Сколько атомных подводных лодок было в СССР в 1990

Жители Гремихи, утратив местный патриотизм, говорят, что Сталинград в 1942-м был краше их ныне пришедшего в запустение города. Между тем, всего 20 лет назад при одном упоминании о Гремихе у Пентагона тряслись поджилки. Военно-морская база со времен царя стояла в удобном месте — с моря ее закрывали острова, а подводная лодка через 15 минут после выхода из дока погружалась в воду. Единственная база на Севере, которая имела прямой выход в океан. После холодной войны американцы пуще всего хотели, чтобы Гремиха была разоружена и добились своего.

20 лет назад в Гремихе было 40 атомных подлодок и 30 тыс. населения. Сейчас — 1,3 тыс. человек и ни одной лодки. Целые кварталы стоят пустыми, окна многоэтажных домов зияют пустыми глазницами, как после нейтронной бомбы. Проблемы Гремихи усугубляются тем, что сюда не проложена железная дорога и нет автомобильных дорог.

400 км от Мурманска морем, 15 часов, на единственном теплоходе, раз в неделю. Трудно вообразить из Москвы, что в европейской России есть такие отрезанные от цивилизации города.

История русских подводных лодок ..От Российской империи до СССР .

— Если бы Сталин прожил еще 10 лет, он бы точно протянул в Гремиху железную дорогу, — говорит капитан второго ранга Вячеслав Марченко. — А сейчас у нас из всех достижений цивилизации только «Единая Россия» живет. Пекарню закрыли, аптека на ладан дышит. Город, который имеет стратегическое значение для России, умирает. Каждый метр стоит миллионы. Я как бывший политработник такой политики не понимаю.

Иоканьга, Гремиха, Мурманск-140, Островной — за 400 лет город перебрал море названий. При царе из каторжной тюрьмы никто не убегал: вокруг тундра, при коммунистах матросы от дедовщины тоже не бегали — до людей не дойдешь. Климат ужасный, антигуманный — дождь, острый и ледяной, хлещет по несколько раз в день.

Ветер валит с ног, и можно увидеть, как по открытому пространству идет сильный человек, наклонившись под углом в 40 градусов к планете Земля. Несмотря на Север, собак почти не видно — из-за штормов эти места с давних времен зовут «Страной летающих собак». Ученые считают, что климатический казус мог возникнуть из того, что около мыса Святой Нос сходятся и закипают в борьбе подводных течений Баренцево и Белое моря. По легенде здесь погиб отец Михайло Ломоносова, а в начале прошлого столетия была выброшена на берег одна из первых русских подводных лодок.

Гремиха никогда не была дырой. На этих берегах с инспекцией бывал премьер Витте, здесь жил создатель письменности лопарей-саами заслуженный учитель Георгий Друженьков, которого посылали на съезд учителей в Москву. Но в этом году школу, в которой работал первый учитель-лопарь и которая стоит прямо за спиной гипсового Ленина, закрыли — и, наверное, навсегда.

Единственное предприятие, за счет которого живет некогда громкая Гремиха, занимается захоронением радиоактивных отходов, которых на русском Севере больше, чем удобрений на пашне. По иронии судьбы занимаются радиоактивными отходами экс-моряки, которые ходили на атомных подводных лодках и загрязняли окружающую среду. Экология для них вроде профессионального покаяния. Во главе предприятия СевРАО — бывший заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Валерий Пантелеев.

— В Германии бычок из машины выбросить нельзя, — говорит старый морской волк, а ныне эколог. — А мы девственный Север загадили, реакторы и целые подлодки топили в океане. Я к политике отношусь настороженно, но целиком согласен с президентом России, когда он ставит задачу вернуть природе красоту. Когда ходил по морям, не представлял, насколько это трудное дело.

Только что в Гремихе прошла уникальная, не знающая аналогов в мировой практике выгрузка ядерного реактора из корпуса подводной лодки для дальнейшего захоронения и утилизации. Сначала реактор готовили к затоплению в пучинах океана, но это опасно, и через сотню лет, когда коррозия неминуемо съела бы корпус, случился бы подводный Чернобыль. Уникальность операции в том, что никогда еще из лодки не извлекался реактор целиком, что потребовало ювелирных манипуляций с устройством, в котором шипели радиацией 170 кг сверхактивного урана.

— Хиросима — это 7 кг, считайте, сколько у нас бомб, если ошибемся, — с упоением командира, который поднимает бойцов в рискованную, но надежно рассчитанную атаку рассуждает вице-адмирал Пантелеев. — Это 24 Хиросимы! Если стоять рядом с реактором, за час получишь двойную годовую дозу, но все рассчитано до мелких мелочей. В 2010 году мы идеально провели похожую, но попроще, операцию и получили 25 государственных наград, которые я считаю боевыми.

История подводной лодки, которая простилась с реактором в Гремихе, уникальна. По натовской классификации это атомная лодка «Альфа», которая обладала фантастической маневренностью, уходила от торпед со скоростью 43 узла и за 45 секунд разворачивалась на 180 градусов. «Альфа» попала в книгу рекордов Гиннесса.

Характеристики обеспечивались за счет удивительного свинцово-висмутового реактора на быстрых нейтронах, который строили во всех развитых странах, но построили только в СССР. В Гремихе стояла целая дивизия из семи атомных лодок с титановым корпусом и жидкометаллическим реактором.

В 1964 году лодка с таким реактором незамеченной вошла в Средиземное море и заглянула на военную базу НАТО в Гибралтаре, вызвав панику и ужас. Операцию провел Герой Советского Союза вице-адмирал Георгий Холостяков, во время войны он командовал десантом на Малой Земле. В 1983 году грабители, пришедшие в дом под видом журналистов, убили старого вице-адмирала. Из звезды Героя главарь, как выяснилось при аресте, сделал себе золотую печатку. Тогда эта история потрясла общественность, но в 1990-х, когда пришедшие с завода новенькие атомные подводные лодки отправлялись на распил, та же общественность хранила чудесное спокойствие.

Читайте также:  Размеры лодочного мотора тохатсу 18

Пусть операция с последним жидкометаллическим реактором была уникальна, но лично меня посетила грусть. Атомных лодок мы почти не строим, высокие технологии сократились до минимума, и перезахоронение уникального и оказавшегося не по силам всем супостатам реактора напоминало эксгумацию заслуженного ветерана. Удивительные люди, которые проводили операцию, жизненных перспектив не имеют. Маэстро-крановщик Юрий Заренок всю жизнь живет в Гремихе, получает смешные деньги и намертво привязан к умирающему краю. О будущем его детей мне было спрашивать неудобно.

Последние и самые преданные жители военно-морской базы находят отдохновение в рыбной ловле, но с некоторых пор речка Иоканьга, чего при царе не было, попала в частные руки. На 49 лет ее отдали неведомому олигарху Темкину, он привез из Мурманска ОМОН, который бдительно охраняет спокойствие заморских рыбаков-туристов.

Если ОМОН заметит местного гражданина, пусть с лицензией, кладет русской рожей в землю, чтобы неприятным глазом на иностранца не косил. Об этом рассказали бывшие моряки Сергей Бойченко и Сергей Зинько, в жилах которых намешана русская и украинская кровь и которые считают себя советскими людьми. «Эх, двинуть бы по ним морской торпедой, но все заржавело», — говорят два Сергея.

Гремиха — советская Атлантида, один из последних островков исчезнувшего материка СССР. Вокруг бушует новая жизнь, а в Гремихе дышат славными преданиями, не могут и не хотят проходить обряд рыночно-либеральной инициации. Что дальше и где горизонт? «У нас нет будущего, нам до Мурманска не докричаться, не то что до Москвы», — отвечали последние советские атланты.

В разрушенной Гремихе я набрел на улицу Соловья и удивился, отчего на военно-морской базе ценят сказочный персонаж. Потом нашел в энциклопедии, что Арсений Соловей — это корабельный врач, погибшей в 1970 году в Бискайском заливе атомной лодки К-8. При аварии врач не стал спасаться, но отдал кислородную маску прооперированному моряку. Арсений Соловей посмертно награжден званием Героя Советского Союза.

Страна ушла — с этим мы смирились. Врач Арсений Соловей погиб. Но скоро, к этому все катится, не станет уже и улицы Соловья.

Источник: www.drive2.ru

Революция или заведомый провал: почему вокруг советских подлодок проекта 705 продолжаются дискуссии

Любые новые образцы военной техники могут стать прорывом в своей сфере, а могут обернуться полным фиаско. И подводные лодки в этом отношении исключением не является. Однако некоторые разработки оказываются слишком спорными, чтобы их однозначно оценить. Ярким примером такого неоднозначного концепта стали подлодки проекта 705, которые одни называют едва ли не революцией во флоте, а другие — полным провалом амбиций.

Один из самых неоднозначных проектов советских субмарин. /Фото: war-book.ru

Один из самых неоднозначных проектов советских субмарин. /Фото: war-book.ru

Идея этого проекта появилась в 1959 году у ведущего специалиста этого же СКБ-143 (сегодня — СПМБМ «Малахит») А.Б. Петров, который предложил создать «Малую скоростную подводную лодку-истребитель». В те годы подобный концепт был весьма своевременный: в условиях обострения Холодной войны подобные субмарины требовались для поиска и уничтожения подлодок — носителей баллистических ракет с ядерными зарядами, которые тогда активно создавалось идеологическим противником. Одобрение проекта под номером 705 произошло 23 июня 1960 года решением ЦК и Совмина.

Силуэт уникальной советской подлодки. /Фото: wikipedia.org

Силуэт уникальной советской подлодки. /Фото: wikipedia.org

В СССР проект получил название «Лира», а по классификации НАТО именовался как «Альфа» (Alfa). Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, В.А. Трапезников, А.Г. Иосифьян, главный конструктор — Михаил Георгиевич Русанов.

Кроме того, к разработке подводных лодок был привлечен ЦАГИ, где проверялись внешние обводы лодки, а также ленинградский ЦНИИ им. Крылова, бассейны которого использовали для тестирования моделей.

Подлодка должна была стать прорывом. /Фото: topgun.rin.ru

Подлодка должна была стать прорывом. /Фото: topgun.rin.ru

Новая подводная лодка должна была обладать высокими скоростью и маневренностью, хорошей гидроакустикой и мощным вооружением. Но для удовлетворения всех этих требований приходилось в буквальном смысле слова включать фантазию и разрабатывать новаторские конструктивные решений. Так, материалом для корпуса корабля и многих его узлом стал титан — более лёгкий и прочный чем сталь, а также коррозионностойкий и маломагнитный. Однако он оказался весьма привередливым во время производства самих подлодок, поэтому специалистам приходилось использовать специальные марки высоколегированной стали и бронзы.

Проект 705 стал полигоном для испытания новаторских решений. /Фото: amarket-model.com

Проект 705 стал полигоном для испытания новаторских решений. /Фото: amarket-model.com

Другим новшеством оказалось число экипажа: если на большинстве атомных подводных лодок любой страны производства служат по 80-100 человек, то в техническом задании проекта 705 было заявлено количество в 16 военных исключительно офицерского состава. Впрочем, позднее численность будущего экипажа увеличили до 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, который должен был быть и коком, и дневальным-уборщиком. Поэтому, чтобы подлодка функционировала нормально, её пришлось максимально автоматизировать.

Фишка подлодок проекта 705 - полная автоматизация. /Фото: tayni.su

Фишка подлодок проекта 705 — полная автоматизация. /Фото: tayni.su

Среди других особенностей атомных подводных лодок проекта 705 можно назвать поразительные по тем временам скоростные и маневренные характеристики, реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем, а также первые в своём роде пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Вооружение было представлено шестью торпедными аппаратами и общим боезапасом в 18 торпед. Всё это делало субмарины серьезным противником для подлодок стран НАТО.

Боевое дежурство лодок 705-го проекта нервировало НАТО. /Фото: topwar.ru

Боевое дежурство лодок 705-го проекта нервировало НАТО. /Фото: topwar.ru

Общее количество построенных подлодок проекта 705 составляет семь единиц, что сделало их первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Самый первый экземпляр, К-64, был заложен в июне 1968 года, а в декабре 1971 года был передан ВМФ СССР. Довольно быстро опытная эксплуатация продемонстрировала проблемы, связанные с реактором, ведь его фактически всё время требовалось поддерживать на одном температурном уровне, иначе, как и произошло с первой подлодкой, произойдет «закозление» паропроизводительной установки и последующее радиоактивное загрязнение лодки. Когда стало понятно, что повреждения в К-64 необратимы, в августе 1974 года она была выведена из состава флота и стала использоваться в разрезанном пополам виде для тренировок экипажей и отработки новых технологий.

Читайте также:  Как мурзик грыз лодку

Одна из лодок проекта 705 К-316 во время спуска на воду. /Фото: korabel.ru

Одна из лодок проекта 705 К-316 во время спуска на воду. /Фото: korabel.ru

При всех проблемах, АПЛ проекта 705 имела и ряд преимуществ, среди которых динамичность и высокая маневренность. Кроме того, она была способна «висеть на хвосте» у АПЛ условного противника много часов и даже уйти от выпущенной в её направлении торпеды. Поэтому остановленное после провала первой лодки производство продолжилось в Ленинграде и Северодвинске.

Проект 705 слишком опередил своё время. /Фото: war-book.ru

Проект 705 слишком опередил своё время. /Фото: war-book.ru

Остальные шесть доработанных кораблей успешно несли службу в составе Северного флота, откровенно нервируя страны НАТО. Однако и на этот раз всё было не так благополучно. Когда для поддержания температуры в реакторы на лодки установили электрокотлы, стало ясно, что питать их частично придётся с берега. С этим возникали перебои, и экипажу, чтобы не угробить реактор, приходилось держать его на высокой мощности, что увеличивало выработку топлива. А использование полной автоматизации заставляло флотское базовое начальство организовывать специальные лаборатории для периодических проверок оборудования.

Именно так появились споры о том, что лодки проекта 705, хоть и имеют уникальные боевые качества, но опережают свое время, а потому слишком сложны в обслуживании. Это предопределило судьбу всей серии: строящуюся субмарину заканчивать не стали, а почти все рабочие экземпляры в 1990 году все были выведены из состава флота. Единственная лодка, которая пережила развал СССР, К-123, несла службу до 1997 года, после чего также была снята с эксплуатации. А споры вокруг того, почему этот проект имел такую незавидную судьбу, не утихают среди специалистов и по сей день.

О том, какая подлодка снялась в культовом отечественном фильме, смотрите в видео на нашем канале:

Источник: novate.ru

1955 г.

Разработан технический проект океанской подводной лодки проекта 641 (75 единиц) (главные конструкторы – С.А.Егоров, З.А.Дерибин (с 1958 г.) Головная подводная лодка этого проекта «Б-2» вступила в строй ВМФ СССР в 1963 году.

Главным конструктором подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, назначен П.П.Пустынцев, возглавлявший бюро с 1951 по 1974 годы.

1956 г.

Разработан проект переоборудования подводной лодки проекта 613 для проведения испытаний нового вида оружия подводных лодок – крылатых ракет П-5, разработанных под руководством В.Н.Челомея. На ПЛ «С-146», переоборудованной по проекту П613, в 1956-1957 гг. был произведен ряд успешных пусков крылатых ракет.

В августе ЦКБ-18 приступило к разработке двух проектов атомных подводных лодок первого поколения:

  • атомной подводной лодки проекта 658 (главный конструктор – С.Н. Ковалев), вооруженной тремя баллистическими ракетами. Головная подводная лодка проекта 658 «К-19» вступила в строй ВМФ СССР в 1960 г. Всего по этому проекту было построено 8 подводных лодок.

  • атомной подводной лодки проекта 659 (главные конструкторы – П.П.Пустынцев, Н.А.Климов (с 1959 г.), вооруженной шестью крылатыми ракетами. Головная подводная лодка проекта 659 «К-45» вступила в строй ВМФ СССР в 1961 г. Серия состояла из 5 единиц.

1957 г.

Разработаны несколько вариантов переоборудования подводных лодок проекта 613 для установки на них крылатых ракет (проекты 644, 644Д, 646).

1958 г.

ЦКБ-18 переехало в новое здание на ул. Марата, д.90, в котором размещается по настоящее время.

Разработан проект атомной подводной лодки проекта 675 (главный конструктор – П.П.Пустынцев), вооруженной крылатыми ракетами комплекса П-6 (26 единиц). Головная подводная лодка этого проекта «К-175» вступила в строй ВМФ СССР в 1963 г. Впоследствии на подводных лодках проекта 675 устанавливались крылатые ракеты комплексов П-500 и «Вулкан».

1959 г.

Разработан технический проект 651 (главный конструктор – А.С.Кассациер) большой дизельной подводной лодки, вооруженной четырьмя крылатыми ракетами комплексов П-5 или П-6 (16 единиц). Головная лодка этого проекта «К-120» вступила в строй ВМФ СССР в 1963 г.

1963 г.

За заслуги в создании атомных ракетных подводных лодок ЦКБ-18 награждено орденом Ленина.

Разработан проект переоборудования атомных подводных лодок пр. 658 под подводный старт баллистических ракет комплекса «Д-4».

Разработан технический проект 667А атомного подводного ракетоносца второго поколения (главный конструктор – С.Н. Ковалев). Головной ракетоносец этого проекта вступил в строй ВМФ СССР в 1967 г. и стал первым кораблем самой крупной серии атомных подводных ракетоносцев (34 единицы). Впоследствии подводные лодки проекта 667А непрерывно совершенствовались в основном путем установки на них ракет с увеличенной дальностью стрельбы, разделяющимися головными частями и т.д. Часть построенных по проекту 667А подводных лодок в соответствии с договором по ограничению стратегических вооружений после снятия с них ракетных комплексов была переоборудована в подводные лодки, на которых выполнялись различные опытные и научно-исследовательские работы.

1966 г.

ЦКБ-18 переименовано в «Ленинградское проектно-монтажное Бюро «Рубин» (ЛПМБ «Рубин»).

1967 г.

Руководители СССР – Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин, А.А.Гречко – посетили строящуюся головную подводную лодку «К-137» проекта 667А.

1968 г.

Конструкторское бюро торпедных аппаратов (КБА) передано из ЛПМБ «Рубин» в специальное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит» (так стало называться СКБ-143).

Читайте также:  Кто придумал лодочный мотор

1969 г.

За успешный самоотверженный труд по укреплению боевой мощи Военно-морского флота СССР Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков наградил ЛПМБ «Рубин» памятным Военно-морским флагом.

1970 г.

Из ЛПМБ «Рубин» переданы в СПМБМ «Малахит» работы по созданию глубоководных аппаратов.

1971 г.

Разработан проект 949 атомной подводной лодки третьего поколения (главные конструкторы – П.П. Пустынцев, И.Л.Баранов (с 1977 г.), вооруженной крылатыми ракетами «Гранит». Головная подводная лодка этого проекта «К-525» вступила в строй ВМФ СССР в 1980 г. Начиная с третьего корабля «К-148», вступившего в строй в 1986 г., подводные лодки этого проекта строились по усовершенствованному проекту 949А.

1973 г.

Разработан технический проект 685 самой глубоководной в мире подводной лодки (главные конструкторы – Н.А.Климов, Ю.Н.Кормилицин (с 1977 г.). Подводная лодка проекта 685 «К-278» вступила в строй ВМФ СССР в 1983 г.

1974 г.

Начальником ЛПМБ “Рубин” назначен И.Д.Спасский, возглавлявший предприятие до 2007 года.

1976 г.

Разработан технический проект 941 тяжелых атомных подводных ракетных крейсеров (главный конструктор – С.Н.Ковалев), самых больших подводных лодок в мире. Головной подводный ракетный крейсер этого проекта «ТК-208» был передан ВМФ в 1981 г.

Разработан технический проект 667АМ (главный конструктор – О.Я. Марголин) переоборудования ракетного подводного крейсера проекта 667А для испытаний комплекса ракетного оружия Д-11 с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой Р-31.

Тем самым было положено начало новому направлению российского морского ракетостроения, которое было продолжено созданием самого мощного комплекса ракетного оружия с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой Р-39 для тяжелых ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941. ПЛ проекта 667 АМ после проведения швартовных, заводских ходовых и государственных испытаний была в декабре 1976 г. передана на совместные летные испытания ракетного комплекса. Комплекс был принят в опытную эксплуатацию. ПЛ в течение десяти лет успешно находилась в строю ВМФ СССР. Ракетный комплекс Д-11 заслужил высокую оценку военных моряков за свою надежность, безопасность, простоту в эксплуатации.

Разработан технический проект торпедных дизель-электрических подводных лодок нового поколения. Этот проект, известный под номером 877 (главный (с 1994 г.- Генеральный) конструктор – Ю.Н.Кормилицин) приобрел широкую известность за рубежом. Значительное количество этих подводных лодок было приобретено целым рядом государств. Головная подводная лодка проекта 877 «Б-248» вошла в строй ВМФ СССР в 1980 г.

5 ноября 1976 г. открыт музей ЛПМБ «Рубин».

За большие заслуги в создании специальной техники (подводных лодок) ЛПМБ «Рубин» награждено орденом Октябрьской Революции.

1978 г.

Разработан технический проект переоборудования ракетного подводного крейсера проекта 667А в торпедную ПЛ по проекту 667АТ (главный конструктор – О.Я. Марголин).

С целью значительного повышения боевого потенциала корабля проектом предусматривалось размещение бортовых торпедных аппаратов с большим количеством боезапаса во вновь изготавливаемом среднем блоке отсеков, который вваривался в прочный корпус ПЛ взамен вырезаемых и утилизируемых ракетных отсеков. Подобное решение потребовало разработки специальной конструкции корпуса, не имевшей аналогов в отечественном кораблестроении. По суммарному количеству ракетно-торпедного боезапаса ПЛ проекта 667АТ превзошла все отечественные и зарубежные подводные лодки того времени. ПЛ была сдана ВМФ в 1986 г. В последующем по данному проекту были переоборудованы еще две ПЛ.

1979 г.

Разработан технический проект 667М (“Андромеда”) (главный конструктор – О.Я. Марголин, с 1987 — Е.А.Горигледжан) переоборудования ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» с крылатой сверхзвуковой ракетой стратегического назначения 3М-25, стартующей с подводной лодки, находящейся в надводном или подводном положении.

В 1982 — 1983 гг. были проведены швартовные, заводские ходовые, а затем Государственные испытания ПЛ (без комплекса ракетного оружия). Совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались в 1988 г. сначала с наземного стенда, а затем с подводной лодки. Количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных. Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что в конце 1989 г. работы по комплексу «Метеорит-М» были прекращены, подводная лодка в 1990 г. была сдана ВМФ в торпедном варианте.

1981 г.

Разработан техно-рабочий проект 667АК («Аксон-1») (главный конструктор — О.Я. Марголин) переоборудования одной из выводимых из боевой эксплуатации АПЛ 667А в ПЛ-лабораторию для проведения опережающей морской отработки перспективных гидроакустических комплексов (ГАК), а также ряда других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения. Работы на корабле были завершены в 1983 г. Это позволило выполнить важные этапы по наладке и морской отработке как отдельных подсистем ГАК, включая буксируемую антенну, так и ГАК в целом до начала серийной поставки комплексов на строящиеся корабли.

1982 г.

Впервые в судостроительной промышленности присвоено звание Генерального конструктора И.Д.Спасскому и С.Н.Ковалеву.

Разработан технический проект переоборудования ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А по проекту 667АН в большую атомную подводную лодку для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна. Проектом предусматривалась вставка нового среднего блока взамен вырезанных ракетных отсеков, в котором должны были размещаться научно-исследовательская аппаратура и оборудование, а также каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. Учитывая назначение ПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных условий жизнедеятельности для экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие». Подводная лодка была спущена на воду в июне 1990 г. Успешно пройдя швартовные, заводские ходовые и государственные испытания, подводная лодка в 1991 г. была принята в состав ВМФ.

Источник: ckb-rubin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...