Основной задачей при разработке проекта «Серебрянки-3» было создание дешевой, универсальной, максимально простой и технологичной в производстве мотолодки, пригодной для эксплуатации с подвесными моторами различной мощности. Обшивка лодки «Серебрянки-3» разворачивается на плоскость, продольные реданы сделаны накладными. Эти особенности позволяют штамповать наружную обшивку корпуса без применения мощных прессов. Простота деталей и конструктивных узлов дает возможность изготавливать мотолодку крупными сериями, причем можно применять разные способы соединения деталей корпуса — клепку или контактную сварку.
При выборе обводов моторной лодки «Серебрянки-3» конструкторам пришлось решать также задачу обеспечения одновременно высоких скоростных и мореходных качеств. Как показали испытания, это им удалось. Выбранные обводы обеспечили мотолодке хорошие ходовые качества и под веслами.
Редкая мотолодка Серебрянка 3 в тюнинг .
В проекте моторной лодки «Серебрянки-3» конструкторы осуществили попытку обеспечить возможность выпуска лодки в различных исполнениях.
В качестве базовой модели принят вариант открытой мотолодки, которая оборудована носовой банкой-рундуком с запирающейся крышкой. Расположение средней банки и продольных рундуков в виде буквы «П» обеспечивает свободный подход к мотору, удобное размещение пассажиров по длине лодки, удобное хранение багажа и рыболовных принадлежностей, повышает жесткость конструкции корпуса.
Кроме того, появляется возможность расположиться на ночлег в лодке четырем пассажирам. Спортивно-прогулочный вариант «Серебрянки» получается установкой в носовой части корпуса небольшой палубы с ветровым стеклом и рулевым дистанционным управлением. В таком виде ее можно использовать для прогулок, воднолыжного спорта и непродолжительных путешествий. Тент, который входит в комплект такой мотолодки, надежно защитит туристов от непогоды.
Третья модификация «Серебрянки-3» — вариант с рубкой-убежищем. Рубка устанавливается в носовой части. В ней достаточно просторно, чтобы могли сидеть или расположиться на ночлег 2—3 человека. Думается, что этот вариант должен быть оценен прежде всего рыболовами, отправляющимися на свои заветные места с ночевкой. Кроме того, в рубку-убежище на стоянке можно убрать мотор, топливные баки, рыболовное снаряжение и продукты.
На испытаниях лодка Серебрянка-3 уверенно выходила на глиссирование с мотором «Нептун-23». Скоростные испытания «Серебрянки-3» проводились с моторами различной мощности. Испытания показали, что лодка обладает вполне удовлетворительными ходовыми качествами при установке маломощных моторов: с «Ветерком-14» при нагрузке 150 кг (2 человека) скорость была около 25 км/ч, так что рыболовам совсем не обязательно приобретать моторы большей мощности.
Проведенные по полной программе заводские испытания опытных образцов мотолодки подтвердили надежность конструкции и безопасность плавания. Межведомственная комиссия рекомендовала «Серебрянку-3» к серийному производству.
Мнения, высказанные читателями по поводу данного типа мотолодки, могут стать определяющими в решении вопроса о серийном производстве, а также помогут внести те изменения, которые сделают эксплуатацию «Серебрянки» более удобной.
По материалам журнала Катера и Яхты №62, 1976 год
Несколько слов о лодке «Серебрянка-3»
Самым распространенным вариантом лодки «Серебрянка-3» является вариант с рубкой-убежищем. Благодаря килеватости лодка хорошо держит волну, но ее корпус не обладает достаточной жесткостью и на сильной волне возможна его деформация (прогибаются борта). «Серебрянка-3» очень валкая лодка, пройти по борту на стоянке не безопасно. Заводская окраска очень плохого качества. Не смотря на некоторые недостатки владельцы как правило лодкой довольны. Благодаря легкому весу, прямых конкурентов у каютной версии «Серебрянки-3» среди других серийных моторных лодок выпускаемых в СССР нет.
Фотографии моторной лодки «Серебрянка-3»
Моторная лодка Серебрянка3 вид с кормы
Самая частая доработка лодки Серебрянка-3, это ветровое стекло (в стандартной комплектации его нет)
Еще один вариант ветрового стекла для Серебрянки
И еще стекло для Серебрянки-3
Серебнянка-3 с мотором Tohatsu-9.8 (мотор с длинной ногой — не оптимальный вариант)
Внешний вид каюты
Лодка «Серебрянка-3» на видео
Тюнингованнная «Серебрянка-3» (Катран). Рулевая консоль, дополнительные кормовые спонсоны (блоки плавучести), носовой релинг и прочее. Мотор Yamaha-40, 4 такта. Автор проекта Игорь Катушев.
Источник: motorka.org
Моторная лодка Серебрянка
Алексей Рудченко 6 min read 02.04.2020 Добавить комментарий
Задумываясь о выборе многоцелевой лодки для семейного отдыха, перевозки людей или рыбалки сегодня многие отдают предпочтение моделям иностранного или отечественного производства, изготовленным из пластика, или надувным вариантам плавательных средств. Однако при всем многообразии предлагаемых конструкций стоит обратить внимание на изделие, пользовавшееся популярностью в 70–80 годах в бывшем СССР среди любителей активного отдыха и путешествий. Это лодка «Серебрянка». Ознакомимся с техническими характеристиками и исполнениями популярной в свое время модели.
Лодка «Серебрянка» – назначение, достоинства и недостатки
Лодка «Серебрянка» – плавательное средство многоцелевого назначения, предназначенное для следующих целей:
- любительского и профессионального рыболовства;
- охоты на закрытых и открытых водоемах;
- транспортировки грузов и доставки людей;
- семейных прогулок и отдыха на воде;
- непродолжительных путешествий;
- занятий воднолыжным спортом.
Конструкция корпуса позволяет:
- устанавливать навесной мотор;
- использовать традиционные весла.
Первый образец шлюпки был изготовлен свыше 40 лет назад. После испытаний он был рекомендован к серийному производству. Популярность плавательного средства, быстро заменившего распространенные в свое время «Казанки», обусловлена следующими особенностями изделия:
- конкурентоспособной ценой. Благодаря приемлемой стоимости, лодка «Серебрянка» доступна людям со средним уровнем доходов;
- универсальностью. С помощью этого плавательного средства можно решать множество задач, а также устанавливать двигатели различной мощности;
- простотой конструкции. Элементы внешней обшивки из алюминиевых листов фиксируются между собой с помощью контактной сварки или заклепок;
- технологичностью. Обшивка корпуса выполнена из штампованных деталей, загнутых на верхнюю плоскость, при этом продольные реданы выполнены накладными;
- скоростными характеристиками и ходовыми свойствами. При скорости свыше 30 км/ч лодка «Серебрянка» уверенно держится на воде, преодолевая волны высотой до 50 см;
- привлекательным внешним видом. Наличие традиционной палубы во второй и третьей модификациях, а также стремительные очертания сразу обращают на себя внимание;
- наличием дистанционного управления. В кормовой части может располагаться водительский пульт, что обеспечивает удобство, а также улучшает центровку;
- возможностью безопасной эксплуатации. При проблемах с дистанционным управлением легко перейти к двигателю для управления с помощью румпеля;
- надежностью. Конструкция корпусной части и метод фиксации обшивочных элементов обеспечивают необходимый запас прочности и повышенную герметичность;
- курсовой устойчивостью. Плавсредство в различных условиях ведет себя прогнозируемо, что обеспечивается формой корпуса, а также мощностью подвесного двигателя.
Лодка «Серебрянка» хорошо управляется и с помощью весел. Кроме того, она уверенно выходит на режим глиссирования при использовании подвесных двигателей мощностью до 22 кВт.
Несмотря на перечисленные достоинства, в конструкции имеются и слабые места:
- склонность металла к коррозии. В процессе эксплуатации дюралюминиевые листы совместно с заклепками постепенно теряют прочностные характеристики из-за коррозии;
- недостаточно высокая мореходность. При увеличении высоты волн выше 0,5 м проблематично гарантировать безопасность пассажиров на борту при движении;
- пониженная жесткость алюминиевого корпуса. Боковые листы корпуса и днище обшивки при сильных волнах могут подвергаться невозвратимой деформации в результате прогиба;
- слабая устойчивость шлюпки при перемещении на борту пассажиров. Опасно двигаться вдоль борта во время стоянки и движения, шлюпка довольно валкая;
- качество заводской краски. Лакокрасочное покрытие в процессе эксплуатации отслаивается от металла. Это устраняется путем повторной окраски.
Несмотря на ряд недостатков, большинство собственников в основном удовлетворено рабочими характеристиками. Шлюпка отлично держит невысокую волну благодаря правильно подобранному углу подъема днища от килевой части к бортам, а также обеспечивает безопасность при плавании. В этом убедились многие владельцы в процессе эксплуатации.
Лодка «Серебрянка 3» – характеристики
Базовую модель плавательного средства, которая в процессе испытаний была доработана, заменила лодка «Серебрянка 3». Характеристики ее следующие:
- длина корпуса, мм – 4230;
- максимальная ширина, мм – 1600;
- высота корпуса в средней части, мм – 700;
- величина подъема днища в транцевой части шлюпки, град – 16;
- максимальный вес груза на борту, кг – 375;
- возможное количество пассажиров, чел. – 5;
- предельная мощность устанавливаемого двигателя, л. с. – 30;
- максимально возможная высота волны для безопасной эксплуатации, см – 50;
- материал, используемый для изготовления корпуса, – алюминиевый сплав.
Скорость движения при предельной нагрузке определяется конструктивным вариантом исполнения, а также мощностью установленного двигателя:
- максимальная скорость для изделия с защитной рубкой и двигателем Вихрь 30» составляет 33 км/ч;
- плавсредство, оснащенное двигателем Нептун 23», с убежищем закрытого типа способно развить скорость до 31,6 км/ч;
- открытая шлюпка, управляемая одним водителем и укомплектованная маломощным мотором Ветерок 12, развивает скорость 28 км/ч.
Сегодня имеется возможность установить мощный и экономичный импортный мотор. Это позволит снизить расход топлива, повысив при этом скоростные характеристики. Ходовые качества и устойчивость при движении обеспечиваются оригинальной формой поперечного сечения корпуса.
Масса плавсредства без навесного двигателя отличается для различных вариантов исполнения:
- вес открытой беспалубной шлюпки составляет 126 кг;
- палубное плавсредство с системой управления, тентом и стеклом весит 167 кг;
- масса модернизированного варианта с защитной рубкой не превышает 153 кг.
Скоростные характеристики изменяются в зависимости от количества пассажиров и мощности устанавливаемых моторов. Так, с двигателем «Ветерок-14» можно развить максимальную скорость, составляющую 25 км/ч, с двумя пассажирами на борту, что вполне достаточно для комфортного передвижения во время рыбалки или отдыха.
Лодка «Серебрянка 3» – варианты конструкции
Существуют различные варианты конструкции лодки «Серебрянка»:
- базовый. Он представляет собой мотошлюпку открытого типа без палубы. В носовой части имеется удобная емкость для хранения. Она оборудована поднимающейся крышкой, которая может запираться и использоваться в качестве сиденья. П-образное размещение продольных рундуков и средней емкости позволяет комфортно расположить пассажиров по всей длине корпуса, обеспечить удобство доступа к багажу, рыболовным снастям, а также увеличить жесткость лодочного корпуса. Свободная площадь позволяет беспрепятственно обеспечить ночевку на борту четырех пассажиров;
- прогулочно-спортивный. Внешне отличается от базовой модели наличием в носовой части малогабаритной палубы, оборудованной лобовым стеклом, а также установленным рулем и системой дистанционного управления лодочным двигателем. Модель комплектуется удобным тентом, который обеспечивает надежную защиту туристов во время непогоды. Крепление боковин брезентового тента осуществляется с помощью специальных лямок. При необходимости боковины защитного тента можно быстро скачать, обеспечив максимальный обзор и дополнительное удобство во время рыбалки;
- лодка «Серебрянка 3» в модифицированном варианте исполнения оснащена стационарной рубкой, выполняющей функцию надежного убежища во время непогоды. Она смонтирована в носовой части плавательного средства, обеспечивает защиту довольно большой площади. В просторной рубке могут удобно разместиться ночевать до трех человек. Во время занятий воднолыжным спортом, такое убежище надежно защищает водителя от водных брызг. В рубке не только удобно сидеть во время движения. Во время стоянки там могут располагаться баки с топливом, рыболовные снасти, а также продукты питания.
Ниши каждого из указанных вариантов позволяют поместить штатный топливный бачок и дополнительные канистры с топливом. Все модификации оснащены четырьмя мягкими сиденьями, которые несложно демонтировать, а также трансформировать в спальные места. Конструктивные особенности сидений позволяют осуществлять их регулировку, перемещение по длине, а также по ширине лодочного корпуса.
Стандартная комплектация предусматривает поставку совместно с плавсредством следующих принадлежностей:
- весел;
- страховочного линя;
- ремонтного комплекта.
Все модификации характеризуются отличными ходовыми качествами, а также укомплектованы одинаковым корпусом, обладающим высокими скоростными показателями.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить, что лодка «Серебрянка 3», благодаря уменьшенной массе, правильно подобранной форме корпуса и эксплуатационным характеристикам, превосходит своих конкурентов в каютном классе. Среди выпускавшихся в СССР моторных шлюпок нет плавательных средств, которые могли бы сравниться с ней по техническим характеристикам и уровню комфорта. Рыболовы, туристы, охотники, любители активного отдыха по достоинству оценили лодку «Серебрянку». Они подтверждают, что она отлично держит волну, быстро выходит на глиссирующий режим и удобна в эксплуатации.
Источник: motorlodki.ru
Три варианта мотолодки «Серебрянка-3»
Взыскательного покупателя сегодня уже не удовлетворяют морально устаревшие «Казанки», «МКМ», спрос на которые поддерживается лишь их низкой стоимостью.
Зарубежный опыт показывает, что главное при производстве мотолодок подобного типа — возможность их многоцелевого использования. Большинство фирм Западной Европы и Америки в своих проспектах подчеркивает, что диапазон использования выпускаемых ими «джоиботов», «бэс-сботов», «динги» очень широк любительское рыболовство, охота, перевозка людей и различных грузов, семейные прогулки, возможность ходить как под мотором, так и под веслами.
К сожалению, ни одна из серийных отечественных мотолодок подобного типа этим достоинством в полной мере не обладает.
Основные данные «Серебрянки-3»
Информация об изображении
Беспалубный вариант мотолодки «Серебрянка-3»
Длина наибольшая, м | 4,23 |
Ширина наибольшая, м | 1,60 |
Вес мотолодки без мотора (водоизмещение порожнем), кг: | |
открытый вариант | 126 |
вариант с палубой, ветровым стеклом, ДУ, тентом | 167 |
вариант с рубкой-убежищем | 153 |
Полезная грузоподъемность, кг | 375 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 30 |
Скорость хода (вариант с рубкой-убежищем) при полной нагрузке, км/ч: | |
с мотором «Вихрь-30» | 33 |
с мотором «Нептун-23» (гребной винт с шагом 220 мм) | 31,6 |
Скорость хода (открытый вариант) под подвесным мотором «Ветерок-12» с одним водителем, км/ч | 28 |
Эксплуатация возможна при высоте волны, м | 0,5 |
Попытку создания мотолодки, отвечающей перечисленным выше требованиям, сделало в 1972 г. ЦКБ «Нептун», разработав проект «Серебрянки». Был построен и испытан опытный образец мотолодки. Межведомственная комиссия рекомендовала «Серебрянку» к серийному производству. В приемном акте было сказано: «Благодаря высоким мореходным, эксплуатационным и эстетическим показателям при предполагаемой цене 260—280 руб. мотолодка «Серебрянка» является перспективной и может получить широкое распространение».
Читатель уже знаком с «Серебрянкой» по краткому ее описанию в репортаже о VII Всесоюзных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» (сборник №45) и в статье «Модели семьдесят четвертого года» (сборник №47).
Основной задачей при разработке проекта «Серебрянки» было создание дешевой, универсальной, максимально простой и технологичной в производстве мотолодки, пригодной для эксплуатации с подвесными моторами различной мощности. Выбор главных размерений, отказ от традиционного запалублениого типа «моторки» позволили снизить вес и упростить конструкцию. Обшивка «Серебрянки» разворачивается на плоскость, продольные реданы сделаны накладными. Эти особенности позволяют штамповать наружную обшивку корпуса без применения мощных прессов. Простота деталей и конструктивных узлов дает возможность изготавливать мотолодку крупными сериями, причем можно применять разные способы соединения деталей корпуса — клепку или контактную сварку.
Информация об изображении
Вариант «Серебрянки-3» с рубкой-убежищем
При выборе обводов мотолодки конструкторам пришлось решать также задачу обеспечения одновременно высоких скоростных и мореходных качеств. Как показали испытания, это им удалось. Выбранные обводы обеспечили мотолодке хорошие ходовые качества и под веслами. Большое внимание было уделено отработке внешнего вида «Серебрянки». В непривычном пока незапалубленном варианте мотолодки простота конструкции подчеркивается простотой архитектуры.
Вопреки ожиданиям, первым препятствием к серийному производству «Серебрянки» оказались результаты оптовой ярмарки 1973 г., на которой был представлен образец мотолодки для определения спроса со стороны торгующих организаций. Справедливости ради заметим, что представление на ярмарку опытных образцов, не «подкрепленных» утвержденными техническими условиями, розничной ценой и реальным планом выпуска, не приносит желаемых результатов.
Работники оптовых торговых баз, попросту говоря, не хотят заказывать «журавлей в небе». Отсюда и очень небольшое количество предварительных заявок на «Серебрянку» — всего 52 шт. К тому же, как выяснилось из непосредственных разговоров с представителями торговли, их несколько настораживал нетрадиционный архитектурный тип мотолодки без палубы и ветрового стекла. Судостроительный завод, который должен был освоить «Серебрянку» в серийном производстве, не зная подкрепленного предварительными заявками спроса на мотолодку, отказался ее строить. Причем завод, как и местные торговые организации, считал, что «Серебрянка» должна быть длиной не менее 4 м, обязательно иметь палубу, ветровое стекло, рулевое дистанционное управление и тент.
Но ведь такой традиционный архитектурный тип мотолодок (как уже отмечалось в сборнике), неудобен для рыбной ловли и туризма: ветровое стекло мешает рыболову, а запалубленная, превращенная в воздушный ящик носовая оконечность не дает использовать всю длину лодки; для туриста она также создает неудобства при размещении снаряжения и багажа. Немаловажно, что при хранении на необорудованных стоянках, где наиболее рационально укладывать лодки вверх килем, приходится снимать ветровое стекло. При сохранении традиционной архитектуры ощутимо увеличивается вес мотолодки. В незапалубленной мотолодке легче установить дистанционное управление подвесным мотором, причем когда водительский пульт расположен в кормовой части, улучшается центровка, уменьшается протяженность тросов управления и количество деталей дистанционного управления. Повышается также безопасность эксплуатации — при выходе из строя дистанционного управления водитель, находясь в непосредственной близости от подвесного мотора, легко может перейти к управлению румпелем.
Учитывая пожелания торгующих организаций и предполагаемого завода-изготовителя, ЦКБ «Нептун» разработало модификацию мотолодки «Серебрянка» с увеличенной длиной. Сохранив все положительные качества прежнего варианта, в проекте «Серебрянки-3» конструкторы осуществили ряд новых решений.
Информация об изображении
Вариант «Серебрянки-3» с носовой палубой, ДУ и ветровым стеклом
Прежде всего сделана попытка обеспечить возможность выпуска лодки в различных исполнениях. Это позволит заводу оперативно реагировать на требования рынка без существенных изменений технологического процесса серийного производства.
В качестве базовой модели принят прежний вариант открытой мотолодки, которая оборудована носовой банкой-рундуком с запирающейся крышкой. Расположение средней банки и продольных рундуков в виде буквы П обеспечивает свободный подход к мотору, удобное размещение пассажиров по длине лодки, удобное хранение багажа и рыболовных принадлежностей, повышает жесткость конструкции корпуса. Кроме того, появляется возможность расположиться на ночлег в лодке четырем пассажирам.
Спортивно-прогулочный вариант «Серебрянки» получается установкой в носовой части корпуса небольшой палубы с ветровым стеклом и рулевым дистанционным управлением. В таком виде ее можно использовать для прогулок, воднолыжного спорта и непродолжительных путешествий. Тент, который входит в комплект такой мотолодки, надежно защитит туристов от непогоды.
Третья модификация «Серебрянки-3» — вариант с рубкой-убежищем. Рубка устанавливается в носовой части. В ней достаточно просторно, чтобы могли сидеть или расположиться на ночлег 2—3 человека. Думается, что этот вариант должен быть оценен прежде всего рыболовами, отправляющимися на свои заветные места с ночевкой. Кроме того, в рубку-убежище на стоянке можно убрать мотор, топливные баки, рыболовное снаряжение и продукты.
С увеличением размерений, конечно, вырос вес лодки. Поэтому конструкторам пришлось побеспокоиться об обеспечении достаточно высокой скорости. Незначительное изменение обводов позволило сохранить хорошие ходовые и мореходные качества.
На испытаниях лодка уверенно выходила на глиссирование с мотором «Нептун-23», а ведь нагрузка с увеличением габаритов и пассажировместимости увеличилась почти на 100 кг! Скоростные испытания «Серебрянки-3» проводились с моторами различной мощности. Испытания показали, что лодка обладает вполне удовлетворительными ходовыми качествами при установке маломощных моторов: с «Ветерком-14» при нагрузке 150 кг (2 человека) скорость была около 25 км/ч, так что рыболовам совсем не обязательно приобретать моторы большей мощности.
Проведенные по полной программе заводские испытания опытных образцов мотолодки подтвердили надежность конструкции и безопасность плавания. Межведомственная комиссия рекомендовала «Серебрянку-3» к серийному производству.
Мнения, высказанные читателями по поводу данного типа мотолодки, могут стать определяющими в решении вопроса о серийном производстве, а также помогут внести те изменения, которые сделают эксплуатацию «Серебрянки» более удобной.
Еще о мотолодке «Серебрянка»
В дополнение к статье Д. Б. Волкова и В. М. Ефимова «Три варианта «Серебрянки-3» могу сообщить, что в течение прошлого 1976 года последовательно были изготовлены три опытных образца этой мотолодки. Все три образца представляли собой вариант с палубой и ветровым стеклом, т. е. не базовый вариант (открытый), а «запасной» — традиционного типа. Первый из этих образцов экспонировался на межреспубликанской оптово-торговой ярмарке в Москве, второй — с апреля по июль проходил предварительные испытания по полной программе. Думается, что уже можно говорить и о технологических особенностях конструкции и об эксплуатационных качествах предлагаемой для освоения в производстве новой лодки.
Во-первых, о цене. На наш взгляд, упоминать о цене 260—280 руб. — значит сознательно вводить в заблуждение многочисленных читателей сборника. Ведь эта лодка с палубой и стеклом уже далека от той «Серебрянки», которая была разработана в 1972 г. Практически получилась она не меньше и не проще, чем другие модели, уже освоенные промышленностью. Насколько нам известно, проектанты вошли в соответствующие организации с предложением установить цену «Серебрянки-3» равной 499 руб., но и эта цифра, пожалуй, занижена.
Опытный образец моторной лодки не выдержал ресурсных испытаний. Трещины в корпусе и на продольных реданах появились уже по истечении первых 96 ходовых часов. На 145-м ходовом часу днище разрушилось настолько, что и производство ремонта и продолжение испытаний были признаны специалистами, включая представителя ЦКБ «Нептун», нецелесообразными.
Вызывают сомнение указанные в статье Волкова и Ефимова скорости. Дело в том, что во время описываемых заводских испытаний скорость опытного образца «Серебрянки-3» при нагрузке 375 кг под мотором «Москва-30», имевшим «белый» винт, не превышала 26,5—28 км/ч.
По нашему мнению, проект мотолодки «Серебрянка-3» нуждается в доработке.
Источник: www.barque.ru