Никаких подробностей президент ОСК больше не раскрыл, однако, очевидно, что речь идёт о проекте перспективных дизельных подводных лодок нового поколения «Калина».
Первая попытку массового строительства дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) нового поколения, была предпринята Россией ещё в прошлом десятилетии, когда в 2004 году была заложена подводная лодка «Санкт-Перербург» проекта 677 «Лада». Однако строительство лодки непомерно затянулось для такого класса корабля, и лишь в 2010 году лодка была передана в опытную эксплуатацию, выявивших значительное количество проблем в работе систем лодки, в частности электродвигателя, гидроакустического комплекса, боевой информационно-управляющей системы и т.д.
Выявившиеся в ходе испытаний существенные проблемы потребовали существенной переработки всего проекта и фактически поставили крест на предполагавшейся программе массового строительства данных лодок. Заложенные вслед за «Санкт-Петербургом», «Крондштадт» и «Великие Луки» фактически строятся уже по переработанному проекту и войдут в состав флота, как предполагается, лишь к 2019 году. Несмотря на это, российский флот массово пополняется новыми дизельными подводными лодками усовершенствованного проекта 636.3 «Варшавянка», обладающими превосходными боевыми характеристиками и высочайшей акустической скрытностью. Так в 2015 и 2016 годах Черноморский флот получил 6 новых субмарин данного типа, а Министерством Обороны с «Адмиралтейскими Верфями» подписан контракт на строительство аналогичной серии данных субмарин для Тихоокеанского флота. Всё это позволит качественно проработать проект дизельной подводной лодки нового поколения, а также создать и испытать главный элемент дизельных подводных лодок 5 поколения — воздухонезависимую (анаэробную) силовую установку.
Страны по Количеству Подводных Лодок
Дизельные подводные лодки при всех многочисленных достоинствах, а именно простоту конструкции, низкую стоимость строительства и эксплуатации, а также высочайший уровень акустической скрытности (более низкий, чем у атомных подводных лодок), имеют и ряд существенных недостатков. Главный из них — это не возможность длительного нахождения в подводном положении.
Как известно, под водой дизельная подводная лодка движется на электромоторах, приводимых в движение огромными группами аккумуляторных батарей, который весьма быстро разряжаются. Так к примеру, для подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» дальность плавания на электромоторах ограничена 400 милями при скорости хода в 3 узла.
Для подзарядки аккумуляторов дизельная подводная лодка вынуждена всплывать на перископную глубину, что бы поднять на поверхность шноркель для обеспечения поступления необходимого для работы дизельных двигателей воздуха. Подзарядка аккумуляторов, которая осуществляется за счёт энергии, вырабатываемой дизельными двигателями, занимает весьма долгое время. Кроме того, дизельная подводная лодка не может совершать длительные переходы без необходимости включения дизельных двигателей. Это в свою очередь снижает скрытность подлодки, т.к. поднятая над водой труба Шноркеля обнаруживается большинством современных корабельных РЛС.
Главным направлением для повышения длительности подводного плавания и повышения скрытности дизельных подводных лодок является создание так называемой воздухонезависимой силовой установки, цель которой обеспечить работу аккумуляторных батарей без необходимости всплытия. В настоящий момент известно несколько типов таких силовых установок.
Это могут быть двигатели Стирлинга, которыми оснащаются шведские подводные лодки класса «Готланд», дизели замкнутого цикла и электрохимические генераторы. На создании воздухонезависимой установки на базе электрохимического генератора остановились в России. В целом электрохимический генератор подобен обычному гальваническому элементу, но вещества для электрохимической реакции подаются в него из вне. Для выработки электрической энергии в данных двигателях используется водород.
При разработке данного двигателя, российские конструкторы, при этом, пошли весьма оригинальным путём. Вместо того, что бы «возить» на подводной лодке необходимый запас водорода, его предполагается получать из дизельного топлива методом реформинга.
Еще по теме.
- ОАК проводит испытания пушки для истребителя Т-50
- АК-130
- Высокоточное оружие и военно-транспортную авиацию обсудили в Сочи
- Ан-72
- На “Армии-2018” впервые продемонстрирован новейший зенитно-ракетный комплекс “Сосна-Р”
- Президент РФ посетил Челябинский компрессорный завод
Источник: dfnc.ru
Сколько дизельных подводных лодок у россии
Узнай об открытиях!
Космическая станция
Программа Артемида
Свежие фотографии NASA
Коммерческий экипаж
Юнона у Юпитера
Космический Hubble
Телескоп Джеймса Вебба
Плутон и дальше
OSIRIS-REX к астероиду
Паркер Солнечный Зонд
Сайт Дегтярева Андрея
Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м.
Источник
Проекты дизельных подводных лодок России
Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора. Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.
Источник
Подводная лодка проекта «Амур-1650» — экспортная версия, имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может выпустить залп из 6 ракет.
Подводная лодка проекта Амур-950 Экспортная модификация, с 10 вертикальными ПУ, способна произвести залп из 10 ракет за 2 минуты Лодки серии «Амур-950» — это экспортный вариант лодок проекта 677 «Лада», который является логическим продолжением лодок проектов 877 «Палтус»/636 «Варшавянка». Подводная лодка «Амур-950» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и десятью вертикальными пусковыми установками для противокорабельных ракет. Экипаж — 21 человек. Автономность — 30 суток. Глубина погружения — 250 м.
Источник
Подводная лодка 887ЛПМБ. Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году , получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров.
Оборудование БЧ-5 было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.
Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала предприятия «Звёздочки» 9 лет. Ремонтные работы начались только в 2011 году.
Источник
Подводная лодка проекта 877В. Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.
Источник
Подводные лодки проекта 877ЭКМ и 08773. На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический ), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях.
По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин. С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.
Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S ASCM, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».
Источник
Подводные лодки проекта 636. На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся устанавливаемым оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 было специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.
Источник
Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века, в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено , проект будет дорабатываться.
Источник: degandr.ru
Тихоокеанский флот России: сравнение с ВМФ Японии
Краснознамённый Тихоокеанский флот России (ТОФ) основан 1935 году и на данный момент находится на четвертом месте по численности боевых кораблей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, уступая Китаю, Южной Кореи и Японии. Однако, по тактической и стратегической мощи, военно-морские силы России на Дальнем Востоке, сравнимы только с флотом НОАК и значительно превосходят японских и корейских конкурентов. Корабли ТОФ имеют семь основных классов с общим количеством около 75 единиц. В свою очередь, Морские силы самообороны Японии насчитывают около 115 единиц кораблей разного типа, в основном состоящих из эсминцев и дизельных сумбарин.
Количество кораблей ТОФ России и Японского ВМФ
В нижеприведенном списке указано количество кораблей ТОФ и ВМС Японии на апрель 2023 года по основным боевым классам. В списке отсутствуют корабли небольшого водоизмещения и малые катера, ввиду их незначительного тактического и стратегического значения. В скобках обозначено количество кораблей Морских сил самообороны Японии.
- Крейсера: 1 единица в ТОФ (Япония — нет).
- Фрегаты (БПК и корветы): 8 единиц (10).
- Эсминцы: нет (36)
- Малые боевые ракетные и противолодочные корабли: 10 единиц (нет)
- Ракетные катера: 11 единиц (6)
- Десантные корабли: 5 единиц (5)
- Тральщики: 12 единиц (6)
- Подводные лодки: 26 единиц (25)
- Вертолетоносцы: нет (4)
Список кораблей Тихоокеанского флота
В данном списке представлены корабли ТОФ, находящимся как в боевом строю, так и строящиеся на верфях. Начиная с 2020 года, в состав ТОФ уже вошли 16 новых боевых единиц, а в ближайшее время, Тихоокеанский флот России получит еще 18 кораблей и подводных лодок. В скобках указан год выпуска.
Флагман: Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» 1989 года выпуска.
Большие десантные корабли: «Николай Вилков» (1974 год), «Ослябя» (1981 год), «Адмирал Невельской» (1982 год), «Пересвет» (1991 год), «Владимир Андреев» (2023 год), «Василий Трушин» (2024 год), БДК Вертолётоносец «Иван Рогов» (2028 год).
Большие противолодочные корабли (многоцелевые фрегаты): «Маршал Шапошников» (1986 год), «Адмирал Трибуц» (1986 год), «Адмирал Пантелеев» (1992 год), «Адмирал Амелько» (2027 год), «Адмирал Чичагов» (2025 год), «Адмирал Юмашев» (2026 год).
Ракетные корветы проекта 20380 (по классификации НАТО это фрегаты): «Совершенный» (2017 год), «Громкий» (2018 год), «Алдар Цыденжапов» (2020 год), «Резкий» (2022 год), «Грозный» (2024 год), «Бравый (2025 год).
Ракетные корветы проекта 20385 (фрегаты): «Гремящий» (2020 год); «Буйный», «Ретивый», «Разумный» и «Быстрый» (спуск 2024-2027 год).
Малые боевые ракетные корабли «Овод» (проект 1234): «Смерч» (1984 год), «Иней» (1987 год), «Мороз» (1989 год), «Разлив» (1991 год).
Малые боевые ракетные корабли «Каракурт» (проект 22800): «Ржев», «Уссурийск», «Удомля» и «Павловск» (в строительстве 2024-2027 годы).
Малые боевые противолодочные корабли «Альбатрос» (проект 1124): «Усть-Илимск» (1991 год), «МПК-82» (1991 год), «Холмск» (1985 год), «Приморский комсомолец» (1987 год), «Кореец» (1989 год), «Советская Гавань» (1990 год).
Ракетные катера «Молния» (проект 1241): годы принятия на вооружение 1984-2003 (11 единиц). Все катера имеют литеру «Р» (ракетный) и отличаются составом вооружения и типом энергетической установки.
Тральщики «Аквамарин-М» (проект 266М): МТ-264 и МТ-265 (1989 год).
Базовые тральщики «Александрит» (проект 12700): «Яков Баляев» (2020 год), «Петр Ильичев» (2022 год), «Анатолий шлемов» (2022 год).
Базовые тральщики «Яхонт» (проект 1265): 7 единиц БТ 1984-1991 годы.
Подводные лодки «Кальмар» с паротурбинными атомными установками (проект 667БДР): К-44 «Рязань» (1982 год).
Атомные подводные лодки проекта «Борей» и «Борей-А» (проекты 955-955А): К-553 «Генералиссимус Суворов» (2022 год), К-552 «Князь Олег» (2021 год), К-551 «Владимир Мономах» (2014 год), К-550 «Александр Невский» (2013 год), «Император Александр III» (2023 год).
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами «Антей» (проект 949А/М): К-456 «Тверь» (1992 год), К-150 «Томск» (1996 год), К-186 «Омск» (1993 год), К-442 «Челябинск» (1990 год, модернизация в 2023 году), К-132 «Иркутск» (1988 год, модернизация в 2023 году).
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами «Ясень-М» (проект 885М): К-573 «Новосибирск» (2021 год), К-571 «Красноярск» (2023 год), «Пермь» (2026 год), «Владивосток» (2025 год).
Атомные торпедные подводные лодки «Щука-Б» (проект 971): К-419 «Кузбасс» (1992 год), К-295 «Самара» (1995 год, модернизация 2023 год),
Дизель-электрические подводные лодки «Палтус» (проект 877): Б-394 «Нурлат» (1988 год), Б-190 «Краснокаменск» (1992 год), Б-187 «Комсомольск-на-Амуре» (1991 год), Б-494 «Усть-Большерецк» (1990 год), Б-464 «Усть-Камчатск» (1990 год).
Дизель-электрические подводные лодки «Варшавянка» (проекта 636.3): Б-588 «Уфа» (2022 год), Б-602 «Магадан» (2021 год), Б-603 «Волхов» (2020 год), Б-274 «Петропавловск-Камчатский» (2019 год), «Можайск» (2023 год), «Якутск» (2025 год).
Список кораблей ВМФ Японии
Четыре японские вертолетоносца типа «Идзумо» и «Хюга» были построены в 2011-2015 годах и способны вмещать 28 вертолетов, а также дислоцировать американские истребители F-35.
Ракетные эсминцы (миноносцы) с ракетным вооружением, представлены в японских ВМФ 8-ю кораблями типа «Мая», «Атаго», «Конго» и «Хатакадзе».
Противолодочные эсминцы (миноносцы), являются в ВМС Японии самым многочисленным сегментом боевых кораблей. Их общее количество составляет 28 единиц, таких типов как «Асахи», «Акидзуки», «Таканами», «Мурасамэ» и «Асагири», которые выпускались с 1991 по 2018 годы.
Фрегаты: японские ВМС имеют на вооружении 10 единиц фрегатов: тип «Абакума» был спущен на воду с 1989 по 1993 года, а 5 кораблей типа «Могами» были построены в 2022-2023 годах.
Подводные лодки: все подводные лодки военно-морского флота Японии являются дизель-электрическими. Самые новые из них — это две единицы ударных подводных субмарин типа «Тайгэй» («Большой кит»), выпущенных в 2022 и 2023 году. Остальные подводные лодки страны Восходящего Солнца, таких типов как «Сорю» и «Оясио» в количестве 23 штук, были спущены на воду с 1988 по 2020 годы.
Десантные корабли: Япония имеет на вооружении ВМФ 5 десантных кораблей; из них 3 единицы это большие корабли с вертолетами на борту типа «Осуми» 1998-2005 годов выпуска и два малых десантных корабля типа «Юра» 1981 года постройки.
Тральщики: У ВМФ Японии 6 единиц тральщиков, включающих минный заградитель типа «Мурото», две плавучие базы типа «Урага» и минно-тральные корабли типа «Яэяма», выпущенные в 1993-1994 годах.
Также, Япония имеет 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», спущенных на воду с 2002 по 2004 годы.
Сравнение структуры ТОФ России и флота Японии
Тактическая структура Тихоокеанского флота России существенно отличается от Морских сил самообороны Японии. Из вышеприведенных списков становится ясно, что ТОФ не имеет на вооружении эскадренных миноносцев (эсминцев).
Основное предназначение эсминцев по военно-морской парадигме НАТО — это поддержка сухопутных сил при высадки десанта, а также охрана конвоев и самое главное, — сопровождение авианосных групп.
Так как ТОФ России не обладает авианосцами, единственное предназначение которых в современном мире, это контроль побережья других государств на большом удалении от базы флота, то эсминцы для военно-морского флота России являются невостребованным сегментом боевых кораблей.
Удивление вызывает наличие у Японии 36 единиц ракетных и ракетно-противолодочных эсминцев. Япония обладает четырьмя вертолетоносцами с функцией посадки на них истребителей морского базирования.
Однако, у страны Восходящего Солнца полностью отсутствует палубная авиация. ВВС Японии имеют более 200 обычных истребителей устаревших типов, таких как F-15, F-4 «Phantom II» и «Mitsubishi» F-2.
Очевидно, что японские вертолётоносцы типа «Идзумо» и «Хюга» предназначены для посадки на палубу многоцелевых истребителей-бомбардировщиков НАТО F-35 «Lightning II».
Большое количество японских эсминцев, должно обеспечить американские авианосные группировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе на случай конфликта с флотом НОАК или ТОФ России дополнительной поддержкой, учитывая и тот факт, что есть планы вступления Японии в альянс «AUKUS», состоящий из Австралии, США и Великобритании.
Нужно отметить, что корабли ТОФ имеют в регионе достаточно мощную группировку малых боевых ракетных и противолодочных кораблей и катеров, которые по своей функциональности легко заменяют эсминцы у побережья Дальнего востока.
У ВМФ Японии нет на вооружении атомных подводных лодок, а их дизельные сумбарины не имеют на борту вооружений со стратегическими крылатыми ракетами такого типа, как российский «Оникс» или «Циркон».
Российские атомные подводные лодки типа «Борей», «Антей» и «Ясень» в скором времени планируют оснастить и «торпедами судного дня Посейдон». Иными словами, подводный флот Японии не имеет стратегического значения.
На данный момент, многие корабли ТОФ проходят модернизацию, а на период 2028 года, запланировано увеличение и десантной военно-морской группировки Тихоокеанского флота.
В 2028 году, должен сойти на воду авианесущий вертолетный крейсер БДК «Иван Рогов», а также, в 2023-2024 годах, корабли ТОФ получили пополнения в виде Большого десантного корабля «Владимир Андреев», а в 2024 году ожидается прибытие БДК «Василий Трушин».
Наращивание группировки десантных кораблей ТОФ, связанно с изменением нарративов внешней политики России в регионе АТР, которое включает в том числе и увеличение численности морской пехоты на Дальнем востоке от двух бригад в Приморском крае и на Камчатке, до двух дивизий, — о чем сообщил Министр обороны Серей Шойгу в конце 2022 года.
Источник: amalantra.ru