Схема подключения электрооборудования в лодке

Home » Делимся опытом » Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита, схема электрооборудования.

Провода.

То, что ВСЕ провода на вашем судне должны быть морские — из отожженной меди характерного серебристого цвета, я уже сказал. То, что десять метров такого провода стоят под сто дллрв, вы узнаете сами. Нет? Дешевле? Ха-ха.

Ошибаетесь.

Какого сечения провод вы выбрали? По сухопутной привычке — как стержень от шариковой ручки? Положите обратно. Провод на яхте должен быть толщиной с карандаш! И это не шутка. Провода, идущие, например, на якорную лебедку вообще должны быть толщиной с большой палец! И два таких провода, тянущиеся до носа лодки, стоят целое состояние.

Почему так? Да потому что напряжение бортовой сети яхты — 12 (редко 24) вольт, и, что бы при таком маленьком напряжении передать сколь ни будь существенную мощность, провод должен быть толстым! Что бы без сопротивления пропускать через себя большой ток.

Так, стало совсем страшно — в одной фразе сразу несколько величин, вызывавших оторопь еще в школе — напряжение, мощность, ток, сопротивление… Не пугайтесь! На самом деле, это все несложно — нужно только включить воображение. Вы ни когда не задумывались — почему столь сложные понятия называются простыми словами — вот «ток» это что, как у воды? Она же тоже течет? Ну, да.

Электрика в ЛОДКУ.

У меня вообще такое подозрение, что тот, кто это все придумал, тоже сильно путался, и придумал себе аналогию.

Смотрите — есть бочка с водой. Внизу бочки — дырка. Чем выше уровень воды в бочке — тем больше напряжение V. Чем больше в бочке дырка — тем меньше сопротивление R (вытеканию). Чем меньше сопротивление (вытеканию), тем больше (по)ток I.

Чем больше (по)ток I , и чем выше напряжение V (уровень воды) — тем большую мощность P можно от этого всего получить. Мощность P , как легко догадаться — это произведение напряжения V на ток I

Напряжение V (Вольты) — на яхте всегда постоянно — 12 вольт, по этому Ток А (Амперы) напрямую зависит от того, прибор какой мощности Р (Ватт) вы собираетесь включить.

P= A *V(постоянное) Хотя, это все, наверное, излишне сложновато. Просто запомните очевидное:

Чем больше мощность прибора, тем больше тока он потребляет.

Именно параметром тока — Амперами — мы и будем дальше в основном оперировать. Он очень похож на деньги. Подключение каждого прибора «стоит» столько-то ампер, а ваша электрическая «зарплата» — это то, сколько ампер принесли вам в сеть солнечные панели, ветряки и генераторы. Если ваша лодка вырабатывает больше электричества, чем тратят ваши потребители — отлично, ваш «кошелек» (батареи) никогда не опустеют. Если же вы втыкаете, например, прожорливый холодильник или радар, потребляющий много ампер — тут могут быть варианты…

Вернемся, однако, к сечению провода. У нас дома напряжение 220 вольт — бочка высоченная, и даже через маленькую дырочку струячит сильно, по этому, все провода относительно тонкие. На яхте — бочка низенькая, 12 вольт — почти в двадцать раз ниже, чем дома. Значит, что бы получить такую же мощность, нужен (по)ток в те же двадцать раз больше! А такому току уже нужен ТОЛСТЫЙ провод.

Монтаж электропроводки и подключение приборов на алюминиевой лодке!

И чем дальше ему течь, тем толще нужен провод. По моему — логично.

Минимальное сечение провода (кв.мм.) = длина провода (м) * сила тока (А) * 0.05

То есть, если вы, посреди океана, решили вечером посмотреть кино, и воткнули в сеть ноутбук, то, при своей мощности в 150 Ватт, и напряжении 12 V, он будет жрать… Сколько? Правильно: 150 Ватт делим на 12 Вольт и получаем… больше 10 Ампер! Длина провода от батареи до прикуривателя, в который вы воткнули зарядку ноута — метров пять, так что только для одного ноутбука сечение провода уже должно быть минимум 2, 5 миллиметра! А у вас же еще работает навигация, огни, музыка — кто же кино без звука смотрит — вот вам и провода толщиной с карандаш.

Формула для сечения провода есть — дальше считайте сами. Только не забывайте, что аппетиты имеют тенденцию к росту, и, возможно, завтра вам придет в голову добавить к комплектации лодки, например, крайне энергоемкий ватермейкер. Что бы не переделывать заново проводку, лучше уже сегодня заложить запас по сечению проводов. И по длине тоже.

Ни в коем случае провода не должны быть «в натяг», им должно быть удобно лежать, а то перетрутся! Поскольку провода любят тереться, лучше их пускать в норке-трубке, и каждый провод должен иметь запас по длине сантиметров двадцать, не меньше — мало ли, что нужно будет переделать.

Проводов два. Плюс и минус. Плюс, обычно, это красный провод, минус обычно черный. От батареи по красному проводу бежит ток, выключатель его пускает или не пускает — если пустил, то он бежит дальше к потребителю, там работает и возвращается по черному проводу. Почему выключатель должен быть на красном (плюсовом) проводе? — что бы при выключении цепи возможно бОльшая ее часть обесточилась — а то, мало ли, что!

Как соединять элементы электрической цепи?

f0014325

Существует только три приемлемых варианта — классическая пайка оловом, обжим проводов специальными наконечниками с помощью специальных щипцов, и винтовые колодки-контакторы. Изначально на своей лодке я сделал все соединения паяными. Сыграла роль и желание сэкономить — олово и канифоль почти ничего не стоят, а за наконечники нужно платить, и «инерция мышления» — когда я начинал работать с электрическими цепями, про обжимные наконечники никто и не слышал.

Практика показала, что пайка — это прошлый век. Были приобретены специальные щипцы, и к концу кругосветки все провода заканчивались аккуратными симпатичными наконечниками, а в шкафчике лежала целая «касса» с разнообразными коннекторами. Все это было куплено в яхтенных магазинах за немалые деньги, но, это того стоило — правильно обжатый наконечник служит долго, позволяет делать соединения разъемными (при необходимости), и технология обжима гораздо проще, чем пайка — по крайней мере, не нужно размахивать горячим паяльником в жаркой каюте.

s10

Vintovoj-klemmnik

Винтовые коннекторы — по моему мнению — менее надежны, чем обжимка. Они отлично работают с «твердыми» одножильными проводами, на судне же используются провода многожильные — и вот эти многочисленные тоненькие жилки перекусываются винтами коннектора при их затягивании. Планка с винтами может использоваться (и используется) для того, что бы «собрать в кучу» уже обжатые провода — например, там, где собираются все плюсовые или минусовые провода.

подпись проводов

Еще одним приятным «новшеством» стали термоусадочные трубки, пришедшие на смену изоленте, и пластиковые хомуты, позволяющие навести хоть какой-то порядок в жгутах проводов, толщиной в руку. Хотя, конечно, это не такое уж и новшество, по этому, слово и в кавычках.

Как пометить провода? Опять же, учитесь на чужих ошибках. Я помечал провода, приклеивая к ним ярлычок из изоленты, и делая на нем надпись шариковой ручкой. Через год надписи пропали! Все одномоментно. Вот это у меня был шок!

Читайте также:  Лодочный мотор микатсу 5 характеристики

Куда девались надписи — до сих пор для меня загадка — чернила просто испарились. Чего мне только не советовали читатели! И кембрики разноцветные одевать, и пластмаски с двоичным кодом из дырочек… Сердце успокоилось алюминиевой тубой от зубной пасты. На пластинке царапалась надпись, и железочка закручивалась вокруг провода. Мне такой способ понравился, хотя есть и современные желтенькие кубики.

Защита.

Каждая цепь должна быть защищена предохранителем. Иначе, от любого замыкания поплавятся провода и начнется пожар.

Первая ступень защиты — здоровенный «выключатель массы», для ручного отключения батареи. Используется, когда вы, например, уходите с лодки и хотите ее обесточить, или во всяких аварийных ситуациях, когда что-то дымится и воняет паленой изоляцией, а не понятно где именно.

Вторая ступень — автоматические или плавкие предохранители. Автоматы обычно используются в цепи якорной лебедки, плавкие предохранители защищают остальные цепи. У каждой цепи — свой тумблер отключения. Сколько нужно цепей? Зависит от энерговооруженности лодки. Обычно устройства разделяют на группы по логике использования (примерно) следующим образом:

— Ходовые огни, свет в каютах, освещение палубы.
— Навигационные приборы. Возможно, отдельно — АIS.
— Радар.
— Привод автопилота
— Связь — рация, спутниковые телефоны, инет-тарелка, приемники, музыка, монитор.
— Помпы, водяные насосы, туалет (если электрический)
— Выход на прикуриватели. «Барашки» для подключения внешних устройств по 12 V; USB-зарядка
— Инвертор
— Холодильник

В отдельные цепи выделяются энергоемкие приборы, такие, как радар, инвертор или холодильник. Безусловно отдельной цепью должен быть выход на прикуриватели — вероятность замыкания тут наибольшая, возможна даже защита этой цепи автоматическим предохранителем.

Схема электрооборудования.

С тем, как соединять элементы, и с зашитой цепей мы, вроде, разобрались. Теперь вопрос в том, как же принципиально строится схема электрооборудования яхты? Удобнее представлять сложную схему, разделенной на блоки, отвечающие за генерацию энергии, ее сохранение и использование. Давайте так и сделаем. Пока смотрите схему «в общем», а в следующей части подробно разберем каждый из блоков.

1

  1. Электричество на борту. Часть 1.
  2. Электричество на борту. Часть 2. Провода и их соединение, защита.
  3. Электричество на борту. Часть 3. Аккумуляторы и генераторы.
  4. Электричество на борту. Часть 4. Энергетический расчет, дополнения.
  5. Электричество на борту. Часть 5. Упрощения, допущенные в статье.

Источник: saillife.ru

Электрооборудование катеров

Рис. 1. Принципиальная схема распределения электроэнергии катера с бензиновым двигателе

Информация об изображении
Рис. 1. Принципиальная схема распределения электроэнергии катера с бензиновым двигателе

Основным источником электроэнергии на катере является генератор постоянного тока, устанавливаемый на двигателе, а запасным — аккумуляторные батареи (рис. 1). На катерах обычно используют свинцово-кислотные аккумуляторы напряжением 2 в, соединенные последовательно по три или по шесть, в результате чего получаются 6- и 12-вольтовые батареи.

На лодках с подвесными моторами для освещения ходовых огней и сигнализации можно использовать аккумуляторы небольшой емкости типа 6СТ28 или 6СТ42 (цифры 28 и 42 обозначают номинальную емкость батареи в ампер-часах).

Рис. 2. Плавкие предохранители

Информация об изображении
Рис. 2. Плавкие предохранители

Нормальная работа генератора на всех режимах обеспечивается регулятором напряжения и реле обратного тока, которое замыкает цепь между генератором и батареей, когда напряжение генератора превышает напряжение батареи, и размыкает цепь при обратном токе от батареи к генератору. Этот прибор исключает возможность повреждения генератора и одновременно предохраняет батарею от разрядки через генератор. Уход за ним заключается в периодической проверке состояния соединений проводов с зажимами и подтяжке креплений реле-регулятора.

Рис. 3. Выключатели

Информация об изображении
Рис. 3. Выключатели

На малых катерах приборы контроля и управления двигателем, предохранители и выключатели монтируются на общем распределительном щитке. Панель щитка изготовляется из огнестойкого и прочного изоляционного материала (гетинакс, текстолит) или из металла. Все открытые токоведущие части электрооборудования монтируются с внутренней стороны панели.

Для защиты сети от токов короткого замыкания применяются плавкие предохранители серии ПВ, устанавливаемые в специальные блоки (рис. 2), состоящие из пластмассового основания, зажимов для предохранителей и контактных болтов для присоединения проводов. К панели щитка блоки крепят с, внутренней стороны через отверстие в середине основания.

Рис. 4. Катерные светильники

Информация об изображении
Рис. 4. Катерные светильники

Для включения и выключения осветительных приборов используются однополюсные и двухполюсные выключатели серии В-45 (рис. 3). Предохранители и выключатели могут быть заменены одним автоматом, который одновременно будет отключать электрическую цепь в случае короткого замыкания или перегрузки.

Для освещения щитка с приборами применяется специальная осветительная арматура типа КЛС.

Для освещения каюты устанавливают одноламповые катерные плафоны. Плафон состоит из двух металлических никелированных корпусов: внутреннего (с патроном типа 2с-15) и наружного, в котором укреплен защитный колпак из молочного стекла (рис. 4). Плафон типа 38 имеет дополнительно шторки из цветного шелка, закрепленные на поворотных проволочных дугах.

Рис. 5. Фара

Информация об изображении
Рис. 5. Фара

Промышленность также выпускает специально для оборудования катеров настенное бра с малогабаритным выключателем и двусторонний светильник для освещения помещений по обе стороны переборки. Имеются и катерные подпалубные фонари с сальниками для ввода установки штепсельной розетки и выключателя.

Для освещения далеко расположенных объектов, например, при подходе к берегу, устанавливают фару (рис. 5), поворачивающуюся в горизонтальном и вертикальном направлениях, с выключателем на распределительном щитке. Подключение фары к сети осуществляется шланговым проводом через герметический штепсель.

Рис. 6. Переносной светильник типа СРК 1401

Информация об изображении
Рис. 6. Переносной светильник типа СРК 1401

Ручной переносной светильник (рис. 6) служит для временного местного освещения при ремонте в моторном отсеке, а также для световой сигнализации при расхождении и обгоне судов.

Для ходовых огней (бортовых, топовых и гакабортных) применяют светосигнальные приборы, показанные на рис. 7. Бортовые огни устанавливают со специальными щитками, чтобы огонь одного борта не мог быть виден с другого.

Рис. 7. Приборы бортовых отличительных огней

Информация об изображении
Рис. 7. Приборы бортовых отличительных огней

Для присоединения вилок гибких шланговых проводов от фары, переносной лампы и других осветительных приборов, расположенных на верхней палубе, применяют штепсельные соединения в водозащищенном исполнении (рис. 8). Кабель вводят в корпус штепселя через специальный патрубок, ввернутый вместо сальниковой гайки, а между фланцем патрубка и палубой прокладывают резиновую или парусиновую прокладку, пропитанную суриком.

Рис. 8. Штепсельное соединение

Информация об изображении
Рис. 8. Штепсельное соединение

На катерах часто устанавливают морские соединительные коробки и выключатели (рис. 9). Эти изделия имеют большие габариты и вес, но в ряде случаев им следует отдать предпочтение перед автомобильными и авиационными, не рассчитанными на повышенную влажность.

Рис. 9. Арматура в водозащищенном исполнении

Информация об изображении
Рис. 9. Арматура в водозащищенном исполнении

Для электропроводки на катерах широко применяют тепловлагостойкий лакированный провод марки ЛПРСГ (рис. 10). Облегченные кабели КОВЭ в полихлорвиниловом шланге используются для прокладки на катерах постоянных электрических сетей. Для фар, переносных ламп и т. п. применяется гибкий кабель марки PLUM в резиновой шланговой оболочке.

При выборе сечения провода для монтажа различных участков катерной сети следует придерживаться сечений, указанных в принципиальной схеме электрооборудования (рис. 1).

Рис. 10. Кабели

Информация об изображении
Рис. 10. Кабели

При монтаже сети целесообразно объединять отдельные провода в общий жгут, который следует обмотать киперной илн миткалевой лентой и покрыть изоляционным лаком. Концы проводов разделывают и маркируют. На рис. 11 показан готовый жгут, а на рис. 12 — место его прокладки.

Читайте также:  Где продаются лодки на пульте управления

Жгут крепят кабельными скобами с одной или двумя лапками или хомутами-подвесками (рис. 13), а между жгутом и металлической скобой или подвеской прокладызают прессшпан или резину.

Сеть можно также прокладывать в алюминиевых трубках и гибких металлических шлангах. Для скрытой проводки в процессе постройки катера следует предусмотреть специальные каналы.

Рис. 11. Жгут из проводов, готовый для монтажа

Информация об изображении
Рис. 11. Жгут из проводов, готовый для монтажа

Способ подключения приборов удобно рассмотреть на примере переносного светильника. Разобрав светильник, как это показано на рис. 14, нужно вывернуть сальниковую гайку, вынув нажимные и уплотняющие кольца, надеть их на кабель и сдвинуть по нему на такое расстояние, чтобы они не мешали работе.

Провод с сальниковой гайкой, нажимными и уплотняющими кольцами вводят в корпус светильника. На шланговой оболочке кабеля устанавливают зажимную скобу, которая не дает ему выскакивать из светильника. Патрон, после того как к нему присоединили концы провода, крепят с помощью мостика к корпусу светильника. В последнюю очередь производят уплотнение ввода.

Для этого вводят упорное кольцо, затем уплотняющее и нажимное кольца, завертывают сальниковую гайку и ввертывают стеклянный колпак с предварительно уложенным резиновым уплотняющим кольцом. Второй конец провода, длина которого определяется размерами катера, подключают к штепсельной вилке. Монтаж штепсельной вилки показан на рис. 15.

Чтобы кабель при натяжении не выскакивал из корпуса вилки, на конце шланговой оболочки делают утолщение (бандаж) из изоляционной ленты. Место ввода кабеля в корпус вилки заделывают и уплотняют. Поверх уплотнения производят оклетневку щпагатом диаметром 1,5 м; клетневать нужно в направлении от провода к вилке, иначе витки шпагата будут сползать. Оклетневка покрывается изоляционным лаком. Таким же образом производится заделка кабелей у наконечников, подключаемых к клеммам приборов, в щитке и т. п.

Рис. 12. Схема электропроводки на катере

Информация об изображении
Рис. 12. Схема электропроводки на катере

Несколько рекомендаций по эксплуатации и ремонту катерного электрооборудования. Если генератор плохо работает, не следует спешить снимать его с двигателя. Загрязнение коллектора, недостаточный нажим щеток на коллектор, поломка пружины щеткодержателя, износ щеток, неправильное прилегание щеток к коллектору — все это незначительные неисправности, которые легко устранить на месте.

Рис. 13. Крепление кабеля

Информация об изображении
Рис. 13. Крепление кабеля

Аккумуляторная батарея разборке не подлежит. При повседневной эксплуатации нужно следить за ее зарядкой, поддерживать требующееся количество и плотность электролита. Нельзя допускать появления окислов на клеммах аккумулятора и окружающих его деталях.

Иногда аккумуляторы не держат заряда, несмотря на нормальный зарядный ток, через небольшой промежуток времени батарея оказывается частично или полностью разряженной. Причинами этого могут быть: плохая изоляция проводов; чрезмерно высокая плотность электролита, вследствие чего происходит разрушение активной массы и решеток пластин; загрязненность электролита, содержащего примеси, которые способствуют внутреннему саморазряду; короткое замыкание внутри аккумулятора.

Поверхность бака и крышек батареи нужно протирать от пыли и грязи сухой тряпкой. Пролитый при доливке электролит, во избежание увеличения саморазряда, следует удалить чистой тряпкой, слегка смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта. Очистку и протирку батареи надо производить обязательно при ввернутых в наливные отверстия пробках, иначе электролит может засориться. Отверстия в пробках для отвода газов из аккумуляторного элемента должны быть прочищены.

Рис. 14. Зарядка переносного светильника

Информация об изображении
Рис. 14. Зарядка переносного светильника

Во избежание короткого замыкания нельзя класть на батарею инструменты и иные металлические предметы.

Для предотвращения окисления полюсных штырей батареи и наконечников проводов их необходимо очищать и смазывать техническим вазелином или маслом. При движении катера батарея должна быть надежно укреплена, а зажимы наконечников проводов плотно прижаты к ее штырям.

Рис. 15. Зарядка штепсельной вилки

Информация об изображении
Рис. 15. Зарядка штепсельной вилки

Уровень электролита следует поддерживать на 10—15 мм выше верхней кромки пластин. Доливать аккумулятор нужно электролитом одного и того же удельного веса. При приготовлении электролита кислоту вливают в воду тонкой струей, перемешивая раствор стеклянной трубкой. Зарядку аккумуляторов следует производить в соответствии с инструкцией.

Основными неисправностями стартера являются следующие.

1. При включении стартера вал его не вращается, при этом накал ламп в сети катера не уменьшается. Это может произойти из-за отсутствия контакта между щетками и коллектором (загрязнился коллектор, износились щетки или их заело в щеткодержателях, ослабли пружины щеток); из-за неисправности включателя стартера (обгорели контакты, контактная пластина не доходит до контактных болтов); из-за дефектов в соединениях цепи стартер — включатель — батарея (обрыв наружных проводов, обрыв проводов внутри корпуса стартера).

2. При включенном стартере вал двигателя не вращается или вращается слишком медленно, причем накал ламп уменьшается. Причины неисправности; слабо заряженная батарея; недостаточный контакт между щетками и коллектором (слабо прижаты щетки, окислился и загрязнился коллектор); слабый контакт в цепи стартер — выключатель — батарея (окисление наконечников проводов и зажимов, недостаточная затяжка зажимов).

После закрытия навигации следует принять следующие меры для обеспечения сохранности электрооборудования.

1. Генераторы и стартеры законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

2. Аккумуляторную батарею демонтировать. Хранить заряженные батареи с электролитом следует в прохладном помещении при постоянной температуре не ниже минус 25° С и не выше 0° С во избежание саморазряда и преждевременной порчи батареи из-за коррозии положительных пластин. Необходимо ежемесячно контролировать плотность электролита.

3. Электросигнал, арматуру сигнальных огней, наружные штепсели и т. п. законсервировать и обернуть водоупорной бумагой и парусиной.

4. Все никелированные части электрооборудования покрыть тонким слоем вазелина.

5. Свободные концы кабелей тщательно изолировать для предотвращения проникновения влаги внутрь кабеля.

Источник: www.barque.ru

Правильная электропроводка на яхтах и катерах

Правильная электропроводка на яхтах и катерах

Вы запуганы электрической системой вашей лодки? Правильные судовые кабеля, предохранители, панели распределения, ГРЩ на яхтах и катерах. Электрические скачки, короткое замыкание и пожары являются потенциальными бедствиями, которые должны внушать серьезное уважение и часто приводят к страху.

Превращение страха в знание

Те из нас, кто не понимает основную электрическую теорию, часто оставляют электрическую работу на борту экспертам, что, в таком случае, является мудрым решением.

Но, что будет, если вы в отдаленной гавани, или на межгосударственном водном пути, а мастера нет? Вам может потребоваться выполнить простой ремонт самостоятельно. Эта статья даст некоторые основы о защите цепи и распределении, а также контроле за электроэнергией на вашей яхте. Мы не можем превратить вас в электрика, но, возможно, можем дать основу для изучения.

Устройства защиты цепи

Провода, используемые в электрических цепях, нуждаются в некотором способе защиты для предотвращения пожара или повреждения, если имеется короткое замыкание или перегрузка. Короткое замыкание происходит, когда электричество проходит от положительного к отрицательному проводнику, не проходя через электрическую нагрузку (устройство, которое потребляет энергию, создавая электрический импеданс), позволяя большему потоку электричества идти, в то время, как провод не может обрабатывать так много. Тепло накапливается и в конечном итоге расплавляет изоляцию, что может привести к пожару или повреждению электрической системы.

Два типа продуктов защищают провода от коротких замыканий:

  • предохранители
  • автоматические выключатели

Предохранители — это устройства, которые плавятся или разрушаются при определенном большем потоке тока. Как только они плавятся — они должны быть заменены.

Автоматические выключатели — это механические устройства, которые срабатывают и отключают цепь без ущерба для себя. Так как выключатели также могут использоваться в качестве переключателей, они часто укладываются в ряд в распределительной панели.

Читайте также:  Что и как можно ловить с лодки на оке

Стили и размеры предохранителей

123fgh.jpg

Предохранители доступны в различных конфигурациях. Замедляющие плавкие предохранители сгорают в течение нескольких секунд. Предохранители AGC представляют собой небольшие стеклянные цилиндры, которые позволяют вам убедиться в том, что элемент предохранителя не поврежден. Предохранители ATC (используются в основном в автомобилях) подключаются двумя разъемами.

Они быстро заменяют предохранители AGC в ряде приложений. Держатели предохранителей обеспечивают способ установки предохранителя в положительном проводнике цепи. Они доступны для крепления плавких предохранителей AGC и ATC и доступны в водонепроницаемых и не водонепроницаемых версиях. Предохранители должны быть установлены как можно ближе к началу положительного проводника, чтобы защитить наибольшее количество провода.

Ниже приведено упрощенное руководство по выбору размера:

Сила нагрузки в значительной степени определяет все.

  • Расстояние до нагрузки, определяет размер провода.
  • Текущая несущая способность провода определяет, какой предохранитель использовать.

Выбор автоматического выключателя

Выбор правильного выключателя является реальной проблемой для большинства пользовательских и стандартных панелей на рынке. Проблема заключается в невозможности предвидеть, какие выключатели понадобятся на распределительной панели, поскольку все лодки отличаются. Blue Sea Systems решает эту проблему просто. Они считают, что большинство схем на борту будут иметь нагрузку менее 15 А (конечно, это относится к большинству электроники, огней, насосов, небольших холодильников и т. д.). Они также считают, что большинство проводников, используемых для цепей, будет не менее 14-калибра, хотя может быть и 16-калибра. Поэтому они поставляют свои панели с автоматическими выключателями 15А по всей панели по следующим причинам:

  • Если в цепи используется 16-калибровочная (малая) проводка, мощность которой составляет 25 А, выключатель защитит ее.
  • 15А более чем достаточно для большинства судов и их загрузки.
  • Небольшой предохранитель можно использовать на нагрузке или меньший выключатель, заменяемый на панели, если требуется меньшая защита.

fgh453.jpg

Распределительные панели позволяют выборочно включать и выключать цепи, обеспечивающие электричество нагрузками постоянного тока на борту. Они могут быть объединены с одной или несколькими функциями мониторинга, такими как сила тока, напряжение или ампер-часы. Большинство лодок более 20 футов или около того будут иметь одну или несколько распределительных панелей, которые позволяют включать и выключать схемы и обеспечивать защиту от перегрузки, чтобы защитить провода от повреждений.

Защита от перегрузки по току означает, что если что-то происходит с электрической схемой, которая заставляет его потреблять больше электроэнергии, чем обычно, схема автоматически отключится. Это делается, как с помощью автоматических выключателей, так и предохранителей, как в системах домашней электропроводки.

Большинство панелей имеют от 4 до 12 цепей. Это означает, что они могут контролировать и защищать схемы, используемые для различных применений, таких как радиоприемники, огни, трюмные насосы, холодильники и другая электроника.

Распределительные панели от многих брендов поставляются в промышленных размерах, поэтому их можно укладывать вертикально и горизонтально. Панели чаще всего 5 1/4 «шириной, длиной 3 3/4», 7 1/2 «, 10 1/2» или 11 1/4 «.

Панели переменного тока (переменный ток или мощность на берегу) почти идентичны панелям постоянного тока (постоянный ток или мощность батареи), но они включают в себя главный выключатель для одновременного отключения всех цепей. Это похоже на главный выключатель снаружи дома. Отдельные автоматические выключатели на панели переменного тока такие же, как и на панели постоянного тока. Они также имеют индикаторы с обратной полярностью, которые светятся, когда док-станция или инвертор подключены неправильно.

Выбор правильной панели

Выберите панель на основе количества электрических цепей на лодке, как для переменного тока, так и для постоянного тока. Мы также предлагаем взять панели, которые имеют специальные функции, такие как водонепроницаемость, освещение и встроенные счетчики.

Панели постоянного тока меняются в зависимости от ряда деталей конструкции. Вот некоторые вещи, которые нужно искать в будущем приобретении:

  • Панели должны иметь ярлыки с подсветкой, чтобы вы могли читать функцию ночью.
  • Должны быть контрольные лампы или светодиоды, которые показывают, включена ли цепь. Это позволяет легко увидеть, что включено / выключено.
  • Поскольку пара проводов поступает от каждой цепи, должна быть предусмотрена положительная и отрицательная шина.
  • Почти все современные панели используют выключатели Carlingswitch, которые прикрепляются двумя винтами.
  • Размер и цвет должны соответствовать панелям, которые были установлены ранее.

fgh456.jpg

Панели переменного тока немного отличаются от версий постоянного тока, поскольку вам необходимо отключить как горячий, так и нейтральный проводники в одной точке системы (главный выключатель переменного тока). Вам также может потребоваться выбрать между двумя или более источниками питания переменного тока на яхте: инвертор, генератор или мощность берега. Задача состоит в том, что, хотя в целом нормально иметь одновременно два источника постоянного тока (зарядное устройство, батарея и панель солнечных батарей), нужно работать и с двумя источниками переменного тока одновременно. Источники переменного тока должны быть абсолютно синхронными (быть положительными и отрицательными в тот же самый момент). Вот почему панели AC Source Selector обычно имеют слайдер или замок, которые одновременно предотвращают включение одного из автоматических выключателей.

ABYC имеет обширную информацию о том, как подключать распределительные панели, поскольку неправильное использование может привести к пожарам на судне. В главе E-8 Стандартов рассматриваются цепи переменного тока, а глава E-9 посвящена схемам постоянного тока. Когда вы сомневаетесь — загляните туда — это лучшее место, где можно найти безопасное решение.

Мониторы и панели управления

djfj567.jpg

Электросистемные мониторы обеспечивают возможность увидеть и понять, что обычно невидимо. Поскольку у большинства из нас есть проблемы с подсчетом электронов или пониманием напряжения, мониторы используются, чтобы показать нам, что происходит в нашей электрической системе. На протяжении десятилетий яхтсмены уходили в море, имея приблизительное представление о том, сколько энергии они содержат в батареях, и когда было бы целесообразно заряжать их батареи. Также было трудно сказать, когда батареи лодки нуждаются в замене, и батареи часто заменялись до истечения срока их полезного использования. Поэтому мониторы аккумуляторных батарей или электрической системы обеспечивают большую пользу.

Мониторы электрических систем имеют три функции:

  • Вольтметры используются для отображения приблизительного состояния заряда батарей и для показа работы источников заряда. Они также позволяют настраивать регуляторы, например, те, которые подключены к панели солнечных батарей. Чтобы быть полезными, вольтметры должны иметь возможность измерять десятые доли вольта.
  • Амперметры используются, чтобы показать, сколько тока течет в цепи. Лебедка может брать 150A, в то время как GPS 0.05A, поэтому амперметры должны работать в широком диапазоне значений. Они также могут использоваться, чтобы показать, как быстро разряжаются батареи, и сколько тока генерирует генератор переменного тока.
  • Ампер-часовые индикаторы показывают, сколько энергии было удалено из батарей вашей лодки. Они начинаются с 0 Ач, отсчитывая «вниз», по мере удаления энергии (-45 Ач) и подсчитывается «вверх», когда батареи заряжаются.

В последнее десятилетие мы наблюдаем реальные улучшения в мониторинге электрических систем, и теперь у нас есть действительно замечательные, экономически эффективные комбинированные счетчики, которые расскажут вам все, что нужно знать о вашей электрической системе.

Источник: yacht-parts.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...