Семь десятилетий отделяют современников от событий Второй мировой войны, самой страшной войны в истории человечества. Жестокость и бескомпромиссность этой войны с особой отчётливостью видна на примере действий подводного флота воюющих стран. Так согласно сведениям, опубликованным в русскоязычной прессе в последние годы, на боевом счету немецких подводных лодок нередко значились десятки потопленных судов, а отдельные подлодки насчитывали свыше полутора сотен побед.
Боевые успехи советских подводников были гораздо скромнее. Например, Герой Советского Союза В.Стариков на своём боевом счету имел 17 судов и кораблей противника, Герой Советского Союза И.Фисанович 14, а подводник А.Маринеско, объявленный личным врагом Гитлера (звание Герой Советского Союза ему было присвоено посмертно в годы Перестройки), — 6 побед. Соответственно суммарный тоннаж потопленных вражеских судов был у советских подводников намного меньше, чем у противника.
Скромные результаты подводной войны Советского флота объясняются меньшей насыщенностью вражескими плавсредствами театра боевых действий. Одно дело Атлантика, где тысячи американских, канадских и британских судов и кораблей стремились обеспечить сырьём, провиантом, оружием и людскими ресурсами находившуюся в морской блокаде Великобританию, и несравненно меньший объём немецких перевозок на Балтике, в Чёрном море и на Севере.
Самый молодой герой России 👊 Этот подвиг танкиста СПАС 80 МИРОТВОРЦЕВ!
Нужно также отметить различие тактических задач, поставленных перед немецкими и советскими подводниками: свободный поиск противника у немцев без жёсткого ограничения района боевых действий и охрана подступов к советскому побережью в строго определённой зоне для советских моряков. Успехам немецких подводников также способствовало многократное численное превосходство германского подводного флота, позволявшее одновременно совершать групповые нападения на вражеские плавсредства в различных участках мирового океана. Наконец, следует признать техническое преимущество немецкого подводного флота, во время войны постоянно совершенствовавшего оснащённость, мореходные и боевые качества своих субмарин.
Как известно, большинство советских судостроительных заводов во время войны или были захвачены противником, или находились на блокированных немецкой армией территориях. Лишь немногие из них избежали этой участи и продолжали строить подводные лодки преимущественно небольших размеров, а соответственно и меньших боевых возможностей. Советские подводники могли противопоставить неприятелю высокий воинский дух, крепкую товарищескую сплочённость и отличное владение своим боевым оружием. Они защищали свою Родину, своих родных, мстили за погибших в боях соратников и замученных на оккупированной территории сограждан, за разрушенные города и сёла, твёрдо зная, что правда на их стороне. Особенно следует подчеркнуть дух интернационализма, свойственный Советскому Военно-Морскому Флоту в годы войны.
Активное участие в боевых действиях Советского подводного флота приняли представители еврейского народа. Среди командиров подводных лодок было 22 еврея. Трое: Богорад, Коновалов, Фисанович, были удостоены звания Герой Советского Союза. Об одном из них, Израиле Ильиче Фисановиче, расскажу подробнее.
Героический,талантливый ,и неуловимый командир подводной лодки М-171 «Малютка» Валентин Стариков!
Израиль Фисанович родился 10 (23) ноября 1914 г. в Елисаветграде (Кировоград) на Украине. Его отец Илья Львович был призван в царскую армию, воевал рядовым в конной артиллерии и вернулся домой в 1918 г. Четырёхлетний Изя поначалу дичился крепко сбитого, пахнущего махоркой солдата, не сразу признав в нём отца.
Через год родился младший брат Изи Натан (погиб в боях за освобождение Латвии в 1943 г.). В 1922 г. семья переехала в Харьков. Здесь Изя закончил семилетку и поступил в школу ФЗУ при заводе сельскохозяйственных машин «Серп и молот». По окончании школы ФЗУ Харьковский обком комсомола направил его в Ленинградское Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе.
Среди 600 сокурсников семнадцатилетний Изя оказался самым молодым и самым неподготовленным к флотской службе. Но он поставил себе задачу овладеть морским делом и занялся самовоспитанием. В результате за 4 года учёбы 14 поощрений командования за 200% выработки на субботниках, за бдительность при несении караульной службы, за выдающиеся успехи в учёбе. Первый по выпуску, он был сфотографирован у развёрнутого знамени училища. Нарком Обороны К.Е.Ворошилов наградил его именными серебряными часами.
В выпускном 1936-м году уже ощущалось приближение большой войны. Советский флот срочно пополняли новыми боевыми кораблями. И.Фисанович был назначен штурманом малой подводной лодки М-77. Лодка базировалась в Ораниенбауме, в 50 км от Ленинграда. Здесь он тоже оказался самым молодым членом команды.
Однако к концу навигационной кампании молодой штурман был признан лучшим во всей бригаде подплава и получил назначение на должность флагманского штурмана дивизиона подводных лодок. За отличное проведение навигации следующего года Фисановичу присвоили звание старший лейтенант и назначили командиром малой подводной лодки М-84.
Осенью 1938 г. Израиля Фисановича назначили флагманским штурманом Северного флота. Всю осень и зиму он плавает на кораблях и подводных лодках, детально знакомясь с лоцией Баренцева и Белого морей и осваивается в новой должности.
Однако арест его отца, подписавшего под пытками признание в шпионаже в пользу фашистской Германии, внёс непредвиденные коррективы в карьеру молодого офицера. После пыток Илья Львович умер в Харьковской тюремной больнице и Израиль Фисанович, выхлопотав краткосрочный отпуск, выехал на похороны отца. Это было расценено начальством как политический демарш и привело к понижению по службе. Израиля Фисановича перевели на должность флагманского штурмана бригады подводных лодок и отказали в направлении на учёбу в академию. Лишь через полтора года, когда о поездке в Харьков перестали вспоминать, его направили на курсы помощников командиров подводных лодок в Ленинграде.
Начало Великой Отечественной войны заставило сократить программу курсов. Досрочный выпуск состоялся 5 июля 1941 г. За отличные успехи Фисановича наградили знаком «Отличник ВМФ» и присвоили очередное воинское звание капитан-лейтенант. Направленный в штаб Северного флота Фисанович был назначен помощником командира подводной лодки Щ-404.
Но лодка находилась в боевом походе, и Фисановича временно поставили дежурным по штабу. Тут случай круто повернул его судьбу. Командир малой подводной лодки М-172 был предан суду, проявив полную служебную несостоятельность. На должность командира М-172 назначили Израиля Фисановича.
В своём первом боевом походе Израиль Фисанович и наблюдавший за действиями молодого командира Герой Советского Союза И.А.Колышкин осуществили дерзкий прорыв в неприятельский порт Лиинахамари, где 22.08.41 г. успешно атаковали стоявшее под разгрузкой судно. Следующей ночью была потоплена вражеская шхуна. Двойной успех М-172 позволил командованию флота разработать план блокады прифронтовых портов противника малыми подводными лодками, существенно снизив активность немецких войск на Севере.
Боевые походы М-172 описаны в книгах И.И.Фисановича «Записки подводника» (Военмориздат, 1944) и «История «малютки» (Воениздат, 1956), а так же в книге, посвящённой его памяти, «Не вернулся из боя» (Харьков, изд. «Прапор», 1990). Эти книги ярко передают эмоциональный накал и драматизм подводной войны на Севере. Некоторые из походов М-172 являются уникальными в истории подводной войны и до сих пор изучаются подводниками России и ряда других стран.
Так в десятом боевом походе гидроакустик А.В.Шумихин с помощью своей весьма несовершенной аппаратуры сумел точно определить направление и скорость движения вражеских судов. В тот день над морем висел непроницаемый туман. Следуя данным акустика, Фисанович вслепую вывел лодку в точку атаки и уничтожил неприятельский транспорт. В восьмидесятые годы эта атака М-172 были названа прообразом действий современного атомного флота.
В походе 15 мая 1942 г. М-172, проскользнув под кольцом кораблей охранения, потопила крупный транспорт немцев, но была обнаружена противником. За десять часов непрерывного боя на лодку было сброшено 324 глубинные бомбы. Были повреждены все навигационные приборы, нарушено электроуправление рулей и освещение отсеков, практически полностью израсходован запас воздуха для дыхания. Когда же лодка, уйдя от преследования, всплыла под защитой наших береговых батарей, немецкие корабли открыли по ней шквальный артиллерийский огонь, а вызванная ими авиация подвергла лодку бомбовой атаке. И всё же израненная лодка вернулась в базу.
Под командованием Фисановича подводная лодка М-172 совершила 17 боевых походов, уничтожив 11 транспортов и танкеров и 2 эсминца противника. Кроме того в двух походах были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл врага.
Все члены экипажа были награждены орденами, многие неоднократно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.04.42 г. на подводной лодке М-172 был поднят флаг с орденом Красного Знамени, а в апреле 1943 г. приказом Наркома Военно-Морского флота Краснознамённая подводная лодка М-172 была преобразована в гвардейскую. В истории отечественного флота всего 4 корабля имели такие награды. Высоких наград был удостоен и её командир. Грудь Израиля Ильича Фисановича украсили Золотая Звезда Героя Советского Союза, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны 1-й степени, гвардейский знак, американский орден Морской крест.
В апреле 1943 г. он был произведён в капитаны 2-го ранга, а спустя 3 месяца назначен на должность командира дивизиона малых подводных лодок. В этой должности он продолжал выходить в боевые походы, руководя действиями вновь назначенных командиров. Так в сентябре 1943 г. в походе на только что вступившей в строй малой подводной лодке М-107 (командир капитан-лейтенант В.П.Кофанов) удалось потопить крупный немецкий транспорт.
Командиром Краснознамённой гвардейской подводной лодки М-172 был назначен опытный подводник капитан-лейтенант И.А.Кунец. Под его командованием лодка дважды вышла в море. 16.10.43 г. в двадцатом боевом походе М-172 погибла. Фисанович тяжело переживал гибель своих друзей-соратников. В память о них он написал песню (музыка Е.Жарковского), которая впервые была исполнена на встрече ветеранов Военно-Морского Флота в Киеве 15 мая 1985 г.
В начале 1944 г. Фисанович был включён в отряд советских моряков, направленных в Англию для приёмки выделенных Советскому Союзу английских и американских боевых кораблей. За 2 месяца подводники под командованием Фисановича освоили британскую субмарину «Санфиш», получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс В-1. 25 июля 1944 г. подводная лодка В-1 вышла из Шотландского порта Лервик, следуя в оговоренном с британским Адмиралтейством «коридоре безопасности», но на пути в Полярное погибла.
В послевоенные годы удалось установить, что в 9 ч 39 м по Гринвичу 27 июля 1944 г. лодку бомбил самолёт британской береговой охраны. Установлено и место гибели В-1: 230 миль к северу от Шотландских островов в точке с координатами 64°34′ северной широты и 1°16′ западной долготы. На запросы советских военных и дипломатических служб англичане долгое время отвечали уклончиво, но в пятидесятых-шестидесятых годах в Англии и в США были опубликованы монографии, посвящённые войне на море в 1939-1945 г.г., где был признан факт потопления советской подводной лодки британским бомбардировщиком. Утверждалось, что это была трагическая ошибка. В ряде советских монографий говорится, что Британское Адмиралтейство не хотело передавать эту лодку Советскому Союзу.
Имя Героя Советского Союза, гвардии капитана 2-го ранга Израиля Ильича Фисановича навечно занесено в список одной из воинских частей Северного флота. Ему посвящены экспозиции в Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге и в музее Северного флота. Его именем названы улицы в Полярном, в Кировограде и в Харькове.
Барельефы с его изображением установлены в Полярном и в Харькове. В 2009 году памятник членам команды подводной лодки В-1 во главе с И.И.Фисановичем был установлен в шотландском порту Данди. Хочется верить, что имя подводника-североморца Израиля Фисановича будет храниться в памяти его народа.
Источник: proza.ru
Фисанович Израиль Ильич
Фисанович Израиль Ильич — Герой Советского Союза
Дата рождения: 23 ноября 1914 года.
Дата гибели: 27 июля 1944 года.
Звание и должность: командир подводной лодки «М-172» (4-й дивизион подводных лодок, бригада подводных лодок, Северный флот), капитан-лейтенант.
Биография
Родился Израиль Ильич в городе Елизаветграде (ныне Кропивницкий) в Украине. В 1922 году семья переехала в Харьков, где маленький Изя поступил в школу. В двенадцать лет он побывал вместе с семьей на Азовском море — в Бердянске, где впервые увидел море и военные корабли. Тогда он и решил стать капитаном.
По окончании «семилетки» Израиль был отправлен в фабрично-заводское училище, действовавшее при заводе сельхозмашин «Серп и молот». Окончив обучение и получив профессию, устроился работать на Харьковский тракторный завод.
В мае 1932 года по комсомольской путевке его направили в Ленинград — в Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе. Курсант Фисанович показал себя с самой положительной стороны, а при выпуске за отличия в учебе был награжден именными серебряными часами от Наркома Обороны Клима Ефремовича Ворошилова. В 1936 году, еще без лейтенантских погон, Израиля назначают командиром БЧ-1-4 (штурманская и радиоакустическая служба — прим. редакции) на малую подводную лодку М-77, которая базировалась под Ленинградом — в Ораниенбауме. За первый год службы лейтенант Фисанович смог доказать, что он лучший среди двух десятков штурманов, причём среди них были и офицеры со стажем.
Первый выпуск лейтенантов штурманов — подводников
Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе 1936 год.
Осенью 1937 года самый молодой лейтенант подплава становится флагманским штурманом дивизиона малых подводных лодок – „малюток“. Весной 1938 года Фисанович был назначен командиром малой подводной лодки М-84, а затем переводен на должность флагманского штурмана штаба Северного флота в городе Полярный с присвоением очередного воинского звания старший лейтенант.
Осенью и зимой Израиль служит на кораблях и подводных лодках, где он детально изучает лоцию Баренцева и Белого морей. Весной 1939 года произошла трагедия в семье Фисановичей. В Харькове арестовали его отца Илью Львовича, обвинив в шпионаже в пользу фашистской Германии.
Израиль Фисанович не верил в вину отца и, когда тот в апреле 1939 года умер в тюремной больнице, он не отказался от отца и поехал на его похороны. Это было расценено начальством как политический демарш и привело к понижению по службе – назначению флагманским штурманом бригады подплава. Через полтора года Фисановичу «простили» поездку в Харьков и направили его на Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания в Ленинграде.
Великая Отечественная война внесла коррективы в учебу подводников. 5 июля 1941 года состоялся досрочный выпуск, где Фисановичу присвоили очередное звание капитан-лейтенант и направили служить снова на Северный флот. 12 июля 1941 года он получил назначение на должность помощника командира подводной лодки «Щ-404», но послужить там не успел.
Малая подводная лодка «М-172» под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лысенко 16 июля 1941 года пришла на базу из своего первого боевого похода с серьёзными повреждениями носовой части надстройки. Оказалось, что 12 июля 1941 года командир, вместо того, чтобы атаковать неприятельский корабль, испугался и стал уклоняться от боя, маневрируя вслепую. Спасло положение экипажа своевременные и правильные действия инженер-механика «М-172» Г.Ф. Каратаева. Лысенко отдали под трибунал, лодку поставили на ремонт, а командиром назначили Фисановича.
После небольшого аварийного ремонта подводная лодка «М-172» под командованием нового командира вышла на позицию № 6 в восточной части Варангер-фьорда. Обеспечивал Израиля Ильича командир дивизиона средних лодок – «щук» капитан 2-го ранга Иван Александрович Колышкин. Впрочем, Фисанович не нуждался в излишнем подталкивании к активным действиям.
Уже днем 21 августа, на третьи сутки похода, подводная лодка проникла в залив Петсамонвуоно, обнаружив на рейде Линахамари крупный вражеский транспорт. Немцы, убаюканные победами на всех фронтах, практически не вели наблюдения за морем, за что и поплатились, получив торпеду в борт. Тогда на Северном флоте это была всего вторая победа. Следующей ночью «М-172» было потоплено еще одно вражеское судно.
С этого момента на Северном флоте появился свой мастер торпедных атак. И это звание Фисанович умело подтверждал новыми подвигами.
«Его внешность была далеко не «морского волка», скорее гуманитария, но кроме музыки, поэзии и литературы излюбленными темами его разговоров всегда оставались история военно-морского искусства и тактика, однако в душе он оставался поэтом и литератором. Но шла война и Фисанович занял достойное место в ряду богатырей — былинных дружинников, вставших в XX столетии на защиту Руси»,
— вспоминал о Фисановиче известный военный корреспондент Роберт Диамент.
Особенный бой случился 15 мая 1942 года, когда «М-172» вышла в 11-й боевой поход, ставший для подводников Советского Союза хрестоматийным примером стойкости и героизма. Обнаружив вражеский транспорт в окружении кораблей охранения, «М-172» прошла на большой глубине вовнутрь зоны конвоя и торпедировала тщательно охранявшееся судно с близкой дистанции.
На этот раз немцы быстро и довольно точно определили положение лодки и начали преследовать, сбрасывая глубинные бомбы. За десять часов непрерывного боя на лодку было сброшено 324 глубинные бомбы. Немецких охотников удалось «отогнать» только залпами нашей береговой артиллерии. Из-за нехватки кислорода на борту, «М-172» пришлось всплыть.
Тут же в сторону советской подлодки было выпущено 40 снарядов палубной артиллерии немецких кораблей. Почти сразу «М-172» подверглась атаке вражеского самолёта, сбросившего на неё 4 авиабомбы и причинив ей новые повреждения. Но ни смотря ни на что «малютка» своим ходом пришла на базу.
«Трудно было поверить, что этот офицер, маленький, худощавый — неизвестно в чем душа держится — похожий на подростка, был здесь, на Севере, очень уважаемым боевым моряком, что он и впрямь осуществил дерзкий прорыв в порт Петсамо, пустил ко дну транспорты, стоявшие под погрузкой, а затем скрылся от преследования вражеских катеров-охотников. Сотни глубинных бомб сбросили они по следу лодки, и только очень умелое маневрирование Фисановича спасло корабль от гибели.»,
— отмечает в своей книге «Час мужества» писатель Николай Григорьевич Михайловский
За героизм, дерзость и отвагу, потопление трех транспортов противника Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года капитану-лейтенанту Фисановичу присвоено звание Героя Советского Союза. «М-172» под командованием Израиля Ильича в течение двух военных лет совершила 17 боевых походов, уничтожив 11 транспортов и танкеров и 2 эсминца противника, получив сначала почетное наименование Краснознаменной, а потом и Гвардейской. Кроме того в двух походах были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл врага.
Фисанович Израиль Ильич на своей «малютке»
В апреле 1943 года Фисановичу было присвоено звание капитан 2-го ранга, а спустя 3 месяца он был назначен на должность командира дивизиона малых подводных лодок. Командиром «М-172» 10 июля 1943 года был назначен опытный подводник капитан-лейтенант Иван Андреевич Кунец. Под его командованием лодка дважды вышла в море. 16 октября 1943 года в двадцатом боевом походе «М-172» с экипажем 23 человека погибла, вероятно, подорвавшись на мине заграждений. Фисанович тяжело переживал гибель своих друзей-соратников. В память о них он написал песню (музыка Е.Жарковского), которая впервые была исполнена на встрече ветеранов Военно-Морского Флота в Киеве 15 мая 1985 г.
Безмолвны и хмуры норвежские скалы,
Лишь эхом откликнутся взрывы торпед,
Да сполохи ярко над морем сверкают,
Ведя хороводы в честь наших побед.
Свой орденский флаг — знамя славы и чести
«Малютка» проносит средь бурных морей,
Врагу не отбиться от мести гвардейцев
Ни шквалами бомб, ни огнем батарей.
С кратчайших дистанций врагов мы топили,
Врываясь в их порт через минный редут,
Глубинные бомбы по корпусу били…
Железо сдает, но бойцы не сдадут!
Но она так и осталась неспетой… лодка из похода не вернулась.
Пользуясь временным затишьем на Северном фронте весной 1944 года, советское командование направило группу моряков-подводников в Англию, где они должны были принять 4 подводные лодки, полученные в счет репараций от недавно вышедшего из войны итальянского флота. Одну из таких групп возглавлял Фисанович. За 2 месяца команда Фисановича освоила британскую среднюю субмарину «Санфиш» («Камбала»). После приёмки лодке присвоили индекс «В-1» (на флотском жаргоне – Веди-один). 25 июля 1944 года подводная лодка под командованием Израиля Ильича вышла из Шотландского порта Лервик, следуя в оговоренном с британским Адмиралтейством «коридоре безопасности», но до советского берега она так и не дошла.
Фисанович Израиль Ильич в Великобритании
Лишь спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны удалось выяснить причины гибели 50 советских моряков и одного офицера связи Королевского флота Великобритании. Подводная лодка «В-1» отклонилась от намеченного «коридора» на 80 морских миль и 27 июля 1944 года по ошибке была потоплена союзной береговой авиацией.
По одной из версии, британские летчики бомбардировщика «Либерейтор» действительно ошиблись, приняв за вражескую собственную субмарину новейшей разработки, очертания которой они могли не очень хорошо знать и тем более разглядеть с высоты. По другой версии, британское командование намеренно потопило свою же новейшую подлодку, чтобы эти «разработки» не достались русским. Установлено и место гибели В-1: 230 миль к северу от Шотландских островов в точке с координатами 64°34’N 1°16’W. Остальные лодки «В-2», «В-3» и «В-4» благополучно добрались до Кольского полуострова.
«Горе наше трудно было измерить. На этой, не слишком-то ценной для нас лодке находился экипаж, который по праву можно было назвать цветом североморских подводников. А сам Израиль Ильич — умница, обаятельный и разносторонне одаренный человек — был любимцем всех старожилов бригады. Из него мог бы выйти или крупный командир или большой флотский ученый.
Но об этом «мог бы» лучше не гадать. Важно то, что он успел сделать. А сделал он очень многое — больше, чем иной сумеет за всю свою жизнь»,
— так выразил трагедию североморцев командир бригады И.А. Колышкин.
Имя Героя Советского Союза, гвардии капитана 2-го ранга Израиля Ильича Фисановича навечно занесено в список одной из воинских частей Северного флота. Ему посвящены экспозиции в Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге и в музее Северного флота. Именем Героя названы улицы в Полярном, в Кропивницкий (бывший Кировоград — прим. редакции) и в Харькове.
Барельефы с его изображением установлены в Полярном и в Харькове. В 2009 году памятник членам команды подводной лодки В-1 во главе с И.И. Фисановичем был установлен в шотландском порту Данди.
Источник: xn--b1acadncgwd3abbio5jre.xn--p1ai
Самый молодой командир подводной лодки
Фисанович Израиль Ильич — командир подводной лодки «М-172» (4-й дивизион подводных лодок, бригада подводных лодок, Северный флот), капитан-лейтенант.
Родился 10 (23) ноября 1914 года в городе Елизаветград (ныне — город Кировоград, Украина). Еврей. С 1922 года жил в Харькове, там окончил 7 классов средней школы и школу ФЗУ. Работал на заводе «Серп и Молот» в Харькове.
В Рабоче-Крестьянском Красном флоте с 1932 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. Служил на подводных лодках Балтийского флота — командир БЧ-1 (штурманская боевая часть) подводной лодки «М-77», с марта 1938 года — флагманский штурман дивизиона подводных лодок. Затем был переведён на Северный флот и в августе 1938 года назначен флагманским штурманом флота, а в сентябре этого же 1938 года — флагманским штурманом бригады подводных лодок. Член ВКП(б) с 1939 года.
Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Как флагманский штурман бригады обеспечивал несение позиционно-дозорной службы, проводку транспортов по внутренним коммуникациям. В декабре 1940 года направлен на Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания при Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова (Ленинград), здесь встретил начало Великой Отечественной войны.
Вернулся на Северный флот. 7 июля 1941 года принял командование подводной лодкой « «М-172» бригады подводных лодок Северного флота. 18 августа 1941 года капитан-лейтенант И.И.Фисанович вывел свой корабль в первый боевой поход на коммуникации противника в Баренцевом море. Среди его подвигов — дерзкий прорыв в порт Линахамари а атака вражеского транспорта в порту.
К середине декабря 1941 года совершил 7 боевых походов, доложил о потоплении торпедными атаками 3-х транспортов врага. Так же выполнил два спецзадания по высадке на побережье Норвегии и снятию с него разведгрупп.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитан-лейтенанту Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Продолжая командовать подводной лодкой, к июлю 1943 года совершил 18 боевых походов (72 суток в море), совершил 13 торпедных атак (израсходовано 20 торпед). Доложил о потоплении 8 транспортов и кораблей противника. Фактически достоверным является потопление немецкого сторожевого корабля 1 февраля 1943 года. Лодка «М-172» была награждена орденом Красного Знамени, а в июле 1943 года стала гвардейской.
В июле 1943 года И.И.Фисанович назначен командиром 6-го дивизиона подводных лодок, сформированного из вновь прибывших на флот лодок типа «М». На этой должности выполнил ещё один боевой поход (19-й для Героя) старшим на борту, в котором 11 сентября 1943 года при его непосредственном участии был потоплен торпедами немецкий большой охотник за подводными лодками. С деабря 1943 года находился в распоряжении Военного Совета Северного флота. С марта 1944 года — командир подводной лодки «Л-20» Северного флота (в море не выходила).
В апреле 1944 года убыл в Англию для получения подводной лодки «В-1», из состава флота Италии, переданной Советскому Союзу в счет репараций, принял командование экипажем. 25 июля лодка убыла из британского порта Лервик, но в Кольский залив не пришла. При следовании из Англии лодка погибла, экипаж долгое время считался пропавшим без вести.
Существовало несколько версий трагедии. По одной – подорвалась на плавающей мине, по другой – произошла авария. Более достоверная версия: лодка отклонилась от установленного маршрута движения, 27 июля была атакована английским самолетом «Либерейтор» (ошибочно как немецкая) и потоплена глубинными бомбами. Экипаж погиб.
Награждён орденом Ленина (03.04.1942), 2 орденами Красного Знамени (08.11.1941; 02.06.1942), орденом Отечественной войны 1-й степени (29.01.1943), американским Военно-морским крестом (июль 1943).
Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названы улицы в городах Полярный Мурманской области и Харькове. В Кировограде в честь Героя установлены мемориальная доска и памятный знак, в Харькове — мемориальная доска. В сентябре 2009 года в Шотландии в порту Данди был открыт памятник подводникам, погибшим в годы Второй мировой войны, среди сотен фамилий высечены и имена советских моряков экипажа И.И.Фисановича. Его имя выбито на памятном знаке морякам-североморцам в городе-герое Киеве.
Воинские звания:
лейтенант (09.06.1936)
старший лейтенант (13.07.1938)
капитан-лейтенант (июль 1941)
капитан 3-го ранга (27.05.1942)
капитан 2-го ранга (07.04.1943)
Сочинение:
История «Малютки». М., 1956.
Герой Советского Союза И.И.Фисанович. «Песня строевая подводная».
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Из книги Зингера М.Э. «Герои морских глубин». М.: Воениздат, 1959, с. 5.
Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)
Источники
Военные моряки – герои подводных глубин (1938-2005). – Кронштадт, 2006.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Головко А.Г. Вместе с флотом. — М.: Воениздат, 1960
Зингер М.Э. Герои морских глубин. М.: Воениздат, 1959.
Навечно в строю. Книга 3. М.: Воениздат, 1961
Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок 1941-1945. Спб., 1999.
Семёнов Г.К. Дорогие мои харьковчане. Харьков, 1984.
Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. — Мурманск, 2007.
Источник: warheroes.ru