Здравствуйте уважаемые.
Вчера вот в очередной раз в одной беседе я немного рассказывал о японской культуре и упомянул термин сэппуку. Меня не поняли, и я сказал, что харакири. Так стало более понятно. Ну я вот решил постик написать – мало ли. Кому интересно будет.
Хочу отметить сразу, что я в принципе дилетант. Я далек от уровня знаний и мастерства специалистов (некоторые из них есть и у нас в жж), однако я всегда интересовался Страной Восходящего Ростка (ну или Восходящего Солнца, если Вам угодно) и конечно же никак не мог обойти тему ритуальные самоубийства. Возможно Вам будет интересен мой пост, и принесет какие-то новые знания. Если же Вы увидите у меня какие-то фактические ошибки – не стесняйтесь – пишите в комментариях. Конструктивной (это надо подчеркнуть) критике я всегда рад – она делает нас лучше.
Итак, начнем с самого термина. Как все-таки правильно говорить – сэппуку или харакири. Считается, что верно и так и так, просто первый термин письменный, а второй устный – ну и написание его разными иероглифами. Но я все-же рискну не согласится с такой трактовкой. Все-таки харакири — это некое упрощение, узкая направленность системы ритуального самоубийства.
Буквальное прочтение 腹切り. Ведь слово кэри – можно перевести как резать, а хара – это живот. Если вспомнить о видах ритуальных самоубийств, то взрезание живота отнюдь не единственный способ добровольно и красиво (по японским меркам) уйти из жизни (об этом мы поговорим чуть позже).
С другой стороны, хара – это для японца центр телесной жизни, магическая точка энергии тандэн, а главное – сосредоточение души. И, по большому счету, сделать харакири можно перевести как выпустить душу, освободить внутреннюю энергию из плена бренного тела. Кстати, в очередной раз убедился в том, что несмотря на всю непохожесть японцев на нас, у нас немало и общего. Если Вы посмотрите былины и сказания древнерусские, то наверняка вспомните, что слово жизнь у нас произошла от слова живот. «Не пожалеть живота своего» — сиречь своей жизни. Так что…
Точка Тандэн
Но мы немного отвлеклись. Как бы там не было, я редко применяю термин харакири по причине того, что считаю, что он все-таки описывает конечную стадию одного из вида ритуального самоубийства. А все самое интересное, сам ритуал этот термин не затрагивает. Ритуал как раз правильнее называть сэппуку 切腹.
Хотя если Вы обратите внимание, то один иероглиф, обозначающий живот и жизнь 腹, в обоих терминах совпадает. Но все равно, ИМХО правильно говорить сэппуку.
разбойник Хакамадарэ Ясусукэ
Почему-то считается, что сэппуку или харакири – это привилегия исключительно самураев, но это вовсе не так. Начнем с того, что моду на подобные самоубийства ввел в 988 году Хакамадарэ Ясусукэ, который ну ни разу самураем не был, а был обычным разбойником. Его окружили враги, и он решил уйти из жизни достойно, вспоров живот. Умирал, кстати, долго и болезненно, но новый тренд придумал.
А одним из последних ритуальное самоубийство совершил Юкио Мисима (настоящее имя Киматакэ Хираока) после неудачной попытки инициировать военный бунт в 1970 году. Мисима был конечно яркий писатель и ооооочень странный человек (ну очень странный, да и вряд-ли можно по другому называть человека гордящегося густотой и цветом волос на своей груди :-)), однако никаким самураем не был в принципе. Хотя бы потому, что сословие самураев было отменено после революции Мэйдзи в конце 19 столетия.
Так что говорить, что сие исключительно самурайская фича, я бы не стал – это неверно. Другой вопрос, что именно возвышенная смерть видных представителей самурайских родов, сделала харакири крайне популярной и возвышенной смертью, и оказала огромное влияние на формирования обряда (этого самого сэппуку), при котором сама смерть стала просто финальной точкой долгого и сложного процесса. И это не удивляет. Ведь подобное ритуальное самоубийство совершили такие интересные и яркие исторические личности, чьи имена известны даже людям очень мало знакомым с японской темой, как герой битвы при Удзи Минамото-но Ёримаса,
идеал самурая и великий скиталец Минамото-но Ёсицунэ,
герой голливудского «Последнего самурая» Сайго Такамори,
и даже сам Ода Нобунага.
Вообще же японцам так пришлась по вкусу подобная возвышенная смерть (не надо анализировать и пытаться понять – почему. Это трудно, учитывая наше европейский менталитет и христианские корни. Просто примите как данность), что начали появляться различные фольклорные произведения, восторгающиеся героями. Вы наверняка что-то читали, ну или может быть смотрели неудачный фильм о 47 ронинах. Вот из этого ряда.
Причем, популярность подобного была настолько велика, что случались просто ужасающие события. Вспомнить можно хотя бы гибель рода Ходзё в 14 столетии, когда за один день лишили себя жизни около 6000 самураев, проигравшего войну рода.
Мон (упрощенно говоря, герб) рода Ходзё
Или еще хуже, если вспомнить остров Сейпан в 1944 году. Японцы потерпели поражение и допустили высадку американского десанта на этот остров Марианского архипелага и получили приказ совершить самоубийство, проявляя тем самым чувство любви и преданности тэнно (императору). Большинство выполнили приказ, в том числе, взрезав себе живот. Из около 30 000 солдат и офицеров, в плен удалось взять меньше тысячи. По предварительным данным, самоубийство совершило более 10 000 человек.
Вот такие они японцы.
Казалось бы, что в смерти может быть возвышенного и красивого, спросите Вы. А давайте рассмотрим сам ритуал, и возможно будет какое-то иное понимание.
Продолжение следует…
Источник: id77.livejournal.com
В чём разница между Харакири и Сеппуку?
Наверняка вы слышали о японских самурайских традициях к самоубийству, т.е. Харакири, Сеппуку. Но в чём же разница между этими терминами? Предлагаем вам небольшую экскурсию в мир древних самураев.
Харакири и Сеппуку — это не одно и то же
Харакири это форма самоубийства через разрезание собственного желудка. Меч двигается слева направо, вверх и вниз, это похоже на вырезание креста на животе. Затем самурай падает и страдает, пока кровотечение и боль не покончат с ним.
Обычно так поступали на полях сражений. Например, если армию самурая разбили, убили его лорда и теперь он под угрозой взятия в плен вражескими войсками. Самураи уходили из жизни таким образом и в других случаях, но уж точно не от сладкой жизни.
Харакири (腹 切 り) происходит от «Хара» (腹), что означает Желудок. Хара — это чтение «Кун» китайского иероглифа 腹.
Кири (切 り) — это инфинитивная форма глагола Киру (切), что означает «разрезать». Киру это чтение «Кун» китайского иероглифа 切.
Видение харакири глазами художника
Сеппуку это формальная ритуальная форма харакири, которая использовалась в судах, когда самурай обесчестил себя и должен был искупить собственную честь. Это более «гуманный» способ убить себя, поскольку у самурая есть секундант (kaishakunin — 介 錯 人), который отрубит голову после того, как самурай нанесёт себе первый удар мечом. Это избавляет самурая от страданий. Также самурай выпивал свой последний бокал саке (японской водки), чтобы взять с собой в подземный мир.
Сеппуку (切腹) имеет те же символы, но использует «ON» чтение: 切 Сетсу и 腹 Хуку. Когда вы объединяете их, они звучат как Сетсупуку или Сеппуку (せ っ ぷ く).
Разница между Харакири и Сеппуку кратко:
- Сеппуку это ритуал. У самурая есть секундант, который отрубает ему голову.
- Харакири — неформальный, сольный способ убить себя. Больше страданий и боли.
Источник: lifeo.ru
Сеппуку по японски что это
история в фотографиях
Харакири — обряд очищения.
Name: история в фотографиях
Page Summary
· elle_terra — (no subject) [+12]
· meezantrop — (no subject) [+1]
· Антон Пирогов — (no subject) [+4]
· hoe_down — (no subject) [+3]
· Anonymous — (no subject) [+1]
· andy51rus — (no subject) [+1]
· Anonymous — (no subject) [+1]
Latest Month
Entry Tags
24th-May-2016 03:48 pm
Оригинал взят у kartam47 в Харакири — обряд очищения.
Обряд совершения харакири (сэппуку). | Фото: thevintagenews.com.
У жителей страны Восходящего солнца свое понятие о чести и отношение к смерти, нежели у европейцев. Умереть от старости считалось недостойным воина, лучше, чтобы кончина наступала от меча. В некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, самураи совершали самоубийство – харакири (сэппуку).
Обряд харакири. | Фото: look3.ru.
«Харакири» в переводе означает «резать живот». Сами японцы называют ритуал «сэппуку». Сэппуку совершалось только в тех случаях, когда была запятнана честь самурая: если тот не мог защитить своего господина от смерти или же в качестве наказания за серьезный проступок в кругу семьи.
Приверженцы религии дзен-буддизма считали, что хранилищем души человека является живот. Поэтому смерть через его вспарывание считалась благородной, а помыслы искренними.
Кайсяку – воин, который после харакири отрубал голову самураю. | Фото: japanmeiji.ru.
Сэппуку совершалось при множестве свидетелей. К тому же над самоубийцей стоял кайсяку – воин, который после харакири должен был отрубать голову самураю, дабы никто не видел искаженное от боли лицо убитого. Верхом мастерства кайсяку считалось его умение ударить мечом так, чтобы голова осталась висеть на переднем лоскуте плоти шеи и не забрызгала кровью зрителей.
Орудие для совершения обряда сэппуку. | Фото: look3.ru.
Сам ритуал сэппуку совершался с помощью тачи (длинный меч), вакидзаси (короткий меч) или танто (нож). При отсутствии кайсяку, самурай должен был после харакири ударить еще себя лезвием в горло.
Руководство как делать харакири. | Фото: thevintagenews.com.
Когда совершался обряд сэппуку, самурай одевался в белое кимоно, ему подавалось любимое блюдо и чарка саке. Обязательно нужно было сесть в устойчивую позу, чтобы после удара тело осталось в прежнем положении. Часть лезвия клинка оборачивалась бумагой, за которую держался самурай (не за рукоять). Смертник должен был сначала сделать рывок слева направо, а затем вверх – чтобы внутренности вывалились наружу, «обнажая душу» воина.
Солдат, сделавший себе харакири после известия о капитуляции Японии во Второй мировой войне. | Фото: thevintagenews.com.
Известны случаи, когда женщины кончали с собой таким же способом. Сэппуку делалось после кончины мужа или за серьезный проступок. Женщины использовали для харакири кинжал, подаренный им отцом на совершеннолетие или женихом на свадьбу. Но многие из них только перерезали себе горло или направляли клинок в сердце. Ноги при этом перевязывались веревкой, чтобы женщина не упала и умерла в той же позе.
Танто — нож, подготовленный для обряда сэппуку. | Фото: thevintagenews.com.
Официально сэппуку было запрещено правительством только в 1968 году. Но до сих пор криминальные авторитеты якудзы таким образом лишают себя жизни.
- Tags: история Японии, необычно, страны
промо foto_history
Информация об этом сообществе
- Цена размещения 500 жетонов
- Социальный капитал 20 731
- Количество читателей
- Длительность 4 часа
- Минимальная ставка 500 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
Промо-блок свободен! Разместите тут свою запись
24th-May-2016 02:42 pm (UTC)
24th-May-2016 03:36 pm (UTC)
В общем, понятно, почему Японию постоянно трясёт. Какая-то территория сумасшествия и смерти, по определению.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
24th-May-2016 03:40 pm (UTC)
Харакири фигня. Вот откусывание своего языка и глотание крови-вещь. Ни один вертухай не увидит. Камера ..только самурай и его зубы. Сильно.
24th-May-2016 04:50 pm (UTC)
конечно, фигня.
куда как прикольнее/пафоснее было бы не просто вспороть живот, а достать кишки и успеть задушиться ими, обмотав три раз вокруг шеи.
25th-May-2016 09:13 am (UTC)
«Уже пели петухи. Катон было снова задремал, когда появился Бут и сообщил, что в гавани всё спокойно, и Катон велел ему затворить дверь, а сам лёг, словно собираясь проспать остаток ночи. Едва, однако, Бут вышел, как он обнажил меч и вонзил себе в живот пониже груди; больная рука не смогла нанести достаточно сильного удара, и он скончался не сразу, но в предсмертных муках упал с кровати, опрокинув стоявший рядом столик со счётною доской, так что рабы услышали грохот, закричали, и тут же в спальню ворвались сын и друзья. Увидев его, плавающего в крови, с вывалившимися внутренностями, но ещё живого — взор его ещё не потускнел — они оцепенели от ужаса, и только лекарь, приблизившись, попытался вложить на место нетронутую мечом часть кишок и зашить рану. Но тут Катон очнулся, оттолкнул врача и, собственными руками снова разодрав рану, испустил дух»
24th-May-2016 05:20 pm (UTC)
Когда самурай совершал сеппоку (вспарывание своего живота ритуальным мечом), гуманные японские даймё приставляли к нему «помощника», называемого кийсяку. После того как самурай делал необходимое количество разрезов (например, крест-накрест), кийсяку пресекал его страдания, отрубая голову.
Делалось это не столько из человеколюбия, сколько из стремления японцев к прекрасному, каковое вполне могло быть осквернено воплями бедняги. По причине того же стремления к прекрасному считалось верхом неприличия, если голова слетит с шеи, поэтому кийсяку должен был так ее отрубить, чтобы она повисла на кусочке плоти. В случае если кийсяку не мог надлежащим образом исполнить свою обязанность и эстетическое чувство зрителей (а их порой собиралось изрядно) подвергалось испытанию в виде скачущей словно мяч головы покойного, кийсяку нередко и сам совершал сеппоку. В этом случае новый кийсяку должен был надлежащим образом отрубить голову старому кийсяку, когда тот взрежет себе живот. Такая вот непростая самурайская традиция.
Однако !
Источник: foto-history.livejournal.com
Как правильно делать харакири. 7 жутковатых фактов о харакири
Как правильно делать харакири. 7 жутковатых фактов о харакири
В некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, самураи совершали ритуальное самоубийство — харакири. Рассказываем некоторые факты об этом жутком обычае.
1. «Харакири» в переводе означает «резать живот». Сами японцы называют ритуал «сэппуку». Сэппуку совершалось только в тех случаях, когда была запятнана честь самурая: если тот не мог защитить своего господина от смерти или же в качестве наказания за серьезный проступок в кругу семьи.
2. Приверженцы религии дзен-буддизма считали, что хранилищем души человека является живот. Поэтому смерть через его вспарывание считалась благородной, а помыслы искренними.
3. Сэппуку совершалось при множестве свидетелей. К тому же над самоубийцей стоял кайсяку — воин, который после харакири должен был отрубать голову самураю, дабы никто не видел искаженное от боли лицо убитого.
4. Сам ритуал сэппуку совершался с помощью тачи (длинный меч), вакидзаси (короткий меч) или танто (нож). При отсутствии кайсяку, самурай должен был после харакири ударить еще себя лезвием в горло.
5. Когда совершался обряд сэппуку, самурай одевался в белое кимоно, ему подавалось любимое блюдо и чарка саке. Обязательно нужно было сесть в устойчивую позу, чтобы после удара тело осталось в прежнем положении. Часть лезвия клинка оборачивалась бумагой, за которую держался самурай (не за рукоять). Смертник должен был сначала сделать рывок слева направо, а затем вверх — чтобы внутренности вывалились наружу, «обнажая душу» воина.
6. Известны случаи, когда женщины кончали с собой таким же способом. Сэппуку делалось после кончины мужа или за серьезный проступок. Женщины использовали для харакири кинжал, подаренный им отцом на совершеннолетие или женихом на свадьбу. Но многие из них только перерезали себе горло или направляли клинок в сердце. Ноги при этом перевязывались веревкой, чтобы женщина не упала и умерла в той же позе.
7. Официально сэппуку было запрещено правительством только в 1968 году. Но до сих пор криминальные авторитеты якудзы таким образом лишают себя жизни.
Seppuku. Сеппуку и харакири: разница и значение
Большинство из вас знает о знаменитых японских ритуальных убийствах, которые называются сеппуку и харакири. Разница между этими понятиями есть, но небольшая. Чтобы в ней разобраться, необходимо хорошо знать японскую культуру и историю.
Ритуальные самоубийства
Особенно были популярны в средневековой Японии сеппуку и харакири. Разница между ними будет описана в этой статье. Они были приняты в среде самураев. Заключались во вспарывании себе живота.
Такая форма сведения счетов с жизнью применялась либо в качестве наказания (существовал даже подобный вид приговоров), либо самостоятельно и добровольно. В последнем случае это происходило, когда была задета честь воина. Совершая такое ритуальное самоубийство, самураи демонстрировали свое бесстрашие перед лицом смерти, а также чистоту и нетронутость своих помыслов.
Если самоубийство совершалось по приговору, то не всегда злоумышленник был согласен с таким наказанием. Поэтому вместо ритуального кинжала применяли веер. Обвиняемый едва касался им живота, а помощник в этот момент обезглавливал его.
Необходимо знать, что японские самураи не случайно выбрали именно этот способ. Дело в том, что проникающие ранения брюшной полости считаются самыми болезненными. Женщины, которые относили себя к самурайским родам, вместо сеппуку могли перерезать себе горло или ударить себя ножом в сердце.
В чем отличие?
По сути, и то, и другое является ритуальным самоубийством, но все же есть отличия между сеппуку и харакири. Разница в том, кто его совершает.
Первое обязательно проводится по строго определенным правилам. Его совершали японские самураи, которые допустили гибель своего хозяина (его называли дайме), либо по приговору.
Харакири — слово, которые японцы активно используют в разговорной речи. Примечательно, что в японском языке оба термина пишутся одинаково, двумя одними и теми же иероглифами. Только в зависимости от значения они меняются местами.
Таким образом, сеппуку предполагает строгое следование всем правилам и традициям. Харакири же означает обычное самоубийство, вспарывание живота без какого-либо ритуала. Как правило, харакири совершали обычные, рядовые простолюдины, сеппуку -только самураи. При этом, по своей сути, одно и то же — сеппуку и харакири. Разница не такая уж и большая.
Особенно для европейского человека.
Как проходило самоубийство?
Теперь подробнее разберемся в том, что собой представляли сеппуку и харакири. Описание ритуала приводится в многочисленных японских средневековых текстах.
Самое главное, самоубийца прорезает себе живот поперек слева направо. Причем сделать это нужно дважды. Сначала по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого. А потом вертикально — от диафрагмы до самого пупка.
Со временем этот способ стали применять не только для самоубийства, но и для привилегированной смертной казни. Для нее разработали свой, отдельный ритуал. Он заключался в том, что помощник приговоренного к смерти в определенный момент срубал ему голову.
При этом между обезглавливанием по сеппуку и обычным обезглавливанием, которое также существовало в Японии, имелась большая юридическая разница. Лишиться головы через сеппуку могли только привилегированные особы. Обычным же людям её просто рубили.
Идеология сеппуку
Интересно, что имели важное идеологического значение сеппуку и харакири. Определение этих способов самоубийства сводилось к тому, что первоый ритуал полностью соответствовал догматам буддизма, распространенного в Японии. Он подтверждал идею о бренности и сущности земного бытия и непостоянстве всего, что происходит в человеческой жизни.
Примечательно, что в буддийской философии центр жизнедеятельности концентрировался не в голове, как во многих других религиях, а как раз в животе. Считалось, что именно там находится усредненное положение, которое способствует гармоничному развитию человека, его уравновешенному состоянию.
Как следствие, вскрытие живота методом сеппуку самураи осуществляли, чтобы продемонстрировать чистоту своих помыслов и устремлений. Доказать свою внутреннюю правоту, окончательно оправдать себя перед людьми и небом.
Кто совершил сеппуку?
Немало известных и знатных японцев совершили сеппуку. Например, генерал императорской армии Корэтика Анами. Незадолго до поражения во Второй мировой войне он был назначен руководителем армии. Уже на следующий день после подписания капитуляции он совершил традиционное ритуальное японское самоубийство. Так что эти традиции не остались в Средневековье, а активно применялись и в XX веке.
Еще один известный случай произошел в XVI столетии. Военный и политический лидер страны Ода Нобунага покончил собой после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны. Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершить сеппуку, находясь в окружении свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается одним из самых выдающихся самураев в японской истории.
Harakiri and seppuku. Харакири и сеппуку –, что это?
Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются
Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.
Сеппуку самурай делал, если был обесчестен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.
Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи, хотя по сути это практически одно и то же.
Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.
При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать– крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.
При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.
Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.
Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия, но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.
Видео ХАРАКИРИ: Ритуальное самоубийство в Японии
Источник: interesnyefakty.com