Самый молодой капитан подводной лодки кригсмарине

Первым шел список Советских подводников. Фамилия имя, отчество, указание звания Героя Советского Союза, и количество потопленных целей с указанием общего тоннажа в брутто тоннах. Пометки, достоверно потопленные, потопленные предположительно, поврежденные. В основном три или четыре, так же одна — две, и только напротив одной фамилии стояла цифра пять. Только один командир Советской подводной лодки сумел потопить пять вражеских целей.

Судя по цифрам не густо. В списке указывались не корабли и суда, а именно цели. Именно цели. В том то и дело, целями могли быть и вельбот, и спасательный плотик.

Ниже, приводился список немецких подводников .

Цифры были совсем другими. Это были немецкие подводники, асы подводной войны, за свою результативность отмеченные высшей наградой Германии Железными Крестами . Крестами, с мечами и бриллиантами, дубовыми листьями и прочей атрибутикой к этим крестам.

Автор сравнивал результаты советских подводников, Героев Советского Союза, и подводников военно морских сил Германии, Кавалеров Железного Креста.

Неуловимые подводные лодки Кригсмарине Третьего рейха

Список был примерно одинаков, восемь Советских командиров ПЛ , Героев Советского Союза , одиннадцать немецких командиров ПЛ, кавалеров Железных Крестов. Цифры количества потопленных судов и брутто тонны.

Складывалось впечатление, что автор симпатизирует подводникам Кригсмарине. Впрочем, впечатления могут быть у кого угодно и какие угодно.Автор только предлагал читателю делать выводы на основании фактов, которые излагал.

Победы немецких подводников, тем не менее, описывались более подробно, как и описывалось их умение вести боевые действия, и даже описывались личные качества немецких командиров ПЛ. Но главное было в цифрах, они не были искажены , и с цифрами было не поспорить. Да, судя по всему, никто и не собирался спорить.

Отзывы были восторженными. Это был просто театр абсурда. Победами немецких подводников восхищались те, кто по определению делать был этого не должен, но это было так.

Было такое впечатление, что «Волчья стая» Кригсмарине подняв флаг со свастикой, снова выходит в море. Словно скелеты, чьи кости давно добела отполировала морская вода, надели истлевшие мундиры с Железными Крестами, и вышли в море, что бы взять реванш за своё поражение. Как будто никак не могли они смириться с тем, что имея превосходство в количестве потопленных ими судов, они проиграли русским сражение на море, как и всю войну. Они не хотели с этим мириться, как и те, кто не хотел признавать победу русских в той войне.

Всё верно, ошибки быть не может, самый высокий результат у Лисина Сергея Прокофьевича , первого по списку , пять целей , 9.164 брт.- брутто тонн.
По тоннажу самые крупные суда как следовало из списка, потоплены Александром Маринеско , два судна, 40.144 брт.

Лассен Георг, Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями – 20 достоверно потопленных судов (156 082 брт).

Прин Гюнтер, Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями – 30 достоверно потопленных судов (162 769 брт).

Подводный АС рейха Вольфганг Лют. Пираты Фюрера. Underwater AS Reich Wolfgang Luth


Прославился тем, что прорвался в британскую военно-морскую базу Скапа-Флоу и потопил там линкор «Ройял Оук». Он же потопил британское судно «Арандора Стар», на котором находились интернированные немцы, итальянцы и немецкие военнопленные. Погибли 805 человек.

Шульце Герберт, Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями – 26 достоверно потопленных судов (169 709 брт). Известен также тем, что, потопив британский пароход, сообщил по радио координаты гибели судна, чтобы спасали его экипаж.

Пять и две потопленных цели Лисина и Маринеско, против 26-ти потопленных судов Шульце, и 30-ти Гюнтера Прина. Стоит ли сравнивать когда всё ясно и так? Глупо, но я всё- таки решил сравнить НАШИХ и немцев. Не всегда верно то, что лежит на поверхности. В память о тех, кто погиб нужно развенчать миф об асах Кригсмарине.

И тут сразу стоп!

Шульце Герберт, Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями – 26 достоверно потопленных судов.
В 1938—1939 стал командиром подводной лодки U-2. В апреле 1939 Шульце стал командиром новейшей U-48.
В июле 1941 года он стал начальником 3-й подводной флотилии в Ла-Рошели и служил в разных штабных должностях до 1945 года.

Получается, что Шульце не принимал участия в войне против СССР как командир ПЛ!

Не плохо для начала. А ведь сравниваются наши подводники и немецкие, и сравнивать надо тогда их действия в одной и той же войне, друг против друга, если уж до конца быть объективным.

Прин Гюнтер, Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями – 30 достоверно потопленных судов (162 769 брт). Погиб в марте 1941 года. То есть погиб до начала войны Германии против СССР!

И найти кавалеров Рыцарских Крестов воевавших на Балтике и Чёрном море, то есть в равных условиях с нашими подводниками я не сумел.

Ну а что же наши cо своими более чем скромными победами на фоне асов Кригсмарине?

Лисин Сергей Прокофьевич. К сентябрю 1942 года им было совершено 4 боевых похода, произведено 9 торпедных атак и потоплено 4 транспорта врага, взяты в плен капитан и матрос одного из потопленных судов. В одном из этих походов впервые произвёл обстрел из 100 мм орудия железнодорожной станции и завода на захваченной врагом территории (в городе Нарва).

Интересно решился бы, кто ни будь, из асов кригсмарине обстрелять из орудий, к примеру, Кронштадт? Вряд ли. Топить беззащитные суда у побережья Западной Африки гораздо безопаснее.

Что ещё сравнивалось?

Количество подводных лодок той и другой сторон. Эффективность их боевого применения. Эффективность действия подводных лодок.

На начало войны Советский Союз имел 267 подводных лодок. Германия на начало второй мировой войны в 1939 году имела 57 подводных лодок. За военный период число германских лодок увеличилось до 1115-ти. СССР во время войны лодки не строил.
То есть:
Германия — 1115 лодок. Потери Германии- 644 лодки.
СССР — 267 лодок. Потери СССР- 81 лодка.

Эффективность боевого применения немецких лодок я наугад проверил на примере каравана PQ-18.

Караван PQ-18 был атакован немецкими самолётами и 17-тью подводными лодками. Подводными лодками было потоплено 3 транспорта , при этом немцы потеряли 4 подводных лодки. Такова боевая эффективность 17 лодок потопили только три транспорта. Мастерства немецких подводников в сложных условиях боя я не увидел.

В целом же если подвести итог, то можно увидеть, что во время войны Германия потеряла более половины своих подводных лодок, тогда как СССР потерял менее трети.

Немецкие подводные лодки действовали на просторах всех четырёх океанов, где потопить к примеру австралийское торговое судно в Индийском океане для командира немецкой ПЛ, абсолютно безопасно, тогда как наши подводники действовали непосредственно в зоне ведения военных действий фактически во вражеских водах.

Применение подводных лодок ВМФ СССР было гораздо шире, чем у немцев, постановка мин, поддержка десантов, доставка боеприпасов и эвакуация личного состава. И всё это в гораздо более сложных условиях, в которых действовало большинство немецких подводников.

Но речь шла о Золотых Звёздах и Железных крестах, и о количестве потопленных целей с брутто тоннами, и о восторгах победами кавалеров Железных Крестов.

Статья была интересной, прежде чем написать рецензию, нужно было с головой окунуться в интернет с целью изучения данного вопроса, что бы суметь развенчать миф об асах кригсмарине, и чтобы ни у кого не было сомнений относительно Советских подводников, Героев Советского Союза.

Изучая материал, я узнавал всё больше и больше, и вот уже одна за другой стали уходить на дно ржавые субмарины с крестами и литерой «U» на рубке унося с собой скелеты в мундирах с Железными Крестами, а на морских просторах, снова реял Советский Военно морской флаг.Дальше я сравнивать не стал.Для меня и так всё было понятно.

Рецензия на «Ч. 1Золотые Звёзды и Рыцарские Кресты подводников» (Владимир Врубель)

Читайте также:  Как называется банан лодка

Добрый вечер, Владимир! Цифровая сравнительная выкладка статьи формирует у читателя мнение (неправильное мнение),если коротко,-посредственные Советские подводники, и асы Кригсмарине. Но есть но. Район действия немецких ПЛ- все 4 океана,где потопить допустим австралийский транспорт в Индийском океане, абсолютно безопасно для ПЛ.
Район действия Советских ПЛ-Балтика,Чёрное,Баренцево. Именно здесь и стоило бы сравнить действия подводников.
А теперь Владимир смотрите. Приведён список побед,начинаю с первых фамилий.
Сергей Лисин-5 целей, Герберт Шульце-26 побед. Но есть большая разница в этих победах. Шульце все победы одержал до Великой Отечественной войны,Рыцарский крест получил в 1940-ом году,с 1941 по 45-й служил только в штабе и как командир ПЛ против СССР не воевал. Так, что сравнивать этих двух подводников как и остальных, не корректно.Это только один момент.
Если уж быть объективным то стоит сравнивать результаты действия Советского подводного флота,против Германии и результаты действия немецких ПЛ против СССР.Можно сравнить,но.
Но цифры и есть цифры. Потери Германии-644 подводных лодки,потери СССР-81 лодка. Так,что как-то так. Оставляю без оценки. С уважением!

В последующей переписке автор сообщал мне, что у немцев Рыцарский Крест давали за тоннаж потопленных судов 100 000 тонн, а Дубовые Листья к нему за 200 000 тонн, и вновь обратил внимание на то, что наш самый выдающийся подводник Маринеско, имел тоннаж потопленных судов всего — 42 557 брутто-регистровых тонн.
Но почему- то не обращалось внимание на то, что Маринеско, отправив на морское дно « Вильгельм Густлов» , отправил туда же 918 курсантов учебного дивизиона подводных лодок, готовящихся пополнить экипажи немецких субмарин, тем самым нанеся ощутимый урон подводным силам противника, а тот же самый Прин Гюнтер, потопивший британский лайнер «Арандора Стар», вместе с ним отправил на дно морское 800 своих интернированных англичанами соотечественников, перевозившихся на этом судне.

Не упоминался так же командир ПЛ Михаил Грешилов, потопивший транспорт «Тисбе» с грузом хромовой руды, в результате чего Германия недополучила сырьё необходимое для производства танковой брони, и как следствие танковые войска вермахта не получили как минимум 500, а как максимум 1500 танков. И брутто тонны в этом случае, как и в предыдущем, не имели никакого значения. Значение имел урон нанесённый противнику.

Так же умалчивалось и то,что никто из немецких подводников на Балтике не смог потопить целей больше чем Сергей Прокофьевич Лисин,а два немецких судна,»Вильгельм Густлов» и «Штойбен» потопленных Александром Ивановичем Маринеско, пожалуй превосходили по тоннажу тоннаж всех вместе взятых целей, потопленных немецкими подводниками там же, на Балтике.

За нашей спиной остались паденья, закаты,
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут мне возможность сегодня увидеть восход.

Разделяю Ваше мнение о профессионализме и храбрости советских подводников. Как-то я прочитала большую статью о Александре Маринеско. Фашисты боялись его тактике боя, сплочённости его команды.
Нельзя молчать, если кто-то пытается уничижать нашу армию, военнослужащих! У подводников трудная и опасная служба, но очень важная для страны.
Немцев презираю.
Желаю всем нашим морским асам: «Семь футов под килем!
Удач и благополучия!

Спасибо за отзыв, Василиса. Нашим подводникам действительно пришлось воевать в более сложных условиях и проявлять удивительное мастерство. Что касается Александра Ивановича Маринеско, то его мастерство очень сильно преувеличено.Никакой тактики ведения боя, что бы её взяли на вооружение на флоте у него не было, в отличии от ряда других командиров лодок, ну а что бы немцы его боялись это вообще фантазии автора той статьи.
Кстати немцев Вы зря презираете, Зорге к примеру тоже был немец, а недавно в Берлине немцы усыпали цветами наш подбитый Т-72.
Нашим морякам естественно безаварийных походов и удачи.
С уважением!

Евгений, благодарю Вас за ответ.
Да, немцы в Берлине засыпали цветами советский танк. Слышала, что то, в основном, были «выходцы из СССР, России, их потомки». Кто бы они ни были — благодарность за благородный поступок.
А сейчас в Интернете опубликована информация, что Германия, как и обещала, уже доставила 18 танков «леопард2» Украине. Что это значит, Вы знаете лучше меня.
О А. Маринеско у меня хорошее мнение. В послевоенное время тяжко болел, мучился.
Успехов, новых произведений!

На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

Подводные асы кригсмарине

Подводные асы кригсмарине

Свое первое морское образование Леманн-Вилленброк получил в юно-шеской школе кригсмарине «Horst Wessel». Весной 1939 года он продолжил учебу на офицерских курсах. В том же году, после непродолжительной службы на лодке U-8 Леманн- Вилленброк был переведен командиром на субмарину U-5. На этой лодке он выполнил свой первый боевой поход к берегам Норвегии в рамках операции «Хартмут» (часть стратегической операции по захвату Норвегии весной 1940 года).

14 декабря 1940г. капитан-лейтенант Леманн-Вилленброк принял командование лодкой U-96. В восьми следующих боевых походах он потопил 25 судов общим водоизмещением 183253брт. Особенно удачным для U-96 выдался третий боевой поход к побережью Америки, за время которого было потоплено 7 судов водоизмещением 49490брт).

В марте 1942 года корветтен-капитан Леманн-Вилленброк принял командование 9.U флотилией, базирующейся на Брест, и командовал ею до августа 1944 года. За три дня до того, как союзники заняли Брест, Леманн-Вилленброк на поврежденной лодке U-256 ушел в Норвегию, в Берген, где спустя 2 месяца возглавил 11.U флотилию, которой руководил вплоть до конца войны.

Подводные асы кригсмарине

Когда закончилась война Леманн-Вилленброк вместе с Карлом-Фридрихом Мертеном занимался судоподъемом. В 1948 году с тремя товарищами построил парусную яхту «Magellan», а потом втроем отправились через океан в Буэнос-Айрес, Аргентина, где они стартовали в большой регате. Позже Леманн-Вилленброк служил капитаном на нескольких коммерческих судах и на немецком экспериментальном атомном исследовательском корабле «Otto Hahn»

Генрих Либе один из командиров кригсмарине со значительным довоенным стажем службы на подводных лодках. Он представлял «прием 27». Первые боевые выходы его U-38 были не столь блестящие, как у остальных немецких субмарин.

Первого успеха Либе добился 6 сентября 1939 г. — пароход «Мапааг» (7242брт) был торпедирован U-38 у португальского побережья на широте Лиссабона. В спасении экипажа приняли участие случайно оказавшийся поблизости голландский транспорт «Mars» и португальский трамп. В эти дни многие известные асы германского подводного флота быстро наращивали счет потопленным судам.

Либе не хватало военной лихости, куража, но зато он сохранил свой корабль и постепенно, за 8 походов, все-таки потопил 23 судна. Громкий успех пришел к Либе только в последнем, девятом выходе в воды Фритауна (Африка), когда U-38 потопила за один поход 8 судов общим водоизмещением 47279брт. Этот результат поднял Либе в списках наиболее успешных командиров субмарин, поскольку его общий боевой счет достиг 31 судна (167886брт).

По возвращении Либе был переведен с действующего флота в ОКМ (Oberkommando der Kriegsmarine — верховное командование германских ВМФ).

Хартманн начал службу в рейхсмарине в 1919 году и стал со временем одним из первых немецких командиров-подводников. Начало своей морской карьеры Хартманн провел в качестве командира торпедного катера, сначала — «Seeadler», потом — «Albatros». В 1935 году он перешел в подводный флот. В мае 1936 года он принял командование над лодкой U-26 (серия IA), на которую вскоре вторым помощником был взят Г. Прин, тогда еще молодой подводник, но вскоре — крупнейшая фигура германских кригсмарине.

Читайте также:  Лодочная 15 где находится

На U-26 Хартманн осуществлял боевое патрулирование в испанских водах в годы гражданской войны в Испании в 1937-38 годах. В августе 1938-го Хартманн был переведен на U-37 (серия IXA) из флотилии 6.U Hundius и выполнил на ней ряд боевых походов.

В начале войны Вернер Хартманн одновременно был командиром лодки U-37 и возглавлял 2.U флотилию. В октябре 1939 года он был одним из первых, кто на практике попробовал осуществить тактику «волчьих стай». Стаей руководил Хартманн, но лодок было мало и действовали они несогласованно, так что решено было пока направлять их в море индивидуально.

За первые три похода Хартманн заслужил Рыцарский крест. Потом на 6 месяцев он был переведен в штаб подводных сил, на должность первого заместителя начальника оперативного штаба. В ноябре 1940 года Хартманн возглавил 2 ULD (учебную флотилию 2-го факультета морской академии), а годом позже — 27.U флотилию в Готенхафене.

В ноябре 1942 года Хартманн был назначен командиром на одну из крупнейших лодок IXD2 серии — U-198, на которой он совершил третий по длительности поход в истории германского подводного флота — 200 дней. В 1944 г. Хартманн возглавил «FdU Mittelmeer» (штаб на средиземноморском театре), за активные действия на этом посту он получил дубовые листья к Рыцарскому кресту.

После потери последних баз на Средиземном море флотилии для Хартманна не нашлось. 14 февраля 1945 г. он был назначен командиром 6-го полка подводников в составе 2-й морской дивизии. Дивизия прикрывала подходы к Северо-балтийскому каналу, пока отступающие немецкие силы откаты-вались на Запад. После войны Хартманн несколько лет служил в бундесмарине.

Рейнхард Хардеген начал свою службу в военном флоте в апреле 1933 года. После двух лет морской службы, как и многие другие лотские офицеры он сменил свой профиль и перешел в Marineflieger (морскую авиацию), представлявшую подразделение кригсмарине (а отнюдь не ведомство Геринга). Здесь он стал летчиком-наблюдателем, а после прошел и летную подготовку. Но после авиакатастрофы Хардеген провел полгода в госпитале, с мечтой о небе было покончено.

Первый боевой подводный опыт Хардеген получил на борту U-124 под командованием капитан-лейтенанта Шульца. 11.12.40 он принял командование лодкой U-147. В своем первом боевом походе Хардеген потопил в марте 1941 года норвежский пароход «Augvald» (4811брт).

16 мая 1941 года в Лорьяне Хардеген принял у капитан-лейтенанта Мо- эля (Karl-Heine Moehle) лодку U-123, числившуюся среди самых результативных. В своем первом же боевом походе на новом корабле летом 1941 года в западно-африканских водах Рейнгард Хардеген потопил 5 судов общим водоизмещением (21507брт). За день до Рождества 1941 года U-123 покинула Лорьян в охранении специального конвоя: она в группе из пяти лодок направлялась к берегам Америки, по сути открывая новый район боевых действий в Атлантике. Операция была названа «Paukenschlag» («удар в литавры»).

Хардеген раньше других прибыл в оперативный район и еще за 2 дня до официального начала операции 12.01.42 потопил британский транспорт «Cyclops» в канадских водах. Следующие две недели были очень успешными для U-123: она потопила 9 судов суммарным водоизмещением 53173брт.

20 января Дениц направил Хардегену радиограмму следующего содержания: «Главному барабанщику Хардегену. Браво! Хорошие удары. Дениц». Спустя три дня по радио Хардегену передали о награждении его Рыцарским крестом.

Потопив за все походы 23 судна общим водоизмещением 119405брт.

31 июля 1942 года покинул службу в море и перешел командиром в 27.U флотилии в Готенхафене. С марта 1943 года капитан-лейтенант Хардеген возглавил подводный факультет в торпедной школе в Мюрвике. После войны Рейнгард Хардеген провел больше года в британском плену, домой он вернулся в ноябре 1946 года. Потом он успешно занимался сбытом нефтепродуктов, и еще 32 года он был членом городского совета его родного города Бремен

Источник: history-doc.ru

uCrazy.ru

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Не секрет, что в подводном флоте Третьего рейха существовала определенная система награждений высшей степенью Железного креста – Рыцарским крестом. Упоминания о ней часто встречаются в различных книгах и статьях о немецких подводниках. Постараемся разобраться с историей возникновения этой системы и эффективностью её действия в годы войны, а также выяснить, как и за какие заслуги получали эту награду немецкие подводные асы.

Первым, кто получил эту награду, стал командир лодки U 47 капитан-лейтенант Гюнтер Прин (Günther Prien) за совершённый им прорыв в главную базу британского флота Скапа-Флоу и потопление британского линкора «Ройял Оук» (HMS Royal Oak) в ночь с 13 на 14 октября 1939 года.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Экипаж U 47 во дворе Рейхсканцелярии в Берлине. На переднем
плане Гюнтер Прин, за ним следуют два его офицера – Энгельберт
Эндрасс (Engelbert Endrass) и Амелунг фон Фарендорфф
(Amelung von Varendorff)

Среди историков существует мнение, что операция была задумана лично Карлом Деницем. С её помощью хитроумный адмирал рассчитывал убить сразу двух зайцев – нанести ущерб врагу и поднять свой авторитет в глазах руководства Рейха. По мнению командующего подводными силами Деница, его непосредственный начальник гросс-адмирал Эрих Редер подводные лодки не особо жаловал, и Дениц был не против получить карт-бланш для активного развития подводного флота.

Берлин встретил Прина и его экипаж восторженно, а Рыцарский крест командиру U 47 вручал лично Гитлер. Вот как описывал этот момент сам Прин: «Я подхожу к фюреру и докладываю ему о выполнении задания. Он благодарит, подаёт мне руку. Затем вручает Рыцарский крест Железного креста, и одновременно награды всему экипажу». Вероятно, это был единственный случай, когда подводник получил Рыцарский крест из рук фюрера, так как в дальнейшем награждение производили или Редер, или Дениц, а к вождю Рейха командиры лодок приглашались только за Дубовыми листьями и другими высшими степенями ордена.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Командующий подводными силами Карл Дёниц встречает подводную
лодку U 94, возвращающуюся из похода, во французском Сен-Назере,
июнь 1941 года. На берегу все готово для церемонии награждения
командира лодки Герберта Куппиша (Herbert Kuppisch) Рыцарским крестом

Награждение Прина дало «зелёный свет» для получения Рыцарского креста другими командирами за успешные действия против вражеского судоходства и военных кораблей. После Скапа-Флоу потопление командиром подлодки большого военного корабля, типа линкора или авианосца, практически автоматически делало его кавалером Рыцарского креста. Впрочем, стоит напомнить, что первым в немецком флоте в данном деле отличился вовсе не Прин, а командир U 29 капитан-лейтенант Отто Шухарт (Otto Schuhart), который 17 сентября 1939 года тремя торпедами отправил на дно британский авианосец «Корейджес» (HMS Courageous).

Разумеется, это событие не осталось без внимания, и награждать экипаж U 29 в Вильгельмсхафен приехал сам фюрер. Однако из рук Гитлера Шухарт получил не Рыцарский крест, а Железный крест I и II классов одновременно.

Существует мнение, что получить обе степени ордена сразу было очень почётным делом, и таким образом Шухарт стал единственным командиром подводной лодки, удостоенным такой чести. Однако этот случай показывает, что система наград для подводников кригсмарине в самом начале войны была ещё не отработана, и командование ВМС Германии попросту не знало, как оценивать такие подвиги. Можно предположить, что если бы не прорыв Прина, то ещё несколько командиров получили бы две степени Железного креста сразу. Однако после награждения Гюнтера Прина «семафор был открыт», и командиры стали представляться к Рыцарскому кресту.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Командир U 29 капитан-лейтенант Отто Шухарт по возвращении
из первого похода докладывает Эриху Редеру и Карлу Дёницу о
потоплении британского авианосца «Корейджес». Фото сделано
в Вильгельмсхафене 26 сентября 1939 года. За выдающийся
успех командир лодки был награжден Железным крестом II и I
классов одновременно, остальная команда получила кресты II класса

Читайте также:  Что такое электролизер для подводной лодки

Однако основной целью подводного флота того времени были торговые суда противника. Поэтому Карл Дениц решил, что в этом случае Рыцарского креста будет достоин только тот командир, который достигнет отметки в 100 000 тонн потопленного тоннажа.

Эта цифра должна была стимулировать командиров подлодок в походах более смело и агрессивно проводить атаки, что должно было сказаться на потерях противника, а значит и приближать успехи подводных сил кригсмарине к заветной цифре в 300 000 тонн в месяц. Именно при таких потерях противник, по расчётам Деница, должен был терять больше, чем успевал построить. Однако у этой системы был и побочный эффект – так называемый оверклейм, или завышение реального результата, достигнутого подлодкой в походе. Оценка командиром лодки тоннажа потопленного судна обычно имела тенденцию к увеличению для более быстрого набора заветного тоннажа, но, так или иначе, правило было создано – Рыцарский крест за 100 000 тонн, а за 200 000 – Дубовые листья к нему.

Первым немецким подводником, которого Дениц оценил по новому правилу, как достойного награды, стал командир U 48 капитан-лейтенант Герберт Шультце (Herbert Schultze), который достиг заветной цифры к 1 марта 1940 года. На тот момент реальные успехи Шультце составили 16 потопленных судов общим тоннажем 109 074 тонны.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Командир U 48 Герберт Шультце стал вторым подводником, получившим
Рыцарский крест, и первым награжденным за 100.000 тонн потопленного
тоннажа. Фото 1941 года

В последующей Норвежской кампании немецкие лодки успехами не блистали. Причиной их неудач стал «торпедный кризис», когда отказы торпед лишили подводников абсолютного большинства их побед. Это могло негативно повлиять на боевой настрой экипажей, поэтому, прежде чем это могло случиться, подводников необходимо было поощрить и наградить. Как пишет в своём труде американский историк Клэй Блэйр, гросс-адмирал Редер специально постил ряд баз подлодок, где встречался с личным составом, а затем наградил 21 апреля Деница Рыцарским крестом, подчеркнув, таким образом, заслуги подплава. Дениц, в свою очередь, в мае представил к этой награде двух командиров – корветтен-капитана Вернера Хартмана (Werner Hartmann) с U 37, потопившего к тому времени 19 судов на 79 818 тонн, и уже упомянутого выше Отто Шухарта за его успех с «Корейджесом».

Летом 1940 года наступил период, который сами подводники окрестили «счастливыми временами», когда немецкие лодки, пользуясь ослаблением британской противолодочной обороны, топили много судов при полном отсутствии потерь со своей стороны. Другой причиной, повлиявшей на успехи немцев, стало перебазирование лодок во Францию, что существенно сократило им путь до маршрутов конвоев в северной Атлантике. За это время на командиров субмарин пролился дождь из Рыцарских крестов – кавалерами ордена стали 15 человек. Среди награждённых были широко известные сейчас Отто Кречмер (Otto Kretschmer, самый успешный подводник Второй мировой, потопивший 43 судна (255 394 тонн) и один эсминец (1375 тонн), а также повредивший ещё 7 судов на 53 478 тонн), Йоахим Шепке (Joachim Schepke), Вольфганг Лют (Wolfgang Lüth) и другие. Это был триумф немецкого подводного флота, и Дениц не жалел для своих любимцев наград.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Офицеры подводной лодки U 37 в Вильгельмсхафене 8 ноября
1939 года после возвращения ее из первого похода. На переднем
плане командир лодки Вернер Хартман (в пилотке) – третий по
счету среди подопечных Дёница кавалер Рыцарского креста

С наступлением 1941 года успехи немецких подлодок пошли на убыль. За этот год кавалерами Рыцарского креста стали ещё два десятка командиров, часть из которых командовала крейсерами IX серии, беспощадно избивавшими весной торговое судоходство у западных берегов Африки.

Эта операция дала основной вклад в «копилку» потопленного тоннажа, так как атаки союзных конвоев в северной Атлантике уже не напоминали «ночи длинных ножей» осени 1940 года. Действия на дальних коммуникациях в условиях слабой противолодочной обороны противника давали больше шансов получить награду. Правда, стоит отметить, что на Средиземном море блеснули мастерством Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen) и Фридрих Гуггенбергер (Friedrich Guggenberger), потопившие британские линкор «Бархэм» (HMS Barham) и авианосец «Арк Ройял» (HMS Ark Royal). Награда за такие яркие успехи не заставила себя ждать – оба получили Рыцарский крест.

Следующий 1942 год стал самым успешным временем с точки зрения набора потопленного тоннажа. Операция «Паукеншлаг» (Paukenschlag – нем. «Удар в литавры») в прибрежной зоне США, бойня в Мексиканском заливе, нападение группы лодок «Айсбэр» (Eisbär – нем. «Белый медведь») на Кейптаун и другие успехи сделали кавалерами Рыцарского креста около 40 командиров подводных лодок.

Однако действовать в северной Атлантике становилось всё труднее, и Дениц решил внести изменения в своё правило, действовавшее с начала войны. Со второй половины 1942 года уже было не обязательно иметь на своём личном счету 100 000 тонн. Новая система оценки успехов для награждения Рыцарским крестом теперь учитывала количество походов, их длительность и, разумеется, потопленные суда. Теперь командир лодки мог получить награду из рук Деница, совершив пару результативных походов, в ходе которых мог и не набрать заветные 100 000 тонн, но действовать агрессивно и успешно.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Гросс-адмирал Эрих Редер вручает командиру лодки U 99 Отто
Кречмеру Рыцарский крест. 5 августа 1940 года, Лориан (Франция)

В дальнейшем этот критерий стал основополагающим для получения награды, но чем труднее становились условия, в которых действовали подлодки, тем меньше в штабе Деница обращали внимание на личный счёт командира. К концу войны обладателем Рыцарского креста мог стать командир, агрессивно проведший один поход и потопивший всего лишь несколько судов. Разумеется, такая система стимулировала рост оверклейма, чему также способствовало принятие на вооружение подводным флотом Германии самонаводящихся и маневрирующих торпед. В результате подводники стали больше опираться в своих докладах об успехах не на реальные доказательства поражения цели, а на возможные, вроде «слышали взрыв торпеды – а значит, и попали». Это способствовало появлению таких кавалеров Рыцарского креста, как Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi) и Карл Фляйге (Karl Fleige), заявленные успехи которых оказались в итоге дутыми.

Таким образом, получение столь престижной для немецкого подводника награды, требовавшее в первые годы войны немало усилий, в итоге деградировало в пропагандистскую акцию с целью поднятия боевого духа. Разумеется, подобной «уценке» высшей награды Третьего рейха способствовало усиление противолодочных сил союзников с их последующими успехами в борьбе с немецкими подлодками, что в результате привело Германию к проигрышу подводной войны в 1943 году.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Отто Кречмер отмечает успешное окончание похода и свою
награду с экипажем лодки, август 1940 года

Стоит отметить, что изначально система награждения командиров подводных лодок действительно способствовала достижению успехов в Атлантике. Чтобы заслужить награду, командирам было необходимо демонстрировать свои лучшие личные качества, искать встречи с противником и активно его атаковать. Сохранились любопытные свидетельства того, как оценивали эту награду сами подводники. Вот что писал в своих мемуарах немецкий подводный ас Петер Кремер (Peter-Erich Cremer):

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Подводя итоги, нельзя не отметить тот факт, что командующий подводными силами Германии был не только талантливым организатором, но и неплохим психологом, умело использовавшим Рыцарский крест как стимул для повышения результативности своих подчинённых. За время войны этой награды были удостоены 124 командира субмарин, из которых 34 человека на своём личном счету имели 100 000 тонн потопленного тоннажа или более.

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

Кавалеры Рыцарского креста Эрих Топп (Erich Topp, командир U 552),
Клаус Корт (Claus Korth, командир U 93), Энгельберт Эндрасс
(командир U 567) и Герберт Куппиш (командир U 94) на набережной
в базе подводных лодок в Сен-Назере, Франция, 1941 год

Источник: ucrazy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...