После образования СССР были, разумеется, образованы и советская армия, и советский флот. Последний использовал суда, построенные ещё до Октябрьской революции, и катастрофически нуждался в новых кораблях. А также — в современных подводных лодках, доказавших свою эффективность во время Первой мировой и гражданской войн.
Подводная лодка «Святой Георгий», 1917 г. Фото: Общественное достояние
Надо сказать, что к концу 20-х, началу 30-х годов в советском флоте подводные лодки, конечно же, были, но ведь вероятный противник тоже не дремал. Поэтому надо было заниматься улучшением подводного флота Страны Советов.
Ещё до начала гражданской войны в Испании в середине 30-х годов ХХ века наши военные специалисты бывали там. Однажды они заинтересовались строящейся испанской подводной лодкой «Е-1». Но лодка эта была не чисто испанской, а сооружалась по немецким чертежам.
Сравнение флотов Второй мировой войны — состав, численность и соотношение кораблей | WoWs
В те годы отношения СССР и Германии были относительно конструктивными. Поэтому наши специалисты обратились к немецким, чтобы те посодействовали в модернизации лодки «Е-1» для советских нужд. Но что-то там не заладилось, затянулось у немцев. А советское руководство ждало результатов, ведь строительство хорошей лодки — дело не одного дня.
В общем, силами наших военных инженеров Перегудова и Критского техническая документация «Е-1» была переработана с учётом новых требований. И без участия немецких кадров.
В конце 1934 года проект советских инженеров был одобрен и лодку запустили в производство. Она получила название «Н-1» и положила начало так называемой IХ серии.
«Н-1» была схожа с испанско-немецкой «Е-1», но обладала более мощными моторами и аккумуляторными батареями. Для ведения боевых действий в надводном положении лодка располагала двумя орудиями с общим боезапасом до 700 снарядов. Это помимо торпед — основного оружия подлодок.
В 1937 году новым подводным лодкам IХ серии присвоили (для уменьшения путаницы) индекс «С», то есть теперь эти лодки стали «средними».
А тем временем международное положение увы, не улучшалось. Требовалось реагировать на новые вызовы. В связи с этим руководство страны дало добро на строительство улучшенного варианта лодок IХ серии — субмарин типа «IХ бис». Таких судов было к началу Великой Отечественной в нашей армии 17 единиц, и все они замечательно сражались против гитлеровцев.
Советская подводная лодка типа «С» была длиной 77 метров, шириной — 6,4 метра. Экипаж её составлял 44 человека, из них 7 членов экипажа являлись офицерами. Средняя осадка лодки составляла 4 метра, что с успехом позволяло использовать её в мелководных заливах Балтийского моря.
История русского подводного флота .От Второй мировой до наших дней
Описываемые лодки несли на себе 120 тонн солярки и 6 тонн масла для бесперебойной работы дизельных двигателей. В надводном положении лодка типа «С» имела дальность плавания до 9500 миль, а в подводном — до 135 миль.
Толщина корпуса у нашей субмарины была 18 мм, а погружалась под воду она за 40 секунд. Вооружение у лодки было следующим: 12 торпед, одно 100-миллиметровое орудие и одно 45-миллиметровое полуавтоматическое орудие.
В самом начале войны немцы относительно редко плавали по Балтийскому морю, опасаясь атак наших судов и самолётов. Лишь к началу 1942 года, когда гитлеровцы решили, что наши корабли и подводные лодки надёжно блокированы в Финском заливе, германские (и финские) корабли стали всё чаще и чаще появляться на Балтике.
Вот тут-то наши лодки «С» и проявили себя как следует.
Известно, что 9 июля 1942 года советская лодка «С-7», находясь в боевом походе, атаковала немецкий одиночный транспорт «Принцесса Маргарита». При этом у нашей лодки зажало кормовой стопор, и командир принял решение атаковать немцев в надводном положении!
30 июля 1942 года та же подводная лодка настигла одиночный немецкий корабль, который ловко уклонился от двух наших торпед и даже успел вызвать на подмогу тральщик. Однако наши моряки всплыли и выстрелами из орудия прижали немецкий корабль к берегу, после чего тот выбросился на берег.
Затем 5 августа 1942 года наша лодка «С-7» потопила финский военный транспорт «Похьянолахти», причём командование финского корабля в итоге пленили и финские офицеры перешли на советскую подлодку. Так к нашим морякам попали ценные немецкие карты относительно минных полей на Балтике.
Лодка «С-7», кстати, только в течение описываемого боевого похода потопила 5 вражеских кораблей. Да и вообще субмарины серии «С» много чего полезного сделали в ходе войны для победы СССР. Недаром же пять из них стали Краснознамёнными, а одна — гвардейской.
Источник: www.shkolazhizni.ru
Подводный флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
Подводные силы Советского Союза к началу Великой Отечественной войны состояли из 262 подлодок, из них в боевом составе флота находилось 211 субмарин. С первых дней войны подводные лодки Балтийского, Черноморского и Северного флотов принимали активное участие в боевых действиях – атаковали корабли и суда противника, действовали на вражеских коммуникациях, нарушая морские линии снабжения неприятельской армии, участвовали в разведывательно-диверсионных операциях. За годы Великой Отечественной войны советские подводные лодки уничтожили и повредили 185 кораблей и судов противника (в том числе – 36 боевых кораблей и 5 вспомогательных судов военно-морских сил врага). Подводниками Балтийского флота было потоплено и повреждено 70 кораблей и судов неприятеля, Северного флота – 60 кораблей и судов, Черноморского флота – 55 кораблей и судов.
Подводный флот принимал активное участие в решении важнейших боевых задач на различных театрах военных действий: подводники-балтийцы, действуя на вражеских коммуникациях, содействовали обороне Ленинграда, а на завершающем этапе войны – препятствовали эвакуации германских сил на Запад, подводники-черноморцы осуществляли транспортное обеспечение осажденного Севастополя, что позволило его героическим защитникам длительное время держать оборону, а затем – приняли активное участие в разгроме противника на Черном море, подводники-североморцы нарушали морские пути снабжения врага, внося вклад в оборону Кольского Заполярья, а также участвовали в проводке Полярных конвоев, доставлявших стратегически важные грузы в северные порты СССР.
В 1941–1945 годах подводные силы нашей страны понесли тяжелые потери – всего за этот период погибло 102 подлодки, в том числе: на Балтийском море – 46, на Чёрном море – 28, на Северном Ледовитом океане – 23 и на Тихом океане – 5 субмарин.
За подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны, 23 подводные лодки были награждены орденом Красного Знамени, став Краснознаменными, 12 субмарин удостоены почетного Гвардейского звания, а 4 подлодки Северного флота стали Гвардейскими Краснознаменными (кроме них, в годы войны больше ни один надводный корабль или подводная лодка не были одновременно Краснознаменными и Гвардейскими). За мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, 23 подводника удостоены звания Героя Советского Союза (в том числе, 2 морякам звание присвоено посмертно), а в 1995 году прославленному подводнику-балтийцу А.М. Матиясевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Во время Великой Отечественной войны подводный флот Советского Союза активно участвовал в боевых действиях, содействуя обороне Отечества. Подводники внесли существенный вклад в окончательный разгром Германии и ее союзников.
Вечная слава, отстоявшим свободу и независимость Родины!
Вечная память, отдавшим свои жизни за Отчизну!
Источники, использованные при подготовке публикации:
- Советские подводные силы в Великой Отечественной войне. Страницы славы и памяти. – СПб: Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, 2020 – 202 с.
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Советский подводный флот: 1922–1945 гг.: О подводных лодках и подводниках. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2006. – 877 с.
Изображения
- Источник:https://a.d-cd.net/a233e2s-960.jpg
- Гвардейский Краснознаменный флаг
- Подводники Северного флота, Герои Советского Союза Н.А. Лунин, И.И. Фисанович, И.А. Колышкин, В.Г. Стариков.
Источник: xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai
Сколько было подводных лодок у ссср во второй мировой войне
- 3
- 2
- 2
4 года назад
Александр, нет. Эта лодка разрабатывалась совместно с Немцами и была одной из самых совершенных. Более современная,чем «Щука», хотя тоже средняя лодка. Помимо «С-13″ Маринеско (рубка от неё стоит в Нижегородском кремлеС-56» Щедрина, которая с ТОФ через Тихий океан,Панамский канал, Атлантику пришла на Северный флот и успешно воевала.
4 года назад
1)Забыли про лодки типа «АГ», оставшиеся ещё с первой мировой и успевшие повоевать во вторую. 2) Серия «Д» ну никак не из трёх единиц, их было больше.
4 года назад
Про «Шнорхель» — весьма спорное утверждение. Приходилось читать, что идея принадлежала Русскому инженеру. Может быть поэтому его у нас называют не Шнорхелем , а РДП,
4 года назад
Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.
почему-то не указано, что советская серия «С» это копии старых немецких моделей подлодок
4 года назад
Александр, нет. Эта лодка разрабатывалась совместно с Немцами и была одной из самых совершенных. Более современная,чем «Щука», хотя тоже средняя лодка. Помимо «С-13″ Маринеско (рубка от неё стоит в Нижегородском кремлеС-56» Щедрина, которая с ТОФ через Тихий океан,Панамский канал, Атлантику пришла на Северный флот и успешно воевала.
4 года назад
1)Забыли про лодки типа «АГ», оставшиеся ещё с первой мировой и успевшие повоевать во вторую. 2) Серия «Д» ну никак не из трёх единиц, их было больше.
4 года назад
Кроме «Лембита», что успешно воевал был ещё однотипный с ним «Калев», но он погиб в начале войны. А Латвийские лодки Французской постройки «Лачплесис» и «Спидола» вошли в состав КБФ но воевать им не пришлось.
4 года назад
Про «Шнорхель» — весьма спорное утверждение. Приходилось читать, что идея принадлежала Русскому инженеру. Может быть поэтому его у нас называют не Шнорхелем , а РДП,
4 года назад
Наиль, я тоже читал про это изобретение русского инженера
4 года назад
Виктор, жаль,что фамилию я не запомнил
4 года назад
Наиль, ничего в публикации не сказано про немецкие ПЛ XXI серии
4 года назад
4 года назад
4 года назад
С 28 декабря 2018 г. по 23 января 2019 г. на базе аэропорта г. Мирный прошли сертификационные испытания вертолета Ми-38-2 в условиях экстремальных отрицательных температур.
Для испытаний нового вертолета в Мирный прибыли 70 специалистов Московского завода им. М.Л. Миля. В группу вошли летчики-испытатели, техники и инженеры конструкторского бюро предприятия. Необходимое для проведения испытаний оборудование, комплект средств наземного обеспечения и вертолет в разобранном виде были доставлены из Москвы в Мирный и обратно самолетом Ан-124-100 «Руслан».
Всего было выполнено 49 полётов, из них 19 на территории Накынского месторождения АЛРОСА, где температура воздуха в зимнее время опускается до минус 55 градусов. Испытана работоспособность систем и агрегатов, интегрированного бортового комплекса и аварийно-спасательного оборудования после «вымораживания» вертолета. Успешно осуществлено 18 наземных опробований силовой установки.
4 года назад
МАРИНА, «В огороде бузина, а в Киеве дядька»
4 года назад
Сады под органические фрукты разбиты в Истринском районе (Московская область) — компания Crocus Group, основной бизнес которой заключается в операциях с недвижимостью, много лет назад купила там земли под индивидуальное жилищное строительство, но потом вместо продажи домов решила сажать сады.
Инвестиции в проект составили 200 млн рублей. Первый урожай фруктов собран в 2018 году.
Пока сады занимают 31 га, планируется выделить под выращивание фруктов еще 80 га. «Это действительно уникальное предложение, такой продукции нет ни у кого, — говорит „Ведомостям“ владелец компании Араз Агаларов о своих фруктах. — Те фермерские продукты, которые мы покупали, при проверке оказывались не такими фермерскими».
4 года назад
МАРИНА, органические фрукты это кто
4 года назад
Министерство обороны России с 2012 года построило 475 новых объектов военной инфраструктуры в Арктике .
Всего в Арктике на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта с 2012 года возведено 475 объектов. Их общая площадь — более 710 тыс. кв. м.
В новых объектах разместили военнослужащих, специальное вооружение и технику.
Источник: cccp.temadnya.com