Лодочные моторы Вихрь выполнены по аналогу немецкой модели Кенинг. В 1966 моторы Вихрь считались самыми мощными двигателями, они имели 17 лошадиных сил, далее мощность увеличивалась и поднялась до 30 л. с.
Так как конкуренции в 60 и 70 годы в СССР не было, моторы Вихрь выпускались большими партиями – до 150 000 штук в год.
О компании
Компания Вихрь начала свою деятельность в 1965 году, производство находилось на Куйбышевском мотостроительном предприятии в Самаре. Позднее был открыт филиал в Перми, также на мотостроительном предприятии.
Вихрь был на пике популярности по производству лодочных моторов с 1966 по 2010 год в России и странах СССР.
В последующие годы производство приостановило свою деятельность, так как конкуренция в последние годы работы была высокой и моторы Вихря были почти не востребованы.
Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60
Модельный ряд
Лодочные моторы Вихрь выполнены по типу подвесной конструкции. Моторы Вихрь имеют две модификации, с румпельным контролем и электронным стартером.
Всего в серии лодочных моторов Вихрь представлены три основные модели:
Также Вихрь изготовил модели с мощностью 40,50 и 60 лошадиных сил, но в тираж продажи они выпущены не были и остались как экспериментальные модели.
Все модели лодочных моторов Вихрь выполнены по единой классической конструкции с вертикальными узлами.
Применение
Подвесные лодочные моторы Вихрь применялись для перевозки туристов, прогулок по водоему, на морях и озерах, а также реках с каменистым дном. Лодочные моторы Вихрь эксплуатировались патрульными службами надзора водоемов, а также на спасательных шлюпках. Лодочные моторы Вихрь использовались в спортивных соревнованиях, на охоте, рыбалке.
Моторы Вихрь использовали в любое время года и при любых погодных условиях, они имели мощную силовую тягу и высокую скорость, которая позволяла пересекать водоемы на противоположный берег или охотиться за косяком рыб.
Лодочные моторы Вихрь предназначены для судов малого и среднего размера, яхт, катеров, лодок, которые имеют стандартную высоту транца.
В годы своей популярности, моторы эксплуатировались с лодками Прогресс и Казанка, в таком сочетании выполнялось легкое глиссирование .
Конструкция и технические характеристики
Лодочные моторы Вихрь имеют общую техническую характеристику и конструкцию, их различие заключается в мощности двигателя.
Двигатель на моторах – двухтактный, подвесной. Есть дефлекторная продувка и возвратно-петлевая.
Моторы Вихрь работают на топливе А-76, бензин смешивается с маслом в пропорции 20 к 1.
Охлаждение двигателей происходит за счет проточной прохладной воды.
Двигатель запускается вручную, с помощью стартера.
В комплекте с мотором Вихрь имеется трос аварийной остановки.
По расходу топлива – мотор за час работы потребляет около 10 литров бензина.
Рабочий объем мотора:
• Вихрь 20 – 423 куб. см.
• Вихрь 25 – 423 куб. см.
• Вихрь 30 – 488 куб. см.
• Двигатель – подвесной, двухтактный, цилиндровый.
• Мощность – 30 л. с.
• Внешний топливный бак – 22 литра.
• Передачи – передняя, задняя, нейтральная.
• Зажигание – МБ 22.
• Запуск механизма – ручной, электростартер.
• Тип – бензиновый, подвесной, двухтактный, цилиндровый.
• Мощность – 25 л. с.
• Зажигание – МБ 22.
• Внешний бак топлива – 22 литра.
• Скорость – передняя, задняя, нейтральная.
• Тип – двухтактный, подвесной, цилиндровый.
• Мощность – 20 л. с.
• Зажигание – МБ 22.
• Внешний топливный бак – 22 литра.
• Передача – передняя, задняя, нейтральная.
Покупка и обслуживание мотора
Лодочные моторы Вихрь имеют достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.
Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу. Герметичность корпуса мотора должна быть высокой и не пропускать выхлопные газы, воду. Полное обслуживание мотора Вихрь проводится ежегодно. После каждой эксплуатации мотор проходит осмотр на наличие повреждений корпуса и видимых деталей конструкции.
При покупке лодочных моторов Вихрь нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежных зон.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
• Есть все детали для замены.
• Легко обслуживать. Ремонтопригодный.
Лодочные моторы Вихрь имеют больше недостатков, чем преимуществ. Инженеры завода на протяжении всего выпуска моторов так и не устранили недочеты конструкции:
• Повышенное гидродинамическое сопротивление в воде.
• Очень громкий и шумный звук двигателя. Чтобы его устранить применяли специальный кожух и поролон, которым накрывали внутреннюю сторону мотора.
• Выхлопной патрубок усиливает статистику румпеля.
• Нет термостата, поэтому система охлаждения не может поддерживать тепловой режим.
• Гребной винт закреплен неправильно и нет возможности его заменить или поправить.
• Очень низкое КПД, чтобы его устранить владельцы моторов полировали редуктор и винт.
• Габариты гребного винта не соответствуют параметрам мотора.
• Подшипники и манжетки плохого качества.
• Неправильно установленный реверс механизма, при попытках зафиксировать муфту на свободном ходу приводил к аварийным ситуациям, а владелец мотора, выполнив запуск, выпадал из судна.
• Карбюратор очень сложно и трудно отрегулировать.
• Верхние цилиндры имеют тяжелый режим тепла.
• Мотор постоянно перегревается из-за неправильного сечения канала системы охлаждения, помпа быстро изнашивается и, как следствие, перегревается двигатель.
Источник: kayak-market.ru
Лодочный мотор Вихрь-25 — отзывы
Вихрь 25, это был мой первый в жизни лодочный мотор. Каждая поездка с ним это своего рода приключение, которое останется в памяти на всю жизнь. Поделюсь парой историй, именно это и будет характеризовать мотор в.
2043
Россия, Саратов
Мотор для опытного механика-самоделкина
Достоинства:
Смешная цена, долговечность заведомо выше, чем у китайцев (металл то — советский!). Хорош для умелых рук.
Недостатки:
Даже новый сначала лучше разобрать до основания и самому собрать заново и настроить. Вот тогда .
Друзья! Вот случайно наткнулся на отзывы о моторе моей юности и не смог удержаться от ностальгических воспоминаний о водных приключениях 80-х и 90-х годов прошлого (ужас!) столетия. Этот движок я приобрел вместе с катером Казанка.
18
Россия, Пермь
Мотор легенда.
Достоинства:
25-ти лошадиное сердце. Лёгкий в ремонте (буквально на коленке в любых условиях).
Недостатки:
Этот мотор – легенда, выпускается ещё со времён СССР в Куйбышеве, у многих он был первым в жизни. Сколько служит мне не помню уже – лет 20, может больше. Стоит на классической лодке-казанке. Поэтому и.
Источник: otzovik.com
Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Моторы для лодок линейки Вихрь являются по-настоящему парадоксальным случаем для малого флота России. Прежде всего, данные изделия в больших количествах производились на территории государства (около 150 тыс.).
Однако в плане конструкции, Вихри представляли собой довольно устаревшие аппараты с несовершенной технологией. Как раз из-за низких свойств потребительского характера, присущих моторам данного образца, у водомоторников сейчас сформировалось негативное отношение к моторам (подвесной тип) отечественного производства. Но обо всём поподробнее.
Технические характеристики «Вихрь 20»
Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.
Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.
Масса мотора составляет 48 кг.
Технические характеристики «Вихрь 20»
Модельный ряд
Лодочные моторы Вихрь выполнены по типу подвесной конструкции. Моторы Вихрь имеют две модификации, с румпельным контролем и электронным стартером.
Всего в серии лодочных моторов Вихрь представлены три основные модели:
Также Вихрь изготовил модели с мощностью 40,50 и 60 лошадиных сил, но в тираж продажи они выпущены не были и остались как экспериментальные модели.
Все модели лодочных моторов Вихрь выполнены по единой классической конструкции с вертикальными узлами.
Технические характеристики «Вихрь 45»
Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.
Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.
Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.
Покупка и обслуживание мотора
Лодочные моторы Вихрь имеют достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.
Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу. Герметичность корпуса мотора должна быть высокой и не пропускать выхлопные газы, воду. Полное обслуживание мотора Вихрь проводится ежегодно. После каждой эксплуатации мотор проходит осмотр на наличие повреждений корпуса и видимых деталей конструкции.
При покупке лодочных моторов Вихрь нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежных зон.
Отзывы владельцев
- Дмитрий, Москва. Двигатель на удивление качественно собран, и за 20 лет пользования ни разу не сломался по-крупному. Капитального ремонта никогда не было. Данный силовой агрегат еще даст фору любому импортному движку, что тут о китайцах говорить. В меру производительный и экономичный. Он без проблем подошел к моей ПВХ-лодке. Вихрь 25 один из самых шумных моторов, но низкая цена компенсирует все минусы.
- Игорь, Киев. Вихрь 25 – нормальный русский мотор своего времени. Он довольно мощный и тяговитый, простой в обслуживании. На него до сих пор можно найти запчасти, и к тому же они очень дешевые. Недостатки – большие габариты и тяжелая масса, так что с установкой пришлось повозиться. Но надо признаться, что от этого утяжеления нисколько не пострадала ни динамика, ни максимальная скорость. Расход топлива не меньше 10 литров под нагрузкой. При езде в загруженном состоянии – три человека и плюс 1000 кг груза – максимальная скорость не превышает 20 км/час. У меня лодка Казанка-5 М2. Двигатель работает без перебоев, шумы и вибрации вполне умеренные, румпельное управление – очень удобное и эргономичное. Корпус мотора выполнен в классическом стиле советских времен. Дизайна по сути нет, ведь это рабочая лошадка на каждый день. При грамотном обслуживании этот движок будет служить долго. У меня например он с 1990 года.
- Алексей, Краснодарский край. Мотор понравился, но требует к себе частого ремонта. Зато его легко чинить, и причем не важно какой сложности поломка. Все ремонтируется согласно инструкции – везде легко подлезть и поддеть. Запчасти дешевые. Обязательное ТО надо проходить хотя бы раз в год. Расход топлива в 15 литров в час – худший показатель на фоне современных моделей. Но мощность приличная. 25 лошадей достаточно для рыбалки, охоты, водных прогулок и приключений.
Двигатели “Вихрь” и “Нара”
“Вихрь”
История производства моторов для лодок марки «Вихрь» началась в 1966 году. Пользуется успехом как у профессиональных спортсменов, так и у рыболовов, во многом, благодаря оптимальному сочетанию цена/качество.
Востребованные и модифицированные модели под индексами 30, 32М, 32Х, имеют следующие характеристики:
- Ручной запуск с помощью румпеля.
- Вместимость топливного бака – 22 литра.
- Модернизированная система газораспределения.
- Мощность двухцилиндрового мотора – 30 лошадиных сил.
- Вес изделия – 49 кг.
- Усовершенствованная система зажигания.
“Нара”
Моторы для лодок «Нара 4,7» выпускаются машиностроительным комбинатом в Наро-Фоминске и имеют следующие возможности:
- мощность – 4,7 л. с.;
- масса – 15 кг.;
- обороты – до 3600 об/мин.;
- вместимость бака – 1 л.;
Несмотря на малый вес и низкую вместимость топлива, представленная модель пользуется большим спросом, благодаря непривередливости в эксплуатации и простоте в монтаже конструкции.
Характеристики
- Тип мотора – бензиновый, двухцилиндровый двухтактный
- Рабочий объем – 0,4 литра
- Мощность – 25 лошадиных сил
- Максимальные обороты в минуту – 5000
- Зажигание – электронное МБ-22
- Тип системы смазки – предварительное смешивание
- Рекомендуемое соотношение смешивания бензина и масла – 40:1
- Вместимость бака, л – 22
- Вес – 45 кг
- Скорости – передняя, задняя, нейтральная
- Система запуска – ручного типа.
Преимущества и недостатки мотора
Рассмотрим достоинства и недостатки лодочного мотора класс «Вихрь30». Показатели, которые являются его положительными отличиями:
- антикоррозийное покрытие подводной части двигателя позволяет использовать его как в пресной, так и морской соленой воде;
- значительно низкая стоимость по сравнению с аналогичными по кассу импортными агрегатами;
- высокая мощность, позволяющая передвигать плавательные средства по воде со скоростью до 60 км/ч.;
- недорогой ремонт и наличие любых запчастей для его восстановления;
- повышенный литраж топливного бака (22 литра);
- возможность использования бензина любых марок.
К недостаткам лодочного мотора «Вихрь30» можно отнести:
- Повышенную шумность.
- Большое гидравлическое сопротивление подводной части двигателя.
- Ограниченный срок работы подшипников в редукторе.
- Высокий расход топлива.
- Нестандартное крепление гребного винта, которое не имеет аналога для его замены.
- Трудную регулировку карбюратора.
- Низкий уровень КПД гребного винта и редуктора.
Применение
Лодочный мотор Вихрь 25 эксплуатируется на водоемах с глубиной не более 0,8 метров. Его можно использовать в соленой морской воде, так как все детали конструкции выполнены из антикоррозийных материалов, которые не боятся агрессивной среды. Лодочный мотор Вихрь 25 ходит на реках, озерах, течение которых не должно быть быстрым, так как мощность двигателя не способна работать в таких условиях. Мотор не используется при высоких волнах.
Лодочный мотор Вихрь 25 применялся для рыбалки, охоты, прогулок по водоему, его использовали органы природнадзора, также мотор применялся на спортивных соревнованиях, сплавах по горным рекам, для перевозки людей на противоположный берег.
Лодочный мотор вихрь 25 способен работать на мелководье.
Мотор эксплуатировался с лодками, катерами малых и средних размеров, с высотой транца 381 мм и длиной до 3-х метров.
Лодочный мотор Вихрь 25 запрещено использовать без погружения в воду.
Подвесные лодочные моторы «Вихрь»
«Вихрь» — самый массовый подвесной лодочный мотор СССР. Подвесные лодочные моторы «Вихрь» производились Куйбышевским моторостроительным производственным объединением им. Фрунзе (в настоящее время — ОАО «Моторостроитель») с 1965 года, позднее производство «Вихрей» было налажено на Пермском моторостроительном заводе. Инструкция по эксплуатации лодочных моторов «Вихрь»
Прототипом первого лодочного мотора «Вихрь» послужил немецкий мотор «Кёниг». Как это зачастую бывало, к моменту запуска в производство «Вихря», его прототип, мотор «Кёниг», в ФРГ уже был снят с производства как устаревшая технология. На момент запуска моторов «Вихрь» в продажу, это были самые мощные двигатели (17 л.с.).
В скором времени конструкторы смогли выйти на расчетные 20 л.с. Отсутствие конкуренции как таковой послужило тому, что «Вихрь» стал самым популярным подвесным лодочным мотором. К тому же выпуск этих двигателей доходил до 150 000 штук в год.
Популярность лодочных моторов «Вихрь» основывалась, как уже отмечалось выше, больше на их массовости, нежели на потребительских свойствах. Первые «Вихри» (да и, во многом, последующие) имели множество недостатков.
Основным недостатком «Вихря» можно считать очень низкую надежность: вертикальный вал, передающий вращение от двигателя к редуктору, скручивался при стопорении винта о препятствие, водяная помпа быстро изнашивалась, механизм переключения реверса — терял возможность фиксации в положении холостого хода, текстолитовые золотники газораспределения быстро изнашивались, возвратный механизм ручного стартера выходил из строя, первое магдино МБ-2 зачастую отказывало еще до первого пуска двигателя, подшипники скольжения на гребном валу в первых «Вихрях» очень быстро истирались и начинали пропускать воду со всеми «вытекающими» последствиями. Другой недостаток лодочных моторов «Вихрь» — повышенное сопротивление из-за неудачной конструкции корпуса редуктора и выхлопного патрубка.
Неудачной также оказалась система охлаждения. Чугунные цилиндры плохо отводили тепло, что приводило к преждевременному износу поршневой группы. Конструкция мотора «Вихрь» была настолько неудобной, что для выполнения некоторых простейших операций надо было затратить уйму времени.
Металлический кожух ржавел, не обеспечивал защиту от шума, а через вентиляционные отверстия свечи постоянно заливались водой. Кроме этого мотор «Вихрь» весил почти 50 кг, имел низкий КПД и высокое потребление топлива. Но все эти недостатки перекрывались в то время одним достоинством — мотор «Вихрь» можно было купить в магазине.
Часть недостатков была устранена в новой модели — «Вихрь-М». Двигатель получил трехканальную возвратно-петлевую продувку. Чугунные цилиндры стали тоньше. Подшипник скольжения в редукторе заменен шарикоподшипником. Мощность «Вихря-М» увеличилась до 25 л.с. при повышении расхода топлива всего на пол-литра в час.
К 1976 году для покупателей стала доступна новая модель — «Вихрь-30». Наконец мотор получил пластиковый корпус, мощность увеличилась до 30 л.с. и стал доступен электростартер. Через некоторое время была внедрена схема электронного зажигания МБ-2, правда принесшая владельцам новых «Вихрей» дополнительные сложности из-за крайне низкой надежности.
Моторы, оснащенные электронным зажиганием маркировались признаком «-электрон». В 1991 году моторы «Вихрь» стали комплектоваться более надежной системой электронного зажигания МБ-22. В конце 90-х был выпущен «Вихрь-32» (впоследствии «Вихрь-30МА») на котором введены шестиканальная петлевая продувка, головка блока цилиндров с камерой сгорания специальной формы, карбюратор с уменьшенным сопротивлением смесительной камеры. Усилены коленвал, шатуны и некоторые другие детали. Допустимое октановое число топлива возросло до 95 из-за увеличения степени сжатия. К 2011 году моторы «Вихрь-30» (модификации «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30Э») получили следующие технические характеристики:
Диаметр цилиндра: 72 мм Ход поршня: 60 мм Рабочий объем: 488 куб.см Степень сжатия : 8,5 Максимальная мощность: 30 л.с при 5000 об/мин Удельный расход топлива: 11 кг/час Сухая масса: 49 кг Электропитание: 30 Вт, 12 В Топливо: Бензины А-72, А-76 Смазка двигателя: Масло в топливе Смазка редуктора: Трансмиссионное масло ТАД-17И или аналогичные Диаметр винта: 240 мм Шаг винта: 300 мм, грузовой — 282 мм.
Подвесному лодочному мотору «Вихрь» установлен памятник на Беломорской биологической станции Зоологического института РАН с табличкой: «Мотору «Вихрь» — с любовью и ненавистью».
Источник: super-chips.ru