12 февраля (по другим данным 28 февраля) 1966 года — стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. Это был первый в истории отечественного подплава поход через Атлантику и Тихий океан на Камчатку. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.
Работы по созданию атомной подводной лодки начались у нас по решению И.В. Сталина в 1952 году. Это был уже несколько запоздалый ответ на аналогичный проект США, который стартовал еще в 1945 году.
В связи с этим программа создания отечественной АПЛ была возведена в ранг национальной задачи, о ходе реализации которой руководитель работ почти еженедельно отчитывался в ЦК КПСС и правительстве. Такие жесткие требования были вполне обоснованными. В сентябре 1955 года — через девять лет после начала работ — АПЛ «Наутилус» вошла в состав ВМС США. Мы проделали этот путь за 5 лет, но какою ценой!
К-219. Последний поход. Лучшие фильмы
В результате ряда конструктивных недостатков, прежде всего в энергетических установках наших первых АПЛ, произошла целая череда аварий и катастроф. Не обошлось и без гибели кораблей. В этих условиях подводники самоотверженно боролись за локализацию и устранение аварийных ситуаций, ценой своего здоровья, а зачастую и жизни предотвращали возникновение ядерной катастрофы. Таким тяжелым путем достигалась надежность кораблей. За этот поистине героический труд многие подводники были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями.
Выбор маршрута и кораблей
Решение об этом походе принималось на самом высоком государственном уровне. Разработали три варианта маршрута. Первый — вокруг Южной Америки. Второй — вокруг Африки, водами Индийского океана севернее Австралии и далее в Тихий океан. Третий — тоже вокруг Африки, но южнее Австралии.
Все эти маршруты были хорошо изучены нашими мореплавателями парусного флота, но для подводников каждый из них таил много неизвестного и опасного. Главком утвердил первый маршрут. Он проходил через все климатические пояса, пронизывал три океана, захватывая воды Арктики и Антарктики.
Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 вошла в состав Северного флота в конце 1965 года. Она предназначалась для уничтожения кораблей и судов противника ракетами П-6, а также для ударов по крупным береговым объектам стратегическими крылатыми ракетами П-5М. Эти корабли активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах для несения боевой службы в Атлантике, Средиземном море и в Индийском океане. В 1960—1968 годах было построено 29 подводных лодок этого проекта.
Вторая лодка К-133 проекта 627А имела торпедное вооружение. Она была на 3 года старше. Корабли этого проекта были первенцами нашего атомного подводного кораблестроения. С 1957 по 1963 годы было построено 13 лодок этого проекта, одна из них погибла в море. Остальные в течение почти 30 лет входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов.
Как Подводная Лодка Всплывает Сквозь Лед #shorts
Они несли боевую службу в Арктике, в том числе всплывали близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы и были выведены из состава флота в начале 1990-х годов.
Подготовка экипажей ПЛ
Возглавил отряд контр-адмирал Анатолий Иванович Сорокин, участник Великой Отечественной войны. На атомных подводных лодках он служил с самого начала их создания. Командиром К-116 был опытный подводник капитан 2 ранга В.Т. Виноградов.
Экипаж этой лодки комплектовался на Тихоокеанском флоте, потому большинство офицеров и моряков-сверхсрочников с особой радостью встретили сообщение о конечном пункте маршрута. Подводной лодкой К-133 командовал капитан 2 ранга Л.Н. Столяров, который с 1953 года постоянно служил на подводных лодках.
Готовились к походу в полной секретности. В исключительно короткий срок, всего за полтора месяца, была проделана колоссальная работа, включавшая строжайшее медицинское освидетельствование каждого члена экипажа, детальную проверку состояния вооружения, всех технических средств и оборудования, а также сдачу задач боевой подготовки. Все ощущали огромную ответственность, поскольку понимали, что шло освоение нового оружия, ареной применения которого стал уже весь Мировой океан.
Трудности ожидаемые и неожиданные
Наконец, морозной полярной ночью при сильном ледяном ветре корабли покинули базу и погрузились в глубины Баренцева моря. В то время напряженность в отношениях между СССР и США достигла весьма опасной черты. Поэтому в этом походе подводные лодки имели полный боезапас, в том числе и ядерный. Оба корабля поддерживали высокую степень готовности к любым действиям, в том числе и к применению оружия. Большое внимание уделялось обеспечению скрытности перехода, поскольку советским подводникам предстояло преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.
После погружения постепенно подводная жизнь стала обретать привычный ритм: вахта, работы, отдых и снова вахта. Примерно через две недели у людей стали появляться признаки усталости, раздражительности или апатии. В связи с этим командир отряда распорядился увеличить время отдыха. Очень необходимую разрядку и массу положительных эмоций давали корабельные праздники, отмечавшиеся в связи с пересечением экватора или в дни рождения членов экипажа. Регулярно поступали и новости о жизни в нашей стране.
Необходимость поддержания высокой бдительности вскоре подтвердилась на практике. В пустынных южных широтах, когда уже несколько дней акустики не слышали шумов надводных судов, совершенно неожиданно прозвучал доклад об акустическом контакте с подводной целью. По всей видимости, это была американская подводная лодка, которая возвращалась в свою базу после боевого дежурства. Тут же сыграли боевую тревогу. Однако иностранная ПЛ резко изменила курс и ушла из поля акустической видимости.
Наряду с боевой службой экипаж проводил большой комплекс научно-исследовательских работ. Они были связаны с изучением особенностей функционирования техники в различных климатических условиях и при различных нагрузках. Регулярные наблюдения велись за рельефом дна, акустическими свойствами среды, изучались возможности радиосвязи и навигационной аппаратуры в высоких широтах.
Пролив Дрейка
Большое внимание уделялось безопасности плавания. Лодки периодически подвсплывали в перископное положение и определяли координаты своего места. На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими айсбергами. Их основания уходили в глубину до 1000 метров. Обходить их надо было в подводном положении, а гидролокаторы работали ненадежно из-за сильного акустического фона, создаваемого торошением льда.
Этот опасный участок пути протяженностью 1300 миль лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах 70-100 м бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался. Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана. Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 м. А здесь огромные штормовые волны в полной мере испытали на прочность и наши корабли, и их экипажи.
Зато Тихий океан встретил советских подводников весьма благосклонно. Корабли, взяв курс на северо-запад, вновь пересекли все климатические зоны и подошли к своей новой базе на Камчатке. Здесь их встретили эсминцы Тихоокеанского флота. Наконец-то подводные лодки впервые за весь переход всплыли на поверхность.
На следующий день, 26 марта в 4 часа 26 минут по московскому времени, оба атомохода отшвартовались у причала. За 52 суток было пройдено немногим более 20 тысяч миль, из них более 19,5 тысячи миль под водой.
Значение похода
Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.
Беспримерное мужество и профессионализм советских подводников получили достойную оценку командованиея. Впервые после Великой Отечественной войны подводным лодкам присвоили гвардейские звания. К-116 приняла флаг североморской подводной лодки К-22, а К-133 — балтийской лодки Щ-303. Всех членов экипажей подводных лодок наградили орденами и медалями, а шесть человек командного состава отряда получили высокое звание Героя Советского Союза. Подобным маршрутом перебазировались на Тихоокеанский флот атомные подводные лодки и в последующие годы.
После этой кругосветки обе подводные лодки были переданы в состав Тихоокеанского флота. К-116 совершила шесть длительных походов на боевую службу. В 1979 году на ней произошла тяжелая авария левого атомного реактора, после чего лодка была выведена в резерв, а в 1985 году исключена из боевого состава флота. К-133 совершила четыре длительных похода на боевую службу, прошла модернизацию и несколько плановых ремонтов, в 1989 году ее вывели из боевого состава ВМФ.
Источник: www.oviont.ru
С-12 из бессмертного дивизиона
В начале сентября поисковики из российской «Разведывательно-водолазной команды» сообщили, что они в рамках экспедиции «Корабли Великой Победы. Бессмертный дивизион» идентифицировали на дне Финского залива у берегов Эстонии советскую подводную лодку С-12, погибшую в 1943 году. После семидесяти пяти лет забвения корабль и его экипаж символически возвращаются к нам – живущим.
«Урожайный» год
Этот год для «Разведывательно-водолазной команды» стал очень «урожайным». В конце августа руководитель экспедиции Константин Богданов сообщил об обнаружении неподалёку от мыса Юминд в Финском заливе останков погибшего 28 августа 1941 года во время печально памятного Таллинского перехода эсминца «Калинин» – он пошёл ко дну после подрыва на мине. Первоначальное наименование корабля было «Прямислав», он принадлежал к серии знаменитых «новиков». А в июне поисковики обнаружили и самого родоначальника серии – славный эсминец «Яков Свердлов» («Новик»), погибший в ходе того же самого перехода из Таллина в Кронштадт.
Однако основная специализация команды – пропавшие во время войны подлодки. В силу особенностей подводной войны многие из советских субмарин погибли безвестным образом: просто с какого-то момента с находящегося в море корабля переставали поступать радиограммы, все сроки автономного плавания превышались – и подлодку заносили в списки погибших. Ни родственники, ни друзья исчезнувших моряков в течение долгих десятилетий так и не могли узнать, как, при каких обстоятельствах покинули этот мир близкие им люди. Однако поисковики из «Разведывательно-водолазной команды» возвращают из забвения павших подводников. Благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов, они в буквальном смысле слова возвращают нам живую Историю.
Так, например, в этом году команда обнаружила Щ-317. Погибшая в июле 42-го «триста семнадцатая» в своём последнем боевом походе пустила ко дну, по разным данным, от трёх до пяти вражеских транспортов, но, возвращаясь на базу, подорвалась на мине между островами Гогланд и Большой Тютерс. Кроме того, поисковики доставили мемориальную доску к останкам обнаруженной двумя годами ранее подлодки Щ-408 – знаменитого «подводного «Варяга»», погибшего в неравном бою с вражескими кораблями.
Автор этих строк пообщался с одним из участников подводной экспедиции – экономом московского Свято-Данилова монастыря игуменом Иннокентием (Ольховым). «Лично для меня, – делится отец Иннокентий, – первой субмариной, которую я посетил под водой, оказалась погибшая в октябре 42-го Щ-320. Мы нашли её на глубине 49 метров у острова Большой Тютерс в координатах минного поля «Зееигель» («Морской еж»), послужившего причиной её гибели. Кстати, буквально в пятистах метрах от неё находится корпус другой советской подлодки Щ-406, погибшей на этом же минном поле в июне 43-го».
Также «Разведывательно-водолазная команда» не так давно сообщила об обнаружении другой подводной лодки. Щ-405, командир – капитан 3-го ранга Иван Грачёв. Обнаружена 29 апреля у острова Сескар в Финском заливе. «Подорвалась на мине, следуя в надводном положении из Кронштадта на остров Лавенсари», – проинформировал Константин Богданов. По его словам, из 39 членов экипажа затонувшей 13 июня 1942 года Щ-405 не спасся ни один, а тело командира Грачёва и ещё двух моряков несколькими днями позже обнаружили в воде неподалеку от острова Сескар. «Носовая часть лодки в момент взрыва оторвалась и затонула в двадцати трёх метрах от остального корпуса, – дополняет отец Иннокентий. – Мы много раз ныряли на «четыреста пятую», поскольку вода на этом участке опять же оказалась очень мутной. Потребовалось много усилий для того, чтобы произвести качественную видеосъемку».
Отец Иннокентий подтвердил, что у экипажей подлодок почти не было шансов на спасение: «Если даже субмарина в момент гибели находилась на поверхности, тех, кто был наверху, смывало волной, а оставшиеся внутри корпуса могли погибнуть от мощного гидроудара. Если подлодка ложилась на дно на небольшой глубине, то теоретически оставалась возможность выбраться через торпедный аппарат или аварийный люк, но это удавалось считаным единицам.
В мае, когда у нас начинается сезон, температура воды в Финском заливе составляет два-три градуса. Летом вода прогревается самое большее до 14-15 градусов. Без специального снаряжения ты продержишься в такой воде максимум час с небольшим. Поскольку выбравшихся на поверхность подводников спасать в большинстве случаев было некому, то они умирали от переохлаждения. Потом иногда тела прибивало к берегу…»
Самый длительный поход
И вот теперь наступила очередь С-12. «Обнаружена и идентифицирована подлодка С-12, погибшая в 1943 году. Таким образом, теперь точно установлена судьба всех советских подводных лодок, погибших в «чёрном» 1943 году: Щ-408, Щ-406, С-12, C-9, Щ-323. Ещё немного, и найдём оставшихся», – сообщили поисковики.
История свежей находки заслуживает подробного рассказа. Субмарина принадлежала к распространённому в советском флоте классу «С» («Средняя»), отличавшемуся от предыдущего типа Щ («Щука») большим водоизмещением и усиленным вооружением. «Двенадцатая» была заложена 20 октября 1937 года в Горьком на заводе № 112 под стапельным номером 246. На воду её спустили 20 апреля 1940 года. Начало войны С-12 встретила в Кронштадте в составе учебной бригады подводных лодок – тогда ею командовал капитан-лейтенант Василий Андрианович Тураев.
На момент начала войны корабль ещё только готовился к ходовым испытаниям, степень технической готовности составляла 90% – и в 41-м поучаствовать в боевых походах ему так и не довелось. Впервые на боевое патрулирование С-12 отправилась 19 сентября 1942 года. Переход через Финский залив прошёл неудачно.
Когда к вечеру 20 сентября «двенадцатая» всплыла для зарядки аккумуляторов в семи милях от острова Гогланд, она подверглась атаке финского самолета. Бомбардировщик был замечен слишком поздно, и две глубинные бомбы, разорвавшиеся рядом с рубкой, вывели из строя аккумуляторную батарею. Прибывшие на место столкновения катера противника обнаружили на поверхности воды масляный след и посчитали, что подлодка потоплена.
Однако, «двенадцатая» уцелела. Экипаж не подозревал, что корабль в силу полученного повреждения оставляет демаскирующий след, и из-за него подлодка пережила ещё несколько атак вражеских кораблей и самолетов. 28 сентября С-12 прибыла в назначенный для патрулирования район у маяка Ужава (близ Вентспилса).
Тураев несколько раз наблюдал в перископ конвои противника, но применить торпеды не получалось – из-за тумана и конвойных миноносцев. Особенно досадной стала встреча с немецким броненосцем «Шлезиен», торпедировать который не вышло из-за того, что в решающий момент не открылись крышки кормовых аппаратов, заклиненных при бомбежке. Неудачной оказалась и атака 5 октября северо-западнее Мемеля шедшего в составе конвоя немецкого транспорта – торпеды прошли мимо цели.
Командир подлодки Василий Тураев
Утром 6 октября «двенадцатая» безуспешно выпустила четыре торпеды по германскому рыболовному траулеру «Викинг». Всплыв, субмарина попыталась расстрелять цель из орудия, но этот замысел сорвал подоспевший сторожевик противника. Пришлось срочно погружаться и уходить. Точно так же сорвалась атака на одиночный транспорт 8 октября у маяка Ужава: боцман не сумел удержать корабль на перископной глубине и момент для торпедного залпа был утерян. Трудно описать словами всю степень той досады, что испытывали моряки – сколько можно, неудача за неудачей!
Полосу невезения удалось преодолеть лишь 21 октября, когда С-12 атаковала очередной немецкий конвой. Две торпеды настигли транспорт «Сабине Ховальд», перевозивший немецких военных отпускников из Финляндии в Германию – но судно, хоть и получило тяжкие повреждения, ко дну не пошло. Со своей стороны, «двенадцатая» сумела оторваться от сторожевиков и тральщиков противника, тут же начавших бомбометание.
27 октября С-12 вновь атаковала конвой и попала торпедой в корму транспорта «Мальгаш», также перевозившего немецких отпускников из Финляндии. Немцы пытались буксировать поврежденный пароход, но он сел на грунт в 2,5 мили от Либавы (Лиепая). И вновь лодка успешно оторвалось от охранения конвоя. К вечеру 18 ноября 1942 года «двенадцатая» благополучно ошвартовалась в Кронштадте, завершив самый продолжительный из совершенных советскими подлодками за всю войну поход – 62 дня!
Координаты установлены
В 1943-м Тураев был снят с должности командира С-12 и назначен с понижением на Северный флот. Официально в качестве причины были названы «недостаточные знания», «самоустранение от командования», хищения продовольствия, якобы совершавшиеся членами экипажа. Но фактической причиной отстранения Тураева историки называют его конфликт с командиром бригады подводных лодок Сергеем Верховским, которого командир «двенадцатой» неоднократно критиковал за безграмотные действия. Позже Тураев сделал на Северном флоте успешную боевую карьеру. Умер он в Ленинграде в 1966 году.
Его преемником на С-12 стал капитан 3-го ранга Александр Аркадьевич Бащенко. В ночь на 29 июля 1943 года он вывел С-12 с острова Лавенсари в её последний поход. Подлодке предстояло действовать в устье Финского залива и Аландском море. Связь с субмариной поддерживалась до 1 августа.
Поисковики из «Разведывательно-водолазной команды» выяснили, что С-12 погибла 3 августа 1943 года после прорыва через противолодочную сеть Нарген-Порккала-Уддского рубежа, которой немцы перегородили Финский залив. Субмарина дала несколько радиограмм, свидетельствующих о том, что она успешно прорвалась через минный рубеж у острова Гогланд. Далее она зарядила аккумуляторные батареи у острова Кэри и приступила к выполнению боевого задания. После этого лодка исчезла, судьба её осталась неизвестной. Вместе с субмариной погибли 46 членов экипажа.
В мае 2016 года в рамках совместного проекта финской команды Divers of the Dark и участников экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» в восьми милях от острова Найссаар с помощью локатора был обнаружен корпус подводной лодки, разорванной на две части. Останки корабля лежат на глубине 87 метров. Было высказано предположение, что это – советская лодка типа «С», но оставались сомнения. Окончательно корабль идентифицировали в процессе нескольких погружений в начале сентября нынешнего года. «Разведывательно-водолазная команда» вместе с Divers of the Dark провела съёмку корпуса для последующего построения 3D модели и помещения её в виртуальный музей «Бессмертный дивизион».
«Погода нам благоприятствовала, – рассказывает отец Иннокентий Ольховой. – Мы находились на месте гибели С-12 два дня, совершили ряд удачных погружений. Видимость средняя – не самая плохая, но далекая от идеальной. Подлодка довольно большая, она и сейчас выглядит весьма впечатляюще.
Я отвечал за съёмку, но забарахлила камера – видео сделать не удалось, осталось довольствоваться фотоснимками. Снять подлодку красивым общим планом, к чему мы всегда стремимся, на сей раз не получилось – и пришлось обойтись средними и крупными планами. В результате обследования выяснилось, что С-12 погибла от мины, защищавшей подходы к противолодочной сети. Вероятнее всего, после подрыва мины произошла детонация водорода, скопившегося во втором отсеке, где находились аккумуляторные батареи, что усилило силу взрыва и не оставило лодке никаких шансов».
По словам отца Иннокентия, взрыв сильно покалечил «двенадцатую». «Носовая часть корпуса оторвана, – рассказывает участник экспедиции, – примерно посередине второго отсека. Она лежит на грунте на ровном киле с небольшим дифферентом на правый борт, метрах в пятнадцати от остального корпуса – параллельно ему.
Мы попытались детально заснять место разлома, благо оно не ушло в ил – но не совсем удачно. Кстати, носовая часть до сих пор связана с другой частью корпуса толстой антенной: пальца в три толщиной. Отсняли открытый нараспашку люк в носу, который, видимо, выбило при взрыве. Внутри всё в иле.
Кормовая часть под углом вошла в грунт по переднюю стенку ходовой рубки, винты и рули висят на расстоянии метра от дна. Носовое 100-миллиметровое орудие отсутствует – видимо, его отбросило взрывом вместе с куском палубы. Мой товарищ Миша Иванов заснял характерную для лодок типа «С» рубку с раздвижными створками, она осталась практически цела».
Отец Иннокентий отмечает, что, хотя свои первичные задачи экспедиция выполнила, в будущем предстоит совершить ещё ряд погружений на С-12 – чтобы завершить съемки, необходимые для виртуального музея…
Источник: www.ritmeurasia.org
У вечного причала. В чем уникальность музейных подводных лодок
Летом 2023 года на территории кронштадтского туристического кластера «Остров фортов» идет финальная реставрация легендарного атомохода К-3 «Ленинский комсомол». К концу года лодка должна превратиться в уникальный музей, где любой желающий сможет окунуться в быт советских подводников времен холодной войны. О судьбе К-3 и других известных отечественных подлодках, получивших новую жизнь, — в материале ТАСС.
Первый отечественный атомоход
Атомоход К-3 «Ленинский комсомол» стал одним из самых грандиозных проектов времен холодной войны. По скорости и вооружению советская субмарина должна была превзойти американские аналоги Nautilus и Seawolf.
Специально для К-3 в 1950-х была спроектирована термоядерная торпеда Т-15 калибром 1,5 м и длиной 23 м, которой в случае необходимости планировалось нанести ответный удар по потенциальному противнику — США. Позднее из-за слишком больших размеров от «царь-торпеды» решено было отказаться.
Главным оружием «Ленинского комсомола» стали 20 стандартных торпед калибром 533 мм, в том числе и с ядерными боеголовками. Работая над повышением скоростных характеристик, конструкторы сделали первый отечественный атомоход похожим по форме на самое большое морское млекопитающее, за что впоследствии моряки уважительно называли его «китом».
Новая для советских подлодок конструкция себя полностью оправдала — на испытаниях советский атомный «Кит» развивал под водой на полном ходу скорость до 30 узлов (около 55 км/ч), в то время как американский Nautilus мог выдать максимально 23 узла. На долю первенца советского атомного флота выпало множество трудных испытаний. Много лет подряд на К-3 проверяли возможности ядерных субмарин.
С конца 1950-х лодка находилась в регулярных дальних походах, много времени провела подо льдами Северного Ледовитого океана. По мере накопления опыта подводного плавания лодку многократно модернизировали. Одним из главных достижений экипажа «Ленинского комсомола» считается поход к Северному полюсу в июле 1962 года.
Морякам во главе с командиром Львом Жильцовым поставили задачу пройти под толщей льда к самой «макушке Земли» и там всплыть. За восемь суток плавания лодка прошла под водой и подо льдом 1 300 морских миль и трижды всплывала в районе Северного полюса. К-3 выходила на боевые службы почти три десятилетия, пройдя за это время около 130 тыс. миль.
17 октября 1987 года она выведена из боевого состава ВМФ. В 1991 году лодку планировали отправить на металлолом, однако за нее вступились военные моряки, историки и конструкторы, которым удалось добиться консервации субмарины на судоремонтном заводе «Нерпа» (расположен в городе Снежногорске Мурманской области).
В 2020-м стало известно, что К-3 совместными усилиями проекта «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенной судостроительной корпорации» превратят в музей. Осенью 2021 года стартовала уникальная инженерно-транспортная операция по переброске «Ленинского комсомола» из Снежногорска в Кронштадт. «На первом этапе лодка двигалась по маршруту от города Снежногорска (СРЗ «Нерпа») по морским участкам Баренцева и Белого морей до входа в Беломорско-Балтийский канал. Вторым этапом стала транспортировка по участку Беломорканала через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву до акватории АО «Северная верфь» (Финский залив). В результате специальной инженерно-транспортной операции К-3 была отбуксирована до Кронштадта», — говорится в материалах проекта «Остров фортов».
На следующем этапе, по словам организаторов перевозки К-3, подлодка высотой с пятиэтажный дом проехала по улицам Кронштадта к зданию Музея военно-морской славы. Чтобы расчистить дорогу атомному «Киту», городским службам пришлось на время демонтировать более 70 различных конструкций (знаков, мачт освещения, светофоров) и более 800 м бордюров.
Сейчас К-3 установлена на «Острове фортов» в специальном крытом помещении. Лодку готовят к показу широкой публике, реставрируют снаружи и изнутри. За тем, чтобы субмарина выглядела максимально аутентично, следят историки и ветераны подводного флота.
По словам капитана первого ранга, члена наблюдательного экспертного совета по созданию Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов» Игоря Курдина, перед специалистами стоит задача воссоздать обстановку внутри корабля с точностью до малейших деталей. Особую ценность, говорит Курдин, представляют переданные реставраторам приборы и детали интерьера К-3 из частных коллекций. «Музей сможет похвастаться не только артефактами, это будет современная интерактивная площадка, на которой военно-морские реликвии будут соседствовать с инновационными технологиями.
Надеюсь, что во время посещения К-3 у молодых людей будет возникать желание еще больше узнать о подводных лодках, возможно, кто-то из них решит пойти в подводники. Важно не только сохранить память о лодке и ее экипаже, но и привлечь к подводной теме молодежь», — сказал в интервью ТАСС Игорь Курдин.
Пока, по данным капитана первого ранга, открытие музея К-3 «Ленинский комсомол» запланировано на конец 2023 года. «Народоволец» и советский Whiskey Центром музейной подводной флотилии является Санкт-Петербург. Первым в Северной столице в 1994 году появился музей на базе подводной лодки Д-2 («Народоволец»).
Всего в проекте «Д» три субмарины: «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», построенные на ленинградском Балтийском заводе и вошедшие в состав Северной военной флотилии ВМФ СССР в начале 1930-х годов. До Великой Отечественной Д-2 прославилась тем, что обеспечивала трансатлантический беспосадочный полет советского летчика Владимира Коккинаки из СССР в США.
В августе 1941 года субмарина «Народоволец» в составе Балтфлота участвовала в четырех боевых походах, совершив 12 торпедных атак и отправив ко дну четыре вражеских транспорта. После окончания Великой Отечественной Д-2 еще 16 лет служила на Балтике. Затем с нее сняли вооружение и переделали на учебно-тренировочную станцию для подводников. В 1989 году правительство решило организовать на базе «Народовольца» мемориальный комплекс, посвященный героям-подводникам, конструкторам и судостроителям. Сегодня все отсеки субмарины выглядят точь-в-точь как в годы Великой Отечественной войны.
Еще одна музейная подлодка пришвартована у причала Ленинградской военно-морской базы на набережной Лейтенанта Шмидта. С-189 (по классификации НАТО — Whiskey) — дизель-электрическая подводная лодка проекта 613. Всего в СССР было построено 215 субмарин этого типа, которые за надежность и безотказность подводники сравнивали с винтовками Мосина.
По словам капитана первого ранга запаса и директора музея «Подводная лодка С-189» Николая Чернышева, основными задачами экипажей субмарины были нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам противника, постановка мин, высадка диверсионных групп на побережье противника. За 35 лет в составе ВМФ СССР С-189 участвовала в боевых походах в Атлантике и на Балтийском море, а также в испытаниях новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера. Благодаря субмарине тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров получили ценнейший опыт подводного плавания.
Сегодня экспозиция на лодке продолжает пополняться, привлекая все больше туристов. По статистике, которую ведет капитан-директор Чернышев, со дня открытия (19 марта 2010 года) на борт C-189 поднялись более 130 тыс. жителей и гостей Санкт-Петербурга.
Рекордная Б-413 В сентябре 1973 года экипаж дизель-электрической субмарины Северного флота Б-413 вышел в Атлантику и вернулся в родную гавань лишь через 392 дня. Так был поставлен мировой рекорд по плаванию без смены экипажа. Субмарина-рекордсмен проекта 641 (по классификации НАТО — Foxtrot) была заложена 28 июня 1968 года на ленинградских «Адмиралтейских верфях». Б-413 и ее одноклассники строились на смену устаревшим субмаринам проекта 613.
Сегодня подлодка Б-413 — один из самых популярных экспонатов Музея Мирового океана в Калининграде. С момента открытия в сентябре 1999 года субмарину посетили несколько миллионов человек. С 2016 года лодка стабильно попадает в десятку лучших музеев России.
Для осмотра на Б-413, которая в Советском Союзе считалась секретной, доступно семь отсеков, включая торпедный. Также можно заглянуть в каюты командира и офицеров, кают-компанию, гидроакустическую рубку и камбуз. «Ромео» с ядерной «двустволкой» Осенью 2021 года Балаклавский подземный музей, расположенный в недрах горы Таврос, пополнился уникальным экспонатом — дизель-электрической подводной лодкой С-49 проекта 633РВ (по классификации НАТО — Romeo). Экспериментальную субмарину прозвали «двустволкой» за необычную конструкцию носовой части, в которой были размещены два торпедных аппарата калибра 650 мм. Такая конструкция обусловлена тем, что в те годы на С-49 тестировалось уникальное оружие — противолодочные твердотопливные ракетоторпеды «Водопад» и «Ветер» (разрабатывались для уничтожения быстроходных подлодок противника).
Первый в мире успешный запуск ракетоторпед состоялся в декабре 1972 года с 50-метровой глубины. Затем с помощью С-49 было проведено еще 24 испытания, последним из которых стал успешный пуск уже с 240-метровой глубины. Результаты проделанной советскими учеными и подводниками работы в дальнейшем были использованы при создании ракетных комплексов для лодок проекта 671 — самых быстроходных и вооруженных отечественных субмарин времен холодной войны.
Подробности на ТАСС
Источник: cont.ws