ответственные боевые задач в любой точке Мирового Океана.

Знаете ли вы, что:

● Главный специалист военприемки, наблюдавший за строительством К-27, – инженер-капитан 1 ранга Александра Донченко, единственная женщина, занимавшая когда-либо подобную должность.

● Это был единственный подводный корабль, построенный по проекту 645 с жидким металлом в качестве теплоносителя.

● Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. Единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга Александр Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора.

● Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура воздуха в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Последний поход подлодки К-278 «Комсомолец»

● Эксплуатация лодки К-27 стала чередой рекордов по дальности походов, а также продолжительности и протяжённости подводного плавания. Техника обладала уникальными на тот момент свойствами и характеристиками, но работала на пределе возможностей. Недооценка опасности такой эксплуатации, по мнению очевидцев, и привела, в конечном итоге, к необратимой аварии 1968 г.

● Из-за большого количества радиационных аварий лодку прозвали «Нагасаки» («Хиросимой» была АПЛ К-19).

Источник: lsvsx.livejournal.com

Отзыв: Плавучий музей подводной лодки С-189 (Россия, Санкт-Петербург) — Можно прочувствовать на своей шкуре, в каких условиях служат подводники

Подлодка С-189 базируется возле причала на набережной лейтенанта Шмидта по соседству с ледоколом «Красин». Добираться сюда на общественном транспорте не очень удобно, но я стараюсь всегда пользоваться только метро и предпочитаю пол часика пройти пешком, нежели ждать автобус.

Возле «Ленэкспо» на Васильевском острове расположен еще один музей — подводная лодка «Народоволец». Часто их сравнивают между собой.

Для меня главное отличнее в том, что подлодка С-189 до сих пор находится на плаву, в то время как «Народоволец» уже давно полностью выставлена на суше. Правда, в этом тоже есть свои плюсы: осмотреть ее можно со всех сторон.
Забегая вперед, скажу, что ее посещение мне понравилось больше, чем С-189.

Подлодка С-189

В связи с тем, что подлодка в воде, я была уверена, что на ней ощущается хоть какая-то качка, как например, на ледоколе, но нет, почему-то за всю экскурсию я не ощутила колебаний под ногами.

Видимо, она все же как-то заневолена.
Но в отличие от подлодки, которая установлена в Хельсинки в крепости Свеаборг, частично она все же до сих пор остается в воде.

Примечательна эта подлодка тем, что является единственным сохранившимся представителем проекта 613 на территории России. Длина ее 76 метров, но больше меня удивила ширина – чуть больше 6 метров. Почему-то при осмотре снаружи она казалась мне значительно шире, особенно учитывая, что в плавание она уходила с командой из более чем пятидесяти человек.

Подлодка С-189

В какие-либо технические характеристики углубляться не буду, потому как, мало что сама в них понимаю.

При входе

После спуска по трапу наша компания разделилась на две части, 5 человек пошли к первому отсеку, а мы (тоже 5 человек) к седьмому. Это разделение логически оправданно, так как свободного пространства внутри очень мало.

Вообще, я считаю, что мне очень повезло, помимо того, что у меня набралась компания (я подошла к подлодке практически к началу экскурсии), так еще и один из посетителей, был явно в теме: задавал экскурсоводу интересные вопросы, где-то соглашался, где-то дополнял.

Читайте также:  Лодка гладиатор 380 характеристики ПВХ

Не буду лукавить, большая часть информации прошла мимо меня, очень уж далека я от функционирования подводных лодок.
Тем не менее, я очень люблю слушать беседы увлеченных людей, которые понимают, о чем говорят.

Меня несколько удивило, что четверо ребят в нашей группе, кроме меня были не из Санкт-Петербурга. Я была уверена, что такой специфический объект в таком не очень людном месте в основном посещают только местные жители.

Всего в подлодке 613 проекта 7 отсеков. Вход внутрь в настоящее время организован через четвертый аккумуляторный отсек.

Интересно, что большая часть оборудования на подлодке заимствована с других аппаратов, так как собственный арсенал субмарины был утерян. После развала СССР подлодка была списана, и никому не нужной простояла в полузатопленном состоянии до 2005 года. После этого в течение 10 лет была в ремонте. За время простоя большая часть ее собственного внутреннего арсенала была утеряна.

Пока мы шли к кормовому отсеку, моим главным развлечением было перелезать из одного отсека в другой.

Проход между отсеками

Ох, не сразу я догадалась, что лезть нужно вперед ногами, а не головой. Это существенно упрощает перемещение.

Проход между отсеками

В последнем отсеке установлено два торпедных аппарата. При этом здесь же размещается команда на импровизированных кроватях в виде гамаков. Поражающее соседство людей и торпед.

Торпедный 7-ой отсек

Торпедный 7-ой отсек

Торпедный 7-ой отсек

Но еще больше меня впечатлила история о том, что в случае аварии, команда через торпедный аппарат покидала подлодку. То есть мало того, что им нужно было облачиться в специальный костюм, так еще и ползти по длинному узкому (на глаз, мне кажется, диаметр около полуметра) цилиндру.

Торпедный 7-ой отсек

Торпедный 7-ой отсек

В этом же отсеке находится аварийный люк, но долезть до него сейчас нельзя, как гласит надпись, посторонним вход воспрещен.

Плавучий музей подводной лодки С-189 (Россия, Санкт-Петербург) фото

Сразу же скажу, что первый отсек, в котором также размещены торпеды, очень похож на седьмой, только здесь их не 2, а 4.

1 отсек

1 отсек

И некоторые кровати располагаются прямо на запасных торпедах, которые лежат на стеллажах.

1 отсек

1 отсек

Сейчас, конечно, на подлодке представлены макеты торпед.

Между 1 и 2 отсеками

Сам же торпедный аппарат, подсвеченный изнутри, вообще немного пугает. Так и хочется увидеть где-то там свет в конце тоннеля, но его нет, просто бесконечная узкая труба.

1 отсек

Между 1 и 2 отсеками

Между 1 и 2 отсеками

Честно говоря, все пять отсеков, которые находятся посередине, слились для меня в один общий. Даже фотографий практически нет.

Между отсеками

Какие-то отсеки представляют из себя просто совокупность вентилей, трубок и баков, в одном из которых еще и размещался камбуз.

Осознав, что на подлодке кухня занимает меньше 2 квадратных метров, я живо вспомнила причитания тех, кто живет в хрущевках и вечно плачется о маленькой кухне. Советую сходить сюда на экскурсию, Ваши 5 кв. м. покажутся Вам просто невероятной роскошью.

Между отсеками

Единственный отсек, который сильно выделяется на фоне остальных — третий. Именно в нем располагается центральный пост управления подводной лодкой. Здесь же располагается перископ.

Перископ

К сожалению, картинку, которую можно разглядеть в «окуляры» фотоаппарат мой отказался запечатлеть, поэтому просто скажу, что направлен он на Храм Успения, расположенный недалеко от подлодки на набережной Лейтенанта Шмидта.

Помимо перископа мне еще запомнилось огромное количество вентилей, которые регулируют подачу сжатого воздуха во время всплытия и погружения подлодки.

Вентили

Только второй отсек показался мне немного просторнее на фоне остальных. Здесь установлен большой стол, а также располагаются каюты командиров.

И хотя я никогда не страдала клаустрофобией, после такой экскурсии я с удовольствием вышла на воздух.

Вид с подлодки

К сожалению, экскурсия очень короткая и мне жаль, что нет никакого рассказа о том, что расположено снаружи подлодки. Хотелось бы узнать, что за трубочки торчат из рубки и почему вся поверхность лодки с «перфорацией».

Вид с подлодки

Вид с подлодки

Сходить сюда советую, если Вам близка эта тематика. По себе сужу, что человеку далекому от аппаратуры подводных лодок будет дано слишком мало времени на обработку полученной информации.

Плюс, я пришла к выводу, что в кругах подводников не принято говорить на понятном языке, в объяснении то и дело проскальзывают незнакомые термины, и от этого теряется нить понимания.

Но, я не виню экскурсоводов, все-таки объект специфический. Мне грустно читать отзывы недовольных тем, что на лодку не пускают компании больше 10 человек, я не думаю, что это сделано из принципа, просто, поверьте вшестером (группа делится пополам+1 проводник) там крайне сложно разместиться, а ведь каждому, наверное, хочется слышать и видеть все, о чем говорит экскурсовод.

Источник: otzovik.com

«Мы атаковали «Америку» скрытно»

Если бы торпедная атомная подводная лодка, именуемая официально «подводный крейсер» — К-524. а по классификации НАТО «атакующая лодка типа «Виктор-3», наскочила бы на айсберг или застряла бы в том немыслимо узком проходе между льдом и грунтом, куда ее повел капитан 1 ранга В. Протопопов, она стала бы еще одним «Летучим голландцем» Арктики… Но К-524 благополучно вернулась из того сверхрискового похода и потому была обречена на безвестность, на гриф «совершенно секретно», а люди — на подписку о неразглашении, несмотря на то, что командир был награжден Золотой Звездой Героя, а офицеры — боевыми орденами.

Читайте также:  В двух лодках разместилось 12 человек в одной в 2 раза больше чем в другой

Указ о наградах был тоже закрытым. Но лучше безмолвие в прессе и жизнь, чем громкая посмертная молва. Впрочем, пресса не молчала. Она пыталась рассказать о них хотя бы эзоповым языком.

В 1986 году с командировкой от военного отдела «Правды» я прилетел в столицу атомного флота на Севере — Западную Лицу, чтобы написать о командире К-524 капитане 1 ранга Владимире Протопопове (на фото) . Это было самое нелепое задание в моей репортерской жизни: рассказать о герое, не раскрывая сути его подвига. Все свелось к общим фразам о подледном плавании, как будто атомные подводные крейсера ходили в высокие широты только для того, чтобы искать там полыньи или проламывать рубками льды. Очерк о Протопопове и его экипаже так и назывался — «Льды вздымающие».

Но шло время. И однажды все тайное стало явным даже раньше сроков, положенных режимом секретности. Заговорили вся и все. Заговорили и моряки. Рассказал и мой давний герой — куда и зачем ходили весной 1986 года.

#comm#Шла война в Афганистане — горячая, очень горячая война, и шла война в океане — «холодная», очень «холодная война». Война на устрашение, война на сдерживание, война за паритет, за равновесие противостоящих ядерных армад.#/comm#

Так сложилось исторически, что Российский, а потом советский, а теперь снова Российский флот получил самые невыгодные географические условия базирования. Выходы из Черного и Балтийского морей как находились, так и находятся под контролем натовских ВМС. Доступ в Тихий океан перекрыт цепями островов — Курильских, Японских, проливы между ними в случае военных действий легко и быстро минируются. Лишь с Камчатки океан открывается сразу, но как удалена Камчатская ВМБ от основных морских театров!

Северный флот. В зону его контроля входили и входят два океана: Ледовитый и Атлантический вместе со Средиземным морем. Но попробуй выйди на океанский простор незаметно, когда путь всем советским кораблям перекрывался глубоко эшелонированными противолодочными барьерами начиная от рубежа мыс Нордкап — остров Медвежий и кончая Фареро-Шетландским и Шетландско-Исландским рубежами. Десятки патрульных противолодочных самолетов, стартовав с аэродромов Норвегии, Англии, Исландии, кружили над водами Баренцева, Норвежского и Гренландских морей, выискивая советские субмарины, пробиравшиеся подводными желобами и каньонами в Атлантику, откуда грозить они могли вовсе не шведу.

Битва за скрытый выход в Атлантику длилась многие годы. Не перечесть все моряцкие уловки и военные хитрости, на которые пускались наши командиры.

Но вот настало время, когда командующий Северным флотом адмирал В. Чернавин поручил капитану 1 ранга Владимиру Протопопову проложить совершенно новый — в обход всех противолодочных рубежей — путь в Северную Атлантику: вокруг Гренландии, через лабиринты вмерзших во льды полярных архипелагов. Выбор комфлота пал на атомную подводную лодку К-524 не случайно. Ее экипаж был сплаван и обучен лучше других. Старшим на борту назначили контр-адмирала Анатолия Шевченко (на фото) . Молодой, энергичный, дерзкий, он прекрасно дополнял осмотрительного и неторопливого Протопопова.

Адмирал Флота Владимир Чернавин:

— Я не раз и сам ходил со своим кораблем под лед. Но, кажется, никогда так не переживал и не волновался, когда в 1986 году провожал атомоход К-524 под командованием капитана 1 ранга Владимира Протопопова. Нет, я вполне доверял этому бывалому командиру. Однако ему предстояло совершить самый длительный и самый сложный поход под ледяным куполом планеты.

Я чуть было не сказал «полет», потому что плавание подо льдом напоминает полет самолета над морем, где, как известно, запасных аэродромов нет. Так и подводная лодка всплыть может, только если найдется для того свой «аквадром» — полынья.

Вице-адмирал Анатолий Шевченко:

— Нам была поставлена задача найти неконтролируемый выход в Северную Атлантику, и МЫ нашли геройскую дырку, которой никто не ходил. Но прежде чем сунуться в нее, я сходил в Лабрадорское море на гидрографическом судне «Колгуев» посмотреть условия выхода из-подо льда. Глянул на экран радара — мать моя бабушка! — все в засветках: айсбергов, как пшена на лопате!

А у «Колгуева» борт в три миллиметра стали, и оба локатора скисли по закону подлости. Конечно же, «Колгуев» сразу же привлек к себе внимание. Прилетел канадский патрульный самолет «Аврора». Мы сделали вид, что работаем с подводной лодкой: выбросили на тросе спортивную гирю за борт и стали швырять в воду сигнальные гранаты. «Аврора» тут же начала сбрасывать радиобуи-слухачи.

Разрядили самолет полностью. А мы насобирали буев и ушли, взяв полную гидрометеобстановку в районе. Честно скажу, не обрадовала она нас.

Читайте также:  Электрические модели подводных лодок

Лед и корабль. Их столкновение — всегда поединок, порой с трагическим исходом.

Среди отважного племени мореходов здесь, в Арктике, сложилась порода особого склада — ледовые капитаны. Это те, кто со времен «Ермака», «Вайгача» и «Таймыра» водили свои суда сквозь ледяные поля, не столько плывя, сколько раздвигая и круша застывшую воду. Почетную когорту северопроходцев пополнили «подледные командиры». Они уходили под воду, а затем еще и под лед.

Это значило, что степень привычного риска удваивалась вместе с мерой ответственности. И разве не скажешь о них, подводниках Арктики, что все они дважды моряки, вдвое мужественные, вдвое отважные?!

Арктическое плавание опасно само по себе. Плавание с ядерным оружием на борту в глубинах океана утраивает риск. С уходом под лед экипажи атомарин испытывают свой рок четырежды: ведь в аварийной ситуации враз не всплывешь, надо искать полынью или пробивать мощный панцирь специальными противоледными торпедами.

Капитан 1 ранга Владимир Протопопов:

— Мы выходили в обстановке полной секретности: куда и зачем — узнали только в море, вскрыв спецпакет.

Впервые в мире прошли проливы Земли Франца-Иосифа под водой и подо льдом. Потом взяли курс на Гренландию. Обошли подо льдом передовую зону противолодочных сил НАТО и двинулись в узкий и неглубокий проливчик, перекрытый мощным паковым льдом. Точных промеров карта не сообщала — здесь никто никогда не ходил. Шли, как говорят штурмана в таких случаях, по газете, а не по карте.

Просвет между грунтом и нижней кромкой льда все время сужался. Иногда казалось, что лодка влезет в эти тиски, как клин, и мы не сможем даже развернуться. Пути назад у К-524 не было: только вперед, что бы там не ожидало.

Но даже когда они «пролезли на брюхе» в щель между ледниками Гренландии и островом Элсмир, даже, когда прошли в проливе подо льдом 300 миль, даже когда над рубкой заходили волны моря Баффина, и тогда легче не стало: одна смертельная опасность сменилась другой — айсберги!

Глыбы сползшего с гренландских глетчеров льда имели осадку в полкилометра. Не поднырнешь.

Капитан 1 ранга Владимир Протопопов:

— Безопасных глубин для нас в море Баффина из-за айсбергов не было. Мы определяли их, работая гидролокаторами в режиме миноискания. И расходились с ними под водой по докладам акустиков. Помните, как в фильме «Тайна двух океанов»?

. Я помнил этот фильм с детства. Но подводному кораблю, придуманному писателем-фантастом еще в тридцатые годы, было легче — он мог прожигать льды тепловым лучом. Атомарина Протопопова прощупывала себе путь только ультразвуковыми посылками.

— . Несколько раз мы все же всплывали. — Вспоминает Протопопов. — Я увидел, как айсберги парят. Над ними стоят облачка конденсата. Это очень красиво. Но этим зрелищем лучше любоваться с берега.

Командующий Северным флотом Адмирал Флота И.М. Капитанец:

— Донесение подводной лодки К-524 о том, что она благополучно завершила развертывание в Атлантику, было получено в срок и встречено с большой радостью на КП флота и флотилии атомных подводных лодок. Атомная подводная лодка К-524 находилась на боевой службе подо льдами Арктики около 27 суток, форсировала пролив Нерса.

— В конце концов мы вошли в Атлантику, и наградой нам была весьма престижная цель — мимо нас проследовал в базу ударный атомный авианосец «Америка». Мы атаковали его скрытно; разумеется, условно. Незамеченными же вернулись и домой.

Адмирал Флота Иван Капитанец:

— В конце августа 1985 года атомная подводная лодка К-524 совершила первое в мире подледное плавание между о. Элсмир и о. Гренландия (через проливы Нерса, Смита и далее море Баффина и Девисов пролив). Это было важное событие в истории отечественного подводного флота. Военный совет флота представил командира дивизии капитана 1 ранга А. Шевченко и командира подводной лодки В. Протопопова к званию Героя Советского Союза, а членов экипажа — к правительственным наградам. Но Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1986 года звание Героя присвоено только капитану 1 ранга В. Протопопову, А. Шевченко было присвоено воинское звание контр-адмирала.

Капитан 1 ранга запаса Владимир Протопопов — человек негромкий и скромный до застенчивости. Современный вариант толстовского капитана Тушина из «Войны и мира». И в давках московского метро бывшего подледного аса толкают и пихают, точно так же, как и всех прочих смертных. Даром, что Герой расколотого, как айсберг Советского Союза.

Специально для Столетия

  • Картина дня
  • Текущий момент
  • Политика
  • Россия и мир
  • Зарубежье
  • Экономика
  • Общество
  • Славянское поле
  • Территория истории
  • Созидатели
  • Взгляд
  • Культура
  • Литературная гостиная
  • Фоторепортаж
  • Эксклюзив
  • На первую полосу
  • Геополитика
  • Версия
  • Русский проект
  • Позиция
  • Великая война. 1914-1918
  • История Второй мировой: факты и интерпретации
  • Факт и комментарий
  • Архив рубрик

Источник: www.stoletie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...