Советский военачальник. Контр-адмирал. Герой Советского Союза. Командир первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» 206 отдельной бригады подводных лодок Северного флота. Являлся первым подводником, удостоенным звания Героя СССР с момента окончания Великой Отечественной войны.
Леонид Осипенко родился 11 мая 1920 года в городе Красный Луч, Украина. С раннего детства после смерти отца жил с матерью в Краснодаре. В 1937 году окончил десять классов в городе Грозный. Летом 1938 года, после окончания первого курса Южно-Российского государственного политехнического университета имени Матвея Платова, по путевке комсомола перешел в Санкт-Петербургский военно-морской институт, который закончил в декабре 1941 года.
Прибыв в распоряжение Военного Совета Черноморского флота, молодой офицер назначен командиром самоходной баржи и сразу же принял участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. После стажировки в марте 1942 года стал командиром боевой части на подводной лодке «Щ-202». В этой должности прошел всю войну, выполнив шесть боевых походов.
Самый молодой капитан самого мощного буксира в Якутии
После войны Осипенко продолжал службу в Черноморском флоте. С ноября 1946 года являлся помощником командира подводной лодки «Щ-207». В августе 1947 года назначен командиром трофейной подводной лодки. В этот период окончил курсы усовершенствования офицерского состава подводного плавания ВМФ Советского Союза.
С января 1950 года Леонид Гаврилович служил на 7-м флоте Тихого океана помощником командира подводной лодки «М-11». В январе 1951 года стал командиром подводной лодки «С-120», а с января 1953 года являлся командиром подводной лодки «Б-12». Экипаж под его командованием неизменно добивался успехов в боевой и политической подготовке.
Осипенко Леонид Гаврилович, 26 мая 1955 года при завершении проектирования первой атомной подводной лодки проекта 627 «Кит» с заводским №254, впоследствии получившей имя К-3 «Ленинский комсомол», был назначен командиром судна.
В 1958 лодка под его командованием успешно прошла государственные испытания и в декабре принята в состав Военно-Морского флота СССР. Подводной лодке 12 марта 1959 года присвоен тактический номер К-3 «Ленинский комсомол».
За успешное выполнение правительственного задания по приему в состав ВМФ СССР первой подводной лодки с ядерной энергетической установкой и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 23 июля 1959 года капитану 1-го ранга Осипенко Леониду Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После завершения испытаний и первых походов на «К-3» Осипенко в декабре 1959 года назначен начальником Учебного центра Военно-Морского Флота для подготовки специалистов атомных подводных кораблей в городе Обнинск. На этом посту на протяжении двадцати лет провел огромную работу, создав «с нуля» первоклассный учебный центр, готовивший под его руководством специалистов по управлению сложнейшими атомоходами.
О возвращении забыть (1985) военный
В августе 1980 году Леонид Осипенко вышел в отставку в звании контр-адмирала.
Леонид Гаврилович Осипенко скончался 14 марта 1997 года в возрасте семидесяти шести лет. Похоронен на Кончаловском кладбище города Обнинска.
Награды Леонида Осипенко
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
Орден Ленина
Два ордена Красного Знамени
Два ордена Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды
Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
Орден «Во славу флота российского» I степени
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Севастополя»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»
Лауреат Государственной премии СССР за освоение новой техники
Почетный гражданин города Обнинска
Память о Леониде Осипенко
510-му учебному центру ВМФ присвоено имя Л. Г. Осипенко (с 2012 года — Учебный центр имени Героя Советского Союза Л. Г. Осипенко ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова»)
Парковый проезд в городе Обнинске переименован в улицу Адмирала Осипенко
В городе Обнинске, в сквере у пересечения улиц Победы и Курчатова, установлен бюст Героя
Имя Осипенко присвоено средней общеобразовательной школе № 4 города Обнинска
Имя Осипенко присвоено улице в Мурманске
Имя Осипенко присвоено средней общеобразовательной школе № 288 Заозёрска
В школе № 4 города Обнинска 6 мая 2011 года установлен бюст адмирала.
В 2014 году именем Осипенко названа банка в Баренцевом море
Источник: rus.team
Я — военно-морской офицер, и это навсегда
В преддверии праздника мы расскажем вам, уважаемые читатели, о нашем земляке, ставшем одним из самых молодых командиров подводной лодки ВМФ России, человеке, своими руками свершившем свою судьбу, — Дмитрии Александровиче Хохлове.
Дмитрию Хохлову повезло: он нашел свою мечту, определившую дело всей жизни. В 13 лет на чердаке у бабушки Дима, любопытный, как все подростки, случайно обнаружил старую запыленную книгу. Она называлась «Атакуют подводники», автор — Владимир Дмитриев — рассказывал о действиях экипажей субмарин во время Великой Отечественной войны, об их мужестве и несгибаемой стойкости.
Мальчик из поселка Авдон, что под Уфой, буквально «заболел» морем. Дмитрий сразу поставил себе четкую цель — стать командиром подводной лодки. Он решил, что посвятит ее достижению свою жизнь, приложит все силы и, конечно, добьется исполнения мечты. Поделился с друзьями. Ему никто не поверил: где он, а где море, да еще служба в Военно-морском флоте!
Мало ли о чем мечтают в юности, а потом суровая действительность все расставляет на свои места.
Вот тут парень показал характер. Когда он в 15 лет был вызван на приписную комиссию в военный комиссариат, сразу стал задавать офицерам вопросы о военных училищах, где получают профессию подводника. Узнал заветный адрес — Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола в Санкт-Петербурге. Для себя решил — будет поступать только туда.
У родителей на счет старшего были, разумеется, совершенно иные планы — они хотели, чтобы Дмитрий стал юристом. Хорошая профессия, всегда востребованная. Он не спорил: целый год перед окончанием школы обучался на подготовительных курсах в БашГУ (тогда БГУ), но одновременно держал постоянный контакт с военкоматом — прошел две медкомиссии, профотбор, психологические тесты, физподготовку. Он не ждал, что мечта когда-нибудь постучится в двери, а сам активно шел ей навстречу. Может, это и есть залог успеха?
Дома не стал тянуть с объяснениями — сразу после выпускного вечера рассказал семье о своем решении. Родители были в шоке, но, вероятно, поняли, что счастье их сына отнюдь не в юриспруденции, и выпускник с направлением и личным делом вскоре отбыл в город на Неве.
— Конкурс в училище был 25-30 человек на место, — делится бывший абитуриент. — Первый раз я сдал все экзамены, но вот по конкурсу не прошел. Это был крах.
Я ему верю. Для парня, посвятившего детство и юность достижению одной цели, это действительно был шок. Однако Дмитрий его выдержал. Он из тех, кто хорошо держит удар — то ли крепкий от природы, то ли сам воспитал в себе это качество. Скорее всего, второе.
Домой не вернулся, так как от стремления стать подводником отказываться не собирался. Начал искать альтернативу. Узнал от офицеров училища, что в Кронштадте есть 42-я мореходная школа ВМФ по подготовке младших специалистов старшинского состава. Вот туда-то и поступил будущий подводник. Освоил нужные для моряка профессии — моторист, котельный машинист, водолаз.
Через год, окончив мореходную школу с красным дипломом, вновь принялся штурмовать «твердыни» училища. На этот раз они покорились — сдал все вступительные экзамены на «отлично». Первый серьезный шаг к воплощению мечты был сделан, Дмитрий Хохлов стал курсантом выбранного им высшего учебного заведения.
На мандатной комиссии шло распределение по факультетам на основании результатов сдачи экзаменов. Поскольку наш герой имел в активе только пятерки, ему предложили выбрать самому: штурманский, минно-торпедный либо ракетный факультет.
Дмитрий откровенно и прямо спросил:
— Товарищ адмирал, откуда ближе путь на ходовой мостик?
Получив в ответ: с минно-торпедного, сразу решился:
Учеба пришлась на тяжелые годы — конец девяностых, начало нулевых, и была очень сложной. Достаточно сказать, что из 127 курсантов, принятых на факультет, выпустились всего 19 человек.
Мечта начала принимать вполне ощутимые очертания.
Лейтенант Хохлов получил заветный кортик и «золотые» погоны, но главное — он почувствовал: «Я — военно-морской офицер, и это навсегда!»
— По распределению был направлен на Северный флот, в город Полярный, на подводную лодку «Вологда». Удачей оказалось то, что я сразу попал на боевой корабль, — делится Дмитрий.
. Так началась служба командира минно-торпедной боевой части.
Видимо, молодой офицер проявил себя с самой лучшей стороны, потому что уже через год и восемь месяцев командир подлодки предложил ему должность своего помощника. Теперь старший лейтенант Хохлов отвечал за снабжение корабля и экипажа всеми видами довольствия, за аварийно-спасательное, вещевое имущество, финансы. Много хлопот и забот у помощника командира!
К тому же экипаж направили в Северодвинск, на проведение государственных испытаний подводных лодок и передачу их иностранным государствам. Непростая командировка длилась десять месяцев, затем экипаж «Вологды» вернулся на базу.
Пришло время уходить в отставку по выслуге лет командиру корабля — Сергею Валентиновичу Кузнецову. Старший помощник стал командиром, а Дмитрий занял его должность. Теперь обязанностями 25-летнего моряка стали организация боевой подготовки, все виды защиты и обороны корабля.
Все это время наш герой прослужил на одной подводной лодке — «Вологда».
Хохлов находился в составе экипажа, обеспечивавшего съемки фильмов «72 метра», «Первый после Бога», «На всех широтах».
. А в 2008 году Дмитрию Александровичу предложили продолжить обучение в военно-учебном научном центре ВМФ — Военно-морской академии (бывшие шестые высшие специальные офицерские классы) на должность командира подводной лодки.
Через год, успешно отучившись в центре, Хохлов был назначен временно исполняющим должность командира ПЛ «Владикавказ». Для окончательного назначения требовалось сдать зачеты и экзамены на самостоятельное управление подводной лодкой, пройти собеседование с Командующим флотом.
— И вот через полтора года все зачеты и экзамены сданы успешно, а заветная «лодочка» — знак командира подводной лодки — на груди. Мечта детства осуществилась: я на ходовом мостике, я — командир! Это ни с чем не сравнимое чувство. — делится моряк-подводник.
Капитан III ранга Дмитрий Хохлов стал командиром подлодки в 29 лет.
В конце 2012 года началось формирование экипажа для проведения испытания подводных лодок нового поколения, и Дмитрий был назначен командиром-испытателем и переведен с Северного флота на Балтийский.
После успешного проведения испытания ему предложили перейти в штаб. Мол, хватит заниматься «железом», пора переходить на новый уровень службы, но офицер-подводник решил иначе.
— Я не создан для штабной работы, — откровенно объясняет Дмитрий.
Сказано — сделано. Хохлов вышел в запас в 2014 году в звании капитан III ранга.
Вернулся на родину. Здесь наконец встретил свою любовь, замечательную девушку Асю, сыграли свадьбу. Сейчас молодая семья ждет прибавления.
Когда я задала Дмитрию вопрос о самом интересном времени службы, он ответил:
— Каждый день был ярким, насыщенным событиями, приносил что-то новое, требовал принятия решений. Я осуществил мечту детства, нашел место в жизни (согласитесь, судьба предоставляет такой шанс далеко не каждому) и не жалею ни об одном мгновении службы.
Но жизнь не стоит на месте, впереди у Дмитрия — новые цели, стремления и достижения. А вот «лодочка» на груди — знак судьбы на всю оставшуюся жизнь.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА НИЖНЕМ СНИМКЕ: Дмитрий Хохлов в центре.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА
и из семейного архива Хохловых.
Дорогие моряки, ветераны ВМФ!Сердечно поздравляю вас с Днем Военно-морского флота!
В этом году мы отмечали 70-летие Дня Победы, ради которой совершили свои подвиги немало моряков, отдавших жизни за свободу и независимость Родины. И в наши дни ВМФ служит укреплению оборонного потенциала России, повышению ее авторитета как великой морской державы.
В последние годы в нашей стране произошло множество перемен. В том числе и в армии, и во флоте. Но незыблемым остался наш нравственный долг — отстаивать интересы России, охранять покой и безопасность миллионов мирных жителей. Что бы ни случалось и не происходило, мы всегда готовы к решительным действиям.
Искренне желаю тем, кто сейчас несет вахту, здоровья, успехов в буднях военно-морской службы, в деле защиты морских рубежей России.
Пусть крепким и надежным будет ваш тыл — ваши семьи. Пусть близкие и родные дают вам уверенность в завтрашнем дне и силы для выполнения задач. Пусть все у вас будет благополучно.
Энергии и оптимизма. Семь футов под килем!
председатель Морского собрания
Источник: ufa-news.net
ПОГОНЯ ЗА ПОДЛОДКОЙ (ходячая байка)
В застойные годы советский подводный флот был не хуже американского, наши атомные лодки были очень и очень даже хороши. Одной из них командовал самый молодой на Тихоокеанском флоте капитан первого ранга Дундуков. Был он требователен, решителен, смел и всегда точно, с инициативой выполнял приказы командования.
Однажды ему удалось невероятное. Его лодка сумела незаметно, тихо пробраться к берегам Сан-Франциско, миновать всевозможные заграждения и лечь на дно у самой мощной военно-морской базы США.
Лодка пролежала на дне несколько недель, записывая бесценную информацию. Матросы ходили на цыпочках, разговаривали шёпотом…
Наконец самым тихим ходом лодка поднялась и отправилась домой. И в самом конце зоны её таки засекли. Началась Большая погоня. Флот США много дней гнался за советской подлодкой через весь Тихий океан. Пока она была под водой, ей ничего не могли сделать, так как у неё была высокая крейсерская скорость. Но время от времени лодке нужно было всплывать, для пополнения запасов воздуха и продува чего-то там… Вот тогда расстояние опасно сокращалось… Но лодка вновь шла под воду, и всё начиналось сначала…
Но вот лодка благополучно достигла двухсотмильной зоны СССР. Её окружили свои корабли и самолёты. Американские эсминцы вынуждены были остановиться. Поняв, что он сумел выпутаться из сложнейшей передряги, переполненный чувствами облегчения капитан Дундуков поднялся на «палубу», снял штаны, нагнулся, и показал американцам две ослепительно белые ягодицы…
Вскоре, в Кремле ему была вручена звезда героя Советского Союза.
А дорогой Леонид Ильич, узнав про недипломатичную выходку капитана, пошутил, что за две белые ягодицы можно было бы и две звезды вручить…
Но это не конец истории. Есть ещё и эпилог. В 90-е годы Америка победила в холодной войне, и воцарилась над миром, не подозревая ещё, что ей тоже скоро конец, ибо Китай.
Сын вышедшего в отставку по возрасту капитана Дундукова переехал жить в Америку, неплохо там устроился, и однажды пригласил к себе отца погостить немного в земном раю.
Так вот. Когда Дундуков сошёл с трапа самолёта, то вдруг увидел, что к нему направляется группа пожилых американцев, в военной морской форме. В руках у них развивались американский и советский флаги. Они сердечно поприветствовали нашего капитана, и вручили ему снимок, на котором были изображены его ослепительно белые ягодицы.
Нужно было видеть, как седовласые американские моряки и советский капитан обнимаются, плачут, и с умилением рассматривают фотографию капитанской задницы, как воспоминание о прекрасной молодости и ушедшей холодной войне.
Источник: newsland.com