АС-12, или, как её называют на флоте, «Лошарик», – это российская атомная глубоководная станция. Она не несёт на своём борту никакого вооружения.
Глубина погружения станции может достигать 6000 метров. Может использоваться для специальных операций различного характера.
Строительство «Лошарика» началось ещё в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.
Как сообщает портал Тopwar, большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине в конце сентября 2012, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны.
В данной экспедиции приняли участие ледоколы «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик».
«Секретная» подводная лодка России АС-12 «Лошарик» Что о ней известно
Глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.
«Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно Министру обороны страны.
Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри лёгкого корпуса», -пишет военный портал.
Подлодка «Лошарик» была спущена на воду в августе 2003 года со стапелей цеха № 42 государственного унитарного предприятия (ГУП) «ПО «Севмашпредприятие» (Северодвинск, Архангельская обл.).
Торжественная церемония вывода подводной лодки из цеха состоялась в условиях повышенной секретности в присутствии руководства завода и главнокомандующего Военно- морским флотом России адмирала флота Владимира Куроедова.
Строительство лодки было заложено в 1988 году и шло 15 лет из- за нехватки финансирования.
По некоторым данным, это был совместный советско- американский проект по разработке подводных средств спасения. Однако потом США отказались от совместной разработки и финансирования данного проекта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Источник: www.lenpravda.ru
«Лошарик» останется на ремонте на несколько лет. Почему — секрет
Ремонт атомной специальной подводной лодки «Лошарик» продлится до четырёх лет, после чего таинственный подводный аппарат вернут в боевой состав ВМФ России.
Александр Пономарёв
Пентагон раскрыл секрет подлодки, на которой сгорели 14 моряков / Вот так
Ремонт засекреченного глубоководного аппарата может продлиться четыре года
Как сообщает ТАСС со ссылкой на собственный источник в российском оборонно-промышленном комплексе, ремонт атомного подводного обитаемого аппарата АС-31, известного как «Лошарик», ориентировочно продлится до четырёх лет. «На ремонт атомной спецподлодки «Лошарик» уйдёт до четырёх лет. Затем подводный аппарат будет возвращён в боевой состав», — сказал он. В пресс-службе производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске, где будет ремонтироваться аппарат, отказались от комментариев.
Ранее сообщалось, что специалисты центра судоремонта завершили операцию по выгрузке активной зоны ядерного реактора с подводного обитаемого аппарата АС-31. «В целях восстановления и возвращения в состав Военно-морского флота РФ АС-31 в марте была завершена операция по выгрузке активной зоны реактора с аварийной спецподлодки. Она продолжалась около месяца», — сообщал источник.
По его словам, в ходе проведённой ревизии субмарины установлено, что её титановый корпус практически не пострадал, поэтому сразу после этого начались работы по ремонту с модернизацией «Лошарика». Менять ядерный реактор в ходе ремонта секретной подводной лодки не планируется.
Напомним, пожар на российском научно-исследовательском глубоководном аппарате вспыхнул 1 июля 2019 года в российских территориальных водах. По официальной версии, это произошло в процессе проведения батиметрических измерений в интересах ВМФ России. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков. О происшествии мало что известно ввиду повышенной секретности вокруг «Лошарика» и выполняемых им функций. Американцы считают, что АС-31 «Лошарик» может перевозить «небольшие военные устройства, предназначенные для размещения на морском дне».
Источник: www.techinsider.ru
Источник назвал подлодку, на которой погибли 14 подводников
Пожар, в результате которого погибли 14 подводников, произошел на атомной подлодке АС-12, известной как «Лошарик», сообщил источник РБК. Минобороны сообщило о ЧП только на следующий день и не раскрыло, на каком аппарате и где оно произошло
ЧП произошло 1 июля около 20:30 на глубоководной атомной подлодке АС-12, известной как «Лошарик», сообщил неназванный источник РБК в силовых структурах. По его словам, в результате погиб штатный экипаж спускаемого аппарата.
Источник «Ведомостей», близкий к ВМФ, подтвердил тот факт, что пожар произошел на одной из атомных глубоководных станций, но детали не уточнил. В то же время «Открытые медиа» со ссылкой на неназванный источник сообщили, что пожар произошел не на самом «Лошарике», а на подлодке БС-64 «Оренбург», которая является носителем для АС-12. Другой источник «Открытых медиа» утверждает, что авария случилась на атомной подводной лодке БС-64 «Подмосковье».
Глубоководная станция первого ранга АС-12 приписана к Северному флоту России, но подчиняется не его командованию, а министру обороны, писала в 2012 году «Лента.ру». Корабль, как отмечало издание, входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, более известного как «Подводная разведка».
Неформальное название «Лошарик», рассказывалось в материале, подлодка получила от судостроителей северодвинского предприятия «Севмаш« из-за особенностей конструкции. Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, соединенных между собой проходами.
Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, «Лошарик» имеет в длину 79 м, в ширину — 7 м, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до 6 км и развивать скорость до 30 узлов. Вооружения на подлодке нет. В одном из отсеков находится атомный реактор.
В состав экипажа входят 25 офицеров.
Специально для АС-12 на заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы была переделена атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции, сообщается на сайте «Военное обозрение». На атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, была укреплена конструкция подводной лодки. Сейчас К-129 называется «Оренбург».
В 2015 году фотография, на которой предположительно изображен «Лошарик» была опубликована в русскоязычной версии автомобильного журнала Top Gear. Фото иллюстрировало материал «Брызги белого» об автопробеге Mercedes-Benz GL 450 до Архангельска, и подлодка попала в кадр случайно. О том, что на снимке изображена именно секретная субмарина, сообщалось в неофициальном блоге Центра анализа стратегий и технологий.
«На берегу Белого моря автомобилисты журнала устроили фотосессию, заодно мимоходом запечатлев мирно проходившую вдоль побережья подводную лодку — не отдавая себе отчета, что снимают», — отмечалось в посте. Авторы указывали, что опубликованный в Top Gear снимок, является, вероятно, «одной из наиболее четких и качественных фотографий» этой лодки в открытых источниках. Несколько фотографий, на которой, возможно изображена подлодка «Лошарик, также были опубликованы в одном из блогов на сайте MilitaryRussia.ru, посвященном советской и российской военной технике.
Ранее во вторник Минобороны сообщило о гибели 14 подводников ВМФ России при пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате. Пожар произошел 1 июля, известно о нем стало на следующий день. На каком именно аппарате произошло ЧП, ведомство не уточняло, отмечая только, что он предназначен для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ и во время инцидента подводники занимались батиметрическими измерениями (оценка глубин с помощью специального оборудования). Где именно произошло ЧП, Минобороны также не сообщило, лишь отметив, что аппарат находился в территориальных водах России. Сейчас, как сообщило министерство, аппарат находится на военно-морской базе в Североморске.
Следственный комитет сообщил, что проводит проверку по факту гибели моряков.
Источник: www.forbes.ru