Использование автоматической помпы сильно упрощает жизнь водномоторника. Но вот вопрос: можно ли из обычной помпы сделать автоматическую и каким образом её подключить? Для ответа на первый вопрос давайте рассмотрим их устройство. Условно автоматические помпы можно разделить на два вида: – С датчиком уровня воды; – С датчиком электрического тока.
Первые начинают откачивать воду из трюма в тот момент, когда срабатывает специальный поплавковый датчик. Датчик может быть как простой механический, так и электронный – на более дорогих моделях. Особенность работы поплавкового выключателя заключается в том, что срабатывает он при уровне воды около 5-6 см относительно плоскости установки, а выключается – при уровне 3-4 см.
Эта разница уровней при включении и отключении создана специально для того, чтобы вода, находящаяся в шлангах осушительной системы, после попадания обратно в трюм заново не включила помпу – этот процесс продолжался бы до полной посадки АКБ. Помпы второго типа автоматически включаются через равные промежутки времени, например, через минуту.
Помпа отливная.Тюнинг лодок..Лодка для рыбалки.
Если воды в трюме нет, то помпе легко крутиться и ток в электрической цепи идёт совсем небольшой, а если вода присутствует, – то помпа сразу начинает потреблять гораздо больший ток. Электрическая схема внутри помпы отслеживает потребляемый ток: если он низкий, помпа сразу же отключается, если высокий – остается включенной до полной откачки воды.
Что касается подключения, то для обычной автоматической помпы вам понадобится поплавковый датчик. При установке обязательно помните – его нельзя устанавливать ниже помпы: этим вы можете загубить последнюю. Второй важный момент заключается в том, что помпу нужно подключать в обход ключа массы, чтобы она могла работать во время длительных стоянок.
Но важно помнить, что в электрической цепи обязательно должен стоять предохранитель. Предохранитель можно подобрать, исходя из мощности помпы. Для небольших помп мощностью до 1000 GPH (70-75 л/мин) обычно подходит предохранитель номиналом 5А.
Для подключения удобно использовать специальную панель с трёхпозиционным переключателем, индикацией включенного режима и встроенным предохранителем. Трёхпозиционный переключатель необходим для того, чтобы вы могли менять автоматический режим работы помпы на ручной или совсем выключить её. Как вариант, можно использовать подходящий трёхпозиционный тумблер типа ON-OFF-ON или ON-OFF-(ON). Рассмотрим первый вариант подключения обычной помпы с использованием поплавкового выключателя.
- Аккумуляторная батарея
- Трехпозиционный выключатель или тумблер с фиксацией
- Предохранитель
- Помпа
- Поплавковый выключатель
- Двухпозиционный выключатель или тумблер с фиксацией
Второй вариант по проще, он поможет вам подключить помпу ТОЛЬКО в автоматическом режиме
Третий вариант для тех кто приобрел или решил приобрести автоматическую помпу со встроенным датчиком. Цвета проводов могут отличаться, уточняйте этот момент в инструкции к помпе.
Электрика в лодке! Подключение кнопок с aliexpress к предохранителям!
Источник: kater-shop.ru
Лодочные помпы для откачки воды (Трюмные помпы)
Лодочная помпа (трюмная помпа) для удаления воды из лодки – аксессуар, к которому уже многие привыкли. Водномоторники со стажем помнят, что лодки, выходящие с конвейеров заводов комплектовались специальным черпаком для удаления воды из лодки.
Попадание воды при движении
При движении лодки, в зависимости от ее конструкции, вода, так или иначе, попадает внутрь кокпита. Пока не изобретен идеальный волнорез, днище лодки производит волну, которая, разбиваясь о днище, образует облако брызг. Эти брызги частично оседают в кокпите. Чем выше волна, по которой идет моторная лодка, тем больше образуется брызг.
Для малых надувных лодок, кроме брызг, возникает ситуация захлестывания волной бортов судна. Для твердокорпусных лодок такая ситуация возникает при движении в сильном волнении.
Конструкция лодок направлена на то, чтобы оградить кокпит от попадания забортной воды, но на практике, вода в той или иной степени попадает в лодку.
Попадание воды в лодку из осадков
Дождь – одна из серьезных опасностей для лодки. Очень часто приходится встречаться с ситуацией, когда на стоянке с лодки срывает часть тента и дождевая попадает в кокпит. К тому же тенты не всегда обеспечивают необходимую герметичность.
Другие причины попадания воды в лодку
Вода в лодку попадает не только при движении или из-за дождя. Мелкие пробоины или разгерметизация подводной части корпуса приводят к течам. Это наиболее опасная причина нахождения воды в кокпите. Кроме того, купающиеся члены команды приносят воду на себе. Интенсивная рыбалка также приводит к попаданию воды в кокпит.
Необходимость откачки воды из лодки
Вода в лодке влияет на мореходные качества судна. В первую очередь это относится к скорости и экономичности мотолодки из-за дополнительного веса воды, который необходимо буксировать. Большой объем забортной воды в лодке приводит к уменьшению остойчивости судна, т.к. при кренах или дифферентах вода перетекает на заглубленную сторону лодки, смещая тем самым центр тяжести судна.
В конце концов, вода в лодке промочит Ваши вещи и приведет к тому, что пол станет скользким. При волнении это – небезопасно. Заливание лодки водой может привести к ее затоплению.
Самоотливной кокпит
Отвод воды из кокпита может решить самоотливной кокпит. Для этого в местах наибольшего скопления воды монтируются шпигаты.
Шпигат – отверстие в корпусе лодки для удаления воды.
Если это позволяет конструкция лодки, шпигаты располагаются выше ватерлинии. Стоит очень аккуратно их эксплуатировать и не забывать о том что они открыты. При сильной загрузке лодки и, тем более, при движении реверсом, шпигаты, расположенные в корме, способны наоборот набрать воды в лодку.
Простота конструкции пробки шпигата самоотливного кокпита заставляет многих производителей лодок и катеров выносить ее на внешнюю сторону, что крайне неудобно в эксплуатации. Многие водномоторники сознательно не используют шпигаты, так как для этого необходимо залезть под дейдвуд мотора, нащупать пробку и снять ее. Если нет волны в корму делать это лучше прямо перед поездкой или во время движения.
Ряд производителей все же изобретают способ расположить пробку шпигата в кокпите.
В подавляющем большинстве моделей лодок шпигаты не могут обеспечить полный отвод воды из кокпита.
Черпак и поролон
В ходу у многих водомоторников два главных инструмента для устранения воды из кокпита – черпак и губка. Средства эти весьма надежны, но несколько неудобны, а работа с ними трудоемка. Если лодка небольшая, а выезды на ней нечасты, то эти инструменты вполне достаточны.
Трюмная помпа — современное решение
В настоящее время уже многие модели лодок оснащаются специальными лодочными (или трюмными) помпами. Трюмная помпа – это насос, который откачивает воду из лодки и выплескивает ее за борт.
Лодочные помпы можно условно разделить на три вида: ручные, электрические, автоматические.
Ручные лодочные помпы
Ручная лодочная помпа – это, как правило, жесткозакрепленный насос, приводимый в работу мышечной силой. Мы условно назвали этот вид помп ручным, так как существует масса исполнений насосов с ножным приводом, действующих аналогично «лягушке» надувной лодки.
Большинство ручных помп основано на диафрагменном принципе работы. Конструктивно можно выделить ручные помпы, выполненные в виде велосипедного насоса, помпы с педальным приводом и помпы с рычагами. Рычаги привода насоса помпы могут быть съемные и стационарные.
Электрические лодочные помпы
Электрические трюмные помпы снабжены электромотором, приводящим насос в работу. Такие помпы могут быть также диафрагменные или их принцип работы предполагает наличие крыльчатки.
Эти помпы более удобны в работе. Выключатель электрической помпы выносится на панель переключателей и может включаться в любое удобное время.
Сливные отверстия таких помп могут располагаться на некоторой высоте, чтобы в них не попадала забортная вода.
Помпы могут подключаться и через обратные клапаны.
Обратный клапан в шпигате лодки – как правило, механическое устройство, недопускающее обратный ход воды.
Схема подключения помпы с обратным клапаном позволяет располагать сливное отверстие практически в любой части корпуса лодки.
Выпускается огромное количество вариантов и моделей электрических лодочных помп. В своем большинстве, они работают от постоянного напряжения 12 Вольт.
Автоматические электрические помпы
В этот раздел мы поместили электрические помпы, оснащенные электронным или механическим механизмом контроля наличия воды в лодке и отключения. Автоматические лодочные трюмные помпы – наиболее удобный способ откачки воды из лодки, практически не требующий участия человека.
Наличие в лодке воды может контролироваться как датчиком-влагомером, так и поплавковым механизмом а-ля унитазный бачок. Обе конструкции достойно выполняют свою функцию и у обеих есть недостатки и преимущества. Электронная схема, контролирующая показания датчика влаги, требует наличия постоянного питания.
При длительной стоянке со включенной схемой возможна частичная или полная разрядка аккумулятора. Поплавочная схема удобнее на стоянке, т.к. не требует постоянного питания. При этом механические части шарнира могут загрязняться, а качка лодки может вызвать ложное срабатывание.
Монтаж лодочной трюмной помпы
В случае установки на лодке автоматической помпы, питание для нее необходимо провести помимо главного выключателя массы через отдельный предохранитель. То же справедливо, если на Вашей марине есть договоренность с обслуживающим персоналом о включении помпы при наличии в лодке воды
Помпы устанавливаются в места наибольшего скопления воды. Если это не возможно и позволяет конструкция лодочной помпы, ее можно разместить в любом месте, а к самому низкому месту кокпита подвести водозаборный шланг.
Сливной шланг помпы, если не предполагается обратного клапана оснащают гидрозатвором. Для этого поднимают часть сливного шланга на некоторое расстояние, относительно сливного отверстия. На рисунке приведена схема расположения двух помп в морском судне.
Выбор лодочной трюмной помпы
Трюмные лодочные помпы для откачки воды имеют различную конфигурацию корпуса и производительность.
Конфигурация лодочной помпы
При выборе трюмной помпы следует обратить внимание на свободное место в лодке на предмет его вместимости. Если у Вас в лодке скапливается много грязи ил песка, выбирайте помпу с соответствующим фильтром.
Производительность лодочной помпы
Один из основных параметров трюмных помп – это их производительность. Метрическая система предполагает измерение этого параметра в литрах в час, английская – в галлонах в час. Производительность трюмной помпы выбирается в зависимости от забрызгиваемости кокпита и от обычной интенсивности осадков. Не стоит переплачивать за мощную помпу, которая будет включаться для откачки 5 литров воды за выезд. Обычная производительность помп для маломерных судов составляет от 1500 до 8000 литров в час.
Существует эмпирическая таблица зависимости производительности лодочной помпы от длины судна:
Длина лодки в футах | Количество помп | Производительность в галлонах/час |
16 — 20 | 2 | 2500 |
21 — 26 | 2 | 3000 — 3500 |
27 — 35 | 3 | 3500 — 4500 |
36 — 42 | 3 | 6000 |
43 — 49 | 3 | 8000 |
50 — 59 | 4 | 9000 — 10,000 |
60 — 60 | 4 | 10,000+ |
Использовать эту таблицу мы рекомендуем с оглядкой на тип лодки и условия её эксплуатации.
Источник: parohodoff.ru
Осушительный насос (помпа) для лодки
При выходе на воду может случиться все что угодно. Лодку может захлестнуть волной или начаться внезапный дождь. В этом случае лодочный кокпит или палуба наполняется водой, что ни есть хорошо для безопасности судна. Для таких ситуаций хорошо иметь осушительный насос или помпу. Лодки Поволжья расскажут в общих чертах, как выбрать осушительный насос для лодки.
- 1Что такое осушительная помпа для лодки?
- 2Какие бывают осушительные помпы (насосы) для лодки?
- 3Особенности эксплуатации лодочной осушительной помпы (насоса)
Что такое осушительная помпа для лодки?
Вода в кокпите пагубно влияет на ходовые способности судна. Попасть на борт воде не так-то и трудно. Это может произойти при движении лодки, которая под мотором производит волну. Она разбивается о дно и производит брызги, которые оседают в кокпите. Если волна высокая, то и брызг соответственно будет больше.
Компактной надувной гребной лодке может не грозить образование брызг от движения, но существует опасность захлестывания волной.
Твердокорпусные лодки могут страдать от битья волн о лодочные борта: так вода может попасть в кокпит.
Производители лодок оптимизируют выпускаемые модели так, чтобы минимизировать попадание воды в кокпит. Но риск попадания воды в лодочный кокпит по-прежнему сохраняется. И этому причиной осадки. Главная опасность, которая подстерегает при выходе на воду – это непогода. Лодочный тент может повредить ветер и шторм, и тогда лодка останется открытой для заливания дождевой водой.
Повреждение корпуса лодки также играет не последнюю роль для попадания воды в кокпит. Даже маленькая пробоина может обернуться серьезным бедствием, где потребуется помощь осушительного насоса (помпы).
Процесс осушения лодочного кокпита в обычной надувной лодке ПВХ не вызывает особых сложностей. Надувной кокпит сам по себе достаточно удобен в эксплуатации, а удаление воды происходит при помощи обычного пластикового черпака и тряпки. Купить черпак для лодки – это необходимый минимум при эксплуатации гребной или надувной моторно-гребной лодки ПВХ.
Когда речь идет о крупногабаритных лодках, РИБ или катерах, то необходима трюмная помпа (насос). Купить осушительный насос или помпу для откачки воды необходимо всем владельцам моторных лодок, не зависимо от дальности водного пути.
Трюмная помпа – это насос, который откачивает воду из лодки и выплескивает ее за борт. Лодочные помпы можно условно разделить на три вида: механические, электрические и автоматические.
Какие бывают осушительные помпы (насосы) для лодки?
В настоящее время многие модели лодок оснащаются самоотливным кокпитом. В надувных лодках за безопасное удаление воды с кокпита отвечает сливной клапан, который находится в лодочном транце. А у крупных лодок и катеров имеется шпигат.
Купить сливной клапан для лодки ПВХ удобно в интернет-магазине Лодки Поволжья.
Даже лодку, оборудованную сливным клапаном или шпигатом необходимо укомплектовать осушительной помпой.
• Механические осушительные лодочные помпы (насосы) •
Как и любой механический насос данная осушительная помпа представляет собой жесткозакрепленную модель, которая приводится в работу при помощи мышечной силы рук или ног. Бывают ручные или ножные осушительные насосы для лодок. Все они имеют простую конструкцию, понятный принцип работы и компактный размер. Механический насос для осушения лодки выручит при любых ситуациях.
Для работы необходимо соединить шланг и рабочий корпус и привести насос в работу при помощи известных, нехитрых манипуляций. В интернет-магазине Лодки Поволжья Вы можете купить ручной осушительный насос для откачки воды из лодки по доступным ценам от производителя.
• Электрические осушительные лодочные помпы (насосы) •
Упростить процесс откачивания воды из трюма или палубы поможет электрическая осушительная помпа или трюмная помпа. Выпускается огромное количество вариантов и моделей электрических лодочных помп. В своем большинстве, они работают от постоянного напряжения 12 Вольт. Насос приводит в работу электромотор. Такие помпы могут быть также диафрагменные или их принцип работы предполагает наличие крыльчатки.
Компактные электрические помпы для откачивания воды могут быть оборудованы в основании фильтром грубой очистки. Такой фильтр задерживает различный мусор, который попал в лодку: листья, обломки веток, речные камушки. Основную работу выполняет крыльчатка импеллера, расположенная в камере насоса. В корпусе помпы располагается электрический движок. Корпус компактной электропомпы может оснащаться удобной ручкой для переноски.
Выключатель электрической помпы выносится на панель переключателей и может включаться в любое удобное время. К бортовой сети электрическая осушительная помпа подключается через предохранитель и двухпозиционный выключатель. Сливные отверстия таких помп могут располагаться на некоторой высоте, чтобы в них не попадала забортная вода.
Подключить электрическую помпу можно через обратный клапан. Он представляет собой механическое устройство, располагающееся в лодочном шпигате и препятствующее обратному ходу воды. Схема подключения помпы с обратным клапаном позволяет располагать сливное отверстие практически в любой части лодочного корпуса.
• Автоматические осушительные лодочные помпы (насосы) •
Автоматические осушительные лодочные помпы представляют собой электрические насосы, оснащенные электронным или механическим механизмом контроля наличия воды в лодке и отключения. Такой способ откачки воды из лодки практически не требует участия человека.
Наличие воды в лодке контролирует датчик-влагомер или поплавковый механизм.
Для электронного контроля показаний датчика-влагомера необходимо постоянное наличие питания. Это может грозить разрядкой аккумуляторной батареи.
Поплавочный механизм не требует питания, что удобно во время стоянки лодки. Но есть риск загрязнения механического шарнира поплавкового переключателя, а также ложного срабатывания во время волновой качки лодки.
Особенности эксплуатации лодочной осушительной помпы (насоса)
При эксплуатации лодочной осушительной помпы возникает много разных вопросов. Лодки Поволжья собрала самые популярные из них и подготовила ответы на волнующие вопросы.
• Модель осушительной помпы •
Главный вопрос, который волнует многих владельцев моторных лодок, какую модель осушительной помпы выбрать. Стоит разумно подходить к этому вопросу. Основное, на что необходимо обратить внимание при выборе помпы, — это размер лодочной ниши, куда она будет установлена. Если выбранная модель осушительной помпы подходит по заданным габаритам, то можно смело приобретать модель любой мощности.
С осушением кокпита от брызг воды или дождя поможет справиться осушительная помпа любой мощности. Для лодки с пробоиной даже мощной осушительной помпы будет не достаточно. Она поможет частично удалить воду, но сам факт необходимости ремонта лодки помпа не отменяет.
• Установка элеткропомпы рядом с топливным баком •
Электрическую помпу разрешается располагать рядом с бензиновым лодочным мотором. Электрический насос имеет герметичный корпус, который препятствует попаданию разлитого топлива и прочих горючих веществ. Безопасно откачать пролитый бензин в лодке можно при помощи разбавленной воды, которую можно налить в трюм.
• Как обслуживать осушительную помпу •
Специального обслуживания осушительная помпа для лодки не требует. Единственное, на что необходимо обращать внимание при ее эксплуатации – это мелкий мусор, который может засорить механизм и повредить крыльчатку. Ремонту вышедшая из строя помпа практически не подлежит ввиду отсутствия запчастей для такого оборудования. Придется покупать новую модель.
• Для каких лодок рекомендована помпа с автоматическим включением? •
Автоматическая трюмная помпа устанавливается в таких лодках, куда нет возможности добраться для ручного откачивания воды, просмотра уровня воды, разглядывания лодочного трюма. Компактным лодкам автоматическая установка трюмной помпы не требуется. Здесь подойдет обычный электронасос, который отлично справится с откачкой воды.
• Какой производительности должна быть помпа? •
Под производительностью осушительной помпы подразумевают количество воды, которую агрегат сможет перекачать из лодки за единицу времени. Этот показатель обозначается производителем прямо на корпусе помпы: 500 GPH, 750 GPH или 1500 GPH. Производительность вычисляется в галлонах. 1 галлон условно соответствует от 3,79 до 4,55 литра.
Например, осушительный насос, производительностью 350 GPH сможет перекачать примерно 22 литра за час. Это хороший показатель при необходимости перекачать залитый дождем или волной кокпит.
• За какое время электропомпа разрядит АКБ? •
Владельцы моторных лодок переживают, что подключенная электрическая помпа может полностью разрядить аккумуляторную батарею, что остановит работу самой электропомпы и подведет работу лодочного мотора. Известно, что срок службы любого аккумулятора ограничен. В среднем полностью разрядить АКБ можно только заставив его работать непрерывно более 5 часов. На практике это бывает достаточно редко. Поэтому можно не бояться, что обычная осушительная помпа сможет разрядить Ваш аккумулятор.
К тому же, лодки с подвесным двигателем ручного запуска не задействуют работу АКБ, так что ничто не помешает движению лодки.
Итак, осушительная помпа для лодки необходима, чтобы быстро удалить попавшую в трюм или кокпит жидкость. Существуют разные осушительные помпы: механические и электрические. Помпы или насосы для откачивания воды используются как в надувных лодках ПВХ, так и в жесткокаркасных лодках и катерах. Для лодок ПВХ можно обойтись ручной помпой или компактной электрической.
Для катеров требуется электропомпа с подключением к питанию АКБ или автопуском. При выборе осушительной помпы рекомендовано руководствоваться ее габаритами для удобной установки и эксплуатации, а уже после обращать внимание на производительность, которая исчисляется в галлонах.
Источник: kraiv.ru