Шпангоут — Поперечный кривой брус в корпусе судна или самолета, обеспечивающий прочность и устойчивость бортов и днища.
Значение слова Шпангоут по Ожегову:
Шпангоут — Ребро корпуса судна, дирижабля или фюзеляжа самолета, служащее основой для обшивки
Шпангоут в Энциклопедическом словаре:
Шпангоут — (нидерл. spanthout) -..1) поперечное ребро жесткости бортовойобшивки судна (между днищем и палубой) или фюзеляжа летательного аппарата.См. также Набор корпуса судна…2) Изображение поперечного сечения суднана чертеже.
Значение слова Шпангоут по морскому словарю:
Шпангоут — ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну. на металлических — из угольников, приклепанных к обшивке.
Значение слова Шпангоут по словарю Ушакова:
ШПАНГОУТ, шпангоута, м. (гол. spanhout) (мор., авиац.). Поперечный брус в остове судна или дирижабля, являющийся основой для обшивки или оболочки. || собир. Совокупность таких брусьев.
«Морское дело» — Занятие №2 — Шпангоуты
Значение слова Шпангоут по словарю Даля:
Шпангоут
м. морск. ребро судна, опруга.
Значение слова Шпангоут по словарю Брокгауза и Ефрона:
Шпангоут — ребра судового остова (см. Судостроение). на деревянных судах делаются из деревьев, преимущественно имеющих уже естественную кривизну. на металлических — из угольников, приклепанных к обшивке. для увеличения жесткости Ш. к одному угольнику приклеивается другой (обратный угольник), так что получается профиль в виде Z. для получения еще большего момента сопротивления между обоими угольниками вставляется лист (флор). Часто вместо составного Ш. из угольников берут прямо Z-образный или коробчатый профиль полосы, что дает экономию в весе и работе. Р. Л—н.
Определение слова «Шпангоут» по БСЭ:
Шпангоут (голл. spanthout, от spant — балка, ребро и hout — дерево)
прямая или криволинейная балка набора корпуса судна (или фюзеляжа самолёта).
Источник: xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Шпангоут — что это? Отвечаем на вопрос.
Каждый уважающий себя эрудит запросто может расправиться с десятком-другим сканвордов. Но даже профи иногда встречаются с вопросами, на которые затрудняются ответить. В таких ситуациях не всегда помогает даже знаменитый «математический» метод подбора букв. И наверняка не один из вас сталкивался с вопросами, которые затрагивают термин «шпангоут». Это достаточно трудные задания, и чтобы ответить на них, придется окунуться в историю кораблестроения.
Что такое шпангоут?
Термин «шпангоут» пришел в русский язык из Нидерландов и дословно означает «деревянное ребро». В действительности же он представляет собой поперечный компонент силового набора корпуса кораблей, где выступает в качестве ребра жесткости.
Black Onik TV — 2 / Конструкция корпуса судна
Линкор «Гангут» совместно с 3 кораблями этой серии заложен 16.06.1909 г. на Адмиралтейском заводе.
С развитием машиностроения термин стал применяться и в сфере самолетостроения, где обозначает ребро жесткости для фюзеляжа летательного средства. Как уже стало ясно, главная роль, которую выполняет шпангоут, – это придание необходимой жесткости судну, будь оно воздушным или морским.
Также этот элемент силового набора используется для закрепления продольных компонентов, что необходимо для обшивки корпуса. Эрудированным людям будет полезно знать, что расстояние между соседними шпангоутами называется шпацией.
Виды шпангоута
Существуют две большие группы, на которые инженеры делят все шпангоуты: деревянные и металлические. Каждый тип имеет разветвленную классификацию. Так, деревянные поперечные брусья делятся на:
- Гнутые, которые состоят из цельного древесного массива. Для их изготовления используют стволы с естественной кривизной.
- Футоксовые, которые собираются из нескольких составных частей. Этот тип деревянных поперечин получил наибольшее распространение.
Из двух частей состоит футоксовый шпангоут: это флортимберс и непосредственно футокс. Флортимберс представляет собой ту часть, которая крепится к килю корабля – продольному брусу, проходящему через всю длину судна. К нему с обеих сторон крепятся футоксы.Изделия из металла делятся на большее количество классов. Но чаще всего выделяют шпангоуты по выполняемым функциям:
Французский – язык международного общения в XIX веке. Кавалеры приглашают дам – ангажемент в.
- рамные, задача которых состоит в повышении прочности корабля и соединении продольных несущих элементов;
- основные, составляющие большую часть от всего числа поперечных брусьев, служат для обшивки судна.
Количество поперечных силовых брусьев зависит от водоизмещения корабля, его осадки. Таким образом, шпангоут – это не просто несущий элемент судна, который придает корпусу жесткость. Он также придает кораблю определенную устойчивость на водной глади.
Особый тип
В судостроении особое место занимает мидель-шпангоут, несмотря на то что конструктивно он ничем не отличается от других типов поперечных силовых брусьев. Данный термин используют во время расчетов, ведь он располагается строго посередине перпендикуляра, пересекающего судно вдоль.Опираясь на расположение мидель-шпангоута, вычисляют лобовое сопротивление корабля во время движения, а также коэффициент полноты корпуса, который характеризует грузоподъемность и скорость судна. Поможет понять, что собой представляет мидель-шпангоут, фото.
«Они тесно связаны»
Одним из основных элементов набора корпуса судна является стрингер, который выполняет несколько функций:
- Воспринимает напряжение от общего изгибающего момента в продольном направлении.
- Перераспределяет нагрузку между соседними поперечными силовыми брусьями.
- Является промежуточной опорой для шпангоутов.
Кроме того, стрингеры являются основными из элементов, участвующих в обшивке корпуса или фюзеляжа самолета. В сканвордах часто попадаются вопросы касательно него, но теперь вы знаете, что стрингеры – это опора для шпангоутов.
Источник: autogear.ru
Авиация Шпангоут
Шпангоут деревянный или металлический поперечный элемент силового набора корпуса корабля, летательного аппарата или котла восьмиосного вагона цистерны, обеспечивающий жёсткость обшивки и сохраняющий её форму. Также в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью.
Шпангоут в судостроении
Бортовая балка набора корпуса судна. В корабельном наборе шпангоут бывает цельный и составной. Последний состоит обычно из двух рёбер, нижним концом укрепленных на киле. Рёбра изогнуты по форме днища корабля и продолжаются вверх на высоту борта. Сверху рёбра соединены между собой поперечной балкой, который используется как опора для палубного настила.
Вдоль борта шпангоуты соединяются стрингерами, которые идут от носа к корме по корпусу судна. Между собой шпангоуты никак не соединяются, а с остальными элементами продольного и поперечного набора они соединяются с помощью кницы: косой распорки или треугольного листа металла.
Шпангоут, расположенный на половине длины называется мидель-шпангоутом, остальные «передними» или «задними» относительно миделя. Число шпангоутов зависит от длины судна и требуемой прочности корпуса, расстояние между шпангоутами выбирается из стандартного ряда. Шпангоуты нумеруются от носа в корму либо от кормы к носу. В носовой и кормовой оконечностях судна шпангоуты часто ставятся не поперечно, а под углом, чтобы они стояли перпендикулярно обшивке корпуса. Такие шпангоуты называют поворотными.
Деревянные корабли
Поскольку корпус судна имеет U-образную форму вблизи миделя и V-образную в оконечностях, шпангоуты часто невозможно изготовить из целого дерева, поэтому их делают составными. Нижнюю часть шпангоута, соединяющуюся с килем, называют флортимберсом. В оконечностях флортимберсы имеют заострённую форму. К флортимберсу с обеих сторон примыкают футоксы, нумеруемые от флортимберса.
В зависимости от размеров корабля число футоксов может меняться. Верхнюю часть шпангоута называют топтимберсом.
Обычно шпангоуты делают двухслойными, при этом слои совмещают так, чтобы половина высоты одного слоя накладывалась на середину другого. Оба слоя скрепляют нагелями. Реже оба слоя устанавливают с зазором при помощи деревянных вставок и соединительных шипов, но и в этом случае в нижней части шпангоута слои всегда подгоняют вплотную друг к другу.
На малых судах шпангоуты тоже могут быть наборными. На небольших шлюпках шпангоуты часто изготовляют из одного искусственно выгнутого куска дерева. Шпангоуты могут состоять из нескольких склеенных друг с другом пластин. Такие клеёные шпангоуты часто выполняют как одно целое с бимсом.
Последний задний шпангоут в наборе деревянного судна называется фашенписом.
Металлические корабли
На металлических судах шпангоуты подразделяются на основные и рамные.
Холостой шпангоут это ребро жесткости бортовой обшивки. Рамный шпангоут является более мощной балкой; он образует так называемую шпангоутную раму с флором, идущим поперек днища вертикальным стальным листом с фланцем или обратной полосой, и, проходящим параллельно флору под палубой, бимсом. На судах с двойным дном флоры сверху ограничиваются настилом второго дна.
Для уменьшения веса и удобства постройки в стенках флоров делают вырезы. Холостые шпангоуты могут нижней частью через кницы опираться на флоры или просто обрываться на бортовой обшивке. Именно по холостым шпангоутам определяется основная шпация судна.
В средней части судна холостые шпангоуты обычно через 2-4 шпации чередуются с рамными. В оконечностях рамные шпангоуты ставятся, по крайней мере, через шпацию. В носовой оконечности бортовая обшивка усиливается промежуточными шпангоутами с шагом 1/2 шпации или меньше, обеспечивая дополнительную прочность при ударах волн или ледовые усиления.
Источник: www.vonovke.ru